История трёх крупнейших музыкальных лейблов: от продажи грампластинок до интернет-эпохи. Обзор хип-хоп лейблов и продюсеров, а также роль пиар менеджеров в карьере артистов

Каждая молодая группа, записавшая своё первое демо, мечтает попасть на лейбл и прославиться. Для многих контракт с рекорд-лейблом выглядит как панацея, мгновенно решающая все проблемы. Но так ли это? Действительно стоит мгновенно передавать права на свою музыку, позволять другим решать, куда вы поедете с концертом, на какой студии будете записываться и под какой обложкой выпускать свою новую пластинку? Действительно ли музыкальные лейблы для начинающих артистов являются легким способом достичь желаемого?

Для начала постараемся рассмотреть все возможные аспекты работы музыканта со своим творчеством. Первый, и самый очевидный — DIY (англ. Do It Yourself — «сделай это сам» — аббревиатура, используемая для обозначения людей, действующих самостоятельно, без какой-либо поддержки или связей). Вы — полноправный хозяин своего продукта, вы вольны распоряжаться им, как вам заблагорассудится. В такой ситуации артист берет на себя функции лейбла и сам занимается поиском студии, продакшном, организацией собственных концертов, выпуском мерча и т.п. Если вы выбрали такую форму работы, то самым грамотным решением станет нанять менеджера, который будет вам в этом помогать.

Осознайте, что, работая над своим продуктом самостоятельно, вы не сможете уделять должного внимания творчеству; значительную часть времени придётся уделить организационным моментам, что определенно скажется на качестве вашей деятельности в целом. Однако, собрав целый штат специалистов самостоятельно, вы получите шанс реализовать свои цели. Одним из удачных примеров самостоятельной раскрутки может послужить группа Enter Shikari, долгое время выпускавшая свои работы методом DIY. Ребята приобрели значительный коммерческий успех, вызвали громадный интерес крупных звукозаписывающих компаний отчасти из-за того, что в течение некоторого периода отклоняли неплохие предложения от различных более мелких лейблов. Возможно, это удастся и вам. Верите в собственные силы? Вперёд!

Следующая форма — DIY- или инди-лейблы. Это небольшие конгломераты, нацеленные в большей степени на андеграундный или узконаправленный рынок. Зачастую доход таких лейблов очень низок, многие работают «за идею», но контракт с таким лейблом может быть крайне полезен для начинающего артиста как стартовая площадка и способ заиметь необходимые знакомства. Да-да, именно знакомства помогут вам в дальнейшем продвижении. Реальность такова, что даже крупнейшие музыкальные лейблы основывают свою деятельность на разветвлённой сети знакомств, взаимных услуг и обещаний. Возвращаясь к DIY-лейблам, стоит отметить, что, в отличие от самого артиста, они уже имеют некоторые каналы для дистрибуции и продвижения вашего творчества. Часто происходит так, что сами артисты создают небольшие инди-лейблы для продвижения своего творчества, впоследствие потихоньку расширяя список подписанных групп. Плюс в большинстве своём инди-лейблы имеют довольно прозрачный и понятный договор для исполнителя, в отличие от более крупных лейблов, принадлежащих крупным музыкальным корпорациям. Такие лейблы называют мейджор-лейблами. Речь идёт о так называемой «большой четверке лейблов звукозаписи», на долю которых приходится порядка 70% мирового музыкального рынка. К ним относят Universal Music Group, Sony Music Entertainment, EMI Group (наравне с UMG поглощённый французским медиаконгломератом Vivendi SA) и Warner Music Group.

