Внеклассное мероприятие: "200 лет со дня рождения А.К.Толстого"

5 сентября исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта Алексея Константиновича Толстого.

Наследуя поэтические традиции Пушкина и , своих литературных современников, утверждал себя самобытным, свободным художником слова. Он был убежден, что назначение поэта – возвышать моральный облик человека, внушая ему любовь к прекрасному.

Свое призвание Толстой понимал как борьбу за жизненные права человеческой личности, за красоту жизни. «Не купленный никем, под чье б ни встал я знамя» , борец за высшую правду, он не был сторонником ни одного из враждующих станов. Человек чести, не принадлежавший ни одному из общественно-политических лагерей, поэт был гуманистом с широкими взглядами.

Кровная причастность к искусству и истории России была дана А.К. Толстому от рождения. Последний гетман Украины Кирилл Георгиевич Разумовский был его прадедом по материнской линии, министром просвещения при Александре I был дед Алексей Кириллович Разумовский. Европейское образование получила мать поэта, Анна Алексеевна Перовская, внебрачная дочь А.К. Разумовского. Вице-президентом Академии художеств был брат отца, известный скульптор Федор Петрович Толстой.

Усадьба А.К.Толстого в селе Красный Рог (Брянская обл.)

Родители А.К. Толстого расстались почти сразу после рождения сына (5 сентября 1817 г. ). Раннее детство прошло в Черниговской губернии, в имении писателя Алексея Алексеевича Перовского (Антония Погорельского), брата матери, который заботился о воспитании любимого племянника. Ему он посвятил свою волшебную повесть .

А.К. Толстой считал свое детство очень счастливым. Только светлые воспоминания остались у него об этой поре жизни. Наделенный живым воображением мальчик привык мечтать в окружении природы, эта мечтательность затем переросла в ярко проявлявшуюся склонность к поэзии.

А.К. Толстой испытывал сильное влечение к искусству во всех его проявлениях. Сокровища искусства, открывшиеся душе тринадцатилетнего подростка во время его первого путешествия по Италии, произвели на него настолько сильные впечатления, что по возвращении в Россию он долго тосковал об этом «потерянном рае».

Выпускной экзамен в Московском университете Толстой выдержал в 17 лет. В 1836 г. он получил место в русской миссии в Германии, затем служил в императорской канцелярии. Во время своего коронования Александр II назначил его флигель-адъютантом.

Перед аристократом по происхождению была открыта блестящая придворная карьера. Поэта не прельщала служба, но завязавшаяся еще в детские годы дружба с государем не позволяла ему решительно разорвать с ней. Высокое придворное положение Толстого помогло добиться возвращению из ссылки И.С. Тургенева. Поэт вступался за И.С. Аксакова, хлопотал о снятии опалы с Т.Г. Шевченко, пытался спасти Н.Г. Чернышевского.

Основа поэтической системы А.К. Толстого закладывалась в 1840-е годы. В его творчестве тесно соприкасались и взаимодействовали два разных жанровых начала – собственно лирика и баллада.

Ярко-праздничной картиной русской и украинской природы пронизаны ранние стихотворения, наполненные живым чувством истории. Символом красоты выступает у поэта не только природа, но и женщина. Главным источником интимной лирики послужила пронесенная им через всю жизнь любовь к С.А. Миллер.

Любовная лирика Толстого глубоко психологична. Поэт умеет тонко проникнуть в переходное состояние души человека, передать моменты, когда чувство только зарождается. Шедевром его любовной лирики следует считать стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», ставшее известным романсом, музыку к которому написал П.И. Чайковский. Отличавшаяся простотой и задушевностью лирика А.К. Толстого привлекала и других русских композиторов.

Сюжеты из «Истории Государства Российского» поэт широко заимствовал для своих исторических баллад. Но события отечественной истории он рассматривал с позиции моральных норм. За Святую Русь, а не за отца-господина, как у Карамзина, умирает герой баллады «Василий Шибанов» , посланец князя Андрея Курбского к Ивану Грозному.

В балладах, созданных в 1860-1870 годы, поэт обратился к былинным мотивам и образам. Не богатыри в полном смысле слова являются их эпическими героями, а богатыри духа. Рыцарством, сознанием собственного достоинства и чести, любовью к родной земле – такими качествами наделил Толстой идеальный образ героя былины «Илья Муромец», свободолюбием и жизнелюбием – героя «Садко», артистической одаренностью – героя былины «Алеша Попович».

Трижды переиздавался полюбившийся русской читающей публике исторический роман «Князь Серебряный». Под маской вымышленного автора Козьмы Пруткова Толстой в соавторстве с двоюродными братьями Жемчужниковыми печатал в журнале «Современник» стихотворения и литературные пародии.

Особенное место в русской литературе и культуре занимает историческая трилогия в стихах А.К. Толстого (трагедия о трех царях). Пьесой «Царь Федор Иоаннович» было ознаменовано открытие Московского Художественного театра в 1898 г. Трагедия «Смерть Иоанна Грозного» шла с успехом в Александринском театре. «Царь Борис» ставился на сцене столичных и провинциальных театров.

Добившись отставки, А.К. Толстой проживал то в своей усадьбе Пустыньке под Петербургом, то в родовом имении Красный Рог, много путешествовал по Европе. Поэт, с радостью покинувший царский двор, целиком отдался литературе. Он испытывал благословенную творческую свободу среди лесов, долин, гор и вод.

Отличавшегося в юности и молодости необыкновенной физической силой Толстого, способного скрутить в спираль железную кочергу и разогнуть металлическую подкову, выносливого охотника-медвежатника, до времени сломили тяжелые болезни. Он умер 10 октября 1875 г. Похоронен в Красном Роге, в фамильном склепе Успенской церкви.

«Честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая» была душа у А.К. Толстого – так отзывался о поэте И.С. Тургенев.

