Тема и идея произведения чехова степь. Описание степи в произведениях гоголя, тургенева, чехова

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в данной статье, является одним из самых известных произведений автора. Оно было написано в 1888 году. В основу легли авторские впечатления, сформировавшиеся под влиянием путешествия по Приазовью, состоявшегося годом ранее. Некоторые исследователи, в том числе и родной брат писателя по имени Александр, считают произведение автобиографическим. Напечатана эта повесть впервые была в том же 1888 году в популярном журнале "Северный вестник".

О чем?

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание это подтверждает, одно из увлекательнейших ранних произведений автора. С ним он, по сути, дебютировал в большой литературе. Именно это произведение Чехова стало первым, отмеченным многочисленными критиками. После "Степи" Чехова стали воспринимать как полноценного автора. Современники отмечали, что совершенный им прорыв означает начало новой жизни писателя.

"Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в этой статье, привлекает читателя, в первую очередь, не действием. Ее главное преимущество заключается в удивительно точном и прекрасном описании окружающей природы и внутреннего мира русского человека.

Чехов в повести "Степь", краткое содержание которой не может не заинтересовать читателя, с особой нежностью и любовью описывает все, что встречается на его пути. Это отношение к окружающему миру ярко выделяется на лице одного из главных героев - Егорушки, который чувствует эти места. Каждый взмах крыла пролетающей мимо птицы приводит его в искренний восторг. Можно с уверенностью сказать, что это чувствовал и сам автор, когда побывал в этих местах.

Выдающий русский писатель

"Степь" Чехова в кратком содержании позволяет в полной мере составить представление о раннем этапе творчества отечественного прозаика. Сам автор появился на свет 1860 году в Ростовской области. Он родился в городе Таганроге. Им было написано огромное количество произведений. Многие из них - совсем небольшие по формату, зато они наполнены глубоким смыслом. Это рассказы, повести и пьесы. На сегодняшний день Антон Павлович Чехов считается одним из величайших российских писателей не только в нашей стране, но и во всем мире.

Примечательно, что писательскую карьеру Чехов успевал совмещать с врачебной практикой. Лечением людей он занимался практически всю свою жизнь, порой, считая себя, в первую очередь, врачом, а не писателем. Известно его знаменитое выражение о том, что медицину он считает своей законной супругой, а вот литература для него только любовница. Но от связи с ней он не в состоянии отказаться.

Его по праву называют новатором в литературе. В своих произведениях он часто использовал неожиданные ходы. Его творчество оказало значительное влияние на будущее развитие литературы. Новаторские ходы можно встретить как раз в повести "Степь" Чехова. Краткое содержание позволит узнать о них больше.

Сюжет

В самом начале повести появляется персонаж Иван Иванович. Он на повозке везет своего любимого малолетнего племянника в город. Там подростку предстоит учиться в гимназии. Зовут мальчишку Егорушкой. Их сопровождает священник, настоятель местной церквушки. Он - добрый и отзывчивый, но в то же время практичный человек, что сразу заметно.

Егорушке грустно ехать в гимназию, потому что он покидает свой родной дом. Подозревает, что надолго. В пути им встречается множество различных людей. Например, привлекательная графиня Драницкая, состоятельный купец Варламов, семья евреев.

Так неспешно развивается сюжет у Чехова в "Степи". Краткое содержание, природа в котором должна играть одну из главных ролей, не может передать главных особенностей этого произведения, которые как раз и заключаются в описании окружающего мира.

Рассказывая об этой повести своим знакомым, Чехов отмечал, что рассчитывает с ее помощью открыть глаза сверстникам, показав, какой величественной и красивой оказывается окружающая их природа. Как прекрасны нетронутые просторы, которые так и ждут, чтобы какой-нибудь живописец их запечателел.