В России функционируют несколько отделений этих лейблов: Universal Music Russia,Sony Music Russia, Warner Music Russia и прочие. Каждый из этих гигантов муз. индустрии обладает внушительным списком связанных с ними более мелких лейблов, что однако не мешает обоим сторонам успешно зарабатывать и продвигать свой продукт на рынке. Подобные конгломераты полностью самодостаточны: крупное рекорд-агентство способно обеспечить новой пластинке весь путь от звукорежиссера до прилавков музыкальных магазинов (или интернет-площадок вроде Apple Music или ITunes, что более соответствует современным реалиям музыкальной индустрии) и организовать артисту тур в её поддержку. Но начинающему (а уж тем более андеграундному) артисту путь к контракту с таким лейблом фактически закрыт: в современных условиях больше не действует устаревшая схема, по которой музыканты 1980-х получали многомиллионные контракты со звукозаписывающими компаниями.
Если раньше группа, отправив лейблу своё демо, могла надеяться, что A&R менеджер выберет именно их работу из тысяч заявок, то сейчас подобный исход событий весьма маловероятен. С появлением новых технологий и начала эпохи Интернета доступ широкой музыкальной аудитории к созданию музыки стал открытым, вследствие чего поток записей на почту лейблов от начинающих музыкантов стал просто неконтролируемым. Это привело к тому, что многие компании перешли на новый этап работы с талантами, замечая и подписывая только тех, кто уже смог выбиться и отличиться из миллиона таких же амбициозных деятелей музыкальной культуры.

Но цифровая эпоха также привнесла существенные изменения в индустрию в целом, поставив ряд новых, абсолютно уникальных и неактуальных ранее вопросов. Один из них — а действительно ли современному артисту необходимо быть подписанным на лейбл? За последние 10 лет очень сильно развились домашние студии звукозаписи, многочисленные девайсы сделали возможной профессиональную запись на дому, многие дизайнеры работают над обложками для релизов, предлагая свои услуги онлайн, концертные площадки зовут молодых артистов на выступления посредством рассылок, не прибегая к услугам концертных агентств. И самое главное и важное – продажа физических носителей навсегда отошла на второй план, уступив место стримминговым сервисам и возможности купить релиз в цифровом формате.

Это лишь малый список примеров необратимых изменений, которым подверглась музыкальная индустрия по всему миру. И эта система продолжает динамично развиваться, являя все новые возможности для работы напрямую со слушателем.

Очень частый вопрос - какие же лейблы в России, готовы сотрудничать с музыкантами?
Вот, список, который надеюсь будет пополнятся другими участниками форума

Mimonot! - сетевой (интернет) лейбл, очень неплохое место для новичков. Лейбл не ограничивает себя жанровыми рамками.
Проэкты - Поиск Сети, Мысли Вслух, Сабака, Who Are These Men, Зарисовка и др.

Выргород — независимое музыкальное издательство, московский инди-лейбл, специализирующийся на издании альбомов современных российских андеграундных исполнителей; интернет-магазин.
Музыкальные проэкты - «Гражданская Оборона», «Адаптация», «Черный Лукич», «Чернозём», «Рада и Терновник», «Дочь Монро и Кеннеди», «Лайда», «Тёплая Трасса», «ВПР и Фестиваль Всего на Свете», «Западный Фронт» и другие.

Waystyx — российский независимый лейбл звукозаписи, основнный в 2001 году. Лейбл специализируется на noise, noise ambient, drone ambient и смежных стилях.
Прэкты - Bad Sector, Contagious Orgasm, Merzbow и Maeror Tri.

UR-REALIST - культовый андеграундный лэйбл, основанный весной 1999.
Проэкты - Рада и Терновник, Кооператив Ништяк, Тёплая Трасса, Промышленная Архитектура и другие.

Solitude Productions — инди-лейбл из г. Москва (Россия). Первый в России лейбл который специализируется исключительно на музыке в стиле Дум-метал.
Проэкты - Океан Печали, Painful Memories, Somnolent, Autumnia и др.

BadMoodMan Music — инди-лейбл из г. Москва (Россия). Подразделение лейбла Solitude Productions.
Проэкты - Letargy Dream, Sanctus Infernum, Floodstain, Vinterriket и др.

solnze records - довольно известный российский инди лейбл.
Проэкты - Нож для Фрай Мюллер, OLEG KOSTROW, MESSER CHUPS, HULA HOOP и др.

abgurd - Независимый лэйбл, специализирующийся на лимитированных изданиях экспериментально/индустриально й музыки.
Проэкты - PUGNA СОБРЕТ, JEREMY BIBLE AND JASON HENRY, VELEHENTOR и др.

