Художники белоруссии и их картины. "Его ищут издатели по всему миру". Каких современных белорусских художников стоит знать каждому. Белоруссия - Художники белоруссии (Картины белорусских художников)

Ян Дамель Белорусско-польсколитовский художник начала ХІХ века. Представитель классицизма. Осваивать живопись начал с 1799 года в Виленском университете у Франциска Смуглевича и Яна Рустема. После окончания нескольких курсов и сдачи экзаменов получил степень магистра свободных наук, а позже гимназического учителя. В 1809 году стал мастером живописи и вице-профессором.

Ян Дамель писал преимущественно на исторические темы: «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом» , «Смерть князя Понятовского» , «Павел I освобождает из плена Костюшко» , «Разбитые войска Наполеона в Вильне» , «Переправа французов через Березину» и др. Известны его произведения на религиозные темы («Положение во гроб» , «Христос и самаритянка»), портреты князя Д. Радзивилла, графов Иоахима Хрептовича, пейзажи Минска и его окрестностей («Водяная мельница» , «Деревья под водой»), рисунки и зарисовки на темы быта народов Сибири. Кроме того, Дамель, как и многие художники того времени, отдал дань альбомному рисунку. Творчество художника формировалось под влиянием классицизма, но в ряде его произведений чувствуется стремление к романтическому изображению действительности. Портретам Дамеля присуща тонкая психологическая характеристика.

Ванькович Валентий-Вильгельм Белорусский живописец, представитель романтизма. Родился в среднезажиточной дворянской (шляхетской) семье судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного польского поэта Антония Горецкого. Учился в Петербургской Академии художеств (с 1824 года). Творчество связано с художественной жизнью Беларуси и России

Творчество Первым учителем Ваньковича в живописи был будущий генерал ордена иезуитов Габриэль Грубер, миниатюрист. Уроженец Вены, он много рисовал для польского короля Станислава Августа. Молодой Ванькович в свободное от учёбы время читал старые книги, собранные в библиотеке иезуитов, и копировал картины, находящиеся в монастыре. Заканчивая шестой класс, он уже умел рисовать миниатюры и портреты маслом, совершенствуя рисунок и цвет. В Петербурге он приобретает все большее признание. После четырёх лет кропотливого обучения возвращается в Виленский университет с золотой медалью. После 1830 года рисование миниатюр перестало интересовать художника, его привлекало теперь только историческая тематика, и только в этом направлении он хотел работать. Однако и до его имения в Слепянке дошло влияние науки Анджея Товяньского. Вначале в нём ещё был жив давний энтузиазм. Ванькович был человеком амбициозным, но успехи в Вильно и Петербурге не имели продолжения. Однако, в сорокалетнем художнике вновь пробудилась жажда новых успехов. Он оставил свой дом и страну, и уехал в Париж, где вновь сблизился с Адамом Мицкевичем.

Наполеон Орда Белорусский и польский литератор и композитор, музыкант, художн ик, скульптор, педагог. С 1833 года, живя в Париже, брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. Путешествую по странам Европы и Северной Африки, делал множество зарисовок пейзажей, в основном городских видов. В Беларуси известен своим альбомом видов губерний Гродненской, Минской, Киевской и др. , материал для которого собрал во время своих путешествий.

Наполеон Орда и Украина До нашего времени дошло 177 произведений художника, на которых изображены архитектурные пейзажи Украины. Его рисунки были использованы во время подготовки проектов реставрационных работ следующих объектов: Крепость в Каменце-Подольском Подгорецкий замок

Острожский замок А также таких памятников архитектуры, как: · Андреевская церковь в Киеве, · Костел Иоанна Предтечи в Белой Церкви, · Дубенский замок, · Летичевский замок.

Наполеон Орда и Беларусь Среди белорусских работ Орды: «Воложинский дворец» , «Геранёнский замок» , «Дятловская усадьба» , «Закозельская усадьба» , «Логойский парк» , «Ружанский дворец» , «Скоковский дворец» , «Минск. Соборная площадь» , «Свислочь» , «Гродно» , «Освея» , «Кревский замок» , «Новогрудок» (1850- 1870 -е годы). По его рисункам и акварелям в 1873- 1883 годах созданы (художник А. Мисурович) и изданы в Варшаве литографии (260 графических листов в 8 сериях). Интересно. Каждый белорус может лицезреть работу Наполеона Орды «Несвижский замка Радзивиллов» на банкноте 100 000 белорусских рублей. Интересно. На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь - непринужденно, словно ненароком, изображены люди.

Хруцкий Иван Фомич Белорусский художник, живописец, шляхтич герба Лелива. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами. Родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника, шляхтича Томаша Хруцкого. Среднее художественное образование Хруцкий получил в Полоцком высшем училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, Ф. А. Бруни.

Творчество Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. Первые датированные этюды художника - «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» - относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период - работа над натюрмортом «Натюрморт с вазой» (1832) «Натюрморт с птичкой» (1832)

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. Картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью «Старуха, вяжущая чулок» (1838) Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром «в комнатах»: «В комнате» (1854) и другие.

Когда разговор заходит об известных белорусских художниках, то редко продвигается дальше пары-тройки фамилий. И не потому, что не было в нашей стране больше талантливых мастеров, просто не так много мы говорим о белорусском искусстве. В трендах держатся всемирно признанные творцы, а лидеры национального искусства остаются в тени. решил исправить эту оплошность и рассказать о прекрасных белорусских художниках, знать о которых стоит.

Иван Хруцкий (1810—1885) — известен своими натюрмортами и групповыми портретами, работал в русле русской академической школы. Родился на Витебщине в семье греко-католического священника. Среднее художественное образование получил в Полоцке. В 17 лет переехал в Санкт-Петербург, где брал уроки английского живописца Джорджа Доу, одновременно занимаясь в Императорской Академии художеств.

Известнейшее полотно художника — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838), фрагмент которого изображён на купюре в 1000 рублей 2000 года

После смерти отца Хруцкий вынужден был уехать из культурной столицы, ведь без главной опоры осталась его мать и пятеро младших братьев и сестёр. Мальчишек художник забирает в Петербург, где сам продолжает трудиться в поте лица, зарабатывая на жизнь написанием портретов. А после возвращается в родные места и покупает под Полоцком землю, где по своему проекту строит дом и разбивает сад. Если ознакомиться с дальнейшими событиями в жизни живописца, можно сделать вывод, что множество тайн его биографии так и не было раскрыто.


