Каким был толстой как личность. Урок. Л. Н. Толстой личность, судьба, творчество. «Чтобы жить честно…». Тест по биографии

Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Книги Толстого останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением. М.Горький Автор – Судакова С. Р.


Сегодня на уроке: 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение, составление плана статьи об основных этапах биографии писателя. 3. Просмотр видеоприложения. 4. Беседа по содержанию параграфа и фильма. 5. Сочинение-размышление,что нового я открыл из жизни великого писателя. 6. Домашнее задание.


Повторение предыдущего материала. В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова?


Примерный план: 1. С ложные отношения И.С.Тургенева с младшим современником Л.Н. Толстым. 2. П роявления раннего детства. 3. Н астоящее призвание его - литература. 4. Ж изнь в Ясной Поляне. 5. А ктивная жизненная позиция писателя. 6. Р езкий перелом в миросозерцании писателя. 7. С тремление к истине – основа жизни Т. Прочитайте статью стр и составьте план.















Вопросы по содержанию фильма: В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях?




К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


История создания рассказа. Прослушайте сообщение на эту тему. Прослушайте сообщение на эту тему. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Каково было состояние дел в армии в то время? Каково было состояние дел в армии в то время? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Как к этому относился Лев Николаевич? Как к этому относился Лев Николаевич?


Композиция рассказа «После бала» 1. Бал у губернского предводителя (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… до слов подвел ее ко мне…). до слов подвел ее ко мне…). 2. Наказание солдата (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… заканчивая словами это было тело человека). заканчивая словами это было тело человека).


Наблюдения над языковыми средствами. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Первая часть рассказа Вторая часть рассказа зала у предводителя описание улицы хозяева баласолдаты Вареньканаказываемый полковник Иван Васильевич


Сравнительная характеристика Полковник Полковник 1. Высокий военный в шинели и фуражке 2. Шел твердой, подпрыгивающей походкой. подпрыгивающей походкой. 3. Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. 4. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. статная фигура. Наказываемый Наказываемый 1. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям… Спина его – что-то пестрое, мокрое… 2. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, толкали… талому снегу, толкали… 3. Сморщенное от страдания лицо. 4. Спотыкающийся, корчащийся человек.



В настоящий момент ученых - антропологов занимают представления о человеке в разные эпохи. Лев Николаевич , великий русский писатель и мыслитель двадцатого века, уделял значительное внимание сущности человека. Взгляды на представления о человеке неоднозначны.

Некоторые исследователи полагают, что человеку Льва Николаевича присущ гипертрофированный индивидуализм. Другие считают, что Толстой отрицал понятие «личность», утверждая «утопление личности» в человеке.

Подобная неоднозначность взглядов на представления Толстого о человеке обусловлена отсутствием единой концепции изучения мыслителем данного вопроса и его изложения. В данной работе рассмотрим антропологические представления Льва Николаевича Толстого на основе соотношения ключевых категорий представления мыслителя о человеке.

Главная особенность человека, по мнению Толстого, - непрерывное самосовершенствование. Основополагающая задача для человека - «самоидентификация». При формировании собственного «я» осуществляется противоборство духа (внутреннего «я») и тела (внешнего «я»). Толстой был убежден, что человек - двойственное существо, обладающее сознанием и разумом. Первое направлено на «духовное», внутрь человека. Именно осознание человеком собственного несовершенства пробуждает сознание.

Сознание - «взгляд на себя», «созерцание созерцателя» . Разум направлен на постижение закономерностей окружающей действительности. Единство плотского и духовного Толстой называл единством противоположностей. Под духовным началом в человеке Лев Николаевич понимал сознание собственной свободы, объединяющее отдельно взятого человека с другими людьми и таким образом преодолевающее пространственную и временную «ограниченность», способствующее причастности человека ко Всему.

