Театр глобус в лондоне краткое описание. Театр Шекспира — Глобус, первое появление и возрождение. Кулисы и места для музыкантов

В этом году ожидается огромное количество мероприятий, посвященных 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира. Уильям Шекспир - был величайшим драматургом.
Елизаветинский театр времен Шекспира являл собой бескрайнюю Вселенную, со своим уникальным лицом, своими архетипами, героями, мифами. В особенности этими мифами обросла фигура самого Шекспира, вплоть до того, что сама личность великого актера из Стратфорда ставится под сомнение.

До нас не дошло ни одной рукописи, написанной самим Шекспиром. Единственное свидетельство его существования - это бессмертные пьесы. Театр, в котором они ставились, время тоже не пощадило. Но все знают его название - Глобус. Через века театр Шекспира был воссоздан, можно сказать, что возрожден из пепла, поскольку был сожжен.

Легендарный театр “Глобус” (“The Globe”), уютно расположился на берегу Темзы в самом центре города.
Первоначально он был построен в районе Bankside в 1599 году на средства актеров труппы Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал и Уильям Шекспир. Премьеры многих пьес великого драматурга прошли именно там. “Глобус” был одним из самых успешных театров Лондона, а Шекспир – одним из его совладельцев, наряду с другими актерами.
Как выглядели тогда театры - круглый зал на три тысячи человек, дырка вместо крыши и стоячий партер

Глобус не был первым из театров в Лондоне. До него были Театр «Театр» в Шордиче. 1576 год, «Куртина»(The Curtain Theatre), «Роза» (The Rose), «Лебедь» (The Swan) и другие.


Театр «Театр» в Шордиче. 1576 год


Интерьер театра «Лебедь». Копия с рисунка Йоханнеса де Витта. 1596 год

В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату, и здание разобрали, а строительный материал использовали для сооружения нового театра на другом берегу Темзы, получившего название «Глобус».

Первый «Глобус» был типичным общедоступным театром начала XVII века: овальное помещение, напоминавшее по форме римского амфитеатр, огороженное высокой стеной, без крыши. Название театр получил от стоявшей у входа статуи Атланта, поддерживающего земной шар, называемый глобусом. Глобус опоясывала лента с надписью на латыни: Totus mundus agit histrionem («Весь мир лицедействует», или в более привычном переводе - «Весь мир - театр»).
«Глобус» простоял всего четырнадцать лет. В 1613 году во время спектакля “Генрих VIII” от театральной пушки воспламенилась тростниковая крыша театра, и “Глобус” сгорел дотла.
Трагический конец первого «Глобуса» ознаменовал и смену литературно-театральных эпох: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы, попрощался с миром театра и уехал в Стратфорд.
Но актеры принялись задело, и на том же месте был построен новый театр, второй “Глобус”, но уже с черепичной крышей.


Реконструкция внутреннего устройства «Глобуса» (после пожара 1613 года). 1958 год

Реконструкция базируется на воспоминаниях Венцеслава Холлара 1635 года
о «Глобусе», каким он был выстроен после пожара.
Театр оставался родным для шекспировской труппы до закрытия всех театров Пуританской властью Англии в 1642 году. Пуритан театр не интересовал, они отличались крайней строгостью нравов, аскетичностью и бережливостью. Поэтому театр был снесен, а на его месте построены доходные дома.


Это Лондон, каким его изобразил чешский гравер Венцеслав Холлар, долгие годы живший в Англии и фиксировавший, как менялся город в промежутках между частыми пожарами. На панораме 1647 года снесенный в 1644-м «Глобус» изображен в виде круглого трехэтажного здания (в левой части панорамы) в злачном и далеком от Сити районе Бэнксайд.

На протяжении столетий точное местоположение театра оставалось неизвестным до тех пор, пока в 1989 году остатки его основания не были обнаружены под автостоянкой.

Инициатором проекта восстановления “Глобуса” был американский актер, режиссер и постановщик Сэм Уонамейкер (1919–1993), известный широкому зрителю по фильмам, в т.ч. «Смерть на Ниле». Во время посещения Лондона в 1949 году он был разочарован, обнаружив, что единственным напоминанием о Шекспире на месте “Глобуса” была табличка на стене пивоварни.


Сэм Уонамейкер с моделью «Глобуса»

Уже побывав режиссером Нового шекспировского театра в Ливерпуле, в 1960-х годах в Оксфорде он находит ранние чертежи театра эпохи Якова I, которые походили на проекты «Глобуса». Спустя несколько лет Уонамейкер учреждает фонд, целью которого стало восстановить театр “Глобус” и создать на его основе образовательный центр, посвященный Шекспиру. Место выбрали практически то же самое: первый театр “Глобус” находился на расстоянии приблизительно ста восьмидесяти метров от реконструированного театра на Bankside.
При Сэме Уонамейкере театр начали восстанавливать, но меценат умер, не дождавшись окончания строительства. В 1997 году – спустя три с половиной года после смерти Уонамейкера – строительство театра и вспомогательных зданий были завершены, и новый старый “Глобус” вновь распахнул свои двери перед любителями театрального искусства.