Информацию подготовила Г.Е. Максимова

6 сентября исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого, творчество которого имеет неоценимое значение для мировой культуры.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 2531-р Правительство Брянской области совместно с Министерством культуры Российской Федерации реализует комплекс мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А.К.Толстого, сообщает департамент культуры Брянской области.

В рамках юбилейных мероприятий в августе-сентябре 2017 года на Брянщине проводятся значимые международные и всероссийские мероприятия:

с 22 августа по 2 сентября проходил Международный художественный пленэр, в котором приняли участие народные и заслуженные художники из России, Белоруссии, Украины, Сирии. По итогам пленэра 1 сентября в 16.00 в Городском выставочном зале открылась выставка;

31 августа - 1 сентября в г.Брянске состоялась Международная научно-практическая конференция «А.К.Толстой в мировой культуре», в которой приняли участие более 60 видных ученых, филологов, историков, литературоведов, культурологов, искусствоведов из регионов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Германии, Японии. Более половины участников конференции имеют ученые звания докторов наук;

2 сентября в усадьбе А.К.Толстого в рамках Всероссийского праздника состоялся Всероссийский конкурс вокалистов (исполнителей романсов) имени А.Д.Вяльцевой «Гори, звезда приветная!»; интерактивные поэтические программы «Читаем А.К.Толстого» с участием всех желающих проходил 1 сентября на нескольких площадках города Брянска: Театральной площади и в парке-музее А.К.Толстого в г.Брянске, а также в Литературно-мемориальном музее А.К.Толстого;

1 сентября почетные гости праздника, жители и гости г.Брянска, официальные лица возложили цветы к памятнику А.К.Толстому, установленному в парке-музее, носящем его имя.

Одним из ключевых событий праздничных юбилейных мероприятий стал торжественный вечер, который состоялся 1 сентября в Брянском областном театре драмы им А.К.Толстого. Гостям праздника представлена премьера лирико-философской кантаты С.Танеева «Иоанн Дамаскин» в исполнении Брянского Губернаторского симфонического оркестра и Брянского городского академического хора. В фойе второго этажа Брянского областного театра драмы им.А.К.Толстого зрителям был представлен фотопроект А.Курдикова «Лауреаты премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира».

В нынешнем юбилейном году традиционно Всероссийский праздник поэзии, посвящённый творчеству А.К. Толстого, состоялся в первую субботу сентября. Традиция праздника была положена в 1967 году. 2 сентября в с.Красный Рог Почепского района состоялся главный юбилейный праздник, который традиционно начался с Божественной Литургии и Литии в церкви Успения Пресвятой Богородицы, на территории которой расположена усыпальница Алексея Константиновича и Софьи Андреевны Толстых.

В графской усадьбе всех гостей праздника ждал сюрприз. Под открытым небом работали интерактивные музейные экспозиции, воссоздающие атмосферу объектов дворянской усадьбы конца XIX века:

- хозяйственный двор представил своим посетителям подлинные предметы быта дворового флигеля дворянской усадьбы, прачечной, хозяйственных принадлежностей;

- на скотном дворе с конюшней посетители увидели уникальные предметы и технику XIX века. Экспозицию скотного двора дополняли домашние животные, которых держали при дворянских усадьбах;

- кузня и столярная мастерская являлись неотъемлемой частью дворянской усадьбы. В интерьере экспозиции на глазах зрителей создавались произведения кузнечного ремесла;

- театрализованная музыкальная гостиная «Средь шумного бала» представила зрителям исполнителей романсов и бальные пары.

Особым украшением праздника был традиционный «охотничий привал», на котором были представлены подлинные охотничьи трофеи и интерактивные программы с участием настоящих охотников.

В ходе праздника лауреатам премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира» 2017 года были вручены дипломы и медали.

О вкладе Алексея Константиновича Толстого в русскую литературу рассуждает в интервью « » известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России :

Алексей Константинович Толстой - это великий русский писатель, необыкновенно разносторонний человек с огромным талантом, многое сделавший для русской литературы.

Конечно, самое главное его достижение - драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».

В принципе, всегда существовало два принципиально различных подхода к истори​ческой прозе и драматургии. Основывались они на соотношении вымысла или так называемой, поэзии и самой исторической фактуры в романах.

Романы Загоскина, Лажечникова или, к примеру, роман «Князь Серебрянный» А. К. Толстого, при всех очевидных достоинствах, относятся к мелодрамам, написанным на фоне исторических событий. А вот «Борис Годунов» А.С. Пушкина, в литературных достоинствах которого тоже усомниться никак невозможно, это уже сама история…

Историческую мелодраму, в духе Вальтера Скотта, пропаган​дировал и насаждал в России В.Г. Белинский, а подлинную поэзию истории — сам А.С. Пушкин. Он не подменял исторические персонажи выдуманными, а раскрывал в подлинности всю глубину переживаемой ими драмы. Мелодрамы же, сколь бы не были разукрашены они все, без исключения, только более или менее удачные копии с западных первоисточников. Забегая вперед, можно сказать, что и сами исторические события, для авторов мелодрам только фон, на котором развертываются главные события их мушкетерской истории, а для Пушкина православие — сущность переживаемой его персонажами драмы.

Все это можно повторить и по отношению к драматической трилогии А.К. Толстого.

Если в романе «Князь Серебряный» он удовлетворился поэтикой исторического вымысла, то его драматическая трилогия являет нам поэзию самой истории…

При этом драмы Толстого удивительно сценичны. Не случайно, уже столько лет не сходят они со сцены наших театров.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября (по старому стилю 24 августа) 1817 г. в г. Санкт-Петербург. Отец – Константин Петрович Толстой (1779 – 1870) происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская, воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Алексея. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку « Черная курица, или Подземные жители». В 1826 г. Алексей с матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. « Мы начали», пишет он в автобиографии, « с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, – и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую „тоску по родине“, в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».
Потом мальчика перевезли в Петербург. При посредстве В. А. Жуковского он был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II, и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с тамошними достопримечательностями. До самой своей смерти в 1836 г. дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши В. А. Жуковскому и А. С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены. Всё свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.
Получив хорошую домашнюю подготовку, Алексей в 1834 г. поступает в число так называемых « архивных юношей», состоящих при Московском главном архиве министерства иностранных дел. В 1835 г. он выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837 – 1840 гг. числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Петербург, с 1840 г. числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 г. получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 – церемониймейстера.