Иван Хруцкий. «Портрет мальчика в соломенной шляпе»

Леон Бакст (1866—1924) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, один из законодателей европейской моды на экзотику, участник знаменитого объединения «Мир искусства». Произвёл в своё время настоящий фурор во Франции. А родился в Гродно, в ортодоксальной еврейской семье. После окончания гимназии уехал в Санкт-Петербург, был вольнослушателем в Академии Художеств. В свободное время подрабатывал созданием книжных иллюстраций. Дальше Бакста ждала целая вереница событий: художественные выставки, жизнь в Париже, общение с единомышленниками, преподавание живописи детям великого князя Владимира, брак с дочерью основателя знаменитой Третьяковской галереи и связанное с этим принятие другой веры, развод и возвращение к иудаизму…


Леон Бакст. «Древний ужас» (1908). Одна из наиболее известных картин художника

С 1910 года Бакст живёт в Париже, где раскрывает свой талант в создании театральных декораций.


Эскиз к балету Сергея Дягилева «Шахерезада» (1910)
Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» (1922). Одно из немногочисленных произведений художника, возвращённых на родину, в Беларусь

Язеп Дроздович (1888—1954) — один из самых необычных белорусских мастеров ХХ века. Родился в бедной дворянской семье на хуторе Пуньки Глубокского района. Учился в Виленской рисовальной школе у профессора живописи Ивана Трутнева. Служил в армии, работал учителем рисования в столичной женской гимназии, как иллюстратор активно сотрудничал с журналами и газетами. Писал ковры, собирал народные песни и обрабатывал для словарей лексику народного языка. Издал популярную книгу по астрономии «Нябесныя бегі», написал графическую серию картин на космическую тему.


Язеп Дроздович «„Сатурнианский“ пейзаж» (1931)

Вышеперечисленные факты дают право утверждать, что Язеп Дроздович был всесторонне развитой личностью. В наши дни его сравнивают с Константином Циолковским, Микалоюсом Чюрлёнисом и даже Леонардо да Винчи. Тем не менее, необычный и многогранный талант художника был не понят его современниками. Он умер в возрасте 65 лет в крайней нужде.

Витольд Бялыницкий-Бируля (1872—1957) — живописец-пейзажист конца XIX — первой половины XX века, представитель лирического направления. Уроженец Могилёвщины. Родился в семье мелкого арендатора. Отец мальчика работал в днепровском пароходстве и часто брал его на плавание по Днепру, Припяти и Сожи. Бялыницкий-Бируля учился сначала в Киевском кадетском корпусе, а затем перешёл в Киевскую рисовальную школу. Позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве познакомился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлёкся пейзажем.


Витольд Бялыницкий-Бируля. «Зимний сон» (1911)

Художник постепенно набирал популярность, демонстрируя свои картины на различных выставках, удостаиваясь высоких званий и наград. Большую часть своей жизни мастер провёл в небольшой усадьбе в Тверской губернии под названием «Чайка», которую сам и отстроил. Белорусским писателем Виктором Карамазовым была написана повесть «Крыж на зямлі і поўня ў небе », посвящённая жизненному и творческому пути живописца.


Витольд Бялыницкий-Бируля. «Ранняя весна» (1913)

Виталий Цвирко (1913—1993) — белорусский живописец и педагог, лауреат Государственной премии БССР. Родился на Гомельщине в семье сельских учителей. Отец будущего художника во многом содействовал формированию художественного вкуса у своего сына: стены дома семьи Цвирко были увешаны репродукциями работ таких русских художников, как Василий Перов, Илья Репин, Иван Крамской. Когда они переехали в Минск, рисунки Виталия Цвирко были замечены школьными педагогами, которые стали давать ему частные уроки. Особое влияние на развитие творческой личности художника, к слову, оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива.


Виталий Цвирко. «Зимний пейзаж» (1976)

В 1929 году будущий художник поступил в Витебский художественный техникум, по окончании его жил и работал в Минске. Колоссальный успех на выставке в Москве приводит его в Московский Художественный институт имени Сурикова, где он учится у известных мастеров русского пейзажа. В 1944 году Цвирко вернулся в Минск и активно занялся творчеством и преподавательской деятельностью.


Виталий Цвирко. «Бабье лето» (1980)

Михаил Савицкий (1922—2010) — культовая фигура в белорусском искусстве. Родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области. Юность будущего Народного художника Беларуси совпала с кровавыми событиями Великой Отечественной войны. В возрасте 20-ти лет он участвовал в боях за Севастополь, прошёл несколько концлагерей — эти события оказали мощное влияние на мировоззрение Савицкого, что и отразилось позже в его творчестве. Художественное образование он получил после демобилизации: окончил Минское художественное училище в 1951 году, затем учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Жил и работал в Минске. Первым в стране награждён орденом Франциска Скорины (в 1997 году).


Савицкий — создатель уникальной серии картин «Цифры на сердце», посвящённой узникам концлагерей. «Проклятие фашизму» (1979) — одна из картин этой серии)
Михаил Савицкий. «Партизанская мадонна» (1978). Одна из известнейших работ мастера

Многие работы Михаила Савицкого получили мировую известность. В центре творчества художника были как исторические, так и современные темы. Раскрывал он их публицистически, с экспрессией. В 2012 году в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, с экспозицией которого Адукар советует ознакомиться.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

