Шерпы - это кто? Где живут шерпы

Слово шерпа в Непале означает - человек с востока. Сами себя же они называют - шаркхомбо.

Восток в данном случае это восточный Тибет, откуда шерпы некогда пришли гималайскими перевалами, чтобы расселиться у южных подножий гор-восьмитысячников - Эвереста, Лхоцзе, Чо-Ойю и Макалу.

Так что непальские шерпы это в сущности тибетцы, к тому же их объединяют общие «высокогорные» гены, но их язык, существенно отличается от других тибетских языков.


Один из трех... Монастырь Тен... Интернет-кафе...

Поселки шерпов расположены на таких высотах, которые могут показаться нам не приспособленными для жизни. Шерпы возделывают землю, выращивая картошку, морковь и капусту на высоте до четырех с половиной тысяч метров, а строят свои дома и пасут скот подчас и вовсе на пяти тысячах. В местах, где они живут, использование колеса в принципе невозможно даже если бы они сами его изобрели, оно бы им не пригодилось. Правда, у них еще есть яки, которых можно навьючить, мохнатые, довольно кроткие и очень интеллигентные - они почти не оставляют навоза на дороге и всегда уступают ее человеку, прижимаясь к опасному обрывистому краю тропы, но, во-первых, як есть не у всякого шерпы, во-вторых, яков надо пасти и стричь, а не только использовать на посылках, и в-третьих, ходит значительно медленнее шерпы, даже навьюченного, а шаткие висячие мосты над ущельями для яка вообще непроходимы. Поэтому шерпам пришлось самим стать транспортным средством.

Большие села, такие как Намче-Базар, Кхумжун и Пфорцзе, часто окружены каменной стеной высотой примерно полтора метра. Иногда вход в село лежит через крытые каменные ворота. Внутри села стенами обнесен едва ли не каждый земельный участок, так что, сойдя с главной дороги, можно довольно долго плутать по шерпанскому селу. Главная улица представляет собой трассу для пешеходов с «полосами» для левостороннего движения, разделенными насыпью из испещренных мантрами камней. Монастырь, ступа и камень с мантрой на нем священные объекты в Гималаях, поэтому их принято оставлять справа, обходя по часовой стрелке, отсюда происходит это пешее левостороннее движение.

Так шерпы жили 200 лет назад, и возможно, их жизнь и дальше протекала бы своим чередом в земледельческих трудах, выпасе яков и постоянном перетаскивании хозяйственных грузов вниз и вверх, если бы не страсть чужестранцев к Гималаям. Это случилось около ста лет назад, когда британцы начали свои первые восхождения в Гималаях. У них было много груза, с которым нужно было идти в гору. Шерпа взял на себя груз чужестранца, а тот открыл для него большой мир и придал смысл его хождению по горам.

Многовековой уклад жизни подготовил шерп - выносливость, трудолюбие, готовность идти на риск и отсутствие страха высоты как нельзя лучше подходят для восхождений на горы. Сыграло свою роль и буддийское мировоззрение с его терпимостью, дружелюбием и верой в переселение душ.

Сегодня типичный день шерпы - это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.

Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство - стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.

Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.

По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.

Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.

Европеец, если он приезжает в регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.

Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.

И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.

Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне - от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.

Самые известные шерпы

Тенцинг Норгей - вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.

Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на . Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.

Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.

Бабу Чири знаменит тем, что в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции.

Наверное, больше всех других народностей Гималаев претерпели изменений именно шерпы . Дословно «шерпы» обозначает «люди с востока», проживают они в высокогорных районах Восточных Гималаев, куда мигрировали из Тибета .

Шерпы очень схожи с тибетцами в обычаях, одежде и пище. Язык шерпов (кангпо) также относится к тибетским языкам, однако шерпы не имеют письменности и календаря, поэтому в настоящее время нет достоверной информации об истории этого народа. Шерпов с тибетцами также очень тесно связывает общая религия – буддизм . Шерпы достаточно религиозны, но не так фанатичны, как тибетцы. Они верят в богов, и хотя каждом доме есть угол для молитвы, а возле дома они расставляют шесты и развешивают на них молитвенные флажи, их вера в ритуалы и обряды не так сильна..