Портрет Алексея Толстого в юности (1836 ) худ. К. П. Брюллов

В 1840-х гг. Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Однако именно тогда начинается и его серьезная литературная деятельность. Он начал писать и печататься очень рано. Первая публикация – фантастическая повесть « Упырь» (1841 г., Санкт-Петербург), под псевдонимом Краснорогский была отмечена В. Г. Белинским. Впоследствии Толстой не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев. Это – фантастический рассказ в стиле Э. Т. Гофмана и А. Погорельского.
Длинный промежуток времени отделяет первое, мимолетное появление Толстого в печати от действительного начала его литературной карьеры.
Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевым и особенно с Тургеневым, освобожденным от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого.
В 1854 году он выступает в журнале « Современник» с рядом лирических стихотворений ( « Колокольчики мои», « Ой стоги» и др.), сразу обративших на него внимание, сотрудничает в славянофильской « Русской беседе», затем в « Русском вестнике» и « Вестнике Европы».
Примкнув ненадолго к кружку « Современника», принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в « Современнике» в 1854 – 1855 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова. Эта маска тупого и самовлюбленного бюрократа была придумана в начале 50-х гг. А. К. Толстым и его двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например « Спесь», « У приказных ворот»). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ( « Порой веселой мая», « Потом богатырь» и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики.
Зимой 1850 – 1851 гг. Толстой встретил на балу Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, против этого романа резко возражала и мать Толстого. Поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863 г. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей – в том числе, посвященное их первой встрече стихотворение « Средь шумного бала, случайно…».
В 1855 г., во время Крымской войны, Толстой пытается организовать особое добровольное ополчение, но ему это не удается, и он поступает в число охотников так называемого « стрелкового полка Императорской фамилии». Участия в военных действиях ему так и не приходится принять, но он едва не умирает от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка.
В 1856 г., в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адъютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках.

Чиновная карьера Толстого складывалась успешно; при этом он умел сохранять внутреннюю независимость, следовать собственным принципам. Именно Толстой помог освободить от ссылки в Среднюю Азию и от солдатской повинности Тараса Шевченко; сделал всё, чтобы И. А. Тургенева отпустили из ссылки за некролог памяти Н. В. Гоголя. Рассказывают, что когда Александр II спросил однажды Алексея Константиновича: « Что делается в русской литературе?», тот ответил: « Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского».
Однако карьера придворного и политического деятеля была Толстому не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности (в частности, самого императора), он в 1859 г. добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. – полной отставки (эта житейская коллизия нашла выражение в поэме « Иоанн Дамаскин»). Теперь он жил большей частью за границей, летом на разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу бывает также в своих русских имениях – Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге. Занимается почти исключительно литературным творчеством. При этом хозяйству он уделял мало внимания, и постепенно разорился. В личной жизни своей Толстой представляет собой редкий пример человека, который не только всячески уклонялся от шедших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне тягостную для него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставлявшими ему возможность выдвинуться и достигнуть видного положения. Толстой хотел быть « только» художником. Когда в первом крупном произведении своем - поэме, посвященной душевной жизни царедворца – поэта Иоанна Дамаскина – Толстой говорил о своем герое: « Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка» – это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: « простым рожден я был певцом, глаголом вольным Бога славить… О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле». Необыкновенно мягкий и нежный, он должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказаться от близости к Государю, которому, когда он заболел под Одессой, по несколько раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья. Одно время Толстой поколебался было: ему показалось привлекательным быть при Государе, как он выразился в письме к нему, « Бесстрашным сказателем правды» – но просто придворным Толстой не хотел быть ни в каком случае. В его переписке ясно отразилась удивительно-благородная и чистая душа поэта; но из нее же видно, что изящная его личность была лишена силы и тревоги, мир сильных ощущений и мук сомнения был ему чужд. Это наложило печать на все его творчество.
Видное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих юмористических выходках посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных противников, « консервативный» поэт написал несколько юмористических поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах. В ряду этих поэм особенной известностью пользуются две: « Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» ( « Русская Старина», 1878, т. 40) и « Сон Попова» (ib ., 1882, № 12). Первая из них представляет собой юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с постоянным припевом: « Порядка только нет». Поэма написана в намеренно-вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (например, о Екатерине II: «Madame , при вас на диво порядок процветает, – писали ей учтиво Вольтер и Дидерот, – лишь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать». Она им возразила: «Messieurs , vous me comblez“, и тотчас прикрепила украинцев к земле»). « Сон статского советника Попова» еще более комичен.
Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, « Русской Беседе», появились две поэмы Толстого: « Грешница» (1858 ) и « Иоанн Дамаскин» (1859 ).
С прекращением « Русской Беседы» Толстой становится деятельным сотрудником Катковского « Русского Вестника», где были напечатаны драматическая поэма « Дон-Жуан» (1862 ), исторический роман « Князь Серебряный» (1863 ) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В « Отечественных Записках» 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого – « Смерть Иоанна Грозного», которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и имела большой успех, несмотря на то, что соперничество актеров лишало драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта трагедия, в прекрасном переводе Каролины Павловой, тоже с большим успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с Толстым великого герцога Веймарского.

С преобразованием в 1868 г. « Вестника Европы» в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии – « Царь Федор Иоаннович» (1868 , № 5) и « Царь Борис» (1870 , № 3), стихотворная автобиографическая повесть « Портрет» (1874 , № 9) и написанный в стиле Данте рассказ в стихах « Дракон». После смерти Толстого были опубликованы неоконченная историческая драма « Посадник» и разные небольшие стихотворения.
Меньше всего выдается художественными достоинствами чрезвычайно-популярный роман Толстого « Князь Серебряный», хотя он, несомненно, пригоден как чтение для юношества и для народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности – доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по признанию самого Толстого – лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Иоанна Грозного, сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установился со времен « Юрия Милославского» для изображения древнерусской жизни. Толстой хотя и изучал старину, но большей частью не по первоисточникам, а по пособиям. Сильнее всего отразилось на его романе влияние народных песен, былин и лермонтовской « Песни о купце Калашникове». Лучше всего удалась автору фигура Грозного. То безграничное негодование, которое овладевает Толстым каждый раз, когда он говорит о неистовствах Грозного, дало ему силу порвать с условным умилением перед древнерусской жизнью. По сравнению с романами И. И. Лажечникова и М. Н. Загоскина, еще меньше заботившихся о реальном воспроизведении старины, « Князь Серебряный», представляет собой, однако, шаг вперед.
Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург. Внешняя форма стихотворений Толстого не всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как И. С. Тургенев, относился очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у Толстого попадаются неверные ударения, недостаточные рифмы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу Толстого, ему удавалась легкая, грациозная грусть, ничем определенным не вызванная. В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, « Грешница» обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В « Драконе», по словам Тургенева (в некрологе А. К. Толстому), « достигает почти Дантовской образности и силы»; и действительно, в описаниях строго выдержан Дантовский стиль.

Интерес психологический из поэм Толстого представляет только « Иоанн Дамаскин». Вдохновенному певцу, удалившемуся в монастырь от блеска двора, чтобы отдаться внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного смирения внутренней гордыни, запрещает предаваться поэтическому творчеству. Положение высоко-трагическое, но заканчивается оно компромиссом: игумену является видение, после которого он разрешает Дамаскину продолжать слагать песнопения. Всего ярче поэтическая индивидуальность Толстого сказалась в исторических балладах и обработках былинных сюжетов.
Из баллад и сказаний Толстого особенной известностью пользуется « Василий Шибанов»; по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку – это одно из его лучших произведений.
О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову: « Судя меня довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты». Герои русских былин в изображении Толстого напоминают французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катается с ней на лодочке и держит ей такую речь: « …сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна, я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласился очерет…» Несмотря, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нарядном архаизме нельзя отрицать большой эффектности и своеобразной красоты.
С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье – он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок – пошатнулось. Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение « Прозрачных облаков спокойное движенье», где, между прочим, говорит о себе: « Всему настал конец, прийми ж его и ты Певец, державший стяг во имя красоты». Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие « либеральные» критики, называвшие его поэзию типичной представительницей « искусства для искусства». И, тем не менее, зачисление Толстого исключительно в разряд представителей « чистого искусства» можно принять только с значительными оговорками. В тех самых стихотворениях на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическая индивидуальность, водружен далеко не один « стяг красоты»: тут же выражены и политические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему не симпатичными.