Театр “Глобус” стоит на геркулесовых столбах. Они сделаны не из мрамора, а из окрашенного дерева. На стволах этих громадных дубов держится украшенная знаками зодиака крыша - “небесный свод”. Его предназначение - поддерживать чердак, с которого актеры, играющие богов и ангелов, могут спускаться на сцену через самую таинственную дверь в театре - опускную. Эта дверь вела как на чердак, так и под сцену. По преданию, через нее можно было попасть в преисподнюю. Через эту дверь на сцене театра появлялись привидения, ведьмы, черти и другая нечисть.

Зрительного зала как такового нет – есть зрительный двор с двумя галереями вокруг. Во времена Шекспира в невыносимо жаркие дни около тысячи зрителей стояли в этом дворе, и выражение “безденежная вонючая чернь” употреблялась в прямом смысле. Пахло потом и дешевым пивом – простые зрители не привередничали с напитками.

Представления проводились с двух до пяти вечера - освещение было естественным; о начале представления объявлял звук трубы и поднятый флаг.
Сейчас часть зрительного зала также находится под открытым небом, поэтому театральный сезон на этой сцене длится с 19 мая по 20 сентября.

Прежде во время спектакля зрители громко говорили, шутили, смеялись. Часто между зрителями вспыхивали драки. Актерам нелегко приходилось играть в таких условиях. Бывали случаи, когда зрелище останавливали, и актеры убегали со сцены, не желая стать невольными жертвами потасовок.

Потасовки в театре давно остались в прошлом, а стоячие места сохранились. Во дворе могут разместиться до семисот зрителей. Билеты на стоячие места недорогие - всего пять фунтов, - и этой возможностью охотно пользуются студенты и молодежь. Всего (со стоячими местами) театр рассчитан на тысячу шестьсот человек.

По бокам галерей расположены ложи, предназначавшиеся когда-то исключительно для благородных господ. Любители театра побогаче могли за шесть пенсов купить билеты на удобные кресла в этих ложах. Королевской ложи в театре нет, и королевская семья не приходила в “Глобус” из соображений безопасности.

Сцена состояла из двух зон: передней площадки и задней частей, отделенной раздвижным занавесом. Передняя часть использовалась для массовых сцен, шествий, дуэлей (например, сцены из “Макбета” и “Гамлета”). За занавесом обычно исполнялись любовные сцены (свидание Ромео и Джульетты, объяснение Отелло с Дездемоной...). Часто во время постановок на сцене находились музыканты, исполняющие живую музыку.

Как и первый «Глобус», сегодняшний театр имеет выступающую сцену, которая выдаётся в огромный круглый двор, окружённый сидячими местами на трёх круто наклонённых ярусах.

Сегодня театр “Глобус” – один из лучших английских и европейских театров. Каждый год перед началом сезона заново формируется труппа театра. В репертуаре - как бессмертные пьесы Шекспира, так и новые пьесы современных авторов. Ежегодно театр посещают приблизительно четверть миллиона человек.

Среди постановок театра – новые инсценировки пьес Шекспира “Буря”, “Сон в летнюю ночь” и “Макбет”, три мировые премьеры по пьесам молодых английских драматургов. В 2013 году в театре состоялись гастроли театра из Южной Африки, Грузинского театра имени Марджанишвили и Белорусского Свободного театра. Белорусская труппа представляла “Короля Лира” в постановке Владимира Щербаня с Олегом Сидорчиком в главной роли. Этот спектакль получил высочайшую оценку критики после премьерных показов во время Международной театральной Олимпиады в 2012 году.

Большое количество копий и вольных интерпретаций «Глобуса» построено по всему миру, в т.ч.и в Мосве и Новосибирске.

Лондонский театр “Глобус” по праву можно назвать одним из самых знаменитых театров мира. Его история тесно связано с именем Уильямом Шекспиром и блистательной елизаветинской эпохой. “Глобус” был открыт в 1599 году на средства труппы актеров Lord Chamberlain’s Men (“Слуги лорда-Камергера”), к которой принадлежал и великий Бард. Он был одним из акционеров театра, выступал на его сцене как актер (правда, в незначительных ролях) и писал для него пьесы. Самая большая труппа актеров того времени с самым великим драматургом всех времен обеспечила театру громадную популярность и стабильную прибыль.

Специально построенные здания для театральных спектаклей появились в Лондоне в конце XVI века. До этого времени небольшие бродячие актёрские труппы, как правило, выступали в гостиничных дворах, задерживаясь на одном месте не более чем на один-два дня. Сценой служило импровизированное возвышение в одном конце двора, а зрители наблюдали за представлением стоя, занимая оставшееся пространство.

Внутренний двор гостиницы окружала крытая галерея, на которую выходили номера. С нее наблюдала за театральным действом богатая публика. Представления значительно увеличивали продажу вина, эля, прохладительных напитков и легких закусок. Наиболее дальновидные смекнули, что постановки вкупе с торговлей могут дать неплохую прибыль.