Черты лица у шерпов монгольские, но не сильно выраженные (волосы черные, глаза карие, кожа желто-смуглая). Рост невысокий, коренастое телосложение. Шерпы издавна земледельцы и пастухи, сейчас они потихоньку осваивают профессии торговцев и предпринимателей.

Однако широкую известность они приобрели как восходители. Им покорились многие горные вершины. Шерпы просто рождены для гор. Они хорошо знают горные маршруты, прекрасно адаптируются к большой высоте, условиям нехватки кислорода, способны переносить большие грузы и преодолевать большие расстояния. Именно поэтому после широкого распространения альпинизма на территории Гималаев основным заработком шерпов стала транспортировка грузов и сопровождение альпинистов и туристов по горным дорогам. Самый известный во всем мире шерпа – Тензин Норгей вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари в 1953 г. покорили высочайшую вершину мира гору Джомолунгма (Эверест). Хотя многие шерпы погибли во время восхождений от травм, лавин и переохлаждения.

Как и у большинства народов, все главные обряды и традиции шерпов относятся к рождению, женитьбе и смерти. Ранее у шерпов допускалось многоженство и многомужество. Чтобы не делить семейное имущество, братья женились на одной женщине. Сейчас этого почти не встретишь. Возможно, поэтому численность шерпов начала резко возрастать (около 100 тыс. человек). Разводы в семьях также допустимы. Брак расторгается после уплаты соответствующей суммы желающим расторгнуть брак (не зависимо, мужчина это или женщина). Покойников у шерпов принято сжигать. Исключения составляют только маленькие дети и люди, погибшие в горах – их предают земле.

За последнее время произошли большие перемены. Дети шерпов теперь могут посещать школу, обучаться грамоте и приобретать разные профессии. Раньше научиться чему-нибудь можно было только в монастырях. Возможно, поэтому уникальность и своеобразность шерпов постепенно теряется, и они становятся похожими на обычных жителей

На протяжении более чем сотни лет иностранные альпинисты нанимают местных шерп для самой опасной работы в мире. Это прибыльный бизнес для местного населения в бедном регионе, но он стоит жизни многим из них...

Утром 24 октября 2010 года, ветеран альпинизма, шерпа Чхеванг Нима (Sherpa Chhewang Nima) работал на склоне горы, в его обязанности входила установка высотного лагеря на отметке в 7130 метров на склоне пика Барунтзе (Baruntse), остроконечной вершины вблизи Эвереста в восточном Непале. В то время высоко в небе плыли кучные облака, а склоны горы сильные порывы ветра забрасывали снегом.
Из-за своей высоты, чуть более 7000 метров, пик Барунтзе не значился среди великих мировых вершин, но несмотря на это он по прежнему оставался популярной вершиной для иностранных альпинистов.

В тот день, вместе с Чхевангом работал в связке и 43-х летний шерпа Нима Гальзен (Nima Gyalzen) родом из долины на западе - Rolwaling. Как и в большинстве случаев, в этой экспедиции, Чхеванг был фрилансером (человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ), нанятый за плату в 1000 $. Его единственным клиентом была Мелисса Арно (Melissa Arnot) - 26-и летняя профессиональный горный гид компании "Rainier Mountaineering", проживающая в Сан-Вэлли, штат Айдахо. ().

Нима Гальзен работал на иранскую команду. В этот день они работали в паре, закрепляя веревку и прокладывая маршрут по склону горы, в это время из клиенты: Арно, иранцы и несколько других команд находились в нижних лагерях ожидая завершения работы шерп и планируя восхождение на вершину горы.

Арно была в высотном лагере на середине маршрута. Она планировала свой штурмовой выход на следующий день, давая тем самым шерпам целый день на выполнение их работы. Снег на склоне горы был особо глубоким, но Арно сказала: "Я видела что они продвигались довольно быстро, быстрее чем мы даже могли предполагать. Тогда я даже подумала что они пройдут в этот день к самой вершине".