В политическом отношении он является в них славянофилом в лучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себя решительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все же наложило на него яркую печать. В Аксаковском « Дне» было напечатано нашумевшее в свое время стихотворение « Государь ты наш батюшка», где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как « кашицу», которую « государь Петр Алексеевич» варит из добытой « за морем» крупы (своя якобы « сорная»), а мешает « палкой»; кашица « крутенька» и « солона», расхлебывать ее будут « детушки».
В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пятивекового сна, видит раболепие толпы перед царем, он « удивляется притче» такой: « если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!». Он « пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?». В « Змее Тугарине» сам Владимир провозглашает такой тост: « за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет».
С такими идеалами, нимало не отзывающимися « консерватизмом», Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив « стяг красоты», он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать « детей» Базаровского типа. Не нравились они ему главным образом потому, что « они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити». На борьбу с этим « ученьем грязноватым» Толстой призывал « Пантелея-Целителя»: « и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые». И вот, он сам выступает в роли Пантелея-Целителя и начинает помахивать палкой суковатой. Нельзя сказать, чтобы он помахивал ею осторожно. Это не одна добродушная ирония над « материалистами», « у коих трубочисты суть выше Рафаила», которые цветы в садах хотят заменить репой и полагают, что соловьев « скорее истребити за бесполезность надо», а рощи обратить в места « где б жирные говяда кормились на жаркое» и т. д. Весьма широко раздвигая понятие о « российской коммуне» Толстой полагает, что ее приверженцы « все хотят загадить для общего блаженства», что « чужим они немногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают»; « толпы их все грызутся, лишь свой откроют форум, и порознь все клянутся in verba вожакорум. В одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь да разделишь, начнется вожделенье». Справиться с ними, в сущности, не трудно: « чтоб русская держава спаслась от их затеи, повесить Станислава всем вожакам на шею». Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Общий характер его литературной деятельности и после посыпавшихся на него нападок остался прежний, но отпор « крику оглушительному: сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли вымыслы ваши в наш век положительный!» он стал давать в форме менее резкой, просто взывая к своим единомышленникам: « дружно гребите, во имя прекрасного, против течения». Как ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт, считавший себя исключительно певцом « красоты», не следует, однако, преувеличивать ее значение. « Поэтом-бойцом», как его называют некоторые критики, Толстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал о себе: « двух станов не боец, но только гость случайный, за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими – досель мой жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь».
В области русской исторической драмы Толстому принадлежит одно из первых мест; здесь он уступает только одному Пушкину. Исторически-бытовая драма « Посадник», к сожалению, осталась неоконченной. Драматическая поэма « Дон-Жуан» задумана Толстым не только как драма, для создания которой автор не должен перевоплощать свою собственную психологию в характеры действующих лиц, но также как произведение лирически-философское; между тем спокойный, добродетельный и почти « однолюб» Толстой не мог проникнуться психологией вечно ищущего смены впечатлений, безумно-страстного Дон-Жуана. Отсутствие страсти в личном и литературном темпераменте автора привело к тому, что сущность дон-жуанского типа совершенно побледнела в изображении Толстого: именно страсти в его « Дон-Жуане» и нет. На первый план между драматическими произведениями Толстого выступает, таким образом, его трилогия. Наибольшей известностью долго пользовалась первая часть ее – « Смерть Иоанна Грозного». Это объясняется, прежде всего, тем, что до недавнего времени только она одна и ставилась на сцену - а сценическая постановка трагедий Толстого, о которой он и сам так заботился, написав специальное наставление для нее, имеет большое значение для установления репутации его пьес. Сцена, например, где к умирающему Иоанну, в исполнение только что отданного им приказа, с гиком и свистом врывается толпа скоморохов, при чтении не производит и десятой доли того впечатления, как на сцене. Другая причина недавней большей популярности « Смерти Иоанна Грозного» заключается в том, что в свое время это была первая попытка вывести на сцену русского царя не в обычных до того рамках легендарного величия, а в реальных очертаниях живой человеческой личности.
По мере того как этот интерес новизны пропадал, уменьшался и интерес к « Смерти Иоанна Грозного», которая теперь ставится редко и вообще уступила первенство « Федору Иоанновичу». Непреходящим достоинством трагедии, помимо очень колоритных подробностей и сильного языка, является чрезвычайная стройность в развитии действия: нет ни одного лишнего слова, все направлено к одной цели, выраженной уже в заглавии пьесы. Смерть Иоанна носится над пьесой с первого же момента; всякая мелочь ее подготовляет, настраивая мысль читателя и зрителя в одном направлении. Вместе с тем каждая сцена обрисовывает перед нами Иоанна с какой-нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного человека, и как мужа, и как отца, со всех сторон его характера, основу которого составляет крайняя нервность, быстрая смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа. Нельзя не заметить, однако, что в своем усиленном стремлении к концентрированию действия Толстой смешал две точки зрения: фантастически-суеверную и реалистическую. Если автор желал сделать узлом драмы исполнение предсказания волхвов, что царь непременно умрет в Кириллин день, то незачем было придавать первостепенное значение стараниям Бориса вызвать в Иоанне гибельное для него волнение, которое, как Борис знал от врача, будет для царя смертельно помимо всяких предсказаний волхвов.
В третьей части трилогии – « Царь Борис» – автор как бы совсем забыл о том Борисе, которого вывел в первых двух частях трилогии, о Борисе косвенном убийце Иоанна и почти прямом – царевича Димитрия, хитром, коварном, жестоком правителе Руси в царствование Феодора, ставившем выше всего свои личные интересы. Теперь, кроме немногих моментов, Борис – идеал царя и семьянина. Толстой не в состоянии был отделаться от обаяния образа, созданного Пушкиным, и впал в психологическое противоречие с самим собой, причем еще значительно усилил пушкинскую реабилитацию Годунова. Толстовский Борис прямо сентиментален. Чрезмерно сентиментальны и дети Бориса: жених Ксении, датский королевич, скорее напоминает юношу эпохи Вертера, чем авантюриста, приехавшего в Россию для выгодной женитьбы.
Венцом трилогии является срединная ее пьеса – « Федор Иоаннович». Ее мало заметили при появлении, мало читали, мало комментировали. Но вот, в конце 1890-х годов, было снято запрещение ставить пьесу на сцене. Ее поставили сначала в придворно-аристократических кружках, затем на сцене Петербургского Малого театра; позже пьеса обошла всю провинцию. Успех был небывалый в летописях русского театра. Многие приписывали его удивительной игре актера Орленева, создавшего роль Федора Иоанновича – но и в провинции всюду нашлись « свои Орленевы». Дело, значит, не в актере, а в том замечательно благодарном материале, который дается трагедией. Поскольку исполнению « Дон-Жуана» помешала противоположность между психологией автора и страстным темпераментом героя, постольку родственность душевных настроений внесла чрезвычайную теплоту в изображение Федора Иоанновича. Желание отказаться от блеска, уйти в себя так знакомо было Толстому, бесконечно-нежное чувство Федора к Ирине так близко напоминает любовь Толстого к жене. С полной творческой самобытностью Толстой понял по-своему совсем иначе освещенного историей Федора – понял, что это отнюдь не слабоумный, лишенный духовной жизни человек, что в нем были задатки благородной инициативы, могущей дать ослепительные вспышки. Не только в русской литературе, но и во всемирной мало сцен, равных, по потрясающему впечатлению, тому месту трагедии, когда Федор спрашивает Бориса: « царь я или не царь?». Помимо оригинальности, силы и яркости, эта сцена до такой степени свободна от условий места и времени, до такой степени взята из тайников человеческой души, что может стать достоянием всякой литературы. Толстовский Федор Иоаннович – один из мировых типов, созданный из непреходящих элементов человеческой психологии.
Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории « Посадник» Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить ее автор не успел. В возрасте 58 лет Толстой скончался 10 октября (по старому стилю 28 сентября) 1875 г. в своем имении Красный Рог (ныне – Почепский район, Брянская область) от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы и невралгии с тяжелыми головными болями.
Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Могила Алексея Константиновича Толстого

Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символисты.

Из строений усадьбы, помимо церкви 1777 года, поэта помнят только флигель и домик хозяйственного двора (бывшая прачечная). Остальные хозяйственные постройки (домик садовника, сторожка и др.) возведены наследниками уже после смерти А. К. Толстого. Сам же « охотничий замок» сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года.

