Как петя оказался в партизанском отряде. Как Петя из романа "Война и мир" относится к тем,кто окружает его в отряде Денисова? Вступительное слово учителя

1 вариант.

1.Полость тонкого кишечника выстлана:

А) брюшиной; Б) плеврой; В) эпителием; Г) перикардом.

2.К покровной ткани относится:

А) костная; Б) мерцательный эпителий; В) эмаль зубов; Г) жировая.

3.Непроизвольно сокращаются следующие мышцы:

А) поперечно-полосатые; Б) скелетные; В) мимические; Г) гладкие.

4.К какой группе тканей относят костную и хрящевую ткань?

А) мышечной; Б) эпителиальной; В) соединительной; Г) механической.

5.Ткань, одной из важнейших функций которой является внутренняя защита организма (фагоцитоз, создание иммунитета):

А) нервная; Б) соединительная; В) мышечная; Г) эпителиальная.

6.Эпителий, выстилающий внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов:

А) однослойный плоский эпителий (эндотелий); Б) однослойный кубический эпителий; В) многослойный плоский неороговевающий эпителий; Г) однослойный цилиндрический эпителий.

7. Ткань, основными свойствами которой являются возбудимость и проводимость:

А) соединительная; Б) эпителиальная; В) нервная; Г) мышечная.

8. К группе соединительных тканей относятся:

А) костная ткань; Б) кровь; В) гладкие мышцы; Г) железистая ткань; Д) хрящевая ткань; Е) эпидермис.

9. Установите соответствие между характеристикой ткани и её типом:


11.В теле человека различают четыре основных типа тканей: _______, иначе называемую покровной, соединительную, мышечную и ______. Среди соединительной ткани выделяют жидкие соединительные ткани: ______ и лимфу, плотные: ______ и хрящевые, запасающую питательные вещества - ______ ткань.

Слова для справок: 1.проводящая; 2.механическая; 3.эпителиальная; 4.образовательная; 5.основная; 6.нервная; 7.костная; 8.жировая; 9.плазма; 10.кровь; 11.сосуды; 12.пробка.

Мышечные ткани бывают трёх видов: поперечно-полосатая скелетная, гладкая и поперечно-полосатая сердечная. Поперечно-полосатая скелетная и сердечная ткани состоят из вытянутых в длину многоядерных клеток – мышечных волокон с полосатой исчерченностью. Из скелетной мышечной ткани состоят скелетные мышцы, а из сердечной – стенки сердца. Волокна гладкой мышечной ткани одноядерные и имеют веретеновидную форму. Они входят в состав стенок полых внутренних органов, например, желудка, кишечника, мочевого пузыря. Мышечные ткани обладают сократимостью, которая обусловлена свойствами входящих в их состав белков. За счёт этого мышечные волокна способны изменять свою форму, что обеспечивает выполнение мышечными органами двигательной функции.

Сравнительная характеристика тканей:

Проверочная работа по анатомии на тему «Ткани».

2 вариант.

Часть 1. Задания с выбором одного ответа из четырёх (выберите одно правильное утверждение из четырёх предложенных):

1.К соединительной ткани относится:

А) мышечная; Б) хрящевая; В) глия; Г) железистая.

2.Поперечно-полосатая мышечная ткань входит в состав:

А) скелетных мышц; Б) стенок пищевода; В) стенок прямой кишки; Г) всех перечисленных органов.

3. Сокращение стенок кишечника в организме человека осуществляется за счёт работы ткани:

А) соединительной; Б) эпителиальной; В) гладкой мышечной; Г) поперечно-полосатой мышечной.

4.Каковы особенности клеток соединительной ткани:

А) многоядерные, имеют поперечную исчерченность; Б) располагаются рыхло, между ними много межклеточного вещества; В) мелкие, веретенообразной формы, имеют миофибрилы; Г) плотно прилегают друг к другу.

5.Ткань, занимающая пограничное (наружное) положение в организме:

А) эпителиальная; Б) нервная; В) мышечная; Г) соединительная.

6.Миокард в основном образован:

А) мышечной тканью; Б) соединительной тканью; В) кровеносными сосудами; Г) нервными структурами.