    • Художник Федосенко Роман Федорович
    • Художник Власюк Александр Иванович
    • Творческое объединение Стрыкова Татьяна Витальевна
    • Художник Капчиков Алексей Сергеевич
    • Художник ГРИГОРЬЕВ Сергей Иванович
    • Художник Сидоров Олег Аскольдович
    • Художник Стасевич Олег Адольфович
    • Художник Синевич Вадим Александрович
    • Художник Филюта Екатерина Олеговна
    • Художник Косцова Ирина Константиновна
    • Художник Воронин Олег Владимирович
    • Художник Самусенко Сергей Олегович
    • Художник Корабельников Алексей Владимирович
    • Художник Емельянова Анна Сергеевна
    • Художник Жевняк Ольга Леонидовна
    • Скульптор Галецкий Иван Иванович
    • Художник Силивончик Анна Дмитриевна
    • Художник Нишчик Лилия Евгеньевна
    • Художник Федюнина Зина Александровна
    • Творческое объединение Петрунников Николай Иванович
    • Художник Филингер Серж Сергеевич
    • Художник Латышева Оксана Владимировна
    • Художник Лемешонок Моника Леонидовна
    • Художник Алферонок Виктория Валерьевна
    • Художник Жук Елена Николаевна
    • Художник Гудков Григорий Владимирович
    • Художник Войцехович Оксана
    • Художник Ра Александр
    • Художник Решетова Елена Евгеньевна
    • Художник Егоров Игорь Валентинович
    • Художник Костюченко Олег Васильевич
    • Художник Ковалев Олег Александрович
    • Художник Павлова Анна Валерьевна
    • Художник Маслий Дмитрий
    • Художник Загальский Александр Александрович
    • Художник Ивашкевич Екатерина Анатольевна
    • Художник Чечуй Елена Викторовна
    • Художник Болундь Инна Андреевна
    • Художник Акеньшин Сергей Игоревич
    • Художник Морозов Илья Борисович
    • Художник Кузьмич Алексей Васильевич
    • Художник Денисова Татьяна Сергеевна
    • Художник Костюченко Василий
    • Художник Бутрим Инесса Павловна
    • Художник Чеботарева Наталья Владимировна
    • Художник Романова Аnfisa
    • Художник Слепцова Елизавета
    • Художник Булдаков Дмитрий Александрович
    • Скульптор Кунцевич Александр Сергеевич
    • Художник Брисев Олег Викторович
    • Художник Азаренко Виктория
    • Художник Крот Михаил Федорович
    • Художник Никифорова Зоя В.
    • Художник Новицкая Галина Владимировна
    • Художник Бураченко Владимир Александрович
    • Художник Чебакова Дарья
    • Художник Петровская Светлана Константиновна
    • Художник Бука Надя
    • Художник Левкович Михаил Васильевич
    • Художник Золотцева Наталья Валентиновна
    • Художник Козлов Дмитрий
    • Художник Зараковская Анна
    • Скульптор Погожельский Андрей Антонович
    • Художник Zavatski Giovann
    • Художник Дашковская Евгения Владимировна
    • Художник ВОРОБЬЕВ Эдуард НИКОЛАЕВИЧ
    • Художник Заика Кристина Владимировна
    • Художник ЯНУЛЕВИЧ ГЕННАДИЙ АЛЬБИНОВИЧ
    • Художник Карпович Ольга Владимировна
    • Художник Купчунас Эдуард Владимирович
    • Художник Зубкова Наталья Георгиевна
    • Художник Березовская Татьяна
    • Художник Дубовец Светлана Вячеславовна
    • Художник Почопко Алина
    • Художник Осадчая Кристина Андреевна
    • Скульптор Борздый Валентин Анатольевич
    • Художник Бодракова Анна Юрьевна
    • Художник Корнеев Виталий Иванович
    • Художник Стасевич Олег
    • Художник Seminarska (Kozlov) Мария Marie
    • Художник Масколенко Елена Петровна
    • Художник Короленко Иван Иванович
    • Художник Савицкая Наталья Александровна
    • Художник Пабло Россо
  • Белоруссия - Художники белоруссии (Картины белорусских художников)

    Художники Белоруссии (белорусские художники)

    Белоруссия Государство Белоруссия
    Белоруссия официальное название Республика Беларусь
    Беларусь Республика Беларусь государство в Восточной Европе.
    Беларусь Республика Беларусь граничит с Россией на востоке и севере, с Латвией и Литвой - на севере и северо-западе, с Польшей - на западе и с Украиной - на юге.
    Беларусь Республика Беларусь Название страны происходит от словосочетания Белая Русь.
    Беларусь Республика Беларусь административно делится на шесть областей. Столицей Белоруссии является город Минск. Самым древним городом считается город Полоцк (Витебская область).
    Беларусь История Белоруссии На территории Беларуси первобытный человек появился примерно 100-35 тыс. лет тому назад.

    Беларусь История Белоруссии Древнейшие поселения людей каменного века были обнаружены на территории Гомельской области. Стоянка эпохи палеолита у д. Юровичи (Калинковичский район) существовала примерно 26 тыс. лет тому назад, у д. Бердыж (Чечерский район) - 24-23 тыс. лет тому назад. Следы древних культур были также найдены в Брестской, Могилевской, Гродненской и Минской областях.
    Беларусь История Белоруссии Первые политические объединения появились на территории Беларуси в VI - XIII веках.

    Беларусь История Белоруссии Славяне на территорию современной Беларуси начали проникать в первые века нашей эры. За несколько столетий они расселились по всему региону, постепенно ассимилировав балтские племена, проживавшие на этих землях. В VI-IX веках у восточных славян формируются первые политические объединения - союзы племен. К IX веку относится первое летописное упоминание про город Полоцк и Полоцкое княжество, которое существовало на территории современной Витебской и северной части Минской области и господствовало в регионе до XIII века.

    Беларусь История Белоруссии Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское XIII-XVI века. Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) было мощной державой, включавшей в себя земли современных Беларуси, Литвы, Киевской, Черниговской и Волынской областей Украины и запада России от Балтики до Черного моря.
    Беларусь История Белоруссии Возвышение ВКЛ началось в правление князя Миндовга в XIII веке. На протяжении нескольких столетий Великое княжество Литовское играло серьезную роль в европейской политике. Влияние ВКЛ начало ослабевать только после череды войн в XVI веке.

    Беларусь История Белоруссии В 1569 году Великое княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию: на равных правах Княжество и Корона объединились в федеративное государство - Речь Посполитую. Началась новая эпоха в белорусской истории.
    Беларусь История Белоруссии Речь Посполитая это была особенно бурная эпоха в белорусской истории. Государство раздирали внутренние противоречия, оно постоянно было втянуто в войны, в том числе:
    1654-1667 - война с Россией
    1700-1721 - Северная война (Швеция и Россия)
    В результате нескончаемых войн Речь Посполитая сильно ослабела и перестала существовать как самостоятельное государство. Ее территории в 1772, 1793 и 1795 годах были разделены между Россией, Австрией и Пруссией.
    Беларусь История Белоруссии В период с 1772 года в результате трех разделов Речи Посполитой белорусские земли вошли в состав Российской империи.

    Беларусь История Белоруссии Революция (1917-1919)
    март 1917 г. - революция в России заставила царя Николая II отречься от престола.
    ноябрь 1917 г. - Октябрьская революция - власть в России переходит к большевикам.
    март 1918 г. - была провозглашена Белорусская народная республика (БНР). Она просуществовала менее года до вывода немецких войск с территории Беларуси.

    1 января 1919 г. - провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика.
    Беларусь История Белоруссии Русско-польская война (1919-1921)
    1921 год - подписан Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси отошли к Польше, на восточных территориях возродилась Белорусская Советская Социалистическая Республика.
    1922 год - Белорусская ССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
    1921-1928 - в Беларуси, как и по всему Советскому Союзу, проводилась Новая экономическая политика (НЭП).
    1932-1933 - голод, вызванный советской экономической политикой, и введение коллективного сельского хозяйства (колхозы).

    1936-1940 годы - период сталинских репрессий. Более 86 000 белорусов пострадали от политических репрессий. Около 28 000 были расстреляны в урочище «Куропаты» под Минском.
    Беларусь История Белоруссии Вторая мировая война и Великая Отечественная война (1939-1945)
    17 сентября 1939 года - Красная армия вошла в Западную Беларусь, в результате чего эти территории введены в состав БССР.

