Взгляд на жизнь и произведения шарля гуно

Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать – одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр «Опера» принял к постановке первую оперу Гуно Сафо (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром.

Следующая опера Гуно – Окровавленная монахиня (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста, завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской «Опера»).

Относительный успех имела опера Филемон и Бавкида (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера Мирейль (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке.

Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату Галлия (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени – Искупление (La Redmption, 1882) и Смерть и жизнь (Mors et Vita, 1883) – трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.

Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой оперой, внедряемой Дж.Мейербером, и способствовал развитию лирической оперы.

К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы передают живость французского характера. Когда поэтический текст вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, – так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и Бавкида).

Ave Maria – вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852–1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству.

Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов.

Потомки будут помнить Гуно как создателя одного произведения. Фауст неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как и Кармен Ж.Бизе. Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893.

Гуно (Gounod) Шарль (1818-1893) - французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840-1843 провёл в Италии, частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843-1848 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852-1860 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870-1875 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.

Гуно - один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве - лирической оперы. Его лучшее творение - опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте): вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.


Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать – одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр «Опера» принял к постановке первую оперу Гуно Сафо (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром.

Следующая опера Гуно – Окровавленная монахиня (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста, завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской «Опера»).

Относительный успех имела опера Филемон и Бавкида (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера Мирейль (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке.

Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату Галлия (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени – Искупление (La Redmption, 1882) и Смерть и жизнь (Mors et Vita, 1883) – трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.

Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой оперой, внедряемой Дж.Мейербером, и способствовал развитию лирической оперы.

К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы передают живость французского характера. Когда поэтический текст вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, – так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и Бавкида).

Ave Maria – вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852–1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству.

Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов.

Потомки будут помнить Гуно как создателя одного произведения. Фауст неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как и Кармен Ж.Бизе. Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гуно Шарля

Гуно (Gounod) Шарль (1818-93), французский композитор. Один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. Оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.

ГУНО (Gounod) Шарль Франсуа (17 июня 1818, Париж - 18 октября 1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.

Жизнь и творчество

Сын художника. Мать была одаренной пианисткой, у которой Гуно брал первые музыкальные уроки. В 1835 он окончил лицей св. Людовика, затем начал заниматься композицией у чешского музыканта А. Рейхи. После его кончины поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра. В 1839 кантата Гуно «Фернан» была удостоена Римской премии, дававшей возможность трехлетнего пребывания в Риме на Вилле Медичи.

В Италии Гуно уделял много внимания изучению творчества Палестрины. Из Рима он направился в Вену, где в 1842 и 1843 были исполнены его месса и реквием, созданные в Италии. На обратном пути в Париж он посетил Прагу, Дрезден и Берлин, встречался в Лейпциге с Ф. Мендельсоном. В Париже Гуно стал органистом и хормейстером в церкви Иностранных миссий, в течение двух лет изучал теологию. В 1846 поступил в семинарию Сен-Сюльпис, но в 1847 отказался от намерения принять духовный сан. «Реквием» и «Te Deum», над которыми он начал работу годом ранее, остались незавершенными, и Гуно обратился к оперному творчеству.

Его ранние оперы «Сафо» (1851) и «Окровавленная монахиня» (1854) были приняты без энтузиазма, несмотря на одобрительные рецензии Г. Берлиоза. В «Торжественной мессе» в честь св. Цецилии (1855) он пытался сочетать духовный стиль с более светскими приемами письма. «Лекарь поневоле» (1858) по комедии Мольера явился опытом создания комической оперы. С 1852 Гуно начал работу над оперой «Фауст» на либретто М. Карре и Ж. Барбье по трагедии И. В. Гете. Ее премьера 19 марта 1859 ознаменовала новый этап в развитии французской оперы. Гуно не удалось превзойти «Фауста» в своих более поздних сценических произведениях - таких как «Филемон и Бавкида» (1860), «Голубка» (1860), «Мирей» (1864) по провансальской поэме Ф. Мистраля (опера имела невероятный успех) и «Ромео и Джульетта» (1867).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1852 Гуно стал руководителем хорового объединения «Орфеон» в Париже, для которого написал ряд хоровых сочинений, в том числе две мессы. В 1870-75 жил в Лондоне, где организовал хор, которому дал свое имя (ныне Королевское хоровое общество), и почти полностью посвятил себя созданию ораторий. Траурная кантата «Галлия» («Gallia») для сопрано соло, хора и оркестра, написанная в связи с военным поражением Франции в 1870, впервые была исполнена в 1871; за ней последовали оратории «Искупление» (1882) и «Жизнь и смерть» (1885). В 1888 Гуно был удостоен высшей степени ордена Почетного легиона.

О стиле

Мелодика Гуно, несомненно, самобытная, иногда излишне сентиментальна. Он отлично знал возможности голоса, был мастером оркестровки, но музыкальные характеристики в его операх, при всех их привлекательности, бывают нередко легковесными, а религиозное чувство в духовных сочинениях - не слишком глубоким.

Его «Размышления» (1859) для голоса и органа или оркестра, более известное под названием «Ave Maria» и вдохновленное прелюдией до-мажор И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» (ч. 1), свидетельствует как об изобретательности Гуно-мелодиста, так и о его наивности в вопросах стиля. Мелодический дар Гуно в полной мере проявился в операх «Фауст», «Мирей» и «Лекарь поневоле».

Шарль Франсуа́ Гуно́ (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 - 18 октября 1893) - французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской лирической оперы.

17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки, пианистки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию, чему предшествует изучение гармонии и контрапункта у Антонина Рейха. Здесь он учился у Фроманталя Галеви, Жан-Франсуа Лесюёра и Фердинандо Паэра, передавших ему отточенную композиторскую технику. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei».

В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.

По возвращении в Париж, в 1843-1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847-1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живёт в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы - «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую» (1862) и «Мириэль»(1864).

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.

Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошёл от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884). В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.

Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Память

В честь оперы Гуно «Мирей» назван астероид (594) Мирайлль, открытый в 1906 году.