7. Эпителиальная ткань, в отличие от соединительной, содержит:

А) межклеточное вещество в виде волокон; Б) мало межклеточного вещества; В) клетки, наполненные жиром; Г) клетки с многочисленными отростками.

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов из шести (выберите три правильных утверждения из шести предложенных):

8. Изнутри мерцательным эпителием выстланы:

А) бронхи; Б) лёгкие; В) фаллопиевы трубы; Г) евстахиевы трубы; Д) носовые полости; Е) камеры сердца.

Задание на установление соответствия (подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведённым понятиям):

9. Найдите соответствие между органом и разновидностью формирующей его соединительной ткани:


10. Установите соответствие между видами тканей и некоторыми их функциями:

Часть 3. Прочитайте текст. Используя приведённые ниже слова для справок (список слов избыточен), вставьте пропущенные термины. В тетради укажите номера слов в том порядке, в котором они встречаются в тексте.

11. Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называют ________. В организме человека их выделяют четыре типа: _______, образующие покровы тела и выстилающие внутренние органы; _______, к которым относятся костная, хрящевая, жировая, кровь; ________, способные к сокращению, и _________, основными свойствами которой являются возбудимость и проводимость.

Слова для справок: 1.молекула; 2.соединение; 3.орган; 4.ткань; 5.полость; 6.организм; 7.механическая; 8.эпителиальная; 9.проводящая; 10.соединительная; 11.мышечная; 12.нервная.

12. Прочитайте текст «Мышечные и нервная ткань»:

Мышечные ткани бывают трёх видов: поперечно-полосатая скелетная, гладкая и поперечно-полосатая сердечная. Поперечно-полосатая скелетная и сердечная ткани состоят из вытянутых в длину многоядерных клеток – мышечных волокон с полосатой исчерченностью. Из скелетной мышечной ткани состоят скелетные мышцы, а из сердечной – стенки сердца. Волокна гладкой мышечной ткани одноядерные и имеют веретеновидную форму. Они входят в состав стенок полых внутренних органов, например, желудка, кишечника, мочевого пузыря. Мышечные ткани обладают сократимостью, которая обусловлена свойствами входящих в их состав белков. За счёт этого мышечные волокна способны изменять свою форму, что обеспечивает выполнение мышечными органами двигательной функции.

Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток нейроглии. Главные особенности нейронов – звёздчатая форма и отходящие отростки – длинные и короткие. По отросткам нервные импульсы передаются к телу нейрона и от него. Клетки нейроглии имеют округлую форму, плотно окружают нейроны, обеспечивая им механическую поддержку и снабжение питательными веществами. Нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью, что лежит в основе выполнения регуляторных функций в организме. Она является основой головного и спинного мозга, нервов и нервных узлов.

Заполните в таблице «Сравнительная характеристика тканей» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика тканей.

1 . Предоставлена ткань, все клетки которой лежат на базальной мембране в виде пластов, отсутствует межклеточное вещество и кровеносные сосуды, хорошо выражена полярность клеток, хорошая способность к регенерации. Какая это ткань?

+ (а) эпителиальная;

б) соединительная;

в) мышечная;

г) нервная.

2 . К какому гистогенетическо му типу относится эпителий, развивающийся из мезенхимы?

а) эпидермальный;

б) энтеродермальный;

+(в) ангиодермальный;

г) целонефродермаль ный.

3 . К какому типу по гистогенетическо й классификации относится однослойный однорядный кубический эпителий канальцев почек?

а) энтодермальный;

+ (б) целонефродермаль ный;

в) эпендимоглиальны й;

г)эпидермальный.

4 . К какому гистогенетическо му типу относится однослойный однорядный цилиндрический эпителий желудка?

а) эпидермальный;

б) ангиодермальный;

+ (в) энтодермальный;

г) эпендимоглиальны й.

5 . К какому гистогенетическо му типу относится эпителиальная выстилка канала спинного мозга и мозговых желудочков?

а) энтодермальный;

б) целонефродермаль ный;

+ (в) эпендимоглиальны й;

г)эпидермальный.

6 . Источник развития кишечного эпителия?

а) эктодерма;

+ (б) энтодерма;

в) мезодерма;

г) мезенхима.

7 . Источник развития кожного эпителия?

+ (а) эктодерма;

б) энтодерма;

в) мезодерма;

г) мезенхима.

8 . Источник развития целонефродермаль ного эпителия?

а) эктодерма;

б) энтодерма;

+(в) мезодерма;

г) мезенхима.

9 . В эпителии все клетки цилиндрической формы и все лежат на базальной
мембране. Какой это вид эпителия?

а) однослойный многорядный цилиндрический;

+ (б) однослойный однорядный цилиндрический;

в) многослойный переходной;

г) многослойный цилиндрический.

10 . В эпителии клетки разной высоты, все лежат на базальной мембране. Какой это вид эпителия?

а) однослойный однорядный призматический;

+ (б) однослойный многорядный призматический;

в) многослойный переходной;

г) многослойный плоский неороговевающий.

11 . В каком из эпителиев встречаются реснитчатые клетки?

+ (а) однослойный многорядный призматический;

б) многослойный плоский ороговевающий;

в) многослойный плоский неороговевающий;

г) многослойный переходной.

12 . Какие эпителии согласно морфофункциональ ной классификации входят в группу многослойных?

а) однорядный; многорядный; переходный;

+ (б) ороговевающий, неороговевающий, переходный;

в) неороговевающий, ороговевающий, многорядный;

г) однорядный, ороговевающий, неороговевающий.

13 . В слоях эпителия 3 вида клеток: базальные, шиповатые, плоские. Какой это вид эпителия?

а) однослойный многорядный призматический;

б) многослойный переходной;

+ (в) многослойный плоский неороговевающий;

г) многослойный плоский ороговевающий.

14 . В эпителии видны слои: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговые чешуйки. Какой это вид эпителия?

а) многослойный плоский неороговевающий;

б) многослойный переходной;

+ (в) многослойный плоский ороговевающий;

г) однослойный многорядный.

15 . В каком из слоев многослойного плоского ороговевающего эпителия встречается вещество кератогиалин?

а) базальный; б) шиповатый;

+(в) зернистый; г) роговой.

16 . Какой эпителий называется переходным?

а) превращающийся из плоского в призматический;

б) превращающийся из неороговевающего в ороговевающий;

в) превращающийся из нежелезистого в железистый;

+(г) изменяющий расположение слоев клеток в растянутой и нерастянутой стенке.

17 . В каком из перечисленных органов встречается эндотелий (однослойный однорядный плоский эпителий)?

а) трахея;

б) кожа;

+(в) внутренняя стенка сосудов;

г) мочевой пузырь.

18 . В каком из перечисленных органов встречается однослойный многорядный призматический эпителий?

+ (а) трахея;

б) кожа;

в) мочевой пузырь;

г) роговица глаза.

19 . В каких органах встречается многослойный плоский неороговевающий эпителий?

а) кишечник;

б) трахея;

+(в) пищевод;

г) мочевой пузырь.

20 . В каких органах встречается многослойный плоский эпителий?
а) кишечник;

б) трахея;

+(в) ротовая полость;

г) мочевой пузырь.

21 . Какая из перечисленных структур эпителиальной клетки расположена на
апикальном полюсе?

а) ядро;

б) эндоплазматическ ая сеть;

в) рибосома;

+ (г) клеточный центр.

22 . На каком уровне должно находиться ядро в эпителиальной клетке?

а) в центре;

+ (б) на базальном полюсе;

в) на апикальном полюсе;

г) на любом из уровней.

23 . Какой из видов контактов эпителиальных клеток состоит из 2-х частей: утолщенной клеточной оболочки и сети тонких нитей (тонофибрилл)?

а) «замок»;

+ (б) десмосома;

в) нексус;

г) щелевидный контакт.

24 . Органоид специального назначения в эпителии, увеличивающий всасывающую поверхность клетки:

а) жгутик;

+ (б) микроворсинки;

в) тонофибрилла;

г) реснички.

25 . Тип контакта клетки с базальной мембраной?

а) десмосома;

+ (б) полудесмосома;

в) вставочный диск;

г) «замок».

26 . Какая из перечисленных желез является эндокринной?

а) имеющая неразветвленный выводной проток с альвеолярными концевыми отделами;

б) имеющая разветвленный выводной проток с трубчатыми концевыми отделами;

+(в) не имеющая выводных протоков, но густо оплетена кровеносными сосудами;

г) имеющая разветвленный выводной проток с трубчато-альвеол ярными концевыми отделами.