Irond Records - Один из первых отечественных лейблов начавший выпускать лицензионную продукцию еще в далеком 2000. Лейбл обладает одним из самых больших, если не самым большим каталогом релизов. Направленность релизов сама разная - metal, gothic, electronic, dark wave, ebm, rock, grind-core… Сайт лейбла обновляется минимум один раз в неделю.

Dark Division - подразделение лейбла Irond Records, занимающееся дистрибуцией части продукции, выпускаемой Irond Records. Приоритетными музыкальными стилями релизов Dark Division является в первую очередь clasical hard-rock и сопутствующие ему субстили: hard’n"heavy, blues-rock, jazz-rock, и progressive-rock.

ФОНО - Заслуженный лейбл, выпустивший множество очень ярких и качественно изданных релизов. Лейбл в основном ориентирован на выпуск CD различных металических под стилей и направлений. ФОНО берет не количеством, а качеством релизов и уровнем команд.

CD-Maximum - Долгожитель среди отечественных лейблов, работает на рынке лицензионных компакт дисков с 1997 г. Каталог релиз в основном ориентирован на различные стили метала. Лейбл плотно сотрудничает с российскими группами и исполнителями. Гигантский каталог.

СОЮЗ - Сайт департамента по иностранному репертуару самого крупного отечественного лейбла. Один из самых разнообразных по стилистике представленных релизов лейбл. Очень обширный каталог релизов, но почему то в каталоге на сайте представлены далеко не все.

Gravitator Records - Один из самых новых лейблов на тему gothic, industrial, synthipop. Удивляет почти каждым своим релизом.

Shadow Play Release - Стилистика лейбла - “gothic, electro, dark wave, ethereal” так написано на сайте. Лейбл относительно молодой поэтому релизов не много. Кроме зарубежной музыки, Shadow Play выпускает некоторые отечественные группы.

Mazzar/Mystic Empire - Лейбл обладает достаточно разнообразным по стилистике каталогом, от grind-core до dark folk, но преимущественно преобладают релизы потяжелее. Более 300 релизов.

Mals Records - Продукция лейбла ориентирована в основном на публику слушающую rock, hadr-rock, progressive-rock, art-rock.

З наете еще? Жду в каментах

Интернет-лейбл - это сетевой аналог оффлайнового музыкального издательства. Если изначально традиционные рекорд-лейблы занимаются дистрибуцией музыкального контента, раскруткой коллективов и исполнителей в реальном мире, то интернет-лейблы ведут ту же работу в сети. В связи с тяжелым положением традиционной музыкальной индустрии, когда даже титаны музыкального бизнеса вынуждены сильно рисковать при выпуске новых релизов, в последнее время рекорд-лейблы стараются работать с коллективами, которые наверняка отработают вложенные средства. В культурном плане эта ситуация достаточно плачевна - ведь сейчас даже не совсем андерграундные коллективы не могут надеяться на издание, и в прокат идут только стопроцентно успешные коммерческие проекты.

Как известно, причиной тому интернет - и он же предлагает новые пути распространения музыки. Уже с начала нулевых в Америке и Европе появляются новые схемы - когда релизы не выпускаются на CD, а публикуются только виртуально, и группы и исполнители раскручиваются через интернет. Скопировав подход традиционных-рекорд лейблов и перенеся его в сеть, появились так называемые net-labels или, по-русски, интернет-лейблы, или сетевые лейблы, или mp3-лейблы.