Телесное начало в человеке способствует обособленности индивидуального существования, которое находится в зависимости от законов внешнего мира. Лев Николаевич придерживался позиции о том, что жизнь по-разному раскрывается для человека, сознающего себя «телесным», и для человека, сознающего себя «духовным» существом. Существование «телесного» существа - путь к уничтожению, так как человеческая плоть смертна.

Существование «духовного» существа - выход за временные и пространственные рамки. По мнению Толстого, в процессе самосовершенствования человек должен переходить от «телесного» к «духовному» «я». Последовательность этапов на пути к «духовному» «я» определяется следующим образом: 1)сознание своей отдельности от всего остального, т.е. своего тела, 2)сознание того, что отделено, т.е. своей души, — духовной основы жизни, 3) сознание того, отчего отделена эта духовная основа жизни, т.е. сознание Бога» . Некоторые исследователи подчеркивают, что Толстой, утверждая такую трехуровневую модель, отрицает двухуровневую модель самосознания. В действительности, третий уровень объединяет первые два, упраздняя индивидуальное начало. Лев Николаевич не отождествляет человеческую сущность с понятием «личность». Мыслитель относится к этому понятию негативно.

Толстой считает, что личность как эмпирическое «я» обедняет человека, сужает его кругозор до личного блага. И именно сознание личности выводит человека за рамки восприятия действительности, осуществляет переход «я» из индивидуального во вневременное, вселенское. Центром развития духовного существа, по Толстому, является разумное сознание. Оно отделяет себя от «животной личности», четко дифференцируя универсальное (истинное) и личное (ложное) в человеке. «Имперсонализм» Толстого трактуется исследователями как предельное «уравнение всех и всего» . Он является основополагающим условием познания жизни, её духовного и нравственного преображения, так как «имперсонализм» обеспечивает единство критериев моральной оценки жизни. Толстой утверждает, что «смешение личности, индивидуальности с разумным сознанием» приводит к ошибочному выводу, что жизнь и блага для отдельной личности невозможны.

Вследствие чего разум порождает некорректную аналогию, переносимую на жизнь в целом. Устранение такого заблуждения дает «разумному сознанию» возможность обнаружить, что эквивалентом истинного «я» в человеке служит «желание блага самому себе» или «желание блага всему существующему», которое является источником жизни для всего существующего, осознается в качестве божественного начала, проявляющегося посредством Любви (как гласит евангельская мудрость, «Бог есть любовь» ). Таким образом, Толстой пришел к выводу, что «единственное спасение от отчаяния жизни - вынесение из себя своего "я"» или «признание других я - собою», освобождающее человеческое существо от «суеверия личности».

При этом прямое отречение от собственного «я» (самоотречение) - необходимое условие расширения духовного сознания. Самоотречение, по Толстому, сопряжено с противоречием. С одной стороны, требуется не отречение от личности, а подчинение её разумному сознанию. С другой стороны, Толстой рассуждает следующим образом: «человек, отрекающийся от своей личности, — могуществен, потому что личность скрывала в нем Бога». Следует отметить, что под самоотречением не понимается физическое уничтожение «животной личности». По данным термином подразумевается ликвидация эгоцентризма эмпирической личности.

Переходя от низшего к высшему сознанию, человек ощущает себя все более и более свободным, так как свобода - освобождение от обмана личности. Однако не следует считать, что подобная свобода тождественна произволу. Такое освобождение подразумевает под собой смирение человеческой воли, подчинение ее воле Бога, вплоть до слияния с ней. Иерархия степеней человеческой свободы, согласно Толстому, выглядит следующим образом: 1)на низшей ступени человек покорен только себе, но не людям и Богу, 2)на более высокой - он покорен людям (людским законам, подчиняя им свою волю), но не Богу, 3)на высшей - он покорен Богу. «Смирение перед людьми - свойство низкое, потому что не покорен и себе и Богу.