Памятник А. К. Толстому и флигель в его музее-усадьбе, « Красный Рог»

Литературно-мемориальный музей А. К. Толстого был открыт 3 сентября 1967 г. в сохранившемся флигеле усадьбы. Рядом установлен в 1972 г. бюст поэта. Экспозиция музея состоит из вещей, которые удалось собрать в окрестностях. Это личные вещи поэта, предметы быта его эпохи, копии портретов его знакомых, старинные книги. Со времени своего создания ежегодно в последнее воскресенье августа музей проводит в Красном Роге областной День поэзии « Серебряная лира».
Проект воссоздания главного дома усадьбы брянский архитектор В. Н. Городков подготовил ещё в 1960-е годы. Однако реализовать его удалось лишь в 1988-93 гг. при поддержке брянского писателя Н. М. Грибачёва.

Парк-музей имени Алексея Толстого в Брянске

В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени.
В 2017 году всю мебель из усадьбы запланировано направить на реставрацию в преддверии юбилея А. К. Толстого.

Список литературы:

1. Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. Орфография и морфология [Текст]: учеб. пособие для 10 классов общеобразоват. Учреждений / Галина Фёдоровна Хлебинская. – М.: Дом педагогики, 2000. – 303 с.
2. Энциклопедия для детей. Том 9: Русская литература. Часть 1. От былин и летописей до классики XIX века [Текст] / ред. коллегия: М. Аксёнова. Д. Володихин, Л. Поликовская и др. – М.: Аванта+, 1998. – 672 с.: ил.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

учителя русского языка и литературы 1 категории МБОУ- Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области

Гореловой Веры Васильевны.

В литературной гостиной

« И всё земное я люблю…»

(к 200-летию А.К.Толстого)

Оформление.

Портреты А.К.Толстого.

2.Магнитофонные записи стихотворений поэта.

3. Романсы на стихи А.К.Толстого.

4. Высказывания великих людей об А.К.Толстом.

5. Репродукции картин, помогающие увидеть красоту природы.

6.Презентация по биографии А.К.Толстого.

Эпиграфы:

Это хорошее и спокойное место, где славно пишется.

А.К.Толстой

И всё земное я люблю…

А.К.Толстой

Какая это была душа, честная и правдивая, доступная

всяким добрым чувствам готовая на жертвы,

преданная до нежности, неизменно верная и живая.

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя.

Добрый день всем тем, кто посетил нашу литературную гостиную, кто любит свой родной Брянский край, кто хочет припасть к чистому роднику поэзии нашего земляка Алексея Константиновича Толстого. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог Почепского района. Здесь многие годы жил, творил, здесь умер и похоронен Алексей Константинович.(Слайд 2)

Теперь это место известно не только жителям Брянской области. Ежегодно в начале сентября сюда съезжаются гости со всей России. Здесь проходят поэтические праздники, звучат стихи А.К.Толстого и стихи, посвящённые ему. Следующий 2017 год-юбилейный. Исполнится 200 лет со дня рождения А.К.Толстого.

Ведущий 1 . (Слайд 3) Родился Алексей Константинович 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге, но его родители (Слайд 4) (отец-граф Константин Петрович Толстой (Слайд 5) , мать- Анна Алексеевна Перовская) (Слайд 6) после рождения сына разошлись, и мать увезла 6-недельного Алёшу в Черниговскую губернию. Самые ранние годы Толстого прошли в селе Блистове, имении матери, и в расположенном поблизости имении Погорельцы, принадлежавшем брату матери А.А.Перовскому. После смерти А.К.Разумовского в апреле 1822 года Толстая с сыном переехала в Красный Рог, который по наследству достался её брату.(Слайд 7)

Ведущий 2. Красный Рог именует Толстой «родным краем» в письме к Б.Маркевичу (в декабре 1871 года) и в письме А.Губернатису: «Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне».

Ведущий 3. Мать и дядя безмерно заботились о воспитании и обучении Алёши. В шесть лет он уже говорил и писал на французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6-летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов». Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать бумагу и писать стихи». Занятия поэзией поощрял Перовский.

Ведущий 4. (Слайд 8) В 1826 году Алёша Толстой был выбран товарищем для игр с наследником престола, будущим Александром Вторым. Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом. В этом же году мать определяет сына «студентом» на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, а уже через год он сдаёт экзамены в Московском университете на право служить чиновником первого разряда.

Ведущий 5. После смерти в 1836 году А.А.Перовского, заменявшего ему отца, Толстой становится наследником его имений (Слайд 9). Весну и осень следующего года он с матерью прожил в Красном Рогу. Свою первую фантастическую повесть «Упырь» он подписал псевдонимом «Краснорогский». (Слайд 10) В течение двух лет (1838-1839) Толстой числился при дипломатической миссии за границей. После возвращения из-за границы был зачислен в канцелярию императора и прослужил в ней много лет. Во время Крымской войны Толстой поступает на военную службу и отправляется в Крым, но участвовать в боевых действиях не смог: тяжело заболел тифом. В 1856 году Александр Второй, вступивший на русский престол, назначает его флигель-адъютантом, но Толстой добивается «бессрочного отпуска» и на время поселяется в Погорельцах.

Ведущий 1. В 1861 году Толстой несколько месяцев живёт в Красном Роге. Сам читает крестьянам Манифест об отмене крепостного права. С лета 1868 года Толстой постоянно живёт в Красном Роге, выезжает оттуда лишь для лечения или по делам Давайте представим себе Толстого, слушая стихотворение А.Якушенко «Вечер ».

…А как в ту пору пенились деревья!

Весна вступила в добрые права.

Далёкая дебрянская деревня.

Поляны. Перелески. Синева.

Подъехал он.

С коляски спрыгнул тяжко-

Высокий, бородатый, как мужик.

Ты знаешь край…-вдруг он сказал протяжно-

А как сады сегодня хороши…

Что Петербург?

Там тягостно и душно.

А в Красном Роге -кипенный разлив.

И соловьи утрами шпарят дружно,

И на Рожке купавы зацвели.

Да разве можно статься тут опальным?

«Ты знаешь край…»

Да вот он,этот край!

И тонут хаты в рощицах недальних,

И эти воды-чище серебра».