Что же такое вообще рекорд-лейбл? Во-первых, это организация, которая занимается распространением не любой музыки, а какого-то определенного формата или даже узкого специфического направления. Есть продюсер, или несколько, которые занимаются отбором музыки, и хороший лейбл обязательно имеет свое лицо и звук. Некоторые релизы слушают только потому что их издал лейбл 4AD, к примеру. Во-вторых, лейбл занимается защитой авторских прав. В случае с интернет лейблами защита авторских прав ограничивается только публикацией контента под свободной лицензией, но отбор музыки может быть довольно серьезным. Лейблу выгодно, чтобы люди слушали именно его музыку, он занимается промоушеном - может устраивать концерты, распространяет информацию о релизах в сети, и так далее и тому подобное.

Впрочем, отличий интернет-лейблов от традиционных больше - как правило, это лейблы некоммерческие, как правило, релизы распространяются на свободных лицензиях и в основном по Creative Commons. Интернет-лейблы редко занимаются раскруткой группы и организацией концертов, в основном их дело - просто распространение музыки в сети. Так как вести дела интернет-лейбла проще, то часто ими занимаются несколько человек или даже один.

Отличие интернет-лейбла от таких площадок по распространению музыки, как soundkey.ru или kroogi.ru очевиднее. Такие порталы просто предлагают любому разместить у них музыку и получать за нее вознаграждение. Ни отбором, ни защитой прав, ни раскруткой они не занимаются. Проще говоря, лейбл - это издательство, а soundkey.ru и kroogi.ru - это магазины.

Исторически первые интернет-лейблы занимались изданием электронной музыки (так как количество самопальной электронной музыки чрезвычайно велико), да и сейчас подавляющее большинство интернет-лейблов выпускают именно электронную музыку. Со временем появились лейблы издающие инди, альтернативу - то есть, в основном такую музыку, в основе которой лежит принцип Do It Yourself (собственно, интернет-лейблы и сами следуют этому принципу). За рубежом количество интернет-лейблов уже давно неисчислимо, достаточно их и у нас. Обычно техническая составляющая непритязательного сетевого лейбла также непритязательна - часто это standalone блог на wordpress, а то и просто аккаунт на blogspot. Но в этой статье я бы хотел рассказать про несколько отечественных интернет-лейблов, которые интересны музыкально, обладают своим лицом, выделяются но общем фоне и задают тренды.

Старейший работающий российский интернет-лейбл, точнее, теперь два - Otium выпускает ambient, idm, downtempo, Sonux - techno. Предпрослушивания нет, но есть rss и отдельные страницы по авторам. Контент распространяется по лицензии Creative Commons.

Самый крупный российский интернет-лейбл, выпускающий живую музыку. Предпочитаемые стили - indie, post rock, indietronica. Есть предпрослушивание музыки, rss, контент распространяется по лицензии Creative Commons.

Выпускает музыку стилей indie, rock, ethno. Молодой и небольшой интернет-лейбл, однако, выгодно отличающийся содержательными рецензиями на каждый релиз, подробными страницами об авторах, на которых есть фото и видео. На сайте есть rss и присутствует псевдо-интернет-радио - флеш-плеер, который в случайном порядке воспроизводит треки с релизов. Самое главное отличие этого лейбла в том, что, наряду с бесплатным скачиванием, он позволяет платить за релизы - эти деньги направляются авторам. Лицензия не указана, но написано, что «все релизы свободны для скачивания, прослушивания и дальнейшего распространения, если вы не собираетесь зарабатывать на них деньги».

Предпочитаемые стили - IDM, ambient, minimal, easy jazz. К каждому релизу прилагается развернутая рецензия. На сайте присутствует раздел «видео пульсации», где предполагается выпускать музыкальное видео, однако сейчас видео-релиз лишь один. Контент распространяется по лицензии Creative Commons.

Уникальное музыкальное направление - лейбл занимается изданием академической музыки, работает под эгидой Московской консерватории, и издает музыку композиторов этой консерватории. Направления - современная классика, академическая электроника и авангард. Все релизы отрецензированы, в дополнительных материалах к ним может быть концертное видео и даже ноты и исходные материалы. Есть предпрослушивание, весь контент распространяется по лицензии Creative Commons, если иная не указана отдельно.