Смирение же перед Богом — высшее свойство, потому что, покоряясь Богу, стоишь выше требований своей личности и людей». Толстой говорил о недопустимости насилия в качестве средства «устроения» жизни других людей, т.е. способа разрешения противоречий между ними и принципа организации их совместного бытия. Воля Бога в этом также не может выступать в роли внешней, т.е. подавляющей свободу иных воль, поскольку Бог не есть Личность. «Нельзя сказать, чтобы служение Богу составляло назначение жизни, - рассуждает Толстой. - Назначение жизни человека всегда есть и будет его благо. Но так как Бог хотел дать благо людям, то люди, достигая своего блага, делают то, что хочет от них Бог, исполняют Его волю».

Толстой пришел к определению, согласно которому «человек есть Бог, но не абсолютным образом» (Николай Кузанский). Толстой снимает с этого тождества всякие ограничения, прямо утверждая, что человек - это не «второй» Бог или уменьшенная копия Божества для индивидуального пользования, а соразмерное масштабности Всего воплощение универсальной духовной безграничности и всеединства. Следовательно, «Бога, как личность, мы не можем знать» и, дабы обнаружить в себе Бога, т.е. установить, что «Он и я одно и то же» , должны упразднить свою «отдельную Личность, совсем отречься от себя - значит сделаться Богом», - резюмирует Толстой.

Антропологические рассуждения Толстого подвержены религиозному и историко-философскому влиянию. Итог размышлений Льва Николаевича Толстого о человеке: наивысшая подлинность существования человека достигается только путем утраты идентичности и субъектности отдельного "я". Такое существование - искомый эквивалент бессмертия. Толстой именует его «истинной жизнью».

Список использованной литературы:

1. Беляев Д.А., Синицына У.П. Л.Н. Толстой в контексте русской ницшеаны: критика «философии озверения» и «сверхчеловеческого эстетизма» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2015. № 11-2 (61). С. 46-49.

2. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М.: Изд- во «Искусство»; ИЧП «ЛИГА», 1994. С. 461-482.

3. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба. 1990. № 2. С. 123-140.

4. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л.: ЭГО, 1991. С. 195-208.

5. Ильин В.Н. Возвращение Льва Толстого в Церковь // Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб.: РХГИ, 2000. С. 352-360.

6. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992. С. 421-526.

7. Толстой Л.Н. Путь жизни / Сост., коммент. А.Н. Николюкина. М.: Высш. шк., 1993. 527 с.

8. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910 / сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Николюкина. М.: Известия, 2003. 543 с.

9. Толстой Л.Н. Христианское учение // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992. С. 49-111.

10.Репин Д.А., Юрков С.Е. Концепция внутреннего опыта в метафизической мысли русских персоналистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 40-48. Д.А.Беляев, М.И.Бабий, 2017

1. Ставил цель, придерживался ее

Апрель, 1847 год, Казань. Дом на улице Черноозерской, во дворе собака лает на мотив песни «Только» певицы Нюши. В окно квартиры лезет весеннее солнце. За столом сидит парень с короткой стрижкой и большими ушами, его зовут Лев. Перед ним - тетрадь. Смотри, что там записано: «Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность». И еще: «Преодолевай тоску трудом, а не развлечением». 19-летний Лев весь март лечился от гонореи, а потом придумал и записал себе правила, которыми собрался руководствоваться в жизни. Так Толстой стал вести дневник. Думаешь, через пару недель он забыл об этой идее и увлекся разведением джунгарских хомяков? Толстой записывал мысли по поводу своей жизни и поступков до самой смерти в 82 года! Ты можешь проследить его целеустремленность и тягу к самосовершенствованию, например, по «Избранным дневникам», которые с 1978-го по 1985 год выпускало издательство «Художественная литература» (21 том!).