…Он в дом вошёл.

Скорей к столу, скорее,

Пока душа дорогою полна.

Он взял перо.

Над Красным Рогом реял

Весенний вечер.

Поднялась луна.

Писал поэт свои слова святые,

Чтобы они остались на века…

А за окном ешё спала Россия, И утренняя зорька-далека…

Ведущий2. С помощью краеведа Валерии Даниловны Захаровой совершим «заочное путешествие» по дому А.К.Толстого.

«С трепетным волнением входим в переднюю, из неё попадаем в диванную, затем в восьмиугольный зал. А вот и гостиная, направо от неё спальня и кабинет Софьи Андреевны, налево- спальня и кабинет Алексея Константиновича. Большие стеклянные двери гостиной ведут на балкон-террасу. Живо представляем отдыхающих здесь хозяев и их гостей. И по-особому воспринимаем слова графа: « Долго ещё мы сидели на террасе, глядя на эту благословенную ночь и слушая лягушек, выпь, соловья… Всё поёт, всё трепещет, всё звучит, а то, что не может петь,-нарциссы, сирень, простые берёзки-всё это наполняет ночь самым красноречивым благоуханием».

Ведущий 3. Неподалёку от главного здания помещался небольшой дом, в котором было по четыре комнаты слева и справа от входа. Здесь гостили целые семьи, иногда месяцами. Мимо четвёртого флигеля шла дорога к гумну и далее- в лес. Не от него ли шагал поэт, писавший, что любит «прогулки к мельнице иль к полному гумну, блеяние стадов, лесную тишину»?

Ведущий 4. Метрах в четырёх от стен между кабинетом и спальней графа росла ель; немного дальше, в сторону погреба, стояла берёза. Пространство между ними занимали кусты сирени и жасмина. Наискосок от торца дома возвышался серебристый тополь, а ближе к кухне- две-три липы. Можно было увидеть куст барбариса. За ним возвышались три огромных туи. На этой же линии красовалась старая раскидистая липа с обручем на стволе. За липой, ближе к концу дорожки, завершали линию две берёзы. Между туями и липой пейзаж украшала стройная лиственница. Второй план между липой и берёзой занимал куст барбариса, а за берёзами- ещё один.

На третьем плане между двумя кустами барбариса, отступив от них вглубь, раскинулся дуб в три обхвата. Напротив туй…одиноко возвышался редкий в этих краях сибирский гость- старый кедр…»

А.К.Толстой о Красном Роге говорил: «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется».

Ведущий 5. Приглашая Я.Полонского в Красный Рог, Толстой писал: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, лога и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью… не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слёзы навёртывались на глаза».

Письмо Маркевичу в сентябре- октябре 1871 года начинается словами: «Шесть часов утра. Я только что опять выходил на балкон, вернее- на террасу. Петухи поют так, как будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Всё это- хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь».

Ведущий 1. А.К.Толстой- автор многих лирических стихотворений, романа «Князь Серебряный», драматической поэмы «Дон Жуан», трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», и других замечательных произведений. (Слайд 11, 12 , 13)Вместе с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Ведущий 2 . А.К.Толстой- выдающийся поэт-пейзажист. Лирические картины природы, созданные им, полны любви к родному краю, тонкого ощущения красоты окружающего мира.

Звуки, краски, запахи природы словно оживают под пером А.К.Толстого, создавшего такие шедевры, как «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…», «Дождя отшумевшего капли», «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена берёза», и многие другие. Послушаем и мы замечательные стихи.

(Чтение учащимися стихотворений «Осень», «Острою секирой ранена берёза2, «Край ты мой, родимый край», «Вот уж снег последний в поле тает».)

Ведущий 3 . Сопоставление человека и природы станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.

В последнем стихотворении проглянули гастые, сочные, беспримесные тона красок: «кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам- синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости. (Прослушивание магнитофонной записи стихотворения «Колокольчики мои…».)

Ведущий4 . Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины. Затем даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, державшего речь к подводному царю: (Слайд 14)

Богатством своим ты меня не держи;

Все роскоши эти и неги

Я б отдал за крик перепёлки во ржи,

За скрып новгородской телеги!

Давно так не видно мне Божьего дня,

Мне запаху здесь только тина;

Хоть дёгтем повеяло б раз на меня,

Хоть дымом курного овина!

Ведущий 5 . Толстой не обрамляет свои ясные, неброские пейзажи «рамкою» картины. Он смотрит на природу, сознавая её стихийную целосообразность. Он перечисляет непритязательные детали привычного сельского пейзажа:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка, болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу.

Ведущий 1. Стихи А.К.Толстого- золотой фонд русской литературы. Они отличаются глубоким патриотизмом, гуманизмом. Его поэтические произведения утверждают любовь к Родине, показывают роль поэта и поэзии в общественной жизни.

В балладах А.К.Толстого талантливо воссоздаётся картина жизни Киевской Руси.

(Чтение учащимися стихотворений «Где гнутся над омутом лозы», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо».)

Ведущий 2. (Слайд 15)А.К.Толстым создан своеобразный и волнующий лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет и облагораживает душу человека. Любовная лирика поэта в основном посвящена Софье Андреевне Миллер, ставшей его женой в 1863 году. В одном из писем к Софье Андреевне А.К.Толстой признался, что всю свою жизнь его преследовало чувство творческого одиночества, что ему всегда не хватало «артистического эха». «Теперь я его нашёл, - писал Алексей Константинович, - это ТЫ».

Шедевром русской любовной лирики стало его стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором поэт удивительно тонко смог показать пробуждающееся чувство. П.И.Чайковский создал на текст этого стихотворения замечательный романс.

(Прослушивание романса «Средь шумного бала, случайно…».)

Ведущий 3 . Лирический дневник поэта отличается многообразием оттенков и красок человеческих чувств, помогает понять не только душу человека, но и окружающий его мир. Стихотворения Толстого «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не распытывай» поражают ясностью и точностью чувств, гармонией мыслей и чувств. (Чтение стихотворений «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку».)