Лейблы являются частью творческого объединения UnderGroundWiggaz и занимаются хип-хопом, RAP-A-NET - тру-русскоязычным рэпом, A-HU-LI rec. - инструментальным хип-хопом. Лицензия не указана, предпрослушивания тоже нет, но коллекция весьма богатая.

Музыкальные стили - alternative, post-punk, avant-garde, psychedelic, free jazz. Знаменитый лейбл организован на платформе Blogspot. Музыка распространяется по лицензии Creative Commons, предпрослушивания нет, есть rss, музыку можно скачать как потреково, так и альбомом, есть доступ к дополнительным материалам.

В ближайшее время мне самому предстоит озадачиться вопросом выбора лейбла для издания своего материала. Именно поэтому я решил поискать какой-то более менее информативный список лейблов, которые занимаются экспериментальной музыкой. Когда-то подобную тему создавал Sloe Texture, но информация указанная там, скажем так, устарела, в силу того, что многие из приведенных в списке лейблов, просто уже не существуют или приостановили свою деятельность. Я немного проанализировал имеющуюся информацию и добавил кое-какую новую.

Упорядочил лейблы по алфавиту с указанием следующей информации:
Стили: (Перечень стилей, с которыми работает лейбл)
Сайт: (Официальный сайт лейбла. Я не стал указывать электронные адреса и прочее, так как все это можно выяснить, просто посетив сайт лейбла)
Состояние: (Действует, не действует, приостановлен, закрыт и так далее)
Примечание: (Коммерческий, некоммерческий, как издают и так далее)

Надеюсь, данная информация окажется полезной. Если у вас есть информация о каких-то еще действующих Российских, Украинских и Белорусских лейблах, которые работают с экспериментальной музыкой - оставляйте инфо в комментариях и я добавлю лейбл в список.

Итак:

Abracadabra Recordings (Россия)
Стили: ambient,avant-garde, breakbeat, downtempo, drum and bass, dubstep, hardcore, hip-hop, idm, techno, trip-hop
Сайт: http://vk.com/club12957305
Состояние: лейбл не действует
Примечание: некоторые релизы до сих пор доступны на рутрекере.

Acidsamovar Records (Россия)
Стили: Чего там только не издается
Сайт: http://acidsamovar.org/
Состояние: последний релиз 2010 году, новости о закрытии нет
Примечание: Судя по сайту, так же издают CD

blank nоt label (Россия)
Стили:
Сайт: http://vk.com/blank_not_label

Примечание: Некоммерческий. Периодически организуют небольшие тематические вечеринки в Питере.

CUNTROLL RECORDS (Россия)
Стили: Breakcore,Trip-Hop, Ambient и Abstract hip-hop
Сайт: http://cuntroll.ru
Состояние: Действует
Примечание: Некоммерческий. По мимо этого занимаются организачией мероприятий.

Death Records (Россия)
Стили: noise dark ambient, dark ambient, ritual dark ambient, drone ambient
Сайт: http://fokojazis.com
Состояние: Пос
Примечание: Некоммерческий

Fokojazis (Россия)
Стили: abstract hip-hop, ambient, breakbeat, breaks, chillout, darkwave, d’n’b, dub, experimental hip-hop, free jazz, future jazz, idm, improv, lo-fi, minimal, neofolk, noise, non-music, psychill, trip-hop
Сайт: http://death-records.ru/
Состояние: последний релиз в 2011 году, новости о закрытии нет
Примечание: Некоммерческий

Gliese 581C Records / Planar Sub-Label (Россия)
Стили: Progressive Psytrance, Goa Trance, Dub, Psychedelic Dub, Downtempo, IDM, Psychedelic Chillout, Experimental, Breakcore
Сайт: http://gliese-records.com
Состояние: действуют
Примечание: Некоммерческий. Gliese 581C Records - основной, занимается всяческим Psy, иногда проскальзывает IDM. Planar Sub-Label - дополнительный, занимается экспериментальной музыкой. Я сам издавался и там и там, впечатления только хорошие.