Некоторые постоялые дворы были преобразованы в театры, постоянно работающие в теплое время года с фиксированной платой за вход, а позднее для театральных представлений стали строить специальные здания, где торговля легкой едой и напитками стала весьма прибыльным добавлением к искусству. Во время археологических раскопок в 90-х годах прошлого века на месте расположения театра “Глобус” (англ. The Globe) , было обнаружено громадное количество устричных раковин и скорлупы орехов – своеобразного попкорна XVI века. А если учесть, что “Глобус” вмещал до 3 000 человек, то съедалось и выпивалось немало.

Свое название театр получил от стоявшей у входа статуи мифологического Атланта, поддерживающей земной шар (глобус), который опоясывала лента с надписью на латыни Mundus universus exercet histrionеm, что означает — «в есь мир лицедействует « .

Профессия актера не считалась уважаемой в то время, хотя путь к богатству открывала. Повсеместная популярность театральных постановок была так высока, что в 1591 году был издан закон, запрещающий театрам работать по четвергам, чтобы дать возможность заработать другим увеселительным заведениям. Самым популярным театром того времени был “Глобус”. Сама королева не гнушалась посещать постановки знаменитого театра.

«Королева Елизавета в театре Глобус», Дэвид Скотт

“Глобус” заслужил также звание самого красивого театра, который когда-либо видел Лондон. Он представлял собой обнесенный высокой стеной открытый амфитеатр диаметром около 30 м, а прямоугольник сцены был выдвинут в середину открытого двора. За 1 пенни можно было смотреть спектакль, стоя на открытом пространстве перед авансценой. Зрителей во двор набивалось много, стоять было неудобно, к тому же толпа простонародья не отличалась изысканными ароматами. Чтобы не досаждали запахи, публика активно использовала апельсины, которые были вкусны, обладали свежим ароматом, а их кожура частенько летела на сцену, когда представление не нравилось. Зрители “двора” получили прозвище groundling (донная рыбка). Позднее граундлингом стали называть любого малокультурного человека.

Место в галерее, защищенной от солнца и дождя соломенной крышей, стоило 2 пенни, дороже были места с мягкими подушками совсем близко к сцене и даже на ней. Самыми лучшими считались Lord’s rooms (комнаты лордов) прямо над сценой. И хотя с этих мест можно было видеть только спины актеров, саму сидящую знать лицезрели все присутствующие. На представление в театр “Глобус” собиралась самая разношерстная публика от низов до самых верхов общества с различными вкусами и уровнем образования. Перед труппой стояла непростая задача – угодить всем.

Когда Шекспир впервые познакомился с этой требовательной публикой, она жаждала интриги и пышного зрелища, шума, грубого фарса, вульгарной клоунады, потока тонких и ловких острот и самой лучшей музыки, потому что у англичан тогда были самые лучшие песни и лучшая музыка в Европе; она также была полна страстного интереса, которого нет у современной средней публики, к риторике и поэзии как средству передачи актерской игры и выражения страстей

Джордж Маколей Тревельян, ”История Англии от Чосера до королевы Виктории”

Театр “Глобус” оповещал о своем репертуаре, используя цветные флаги, поднятые на флагштоке в день спектакля. Черный цвет флага означал трагедию, белый – комедию и красный – историческую хронику. Спектакли начинались в час дня, но публика приходила заблаговременно, чтобы выбрать места получше.

В ожидании начала зрители наслаждались сладостями, прохладительными и горячительными напитками. Привилегия торговать едой во время спектакля принадлежала, как правило, кому-нибудь из пайщиков театра и давала существенную прибавку к доходу. Спектакли не имели антрактов, интервалы в развитии сюжета заполнялись выступлениями клоунов, жонглеров и акробатов. Каждый спектакль завершался обязательной джигой в сопровождении песни, за которой следовала благодарственная молитва. Все представление занимало 3-4 часа. Проголодавшаяся публика активно подкреплялась по ходу действия разнообразными морепродуктами, выпечкой и десертами, мясом, жаренным на вертеле, колбасой, фруктами и орехами. Устрицы и “обед пахаря” (хлеб и сыр) – еда простонародья. Богатые горожане и аристократическая публика предпочитали крабов и самое дорогое лакомство той поры – курагу, изюм и инжир. Мясные пироги, одно из самых популярных блюд того времени, с удовольствием ели как представители высших, так и низших классов, к тому же корку пирога удобно было использовать в качестве ложки.

Елизаветинцы особо любили разнообразные десерты, сладкие пироги, печенья и сладости. Ниже проведен адаптированный рецепт медовых булочек из елизаветинской эпохи.

Медовые елизаветинские булочки (адаптированный рецепт)

Ингредиенты :
3 1/2 стакана муки
3 столовые ложки меда
2 чайные ложки сахара
3 столовые ложки молотого миндаля
2 ¼ чайные ложки сухих дрожжей
300мл эля
Щепотка соли

Растворите дрожжи в подогретом эле. Измельчите миндаль и сахар в кухонном комбайне, а затем соедините с мукой и солью в большой миске. В углубление, сделанное в центре муки, влейте дрожжевое пиво. Замесите тесто до эластичной консистенции. Оставьте его на полчаса в теплом месте, прикрыв салфеткой, чтобы оно подошло. Сформируйте из теста 10 небольших булочек. Дайте им подойти еще 15 мин. Запекайте булочки в предварительно разогретой духовке до 190С в течении 20 мин.
С помощью овощного ножа в каждой готовой булочке сделайте небольшую выемку, в которую аккуратно влейте мед. Когда мед впитается, повторите процесс еще раз.