2. Был храбрым

Осень 1851 года, Чечня, место неподалеку от Кизляра. Река Терек бурлит и уходит за поворот, где-то за лесом горцы чистят ружейные дула. На нашем берегу, словно расстрелянный, спит казак, а юнкер 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады Лев Толстой смотрит, как солнце опускается за горы. Писатель (по определению - мирный человек) на поле боя отличался завидным мужеством. В 1851 году Лев отправился на Кавказскую войну, а потом стал участником Крымской. С 1854-го по 1855 год он оборонял Севастополь, командовал батареей, которая находилась на 4-м бастионе - в одном из самых опасных мест. Вражеские снаряды туда падали так часто, что это казалось каким-то природным, как снег зимой, явлением. Когда в 1856 году Лев вышел в отставку, на груди у него висел орден Святой Анны и медаль «За защиту Севастополя».

3. Вечно боролся с собой

Ясная Поляна, Тульская область, лето 1860 года. Лев уже отрастил бороду, крупные уши скрывают волосы. Он ступает по тропинке. Вокруг зеленый лес, а в глазах Толстого что-то неуловимое. Обдумывает судьбы местных крестьян? Вовсе нет. «Шлялся в саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать», - писал позже Толстой о таких днях. Одним из своих основных пороков Лев считал страсть к женщинам - он то побеждал ее, то вновь проигрывал в этой борьбе, затянувшейся на многие годы. В итоге его любовь к слабому полу пошла на пользу мировой литературе и кинематографу. Как ты, наверное, знаешь, главная героиня романа «Анна Каренина» (издан в 1878 году) - женщина. Эту работу Льва Толстого режиссеры из разных стран мира экранизировали уже 30 раз - первая версия фильма вышла в 1910 году, а последняя - в 2012-м (режиссер Джо Райт, в главной роли Кира Найтли).

4. Не боялся экспериментов

В 1859 году Лев Толстой открыл для крестьянских детей странную школу прямо в своем имении. Толстой, представь себе, был уверен, что учеба должна быть исключительно в удовольствие. «Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» - вот что он писал. В Яснополянской школе, помимо самого Льва, преподавали еще четыре человека. Они обязаны были не вдалбливать знания в детей, а заинтересовать их уроками. Школьники могли сами выбирать, на какие занятия им ходить, ученикам разрешалось являться на уроки в любое время и покидать школу, когда захочется.

Кто тут с бородой

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в родово­й усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Умер от воспаления легких 20 ноября 1910 года в доме начальника железнодорожной станции Астапово (сейчас – «Лев Толстой», Липецкая область).

РАЗДЕЛ VI .

ТВОРЧЕСТВО ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

(1828 – 1910)

Уроки 1–2.

По страницам великой жизни.

Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель

Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя.

Оборудование: выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям писателя; книга И. Толстого «Свет Ясной Поляны».

Ход урока

I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).

Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и

вся остальная наша литература.

М. Горький

Если бы можно было писать, как Толстой,

и заставить весь мир прислушаться!

Т. Драйзер

Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу,

и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы по-

святил ему всю свою жизнь и все свои силы.

Л.Н. Толстой (из письма П.Д. Боборыкину, 1865 г.)

Каждый человек - алмаз, который может очистить и

не очистить себя. В той мере, в которой он очищен,

через него светит вечный свет. Стало быть,

дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н. Толстой

II. Вступительное слово преподавателя с записью тезисов обучающимися

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, – результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он ни когда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. «Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, – писал Л. Н. Толстой, – одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами.

С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно, – благо и для себя, и для общества.

«Что делать? – спрашивают одинаково и властители, и подчинённые, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?» ...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой», – замечает Толстой. Начинать, по мнению Толстого, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека.

В теории самоусовершенствования сказалась вера писателя в человека, в бесконечные возможности его разума и воли, Лев Толстой не укладывался в узкие рамки своих нравственных постулатов. Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой – непонимание несостоятельности своего учения перед надвигающимся хором исторических событий. Уже в 1891 г. Толстой предвидел крах старых институтов жизни: «Сколько мы ни старайся, а все же впереди крушение...». Во время революционных событий 1905 г. Толстой шлет близкому родственнику царя письмо, в котором бесстрашно заявляет: «Я – человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом». Хотя Толстой от революции отстранился, но хорошо понимал антинародный характер правительства и резко отзывался о его деятельности: «... нынче вешанье, мученье людей вызвало негодование, недоброе, злое чувство к вешателям». «Смертные казни в наше время... явно показывают то, что правители дурные, заблудшие люди и что поэтому повиноваться им... вредно и стыдно...».