Homework (Россия)
Стили: ambient, idm, downtempo, minimal
Сайт: http://homework.polarnet.ru
Состояние: последний релиз в 2011 году, новости о закрытии нет
Примечание: Некоммерческий

Liminal Recs (Россия)
Стили: ambient (dark, space, atmospheric), experimental, idm, noise, downtempo. trip-hop, post-rock
Сайт: http://liminalrecs.com
Состояние: действует
Примечание: Некоммерческий

Nenormalizm Records (Россия)
Стили: IDM , Experimental , Braindance , Ambient , Glitch
Сайт: http://nenormalizm.tk/
Состояние: действует
Примечание: Занимаются очень обширной деятельностью, начиная от некоммерческих релизов и заканчивая всевозможными подкастами. Достаточно тесное сообщество. Имел опят издания у них одного трека, все прошло слаженно и грамотно.

PICPACK MUSIC Label (Россия)
Стили: Все многообразие экспериментальных стилей
Сайт: http://picpack.org.ua/
Состояние: действует
Примечание: Некоммерческий. Крайне продуктивный лейбл.

Qulture Production (Россия)
Стили: AMBIENT, IDM, EXPERIMENTAL, LOUNGE, BEATS, 8-BIT, TECHNO
Сайт: http://www.qulture.ru/
Состояние: действует
Примечание: Некоммерческий. Так же издают CD

Req Recordings (Россия)
Стили: IDM, HARD IDM, GLITCH, DARK AMBIENT, AMBIENT, NOISE, TRIP-HOP, DARKSTEP, DUBSTEP, EXPERIMENTAL
Сайт: http://reqrecordings.pdj.ru/
Состояние: деятельность приостановлена с 09.05.12, но все релизы доступны
Примечание: Некоммерческий. Я сам был основателем этого лейбла, приостановил дейтельность, так как нехватало времени.

SUBWISE | NETLABEL (Россия)
Стили: Все многообразие экспериментальных стилей
Сайт: http://subwise.net
Состояние: действует
Примечание: Некоммерческий. Так же издают CD.

Umpako (Украина)
Стили: Все многообразие экспериментальных стилей
Сайт: http://umpako.com
Состояние: действует
Примечание: Некоммерческий.

Soda Island

Вслед за Activia Benz и Secret Songs, которые традиционно выпускают по одному треку дружественного исполнителя в неделю, появился ещё один похожий лейбл. Soda Island от них отличает в первую очередь то, как они привлекают новых слушателей: если вы захотите скачать их трек с SoundCloud (а вы, скорее всего, захотите), то вас сразу же перенаправят на специальную страницу и потребуют нажать на кнопку Follow. Ещё они отличаются непериодичностью: если сначала им удавалось сохранять темп, то теперь они выкладывают треки когда захотят. И без этого, впрочем, есть что послушать: в первую очередь обратите внимание на Ramzoid, вдохновляющегося музыкой из видеоигр и трансом, и Spire, явно продолжающего идеи PC Music.

Future Girlfriend

На SoundСloud появился новый жанр фьюче-фанк, вдохновлённый сразу двумя вещами: прошлогодним хитом Skylar Spence - Fiona Coyne (ранее известного как Saint Pepsi) и альбомом Daft Punk - Discovery, то есть музыкой талантливой и автоматически получающей штамп «летней». Парагваец Future Girlfriend - хедлайнер этого ещё не сформировавшегося толком движения: с одной стороны, в его музыке много от френч-хауса и диско 70-х, с другой - всё это пропущено через MIDI-подобные семплы, а эстетика отсылает к японской культуре; примерно из такой дикой смеси и состоит весь жанр. При этом в самом фьюче-фанке ничего безумного нет, наоборот - это привязчивая и в какой-то степени необязательная музыка, словно специально созданная для домашних вечеринок.