27 . Какие экзокринные железы называются простыми?

а) одноклеточные, без выводного протока;

+(б) многоклеточные, с неразветвленным выводным протоком;

в) с неразветвленными концевыми отделами, но с разветвленным выводным протоком;

г) многоклеточные, с неразветвленным выводным протоком, но с разветвленным концевым отделом.

28 . Какие экзокринные железы называются сложными?

а) многоклеточные, с разветвленными концевыми отделами;

б) с альвеолярно-труб чатыми концевыми отделами и неразветвленным выводным протоком;

в) с трубчатыми концевыми отделами и неразветвленным выводным протоком;

+(г) многоклеточные, с разветвленным выводным протоком.

29 . Тип секреции клеток желез с частичным разрушением клетки?
а) мерокриновый;

+ (б) апокриновый;

в) голокриновый;

г) эндокринный.

30 . Тип секреции клеток желез без разрушения клетки?

+ (а) мерокриновый;

б) апокриновый;

в) голокриновый;

г) эндокринный.

31 . Тип секреции желез с полным разрушением клетки?

а) мерокриновый;

б) апокриновый;

+ (в) голокриновый;

г) эндокринный.

Занятие № 15

Петя Ростов в партизанском отряде

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание гуманизма, активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    создание условий для осознания значения войны в жизни человека;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.

Таким испытанием и была Отечественная война 1812 года для Пети Ростова.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Исследователь творчества Л. Н. Толстого Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире».

    Когда впервые мы встречаемся с Петей в романе?

Мы впервые его встретили во время именин Наташи: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький.

Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины, - плаксы... Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил...». Он с упоением играл во взрослого мужчину - эта игра продолжалась до самого 1812 года, до наступления новой войны.

    В каком возрасте Петя попадает на войну?

В пятнадцать лет.

    Анализ эпизода «Петя Ростов в партизанском отряде»

    Как оказался Петя в партизанском отряде Денисова?

Петя просит генерала, у которого он служил ординарцем, отправить его в партизанский отряд с письмом, а затем упросил Денисова остаться в отряде.

    О чем он рассказывает Денисову?

«...О том, как он проехал мимо французов и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой и что там отличился один гусар».

    Какой вид имел Петя?

Петя был «растрепанный, насквозь промокший и с сбившимися выше колен панталонами». Разговаривая с Денисовым, он поправляет под шинелью панталоны так, чтобы никто не заметил, «стараясь иметь вид как можно воинственнее».

    Слово преподавателя.

Петя в войне видит что-то увлекательное, как во всем, что меняет течение обыденной жизни, он «невоинственный» человек. Он подавляет в себе лучшее, ростовское - неприязнь к убийству, к насилиям

    Как реагирует Петя на рассказ Тихона Щербатого об убийстве француза?

Сначала он смеется со всеми, но потом «Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека», и «ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась одно мгновение. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться...» Эти ощущения напоминают ощущение Николая Ростова в островненском деле, когда он взял в плен француза с «домашним лицом». Николай Ростов тоже не понимал, зачем ему убивать этого человека, чем он перед ним виноват. И оба они, и Петя и Николай, подавляют в себе эти добрые, человеческие чувства.

    В каком состоянии находился в эти дни Петя Ростов?

Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».

    Почему он остается у Денисова?

Потому что «ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту». В Пете, как и в Николае, нет стремления найти дело полегче. «...Вы меня пустите в самую... в главную...» И это у него не от желания отличиться, выделиться («Мне не нужно наград...»), а от постоянного стремления быть в самом важном, интересном месте. Толстой любуется его непосредственностью, искренностью.

    Как относится Петя к людям?

Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям...» К этому состоянию пришел князь Андрей после долгих жизненных исканий и заблуждений. Пете же это чувство «любви ко всем людям» дано от природы. Он не только людей любит, он любит и мир вещей.

    Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?

Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза.

    Расскажите эпизод. Индивидуальное задание.

    Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?

Конечно, доброта. Он жалеет пленного мальчика-барабанщика, причем это чувство в нем сильнее даже желания казаться взрослым. Он хочет спросить о мальчике. «Спросить бы можно, - думал он, - да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел... Ну, да все равно», - и он просит разрешения покормить пленного.

    Кому это чувство к пленному понятно и кто смеется над ним?

«Да, жалкий мальчишка, - сказал Денисов, видимо не найдя ничего стыдного в этом напоминании. - ...Позвать его». И солдаты тоже любовно относятся к мальчику. Казаки называют его «Весенним», а мужики и солдаты - «Висеней». «В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». Долохов же называет этого мальчика «молодчиком» и смеется над жалостью к нему. «Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, а тебе-то уж это оставить пора», - говорит он Денисову, выражая убеждение, что пленных брать не нужно.

    Но на чьей стороне Толстой в споре Денисова и Долохова о пленных?

Конечно, на стороне Денисова, заявившего: «И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека». Всех пленных он отправляет под конвоем в город. Долохов же не только убивает пленных, - он находит «особенное удовольствие говорить об этом предмете». Денисову на войне «неловко»; Петя Ростов тоже чувствует себя «неловко», когда слушает Тихона, только что убившего человека. Долохов же с удовольствием говорит об убийствах, и у Тихона рожа расплывается в сияющую улыбку, когда он рассказывает, как убил француза. Быть человеком и на войне дано не всякому.

Долохов и в мирное время отличался жестокостью. Изменилась лишь сфера приложения его холодной храбрости. Война открыла ему великие возможности испытывать свою храбрость и убивать людей.

    Чем же все-таки нравится Долохов Пете?

Хладнокровием, храбростью. Петя хочет подражать Долохову и потому едет вместе с ним в разведку.

Участие Пети в войне, во всякого рода рискованных предприятиях - это нечто противное его существу. Петя - носитель жизни и любви, а не смерти и ненависти. И в войне-то он видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Петя - сама жизнь и любовь - даже как будто не знает о возможности смерти на войне. Зато об этом знает Денисов.

    Как отвечает Денисов на просьбу Пети отпустить его в разведку с Долоховым?

«...Уж его я ни за что не пущу». Денисов, вероятно, не одного человека отправлял на смерть, а вот Петю не может.

    Расскажите эпизод «Петя в разведке». Индивидуальное задание.

    Как встречает Денисов Петю, возвратившегося из разведки?

«Слава богу! - крикнул он. - Ну, слава богу! - повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. - И черт тебя возьми, из-за тебя не спал!» Денисов интуитивно чувствует, что мир Пети - это, больше чем чей-либо, мир жизни и любви.

    Чтение эпизода «Сон Пети перед боем».

    Какие картины видит во сне Петя?

Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. В этом мире раскрываются все лучшие, таинственнейшие, прекраснейшие свойства, таящиеся в людях и предметах. «Большое черное пятно, может быть, точно было караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли... Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, это - самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает». Пете слышится музыка.

    Как музыка помогает понять душевное состояние Пети?

Светлая, спокойная, лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)

    Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?

Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.

    Что говорит Пете Лихачев, который его будит?

«Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете », Лихачев дает Пете саблю, которую натачивал по его просьбе. Реальная жизнь со всей своей жестокостью вторгается в Петины сны. В этом «надвое распластаете» - вся жестокость и раздробленность мира, столь чуждого Петиной музыке.

    Пересказ эпизода «Смерть Пети». Индивидуальное задание.

Петя погибает, так и не успев совершить героического поступка, о котором он мечтал. Вот он скачет к месту боя и... не успевает. «Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети». Гибнет он бессмысленно. Долохов приказывает подождать пехоту. «Подождать?.. Ура-а! - закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым». Опять перед нами «безумство храбрых» с ударением на первом слове. С Петей погиб его мир любви и счастья. Денисов видит «запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети». Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, ее бессмысленной жестокости.

    Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

    Чем отличаются фрагменты?

Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.

    Как Долохов и Денисов воспринимают смерть Пети?

Долохов два раза сказал: «Готов!», «как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие». А Денисов вспомнил слова Пети: «Я привык что-нибудь сладкое», - и «казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Вся атмосфера гибели Пети - трагическая.

    Слово преподавателя.

Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения. Вот она страшная и жестокая правда войны.

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра», - эти слова принадлежат Льву Толстому.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Пьер в романе «Война и мир».

2. Индивидуальные задания. Пересказ эпизода «Дуэль Пьера с Долоховым».

3. Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.