Путешествие купца, священника и племянника

Теперь подробнее взглянем на самих персонажей. Краткое содержание повести Чехова "Степь" позволяет их достаточно подробно изучить. Отец Христофор, настоятель местного храма, невысок ростом, ему уже 80 лет. Длинные сплетающиеся волосы постоянно развиваются на ветру. В город вместе с Иваном Ивановичем Кузьмичевым и Егорушкой он отправился, чтобы помочь в продаже шерсти на ярмарке.

В центре повествования, конечно же, находится Егорушка. Это мальчишка 9 лет. Он совсем еще ребенок, не до конца готовый оторваться от родного дома на такое длительное время. Но родители непреклонны - ему предстоит учиться в гимназии, получать хорошее образование, которое должно обеспечить ему безбедную жизнь.

Иван Иванович - его дядя. Мать приходится сестрой Кузьмичеву. Ольга Ивановна осталась вдовой после смерти отца Егорушки, коллежского секретаря. Она считает важным, чтобы Егорушка поступил в гимназию в крупном городе, где у него будет больше перспектив и возможностей.

Отец Христофор

Мальчик расстроен своим отъездом, с опаской ждет того, с чем встретится в новом большом и незнакомом городе. Священник пытается его поддержать всяческими способами. Он начинает ему рассказывать про свою молодость и учебу. Оказывается, что он был весьма образованным человеком, которому прочили большое будущее. У него была превосходная память, он блестяще знал историю, географию, арифметику, несколько иностранных языков.

Но родители не поддержали его в желании продолжать обучение и поступать в университет. Ему пришлось довольствоваться карьерой священника. Егорушке же выпадает отличный шанс реализовать все, о чем он мечтает.

Правда, с ним не согласен Кузьмичев. Он считает, что отдать Егорушку в гимназию в большом городе - не более, чем прихоть его сестры. Он уверен, что племянник способен и дома обучиться всему необходимому.

Остановка на ночлег

В дороге, встречаясь с различными людьми, у некоторых из них герои останавливаются, чтобы отдохнуть и набраться сил. На ночлег они располагаются у еврея Моисея Моисеевича, который старается всем угодить. Даже мальчику приносит вкусный пряник из своих запасов.

В доме, где они останавливаются, помимо хозяина, живут его жена и дети. А также брат Соломон. Он - гордый человек, который не обращает внимания ни на деньги, ни на положение в обществе окружающих его людей. Поэтому в жизни ему приходится непросто.

Визит графини

Важным эпизодом повести становится приезд на постоялый двор графини Драницкой. Кузьмичев считает, что она - глупая женщина, однако при этом всех привлекающая своей красотой.

После выясняется, что Егоушка заболел в дороге. В городе его устраивают жить у старой подруги его матери. Одним словом, повесть насыщена интересными захватывающими событиями. Прочтите, и вы сами в этом убедитесь.

Повесть «Степь» называют «историей одного путешествия». Из-за отсутствия как таковой фабулы, характерной для более ранних произведений Антона Павловича, повесть получила довольно неоднозначные отзывы критиков. Большинство рецензентов, однако, сошлись во мнении, что «Степь» – произведение в высшей степени художественное, демонстрирующее новые грани таланта 28-летнего Антона Чехова.

Повесть вышла в свет в 1888 году, появившись на страницах третьего номера «Северного вестника». В основу произведения легли личные впечатления писателя после его путешествия по Приазовью. По словам брата писателя, многое в повести «Степь» носит автобиографический характер.

В 1977 году Сергей Бондарчук («Война и мир», «Судьба человека», «Они сражались за Родину») выпустил одноименную экранизацию чеховской повести. Главные роли исполнили Олег Кузнецов (Егорушка), Николай Трофимов (отец Христофор) и Владимир Седов (Кузьмичев).