Adult Swim Singles Program

Телеканал Adult Swim с начала лета и до середины осени устраивает перепись самой главной, по его мнению, музыки за год. Вот и на этот раз можно составить для себя примерную картину всего лучшего в мейнстриме: здесь и обязательная металл-секция с Thou, Myrkyr и неожиданными Slayer, и хип-хоп, представленный Янг Лином, Run the Jewels, Shabazz Palaces и дуэтом Дума и Гостфейс Киллы, здесь есть DoomStarks, Скриллекс, Flying Lotus, Chromatics и даже Пичез со Swervedriver - первый же сингл от D∆WN (она же Дон Ричард) звучит очень многообещающе. Кроме того, всё это можно скачать бесплатно и даже купить футболку с обложкой одного из синглов.

GoldLink

Самый популярный из всех представленных SoundCloud-аккаунтов - у молодого рэпера GoldLink : им уже одинаково восхищаются Адам Бейнбридж (он же Kindness) и некоторые из героев этого материала, с ним записываются Чет Фейкер, Kayatranda и Zhu, а на прошлогоднем его альбоме с нескромным названием The God Complex нашлось место и отголоскам классического хип-хопа, и футворку, и EDM, и другой прогрессивной электронике; при этом сам он не торопится рассказывать журналистам о себе. Главное его преимущество в том, что он чётко понимает, чего хочет - в том числе и подо что хочет читать; пока, впрочем, неясно, умение ли это держать нос по ветру или нечто большее.

Fright House

На лейбле Fright House выпускаются музыканты с довольно идиотскими именами - есть здесь и Alfie Casanova, и SuperMega64, и Space Candy; всех их объединяет довольно безумное настроение треков - впрочем, об этом нас предупреждает описание лейбла. Здесь находится место много чему - и трэпу, и EDM, и евроденсу, и меланхоличной электронике в духе Райана Хемсворта, и треку, где нет никакого текста, кроме повторения имени Линдси Лохан. Такие вещи довольно легко увязать с PC Music, но быстро набирающий популярность британский лейбл обходят ещё более безбашенные люди - Fright House отличный тому пример.

Кедр Ливанский

За псевдонимом скрывается Яна Кедрина, одна из участниц объединения John’s Kingdom - в отличие от остальных, она только вдохновляется техно, но пишет настоящие песни, напоминающие одновременно и о русской поп-музыке 90-х, и о ком-то вроде Марии Минервы. Пока в арсенале Кедриной есть EP «Солнце Января» и пара песен с будущего альбома - но уже сейчас понятно, что за ней стоит следить: песни у неё получаются одновременно и доступные, и отвечающие духу русского времени. Здесь и любовь к техно, и лоу-фай, и простые тексты - всё, что нужно местному музыканту в 2015 году. Несмотря на небольшую аудиторию, Кедриной уже удалось выступить в Ростове, Казани и Екатеринбурге - не каждый русский музыкант может похвастаться даже этим.

Henrik the Artist

Кто такой Хенрик , не знает никто - парень, чьё фото в том или ином виде появляется на обложках его треков, может им и не быть. Его музыка - это скорее весёлая пародия на то, что происходит с электроникой прямо сейчас: он пишет к трекам аннотации-стихотворения, всерьёз называет себя художником и явно цитирует других SoundCloud-музыкантов. При этом у него получаются довольно неплохие треки - например, выпущенный на Activia Benz ремикс на Mason vs. Princess Superstar - Perfect Workout или записанный вместе с Kochi Boy трек Friends Forever. Впрочем, если для Хенрика это всё действительно всерьёз, то так даже интереснее.

floe

Русская кассетная культура возрождается - и вслед за следящими за оформлением Klammklang и Full of Nothing у лейбла Fuselab появилось своё подразделение floe , за которое отвечает петербуржец Дмитрий Комеда. Кассеты делаются минимальным тиражом, а альбомы отбираются среди не самых известных, но достаточно интересных исполнителей - уже вышли Lovozero, Евгений Гринько, Павел Карманов и «Архитектурный оркестр благодетели», скоро ожидаются «Синекдоха Монток» и Антон Батагов; за графиком выхода можно следить