Театр времен Шекспира не имел декораций, но фейерверки и спецэффекты, в основном шумовые со звуками труб, фанфар и даже стрельбой из пушек, использовались в полной мере. Отходы мясных лавок добавляли натурализма кровавым сценам сражений и битв и щекотали нервы публике, жаждущей острых ощущений.

Интересно, что именно страсть к эффектам сгубила театр. Неудачный выстрел из пушки во время спектакля “Генрих VIII” привел к загоранию соломенной крыши, и деревянное здание театра сгорело дотла меньше чем за час. Это случилось 29 июня 1613. К счастью, никто из зрителей не пострадал, за исключением одного, на котором загорелись новомодные брюки — кюлоты. Их удалось оперативно потушить с помощью бутылки эля – самого популярного напитка елизаветинской эпохи.
Сгоревший театр был восстановлен в 1614 году на фундаменте старого, но на этот раз уже под черепичной крышей.

“Глобус” процветал до 1642 года, когда война пуритан против театров наконец-то увенчалась победой. Пуритане (английские протестанты) проповедовали строгость нравов, аскетизм, бережливость и трудолюбие. Театр наряду с другими светскими развлечениями считался бесовской забавой, насаждающей пороки. Виноторговцы, продавцы эля и трактирщики поддерживали ревнителей нравственности, поскольку театры отбивали у них клиентов. Наконец, в 1642 году указом парламента все театры Англии были закрыты. Через два года здание театра было снесено, а на его месте вырос квартал доходных домов.


Уже в наше время театр был восстановлен по плану елизаветинских времен. Он был открыт в 1997 под названием “Шекспировский театр „Глобус“ буквально в 200 метрах от расположения исторического “Глобуса”. Основной репертуар театра, конечно же, состоит из знаменитых пьес Уильяма Шекспира. Билет на представление стоит 5 фунтов стерлингов. По правилам техники безопасности, на спектакле могут присутствовать не более 1300 человек. “Глобус”, как и в шекспировские времена, работает с апреля по октябрь, не давая представлений в зимнее время, но для экскурсий театр открыт круглый год.

Театр Шекспира “Глобус” считается одним из самых известных не только в Великобритании, но и в Европе. Сегодня он является не только знаменитым культурным учреждением, где можно увидеть постановки именитых режиссеров и понаблюдать за игрой звезд мировой театральной сцены, но и входит в число самых известных достопримечательностей Лондона.

Предыстория

Все началось с того, что в 1576 году в Шордиче был построен первый публичный лондонский театр, который все просто называли “The Theatre”. Он принадлежал Джеймсу Бербеджу, который работал в молодости плотником, однако позже стал актером и собрал собственную труппу. Этот театр просуществовал до 1597 года, когда владелец земли, на которой он стоял, потребовал освободить участок или платить ему в двойном размере. Тогда сыновья хозяина заведения — Ричард и Катберт — решили основать новое заведение на другом берегу Темзы и перевезли туда на плотах разобранные деревянные конструкции сцены - балка за балкой.

Первый “Глобус”

Строительство нового театра продолжалось 2 года. В итоге наследники Бербеджа стали собственниками половины здания и взяли себе 50 процентов акций нового учреждения. Что касается оставшихся ценных бумаг, то они разделили их между несколькими самыми известными членами старой труппы, одним из которых был актер и автор большинства пьес, составляющих репертуар "Глобуса", - Уильям Шекспир.

Новый театр просуществовал всего 14 лет, в течение которых там состоялись премьеры практически всех произведений, написанных великим драматургом. “Глобус” пользовался невероятной популярностью, и в числе зрителей часто можно было увидеть важных вельмож и аристократов. Однажды, когда на сцене шел спектакль “Генрих Восьмой”, вышла из строя театральная пушка, в результате чего воспламенилась соломенная крыша, и деревянное здание сгорело дотла в течение нескольких часов. К счастью, никто, кроме одного зрителя, получившего легкие ожоги, не пострадал, но театр Шекспира “Глобус”, считавшийся одним из самых известных учреждений подобного рода в Англии того времени, был уничтожен.

История с 1614 по 1642 год

Вскоре после пожара театр был отстроен на том же месте заново. Однако на сегодняшний день исследователи не имеют единого мнения по поводу того, участвовал ли в финансировании нового проекта Уильям Шекспир. Как отмечают биографы драматурга, в этот период у него были большие проблемы со здоровьем, и, вполне возможно, что он стал постепенно отходить от дел. Как бы то ни было, Шекспир скончался 23 апреля 1616 года, тогда как второй театр просуществовал до 1642-го. Именно тогда "Глобус" был закрыт, а его труппа распущена, так как в Англии началась гражданская война, и пришедшие к власти пуритане добились запрещения любых развлекательных мероприятий как не соответствующих протестантской морали. Через 2 года здание театра и вовсе снесли, освободив таким образом место для строительства жилых доходных домов. При этом застройка была произведена так плотно, что не осталось даже каких-либо следов существования театра “Глобус”.