    Беларусь История Белоруссии июнь 1941 года - началась Великая Отечественная война.
    июнь-июль 1941 г. - сопротивление защитников Брестской крепости немецким захватчикам продолжалось 6 недель.
    сентябрь 1941 г. - Беларусь полностью оккупирована немецкой армией. Оккупанты начали устанавливать так называемый новый порядок, основанный на терроре.
    июнь 1941 г.- создано минское гетто, в которое позднее кроме белорусских были помещены немецкие и чешские евреи. Массовые расстрелы узников гетто проводились в Тучинках непосредственно до уничтожения гетто в октябре 1943 г.
    1941-1943 - Холокост в Беларуси. Массовые убийства евреев немецкими войсками продолжались до окончания оккупации.
    конец 1941 г. - в Беларуси начинает разворачиваться партизанское движение, которое к 1944 г. становится самым массовым в Европе.
    1943 г. - минские подпольщики убили главного немецкого ставленника в Беларуси генерального комиссара Кубе.
    конец июня - июль 1944 г. - в ходе операции «Багратион» территория Беларуси полностью освобождена Красной Армией от фашистских оккупантов. 3 июля освобожден Минск.
    февраль 1945 г. - по результатам Ялтинской конференции, на которой в числе прочих решался вопрос о территориях Польши, земли Западной Беларуси, за исключением Белостокской области, остались в составе БССР.
    май 1945 г. - закончилась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
    Беларусь История Белоруссии Новейшая история
    1945 год - Беларусь принята в состав членов - основателей Организации Объединенных наций (ООН).
    1954 год - Беларусь вступила в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

    1991 год - прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. Беларусь провозглашена независимым государством.
    Беларусь История Белоруссии Сегодня Республика Беларусь самостоятельное независимое государство со своей национальной культурой и историей.
    Беларусь Культура Республики Беларусь Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.
    Беларусь Культура Республики Беларусь Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой беларусского государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

    Беларусь Культура Республики Беларусь Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.
    Беларусь Изобразительное искусство Беларуси Белорусские художники Художники Беларусии
    Беларусь Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.
    Беларусь Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Беларуси город Минск. Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников.

    Беларусь Интересные коллекции произведений белорусского искусства собраны в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее.
    Беларусь Художники Беларуси Во всех областных центрах Беларуссии и во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников.
    Беларусь Художники Беларусии Самый известный белорусский художник Марк Шагал Работы Марка Шагала относятся к классике мирового изобразительного искусства Картины Марка Шагала ценятся любителями искусства и имеют высокую цену

    Беларусь Художники Беларусии Сегодня в Беларуссии много новых талантливых художников В нашей галерее вы можете найти и заказать работы лучших белорусских художников

    Беларусь - Мастакі Беларусі (Карціны беларускіх мастакоў)

    Мастакі Беларусі (беларускія мастакі)

    Беларусь Дзяржава Беларусь
    Беларусь афіцыйная назва Рэспубліка Беларусь
    Беларусь Рэспубліка Беларусь дзяржава ва Усходняй Еўропе.
    Беларусь Рэспубліка Беларусь мяжуе з Расіяй на ўсходзе і поўначы, з Латвіяй і Літвой - на поўначы і паўночным захадзе, з Польшчай - на захадзе і з Украінай - на поўдні.
    Беларусь Рэспубліка Беларусь Назва краіны адбываецца ад словазлучэння Белая Русь.
    Беларусь Рэспубліка Беларусь адміністрацыйна дзеліцца на шэсць абласцей. Сталіцай Беларусі з"яўляецца горад Мінск. Самым старажытным горадам лічыцца горад Полацк (Віцебская вобласць).
    Беларусь Гісторыя Беларусі На тэрыторыі Беларусі першабытны чалавек з"явіўся прыкладна 100-35 тыс. гадоў таму назад.

    Беларусь Гісторыя Беларусі Старажытныя паселішчы людзей каменнага веку былі знойдзены на тэрыторыі Гомельскай вобласці. Стаянка эпохі палеаліту ў в Юравічы (Калінкавіцкі раён) існавала прыкладна 26 тыс. гадоў таму назад, у в Бердыж (Чачэрскі раён) - 24-23 тыс. гадоў таму назад. Сляды старажытных культур былі таксама знойдзены ў Брэсцкай, Магілёўскай, Гродзенскай і Мінскай абласцях.
    Беларусь Гісторыя Беларусі Першыя палітычныя аб"яднанні з"явіліся на тэрыторыі Беларусі ў VI - XIII стагоддзях.

    Беларусь Гісторыя Беларусі Славяне на тэрыторыю сучаснай Беларусі пачалі пранікаць у першыя стагоддзі нашай эры. За некалькі стагоддзяў яны рассяліліся па ўсім рэгіёне, паступова асіміляваўшы балцкія плямёны, якія пражывалі на гэтых землях. У VI-IX стагоддзях ва ўсходніх славян фарміруюцца першыя палітычныя аб"яднанні - саюзы плямёнаў. Да IX стагоддзя адносіцца першае летапіснае згадванне пра горад Полацк і Полацкае княства, якое існавала на тэрыторыі сучаснай Віцебскай і паўночнай часткі Мінскай вобласці і панавала ў рэгіёне да XIII стагоддзя.

    Беларусь Гісторыя Беларусі Вялікае княства Літоўскае, Рускае і Жамойцкае XIII-XVI стагоддзя. Вялікае княства Літоўскае, Рускае і Жамойцкае (ВКЛ) было магутнай дзяржавай, якая ўключала ў сябе землі сучасных Беларусі, Літвы, Кіеўскай, Чарнігаўскай і Валынскай абласцей Украіны і захаду Расіі ад Балтыкі да Чорнага мора.
    Беларусь Гісторыя Беларусі Узвышэнне ВКЛ пачалося ў праўленне князя Міндоўга ў XIII стагоддзі. На працягу некалькіх стагоддзяў Вялікае княства Літоўскае адыгрывала сур"ёзную ролю ў еўрапейскай палітыцы. Уплыў ВКЛ пачатак слабець толькі пасля чарады войнаў у XVI стагоддзі.

    Беларусь Гісторыя Беларусі У 1569 годзе Вялікае княства Літоўскае і Каралеўства Польскае падпісалі Люблінскую унію: на роўных правах Княства і Карона аб"ядналіся ў федэратыўную дзяржаву - Рэч Паспалітую. Пачалася новая эпоха ў беларускай гісторыі.
    Беларусь Гісторыя Беларусі Рэч Паспалітая гэта была асабліва бурная эпоха ў беларускай гісторыі. Дзяржава раздзіралі ўнутраныя супярэчнасці, яна пастаянна было ўцягнута ў войны, у тым ліку:
    1654-1667 - вайна з Расіяй
    1700-1721 - Паўночная вайна (Швецыя і Расія)
    У выніку бясконцых войнаў Рэч Паспалітая моцна аслабела і перастала існаваць як самастойная дзяржава. Яе тэрыторыі ў 1772, 1793 і 1795 гадах былі падзелены паміж Расіяй, Аўстрыяй і Прусіяй.
    Беларусь Гісторыя Беларусі У перыяд з 1772 года ў выніку трох падзелаў Рэчы Паспалітай беларускія землі ўвайшлі ў склад Расійскай імперыі.

    Беларусь Гісторыя Беларусі Рэвалюцыя (1917-1919)
    сакавік 1917 - рэвалюцыя ў Расіі прымусіла цара Мікалая II адрачыся ад прастола.
    лістапада 1917 года - Кастрычніцкая рэвалюцыя - улада ў Расіі пераходзіць да бальшавікоў.
    Сакавіка 1918 - была абвешчана Беларуская народная рэспубліка (БНР). Яна праіснавала менш за год да вываду нямецкіх войскаў з тэрыторыі Беларусі.

    1 студзеня 1919 года - абвешчана Беларуская Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка.
    Беларусь Гісторыя Беларусі Руска-польская вайна (1919-1921)
    1921 - падпісаны Рыжскі мірны дагавор, па якім заходнія тэрыторыі Беларусі адышлі да Польшчы, на ўсходніх тэрыторыях адрадзілася Беларуская Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка.
    1922 год - Беларуская ССР увайшла ў склад Саюза Савецкіх Сацыялістычных Рэспублік (СССР).
    1921-1928 - у Беларусі, як і па ўсім Савецкім Саюзе, праводзілася Новая эканамічная палітыка (НЭП).
    1932-1933 - голад, выкліканы савецкай эканамічнай палітыкай, і ўвядзенне калектыўнага сельскай гаспадаркі (калгасы).

    1936-1940 гады - перыяд сталінскіх рэпрэсій. Больш за 86 000 беларусаў пацярпелі ад палітычных рэпрэсій. Каля 28 000 былі расстраляныя ва ўрочышчы "Курапаты" пад Мінскам.
    Беларусь Гісторыя Беларусі Другая сусветная вайна і Вялікая Айчынная вайна (1939-1945)
    17 верасня 1939 г. - Чырвоная армія ўвайшла ў Заходнюю Беларусь, у выніку чаго гэтыя тэрыторыі ўведзены ў склад БССР.

    Беларусь Гісторыя Беларусі чэрвеня 1941 - пачалася Вялікая Айчынная вайна.
    Чэрвень-ліпень 1941 г. - супраціў абаронцаў Брэсцкай крэпасці нямецкім захопнікам працягвалася 6 тыдняў.
    Верасень 1941 - Беларусь цалкам акупаваная нямецкай арміяй. Акупанты пачалі ўстанаўліваць так званы новы парадак, заснаваны на тэроры.
    чэрвеня 1941 - створана мінскае гета, у якое пазней акрамя беларускіх былі змешчаныя нямецкія і чэшскія яўрэі. Масавыя расстрэлы вязняў гета праводзіліся ў Тучынка непасрэдна да знішчэння гета ў кастрычніку 1943 г.
    1941-1943 - Халакост у Беларусі. Масавыя забойствы яўрэяў нямецкімі войскамі працягваліся да заканчэння акупацыі.
    канец 1941 г. - у Беларусі пачынае разгортвацца партызанскі рух, які да 1944 г. становіцца самым масавым у Еўропе.
    1943 г. - мінскія падпольшчыкі забілі галоўнага нямецкага стаўленіка ў Беларусі генеральнага камісара Кубе.
    канец чэрвеня - ліпень 1944 г. - у ходзе аперацыі «Баграціён» тэрыторыя Беларусі поўнасцю вызвалена Чырвонай Арміяй ад фашысцкіх акупантаў. 3 ЛІПЕНЯ вызвалены Мінск.
    лютым 1945 года - па выніках Ялцінскай канферэнцыі, на якой у ліку іншых вырашалася пытанне аб тэрыторыях Польшчы, землі Заходняй Беларусі, за выключэннем Беластоцкай вобласці, засталіся ў складзе БССР.
    май 1945 г. - скончылася Вялікая Айчынная вайна савецкага народа супраць нямецка-фашысцкіх захопнікаў.
    Беларусь Гісторыя Беларусі Найноўшая гісторыя
    1945 год - Беларусь прынята ў склад членаў - заснавальнікаў Арганізацыі Аб"яднаных нацый (ААН).
    1954 год - Беларусь уступіла ў Арганізацыю Аб"яднаных Нацый па пытаннях адукацыі, навукі і культуры (ЮНЕСКА).

    1991 год - спыніў сваё існаванне Саюз Савецкіх Сацыялістычных Рэспублік. Беларусь абвешчана незалежнай дзяржавай.
    Беларусь Гісторыя Беларусі Сёння Рэспубліка Беларусь самастойнае незалежнае дзяржава са сваёй нацыянальнай культурай і гісторыяй.
    Беларусь Культура Рэспублікі Беларусь Самабытная мастацкая культура Беларусі фарміравалася на працягу стагоддзяў. Тут існавалі арыгінальныя архітэктурныя і мастацкія школы, ствараліся непаўторныя музычныя і літаратурныя творы.
    Беларусь Культура Рэспублікі Беларусь Усе якія дайшлі да нашых дзён шэдэўры беларускага мастацтва знаходзяцца пад абаронай беларускай дзяржавы. Яны захоўваюцца ў калекцыях буйнейшых беларускіх музеяў, зборах бібліятэк. Класіка беларускай музыкі і драматургіі дэманструецца на тэатральных падмостках і ў канцэртных залах.

    Беларусь Культура Рэспублікі Беларусь Сучасная культурная жыццё Беларусі дынамічная і разнастайная. У краіне праходзіць мноства мастацкіх выстаў, музычных, тэатральных і кінематаграфічных фестываляў.
    Беларусь Выяўленчае мастацтва Беларусі Беларускія мастакі Мастакі Беларусі
    Беларусь Выяўленчае мастацтва Беларусі разнастайнае па стылях, кірунках і жанрах. Самыя цікавыя творы беларускага жывапісу і скульптуры розных эпох можна ўбачыць у мастацкіх музеях краіны.
    Беларусь Найбуйнейшым сходам твораў мастацтва валодае Нацыянальны мастацкі музей Беларусі горад Мінск. Ён актыўна прапагандуе нацыянальнае мастацтва. Тут пастаянна праходзяць выставы твораў беларускіх мастакоў.

    Беларусь Цікавыя калекцыі твораў беларускага мастацтва сабраны ў Віцебскім мастацкім музеі, Магілёўскім абласным мастацкім музеі, Полацкай мастацкай галерэі.
    Беларусь Мастакі Беларусі Ва ўсіх абласных цэнтрах Беларуссю і ў многіх раённых цэнтрах Беларусі ёсць мастацкія галерэі, дзе можна ўбачыць работы мясцовых мастакоў.
    Беларусь Мастакі Беларусі Самы вядомы беларускі мастак Марк Шагал Працы Марка Шагала ставяцца да класікі сусветнага выяўленчага мастацтва Карціны Марка Шагала цэняцца аматарамі мастацтва і маюць высокую цану

    Беларусь Мастакі Беларусі Сёння ў Беларуссю шмат новых таленавітых мастакоў У нашай галерэі вы можаце знайсці і замовіць працы лепшых беларускіх мастакоў

    В Белорусском союзе художников — более тысячи человек. На чье творчество стоит обратить особое внимание? Мы попросили искусствоведа Надежду Усову и куратора выставок Анну Карпенко выбрать пять современных отечественных художников, которых стоит знать каждому белорусу.

    «У каждого искусствоведа любимых художников не 5, а 25», — говорит Надежда Усова. При выборе пятерки она исключила своих друзей-художников («я к ним пристрастна»), а также молодое поколение, экспериментирующее с формой.

    — Оценивать не берусь, потому что, как мне кажется, для этого требуется время. Поколение 30-летних способно создавать шедевры (написал же Теодор Жерико «Плот «Медузы» в 28 лет!), их, возможно, и должны знать современники. Но цыплят по осени считают… В эту пятерку, на мой взгляд, должны войти зрелые художники, которым есть что сказать, чьи работы, как мне кажется, должны попасть в музеи Беларуси. Поэтому подход исключительно субъективный: художественный феномен.

    Кто? Александр Соловьев, живописец, театральный художник

    «Патриарх белорусского авангарда», в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и создал своеобразные цветовые медитации.

    Почему? Уникальная личность, патриарх белорусского авангарда, настоящий феномен, еще до конца не оценен, хотя получил и почетные звания, и медаль Франциска Скорины. Ему 91 год. Бывший партизан, фронтовик, окончил Мухинское училище, театрально-художественный институт в Минске.

    Александр Соловьев, «Белая гармония». Источник: news.vitebsk.cc Александр Соловьев, «Натюрморт». Источник: news.vitebsk.cc

    В 1965 году Соловьев приехал в Витебск, где долгие годы работал художником-постановщиком, позднее главным художником театра имени Якуба Коласа. Однажды этот коллектив отправился на гастроли в Москву и его декорациям, как когда-то работам Льва Бакста, устроили овации сразу после поднятия занавеса. В 1970-е годы в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и стал делать поразительные по философской образности и цветовой насыщенности вещи — своеобразные цветовые медитации — и выставлять их. В конце 1970-х, конечно, кроме оскорблений и ругани в свой адрес ничего не слышал. Выставки закрывали, а он удивлялся: какой подрыв идеологии находят в его холстах-пространствах?

    Несмотря ни на что, его зритель нашелся. Причем не через 50 лет после смерти, как полагал сам художник, а еще при жизни. В 2016 году он подарил Национальному художественному музею в Минске десятки своих работ, которые были показаны там на персональной выставке. Думаю, что скоро его работы будут украшением и мечтой любого музея.

    Людмила Кальмаева, живописец и график

    Почему? За оригинальность мышления и потрясающе мастерство, творческое разнообразие. В ней есть неиссякаемая сила жизненности, оригинальность, удивительное чутье к современности, естественная европейскость. И не потому, что она многие годы живет в Голландии (покойный муж — голландец). Людмила Кальмаева, на мой взгляд, — тоже феномен белорусского художника, свободно отливающийся в ту или иную форму. Все чаще она появляется и проводит выставки в Минске.

    Фантазийная живопись Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com

    Графика Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com
    Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com

    Ее театральные плакаты 1980-х стали классикой, которая повлияла на белорусский плакат второй половины ХХ века. Многие из них вошли в квартиры интеллигенции и студенчества, были модным смысловым интерьерным украшением. Она тогда ухватила какие-то коды белорусскости, сумела их образно обозначить. Кальмаева — генератор сумасшедших идей. Она всегда интересна, непредсказуема и как наблюдательный блогер, и как аналитик, и как преподаватель, и реалистическая портретистка, и как график. От скандальной «туалетной серии» — художественного стеба, который так и не решились выставить в Беларуси (но охотно купили китайцы), до изумительных «ню» — серий обнаженных. Обычно мы привыкаем к тому, что художник долгие годы работает в одном направлении, его можно узнать по почерку. Она нарушает привычные представления и всегда удивляет. У Людмилы Кальмаевой есть четкая позиция, особый взгляд. Это и влюбляет, и удивляет, и восхищает, и вызывает уважение.

    Кто? Андрей Воробьев, скульптор

    Почему? Андрей Воробьев привлек внимание давно. Можно подумать, что это реинкарнация его собственного учителя — Владимира Жбанова — в могилевской городской среде (скульптор живет в Могилеве. — Прим. TUT.BY). Но это абсолютно не так.

    Мне нравится, что он выдумщик, фантазер, патриот своего города, радеет за родной Могилев. И он разный. С одной стороны, может креативно подойти к официальному заказу — он автор знаменитого памятника — «Шкловского огурца» — и монументальных «Могилевских львов» на мосту через Днепр. С другой, у него есть камерные философские скульптуры с оригинальной текучей пластикой, которые заставляют размышлять о жизненных смыслах.


    «Шкловский огурец». Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

    Это скульптор ироничный, гротескный, интригующий. Старается уйти от пафоса, хотя есть и такие работы. За ним всегда интересно наблюдать. Андрей Воробьев — автор невероятных фантасмагорических идей и проектов. Например, хотел построить тоннель возле художественного музея имени Масленикова. С одной стороны в тоннель может войти взрослый, но пройти его насквозь не сможет, потому что с другой стороны вход в тоннель — в виде тела ребенка. Концептуальные объекты Воробьева претендуют стать изюминкой города, примером художественного формирования городской среды, в том числе и туристической.

    Кто? Вячеслав Павловец, акварелист

    Работает в технике акварели, которую «по лаконизму и эмоциональной спонтанности можно сравнить с японскими». Создает своеобразные белорусские акварельные хокку.

    Почему? Камертон абсолютного вкуса и мастерства в современной белорусской акварели. Ему удалось сформулировать белорусский пейзаж, превратив его в чистый эстетический феномен. Вячеслав Павловец — очень скромный человек, работает в журнале «Мастацтва» художественным редактором. При нем журнал приобрел стильный европейский вид.

    При этой загрузке он умудряется создавать удивительно белорусские по настроению и характеру пейзажи в технике акварели, которые можно по лаконизму и эмоциональной спонтанности сравнить с японскими. Это своеобразные белорусские хокку. В этих акварелях мы можем услышать мелодику своей страны со стороны, с которой ее еще не рассматривали. Они абсолютно гармоничные и абсолютно белорусские. Павловец, можно сказать, воспел и возвысил до поэтической метафоры белорусский бессолнечный «серый денек». Его произведения цепляют за душу. Это, не побоюсь сказать, чистейшая поэзия в акварели.


    «Дерево». Из архива Национального художественного музея

    Сейчас акварель у нас, в отличие от Европы, непопулярна: мало кто понимает и оценивает по достоинству изысканность этой техники. Многие прирожденные графики изменяют себе, уходят в живопись, которая лучше востребована на художественном рынке. Вячеслав Павловец — один из хранителей традиции, нескольких мастеров, которые удерживают высокий уровень белорусской акварельной школы.

    Павел Татарников, иллюстратор

    «Уникальный талант в области европейской книжной иллюстрации», которого ищут и находят издатели со всего мира.

    Почему? Один внешний вид книг с его романтическими иллюстрациями вызывает желание изучать белорусскую историю. Очень бы хотелось видеть его иллюстрации в учебниках по истории Беларуси для младших классов. Он романтик, технический виртуоз, ну и, конечно, дотошный исследователь.

    Эти качества принесли ему известность и престижные награды на конкурсах книги и в Беларуси, и широко в мире: японские издатели хотели полностью выкупить права на иллюстрации к книге «Царевна в подземном царстве», тайваньский издатель пригласил его (белоруса!) оформить книгу китайского эпоса «Небесный император и десять солнц», по его иллюстрациям ставился кукольный спектакль «Снежная королева» в Копенгагене, священники маленькой итальянской деревни в Альпах поручили ему необычный заказ — создание книги, посвященной 1700-летию деревни. И художник несколько дней жил в той деревне, слушал воспоминания, искал в архивах, как выглядели местные ландшафт, архитектура несколько веков назад.

    «Параноя». Источник: tatarnikov.com
    «Чыстыя вуліцы». Источник: tatarnikov.com
    «Гародня. 1601». Источник: tatarnikov.com

    Иллюстраторов в мире, на самом деле, не так много, и Татарников один из лучших. Его находят и ищут издатели по всему миру. Сейчас он сам может выбирать, что ему интересно. Здорово, что он преподает в Минске, доцент Академии искусств. Есть у кого учиться мастерству и главное — отношению к делу.

    Куратор выставок Анна Карпенко предупреждает: ее мнение, скорее всего, не будет совпадать с мейнстримом, «но в контексте современности очень важно знать имена этих художников».

    Кто? Жанна Гладко

    Сумела показать, как личная травма показывает распределение власти как внутри семьи, так и на уровне общества.

    Почему? Жанна делает большие, серьезные проекты. Работает с острыми социальными, гендерными темами. К сожалению, у нее до сих пор не было персональной выставки в Беларуси.

    Люблю ее совершенно потрясающий проект, очень личный, связанный с собственной историей взаимоотношений с отцом. В нем прослеживается интересная стратегия. С одной стороны, художница обнажает болезненные, интимные темы, связанные, например, с эпизодом, когда отец разобрал ее любимое пианино, очень важное для Жанны. Понятное дело, это стало для нее травмой.

    Жанна Гладко, серия «Не Ален Делон», в серию включены автопортреты художницы в виде Алена Делона, групповая выставка QAI/by, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2016
    Жанна Гладко, серия автопортретов, групповая выставка XXY, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2014

    С другой стороны, через личные истории, историю своей семьи художница показывает важные гендерные связи на социальном уровне: как в обществе распределяются классические патриархальные отношения, когда отец — такая фрейдистская фигура — не только управляет материальными процессами, контролирует поток денег в семье, но и имеет важный символический статус. Не вмешиваясь в жизнь Жанны, своими действиями он косвенно влияет на ее мировосприятие. Это история о том, как личная травма показывает распределение власти и внутри семьи, и на уровне общества.

    Кто? Маша Святогор

    Почему? Маша работает в интересной технике фотоколлажа. Работает и с личной историей, и с семейными архивами.

    Не так давно у Маши была персональная выставка в ЦЭХе, которая называлась «Курасоўшчына — любовь моя». Это прекрасный пример того, как один из районов Минска, причем не самый престижный, может стать объектом эстетического притяжения. Также у нее есть серия потрясающих коллажей, из которых она делает ироничный проект, касающийся истории искусства. Она снимает модель и подставляет ей лица с известных классических полотен.





    Современная белорусская живопись – это явление неординарное, интересное и, конечно, имеющее своих поклонников. Последним непременно захочется посетить выставку «12+», которая открылась в здании Национальной библиотеки.

    В Минск экспозиция прибыла с горячих просторов Абу-Даби, где жители ОАЭ смогли проникнуться современными реалиями белорусской культуры. Свое название выставка получила по количеству художников, чьи работы могут увидеть зрители. Всего представлено тридцать пять произведений, выполненных в различных техниках и отличающихся жанровой направленностью. Есть среди них и прекрасные пейзажи, и картины по мотивам народных сказок, экспрессию и буйство цвета сменяют декоративность и выразительность.

    Впрочем, для ценителей искусства выставка может стать знаковой: прохаживаясь между вывешенными картинами, можно наглядно увидеть все те новшества, которые появились в белорусской живописи за последние годы, оценить, как традиции плавно переплетаются с новомодными веяниями и попытаться проследить пути развития этого вида искусства.

    1. Современные беларуские художники

    Народный художник Республики Беларусь Александр Михайлович Кищенко родился в 1933 году в России, учился на Украине, творческий путь его неразрывно cвязан с Белоруссией, жил в Минске.

    Жилин Евгений Ильич

    Родился 20 марта 1939 г. Года в Гомеле (Белорусская ССР). Отец - Илья Жилин. Мать - Алевтина Жилина.

    В 1961-1966 г. учился в Минском художественном училище.

    В 1966-1971 г. учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Учителями Жилина были народный художник Михаил Савицкий, Анатолий Барановский, народный художник Виталий Цвирко.

    В начале 1972 года художник впервые принял участие в Республиканской выставке в Минске, однако настоящий успех и известность пришли только после его третьей выставки, также состоявшейся в Минске в 1977 г. На этой выставке впервые были показаны его акварельные работы «Рассвет», «Утро в деревне», «Портрет неизвестной», в то же время художник начал свой цикл пейзажей «Белорусское Полесье».

    В это же время продолжалась его активная работа по иллюстрации книг. Особый интерес представляют его иллюстрации к детским книгам.

    С 1974 г. член белорусского Союза художников.

    С 1978 г. работы Жилина представлены в Белорусском Государственном Художественном Музее.

    В 1996-1999 г. довольно продолжительное время работал и проводил выставки в Германии на персональных выставках, посвящённых в том числе чернобыльской трагедии.

    В Минске персональные выставки проходились в крупнейших белорусских музеях и выставочных залах в 1983, 1989, 1994, 1999 и 2004 годах.

    В 1993 году участвовал в создании творческого объединения «Верасень» и долгое время был его председателем.

    Принимал участие в организации благотворительных выставок в пользу детей - жертв Чернобыльской катастрофы в ряде европейских стран.

    Ранние работы Жилина в общем можно отнести к реализму. К их числу можно отнести такие работы выполненные в технике акварели, как цикл пейзажей «Белорусское Полесье», серия литографий «Пейзажи Минска», другие пейзажи и натюрморты.

    С 1989 года постепенно происходит поворот творчества художника к стилю, который близок к экспрессионизму, а содеожательную сторону можно обозначить как «романтические фантазии». Сюда относятся такие вещи как «Сон королевы» (холст, масло 1994 г.), «Когда мужчины дарили цветы» (холст, масло 1994 г.), «Предсказатель судьбы» (холст, масло 1994 г.).

    Тем не менее его творчество нельзя отнести к какому-либо определённому стилю. Если реалистическое видение характерно для натюрмортов, пейзажей, выполненных в акварели, то в живописи маслом художник использует более широкий способ передачи своих чувств и ощущений. В технике маслом характерны творческие эксперименты, проводимые художником.

    Щемелев Леонид Дмитриевич

    Родился 5 февраля 1923 г. в Витебске. В 1941-1947 гг. во время Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. После окончания войны поступил в Минское художественное училище, затем в Белорусский государственный театрально-художественный институт, по окончании которого получил диплом по специальности «художник-живописец». В 1959-1966 гг. преподавал рисунок, живопись и композицию в Минском художественном училище, затем до мая 1974 года работал педагогом-художником Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству. С июля 1977 г. по август 1979 г. был заместителем председателя правления Союза художников БССР, затем до ноября 1984 года являлся секретарем правления Союза художников БССР. В 1997 году получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств БССР», в 1983 году – «Народный художник БССР». В 1976 году награжден орденом Отечественной войны II степени, в 1985 году – орденом Отечественной войны I степени. В 1993 и 2001 году награжден медалью и орденом Франциска Скорины.

    За 50 лет творческой деятельности художника интересовали и вдохновляли самые разные темы, сюжеты и образы: прошлое и настоящее, история и современность, родная земля и человек на этой земле, героика и неутихающая боль Великой Отечественной войны, драма братоубийственной гражданской войны, светлые лица великих россиян и белорусов, запечатленных в образах А.Пушкина и С.Рахманинова, В.Мулявина и В.Короткевича, И.Репина и М.Богдановича, Я.Купалы и Я.Коласа, Г.Свиридова и Е.Аладовой, В.Цвирко и М.Гусовского.

    Полотна Л.Д.Щемелева, начиная с его знаменитой картины «Мое рождение», получившей высокую оценку на Всесоюзной выставке 1967 года в Москве, узнаются в любой экспозиции, так как в работах художника не просто отражение каких-то фактов, явлений, а рассуждение об увиденном, пережитом, призванное выявить внутреннюю суть предметов и явлений. Произведения Л.Д.Шмелева находятся в крупнейших музеях Беларуси, России и других стран.

    В 2003 году открыта именная Городская художественная галерея работ Л.Д.Щемелева, в дар которой художник передал 60 живописных полотен.

    Владимир Гусаковский

    Живописью занимается с 1983 года.

    Учился на реставрационном отделении Минского художественного училища, но особенный акцент в процессе учебы - это частные уроки у известных педагогов, последователей школы В.Фаворского.

    1992 г. - персональная выставка в Париже - Франция

    1994 г. - персональная выставка в Германии, г. Бонн, Берлин

    1995 - 1998 гг. - персональная выставка в Беларуси, г. Минск

    1999 г. - персональная выставка в Российской Федерации, г. Москва, выставочный зал "На Каширке".

    Работы находятся в частных коллекциях многих стран мира.

    Косцова Ирина Константиновна

    1996-2002г.г. студентка отделения монументально-декоративной живописи Белорусской Художественной Академии. Ученица В. Зинкевича, В. Ольшевского, А. Барановского.

    2002 получила диплом.

    Дипломная работа – «История любви». Левкас, темпера. Размер 200 х 300 см.

    С 2004 член молодёжного Союза художников.

    2003-2005 г. г. работа в Творческих Мастерских М. А. Савицкого.

    В период учёбы принимала участие в студенческих коллективных выставках.

    Роспись в кафе «Габрово»

    Роспись в средней школе № 11.

    Цикл икон для Экзархата Беларуси.

    Работы находятся в «Музее Современного Искусства» Минска. «Дома культуры и Техники» в Варшаве, в посольствах Индии, Израиля, Китая, Литвы, а так же в частных коллекциях Беларуси, России, Германии, Польши, Литвы, Норвегии, США, Чехии, Израиля, Индии, Китая, Канады.

    Петр Лукьяненко

    Один из современных художников Беларуси, работающий в области станковой живописи. Творчество художника отличается многоплановостью тем и жанров, а также разнообразием техники и манеры исполнения.

    В публицистических картинах художник отражает важные социально-экономические и политические аспекты того или иного исторического периода. Публицистические работы 80-х годов иллюстрируют глубокую противоположность между официальной идеологией и реальной жизнью. Они рассказывают о драматических моментах советской истории и побуждают навсегда запомнить эти уроки.

    В более поздних публицистических работах художник осмысливает резкие перемены, происходящие в постсоветстких странах с начала 90-х. Привычный образ жизни миллионов людей, существовавший десятилетиями и казавшийся незыблемым, рухнул в одно мгновение. Идеалы и ценности переосмысливались. Что-то изменилось, а что-то осталось прежним под новыми вывесками.

    Концептуальные картины затрагивают более универсальные вопросы, актуальные на протяжении различных исторических эпох. В лаконичных символах философских работ художник выражает свое видение фундаментальных понятий нашего мира.

    В других концептуальных работах он создает собственные воображаемые миры. Они побуждают зрителей к размышлению об отношениях между мужчиной и женщиной, красоте, искусстве и многих других составляющих человеческой жизни.

    Петр Лукьяненко также работает в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. Художник чутко улавливает красоту окружающего мира и показывает ее зрителю. При этом не обязательно создавать на холсте копию увиденного. Главное - передать чувства, возникшие при восприятии.

    Сам художник считает любую классификацию изобразительного искусства условностью. В своем творчестве он не стремится соответствовать требованиям какого-либо стиля или направления живописи, а выражает свои мысли наиболее подходящими изобразительными средствами.

    В былые времена, когда художник ставил где-то в углу свой мольберт, чтобы нарисовать картину рыночной площади, на него смотрели, как на чужака с любопытством, страхом и, быть может, удивлением. Ведь посторонний мог только созерцать объект, но не манипулировать с ним. За исключением тех ситуаций, когда художник буквально, т. е. физически, стоял у кого-то на пути, он никак не смешивался с окружающей его жизнью. У людей не возникало ощущения, что за ними подсматривают или следят, если, конечно, они в тот момент случайно не оказывались на скамейке перед художником; ведь всем было очевидно, что художника интересуют не актуальные события, а нечто совсем другое. Только сиюминутное является личным, а художник непосредственно наблюдал за тем, что в данный момент не было, потому что это было там всегда. Живопись никогда никого не разоблачала." (Статью можно почитать на "старом" "Фотоскопе")

    Эту мысль надо помнить всегда, особенно надо осознать это всем "фото-бэйзд-артистам". Фотография, подвергнутая тем или иным манипуляциям больше уже не работает как фотография, как зеркало реального...