Основной культуры в период средневековья являлась религия. Культура средневековой европы


Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.


При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Средневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка) Раннее средневековье датируется V - X веками Зрелый феодализм - X - конец XV века Позднее средневековье - XV - XVII века 2. Дух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки. 3. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек - венец природы, человек - раб божий. Историческаяточказрения Историческаяточказрения


4. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. 5. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:


Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья: Античность Средневековье 1. Всеобщая гармония мира 1. Несовершенство мира 2. Особая роль космоса 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Поиск справедливости 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Возможность стать подобным богам 5. Страх перед Судом и божьей карой Культурнаяточказрения Культурнаяточказрения


7 Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент арочная форма дверных и оконных проемов.



Особенности архитектуры Романский стиль Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский века - романский века Главные типы сооружений: - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм


Главные черты строительства замков: - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.






Готический стиль "Готический" - термин ввели гуманисты возрождения, считавшие все, что не античное - негативным, варварским. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.




Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости, легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня. Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.


В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что все это сделано из камня.


Особенности прикладного искусства средневековья Наиболее развито было художественное ремесло. Они обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент. Он состоял из бесконечной полоски, переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.


Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "минимум" и маленького размера.


Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.


Особенности скульптуры средневековья Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла (аспидов) украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня "библию бедных.


Из истории средневекового театра Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело. Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.


На сцена средневекового театра: На сцену выходил Бог и творил одно за другим свои чудеса, в райских кущах появлялись Адам и Ева, выползал Змей, соблазнял запретным яблоком прародителей, затем выходил грозный ангел с мечом, изгонял Адама и Еву из Рая, черти волокли их в Ад. Писатель БогАдам ЕваЗмей Черт










Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире, Поя целебно мутный мрак веков. Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Искал алхимик камень мудрецов, Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Ум утончался в преньях о вампире, Познать Творца пытался богослов, Познать Творца пытался богослов, И мысль качала мировые гири… И мысль качала мировые гири… В. Брюсов В. Брюсов Рафаэль Санти говорил о Средневековье так: «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности». «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности».




« Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую « Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. и варварскую. Н. В. Гоголь Н. В. Гоголь




Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывает мне… И погружён мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск средневековья. Теофиль Готье Теофиль Готье


Культура европейского Средневековья

2. Особенности развития культуры эпохи Средневековья

Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители ("третье сословие", народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на "тех, кто работает" и "тех, кто воюет". Средневековье -- это эпоха многочисленных войн. Только "крестовых походов" (1096--1270) официальная история насчитывает восемь.

Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем.

Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религиозность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь "обмирщаясь", а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Августином "Блаженным" (354--430) в его работе "О граде Божьем" (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин выдвинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.

Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом(1285--1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.

Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднего Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя "классическими" факультетами: искусств, теологии, права и медицины.

В позднее Средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, разработка новых конструкций подъемников для строительства храмов, появление первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

Менялась и духовная жизнь общества; художественная литература приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талантливые произведения как французская поэма "Песнь о Роланде" и немецкая - "Песнь о Нибелунгах". Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери (1265-- 1321) в "Божественной комедии". В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный городской европейской жизнью готический стиль.

Средневековая культура позднего периода выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры.

Европейская культура эпохи Нового времени

Европейская культура эпохи Нового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма...

Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IV в...

Костюм эпохи средневековья и современность

В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров - германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в...

Культура Беларуси эпохи Средневековья

Становление самобытной культуры на белорусских землях в IX-XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскими культурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданием собственной государственности...

Культура европейского Средневековья

Начальный период русской и украинской культуры своими истоками уходит в глубь веков, когда наши предки восточные славяне, жили родоплеменным строем, исповедовали многобожие...

Культура Запада и Востока: типологические черты

Зампад -- особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации. Кравченко А.И. Культурология М. 2005. Основные части западной цивилизации...

Культура западноевропейского Средневековья

Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями...

Культура Западной Европы в Средние века

Раннее Средневековье (V-X вв.). Охватывает время после падения Рима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые государства - франков, готов и др. Племенные вожди стали королями...

Культура России XVIII века

Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия. Реформы русскую «культуру-веру» расчленили на «веру» и «культуру»...

Культура средневековой Европы

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г...

Особенности русской культуры

Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция...

Русское искусство ХХ века

Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им...

Членение исторического процесса на Древность, Средние Века и Новое время сложилось, как известно, к концу Эпохи Возрождения. Термином Medium Aevum гуманисты обозначали период, ознаменовавший упадок классической латыни...

Средневековье как специфическая культурная эпоха

Термин «средневековья» возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее...

Украинская культура: развитие и современное состояние

В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался...

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ».

__________________

______________________________________________

ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период господства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую цивилизацию. С рождением средневекового общества в историю вошли новые территории и народы, уже не ограниченные одним Средиземноморьем и прилегающими областями.

Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза античного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Главную же роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство.

Термин «средние века » ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения (XV век). Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их. Новое время, от классической древности. С тех пор в историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую.

Оценка средневековой культуры итальянскими гуманистами была в целом негативной: они считали средние века «темными столетиями», «темной ночью христианства», перерывом в развитии культуры и т.п. Тем не менее, констатируя факт во многом негативной роли церкви в средние века, все же не следует забывать, что средневековая эпоха заложила основы культурной общности Европы, что тогда сложились современные европейские языки, возникли новые государства, были открыты новые земли, было изобретено книгопечатание и многое другое. И если в античных Греции и Риме не были использованы многие выдающиеся открытия и гениальные догадки греческих и римских ученых (потому что дешевый рабский труд делал ненужным применение машин и механизмов), то Средневековье началось с широкого распространения водяных колес и ветряных мельниц.

Средневековая культура обладала рядом отличительных особенностей: это символизм и аллегория (иносказательность), тяга к обобщенности, универсализму, анонимность большинства произведений искусства и пр.

Важнейшей чертой средневековой культуры является ее теоцентризм , господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. Средневековое мироощущение было основано на представлении о двойственности мира , который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный , идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, «горний » мир, а земное существование («дольний мир »)рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Из учения о дуализме мира исходила символика средневекового искусства: в расчет брались лишь символы, т.е. скрытый смысл реальных предметов и явлений.

Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала - тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ.

Господство религиозного мировоззрения в средние века предопределило особенности средневекового искусства. Практически все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневековое искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. Его не интересовало детальное, конкретное изображение пространства или человека: ведь подлинно реальным, истинным представлялся лишь «горний» мир. Поэтому искусство средних веков передавало только типичное, общее, а не индивидуальное и неповторимое.