Раскопки

Великобритания известна как страна, где на протяжении последних 500 лет очень внимательно относились к документам и архивам. Поэтому очень странно, что вплоть до конца 80-х годов прошлого столетия никто не мог назвать точное место, где в 17 веке располагался известный театр Шекспира “Глобус”. Свет на этот вопрос пролили произведенные в 1989 году на территории автостоянки Anchor Terrace, расположенной на Парк-Стрит. Тогда ученым удалось обнаружить части фундамента и одной из башен “Глобуса”. По мнению ученых, в этом районе и сегодня стоило бы продолжить поиски новых фрагментов театрального комплекса. Однако проведение исследований не представляется возможным, так как рядом расположены памятники архитектуры 18 века, которые по британским законам не подлежат разбору.

Каким было здание театра при Шекспире

Размеры второго “Глобуса” до сих пор доподлинно не известны, но его план ученые смогли восстановить с большой точностью. В частности, им удалось установить, что он был построен в виде трехъярусного открытого амфитеатра диаметром 97-102 футов, который мог одновременно вместить до 3 тысяч зрителей. При этом изначально считалось, что это сооружение было круглым, однако раскопки части фундамента показали, что оно напоминало 18- или 20-гранник и имело по меньшей мере одну башню.

Что касается внутреннего устройства “Глобуса”, то вытянутая авансцена доходила до середины открытого двора. Сама сцена с люком, откуда при необходимости выходили актеры, имела ширину 43 фута, в длину 27 футов и была поднята над землей на высоту около 1,5 м.

Зрительские места

Дошедшее до наших дней описание театра “Глобус” свидетельствует о том, что довольно комфортные ложи для аристократии располагались вдоль стены на первом ярусе. Над ними были устроены галереи для богатых горожан, а менее обеспеченные, но уважаемые лондонцы и молодежь, у которой водились деньги, смотрели спектакль, сидя на местах, расположенных прямо на сцене. Была в театре и так называемая яма, куда пускали бедняков, которые были в состоянии заплатить за просмотр представления 1 пенни. Интересно, что эта категория имела привычку поедать во время театральных представлений орехи и апельсины, поэтому при раскопке фундамента “Глобуса” были найдены груды фрагментов скорлупы и семена цитрусовых.

Кулисы и места для музыкантов

Над тыльной частью сцены была возведена крыша, поддерживаемая массивными колоннами. Под ней на расстоянии в человеческий рост располагался потолок с люком, разрисованный облаками, откуда при необходимости актеры могли спускаться на веревках, изображая божеств или ангелов. Там же во время спектаклей находились рабочие сцены, спускающие или поднимающие декорации.

Из-за кулис, где члены труппы переодевались и откуда смотрели представление в ожидании своего выхода, на сцену вели две-три двери. К кулисам примыкал балкон, где рассаживались музыканты театрального оркестра, а в некоторых спектаклях, например, при постановке “Ромео и Джульетты”, его использовали как дополнительную площадку, на которой происходило действие пьесы.

Театр Шекспира “Глобус” сегодня

Англия считается одной из стран, вклад которой в мировое драматическое искусство трудно переоценить. И сегодня известные, в том числе исторические, театры Лондона, которых там более десятка, не испытывают недостатка в зрителях в течение всего сезона. Особенный интерес вызывает третий по счету “Глобус”, так как его посещение сродни своеобразному путешествию во времени. Кроме того, туристов привлекает действующий при нем интерактивный музей.

В 1990 годах возникла идея возродить английский театр “Глобус”. Причем руководивший проектом известный американский режиссер и актер Сэм Уэнамэйкер настоял, чтобы новое здание было построено так, чтобы максимально напоминало оригинал. Отзывы туристов, которые уже посещали спектакли театра “Глобус”, свидетельствуют, что довольно большой команде знаменитых архитекторов, инженеров и консультантов, занятых возрождения одного из самых известных культурных учреждений в истории Лондона, это удалось в полной мере. Они даже покрыли пропитав ее противопожарным составом, хотя такой строительный материал в британской столице не использовался более 250 лет. Открытие состоялось в 1997 году, и уже около 18 лет там можно посмотреть постановки многих пьес Шекспира с оригинальными декорациями и костюмами. Причем, как и при правлении Якова Первого и Карла Первого, в театре нет и спектакли проводятся только днем.

Спектакли

Как уже было сказано, основа репертуара возрожденного “Глобуса” — пьесы Уильяма Шекспира. Особенно популярны такие спектакли, как “Укрощение строптивой”, “Король Лир”, “Генрих IV”, “Гамлет” и другие, которые играют так, как в 17 веке. Справедливости ради нужно сказать, что не все традиции шекспировского театра сохранились в современном "Глобусе". В частности, женские роли сегодня играют актрисы, а не молодые актеры, как было принято 250 лет назад.

Совсем недавно театр приезжал с гастролями в Россию и привез постановку пьесы “Сон в летнюю ночь”. Ее смогли увидеть не только москвичи, но и жители Екатеринбурга, Пскова и многих других городов нашей страны. Отзывы россиян были более чем восхищенные, даже несмотря на то, что большинство зрителей слушали текст в синхронном переводе, что не могло не мешать целостному восприятию игры актеров.