Как видим, жизнь вносила коррективы в учение Толстого. Не все просто было и с верой в Бога. В дневнике Толстого найдены такие записи: «Ночью и поутру нашло, кажется, никогда не бывшее прежде состояние холодности, сомнения во всем, главное в Боге, в верности понимания смысла жизни» (02.09.1909); «Видел во сне отрицание Бога и еще возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы» (24.12.1909). Этих взволнованных записей достаточно, чтобы представить противоречия во взглядах Толстого. Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека... в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать её».

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была невыразимо красива. В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И всё сразу станут меньше его».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

III. Изучение биографии и творчества писателя в форме (или заочной форме) экскурсии по толстовским местам, или устного рассказа. Кроме биографии звучат воспоминания о писателе современников.

I V . Закрепление и проверка того, как запомнили обучающиеся материал, проводится в форме теста, который готовят выступающие ученики по своим материалам, или в форме заполнения кроссворда, который они составили заранее.

V . Работа с дневниковыми записями писателя

Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.

Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

    Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

    Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?

    Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

Из дневниковых записей.

1847 год (Толстому 19 лет).

17 марта. ... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

17 апреля. ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

№ 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаев делать добро...

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.

1849 год.

    Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

    Изучить практическую медицину и часть теоретической.

    Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

    Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

    Изучить историю, географию и статистику.

    Изучить математику, гимназический курс.

    Написать диссертацию.

    Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

    Написать правила.

    Получить некоторые познания в естественных науках.

    Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

1854 год.

2 ноября. … Одесса… Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных...

Когда же, когда, наконец, перестану

Без цели и страсти своей век проводить,

И в сердце глубокую чувствовать рану,

И средства не знать, как ее заживить.

1855 год.

18 марта... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.

2 августа. ... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.

21 сентября... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

1878 год.

22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...

5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.

1881 год.

Жить в Ясной Поляне. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передан землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...

1883 год.

1 января. Москва. ... Собственность как она теперь - зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием - городовым с пистолетом - это зло.

30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.

3 июня. … Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки - вот суд.

13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.

21 июня. ... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

1883 год.

27 ноября. ... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям.

7 декабря. ... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно - это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1889 год.

23-26 февраля. Москва. ... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?

1) Церковь, обман, суеверие, траты;

2) Войско, разврат, жестокость, траты;

3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5) Фабрика – убийство жизни;

6) Пьянство;

7) Проституция.

1900 год.

30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом...

23 ноября. Москва. ... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвети плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

1902 год.

21 марта. ... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

1904 год.

18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.

1905 год.

31 июля. Ясная Поляна. ... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!...

… Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.

1906 год.

3-4 октября. Ясная Поляна. ...5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.

1907 год.

26 октября. Ясная Поляна. ... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества - даже для всего живого.

1908 год.

19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.

3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.

Из «тайного» дневника 1908 года.

2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно - уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти...

1910 год.

7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

Образец анализа дневниковых записей (1847-49 гг.)

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Студент Казанского университета пока даже склонностей своих определить не может: после года учебы оставил Восточный факультет, перевелся на юридический, который тоже оставил незавершенным... Вел образ жизни светского аристократа - и вдруг дневниковая запись, что дальше так жить не возможно.

Начинается отчаянная борьба с самим собой, со своими недостатками, в первую очередь, записывая те или иные поступки, он тут же помечает, доволен ли или недоволен собой. А затем формулирует правила-приказы, которым должен следовать. И снова отмечает, вспомнил ли их.

