Записи с меткой покаяние катерина пьеса "гроза". Чем объясняется раскаяние катерины Приложение к уроку

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

(с использованием ИКТ).

ТЕМА:

«Образ Екатерины. Её душевная трагедия.»

Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии

Цель: Выяснить, почему главная героиня не находит для себя места в этом мире и предпочитает гибель, самоубийство жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

Проанализировать образ главной героини.

Сформировать представление о характере главной героини.

Развивающие :

Способствовать развитию навыков аналитического чтения художественного текста, умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, воплощаться в роли героев пьесы.

Воспитательные

Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности на примере героев пьесы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедийное сопровождение по теме урока.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя:

Нельзя переоценить того огромного значения, какое имела драматургия А.Н. Островского в истории нашего искусства. И среди обширного репертуара пьес великого драматурга, наверное, лучшей, поистине непревзойдённой остаётся «Гроза».

Вспомним главных героев пьесы. В чём конфликт пьесы? Конфликт произведения в борьбе молодых сил со старым миром, Кабанихой и Катериной. Выясним суть этого конфликта.

Между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.Конфликт растёт между семьёй Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той «светлой воли»,той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу. ЦЕЛЬ нашего урока – раскрыть образ «героини молодого мира», её душевную трагедию.

Слово учителя:

Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?

(Реализация индивидуального задания - сообщение о значении имени «Катерина»)

Имя Катерина в переводе с греческого языка означает «всегда чистая». Отчество у нее Петровна (Петр по-гречески «камень»). Видимо, отчеством драматург хотел подчеркнуть твердость характера своей героини.

Учитель:

Кто, кому и где рассказывает о детских годах героини и о формировании её характера?

    (Реализация индивидуального задания).Сообщение. Воспитание Катерины. Фольклорный мотив. Народные основы характера Катерины. В презентации отмечаются мотив полёта, птицы, бабочки, мотив обращения к ветру, мотив обращения к воде за помощью в трудную минуту. Мотив жизни после смерти. Дом-могила. Могила-дом.

    Задание для всех. Подбор цитат к каждому мотиву.

    Вывод: Катерина натура легкоранимая, романтическая, такие легко влюбляются

  • Рассмотрим репродукции картин двух разных художников. («Катерина» Б.М. Кустодиева и «Катерина» Дехтерева).

Какой изображена Катерина Кустодиева? А Дехтерева?

  1. -Две разные героини по внешним данным. Какими событиями наполнена жизнь героини? Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины. Обобщающая беседа.
  2. -Катерина очень немногословна. Характер её поведения говорит об

уверенности в себе, о самодостаточности. Ей незачем самоутверждаться за счёт других. Все мысли сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило её целиком, ни о чём другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

Ребята играют по ролям сцену «Встреча с Борисом» .

Учитель:

Как характеризует Катерину её стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой, с Борисом. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Катерины и Бориса.

Ответ обучающегося:

– В этом разговоре Катерина впервые признаётся в

любви к Борису. В нём раскрывается сила чувства Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера, Предопределяется всё дальнейшее поведение Катерины её трагическая гибель.

При сопоставлении сцен мы видим, что в любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограничены. Контрастность душевного состояния героев в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевая, потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «кидается ему на шею». (Просмотр слайдов презентации «Первые роли актрис, сыгравших Катерину»)

Учитель:

Если сравнить речевую характеристику Катерины в действии1 2 с действиями 3 и 4, то можем проследить некую эволюцию душевного состояния Катерины. Предлагаю схематично в виде цветодинамики (цветные карточки на доске) представить эволюцию чувств Катерины, т.е. проследить переход состояния покорности до самоуверенности и решительности. Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдём в статье Добролюбова (на рабочих листах). Вспомним сцену с Борисом.Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в её речи?

Ответ обучающегося:

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, передающих напряжение

чувств героини.

– Прочтите монолог с ключом (Д.2,явл.10) Проследим эволюцию чувств главной героини.

Сильный порыв чувств: «Мне бы хоть умереть да увидеть его».