Примерно в 2 часа дня, находясь всего лишь в 200 метрах от вершины, Чхеванг ставил очередную станцию страховки на снежном склоне горы, в это время, внезапно, снег ушел из под его ног, скатываясь в низ большим пластом. Чхеванг остался стоять на большом карнизе, державшимся лишь слабой снежно-ледовой связкой за склон горы, и любой, даже маленький порыв ветра мог его обрушить.
И в мгновение ока, Чхеванг исчез в пропасти вместе с обрушившимся карнизом.

Как потом рассказывал Нима Гальзен, катившиеся по склону горы глыбы льда, как соломинку перебили страховочную веревку Чхеванга, лишив его последней надежды на выживание... Как ни пытался Гальзен, он так и не смог обнаружить на склоне горы тело своего товарища; завершив осмотр склона, он поспешил спуститься в низ к Арно, которая встретив его в высотно лагере, сперва приняла истерику Гальзена как радость от восхождения на вершину...

- "Я принесла ему горячий чай и спросила: "Вы сделали хорошую работу, Вам удалось проложить веревку к самой вершине?" - вспоминает Арно, подчеркивая, что разговор с шерпой велся на особом упрощенном диалекте, принятом на Эвересте для общения иностранцев с местными жителями, незнающими английский язык.

- "Нет. нет, случилась авария" -сказал Гальзен, "Чхеванг Нима убит, он упал со снегом"

Арно сразу же связалась с ее туристическим агенством в Непале с просьбой выслать спасательный вертолет.

Недавно команда Национального географического общества США (National Geographic) выпустила видеосюжет на тему "Почему шерпы поднимаются на вершины гор?" главные роли в котором исполнили сами шерпы - коренная народность Непальских Гималаев.


Это видео - прекрасный сюжет к статье
Впрочем этот сюжет National Geographic посвятили

В соответствии с этим новым положением, которое согласовал Совет Правительства Непала с 1 января 2014 года вводятся следующие тарифы страховых полисов:


  • страховка для Офицера связи (и его сотрудников) увеличена с 600 000 рупий до 800 000 рупий (с 5000 до 6500 евро)
  • страховка для Сардара (руководитель группы шерпов в экспедиции) увеличена в два раза: с 500 000 до 1 000 000 рупий (с 4000 до 8000 евро)
  • страховка носильщиков и шерп, работающих на низкой высоте выросла с 250 000 до 500 000 рупий (с 2000 до 4000 евро)
  • страховка для высотных шерп и носильщиков работающих на большой высоте увеличена с 400 000 до 1 000 000 рупий (с 3000 до 8000 евро)

Кроме того, увеличивается оплата аварийно-спасательных работ, включая перевозку умерших альпинистов: с нынешних 3000 евро до 7500 евро.

Соответственно, уже сейчас, все иностранные экспедиции, планирующие свои восхождения в горах Непала на 2014 год, должны быть готовы к повышению тарифов, и учитывать их в своих экспедиционных сметах!

И только один факт экспедиций в Непале не поддается изменениям - это поддержка альпинистских восхождений шерпами. Без их усилий, практически ни одна из международных экспедиций не смогла бы добиться своих успехов в восхождениях на вершину. И как свидетельствует статистика раненных в восхождениях шерп, которые не смотря ни на что на следующий год снова нанимаются на работу, этот труд пользуется огромным спросом. "Если бы вы могли отменить всех рабочих, собирающихся на Эверест, вы бы получили единогласный ответ: "НЕТ" - сказал Атанс.

Со времен Эдмунда Хиллари, шерпы, обеспечивая безопасное восхождение для своих клиентов, практикуют осадный альпинистский стиль восхождения, и это единственный способ провести благополучно коммерческую группу.
Но по мере развития альпинизма, когда начал практиковаться другой, альпийский, легкий и быстрый стиль восхождений, работа шерп выше Базового лагеря в горах стала отчасти считаться излишней помощью, которая лишь портит чистый стиль восхождений, так же как и восхождения с использованием кислородных баллонов, по крайней мере такие мысли витают среди элиты профессиональных альпинистов, которые приходят к Эвересту каждый год, и хотят вписать свое имя в историю Эвереста.

Этот конфликт развернулся вокруг трех профессиональных альпинистов: Симоне Моро (Simone Moro), Ули Штека (Ueli Steck) и Джонатана Гриффита (Jonathan Griffith), когда трое иностранных альпинистов пренебрегли просьбой шерп не подниматься по склону Эвереста пока шерпы не закончат провешивать перила... В итоге конфликта, каждая команда обвинила другую в провоцировании и развязывании конфликта. По словам 28 летнего шерпы Карма Сарки (Karma Sarki), Симоне Моро в этом конфликте назвал их "chor" (“воры”), кроме того, Моро стал оскорблять их, выкрикивая в адрес шерп ругательства типа "machickne" (непальский аналог слова "ублюдок"), этот крик Симоне был услышан по рации и в Базовом лагере, и о нем знали большинство альпинистов.

Более подробней о этом конфликте Вы можете прочитать в нашей подборке статей:

  • 2. Эмоциональный отчет Джонатана Гриффита:

    Фактически драка произошла. когда обе команды спустились в лагерь Camp2, Моро и Штек были избиты ногами и руками, а также получили следы на теле от ударов камнями; хотя они и были окровавлены, все же не требовали медицинского вмешательства.
    Мелисса Арно, которая в этом сезоне собиралась уже пятый раз взойти на Эверест в своей карьере, попала в эпицентр этого конфликта.
    "Я чувствовала, что мне шерпы в пылу конфликта не навредят, я могла не бояться ударов или бросания камней, поскольку просто была единственной женщиной там" - сказала она в интервью Good Morning America по спутниковому телефону в этот же день.

    В первые дни после события, Моро, Штек а также большинство профессиональных альпинистов высказали свое мнение в том, что они имели полное право находиться на склоне Эвереста, и что их экспедиция не нуждается в помощи шерп.
    "Мы платим много денег, что бы оказаться у Эвереста, так почему кто то препятствует нашему восхождению?" - сказал в последствии Ули Штек.

    Тем не менее, сама идея альпинистов, подняться по Южному склону без помощи шерп является заблуждением. Моро. Штек и Гриффит при восхождении к лагерю Cmap2 несомненно пользовались как лестницами, установленными на ледопаде Кхумбу шерпами.

    Шерпа Карма Шарки, который также был вовлечен в этот конфликт в тот день, сказал что Симоне Моро оскорбил их труд, он сказал: "Вам нужны деньги? Мы провесим веревки до седловины Эвереста", и поднимавшиеся в легком, альпийском стиле европейцы прошли с веревкой гораздо больший путь чем шерпы за тот же промежуток времени, в результате чего, команда шерп, работавшая над провешиванием перил в глазах иностранных альпинистов, коммерческих клиентов была просто опозорена.
    "Шерпы были в ярости, потому что три альпиниста догнали нас," продолжает говорить Карма Шарки, "и они сделали это в нашей стране, на нашей горе. Мы предаем нашу жизнь опасности при восхождении на Эверест при этом помогая иностранным альпинистам... Эверест для нас означает все..."
    Но в тоже время, ни одно из этих объяснений не сгладит конфликтные действия произошедшие на склоне Эвереста, очевидно, что двойной стандарт использования помощи шерп, лишь только спустя некоторое время может объяснить почему шерпы, работавшие над провешиванием веревки были настолько разгневаны действиями иностранных альпинистов.

    Эти размытые, нечеткие границы на самом деле широко распространены в альпинизме. Выдающиеся альпинисты мира продолжают ставить жизнь шерп в опасности, несмотря на широкое убеждение сообщества в том, что профессионалы должны сами делать всю свою "грязную работу".
    Так и Арно, которая была вполне способной альпинисткой, что бы взойти на вершину Барунтзе в 2010 году без помощи шерп, все же решила не рисковать лично, а использовать труд шерп ан склоне горы.

    Совсем недавно, . Вместе с двумя другими шерпами в команде, он отступил с маршрута, находясь всего в 200 метрах от вершины.

    "Мы были наняты командой для прокладывания веревок по маршруту", рассказал Лхакпа Рангду в октябре прошлого года в небольшой квартире, которую он, его жена 36-и летняя Лхакла Дики снимают в аренду в Dhapasi, пригорода Катманду. Он сидел, положив свою свою левую ногу на правое колено, выставляя на показ покрытые шрамами лодыжки. Тогда, в этой экспедиции, он подскользнулся на маршруте и повредил лодыжку. Это было основной причиной, которая заставила Кэти О’Дауд (Catherine O"Dowd (ЮАР) и шерп: Lhakpa Rangdu Sherpa, Lahkpa Nuru Sherpa и Lakpa Zarok Sherpa спуститься со склона горы в низ, оставив двоих альпинистов братьев Сэнди Аллена и Рика Аллена (Sandy Allen и Rick Allen (Великобритания) продолжать тяжелейшее восхождение.
    "К счастью мы были всего лишь в одном дне перехода к долине, и мы должны были спуститься в низ на следующий день после травмы лодыжки" - сказала Кэти О’Дауд.

    Десять дней спустя, после того, как Лхакпа Рангду вернулся в Катманду, он сделал рентген поврежденной лодыжки, после чего врач сказал что необходима операция. У Лхаклы был медицинский полис на 575$, и он еще заплатил 500 $ из своих заработанных в экспедиции денег в размере 3000 $.

    Пакистан также требует приобретение страхового полиса для шерп, но и здесь, детали этой страховки не были прочитаны альпинистами, которые, не без оснований, больше были сосредоточены на безопасном прохождении маршрута и восхождении на вершину восьмитысячника, они большую часть времени провели в этих раздумьях, оставив обеспечение страховки на пакистанскую компанию Adventure Pakistan, "Так что я не могу рассказать Вам как точно работает эта страховка... Но я точно была уверена в ее наличии" - сказала в последствии Кэти О’Дауд.

    Сэнди Аллен, который называл шерпу Рангду "профессионалом и дорогим своим другом" выделил на его лечение еще пару тысяч. "Мы дали эти деньги не потому что он сломал в нашей экспедиции ногу, мы знали что страховая компания выплатит средства по полису, мы хотели поддержать его семью пока Рангду оставался без работы" , писал в своем отчете Аллан.

    Сэнди Аллен и Рик Аллен взошли на вершину Нангапарбат по хребту Мазено за 18 дней экспедиции, и это было историческое для альпинизма событием. Это прохождение далось для команды не без помощи шерп, что в современном альпинизме противоречит его строгим стандартам первопрохождений.
    . Тогда, Кэти О’Дауд сказала: "Золотой Ледоруб данный этому прохождению очень много значит для наших шерп Lhakpa Rangdu Sherpa, Lahkpa Nuru Sherpa и Lakpa Zarok Sherpa, без которых это прохождение не состоялось бы"

    "Все клиенты остаются очень довольными работой шерп. Но шерпы созданы не для вершины, мы созданы для работе на склоне горы" - сказал Лхакпа Рангду в октябре 2012.

    В октябре прошлого года я был в гостях в небольшой, замусоренной комнатушке в Намче-Базар, в которой племяница Лакпа Рита и кузина Чхеванга: Нима Лхаму готовили на электроплите момо (блюдо из теста с начинкой, аналогичные русским пельменям), которое они затем намеревались продать на еженедельном рынке (который и дал название этому городу)
    Горный гид Дэвид Мортон (David Morton), его жена, Кристина Китайяма (Kristine Kitayama) - работающая администратором в компании Alpine Ascents и их двухлетний сын Торн, тоже были там.