Где находится и как добраться

Сегодня шекспировский театр “Глобус” находится по адресу: New Globe Walk, SE1. Легче всего туда добраться на метро, доехав до станции Cannon St, Mansion House. Так как здание частично без крыши, то стать зрителем на спектакле театра “Глобус” можно только с 19 мая по 20 сентября. В то же время в течение всего года организуют экскурсии по зданию, позволяющие увидеть, не только сцену и зрительный зал, но и то, как устроены декорации и закулисье. Также туристам показывают костюмы, сшитые по эскизам 17 века и старинный Цена за посещение театра как музея времен Шекспира составляет 7 фунтов для детей и 11 фунтов для взрослых.

Теперь вам известна история театра “Глобус”, а также вы знаете, как туда добраться и какие спектакли там можно посмотреть.

Самый первый Глобус начал работать в 1599 году, а построен он был на южной стороне Темзы, подальше от муниципальных властей, которые не очень-то жаловали такие заведения, как театр. Ныне театр Глобус расположен по адресу New Globe Walk, 21. Чтобы доехать сюда желательно воспользоваться ближайшими метро Blackfriars и Southwark. Вход в театр платный, стоимость стоячих мест – 5 фунтов.

История театра и его актеров

Театр Глобус по праву считается самым первым театром Лондона. До него на этом месте стоял еще один театр, который так и назывался Театр, но он был разрушен, а там же и из его же материалов был построен Глобус.

Первым руководителем театра был Ричард Бербедж. Он родился в актерской семье, его отец владел первым общественным театром Лондона. Ричард, по отзывам зрителей и критиков, был прекрасным актером, умеющим перевоплощаться в своих героев правдиво и эмоционально. Слава пришла к Бербеджу, когда он начал играть пьесы Шекспира в труппе лорда-камергера. Знакомство Ричарда Бербеджа и Шекспира дало начало идеи организовать собственный театр. Официальным владельцем Глобуса был Ричард, вместе с братом они владели его половиной. Шекспиру принадлежало 12%, остальная часть была распределена между другими 3 актерами.

Первоначально Глобус представлял собой круглую площадку, обнесенную невысокой стеной с балконами для зрителей. Именно на этой площадке происходили действия представлений. Декораций здесь также не было, вместо них ставились специальные таблички, которые указывали время и место данной сцены.

В 1613 году во время представления «Генрих VIII» театр сгорел дотла. Отстроен он был через год, но просуществовал недолго, так как пуританские настроения в стране не жаловали такие заведения. Глобус снесли и построили на его месте жилой дом.

Новая история современного Глобуса

Новый Глобус был заново отстроен по найденным чертежам, эскизам и рисункам, но в 200 метрах от первой постройки. Происходило это по инициативе известного режиссера из США Сэма Уэнамэйкера. Он более трех лет собирал средства для возобновления этой мировой культурной ценности. В группу по работе с эскизами и планировкой вошли известные архитектор и проектировщик Тео Кросби и Бьюро Хаппольд. По большинству вопросов их консультировал искуствовед Эндрю Герр.

Новый театр был открыт в 1997 году. Понятно, что без новшеств при строительстве не обошлось, но строители и архитекторы пытались максимально сделать театр оригинальным. Здесь, как и ранее, находятся 3 яруса навесных балконов, а все места у сцены – только стоячие. В современном театре есть закулисье, декорации, системы тушения пожара, освещение. Интересно, что крыша в театре соломенная, такая, какая была изначально у первого Глобуса. Именно из-за нее и произошел пожар.

Театр рассчитан на 1300 зрителей, причем 700 мест стоячих, хотя реально в театре могут поместиться около 3000 посетителей. Так как крыша закрывает только сцену, представления могут происходить только в теплый сезон. Зимой помещение используется для обучения актерскому мастерству студентов вузов, колледжей и т.д.

Репертуар Театра Глобус

Мировую известность Глобуса подтверждают его копии по всему миру. Подобные театры есть США, Германии и Италии.

Основной репертуар театра – пьесы Шекспира, поэтому и называют Глобус театром Шекспира. Кстати, рядом с Глобусом есть небольшой музей, в котором собраны сведения о жизни и работе писателя, его труды и личные предметы. Вместе с актерами театра можно переживать пьесы «Укрощение строптивой», «Генрих IV», «Гамлет», «Король Лир» и другие. Последние годы жизни У.Шекспир не участвовал в жизни театра, а после смерти его друзья по актерскому мастерству издали первый сборник произведений великого писателя, который включал 36 произведений. Нужно сказать, что лучшие драматические пьесы Шекспира дописывались и совершенствовались прямо в стенах Глобуса, во время репетиций.

Чтобы попасть на представление, нужно заранее забронировать билеты на сайте, либо приобрести накануне. Театр работает с мая по октябрь, но туристы могут осматривать его круглый год. Время проведения представлений в театре часто меняется, поэтому его нужно уточнять. Глобус – это и музей, и театр, и сердце культурной жизни столицы Великобритании.

Первый театр «Глобус» (The Globe Theatre) построен в 1599 году. Это было круглое здание без крыши, предназначенное для летних представлений. Своим оригинальным названием он обязан скульптуре стоящего на входе Атланта, держащего на плечах шар (лат.globus, «шар»). На обвивающей его ленте читались слова: «Весь мир – театр».

