Характеристика павла 1 подпоручик киже. Тынянов Ю. Н

Юрий Тынянов


Подпоручик Киже

Император Павел дремал у открытого окна. В послеобеденный час, когда пища медленно борется с телом, были запрещены какие-либо беспокойства. Он дремал, сидя на высоком кресле, заставленный сзади и с боков стеклянною ширмою. Павлу Петровичу снился обычный послеобеденный сон.

Он сидел в Гатчине, в своем стриженом садике, и округлый купидон в углу смотрел на него, как он обедает с семьей. Потом издали пошел скрип. Он шел по ухабам, однообразно и подпрыгивая. Павел Петрович увидел вдали треуголку, конский скок, оглобли одноколки, пыль. Он спрятался под стол, так как треуголка была – фельдъегерь. За ним скакали из Петербурга.

– Nous sommes perdus… – закричал он хрипло жене из-под стола, чтобы она тоже спряталась.

Под столом не хватало воздуха, и скрип уже был там, одноколка оглоблями лезла на него.

Фельдъегерь заглянул под стол, нашел там Павла Петровича и сказал ему:

– Ваше величество. Ее величество матушка ваша скончалась.

Но как только Павел Петрович стал вылезать из-под стола, фельдъегерь щелкнул его по лбу и крикнул:

– Караул!

Павел Петрович отмахнулся и поймал муху.

Так он сидел, выкатив серые глаза в окно Павловского дворца, задыхаясь от пищи и тоски, с жужжащей мухой в руке, и прислушивался.

Кто-то кричал под окном «караул».

В канцелярии Преображенского полка военный писарь был сослан в Сибирь, по наказании.

Новый писарь, молодой еще мальчик, сидел за столом и писал. Его рука дрожала, потому что он запоздал.

Нужно было кончить перепиской приказ по полку ровно к шести часам, для того чтобы дежурный адъютант отвез его во дворец, и там адъютант его величества, присоединив приказ к другим таким же, представил императору в девять. Опоздание было преступлением. Полковой писарь встал раньше времени, но испортил приказ и теперь делал другой список. В первом списке сделал он две ошибки: поручика Синюхаева написал умершим, так как Синюхаев шел сразу же после умершего майора Соколова, и допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются» написал: «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются». Когда он писал слово «Подпоручики», вошел офицер, и он вытянулся перед ним, остановясь на к, а потом, сев снова за приказ, напутал и написал: «Подпоручик Киже».

Он знал, что, если к шести часам приказ не поспеет, адъютант крикнет: «взять», и его возьмут. Поэтому рука его не шла, он писал все медленнее и медленнее и вдруг брызнул большую, красивую, как фонтан, кляксу на приказ.

Оставалось всего десять минут.

Откинувшись назад, писарь посмотрел на часы, как на живого человека, потом пальцами, как бы отделенными от тела и ходившими по своей воле, он стал рыться в бумагах за чистым листом, хотя здесь чистых листов вовсе не было, а они лежали в шкапу, в большом аккурате сложенные в стопку.

Но так, уже в отчаянии и только для последнего приличия перед самим собою роясь, он вторично остолбенел.

Другая, не менее важная бумага была написана тоже неправильно.

Согласно императорского приложения за N 940 о неупотреблении слов в донесениях, следовало не употреблять слова «обозреть», но осмотреть, не употреблять слова «выполнить», но исполнить, не писать «стража», но караул, и ни в коем случае не писать «отряд», но деташемент.

Для гражданских установлений было еще прибавлено, чтобы не писать «степень», но класс, и не «общество», но собрание, а вместо «гражданин» употреблять: купец или мещанин.

Но это уже было написано мелким почерком, внизу распоряжения N940, висящего тут же на стене, перед глазами писаря, и этого он не читал, но о словах «обозреть» и прочая он выучил в первый же день и хорошо помнил.

В бумаге же, приготовленной для подписания командиру полка и направляемой барону Аракчееву, было написано:

Обозрев, по поручению вашего превосходительства, отряды стражи, собственно для несения пригородной при Санкт-Петербурге и выездной служб назначенные, донесть имею честь, что все сие выполнено

И это еще не все.

Первая строка им же самим давеча переписанного донесения изображена была:

Ваше превосходительство Милостивый Государь.

Для малого ребенка уже было небезызвестно, что обращение, в одну строку написанное, означало приказание, а в донесениях лица подчиненного, и в особенности такому лицу, как барон Аракчеев, можно было писать только в двух строках:

Ваше Превосходительство

Милостивый Государь,

что означало подчинение и вежливость.

И если за обозрев и прочая могло быть ему поставлено в вину, что он не заметил и вовремя не обратил внимание, то с Милостивым Государем напутал при переписке именно он сам.

И, уж более не сознавая, что делает, писарь сел исправить эту бумагу. Переписывая ее, он мгновенно забыл о приказе, хотя тот был много спешнее.

Когда же от адъютанта прибыл за приказом вестовой, писарь посмотрел на часы и на вестового и вдруг протянул ему лист с умершим поручиком Синюхаевым.

Потом сел и, все еще дрожа, писал: превосходительства, деташементы, караула.

Ровно в девять часов прозвонил во дворце колокольчик, император дернул за шнурок. Адъютант его величества ровно в девять часов вошел с докладом к Павлу Петровичу. Павел Петрович сидел во вчерашнем положении, у окна, заставленный стеклянною ширмою.

Между тем он не спал, не дремал, и выражение его лица было также другое.

Адъютант знал, как и все во дворце, что император гневен. Но он равным образом знал, что гнев ищет причин, и чем более их находит, тем более воспламеняется. Итак, доклад ни в коем случае не мог быть пропущен.

Он вытянулся перед стеклянной ширмой и императорской спиной и отрапортовал.

Павел Петрович не повернулся к адъютанту. Он тяжело и редко дышал.

Весь вчерашний день не могли доискаться, кто кричал под его окном «караул», и ночью он два раза просыпался в тоске.

«Караул» был крик нелепый, и вначале у Павла Петровича был гнев небольшой, как у всякого, кто видит дурной сон и которому помешали досмотреть его до конца. Потому что благополучный конец сна все же означает благополучие. Потом было любопытство: кто и зачем кричал «караул» у самого окна. Но когда во всем дворце, метавшемся в большом страхе, не могли сыскать того человека, гнев стал большой. Дело оборачивалось так: в самом дворце, в послеобеденное время, человек мог причинить беспокойство и остаться неразысканным. Притом же никто не мог знать, с какою целью было крикнуто: «караул». Может быть, это было предостережение раскаявшегося злоумыслителя.

Рассказ «Подпоручик Киже» относят к историческим произведениям потому, что в нем с большой точностью воспроизведены особенности быта и нравов эпохи. При этом не только описаны конкретные предметы и обычаи, но и те ситуации, которые порождены особенностями времени. Бюрократическая неразбериха, характерная эпохе, породила даже сам анекдот, от которого идет название рассказа.

Какие последствия имели сделанные новым полковым писарем ошибки?
Ошибка полкового писаря вызвала появление в списках нового человека, что и создало комическую и даже трагическую ситуацию в воинской части.

Расскажите «биографию» подпоручика Киже. Почему стало возможным его «существование»?
«Существование» подпоручика Киже началось с описки писаря, и его «биография» с момента возникновения этой фамилии была полностью подчинена всем циркулярам и всем перемещениям, которые были неизбежны в любой воинской части той поры. Приказы «имели не смысл, не значение, а собственную жизнь и власть». Так получилось, что подпоручик был наказан и даже прогнан сквозь строй, сослан в Сибирь, затем прощен и произведен в поручики, капитаны, полковники, генералы.

В чем трагизм судьбы Синюхаева?
Как по ошибке возник подпоручик Киже, так и Синюхаев по ошибке писаря оказался в числе умерших. Он как человек свято веривший в приказы решил, что ему жить не должно, и умер.

Каким предстает в рассказе Павел I?
Главным организатором всего этого подчиненного циркулярам пространства был Павел I. В рассказе он — одна из главных фигур в этой странной и фантастической игре.

В рассказе использованы авторская ирония и гротеск. Найдите в тексте авторскую иронию и гротеск. Какова роль гротеска в рассказе? В каком произведении вы уже встречались с гротеском?
В рассказе «Подпоручик Киже» ирония и гротеск есть уже в его названии. Ведь этот несуществующий подпоручик возник от случайной ошибки писаря: из сочетания «подпоручики же…» возник «подпоручик Киже». Так из насмешки над неизбежными ошибками чиновников возникла не забавная путаница, а трагическая ситуация, точно отражавшая судьбы и интересы многих людей. Ирония над несовершенством системы сочетается с гротескным изображением результатов одной единственной ошибки.

Если бы вам предложили составить киносценарий по рассказу «Подпоручик Киже», какие бы кадры вы включили в него? Какой бы авторский текст дали?
Все могло бы зависеть от того, какой фильм предполагается создать. Если бы это был короткометражный фильм, то можно было бы дать кадры, которые рисуют ошибку писаря, и несколько эпизодов, рисующих последствия этой ошибки. Например, приказы о ссылке в Сибирь,о помиловании, затем о присвоении оче-редных чинов, которые бедные чиновники не знают, кому вручать и как использовать, чтобы не навлечь на себя гнев начальства.

Если предполагается более обстоятельный фильм, то в сценарий можно включить и поручика Синюхаева, который, наоборот, числился умершим, хотя был не только жив, но даже и здоров. Авторский текст сценария должен помогать понять, как удавалось чиновникам изображать существование несуществующего человека и таким образом избегать наказаний.

Этот несуществующий поручик является персонажем исторического анекдота, рассказанного в своей книге автором знаменитого «Толкового словаря» Владимиром Далем. Время действия истории относится к эпохе царствования в России императора Павла I, при котором в армии царил беспорядок и неразбериха.

Согласно исторической версии однажды писарь императора, составляя документ о представлении офицеров к новым чинам, во фразе «…прапорщики ж - к званию подпоручика» перенес на другую строку одно из слов, как «прапорщи- Киж» (именно так, с заглавной буквой в начале новой строчки). Павел I подмахнул приказ, а потом по какому-то невероятному совпадению его внимание привлек именно этот «подпоручик Киж» и своим августейшим указом император сразу произвел его в поручики.

Спустя некоторое время Павел вновь вспомнил о полюбившемся ему офицере и наделил его званием штабс-капитана. Когда же дело дошло до звания полковника, то император решил лично познакомиться с этим человеком и сделал на указе о новом присвоении пометку «Вызвать сейчас ко мне». Зная, как Павел I не любит невыполненных приказов, все, начиная от генералов и заканчивая караульными, бросились на поиски таинственного Кижа. Искали бы долго, если бы по случайности не обнаружили ошибку в том самом, первом приказе. Однако сообщить о столь нелепой ошибке и поставить царя в глупейшее положение никто не посмел, а потому решили сообщить Павлу I, что штабс-капитан Киж пал смертью храбрых. Узнав эту новость император огорчился и сказал: «Жаль, хороший был вояка».

В 20-е годы ХХ века советский писатель Юрий Тынянов написал на основе этого анекдота повесть, но для красоты сменил главному герою фамилию на французский манер (в его варианте писарь ошибался во фразе «Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются в караул»). С тех пор в современном русском языке идиома «поручик Киже» используется для обозначения несуществующего объекта, который из-за чьей-либо ошибки или случайного совпадения стал реальным.

Впрочем, никаких исторических документов, подтверждающих существование поручика Киже хотя бы на бумаге нет. Зато есть другое официальное свидетельство сумасбродства и комизма правления Павла I. В музейных архивах хранится судебный исполнительный лист, прошедший три разные инстанции с тремя разными вердиктами, на который царь наложил резолюцию «Быть посему».

Есть еще один исторический миф, касающийся взаимоотношений Павла I с армией. Во время учений один из конногвардейских полков совершил необдуманный, рискованный маневр. Во время императорского смотра Павел I в свойственной себе манере громко и неистово отчитывал провинившихся, после чего скомандовал: «Полк, в Сибирь марш!» В тот же день полк выступил из Петербурга, но дошел только до Царского Села, где солдат застала весть о смерти императора.

Не случайно историк Василий Ключевский, вспоминая Павла I, констатировал: «Кроме анекдотов мы ничего не знаем об этом царствовании».

  1. Прочитайте рассказ «Подпоручик Киже». По-чему его относят к историческим произведениям? Чем интересен этот рассказ?
  2. Рассказ «Подпоручик Киже» относят к историческим произведениям потому, что в нем с большой точностью воспроизведены особенности быта и нравов эпохи. При этом не только описаны конкретные предметы и обычаи, но и те ситуации, ко-торые порождены особенностями време-ни. Бюрократическая неразбериха, харак-терная эпохе, породила даже сам анекдот, от которого идет название рассказа.

  3. Какие последствия имели сделанные новым полковым писарем ошибки?
  4. Ошибка полкового писаря вызвала по-явление в списках нового человека, что и создало комическую и даже трагическую ситуацию в воинской части.

  5. Расскажите «биографию» подпоручика Киже. Почему стало возможным его «существование»?
  6. «Существование» подпоручика Киже на-чалось с описки писаря, и его «биография» с момента возникновения этой фамилии была полностью подчинена всем циркуля-рам и всем перемещениям, которые были неизбежны в любой воинской части той по-ры. Приказы «имели не смысл, не значе-ние, а собственную жизнь и власть». Так получилось, что подпоручик был наказан и даже прогнан сквозь строй, сослан в Си-бирь, затем прощен и произведен в поручи-ки, капитаны, полковники, генералы.

  7. В чем трагизм судьбы Синюхаева?
  8. Как по ошибке возник подпоручик Ки-же, так и Синюхаев по ошибке писаря оказался в числе умерших. Он как че-ловек, свято веривший в приказы решил, что ему жить не должно, и умер.

  9. Каким предстает в рассказе Павел I?
  10. Главным организатором всего этого подчиненного циркулярам пространства был Павел I. В рассказе он — одна из главных фигур в этой странной и фантас-тической игре.

  11. В рассказе использованы авторская ирония и гротеск. Найдите в тексте авторскую иронию и гротеск. Какова роль гротеска в рассказе? В каком произведении вы уже встречались с гротеском?
  12. В рассказе «Подпоручик Киже» ирония и гротеск есть уже в его названии. Ведь этот несуществующий подпоручик возник от случайной ошибки писаря: из сочета-ния «подпоручики же…» возник «подпо-ручик Киже». Так из насмешки над неиз-бежными ошибками чиновников возник-ла не забавная путаница, а трагическая ситуация, точно отражавшая судьбы и ин-тересы многих людей. Ирония над несо-вершенством системы сочетается с гро-тескным изображением результатов од-ной единственной ошибки. Материал с сайта

  13. Если бы вам предложили составить киносце-нарий по рассказу «Подпоручик Киже», какие бы кадры вы включили в него? Какой бы авторский текст дали?
  14. Все могло бы зависеть от того, какой фильм предполагается создать. Если бы это был короткометражный фильм, то можно было бы дать кадры, которые рису-ют ошибку писаря, и несколько эпизодов, рисующих последствия этой ошибки. Например, приказы о ссылке в Сибирь, о помиловании, затем о присвоении оче-редных чинов, которые бедные чиновни-ки не знают, кому вручать и как исполь-зовать, чтобы не навлечь на себя гнев на-чальства.

    Если предполагается более обстоятель-ный фильм, то в сценарий можно вклю-чить и поручика Синюхаева, который, на-оборот, числился умершим, хотя был не только жив, но даже и здоров. Авторский текст сценария должен помогать понять, как удавалось чиновникам изображать су-ществование несуществующего человека и таким образом избегать наказаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • о чём рассказ подпоручик киже
  • найдите в рассказе подпоручик киже авторскую иронию и гротеск.какова роль гротес
  • в чем комизм изображенной в рассказе ситуации подпоручик киже
  • вопросы по рассказу ю
  • каким предстает в рассказе павел 1

Прочитайте рассказ “Подпоручик Киже”. По­чему его относят к историческим произведениям? Чем интересен этот рассказ?

