Как нарисовать ровный круг без циркуля. Как нарисовать произвольную окружность или ровный круг в фотошопе. Как нарисовать ровный круг

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого - один из самых запоминающихся эпизодов. Однако если бы вы поставили себе цель досконально изучить ход и развитие 1805 года, то эта битва навряд ли привлекла бы ваше внимание. В развернутой повести войны данное событие было бы сравнимо лишь с запятой в предложении.

Но Л. Толстому сражение близ деревни Шенграбен дало возможность написать целый ряд психологических портретов своих героев. Здесь же ярко видно и отношение самого писателя к этой войне. По сути, в глазах классика это единственная битва, имевшая моральное оправдание.

Малая частичка большого целого

Для того чтобы понять, какое место занимало Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» (в масштабе всей войны), стоит кратко рассмотреть причины возникновения, ход событий и роль русской армии в этой военной кампании.

Итак, по сути, России в той войне изначально ни делить, ни защищать было нечего. Все началось с того, что Наполеон решил подмять под себя Великобританию. Он подвел свою «Великую Армию» в количестве 180 тысяч человек к Ла-Маншу со стороны Франции. Для Туманного Альбиона это была серьезная угроза. Противопоставить достойную силу хорошо обученным войскам противника было бы весьма проблематично.

Морская преграда

Слабым местом наполеоновской армии был флот. Его катастрофически не хватало, чтобы организовать эффективное прикрытие во время переброски сухопутного десанта. Наполеон, объединив свои корабли с испанскими, попытался оттянуть основные силы английского флота от Ла-Манша. Но в битве при Трафальгаре его флотилия терпит сокрушительное поражение от адмирала Нельсона, командующего английской эскадрой.

Рождение коалиции

Однако Англия прекрасно понимала, что эта победа давала ей всего лишь временную передышку, потому что основные - сухопутные - силы противника от ее границ никуда не исчезли. Поэтому британское правительство спешно сколачивает куда вошли Россия, Австрия, Швеция, Португалия и Неаполитанское королевство.

Результат беспорядочных действий союзников

Чтобы передвинуть театр военных действий, принимается решение напасть на Баварию и Италию (союзников Франции). Россия выдвигает две своих армии в помощь Австрии. А в это время австрийцы, не дождавшись подкрепления, атакуют Баварию.

Наполеон очень мобильно перекидывает свои силы и, застигнутая врасплох, австрийская армия капитулирует. В этой ситуации генералу Кутузову остается только отступать, чтобы соединиться со второй русской армией под предводительством Буксгевдена.

Он успешно противостоит войску Наполеона, просчитывая и предвосхищая его действия, и даже дает сражение близ Кремса, в котором наносит значительный урон французам. Однако войско противника все еще имеет существенное численное преимущество, и Бонапарт начинает маневр, в случае успеха которого он бы сумел нанести сокрушительный удар по армии Кутузова.

Чтобы избежать этого, и понадобилось Шенграбенское сражение. Толстой очень удачно избрал именно этот эпизод войны, чтобы описать то, как раскрываются характеры разных людей в критической ситуации. В его романе запах пороха и холодное веяние прохаживающейся по рядам товарищей смерти срывают маски и обнажают саму сущность человека.

Шенграбенское сражение: краткое содержание

Атаку начали французы. Под прикрытием тяжелой артиллерии, они выступили к расположению русских солдат. Численное превосходство было на стороне наполеоновской армии. Тридцать тысяч солдат против шести тысяч имеющихся в подчинении у генерал-майора Багратиона.

Из орудий в русском лагере было четыре пушки, которые, по первоначальному замыслу военного руководства, должны были обстреливать близлежащую лощину. Но принимает решение бомбить деревню Шенграбен зажигательными снарядами. Именно там остановилась значительная часть французов.

При первых атаках ряды русских солдат дрогнули, и командирам пришлось менять позиции. Но перегруппировавшись, воины со свежим запалом ринулись в битву. Чтобы выслать подкрепление на ослабленные участки, у капитана Тушина, под командованием которого и находилась батарея из четырех орудий, полностью забрали всякое прикрытие. Но они с такой энергичностью продолжали обстрел, что французы решили, что именно там сосредоточены главные силы русских войск. Тушину удалось поджечь деревню Шенграбен, и это отвлекло врага.