Господствующая роль церкви в средние века привела к тому, что наиболее распространенным и популярным жанром средневековой литературы (особенно в раннее Средневековье) были жития святых ; самым типичным образцом архитектуры являлся собор ; самым распространенным жанром живописи - икона , а излюбленными образами скульптуры - персонажи Священного Писания .

Влияние религии и христианской церкви было особенно сильным в первые века Средневековья. Но по мере усиления светских тенденций в культуре из-под контроля церкви постепенно вышли светские жанры литературы, театр, городская культура, развивавшееся научное знание и др.

Историки подразделяют средневековую эпоху на три этапа , соответствующие стадиям становления, расцвета и упадка феодализма. Так, V-Х века охватывают период раннего Средневековья , когда на обломках Западной Римской империи рождалась новая феодальная Европа. Массовые вторжения различных племен (кельтов, германцев, славян, гуннов и др.) на римскую территорию (этот процесс получил название Великого переселения народов) привели к образованию в Европе так называемых варварских королевств: Вестготского - в Испании, Остготского - в Италии, Франкского - в Галлии и др. В этот период наблюдался значительный хозяйственный, политический и культурный упадок, связанный с бесконечными войнами и сопровождавшими их разрушениями.

С конца Х века в Западной Европе начинается период бурного развития, затронувшего самые разные сферы: экономическую, технологическую, политическую, социальную, религиозную, художественную и пр. На смену варварским королевствам приходят сильные национальные государства - Франция, Англия, Испания, Португалия, Италия, Германия, - в которых средневековая культура переживает пору своего расцвета. Подъем культурной жизни нашел выражение в появлении и расцвете новых архитектурных стилей - романского и готического , в развитии светских школ и университетов , в широком интеллектуальном движении и распространении образованности, в расцвете литературы и средневековой схоластики (школьной науки).

РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ было итогом встречи античности и варварского мира:

1. Важнейшим истоком культуры раннего Средневековья было античное наследие, которое было усвоено и творчески переработано в V-X вв. Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь , сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык вскоре сделался непохожим на самого себя и стал в то же время основой развития европейских национальных языков. Латинский алфавит был воспринят и нероманизованными народами. Латынь была не только языком - носителем учености, но и единственным языком, которому обучали. В средние века «умение читать» означало «умение читать по-латыни». С другой стороны, в раннее Средневековье продолжала существовать масса местных народных диалектов и языков. Латинский язык в средние века был сакральным языком , гарантом единства веры. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе Средневековья историки часто называют эту эпоху «латинским Средневековьем ». Повсеместно все Средневековье прошло в условиях сосуществования двух языков - местных и латыни.

В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика . В Древнем Риме она была и частью образования, и неотъемлемым элементом римского образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно повлияла на облик средневековой культуры.

Большое влияние на культуру раннего Средневековья оказала также римская система образования , которая дожила до VII в. Средневековье восприняло такой важный ее элемент, как система «семи свободных искусств » -septem artes liberates, обязательный набор школьных дисциплин, включавший грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию . Но если в римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского общества, то в раннее Средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. Все же старое римское классическое образование оказалось в средние века ненужным. Поэтому на смену античной школе пришла новая - монастырская , или епископская школа (в последних изучались «семь свободных искусств»). В раннее средневековье качество обучения было низким, т.к. содержание предметов было максимально приближено к нуждам церкви. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика - как умение вести беседу, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Каждому ученику школы полагалось знать песнопения и молитвы, основные события священной истории и несколько цитат из Библии. Таким образом, система образования в раннем Средневековье была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.

2. Другим важнейшим источником культуры средних веков была духовная жизнь варварских племен , их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. Хотя наши знания о культуре варваров очень скудны, мы достаточно осведомлены, например, о складывании героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского). В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор , одно из слагаемых средневековой культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса.

Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства . Это богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и предметы быта, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов, кожи и других материалов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту .

Представления о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого «звериного» стиля, в котором изображения фантастических животных вплетались в замысловатые узоры. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. А строительная техника варварских племен, воплощенная в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников.


Похожая информация.


В период средневековья наблюдается особое влияние христианской церкви на формирование менталитета и мировоззрения европейцев. Взамен скудной и тяжелой жизни религия предлагала людям систему знаний о мире и законах, действующих в нем. Именно поэтому средневековая культура целиком и полностью проникнута христианскими идеями и идеалами, которые рассматривали земную жизнь человека как подготовительный этап к предстоящему бессмертию, но уже в другом измерении. Люди отождествляли мир со своеобразной ареной, на которой противоборствовали небесные силы и адские, добро и зло.

Средневековая культура отражает историю борьбы государства и церкви, их взаимодействие и реализацию божественных целей.

Архитектура

В 10-12 веках в западноевропейских странах господствует который по праву считается первым каноном средневекового зодчества.

Светские строения отличаются массивностью, для них характерны узкие оконные проемы и высокие башни. Типичные особенности архитектурных сооружений романского стиля - купольные конструкции и полуциркульные арки. Громоздкие постройки символизировали могущество христианского бога.

Особое внимание в этот период уделялось монастырским зданиям, так как они совмещали жилище монахов, часовню, помещение для молитв, мастерские и библиотеку. Главный элемент композиции - высокая башня. Массивные рельефы, украшающие фасадные стены и порталы, являлись основным элементом храмового декора.

Средневековая культура характеризуется возникновением еще одного стиля в архитектуре. Он носит название готический. Этот стиль смещает культурный центр из уединенных монастырей в многолюдные городские кварталы. При этом главным духовным сооружением считается собор. Первые храмовые здания отличаются стройными колоннами, уносящимися ввысь, вытянутыми окнами, расписными витражами и «розами» над входом. Изнутри и снаружи они украшались рельефами, статуями, живописью, подчеркивающими основную черту стиля - устремление вверх.

Скульптура

Обработка металлов используется преимущественно для производства

Европейская культура как таковая стала формироваться именно в тот момент, когда пресеклась (ли?) культурная традиция античности и именно в том же географическом регионе. Во многом средневековую культуру определяло само понятие христианства, которое явилось формой отвечающей культурным и идеологическим потребностям общества. У истоков европейской культуры стояли отцы церкви, которые заложили основы католицизма, поскольку в эпоху средних веков культура по преимуществу носила религиозную окраску. Тем более, что в течение долгого времени только духовенство было самым образованным слоем Европы. Церковь не могла пройти тех элементов светского образования, которые ей достались от античности и без которых само христианство, воспринятое от античности, осталось бы просто непонятым. Библия и сочинения церковных писателей были доступны западному средневековью лишь на латинском языке. Первая попытка свести воедино все элементы античных знаний, которых церковь считала необходимым использовать в своих целях, была сделана еще V в. африканским писателем Марцианом Капеллой. В своей книге «О браке филологии и Меркурия» он дал краткое изложение тех предметов, которые лежали в основе обучения в античной школе и были известны под названием «семи свободных искусств», т.е. грамматики, риторики, диалектики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки. В VI в. Боэцием и Кассиодором эти семь искусств были разделены на 2 части - тривиум - (перекресток трех путей знания) - грамматика, риторика, диалектика и квадривиум - остальные. Тривиум считался первой ступенью обучения, квадривиум - высшей. В таком виде эти предметы вошли во все средневековые учебники и сохранились до XV в. Риторика рассматривалась представителями христианской церкви как предмет, который учит церковному красноречию, диалектика (вернее, формальная логика) как служанка теологии, помогающая в споре побеждать еретиков; арифметика - как предмет, облегчающий религиозно-мистическое истолкование чисел, встречающихся в священном писании; геометрия - описание земли («А вот безлюдные пустыни (в Эфиопии), и нечеловеческие лики чудовищных племен. Одни - без носа, все лицо ровное и плоское… У других уста срослись, и через маленькую дырку сосут еду овсяным колосом… А вот мавританские эфиопы, четыре глаза имеют, и это ради меткой стрельбы». « В Ганге водится червь, имеющий две клешни, которыми он схватывает слона и ныряет с ним под воду».); музыка нужна была для церковных песнопений; астрономия позволяла определять сроки церковных праздников. По учению церкви - земля - диск, плавающий в воде, а небо - свод, поддерживаемый четырьмя столбами, центр земли - Иерусалим. Наибольшее внимание уделялась грамматике - царице наук. На изображениях грамматику показывали в виде царицы с пучком розог в левой руке, и с ножом для подчистки текстов - в правой. В средневековых школах процветали телесные наказания. Один французский монах написал руководство по грамматике, дав ему название «Береги спину». Выражения «находиться в обучении» и «ходить под розгою» являлись синонимами. Произведения античных авторов, изучающихся при прохождении тривиума, урезались так, как считали нужным церковники. Так же поступали с произведениями для квадривиума. Поэтому многие произведения античных авторов были безвозвратно утеряны в раннее средневековье. Могли на них и написать (палимпсест). В раннее средневековье появились авторы, труды которых, также были позже положены в основу средневекового образования. Магистр оффиций остготского короля Северин Боэций (480-525). Его трактаты по арифметике, музыке, сочинения по логике и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали основой средневековой филологии и образования. Его иногда называют отцом схоластики. Был обвинен, брошен в тюрьму, где написал перед казнью трактат «Утешение философией». Квестор и магистр оффиций остготского короля Флавий Кассиодор (490-585) - хотел создать первый университет, но не удалось. Его труд «Варии». В своем поместье основал обитель Виварий = культурный центр, школа, скрипторий, библиотека, который стал образцом для бенедиктинских монастырей. Вестготская Испания дала миру просветителя - Исидора Севильского (570-636) - первый средневековый энциклопедист. «Этимология» - 20 книг, собрано все, что сохранилось от античности. Во второй половине VII в. культурная жизнь Западной Европы пришла в упадок, кроме Ирландии, где теплились очаги образованности в монастырях, оттуда эта образованность и отправилась по миру - Беда Достопочтенный «Церковная истории англов», Алькуин и прочие. Но в раннее средневековье начинают появляться хроники - «Гетика» Иордана, «История о королях готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского, «История лангобардов» Павла Диакона, «История франков» Григория Турского. Подъем западноевропейской культуры относится ко времени правления Карла Великого, поэтому и получил свое название каролингское возрождение. При Карле Великом были сопоставлены различные списки Библии и установлен ее единый канонический текст для всего каролингского государства. Была проведена реформа литургии, стала единообразной и по римскому образцу. Около 787 г. появился «Капитулярий о науках», по которому должны были создаваться школы во всех епархиях, при каждом монастыре, где учились не только клирики, но и дети мирян. Проведена была и реформа письма - минускулы и майюскулы. Появились учебники. Центр образования - придворная академия в Аахене. Был выписан из Британии Алькуин. Его самый известный ученик - энциклопедист Храбан Мавр. Расцвет образованности длился недолго. И в IX в. феррьерский аббат Серват Люп († 862 г.) писал, «Чтобы в наше время кто-нибудь переходил от грамматики к риторике, а затем по порядку к другим наукам - дело невиданное».

По мере своего развития города испытывали все более возраставшую потребность в образованных, прежде всего грамотных людях. Эта потребность вызвала к жизни новые, нецерковные школы, которые отличались и своей программой и составом учащихся. Эти школы были особым явлением в интеллектуальной жизни средневекового общества. Специфической чертой нецерковной школы XII в. было то, что она являлась школой частной, т.е. школой, которая не содержалась церковью, и магистры которой существовали за счет платы, взимаемой с учащихся. Особенно много таких школ возникло в Северной Франции. Наиболее известными школами в середине XII в. были парижские школы Гильома Коншского и Пьера Абеляра. Грамматик и диалектик Гильом славился основательностью своих лекций и своей любовью к античным авторам. Являясь последователем Демокрита и Эпикура, Гильом пытался объяснить своим ученикам учение Демокрита об атомах и стремился найти естественное объяснение всем природным явлениям, отрицая объяснения сверхъестественные. Трактаты Гильома привлекли к себе внимание церкви и были ее осуждены. Одним из ярких представителей городской культуры был Абеляр (1079-1142), принадлежавший по рождению к рыцарству, но ставший сначала бродячим школяром, а затем магистром свободных искусств. Основывал одну нецерковную школу за другой. Чрезвычайно был популярен. Но у церкви не в чести из-за своих философских воззрений. Вступил в спор с главою соборной школы Парижа Гильомом из Шампо по вопросу о т.н. «универсалиях», или общих понятиях. Спор велся вокруг вопроса о том, имеют ли общие понятия реальное бытие, или же они являются лишь простыми наименованиями для целого ряда единичных явлений. Средневековые номиналисты считали общие понятия - универсалии - словами или именами (nomina), возникающими лишь на основе реальной действительности (universalia post rem). Средневековые реалисты рассматривали универсалии с точки зрения чисто идеалистической, как некие вещи (res), существующие до реального мира и независимо от последнего (universalia ante rem). Абеляр - стоял на позициях, близких к номинализму (концептуалист), Гильом из Шампо - реалист. Абеляр был осужден на соборе в Сансе в 1140 г. Сам сжег один из своих лучших трактатов. Занятия с Элоизой привели к оскоплению и отправлению обоих в монастырь, где братия его недолюбливала и интриговала против него.

В XII в. на Западе начинает складываться высшая школа - университет (от лат. universitas - совокупность). Так назывались объединения преподавателей и учащихся. Первым университетом в Европе считался Болонский, возникший еще в конце XI в. на основе Болонской школы, в которой преподавал известный знаток римского права Ирнерий. Постепенно Болонская школа превратилась во «всеобщую» (stadium generale), а затем в университет. Древнейшим uni в Европе был uni в Салерно, возникший из Салернской медицинской школы (811-1811 гг.). Типичным средневековым университетом был Парижский, получивший первую королевскую хартию с узаконением его прав в 1200 г. Парижский университет объединял в своем составе, как учащихся, так и преподавателей. Членами университета считались также те, кто занимался его обслуживанием (книгопродавцы, переписчики, посыльные, аптекари и даже трактирщики). Все преподаватели университета объединялись в особые организации - факультеты (от. лат. - facultas - способность, т.е. способность преподавать тот или иной предмет). Впоследствии под факультетом стали понимать то отделение университета, на котором преподавалась определенная отрасль знания. В Парижском университете имелось 4 факультета - артистический, где изучалось семь свободных искусств (septem artes liberalis) (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и 3 старших - медицинский, богословский, юридический, на которые студенты принимались только после окончания артистического факультета. Т.е. артистический факультет - давал базу образовательную, после которой можно было учиться дальше. Преподавателями могли быть только те лица, которые имели ученые степени бакалавра, магистра, доктора. Они выбирали себе главу - декана. Студенты (от слова studere - усердно заниматься) объединялись в корпорации землячества, провинции, нации. В Парижском uni было 4 нации - нормандская, английская, пикардийская, галльская. Во главе каждой нации стояло выборное лицо - прокуратор, а все 4 нации выбирали главу uni - ректора. Uni подчинялся канцлеру собора Нотр-Дам и папе. Все студенты и преподаватели клирики, давали обет безбрачия, носили темное платье. Правда, медикам (докторам медицины) разрешали жениться. Факультеты резко отличались друг от друга своей численностью. Наиболее многочисленным был артистический факультет, окончание которого давало студенту ученую степень бакалавра искусств и право преподавать последние вне стен uni. (Степень, полученная в одном uni, не сразу стала признаваться в других. Первое отступление от этой дискриминации было сделано в Тулузе - папская булла 1233 г. наделяла каждого, получившего там степень, правом повсеместного преподавания. К этому времени относятся и первые казусы, связанные с присуждением ученых степеней. Так, Парижский uni, бывший в плохих отношениях с орденом доминиканцев в течение пяти лет отказывал Фоме Аквинскому в степени доктора.) Поэтому стремились получить лицензию на право преподавание в uni и стать магистром свободных искусств. На втором месте по численности шел юридический. Только одна треть из всех поступавших в uni уходила со степенью бакалавра, и только 1/16 - со степенью магистра, все остальные покидали uni, довольствуясь теми знаниями, которые они приобрели на низшем факультете. Чтобы стать бакалавром, магистром, доктором (впервые степень доктора была присуждена в 1130 г. в Болонье) нужно было произнести речь и поучаствовать в диспуте перед достойными людьми, проверяющими знания кандидата. Потом нужно было устроить пирушку. «Пир Аристотеля». Учились долго. Дорого стоило. Поэтому в письмах: «Взываю к вашей родительской душе и умоляю не оставить меня в затруднительном положении. Ведь вам самим будет приятно, если я благополучно закончу свои занятия, чтобы со славой вернуться на родину. Не откажите прислать с подателем сего письма деньги, а также туфли и чулки». Обучение - лекция, диспуты. Во время лекций преподаватель (который приходил к схоларам) (жалованье преподавателям платил как город, так и сами схолары) читал и комментировал книги, которые изучались на том или ином факультете. Участники диспутов достигали большого искусства. Так, Дунс Скотт, участвуя в споре, организованном Парижским uni, выслушал 200 возражений, повторил их на память и тут же последовательно опроверг. На диспут выносилась тема - тезисы - аргументы. Участвовали респондент и оппонент. Нужно было следить за речью, не допускать неприличных выражений. Развлечением был диспут о чем угодно (disputatio de quodlibet). На богословском факультете главный диспут происходил в великий пост. Выдержавший великопостный диспут, получал звание бакалавра и право носить красную камилавку. В Парижском uni степень доктора (символ докторского достоинства - берет, книга, перстень) впервые была присуждена в 1231 г. Учебные занятия были рассчитаны на целый учебный год, только с конца XV в. появилось деление на семестры - большой ординарный учебный период - (magnus ordinaries) - с октября (день св. Реми - 1 (15) октября, или как в Парижском uni на трех высших факультетах с половины сентября до пасхи, с небольшим перерывом на рождество, и малый ординарный учебный период (ordinarius parvas) - от пасхи до 25 июля (св. Якова). Занятия начинались около пяти утра и длились часа четыре, затем были вечерние занятия. Лекции были ординарными и эктраординарными. Различия - по тому, какие книги, когда и как читались. Во время ординарных лекций слушатели не могли прерывать лектора словами, вопросами, а при экстраординарных - это допускалось. В Парижском uni диктовка была запрещена, предполагалось, что лектор должен излагать материал бегло и без шпаргалки. Если это не соблюдалось, то следовал штраф - могли отстранить от преподавания на 1 год, в случае рецидива - на 2, 4 года. Повтор текста также не допускался, за исключением особенно сложных пассажей. C XIV в. uni получил эпитет alma mater (так римляне называли мать богов Кибелу). Учебники - грамматика изучалась по краткому курсу Доната, потом по Присциану, риторику учили по Цицерону, диалектика по Аристотелю, Боэцию, Августину и т.д., у медиков - Гален, Гиппократ, у правоведов - свои авторитеты.

Для проживания студентов стали строить коллегии. Хотя студенты снимали квартиры у горожан, существовало правило, что горожане не должны были повышать квартплату произвольно. Первым, кто озаботился о быте студентов, был Робер де Сорбонн - духовник и врач французского короля Людовика IX. Появилась специализация uni Салерно, Монпелье - медицина, Болонья - право, о богословском факультете Парижа - «здесь могут распутать все узлы». Поэтому студенты часто продолжали слушать курс лекций по той или иной дисциплине в разных uni у наиболее известных преподавателей, проходя своего рода стажировку. Поэтому появились ваганты и голиарды, странствующие студенты. Авторы студенческой поэзии. Наиболее известный сборник произведений вагантов XIII в. «Carmina Burana», составленный неизвестным любителем из южной Баварии, состоявший из свыше 200 произведений преимущественно вагантского происхождения. Они расположены в последовательности - морально-сатирические стихи, любовные стихи, бродяжные, застольные песни, религиозные гимны и литургические драмы. Тех же, кто все-таки закачивал обучение и получал степень доктора, ждали почет и признание в лучшем случае, неплохая должность при дворе и в обществе, а в худшем - как получится. В средние века были доктора, получившие эпитеты за свою ученость - Франциск Ассизский (Джованни Франческо (дель Мориконе) (1181-1226) - доктор Мариинский (Marianus), т.е. посвятивший свою деятельность деве Марии; Альберт Великий, Кельнский (1198 и 1206 -1280) - доктор всеобъемлющий (Universalis); Роджер Бэкон (1214-1294) - доктор Удивительный (Mirabilis); Генрих Гентский (1217-1293) - торжествующий (Solemnis); Бонавентура (Джованни Фиданца) (1221-1274) - серафический (seraphicus); Аквинат (1225-1274) - ангелический (angelicus); Раймунт Луллий (1235-1315) - просвещенный (illuminatus); Эгидий римский (1257-1316) - основательнейший (fundatissimus); Иоанн Дунс Скотт (1266-1308) - утонченный (subtilis); Уильям Оккам (1285-1349) - непобедимый (invicibilis); Иоанн Карл Герсон (1363-1429) - христианнейший (christianissimus); Дионисий Картезианец (1402-1471) - восторженный (extaticus) (Шевеленко А.Я. Доктор Мариинский и доктор Всеобъемлющий // ВИ. 1994. № 9. С. 170.). Члены корпорации uni имели свои привилегии - неподсудны городским властям, освобождены от круговой поруки по долговым обязательствам, имеют право на сецессию. Хотя схолары часто вступают в драки с горожанами, но их судит uni начальство.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой или «школьной наукой» (от лат. schola - школа). Характерной ее чертой было стремление опереться на авторитеты и полное пренебрежением опытом. Умение свободно оперировать понятиями формальной логики считалось у схоластов главным. Положительное в деятельности схоластов-логиков заключалось в том, что они ввели во все uni программы обязательное изучение ряда античных авторов, попытались поставить и решить важные проблемы познания и ознакомили Западную Европу с трудами арабских ученых. В XII в. в Кордобе преподавал Ибн-Рошд (1126-1198) (Аверроэс), учение которого получило развитие в учениях Амори Бенского († 1204), Давида из Динана, Сигера Брабантского (убит в тюрьме).

Важной частью средневековой культуры являются эпические сказания, которые можно рассматривать как коллективную память и хранитель истории. Вначале эпос пели жонглеры, шпильманы. Позже были записаны, кроме того, героический эпос стал составной частью рыцарской культуры. В основе эпических произведений лежат реальные события, но с налетом фантастичности. Запись англосаксонского эпоса «Беовульф» относится к 1000 г. Речь идет о Беовульфе (племянник правителя геатов), который предложил вместе со своими 14 товарищами свои услуги правителю Дании Хродгару, который решил построить огромную пиршественную залу, но шум мешал чудищу Гренделю, который каждый вечер появлялся в зале и уничтожал по несколько товарищей Хродгара. Беовульфу удалось в бою одолеть Гренделя, и тот уполз издыхать в свое болото. Но на следующий вечер появилось новое чудище - мать Гренделя, которая решила отомстить за своего сына. Подойдя к болоту, рыцари увидели змей, драконов, водяных никсов, Беовульф опустился в омут на дно и победил ее (меч Беовульфа - Хрунтинг). Беовульф вернулся домой, стал королем хорошим. Но вскоре владения Беовульфв стал посещать змей. Змей охранял сокровища в пещере лет 300, и после того, как некий человек похитил у него кубок, змей решил отомстить людям. Беовульф (состарившийся) пошел сражаться со змеем, чтобы обезопасить свою страну. Змей был убит, но погиб и Беовульф, получив смертельную рану.

Скандинавские саги состоят из 12 песен «Старшей Эдды», сложена на древнем северо-германском (скандинавском) наречии. По содержанию песни распадаются на сказания о богах и сказания о героях. В некоторых песнях излагаются понятия древних скандинавов о мироздании и обо всех 9 мирах, составных частях вселенной. В одной из песен рассказывается, как бог Фрей сватался за дочь великана Герду. В другой - как бог Хеймдаль сходил на землю для учреждения сословий и установления взаимных отношений между людьми. Рассказывается об эпизодах странствования по земле Одина, об асах (светлых богах), йотунгах (великанах), предсказывается гибель асов и всего мира, о карликах, о валькириях. Песни о героях повествуют о двух родах - Вельзунгах и Нифлунгах. В XIII в. появилась «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона - пособия как слагать скальдические сказания. Древние скандинавские сказания Эдды о Нифлунгах, их кладе, Сигурде о его борьбе с Фафниром, о Гудруне и Брунгильде не были исключительно скандинавскими сказаниями. Они принадлежали всем германским племенам и чуть позже эти сказания стали основой для поэмы на средне-немецком языке «Песни о Нибелунгах». Но в отличие от Эдды в «Песни о Нибелунгах» есть бог и соблюдаются религиозные обряды. Брунгильда - девушка дивной красоты. Сигфрид - сын нидерландских королей. В битве гибнут Абелунги и Нибелунги, клад не найден (Хаген не сказал). В основе «Песни о Роланде» - сражение в Ронсевале с басками, «Песни о моем Сиде» - эпизоды реконкисты. Сказания были чрезвычайно популярны, знали все.

Отдельной страницей средневековой культуры была рыцарская культура. Сложилась к XI-XII вв. Создатель и носитель - рыцарское сословие. В основе - кодекс поведения рыцаря идеального. Верность, мужество, благородство, воспитанность и т.д. Одним из источников западноевропейского рыцарского (куртуазного - термин ввел в употребление Гастон Парис (1839-1903) для обозначения той формы отношений между мужчиной и женщиной, которая складывается в среде господ) романа был кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. (История Тристана и Изольды). В рыцарской культуре возникает культ дамы, составляющей необходимый элемент куртуазности. С конца XI в. в Провансе расцветает поэзия трубадуров, на севере Франции - труверов, в Германии - миннезингеров. Самыми известными авторами рыцарских романов были Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшшенбах, Гартман фон Ауэ (рыцарь) (1170-1210) («Бедный Генрих»), участник III крестового похода. В 1575 г. брат Мишеля Нострадамуса Жан издал жизнеописания трубадуров, которыми могли быть и люди знатного происхождения, например. Тибо Шампанский, и дед Алиеноры Аквитанской.

С XI в. центрами культурной жизни становятся города. Жанрами городской литературы становятся фаблио, шванки, фарсы, соти. Складывается и сатирический эпос - «Роман о Лисе». Главный герой - Лис Ренар (зажиточный горожанин) побеждает Волка Изенгрина, Медведя Бренна, обманывает Льва Нобля, Осла Бодуэна. К XIII в. относится зарождения городского театрального искусства. Городские игры - «Игра о Робене и Марион», и т.д. Затем появляются светские пьесы. Адам де Аль (из Арраса, по прозвищу «Горбун» (1238-1286), живший в Париже в 1262-1263 гг., при дворе графа д"Артуа (с 1272 г.) и Карла Анжуйского (с 1283 г.) был автором первых светских пьес на народном языке «Игры под листвой», «Игры о Робене и Марион». «Игра о Робене и Марион» была одна из самых известных. Действующие лица - Марион (пейзанка), Робен (пейзан), Рыцарь. Марион говорит о том, что она влюблена в Робена, который ей купил и платье алое и поясок, и что он к ней сватается. Тут появляется возвращающийся с турнира Рыцарь и пытается ее соблазнить. Марион не поддается, и затем появляется Робен, и они мило воркуют. Популярны были игры - пасторали - сцены между рыцарем и пастушкой, пастухом и пастушкой. Образец - стихи Тибо Шампанского «Наваррский король»: «На этих днях, повествует Тибо, я встретил между рощей и садом пастушку, которая пела, ее песня начиналась так: «когда влечет меня недуг любовь». Услышав это, я направился к ней и сказал: «милая, дай вам Бог, доброго дня». На это мне она ответила поклоном. Она была мила, свежа, румяна, что мне захотелось снова с ней заговорить. «Милая, - я ищу вашей любви. Я подарю вам роскошный головной убор!» «Рыцари - большие обманщики, мне милее мой пастушок Перрен, чем богатые насмешники». «Красавица, не говорите этого. Рыцари очень достойные люди. Только рыцари и люди высшего круга могут иметь подругу согласно своему желанию. А любовь пастуха ничего не стоит. Идем...». «Господин, клянусь Богородицей, вы напрасно тратили слова. Рыцари большие обманщики, чем предатель Ганелон. Я лучше вернусь к Перрену, который меня ждет и любит меня всем своим честным сердцем. А вы, господин, перестаньте болтать». Я понял, что пастушка хочет от меня улизнуть. Я долго и напрасно ее просил, когда же я ее обнял, пастушка закричала: «Перинэт, измена». Из лесу откликнулись, и я оставил ее. Видя, что я уезжаю, она насмешливо крикнула мне: «Ай да смелый рыцарь!» (Ла-Барт. Беседы…С.168-169).

Непременным атрибутом городской культуры были процессии , которые могли устраиваться по любому поводу. В Англии, так и в других странах Европы, были распространены шествия корпораций, торжественное вступление лондонского лорд-мэра в Сити.

Из процессий в итальянских городах, так же как и в других странах Европы, возникло trionfo - т.е. костюмированное шествие, частью пешее, частью на повозках, которое будучи изначально церковным, постепенно приобретал светский смысл. Процессии на праздник Тела Христова и карнавальные шествия здесь стилистически смыкаются, к этому стилю вскоре примыкают и торжественные въезды государей.

Карнавал - устраивался на неделе, предшествовавшей Великому посту, на масленицу - либо в широкий четверг, либо в жирный вторник. Сначала carnesciale (мясоед), carnevale. Свое название получил либо от carrus navalis - корабль, повозка, carne vale - мясоед, плоть. Исключительно городское явление. Разнообразие форм приобрел к XV в. Включал в себя процессии, игры, акробатические и спортивные показы, маски. Возможно, маски атрибут исключительно венецианского карнавала. Первое упоминание о масках встречается в декрете сената от 1268 г. Это был запрет надевать маски при устройстве определенных категорий игр, но венецианцы… В 1339 г. декрет был повторен. Затем появились цехи изготовителей масок. С годами карнавал стал буйным, пышным, веселым. Карнавал при открытии сопровождался церковной службой и выступлениями властей. Появляются увеселительные компании т.н. Compagnie delle Calze, члены которых носили символические эмблемы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, дамы - носили на рукавах, мужчины - на чулках. В XV в. карнавал становится разнообразным - гадалки, астрологи, предсказатели, продавцы всеисцеляющих мазей, притираний, средств от насекомых, против женского бесплодия, против пули, против холодного оружия. Затем как дополнение карнавала, а затем и как самостоятельная компонента появилась комедия дель арте (comedia delle arte), т.е. народная комедия. Масок было свыше 100. 2 квартета - северный - Панталоне (венецианец со своим диалектом, старик - купец, богатый, скупой, хворый, хилый, чихает, кашляет, считает себя умнее всех, но чаще всего становится объектом проделок, ловелас, купец, который состарился), Доктор (болонский ученый, сыплет, перевирая латинские цитаты, юрист, иногда - врач (атрибут в этом случае - клистир), любит выпить, ловелас, самая сложная маска - комедии), Бригелла (умный слуга, сложная и ответственная маска, так как именно он завязывает интригу), Арлекин=Труффальдино (глупый слуга, часто получает колотушки), (оба родом из Бергамо, родины итальянских дураков); южный - Ковиелло (южная параллель Бригеллы), Пульчинелла (южная параллель Арлекина - последовательно глуп), Скарамучча (хвастливый воин, трус), Тарталья (появился в Неаполе около 1610 г. - Тарталья по ит. заика, характер испанской челяди, мешающий людям жить), + Капитан (пародия на испанцев), Влюбленные (дамы - 1. властная, гордая, 2.мягкая, нежная, покорная; кавалеры - 1. развязный, оптимист;2. робкий, скромный. говорят на правильном литературном языке), Фантеска(Сервета=Коломбина - служанка, у Гольдони - Мирандолина) и др. Маски=амплуа.

Поскольку смех был изгнан из официальной жизни, то поэтому появились «праздники дураков» , которые проводились на Новый год, день невинноубиенных младенцев, Богоявление, Иванов день. Таких праздников было немного. Что могло вызвать смех? Буффонные трюки=лацци (lazzi = l"atto, действие, т.е. буффонный трюк. Лацци с мухой - Дзанни делает жест рукой, как будто ловит в воздухе муху, потом мимикой показывает, что он обрывает е крылышки, ножки и бросает в рот себе. Или лацци с макаронами - тарелка с макаронами, которые поедают то ли руками, то ли ртом. Актеры связаны спинами, один наклоняется, ест; второй болтает ногами в воздухе.

Во многих городах горожане организовывались по кварталам для проведения публичных спектаклей. К ним относится представление ада на подмостках и барках, стоявших на Арно (Флоренция) (1.05.1304 г.), во время которого под зрителями рухнул мост Алла Карайя. Одной из специфических особенностей представлений в Италии было использование машин - осуществляли подъем в воздух и спуск. Флорентийцы уже XIV в. злословили, когда трюк проходил негладко. В организации праздников принимали участие известные художники. Например, Брунеллески изобретает для праздника Благовещения на площади Сан-Феличе аппарат, изображающий небесный шар, обрамленный двумя гирляндами ангелов, из которого Гавриил в миндалевидной машине спускался на землю. Чекка также разрабатывает механизмы для подобных праздников. Самым торжественным праздником был праздник Тела Христова. Его пышно отпраздновали в 1480 г. в Витербо. Праздник был устроен папой Пием II. Здесь и страдающий Христос, окруженный мальчиками-ангелами; Тайная вечеря, где присутствовал и Фома Аквинский, борьба архангела Михаила с демонами, источник, бьющий вином, гроб Господень, сцена Воскресения, на соборной площади - гроб Марии, который после торжественной мессы и благословения открылся, и Богоматерь в сонме ангелов с пением воспарила в райские кущи, где Христос возложил на нее венец и подвел к предвечному Отцу. Устраивал подобные праздники Родриго Боржиа (Александр VI, но его отличало пристрастие к пушечным канонадам. С. Инфессура писал о празднике, который устроил Пьетро Риарио в 1473 г. в Риме по случаю проезда Элеоноры Арагонской, невесты принца Эрколе Феррарского. Здесь были и мистерии, и пантомимы на мифологические темы - Орфей, окруженный зверями, Персей и Андромеда, Церера, которую влек дракон, Вакх, Ариадна с пантерой; был балет любовных пар доисторических времен; стайки нимф, все это прерывалось вторжением разбойников-кентавров, которых побеждал Геракл. При всех празднествах в нишах, на колоннах стояли люди, изображавшие статуи, при этом они декламировали и пели. В залах Риарио находился полностью покрытый позолотой мальчик, разбрызгивающий воду из фонтана. Вазари в «Жизнеописании Понтормо» рассказывал, как такой ребенок в 1513 г. на одном флорентийском празднике умер вследствие перенапряжения или позолоты. Мальчик представлял «золотой век». В Венеции прибытие принцессы из дома д"Эсте (1491 г.) отпраздновали торжественным приемом с «Буцентавром», состязанием гребцов и пантомимой «Мелеагр» во дворце Дворца Дожей. В Милане празднествами герцога и других вельмож занимался Леонардо да Винчи. Одна из его машин представляла в огромных масштабах небесную систему и все ее движение, всякий раз, когда одна из планет приближалась к невесте молодого герцога, Изабелле, из шара появлялся соответствующий бог и пел стихи придворного поэта Беллинчони (1489 г.). Из Вазари известно, какие автоматы изобретал Леонардо, чтобы приветствовать французского короля, завоевателем входившего в Милан.

Кроме того, были праздники, которые отмечались только в том или ином городе. Например, в Риме устраивали состязания в беге: ослов, лошадей, буйволов, стариков, юношей, евреев. В Сиене устраивали палео (на лошадях). В Венеции - регаты, обручение дожа с морем. Популярны факельные шествия. Так, в 1459 г. после Мантуанского конгресса Пия II в Риме поджидали с факелами, участники факельного шествия образовали кольцо возле его дворца.

Городские развлечения - прогулки по городу, по парку, «спорт» - кулачные бои, соревнования различные, в Англии - керлинг, и т.д. Поездки на курорт, посещение питейных заведений, в странах Северной Европы и Нидерландах - катание на коньках визиты по поводу (, а без?).

Религиозные праздники . 4 праздничных цикла - святочный (зимний), (масленичный), пасхальный (весна), Троица (летний), Богородичные дни (осенний), или декабрьское рождение, апрельское распятие, июньское вознесение, августовская кончина Богородицы и сентябрьское ее рождение.

Зимние праздники начинались с 11 ноября - день св. Мартина, или Мартынов день - время разлива нового вина, закалывание скота. Выражение - Мартынова свинья, мартынов гусь. Болезнь св. Мартина - быть пьяным. День найма работников, расчета с хозяевами, день арендной платы. Ели, пили (Гриммельсгаузен - День св. Мартина - тогда у нас, у немцев, начинают пировать и бражничать почитай до самой масленицы. Тогда многие, как офицеры, так и горожане стали приглашать меня в гости отведать мартынова гуся), развлекались. В Нидерландах была игра в кота - кота сажали в бочонок, который привязывали на дереве, и старались палками его оттуда достать. В Италии на мартынов день ели макароны, свинину, птицу, сладкие кренделя и пили молодое вино.

25 ноября отмечали день св. Екатерины и начинался рождественский период. Рождеству предшествовали «мертвые недели» Адвента (4 воскресенья перед Рождеством (зажигают свечи перед рождеством, каждое воскресенье по свече).

6 декабря - день св. Николая, в нидерландских странах в этот день детям (хорошим и маленьким) дарят подарки, кладут в чулок (плохим и выросшим кладут угольки). Позже св. Николай превратился в Санта-Клауса (1822 г.). Прообраз Деда Мороза епископ г. Мира Николай Мирликийский, живший в IV в., который одарил сначала подарками трех сестер, мечтавших выйти замуж, но не имевших приданого (каждой он подбросил кошелек с деньгами, младшей - кошелек угодил в чулок, который она повесила сушиться у очага после стирки).

25 декабря - рождество. Римская пословица «Рождество (проводи) со своими, а пасху там, где она тебя застанет». Затем наступала святки до 6 января (до дня Трех королей. Бобовый король. (В пирог клали боб или какой-нибудь несъедобный предмет, кому попадал неправильный кусок, тот и был Бобовым королем, выполнявшим все желания). По первым 12 дням нового года определяли весь год, 1 января - январь, 2 - февраль, и т.д. «Кто считает монеты в первый день года, считает их весь год». 1-6 января по Италии ходит Бефана то ли на осле, то ли ее приносят звезды и раздает детям подарки. Обычай ставить елку на рождество пришел из Германии. Впервые ее поставили в XVI в. (после реформации) в Страсбурге в день поминовения Адама и Евы 24 декабря. В комнате ставили ель, украшенную красными яблоками, олицетворяющими древо добра и зла, или треугольную пирамиду, на полочках которой лежали подарки, а верхушку украшала Вифлеемская звезда. (Шампанское пить стали в 1668 г.). На Новый год - в Италии выбрасывают старую мебель из окна, в полночь - кто больше съест винограда, тот более всего будет благополучен весь год, еду готовят из чечевицы (напоминает монеты), яиц; в Испании - съедают по виноградинке и загадывают желание; в Англии - когда бьет полночь, открывают заднюю дверь дома, выпуская старый год, и с последним ударом, открывают переднюю дверь, впуская новый год. Пьют пунш - виноградное вино, водка (ром), чай, сахар, лимонный сок (2 алкогольных компонента на 3 безалкогольных), варят в серебряной кастрюле.

17 января - день св. Антония, благославляли домашних животных, зажигали костры - «огни св. Антония» - очистительного свойства, потухшую головню хранили, как средство от молнии.

Конец зимы - Сретение 2 февраля. - В Италии праздник Канделоры. (свечи). Поверье, на канделору медведь вылезает из берлоги посмотреть, какая погода. Если облачно делает 3 прыжка - зима окончена, если ясно, возвращается обратно в берлогу, говоря, что еще 40 дней будет холодно. Кульминация праздника - освящение свечей.

Весна - 14 марта в Риме проводили церемонию, которая называлась мамуралиа - из города изгоняли палками человека, одетого в шкуру «старого Марса».

15 марта - праздник Анны Перены - богини Луны или воды. В это время и устраивали карнавал. Повозки (carrus navalis - (колесница - корабль), carne vale - да здравствует плоть), процессии, маски, игры. Последний четверг (вторник) перед карнавалом - жирный четверг, апогей праздника. Великий пост начинался с пепельной среды, следовавшей после жирного вторника.

Пальмовое воскресенье, пасха.

30 апреля - (Вальпургиева ночь - шабаш ведьм) ночная прогулка в лес за деревом. Во всех странах Западной Европы существовал обычай праздновать «день обновления природы» - 1 мая. Молодежь отравлялась за город, чтобы «привести май». Возвращались с цветами, травами пахучими, листьями, которыми украшали двери и окна домов. Во Франции и Бельгии цветущими ветками шиповника украшали дома возлюбленных. Это называлось «насаждать май». В средние века при дворах сеньоров устраивали особую «майскую поездку», во главе кавалькады майский граф или майский король. На майские праздники молодежь водила хороводы, пела. Сооружали майское дерево, к верхушке которого подвешивали подарки (ветчина, сосиски, сладости, домашняя птица, и т.д.). Праздник заканчивался соревнованием, кто из парней влезет на дерево быстрее. Победитель - король мая + майская королева.

Летний цикл праздников начинался праздником Тела господня (Corpus Domini) отмечался в четверг за Троицыным воскресеньем. Введен папой Урбаном IV - 8.09.1264 г. в память о Больсенском чуде (когда во время богослужения в одной из церквей г. Больсена на облатке выступила кровь Христа). Ритуал праздника - процессии. Украшали город коврами и цветами обязательно, мостовые украшали коврами из живых цветов. Праздник - демонстрации ковров.

24 июня - день св. Иоанна Крестителя. Зажигали костры. Накануне праздника гадали. На ночь клали под подушку 2 фасолины - черную и белую, утром наугад вынимали, если вытаскивали черную - замуж девушка выйдет в течение года, если белую - нет. Также гадали о достатке мужа будущего. Если вытаскивали очищенную фасоль - бедный, если неочищенная - богатый. 24 июня - день Флоренции, так как св. Джованни - покровитель города. Так, как же и каждого города есть свой небесный патрон, в честь которого обязательно устраивался праздник.

15 августа - успение Богородицы. В Италии «buon Ferragosto» - хороших августовских праздников. Сезон завершался большим летним праздником. В Риме заливали водой площадь Навина. Устраивали соревнования - палео (палио) состязание наездников. Данте писал о подобном соревновании близ Вероны, победителю досталось зеленое сукно, последнему - петух. Стреляли из арбалета.

С августа по октябрь по всему Средиземноморью начинались праздники, посвященные уборке урожая - винограда, сбору фиг, созревания листвы на тутовых деревьях (Мурсия). Сезон уборки винограда - время разгула, веселья и сумасбродства.

Осень. В Севилье с 5 по 15 октября проходила ярмарка вин. В третье воскресенье октября в Германии во многих землях начинались ярмарки, на них делали т.н. kirbaum напоминало майское дерево, + обед.

(30 октября - в англоязычных странах Хеллоуин), предшествовал 1 ноября - дню всех святых. Введен в 610 г., сначала приходился на 13 мая, в IX в. перенесли на 1 ноября.

2 ноября - день поминовения всех усопших. 1 ноября проводили в церкви, 2 ноября - на кладбище, а потом устраивали трапезу. (В Италии бобы - поминальная еда).

Были праздников ежегодные школяров. Отмечали их либо в день св. Николая, либо в день невинноубиенных младенцев (27 декабря). В этот день во всех крупных соборах епископом выбирался мальчик, который руководил религиозным праздником и произносил проповедь. Второй праздник школяров - покаянный вторник (на масленичной неделе) в этот день ученики приносили бойцовых петухов и устраивали петушиные бои. В этот же день играли в мяч.

Кроме того, во всех областях Европы были свои местные престольные праздники. В германских, нидерландских странах он назывался кермес (кирмес).