«Степь» Чехова: краткое содержание

Главный герой – девятилетний мальчик по имени Егорушка – прощается с родной деревней и по настоянию матери Ольги Ивановны отправляется в большой город учиться в гимназию. Ольга Ивановна – вдова коллежского секретаря – вверяет своего сына брату Ивану Ивановичу Кузьмичеву, который едет по купеческим делам в сторону города. Перед отъездом Егорушка горько плачет, ему не хочется ехать в чужой незнакомый город к чужим людям, бросать маменьку и родные места. Его пугают угрюмые темные обозы и бесконечная степь, которая затянула весь горизонт, и нет ей ни конца, ни края.

Егорушку сопровождает его родной дядя Иван Иванович Кузьмичев, купец, занимающейся продажей шерсти. Главное для Кузьмичева выгода, заработок. Именно поэтому он недоволен тем, что в пути нужно возиться с мальчишкой, который тормозит передвижение. Брат ругается на Ольгу Ивановну, вздумавшую отправить сына в гимназию. Он считает, что образование – пустая блажь, лишняя трата денег и времени, которое можно было употребить на обучение какому-то действительно полезному ремеслу.

Второй провожатый Егорушки – партнер Кузьмичева отец Христофор Сирийский, человек мягкий, легкомысленный. Для него продолжительное путешествие по степи представляет, скорее, не денежный интерес, а познавательный, ведь за это время можно познакомиться с огромным количеством людей. Взгляды на образование Христофора прямо противоположны кузьмичевским. Он, напротив, считает, что всякое учение – свет. В Егорушкины годы, вспоминает Христофор, он уже умел читать по латыни и слагать стихи.

За время пути Егорушка знакомится с множеством новых людей. Это, например, владелец постоялого двора еврей Моисей Моисеевич с братом Соломоном. Моисей – человек «маленький», привыкший перед всеми лебезить и заискивать, купцы Кузьмичев и Христофор для него настоящие господа, поэтому он пляшет даже перед маленьким Егором, угощает его пряником, обделив собственного сына.

На постоялом дворе Моисея Моисеевича Егорушка встречается с графиней Драницкой. Красивее существа мальчик не видел за всю свою жизнь. От дяди Егорушка узнает, что ее обирает какой-то поляк Казимир Михайлыч. Мальчик злится на подлого Казимира и даже немного на дядю, который называет графиню «красивой, но глупой бабой».

Уехав с постоялого двора, наши путешественники пристают к обозу. Там Егорушка знакомится с работниками – молодым скучающим Дымовым, обозленным на жизнь и людей, простым беззастенчивым мужиком Кирюхой, бывшим работником фабрики Васей, певцом Емельяном, потерявшим голос после болезни. Во время продолжительных полуночных разговоров у костра Егорушка узнает многое о жизни других людей, мальчику становится жутко – какая же огромная она эта Россия, Родина.

После долгого степного путешествия Егорушка, Кузьмичев и Христофор, наконец, приезжают в квартиру Настасьи Петровны Тоскуновой, подруги Ольги Ивановны. Женщина согласилась приютить маленького гимназиста. Провожатые говорят мальчику напутственные слова, дают по гривеннику и уезжают.

Оставшись один, Егорушка горько плачет. Ему жаль прощаться с добрым стариком Христофором, которого, ему кажется, он больше не увидит, ему страшно вступать в новую неведомую жизнь. Что она приготовила, кто ответит?

В повести «Степь» Чехов затрагивает ряд актуальным вопросов. Он рассуждает о пользе образования (спор Кузьмичева и Христофора), живописует тяжелый человеческий труд на степном обозе, отсылая читателя к извечному некрасовскому «Кому на Руси жить хорошо?»

На примере образа еврея Моисея Моисеевича автор обращается к популярному литературному образу «маленького человека», забитого, вынужденного пресмыкаться перед другими, более сильными, богатыми. Причем понятие «маленького человека» довольно относительное. Так, дядя Егорушки Иван Иванович для еврея Моисея – «большой человек», но для богатого купца Варламова уже Кузьмичев становится «маленьким».

Немаловажную идейную роль носит образ степи, который в описаниях Чехова приобретает характер живого организма. У Чехова степь разная: с одной стороны она навевает тоску и одиночество, с другой – является воплощением девственной красоты, символизирует волнующие перемены и новую жизнь. На примере маленького Егорушки, которого пугает огромная незнакомая степь, автор показывает конфликт мира и человека. Последний горько страдает из-за того, что зачастую не может жить в гармонии с миром. Кто-то находит баланс между материальным и духовным, как, например, старик Христофор, кто-то зацикливается исключительно на сфере материального, как дядя Кузьмичев. Обретет ли гармонию Егорушка, пока что не известно, ведь его степь только начинается.

Анализ произведения

В одной из критических статей повесть «Степь» окрестили «бессобытийным путешествием мальчика по степи от родной деревни до города». По сути, характеристика очень емкая и точная. Если бы вас попросили рассказать фабулу повести, достаточно было бы повторить это предложение.

«Степь» для Чехова, которого публика привыкла видеть в амплуа автора коротких веселых рассказов, стала смелым художественным экспериментом. Его «Степь» – это панорама русской жизни и русских характеров. Сама степь – аллегорический образ России – «в Европе люди погибают от духоты и тесноты… у нас же так просторно, что маленькому человеку порой трудно сориентироваться».

Еще один поучительный рассказ

«Степь. История одной поездки» - повесть Антона Павловича Чехова , написана в 1888 году. Впервые была опубликована в журнале «Северный вестник», 1888, № 3 (цензурой разрешено 25 февраля), стр. 75-167. В основу повести легли впечатления автора от поездки по Приазовью весной 1887 года; брат писателя называл эту вещь автобиографической.

Сюжет

По сюжету повести дядя везет своего малолетнего племянника в гимназию. Их сопровождает добрый, но практичный настоятель местной церкви. Племянник Егорушка грустен оттого, что покинул родной дом. По дороге он встречает много новых людей, включая красивую графиню Драницкую, обозчиков, семейство униженных евреев, богатого купца Варламова. Автор увлечённо описывает степные пейзажи. В письме Д. В. Григоровичу он выражал надежду, что «повестушка… раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются пока еще нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику».

Персонажи

  • Иван Иванович Кузьмичёв - купец
  • отец Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») - настоятель N-ской церкви
  • мальчик Егорушка - девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию
  • Варламов - пожилой купец, деловой и властный
  • Моисей Моисеич - еврей, хозяин постоялый двор
  • Соломон - брат Моисей Моисеича
  • графиня Драницкая - красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит»
  • Пантелей - старообрядец, он ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки, рассказывает страшные истории непридуманые им
  • Емельян - старик
  • Дымов - молодой неженатый парень, который от скуки не знает куда себя девать
  • Вася - бывший певчий, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь
  • Кирюха - простой мужик
  • Настасья Петровна Тоскунова - подруга матери Егорушки, у которой его оставляют жить отец Христофор и Иван Иванович

Приём публикой

Именно эта повесть принесла молодому литератору первое признание, стала его дебютом в «большой литературе». Автор сообщал родственникам о реакции знакомых литераторов: «Первым прочёл Суворин и забыл выпить чашку чаю. При мне Анна Ивановна меняла ее три раза. Увлёкся старичина. Петерсен ходит на голове от восторга». Буренин увидел в повести прямое продолжение традиций Тургенева и Толстого . Д. С. Мирский считает «Степь» центральным произведением второго периода чеховского творчества, когда вместо крохотных рассказов он стал писать длинные повести для «толстых» журналов:

В своей массе журнальные критики не смогли оценить художественного новаторства Чехова. Автора упрекали в безыдейности и бессобытийности, в упоении мелочами быта, которые тормозят повествование и делают из повести произведение по преимуществу этнографическое. Для своего собрания сочинений Чехов значительно переработал изначальный текст повести.

Вася из повести «Степь» — подводчик с «деревянной» походкой и «палкообразными руками», у него «тусклое», больное лицо и красный, сильно опухший подбородок — из-за того что когда-то он работал на спичечной фабрике, а там «воздух нездоровый». К Егорушке Вася относится с умилением и любовно называет его «паничек». Так же любовно относится он и к живому миру степи: никак не может примириться с тем, что Дымов «ужика» убил; увиденную им в степи лисицу называет «лисичкой-матушкой». У Васи необычайно острое зрение, так что он может видеть жизнь животных и птиц степи, не различаемую глазом обычного человека. В нем и самом есть что-то звериное, животное, и, когда Егорушка видит, как Вася живьем съедает сырого пескаря и вытаскивает изо рта рыбий хвостик, ему становится рядом с ним неприятно и «скучно».

Дымов Микола — подводчик, «рослый, широкоплечий мужчина лет тридцати, русый, кудрявый», «очень сильный и здоровый». Этот герой повести «Степь» Чехова - сын зажиточного мужика, гулявший до двадцати лет в свое удовольствие, пока отец не послал его в извоз работником, боясь, как бы он не избаловался дома. Дымову явно некуда девать свою невероятную силу и жизненную энергию, и, постоянно томясь и не находя себе дела, он растрачивает ее на пустяки, действуя при этом, как правило, жестоко и грубо: убивает ужа, исхлестав его кнутом; во время купания в пруду из озорства дергает за ногу Егорушку, которого вообще недолюбливает из-за того, что он «барин»; на привале, придираясь к Емельяну и называя его тоже «барином», потому что тот «образованный» и был в певчих, вырывает из его рук ложку и швыряет далеко в сторону. Егорушка «всей душой ненавидит» Миколу Дымова за его жестокие выходки и презрение к людям. В сцене с выброшенной ложкой он вступается за Емельяна, бросаясь на Дымова со словами: «Ты хуже всех! Я тебя терпеть не могу!» После этого злоба Дымова неожиданно проходит, и он даже просит Егорушку не обижаться на него, объясняя свой поступок постоянно одолевающей его «тоской».

Егорушка (Князев Георгий Николаевич) — мальчик 9 лет. Его отец, из дворян, служивший в N , уездном городе Z -й губернии коллежским секретарем, умер. Мать Егорушки, Ольга Ивановна, «любившая образованных людей и благородное общество», единственного сына воспитывает как «благородного», хотя сама по происхождению мещанка. Желая дать ему образование, она уговаривает своего брата, купца Ивана Иваныча, едущего продавать шерсть, взять с собой Егорушку и отдать его в гимназию — в губернский город, с тем чтобы он, поступив учиться, столовался и жил у ее старинной подруги Настасьи Петровны Тоскуновой. Отправляя сына в дорогу, мать одевает его богато и красиво: на нем яркая «кумачовая рубаха» и шляпа с павлиньим пером.

Путь героя лежит через степь, по которой, чтобы добраться до цели, нужно ехать несколько дней и ночей. Вместе с Егорушкой и его дядей Иваном Иванычем в той же бричке едет и настоятель N -ской Николаевской церкви о. Христофор. Егорушку с момента расставания с матерью и родным городом не покидает грустное настроение, за время путешествия не раз заставляющее его то плакать, то болезненно остро ощущать себя брошенным и одиноким. Это, однако, не мешает ему с жадностью впитывать новые впечатления, в изобилии предоставляемые путешествием по летней приазовской степи. Впечатления эти двух родов: от людей и от природы. Перед глазами мальчика проходит множество самых разнообразных человеческих типов; помимо дяди и о. Христофора, открывшихся перед ним новыми своими сторонами, он встречается с «ветхозаветной фигурой» старого чабана; с мальчиком-рахитиком по имени Тит, говорящим «сиплым басом»; с братьями-евреями Мойсеем Мойсеичем и Соломоном, на постоялом дворе у которых останавливаются путешественники; со случайно оказавшейся там же графиней Драницкой, молодой красивой женщиной, которая, увидев спящего Егорушку и тронутая его миловидным обликом, целует его в обе щеки; с подводчиками, везущими шерсть, Которых Иван Иваныч просит взять с собой мальчика, так как сам он с о. Христофором вынужден — в поисках «таинственного» Варламова — отклониться от прямого пути; с самим Варламовым, довольно старым «малорослым серым человечком», оборотистым местным купцом и, видимо, богатым землевладельцем, перед которым все трепещут и заискивают, потому что он «имеет денег гораздо больше, чем графиня Драницкая»; с пришедшим на костер к подводчикам Константином Звоныком, богатым крестьянином-украинцем, «счастливым до тоски» оттого, что ему удалось жениться на девушке, которая три года перед тем отказывала ему, и др.

Природа степи Егорушку восхищает и подавляет одновременно. Степь населена огромным количеством разнообразных живых существ: сусликов и куропаток, чибисов и грачей, коростелей, стрепетов, сов, сверчков и кузнечиков; и сама она, с ее «поющими» травами и пряными запахами, огромна: ей нет конца; и даже дорога, по которой движется обоз подводчиков, так широка, что по ней, думает герой, впору было бы ездить былинным богатырям на их «богатырских конях». В то же время Егорушка неизменно «насыщает» пространства и природу степи собственными переживаниями и мыслями (некоторые из них плавно переходят в авторские, т. е. серьезные и «взрослые», лирические отступления, явно превышающие умственный уровень Егорушки), и она уже воспринимается им либо как усугубляющая его страдания, и тогда он чувствует себя потерянным посреди ее необъятных просторов, либо — очеловечивается и отчасти превращается в его страдающего двойника. Так, в течение всего дня степь изнемогает от зноя, а ночью, когда спадает жара и она вроде бы пробуждается к жизни, то и в этом оживлении чувствуется «напряжение и тоска», «как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира».

Пронесшаяся над степью, к концу путешествия Егорушки, страшная гроза также не приносит ей облегчения. Сам мальчик, застигнутый вместе с обозом грозой, сильно заболевает. Выздоравливает он уже в городе, где вновь встречается с дядей и о. Христофором, остановившимися в «торговой» гостинице. Грусть не оставляет Егорушку, когда они с дядей находят Настасью Петровну, у которой ему теперь предстоит жить. Хотя она хорошо принимает мальчика, он, сосредоточенный на горьком чувстве утраты, после прощания с дядей и о. Христофором, плачет; с этих слез и начинается его «новая, неведомая жизнь», о которой можно сказать, что едва ли она будет радостной.

Емельян — подводчик лет сорока, с длинным лицом «с жидкой козлиной бородкой» и «с губчатой шишкой под правым глазом»; двигаясь за обозом, он помахивает обеими руками, как будто дирижирует, и «что-то гудит себе под нос»; у него «сиплый, придушенный голос». Когда-то Емельян был обладателем удивительного голоса и 15 лет пел в церковном хоре, но однажды, выкупавшись в Донце, застудил горло и потерял голос. Считает себя «пропащим человеком». Когда подводчики купаются в жаркий день, Емельян, наученный горьким опытом, опасается входить в воду глубже, чем по колено.

Кирюха — подводчик, приятель Дымова, «низенький», «коренастый» и «чернобородый», в его голосе и смехе «чувствовалась непроходимая глупость». Он не отстает от сильного Дымова и готов одобрять все его выходки. Так, например, став свидетелем убийства ужа, он разражается «басистым, кашляющим смехом». В прошлом Кирюха «жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником».