Каково отношение Катерины к мужу? Сцена «Проводы Тихона». Как ведут себя герои,как это их характеризует?

Как ведёт себя Тихон перед отъездом из дома своей матери? Катерина? Послушная, но своенравная. После приезда мужа?

Обратимся к Д.4,явл.3О чём узнаём из разговора Варвары и Бориса? - Катерина «просто сама не своя сделалась..Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной!» Д.4,явл.4,5.

ПРОВЕРКА ИНД ЗАДАНИЯ(Карточка с заданием выдавалась во время урока) .

Учитель:

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряжённость в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

В чём разница в душевном состоянии Катерины? В Д1 и Д4.

Ответ обучающегося:

Разница выражена и в её восклицаниях после ухода барыни: «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она мне пророчит, что - нибудь» Д. 4 «Ах, умираю!» Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиту у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.

Проверка ИНД. ЗАДАНИЯ (карточка с заданием выдавалась в начале урока).

Какие чувства испытывает Катерина в 6 явлении?

Ответ обучающегося:

В сцене с ключом раскрывается победа любви в душе Катерины, то в

сцене покаяния обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.

Учитель:

Ответ обучающегося:

Приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.

Учитель:

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Ответ обучающегося:

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что её высокая нравственность восстаёт против обмана, который вошёл в её жизнь. «Обманывать-то я не умею, скрывать ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему, делай, что хочешь,только было вы всё шито да крыто».Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину.

Учитель:

Представьте себя в роли современных психологов, что бы вы предложили Катерине?

В кризисной жизненной ситуации для принятия любого решения составляются два списка с позитивными последствиями решения и с негативными последствиями. Попробуем составить два списка

«для будущей жизни Катерины, используя цитаты (на рабочих листах).Сравним со списками на презентации.

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Можно наладить своё существование. Но рядом не оказалось никого, кто смог бы оказать психологическую поддержку, эмоции преобладали над разумом. Главным предметом споров вокруг «Грозы» был и остаётся вопрос: Катерина – «луч света» или жертва? САМОУБИЙСТВО КАТЕРИНЫ – ЭТО ПРОТЕСТ ПРОТИВ СИЛ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА» ИЛИ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МУК ДУШЕВНЫХ?

Ответы обучающихся:

Островский не даёт точного ответа на этот сложный вопрос, он как бы призывает читателя самому поразмышлять над смыслом произошедшего. Иная позиция у режиссёра фильма: изображая муки совести, терзающие Катерину, он переносит основной конфликт из русла социального борения в русло психологическое. Для истинно верующей женщины большей трагедии, чем любовь к чужому мужчине, и представить невозможно, если не иметь в виду смерть близких. Катерина изо всех сил старается не дать над собою власти греховному наваждению. Но доводы рассудка оказываются бессильными. Десять ночей с Борисом – «греховная услада», от которой ничего не остаётся, кроме страха и разочарования. Возвращение Тихона ведёт к кульминации и мгновенной развязке. Встреча с сумасшедшей барыней только приближает развязку.

    ВЫВОД:

    ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ – ВНУТРЕННИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ДУШЕ ГЕРОИНИ, КОНФЛИКТ С СОБОЙ, СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ. ПОСЛЕДНЕЕ ПОБЕЖДАЕТ.

  1. Домашнее задание:

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение-эссе на тему:

  1. «Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?»

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

Конспект урока по литературе в 10 классе.

Тема: « Был ли иной путь у Катерины?»

Цель: проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решается на самоубийство, раскрыть душевную трагедию Катерины.

Задачи:

Обучающая :

осмыслить название произведения в сопоставление с образом главной героини,

объяснить необходимость беседы с критиком.

Воспитательная

Интерес к историческому, культурному наследию своего народа, бережное отношение к своей и чужой жизни.

Развивающая

мышление, речь, умение рассматривать происходящее с разных сторон, обосновывать свое мнение.

Оборудование:

Тексты пьесы

Иллюстрации, нарисованные детьми

Иллюстрации из журнала

Отрывки из критических статей (ксерокопии)

Распечатки заданий для групп

Ход урока:

Орг. Момент

У. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами в очередной раз окунёмся в мир жизни и нравов героев драмы Островского « Гроза». Поподробнее на сегодняшнем уроке поговорим об образе Катерины, итогом двух сегодняшних уроков будет написание эссе дома.

Итак, открыли тетради и записали число, тему « Был ли иной путь у Катерины?»

Индуктор

У. Вы когда – нибудь попадали под сильный дождь в грозу, когда изо всех сил гремит гром, сверкают молнии. Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие у вас в этот момент.

Дети работают каждый самостоятельно

У. А сейчас каждый из вас прочтет то, что записал.

Каждый ребенок зачитывает свое мнение

У. Да, сегодня на уроке мы поговорим с вами о судьбе Катерины, о том, какую роль в её жизни сыграла ГРОЗА?

Как вы знаете, помните, слово гроза в 19 веке у писателей имело значение СВОБОДЫ, СЧАСТЬЯ, МИРА, ОБНОВЛЕНИЯ.

Гроза – это своеобразная кульминация в жизни и Катерины.

Основное содержание урока

У. -Какими событиями наполнена жизнь Катерины?

Кто из героев драмы сыграл важную роль в её жизни? Беседа по

Д. Борис, Тихон, Кабаниха, Варвара

У. Какую роль сыграл каждый персонаж в её судьбе?

У. Давайте подумаем, уточним, какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

У. Обратимся к Д. 2, явление 3, 4, 5 « Проводы Тихона»

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

У. Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Д. До крайности доходит деспотизм Кабанихи, неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. После этого Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

У. Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Д. Мечтает освободиться от матери, пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна.

Цель Кабанихи- привести к полной покорности домашних и прежде всего Катерину.

У. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп. (1)

Каково значение этой сцены?

Д. какой- либо группы выступают, остальные добавляют.

(победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких отрывистых фраз, ?, ! предложений, повторов, сравнений.

После вступления идут раздумья героев. Заканчивается монолог сильным порывом чувства.)

У. Спасибо, Катерина отправляется на свидание. Но в драме мы наблюдаем встречи ещё одной пары молодых Варвары и Кудряша. (2)

Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

Д. Построены на основе контраста, отношения Бориса и варвары ограничены, контраст автор показывает в ремарках //// зачитываются примеры из текста.

Наблюдается эволюция душевного состояния героя – от растерянности к утверждению права на любовь.

У. Что случилось с Катериной после приезда мужа? При помощи каких слов автор создаёт чувство тревоги, смятения?

Д. Сама не своя сделалась…

Дрожит, глаза, как у помешенной

Глаголы - действие

У. Следующее задание в группах

№1 Д. 4, явление 4, 5

Д (надвигается гроза, по мнению горожан, в наказание им, мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами… реплики отрывисты у Катерины, передают ее потрясение, её ранят и намеки кабанихи, и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты, а теперь безоружна, ласка мужа, перед которым она испытывает чувство вины, для нее пытка., появляется Борис, Катерина просит защиты, прислоняется к ВАРВАРЕ…..

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. какие чувства теперь испытывает Катерина?

(если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться, то это бы значило, что она приспособилась к окружающему её миру, примирилась бы к устоям и деспотизму)

Дети выступают от групп, другие могут дополнять

У. Следующее задание для групп. Перед вами отрывки из критических статей, в них рассматривается образ Катерины. Прочтите, определите, какая оценка вам ближе и почему?

Дети высказывают своё мнение.

У. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту – психологу. Какие бы рекомендации она могла получить?

Составим список « Для будущей жизни» Катерины, основываясь на текст пьесы. Составим таблицу, используя цитаты:

Позитивные стороны

Негативные стороны

Дети выступают от групп.

У. Итак, оказывается позитивного в жизни Катерины больше. Если закрыть колонку негативного, то получится, что жизнь героини будет наполнена ожиданиями и надеждами, с которыми можно будет построить новую жизнь

Подведем итоги, почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Д. (узы брака священны, выросла в патриархальной среде, если она уйдет из дома, то нарушит домостроевские порядки, получив отказ Бориса, у нее было два пути – вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, никто не смог оказать Катерине в тот момент психологической поддержки…)

У. Спасибо, вы сегодня замечательно поработали на уроке, хочется отметить…………..

…………………………………………………………………………………………

Запишем домашнее задание , мы много сегодня говорили о Катерине, дома вы напишите эссе на тему: « Сильные и слабые стороны поведения Катерины.»

Приложение к уроку

№1 Д. 4, явление 4, 5

Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

В чем разница в душевном состоянии Катерины?

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

Позитивные стороны

Негативные стороны

1. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп.

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в её речи?

Каково значение этой сцены?

2. Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

Тема урока : «Кто виноват в гибели Катерины?» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Цель урока: -проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

Выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

Выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Учить проводить исследовательскую работу по тексту.

Учить высказывать свое мнение.

Форма урока : диспут.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина.

Ход урока:

    Организационный момент.

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

(И.С.Тургенев)

Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.

О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.

Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.

Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

    Реализация домашнего задания.

Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним прежний урок, быт и нравы города Калинова, выполнив задания.

    Задания: «Знаете ли вы пьесу «Гроза» (раздаточный материал)

Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него

    Вопрос домашнего задания: Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? (Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)

    Новый материал .

1) Черты характера Катерины.

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная», «грубая». Такая Катерина в силу своего характера.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить, прямота.

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В доме родителей:

-« точно птичка на воле»

-«маменька в ней души не чаяла»

-«работать не принуждали»

-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»

В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие - подчинение

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта, бескорыстие - грубость и брань

Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Ваше мнение по вопросу: Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)

Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь? Определение по словарю Ожегова (Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.

2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей

и о любви как высоком духовном чувстве.)

3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.

4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»

Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?

Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.

Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям)

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10 .

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Чтение монолога.(читает учащийся)

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»

Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с Борисом.

Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

(Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)

Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)

В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)

    Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)

(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

Чем объясняется раскаяние Катерины?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)

(Чтение отрывка)

Звучит романс «А на последок я скажу»

Катерина бросается в Волгу, не примирившись с законами «темного царства».

Почему Борис не мог спасти Катерину (Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)

Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?

Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»

Ты разрушаешь очаг.

Синий огонь кипит

В отчаянных очах.

Воительница в любви,

Что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом,

Чтобы построить храм.

Героиня пьесы, разрушая семью, шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

    Работа по учебник (Резерв)

Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа

« Исполнительницы ролей Катерины»

1- Косицкая

2-Федотова

3-Стрепетова

4-Ермолова

5-Тарасова

6-Козырева

Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?

Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?

6.Критики о пьесе.

«Что тут должен делать критик?»

Сообщение учащегося

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы

Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины

В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.

Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина – это «полоумная мечтательница

Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий

Она постоянно кидается из одной крайности в другую

Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других

Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Аполлон Григорьев

Увидел в Катерине поэзию народной жизни

Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

7.Закрепление.

Т естовое задание.

    Итог урока .

Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели)

Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока

Выставить оценки.

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

9. Д/з

Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)

Разделы: Литература

Класс: 10

Цель:

  • Проанализировать образ главной героини.
  • Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
  • Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.

Оборудование: компьютерная поддержка.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

2. Тест.

1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?

Формальное соблюдение религиозных заповедей;

Стремление обманом и хитростью добиться своих целей;

Моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;

Осознанная борьба с “темным царством”.

2). Что стало причиной самоубийства Катерины?

Раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;

Страх перед мужем и свекровью;

Невозможность вернуться в родительский дом;

Несчастный случай.

3. Беседа.

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

4. Творческое задание.

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)

Позитивные стороны Негативные стороны
“Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...” “Найдут, силой поволокут домой...”
“Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...” “Свекровь заест совсем...”
“Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно- создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...” “Никогда не быть мне свободной...”
“Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет...” “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо...”
“Мою любовь у меня никто не отнимет...”
“Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...”
“Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...”

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).

Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).

Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.

6. Домашнее задание.

  • Подготовить сообщение “Образ Катерины в оценке критиков”.