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

При строительстве Первого «Глобуса» использовали деревянные конструкции старого театра, принадлежащего актерской династией Бербеджей с 1576. Он располагался в городской черте Лондона в районе Шордич и прекратил свое существование в 1597 году из-за непомерно высокой арендной платы за землю, на которой стоял. Тогда его разобрали по бревнам и перенесли на южный берег Темзы. Это место находилось в пригороде, и аренда здесь была намного ниже. В 1599 году театр был собран и начал свою работу.

Первый «Глобус» принадлежал шести собственникам, составлявшим костяк труппы. Их доли были различны, основные средства вложили два актера – братья Бербеджи. Уильям Шекспир, автор пьес, имел вначале 12,5%, а затем его доля уменьшилась до 8%. Прибыль от спектаклей распределялась пропорционально вложенным средствам. В труппе были и наемные актеры, которые работали только за жалование.

Театр просуществовал недолго: всего 14 лет. В июне 1613 года во время премьеры спектакля по пьесе Шекспира «Генрих VIII» случился пожар. Из-за неудачного сценического выстрела, в результате которого искра попала на соломенную крышу, здание вспыхнуло и за два часа сгорело. К счастью при этом никто не пострадал.

Второй «Глобус». Раскопки

На следующий год сгоревшее здание восстановили, но из предосторожности его построили из камня, а крышу покрыли черепицей. К этому времени Шекспир уже покинул труппу, но театр был неразрывно связан с его именем, пьесы великого драматурга по-прежнему успешно ставились на сцене. Второй «Глобус» просуществовал до 1642 года и был закрыт правительством Кромвеля, поощрявшего агрессивно настроенных пуритан, отвергавших любого рода развлечения. Они не признавали культурной и просветительской роли искусства, а воспринимали его как рассадник безнравственности и разврата. За короткое время были закрыты все театры Англии, в том числе и «Глобус».

Через 2 года здание сравняли с землей, на его месте построили дешевые ночлежные дома. Со временем исчезли и они, а место, где когда-то стоял любимый зрителями храм Мельпомены, казалось, утеряно навсегда. Однако в 1989 обнаружили остатки фундамента старой постройки. Сравнив его конфигурацию с описаниями, сохранившимися в архивах, пришли к заключению, что это славный театр «Глобус». Оказалось, что здание, которое принято было считать круглым, на самом деле – многоугольник, имеющий 20 граней. Более подробное исследование не проводидили, поскольку фундамент находится на территории памятника истории Anchor Terraceи и раскопки запрещены. Ограничились тем, что обозначили контуры фундамента.

Central Park Hotel

Расположен менее чем в 100 метрах от Гайд-Парка

16 411 отзывов

Забронировано сегодня 227 раз

Забронировать

Hotel Edward Paddington

В нескольких минутах от вокзала Паддингтон и Гайд-парка

4 056 отзывов

Забронировано сегодня 60 раз

Забронировать

DoubleTree by Hilton London – Docklands Riverside

Находится на набережной Темзы

5 177 отзывов

Забронировано сегодня 85 раз

Забронировать

Park Plaza County Hall London

В нескольких минутах от берега Темзы и London Eye

7 305 отзывов

Забронировано сегодня 66 раз

Забронировать

Каким было здание театра при Шекспире

Достоверных сведений о внешнем виде и интерьере «Глобуса» нет. По имеющимся документам, описаниям, фрагментам чертежей аналогичного театра «Лебедь», остаткам фундамента, картинам городских пейзажей Лондона того времени удалось восстановить лишь приблизительный облик. Внешне здание представляло собой двадцатигранник. Зрительный зал имел форму овальной площадки размерами 29,6 * 31,1 м, окруженной деревянными стенами. Соломенная крыша закрывала верхние зрительные места и сцену.

Центральная часть здания находилась под открытым небом, поэтому спектакли шли только в теплое время года – с мая по сентябрь в светлое время суток. Антрактов не было, декорации почти не использовались, их заменяли таблички с надписями: «Лес», «Сад» и др. После громкого сигнала трубы зрители занимали свои места, с них собирали плату и спектакль начинался. Актерами были исключительно мужчины, которые исполняли и женские роли.

Зрительские места

Театр вмещал по разным данным от 1200 до 3000 зрителей, был доступен всем сословиям. Сидячие зрительские места – деревянные скамейки располагались по периметру стены в три яруса и с трех сторон окружали сцену. Нижний ярус находился на уровне сцены, там сидела аристократия, второй и третий предназначался для состоятельных горожан. Для особо почетных зрителей было несколько мест на сцене сбоку.

Цены на места варьировались в зависимости от престижности, самые дорогие были на сцене. Беднота, покупавшая дешевые билеты по одному пени, смотрела спектакли, стоя вокруг сцены, из так называемой «ямы». Таких мест было около 700. Атмосфера в зрительном зале царила непринужденная. Во время спектаклей зрители активно участвовали в действии, громко одобряя или порицая игру актеров, обменивались репликами, ели орехи и апельсины, бросая отходы под ноги. Не возбранялось на месте справлять естественную нужду.