Кузьмичев Иван Иваныч — N -ский купец, дядя Егорушки по матери. Хотя внешне (он бреет бороду и носит очки) Кузьмичев «больше похож на чиновника, чем на купца», типично купеческая жажда получения скорейшей торговой прибыли составляет главный стержень его жизни, он «фанатик своего дела», с его лица практически никогда не сходит выражение «деловой сухости», придающее его чертам что-то «неумолимое, инквизиторское». Не разделяя стремлений своей сестры к «дворянству» и «образованию», он убежден, что и Егорушке лучше было бы пойти не «в ученые да благородные», а по «торговой» части. Саму поездку с племянником и хлопоты по его устройству в городе он воспринимает как известную обузу для себя, отвлекающую от более важных дел. Перед Варламовым, как фигурой более крупного ранга, Кузьмичев чувствует себя «маленьким и зависимым», и тогда на его лице появляется выражение «заботы и страха».

Мойсей Мойсеич — хозяин постоялого двора, немолодой еврей с бледным лицом и черной, «как тушь», красивой бородой, высокий и тощий, когда говорит, то всплескивает руками и «взмахивает фалдами». Останавливающихся на его постоялом дворе богатых русских, таких как Кузьмичев и о. Христофор, встречает преувеличенными комплиментами, беспорядочно хлопочет и всячески суетится, стараясь им угодить. У него есть жена Роза и шестеро детей. К Егорушке Мойсей Мойсеич и его жена относятся с нежностью, как к оставшемуся «без маменьки»; посовещавшись, они решают угостить его большим пряником в виде сердца, так как ему «некому теперь гостинца дать».

Соломон — брат Моисей Мойсеича, невысокий молодой еврей, с большим птичьим носом, хитрыми, насмешливыми глазами и презрительной улыбкой на «жирных губах». Одно время на ярмарке в N , в балагане, этот герой повести «Степь» Чехова «представлял жидов» — рассказывал сцены из еврейского быта и пользовался большим успехом. Но потом прекратил эти выступления, скорее всего под влиянием выработанной им самим жизненной философии, согласно которой главное зло в мире — это деньги, заставляющие менее богатого лакейски пресмыкаться и заискивать перед более богатым. Эту философию Соломон, сам сжегший в печке все деньги, оставленные ему в наследство отцом, в лицо излагает всем, кого подозревает в таком заискивании. Он открыто презирает своего брата, называя его «лакеем у проезжающих», открыто намекает на то, что таким же «лакеем», только у Варламова, является Кузьмичев. По словам Мойсея Мойсеича, считающего своего брата сумасшедшим, потому что он «никого не почитает» и «никого не боится», — Варламов за подобную откровенность однажды побил Соломона, а заодно и самого Мойсея Мойсеича кнутом.

Холодов Пантелей Захарович — подводчик, тощий и малорослый старик с седой бородой и «строгим, сухим» выражением лица. Родился в городе Тиме Курской губернии. Как приверженец «старой веры», Пантелей в бытовом поведении отличается от других подводчиков; кашу ест не из общего котла, а из своей «деревянной чашечки», воду пьет из специальной лампадки, не ест раков. Сопровождая обоз, он безостановочно говорит о чем-то, мало заботясь о том, слышат ли его окружающие. Почти всю дорогу он идет босиком, потому что у него больные ноги, а при ходьбе босиком боль, по его словам, отпускает.

О. Христофор Сирийский — настоятель N -ской Николаевской церкви, «маленький длинноволосый старичок» лет 70 с небольшим. Мягкий, легкомысленный и смешливый, он с радостным умилением взирает на мир Божий, в котором готов видеть одну только светлую сторону; на его лице то и дело появляется «широкая» восторженная улыбка. В отличие от Кузьмичева этот герой повести «Степь» Чехова уважает науки и образование и едущего учиться Егорушку сравнивает с Ломоносовым. В молодости он сам подавал в этом отношении блестящие надежды; уже в 14 лет «говорил и стихи сочинял по-латынски, все равно как по-русски», потом научился читать «и по-гречески, и по-французски, знал философию, математику и гражданскую историю», и ему уже пророчили, что из него выйдет «ученейший муж, светильник церкви». Однако родители не благословили его продолжать учение, что о. Xристофор воспринял со смирением, как должное: «ученый из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался». Он и в старости вполне доволен своей жизнью. Помимо отправления своих прямых обязанностей как священника отец Христофор занимается еще и торговлей — «продает шерсть», но и в коммерческих делах (в которых он умеет разбираться не хуже, чем Кузьмичев) его интересует не столько прибыль, сколько суета и общение с людьми, а в деловой поездке — прежде всего новые впечатления, доставляемые ею.