    В апреле 2006 года, Нима Лхаму была на шестом месяце беременности своим первым ребенком, когда ее муж Дава Темба (Dawa Temba) трагически погиб на ледопаде Кхумбу вместе с двумя другими шерпами. Ему было 22 года.
    "Я была беременна, и когда я пошла в Катманду, то оказалось что деньги со страховки Давы Тембы уже забрала его мать. После этого она начала конфликтовать со мной, а затем вообще перестала общаться" - сказала Нима Лхаму.
    Ее сын, Тенцинг Чосанг (Tenzing Chosang) родился несколько месяцев спустя. Два года назад она снова вышла замуж за шерпу Карма Сарки (Karma Sarki), работающим в компании Alpine Ascents в качестве установщика веревок на Эвересте.
    По культурным традициям шерп, для того что бы повторно выйти замуж, она вынуждена была оставить своего четырехлетнего сына на попечение своих родителей: Dati и Pasang Rita, работавших в свое время шерпами на Эвересте.

    Дэвид Мортон и Кристина Китайяма вызвались спонсировать школьное обучение Тенцинга Чосанга. Это были сложные отношения, которые, казалось охватывают всю непростую историю шерп и иностранных альпинистов. За прошедшие более чем сто лет, иностранные альпинисты помогли повысить уровень жизни шерп, выведя из из ужасного нищего существования к одной из самой знаменитой в мире этнической группы; но при этом, невольно разбивая их семьи, а затем пытаясь изо всех сил помочь их осиротевшим семьям.

    На следующий день я сопровождал Арно в ее посещении деревни Thamo, где она заходила в гости к вдове Чхеванга - Лхаму Чхикки (Lhamu Chhiki). Ее дети Ang Gyaltzen и Lhakpa Tenzing были дома на школьных каникулах, и также посетили дом своей матери.

    Лхаму встретила нас у себя на кухне, она была одета в традиционный полосатый фартук шерп. Увидев Арно и нас, она лишь жестом пригласила присесть и подала горячий чай. Арно сказала ей, что она, возможно, нашла ей работу в туристическом магазине Sherpa Adventure Gear в Катманду. Затем она вручила ей конверт, в котором были сотни долларов США... Этот ежегодный ритуал, как сказала Арно, для нее очень сложный этап жизни.

    Спустя некоторое время, я спросил Лхаму, согласна ли она дать мне интервью.

    "Я низа что не захочу что бы мои дети стали работать на альпинистов, что бы они работали на склонах гор. Я хочу дать им образование, что бы после того, как они выростут они могли бы заняться чем либо другим, кроме альпинизма" - сказала Лхаму

    К концу нашего короткого разговора, я спросил ее, обвиняет ли она Арно в смерти своего мужа, "Нет, я не виню Мелиссу" - сказала Лхаму.

    Уже на улице мы встретили брата Lhamu - Мингму Черинга (Mingma Tshering), красивого, высокого 21 летнего юношу, который говорил с нами на хорошем английском языке. Он недавно закончил среднюю школу в Катманду, благодаря спонсорской поддержке одного из иностранных фондов, и он сказал нам, что уже сейчас видит несколько вариантов своего будущего. "Раньше люди в Непале не были образованными, у них был лишь один выход - идти на Эверест, быть нанятыми иностранными экспедициями" сказал он.

    С другой стороны, его детство прошло в семье шерп, где он постоянно слушал рассказы своего отца Пасанг Рита, двоюродного брата Чхеванга, и своего дяди Лакпа Рита о Эвересте, это были рассказы из первых уст, о которых иностранные альпинисты могли читать лишь
    в книжках. "Я с детства мечтал взойти на Эверест" - сказал он.

    В 2012 году Пасанг Рита завершил свою карьеру высотного шерпы. "Я и мой младший брат планируем пройти теперь по его следам" сказал Мингма, Он, несмотря на полученное образования, все же решил работать на Эвересте, но пока еще не сказал о этом решении свои родным. "Я хочу испытать себя на этой великой горе. Может быть это будет лишь раз в моей жизни, когда я поднимусь на ее вершину. После этого я пожалуй больше не захочу рисковать своей жизнью" .
    Но все его знакомые сказали Мингме, что как только он начнет работу на Эвересте, бросить ее будет очень трудно, это как наркотик, к которому сразу же привыкаешь, который тебя убивает, но без него начинаются страшный ломки.

    Видеоверсию этой статьи Вы можете посмотреть в этом ролике:

  • Что мы знаем о шерпах? Что это те безымянные люди, которые помогают альпинистам в восхождениях на Эверест. Однако шерпы - не профессия, это народ. И народ удивительный.

    Без грамоты и истории

    Когда мы говорим "шерпы", то обычно имеем ввиду носильщиков, которые помогают альпинистам совершать восхождения. Это не самое верное представление. Шерпы - это одна из народностей, которые сегодня преимущественно обитают на территории Восточных Гималаев. И занимаются они не только тем, что носят поклажу. Большинство из них занимается земледелием.

    Шерп в переводе означает "человек с Востока". Когда-то шерпы жили в Тибете. Они монголоидного происхождения, но с тибетцами их связывают и традиции, и религия, и одежда. Похожи и их языки. Однако у шерпов нет и не было письменности. От этого серьезные пробелы в том, что касается их историографии. Это почти в прямом смысле народ без истории, поскольку, что не написано пером... то сложно однозначно доказать.

    Живут шерпы традиционно по тибетскому календарю, но датировка их жизней - дело непростое. Они уделяют собственным персонам незначительное внимание. Даже имена у них меняются на протяжении жизни. Фамилий как таковых нет в принципе. Вместо этого, если возникает такая необходимость, используется название местности, где родился шерп. Или шерпа.
    Даже с самим названием представителей этого народа в единственном числе возникают проблемы. Поскольку и "шерп" и "шерпа" (оба слова мужского рода) - признаются нормативными. Нет письменности - нет и строгих правил.

    Рожденные восходить

    Шерпы удивительно выносливые. Во время восхождений они могут нести на себе поклажу, превосходящую по тяжести собственный вес. Они выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Конечно, ученых заинтересовал этот феномен.
    Многочисленные исследования подтвердили, что у шерпов иначе работает система кровоснабжения - их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев, сохраняя при этом оптимальный сердечный ритм и давление.
    Исследования показали, что концентрация продуктов распада азота в крови шерпов в 10 раз выше, чем у тех, кто приезжает покорять Эверест издалека. Оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды - отсюда и фантастическая выносливость шерпов.

    Джонатан Стемплер (Медицинский центр Университета Дьюка), занимающийся этой проблематикой, отмечает: "Интересные данные о здоровье жителей Тибета показывают, каким образом природа использовала оксид азота для возмещения негативных последствий постоянного пребывания на большой высоте в условиях гипоксии".

    Сами шерпы относятся к этому философски. Тенцинг Норгей, самый известный шерп (первым, вместе с Хиллари покорил Эверест), в своей книге "Тигр снегов" спокойно рассказывает: "Мальчик-шерп смотрит вверх - он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом - его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть тела ".

    Всеядность

    Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку.
    Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.

    Семья

    Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Даже гендерные вопросы у них не имеют строгой закономерности. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Даже несмотря на то, что они обычно низкорослые, или даже маленькие, они могут нести поклажу почти со свой вес. Такая "мужская" работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.

    Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт именно демократичностью отношений: попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать. Распространено, впрочем, многомужество - одна жена на несколько братьев - так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но инициатор не может разойтись без уплаты определенной суммы.

    Религия

    90% шерпов - буддисты. Они верят в реинкарнацию и даже посещают буддийские храмы, однако их вера подчеркнуто не ритуальна. Они не "заморочены" на религии, несут Будду скорее в сердцах. Фанатиков среди шерпов нет.
    Как признается Терцинг Норгей "наши важнейшие обряды связаны с рождением, женитьбой и смертью. Мы сжигаем наших покойников, кроме маленьких детей, которых принято хоронить. Исключение составляют также умершие высоко в горах; их тоже хоронят - либо люди, либо сама природа".
    Шерпы живут три жизни: в своем народе, в своей религии, и в своей работе. Одна жизнь от другой у них неотделимы.

    Политика

    Шерпы - не вымирающий народ. Их численность постоянно растет. Растет и образованность, а также гражданское самосознание. То и дело они хотят монополизировать Эверест и даже закрыть его для восхождений. Многие из нового поколения шерпов после "бума" эверестомании осваивают нетипичные для себя профессии, связанные в том числе и с юридической отраслью.

    Шерп всегда в душе путешественник, покорять новые вершины у этого народа в крови. Вполне возможно, что в будущем они приобретут такую силу и значимость, что с ними будут считаться и "сильные мира сего".

    Правообладатель иллюстрации AP Image caption Шерпы ведут переговоры с властями по улучшению условий их работы

    Многие альпинисты и их проводники начали покидать базовый лагерь на горе Эверест, не дождавшись разрешения конфликта между шерпами и властями Непала.

    Шерпы - местные жители, работающие на горе проводниками - отказываются водить экспедиции после того как в лавине погибли 16 их коллег, а правительство не согласилось выплатить семьям погибших крупные компенсации.

    Некоторые проводники считают, что в этот сезон необходимо вообще отменить восхождения - в память о погибших. Шерпы также добиваются создания новых, более эффективных спасательных и медицинских служб.

    Официального решения до сих пор не принято, однако затянувшийся конфликт с каждым днем уменьшает шансы на то, что в этом году будет совершено хотя бы одно восхождение к южной вершине Эвереста, находящейся на территории Непала.

    Анг Шеринг Шерпа, президент Непальской альпинистской ассоциации, сообщил корреспонденту Непальской службы Би-би-си, что в случае отказа большинства шерп от работы это может стать вполне реальным делом.

    Однако представитель министерства туризма Непала Мадхусудан Бурлакоти выразил надежду, что некоторые группы шерп продолжат восхождения. Переговоры между правительством и представителями шерп продолжаются.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Сезон восхождений длится три месяца

    В этом году к восхождению на Эверест готовились более 300 иностранных альпинистов, но в результате гибели 13 носильщиков-шерп в результате схода лавины, а также пропажи еще трех, надежды на возобновление планируемых экспедиций почти не остается.

    Сход лавины, произошедший в пятницу на прошлой неделе, стал худшей катастрофой в истории восхождений на высочайшую гору в мире.

    Лавина обрушилась на базовый лагерь на склоне Эвереста на высоте 5800 метров.

    Условия работы шерп

    Шерпы зарабатывают до 8 тысяч долларов за сезон восхождений, который длится на Эвересте три месяца. Это в 10 и более раз выше, чем средний размер зарплаты в Непале, который остается одной из беднейших стран в Азии.

    Однако корреспондент Би-би-си по странам южной Азии Эндрю Норт указывает, что правительство получает доход от продажи лицензий на восхождение в размере миллионов долларов ежегодно. Некоторые частные компании, организующие экспедиции, берут с клиентов по 60 тысяч долларов с человека.

    Погибшие в прошлую пятницу проводники-шерпы занимались подготовкой маршрута для альпинистов. Они вышли на склон рано утром, чтобы проложить канаты для восхождения.

    Лавина обрушилась на перевал Хумбу-Айсфолл, который изобилует трещинами и ледяными наростами, способными срываться без всякого предупреждения.

    Несмотря на сравнительно небольшую высоту этого перевала, он расположен в одной из самых опасных точек на склонах Эвереста; однако вдоль знаменитого маршрута по южному склону, впервые пройденного сэром Эдмундом Хиллари и его проводником-шерпой Тензингом Норгаем в 1953 году, более безопасных троп просто нет.

    Шерпы часто совершают за сезон до 20-25 восхождений и спусков, доставляя снаряжение и припасы по маршруту восхождения, что подвергает их значительному риску.

    С 1953 года на Эверест совершили восхождение более 3 тысяч человек.