Но в жизни все оказывается не так-то просто! Сначала он ставит цели низменные, не очень благовидные: удачно жениться, найти выгодное место службы... Но беспокойный ум, воля и сердце, неудовлетворенность и разочарование вступают в отчаянный поединок с собственными недостатками, за обретение высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей.

Для достижения этих целей записываются особые правила исправления: «Бойся праздности и беспорядка», «бойся лжи и тщеславия» и др.

Внимательное прочтение этой части дневниковых записей Л. Н. Толстого рождает мысль, а если бы я решил вести дневник, - какие бы цели поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?

V I. Домашнее задание

    По тезисам в тетради и материалам учебника стр. 226-239 составить схему-конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути Толстого.

Приложение к уроку

Образец схемы-конспекта по биографии Л. Н. Толстого.

I. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого.

1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности.

2. 1849-185 1 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

4. 1860-70 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5. 1880-90 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

II. Опорные положения по этапам.

1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л. Н. Толстого.

Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).

«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и «поиски» ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).

Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра - нравственное кредо.

Сложность и противоречивость интересов.

Борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» - искания Пьера Безухова).

Подобные опорные положения составляются по каждому этапу жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого. После этого делается их графическое (в схеме) оформление, в котором главное - наглядно показать последовательность и логические связи как между отдельными этапами, так и «внутри» их - в «расстановке» самих опорных положений.

МОУ Хазанская СОШ

Урок по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс)

(С использованием элементов технологии критического мышления )

Урок 1.

Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. « Чтобы жить честно… ».

Цели урока:

Обучающие:

    Расширить знания учащихся о биографии писателя; показать своеобразие мировоззрения Толстого;

    постичь особенности композиции рассказа «После бала»;

    закрепить литературоведческие термины: трилогия, рассказ, композиция, рассказ в рассказе;

    погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа

Развивающие:

    Развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

    долговременную память в процессе деятельности;

    аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

    умение работать с текстом;

Воспитывающие:

    Выявить социально-нравственные проблемы рассказа;

    Развивать творческую и познавательную активность учащихся;

    создавать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения

    Воспитывать чувство долга, чести, совести

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, диск с записью рассказа «После бала» Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начи-
нать, и опять бросать и вечно бо-

душевная подлость.
Л.Н.Толстой

1. Фаза вызова Ход урока

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на портрет художника Ге. Кто изображен на нем? Как вы думаете, какое состояние передает художник в портрете Л.Толстого?

- Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.

Многие считали, что Толстой знает всё. Ему присылали письма. Например: «Я не понимаю учения Будды. Объясните». Ему писали письма из тюрем,

простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. (Зажечь свечу)

А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…

И вот она, мудрость, пришедшая в таких муках :

Чтобы жить честно , надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начи-
нать и опять бросать, и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.

Л.Н.Толстой

Учащиеся формулируют тему урока и цели, записывают в тетради: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество (1828-1910 г). « Чтобы жить честно… ».

2. Фаза осмысления

Учитель : Что вы знаете о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Проверка домашнего задания. Короткий пересказ материала учебника по кластеру. (В тетрадях все дети дома оформили кластеры).

Примерно:

Дополнения учащихся.

Я тоже дома работала над кластером, посмотрите, что получилось у меня.

Путешественник, педагог общественный деятель, философ

Нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий

Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле

Л. Н. Толстой « «Господи, научи меня жить…»

Активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях

Принимал участие в крестьянском труде

Вся его жизнь – это и есть служение человечеству

Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками

Студент Казанского университета, военный подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе

Синквейны

« Господи, научи меня жить…».Какие жизненные принципы кажутся вам наиболее важными и сегодня? Дополните свой кластер

Любовь , милосердие (в Новом Завете греческое слово « », αγάπη , caritas ) - христианская : любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из наряду с верой и надеждой, причем главная из них.

Церковь учит, что любовь (милосердие) - это и любовь к Богу (amore dei) и одновременно любовь к ближнему (amore proximi), причем вторая без первой мало чего стоит }