Рассказ “Подпоручик Киже” относят к историческим произведениям потому, что в нем с большой точностью воспроизведены особенности быта и нравов эпохи. При этом не только описаны конкретные предметы и обычаи, но и те ситуации, ко­торые порождены особенностями време­ни. Бюрократическая неразбериха, харак­терная эпохе, породила даже сам анекдот, от которого идет название рассказа.

Какие последствия имели сделанные новым полковым писарем ошибки?

Ошибка полкового писаря вызвала по­явление в списках нового человека, что и создало комическую и даже трагическую ситуацию в воинской части.

Расскажите “биографию” подпоручика Киже. Почему стало возможным его “существование”?

“Существование” подпоручика Киже на­чалось с описки писаря, и его “биография” с момента возникновения этой фамилии была полностью подчинена всем циркуля­рам и всем перемещениям, которые были неизбежны в любой воинской части той по­ры.

Приказы “имели не смысл, не значе­ние, а собственную жизнь и власть”. Так получилось, что подпоручик был наказан и даже прогнан сквозь строй, сослан в Си­бирь, затем прощен и произведен в поручи­ки, капитаны, полковники, генералы.

В чем трагизм судьбы Синюхаева?

Как по ошибке возник подпоручик Ки­же, так и Синюхаев по ошибке писаря оказался в числе умерших. Он как че­ловек свято веривший в приказы решил, что ему жить не должно, и умер.

Каким предстает в рассказе Павел I?

Главным организатором всего этого подчиненного циркулярам пространства был Павел I. В рассказе он – одна из главных фигур в этой странной и фантас­тической игре.

В рассказе “Подпоручик Киже” ирония и гротеск есть уже в его названии. Ведь этот несуществующий подпоручик возник от случайной ошибки писаря: из сочета­ния “подпоручики же…” возник “подпо­ручик Киже”. Так из насмешки над неиз­бежными ошибками чиновников возник­ла не забавная путаница, а трагическая ситуация, точно отражавшая судьбы и ин­тересы многих людей. Ирония над несо­вершенством системы сочетается с гро­тескным изображением результатов од­ной единственной ошибки.

Если бы вам предложили составить киносце­нарий по рассказу “Подпоручик Киже”, какие бы кадры вы включили в него? Какой бы авторский текст дали?

Все могло бы зависеть от того, какой фильм предполагается создать. Если бы это был короткометражный фильм, то можно было бы дать кадры, которые рису­ют ошибку писаря, и несколько эпизодов, рисующих последствия этой ошибки. Например, приказы о ссылке в Сибирь, о помиловании, затем о присвоении оче­редных чинов, которые бедные чиновни­ки не знают, кому вручать и как исполь­зовать, чтобы не навлечь на себя гнев на­чальства.

Если предполагается более обстоятель­ный фильм, то в сценарий можно вклю­чить и поручика Синюхаева, который, на­оборот, числился умершим, хотя был не только жив, но даже и здоров. Авторский текст сценария должен помогать понять, как удавалось чиновникам изображать су­ществование несуществующего человека и таким образом избегать наказаний.

Глоссарий:

  • подпоручик киже краткое содержание
  • в чём трагизм судьбы синюхаева
  • прочитайте рассказ подпоручик киже почему его относят
  • какие последствия имели сделанные новым полковым писарем ошибки
  • расскажите биографию подпоручика киже

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ Ю. Н. Тынянова “Подпоручик Киже” начинается как веселый анекдот: по ошибке в приказе появилось новое лицо - подпоручик Киже, которого на самом деле в...
  2. Трагизм - то, что потрясает, что исполнено страданий. В первые месяцы жизни героя у Матрёны судьба хозяйки не кажется ему трагичной. Он видит “потерянную старуху”,...
  3. События, описанные в поэме, происходили в период доб­ровольного присоединения Грузии к России. Трагизм судьбы главного героя втом, что он был пленен (“ре­бенка пленного он (генерал)...