Ведущий 4. Известно, что граф А.К.Толстой обладал в молодости и в зрелые годы цветущим здоровьем и богатырской силой.

Он мог одной рукой поднять над головой человека, перебросить двухпудовую гирю одной рукой через флигель, вогнать большим пальцем руки в дерево пятак, согнуть двумя пальцами ложку и завязать в узел стальную кочергу. Он убил 50 медведей, побывал в пасти одного из них, чудом спасся, помогла шапка и подоспевшие охотники. Шкура этого медведя до сих пор хранится в Ленинградском музее. Купался он до поздней осени, пока корка льда не покрывала реку. Он был один из тех богатырей русских, о которых писал в своих произведениях. (Чтение былины «Илья Муромец».)

Ведущий 5. Поистине многогранен талант А.К.Толстого- поэта, драматурга, прозаика.

Непосредственность и глубина чувства, задушевный тон, поразительная безыскусственность и напевность составляют силу и обаяние поэзии А.К.Толстого. Более 130 стихотворений поэта положено на музыку.

Ведущий 1 . К текстам Толстого обращались такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Рубинштейн, Танеев, Рахманинов и многие другие.

По количеству произведений, которые зажглись второй жизнью в музыке с Толстым могут равняться лишь Пушкин, Лермонтов и ещё два-три поэта.

Ведущий 2. Высоко оценивали композиторы стихи А.К.Толстого. П.И.Чайковский сказал: «Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Кюи в одном из писем сообщил: «Читал я много эти дни А.Толстого, крупный оригинальный поэт… Никак я не предполагал, чтобы у него было такое множество стихотворений, пригодных для музыки».

Заключительное слово учителя .

А.К.Толстой- гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.

И.С.Тургенев вспоминал о нём: «Какая это была душа, честная и правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и живая. «Рыцарская натура» …Натура гуманная, глубоко гуманная!»

О себе А.К,Толстой мог бы сказать словами Садко:»Уж очень я к земле привязан». Гимном земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает, является отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» «Благословляю вас, леса…»:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю

И эту бедную суму.

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

Сам поэт утверждал: « И всё земное я люблю…»В правоте этих слов мы убедились.

(Просмотр слайдов и чтение за кадром стихотворения Михаила Хитрово.) (Слайд 16)

Как он любил свой мирный уголок,

Взрастивший в нём возвышенные чувства,

Где в тишине, от суеты далёк,

Он уходил в свой чудный мир искусства.

Как чутко он любил свои леса,

С их красотой, безмолвием и шумом,

Как осени последняя краса была мила его

Последним думам…

Алексей Толстой происходил из древнего и разветвленного рода Толстых, корни которого уходят в далекий XIV век. Среди его ближайших родственников, получивших широкую известность на литературном поприще, Лев Николаевич Толстой, Алексею Константиновичу он приходился троюродным братом.

Алексей появился на свет 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что родители разошлись почти сразу после рождения сына, и мать увезла его к своему брату Алексею Перовскому, детство мальчика было безоблачным:

«Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания».

Толстой вспоминал, что он его детская мечтательность очень быстро переросла в склонность к поэзии, стихи он начал писать с шестилетнего возраста. Первым его читателями стали домашние, дяде, оказавшемся в близком окружении Николая I, он посылал свои сочинения по почте. А вскоре и сам переехал в Петербург и стал товарищем по занятиям царского сына, будущего императора Александра II.

Дядья пытались заинтересовать племянника государственной службой, в 20-летнем возрасте он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, позже получил службу в Петербурге при императорском дворе, но его больше увлекали литературные опыты.

Дядя Алексей Перовский, завещал племяннику свое состояние, в числе наследства была большая библиотека с книгами по мистике и необычным явлениям. Алексей Толстой начинает писать рассказы на французском языке на модные тогда мистические темы. В Европе и России готическая литература была очень популярным направлением.

В повести «Упырь» мистику писатель поставил на русскую почву. Белинский ознакомившись с повестью с похвалой отозвался об авторе, усмотрев в нем «все признаки еще молодого, но тем не менее замечательного дарования» .

Позже на русский язык будут переведены другие мистические произведения Толстого, написанные на французском: «Семья вурдалаков» и «Встреча через триста лет».

Примечательно, что Толстой писал не только произведения на тему «темной» мистики, у него имеется ряд произведений, в которых нашло выражение его религиозное чувство. Главная тема поэм «Грешница» и «Иоанн Дамаскин» - торжество святости.

В контексте духовности следует рассматривать и историческую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Для Толстого русская история – это борьба добра со злом, происходящая в столкновении человеческих страстей. В центре трилогии Борис Годунов, стремящийся заполучить царский венец любой ценой. Писатель анализ исторических событий производит в пространстве христианской этики.

К трилогии примыкает роман «Князь Серебряный», повествующий о временах опричнины. Как отмечают исследователи, Толстой значительно сгладил ужасы опричнины, «набросал на них тень и показал их, по возможности в отдалении».

Литературные критики роман встретили неоднозначно. Кроме положительных откликов, были и такие: «Не удается нам исторический роман, да и баста!»

Многие из произведений Толстого были неоднократно экранизированы, а его лирические стихи, отличавшиеся легкостью и ясностью, служили вдохновением для сонма русских композиторов.

Смерть выдающегося писателя была преждевременной. Он умер в 1875 году в возрасте 58 лет.

Иван Тургенев так откликнулся на кончину Толстого: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые - в течение долгих лет - стыдно будет не знать всякому образованному русскому...»

Уже позже, в веке двадцатом, Иосиф Бродский назовет Толстого писателем, обладающим пророческим даром: «Учитывая происшедшее со страной в XX веке, то, что его современники принимали за эскапические или ностальгические мечтания, обернулось предупреждением и пророчеством».