Кулисы и места для музыкантов

Сцена шириной 13 м и глубиной 8 м, вдавалась в зрительный зал прямоугольником и не имела занавеса. Она была приподнята над полом примерно на 1,2 – 1,5 м. Место вокруг сцены называлось «яма». Между сценой и полом было свободное пространство, закрытое шторами. Там хранили инвентарь, который подавали в люк, находящийся на сцене. Через люк по ходу действия проваливались в «преисподнюю» грешники, из него выходили жители подземного царства, призраки, черти, ведьмы.

В задней части сцены было три двери, за которыми актеры переодевались и выходили к зрителям. Над сценой, в глубине, имелась площадка, используемая в спектаклях как стена замка или балкон. На ней появлялись персонажи: Джульетта, тень отца Гамлета, глашатаи и проч. Кроме того на верхней площадке иногда размещались музыканты, исполняющие живую музыку. Определенного места для музыкантов не было, поэтому они появлялись и на сцене, создавая неповторимое настроение веселой игрой на простых музыкальных инструментах: лютне, барабане, флейте.

Выше балкона располагалась небольшое помещение. Оно напоминало хижину с двумя окнами, из которых появлялись артисты в ходе разыгрываемых сцен и произносили монологи. На крыше хижины укрепляли флаг, по цвету которого жители округи определяли, какой спектакль идет: трагедии соответствовал черный цвет, комедии – белый, исторической драме – красный. Сцену покрывала соломенная крыша – «небеса», которая держалась на двух мощных колоннах, была разрисована с внутренней стороны знаками зодиака. В ней был люк, из которого спускались на канатах представители потустороннего мира: ангелы, боги, духи.

Театр сегодня

«Глобус» был забыт более чем на 300 лет. Началось его восстановление с идеи, принадлежащей американцу Сэму Уонамейкеру – известному актеру и режиссеру. Англичане скептически отнеслись к его предложению, и финансировать проект отказались. В 1970 году Уонамейкер создает фонд для финансирования строительства, по крупицам собирает материалы о конструкции здания, привлекает архитекторов и строителей. Возведение здания начали на расстоянии 200 м от исторического места расположения первого театра. В 1993 году, когда каркас был построен, Уонамейкер умер. Его последователи завершили проект в 1997 г. Открывала новый «Глобус» сама королева Елизавета II.

Его вид максимально приближен к первоначальному образцу. Это летний театр без крыши, построенный из массивных дубовых бревен, покрытие над сценой и верхним ярусом сделано из соломы, что за 300 лет является первым случаем в Лондоне. В целях безопасности все строительные материалы пропитаны противопожарными составами. Как и во времена Шекспира в театре выступающая в зрительный зал сцена, сидячие места расположены на трех ярусах, а стоячие (500 мест) – вокруг сцены.

Современный «Глобус» рассчитан на 1600 человек и является одним из самых посещаемых мест в Лондоне. Стоячие места самые дешевые, они популярны у студентов и молодежи. Всего спектакли посещает за сезон более 250 тыс. человек. Сезон длится с конца апреля до середины сентября. Вне сезона посетителей привлекает музей при театре, в котором собраны костюмы и предметы утвари времен Шекспира, эскизы, макеты, декорации. В музее собраны интересные факты о жизни и работе драматурга, его труды и личные вещи.

Спектакли

Постоянной труппы в театре нет, каждый год формируется новый состав. Репертуар «Глобуса» состоит в основном из шекспировских пьес: «Укрощение строптивой», «Как вам это нравится», «Венецианский купец», «Генрих IV», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет». Ставятся пьесы других известных авторов и молодых английских драматургов, проходят гастроли драматических коллективов разных стран. Представления проходят днем, поскольку искусственное освещение не используется, так же как и любые усилители голоса. Отличаются спектакли от средневековых тем, что роли исполняют не только мужчины, но и женщины.

Копии театра в других странах

«Глобус» завоевал любовь во всем мире. Его большая популярность у поклонников сценического искусства объясняется тем, что он передает атмосферу театральных представлений эпохи Шекспира и позволяет зрителям перенестись в то давнее время. Во многих городах мира созданы копии лондонского театра «Глобус». Их нельзя назвать точными, это скорее интерпретации лондонского театра, каждый из которых имеет свои особенности. Всего их построено 12: 6 – в городах США, 3 – в Германии, 1 – в Италии, 2 – в России. Российские театры в Москве и Новосибирске из-за особенностей климата имеют крышу и не являются летними.

Где находится и как добраться

Здание «Глобуса» расположено в сердце культурного лондонского квартала Бэнксайд на южной стороне реки напротив лондонского Сити. Его адрес: SE1 9DT, London, Bankside New Globe Walk, 21. Ориентиром может служить мост Миллениум, который находится в 50 м. В 10–15 минутах ходьбы – станции метро: Блэкфрайарс, Лондонский Мост, Саутворк и Святого Павла.

Можно добраться и на автобусах:

  • 45, 63, 100 до Блэкфрайарс
  • 15, 17 до Кэннон-Стрит
  • 381, РВ1 до Саутворк-Стрит

Работает ежедневно с 9:00 до 17:00.