В конце концов, после упорных боев и маневров французам удалось взять людей Багратиона в кольцо. Но, собравшись с силами, они прорвали оцепление и отступили на новые позиции.

Цель была достигнута - отряду удалось задержать продвижение наполеоновской армии настолько, чтобы Кутузов смог соединить свои основные силы с армией Буксгевдена.

В знак признания заслуг этот отряд был назван «Дружина героев».

Вклад Л. Н. Толстого

Хотя этот военный эпизод на самом деле был героическим, но широкую известность он получил именно благодаря Толстому, который очень ярко описал Шенграбенское сражение в романе «Война и мир». Вследствие этого сегодня про подвиг русских солдат при Шенграбе знает любой образованный человек.

Да и как может быть иначе? Ведь Лев Николаевич Толстой является признанным классиком, а потому его роман «Война и мир» входит в общеобразовательную программу, и каждый школьник в обязательном порядке услышит про Шенграбенское сражение. Какая глава описывает эту битву, какие герои задействованы в эпизоде, какова характеристика их действий - вот минимальный объем информации, вкладываемой в детские умы.

Научный подход

Интересно, что писатель очень ответственно относился к описанию батальных сцен. Он внимательно изучал документы и даже сам ездил на места баталий, чтобы точно передать происходившие события. Как Толстой рисует Шенграбенское сражение? Глава начинается с ненавязчивого, но детального описания окружающей местности. Лев Николаевич, как талантливый художник, мазок за мазком создает в воображении читателя отчетливую картину. Благодаря этому легче понять действия участников боевых действий в той ситуации.

Психологическая составляющая

Очень интересно следить за тем, как меняется взгляд некоторых героев романа на войну. Например, наблюдая Шенграбенское сражение, Болконский понимает, что реальная ситуация управления непосредственно во время атаки и отступления в корне отличается от продуманных планов, составленных на бумаге.

Молодой Николай Ростов с ужасом признается себе, что романтика военной кампании враз улетучилась, и остался только за свою собственную жизнь. Ему стыдно перед самим собой, но он ничего не может с этим поделать.

Однако Толстой не просто раскрывает перед нами своих героев. На протяжении сравнительно короткого периода повествования он меняет отношение самого читателя к некоторым персонажам.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» предстает перед нами с разных позиций. Мы получаем возможность наблюдать за битвой и за сокровенными чувствами некоторых ее участников. Так, невзрачный и даже несколько неуклюжий капитан Тушин предстает перед нами настоящим героем. А бравый и молодцеватый Жерков, напротив, проявляет отталкивающую трусость. Андрей Болконский тоже испытывает страх, но он достойно его преодолевает, помогая батарее Тушина отступать.

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.
Другой истинный герой Шенграбенского сражения - артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.
Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”.
Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене. Подробное, приближенное к реальному, описание автором сражения, предшествующего войне 1812 года, помогает представить события, которые временно или навсегда забрали из мирной жизни людей на фронт. Его участники - это люди разных поколений и должностей: от солдата до генерала, но в канун битвы на лице каждого из них было одинаковое восторженное выражение ожидания начала действий. Вслед за чередой команд они отчаянно, с нетерпением рвутся в бой. Однако время показывает, какие изменения происходят в поведении и характерах людей под влиянием ужасов войны.

Детальное описание расположения военной техники, неравного количества бойцов, портретные зарисовки героев произведения глазами князя Андрея Болконского дают возможность рассмотреть не только людей, находящихся рядом, но и самого его.

Князь, мечтавший о подвигах и славе, не мог представить, каким образом авангард Багратиона сможет по приказу Кутузова задержать противника, какова личная его роль будет в этом. Но он не отступал от мысли любым способом возвыситься в глазах вышестоящего состава, проявляя смелость и бесстрашие, контролируя самостоятельно позиции. Став свидетелем находчивости Тушина, он справедливо защищает его на военном совете.
Истинное лицо присутствующих на поле боя в романе помогает увидеть Шенграбенское сражение и у других героев. Подойдя вплотную к смертельной опасности, многие из желающих победить, испытывая страх, сдают позиции. Мечты о заслуженной в будущем награде остаются несбыточными, например, для Николая Ростова. Его мысли направлены на верность присяге. Однако после ранения в руку, он бросает оружие и сбегает от врага, испытывая панику и непонимание того, как он, любимый всеми, может погибнуть. Именно это сражение стало для него проверкой на мужество. Поведение Николая под вражескими пулями не соответствовало обещаниям, геройскому настрою, о котором он мечтал ранее.