Когда о. Xристофор во время привала снимает с себя облачение и остается в заправленных в высокие сапоги брюках и «кургузой курточке», то кажется Егорушке похожим на Робинзона Крузо.

Ответ оставил Гость

Повесть «Степь была написана Чеховым в конце 1880-ых годов, когда писатель переживал некий духовный кризис, у него происходило переосмысление, переоценка жизненных ценностей. В письме к Д. Григоровичу он пишет: «В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно... Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться...»
И действительно, на протяжении всей повести, которая представляет собой «историю одной поездки», мы наблюдаем за героями, которые не могут найти общий язык с миром, раскрыться, в полной мере взаимодействовать с ним.
Сюжет повести очень прост: девятилетнего мальчика Егорушку везут из родного дома в город, чтобы отдать в гимназию. Его спутниками являются купец Кузьмичов, дядя Егорушки, и отец Христофор, священник. Те, впечатление, которые получает мальчик во время поездки, перемежающиеся комментариями и мыслями автора, и являются сюжетом повести.
Почти сразу в произведение входит трагическая нота: Егорушка, уезжая из дома, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Этот трагизм будет развиваться на протяжении всей повести, показывая неразрешимость конфликта между миром и человеком, их противопоставлением.
Путешествие героев происходит в степи, огромное место в повести отводится описанию этой «стихии». Почему? Мне кажется, что именно степь у Чехова и олицетворяет окружающий мир, действительность, с которой люди не могут найти общего языка и страдают от этого. Но важно, что степь описана в лирических, очень теплых тонах. То есть сам автор, по большому счету, считает реальную жизнь красивой, благожелательной к человеку, теплой, но живущей по своим законам, познать которые и принять нужно героям повести. Но, к сожалению, у них это, как мы понимаем, не получается.
В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова. У Чехова эта «стихия» одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам.
Важно, что мы видим степь с двух позиций: глазами мальчика Егорушки и глазами самого автора. Это позволяет более полно ее описать, дать ей более точную и яркую характеристику.
У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри. И этот взгляд показывает величественность, эпохальность, грандиозность степи, ее древнее происхождение и вечное существование, которое закончится только с концом существования самой земли. И на этом фоне так заметна кратковременность и быстротечность жизни человека.
Сам же Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.
Вообще, это чеховское описание очень лирично и «художественно». Здесь используются олицетворения и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем. Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).
Мне кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. За ее описанием видится капризная девушка, часто меняющая свой нрав.
Эту повесть со всей смелостью можно назвать философской. Писатель показывает, что в материальном отношении «маленький человечек» бесспорно уступает необъятному «простору» степи. Но именно человек наделён духовной жизнью, которой не имеет природный мир. Это расхождение материального и духовного начал бытия и составляет философский стержень сюжета. Наиболее четко это проявляется в пассаже о древней дороге, требующей сказочных гигантов, которых нет в действительности. Ни один из персонажей не соразмерен бескрайней степи, и это противопоставление пронизывает всю повесть.
Но и сам человек страдает от своей «беспомощности», от неумения жить в полной гармонии с миром. Это мы видим в лирическом пассаже о томлении самой степи, испускающей «безнадёжный» призыв: «певца! певца!»
Важно, что само это томление приписывается степи томящимся в её просторе человеком, «вживляется» в её немую плоть из «всего того, что сам сумел увидеть и постичь душою.