Еще один образ на войне, вполне раскрывшийся как положительный герой - князь Багратион, который поражал своим спокойствием, невозмутимостью. Здравой рассудительностью и энергией он заряжал подчиненных. Рядом с ним солдаты чувствовали себя веселее и увереннее. Даже во время очередной получасовой перестрелки, когда из-за шума и дыма команды были неразборчивыми и ситуация вышла из-под контроля, Багратион показал выдержку и решимость в осуществлении дальнейших планов. Безбоязненно принимая удары французов, князь на личном примере демонстрировал отсутствие страха.

Сражение при Шенграбене раскрывает также образы, которые выражают двоякое отношение к войне. Служить своей стране - патриотическая цель ротного командира Тимохина, который испытывает особое удовольствие от присутствия на поле боя на глазах у командующего состава. Такие попытки совершить отличительные подвиги сопровождаются желанием быть замеченным начальством, чтобы в будущем добиться более высокого положения.

Обратить на себя внимание пытался и Долохов. Добиваясь награды, он храбро вступал в бой, понимая, что на поле каждая минута может стать последней. И это его не останавливало. Но за всеми его поступками скрывалось рьяное желание остаться замеченным князем. Ради награды Долохов настойчиво просит не забыть о его действиях.

Череду неудачных событий, сопровождавших русскую армию, в Шенграбенском сражении помогает завершить поступок маленького с виду, застенчивого капитана артиллерии Тушина. Проявив собственную инициативу, он поджегает населенный пункт, где остановилось большое количество французских солдат. Большая часть времени неприятеля ушло на то, чтоб затушить огонь. Тем самым русская армия выиграла время, чтобы благополучно отступить. За нерешительным видом этого героя романа скрывалась бесстрашная натура. Не задумываясь о себе, он смело выполнял свой воинский долг, проявляя жалость и сострадание к раненым товарищам.

Благодаря реалистичному изображению в романе эпизодов Шенграбенгского сражения, автор противопоставил характеры, мотивы поведения некоторых героев. Сравнение их показало, что правильное решение в сложной ситуации могут сделать только бескорыстные люди, способные на самопожертвование.

Несколько интересных сочинений

  • Нужна ли сатира сегодня? - сочинение

    Я считаю, что сатира нужна всегда. Нет такого времени, когда без неё можно обойтись! (Не берём, конечно, совсем древность…) Пока есть, что обличать!..

  • С рождения человек обладает врождёнными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и рождаются замкнутыми людьми.

  • Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы 3, 4, 6 класс описание

    На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались.

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

  • Сочинение Дуэль Онегина и Ленского

    Циничный, пресыщенный Онегин, в глубине души презирающий людей, и возвышенный романтичный поэт Ленский так мало имели общего, что, казалось бы, об их дружбе не может быть и речи. Евгений относится к другу снисходительно

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова — он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.
Другой истинный герой Шенграбенского сражения — артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.
Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”.
Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

Шестидесятые годы — время работы Л. Н. Толстого над романом “Война и мир”. В эпопее автор, по его словам, “любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года”. “Я старался, — говорил он, — писать историю народа”.
Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В центре романа “Война и мир” находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном.
В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России — в 1812 году.
Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях.
Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.
“Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания”.
Приказание было — немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.
Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: “Я остановил роту… Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить…” Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя.
Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: “…Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу”.
Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.
Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
А вот другой незаметный герой- капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин — это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея…не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.
Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны — все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и “мирной” жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров — дворян.

Шестидесятые годы - время работы Л. Н. Толстого над романом “Война и мир”. В эпопее автор, по его словам, “любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года”. “Я старался, - говорил он, - писать историю народа”.
Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В центре романа “Война и мир” находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном.
В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России - в 1812 году.
Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенгра-
бен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях.
Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.
“Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания”.
Приказание было - немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.
Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: “Я остановил роту... Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить...” Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя.
Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: “...Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу”.
Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.
Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
А вот другой незаметный герой- капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин - это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея...не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.
Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны - все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и “мирной” жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров - дворян.

Задачи и тесты по теме "Сцены Шенграбенского сражения и их значение в романе «Война и мир»"

  • Лексическая норма

    Уроков: 1 Заданий: 6

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку