Проблема раскаяния: аргументы из литературы. А. С. Пушкин, «Пиковая дама». «Дубровский», А. Пушкин

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Именно они определяют отношение жюри к работе. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления. Перед вами именно такая статья. Но нам нужна ваша помощь, чтобы ее улучшить! Пишите в комментариях, какие книги нужно добавить в наш перечень, и команда «Литерагуру» обязательно это сделает.

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А. И. Куприн, «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.

Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


03.09.2018

Сборник аргументов из литературы по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

  • Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  • Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  • Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  • Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  • Месть как чувство и действие.
  • Кровная месть как социально-историческое явление

Подробный разбор направления

Аргументы (проблемы) "МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ":

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и сильными.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, несмотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

А. С. Пушкин «Пиковая дама»

Желая быстро разбогатеть, главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

А. С. Пушкин. «Дубровский»

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

Н. В. Гоголь «Страшная месть»

Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.

М. Горький. «На дне»

Обитатели ночлежки – люди ожесточенные и мстительные. Каждый считает, что кто-то другой виноват в том, что они оказались «на дне». А если кто-нибудь пытается вырваться из «пучины», то стараются затянуть его обратно, чтобы не дать ему шанса жить лучше них. Наиболее мстительной оказывается Василиса, жена владельца ночлежки. Она просит своего любовника Пепла убить ее мужа, но, когда это случается, – свидетельствует против него, чтобы отправить его на каторгу, подальше от своей младшей сестры Наташи. Не имея собственного счастья, Василиса не может смириться с благополучием других.

Великодушие в данном произведении демонстрирует странник Лука. Его жизнь непроста: за плечами каторга, откуда он сбежал. Но старик не утратил человеческого облика, он старается поддержать каждого обитателя ночлежки и вдохновить, разорвать порочный круг. Но, почувствовав, что в отравленной среде его никто не слышит и не желает принимать во внимание добрые советы, незаметно уходит. Из данного примера узнаем: помочь можно только тем, кто действительно жаждет помощи.

А. И. Куприн. «Поединок»

Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Трагические последствия мести отображены в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вспыльчивый по нраву горец Казбич влюблен в дочь черкесского князя, красавицу Бэлу, и хочет завоевать ее сердце. Но девушку похищает молодой офицер царской армии Григорий Печорин, а вместе с ней и коня Казбича для брата Бэлы Азамата. Черкес решается отомстить. Выследив, когда Бэла останется одна, ворует ее и пытается увезти, но, заметив погоню, смертельно ранит девушку и бросает на дороге. Бэла умирает, а Казбич своей местью ничего не добивается и остается ни с чем.

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Отомстить за сломанную судьбу – основная задача, которая стоит перед главным героем романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос на моряка Дантеса, после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства. Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей возлюбленной Мерседес, не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела. Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»

Купец Калашников отважился на месть царскому опричнику Малютину, чтобы оправдать свою жену и вернуть достоинство семье. В честном кулачном бою он убивает противника, за что Иван Грозный отправляет Степана Парамоновича на казнь, так как смерть Кирибеевича наступила в результате запрещенного приема. Но царь проявляет великодушие к Калашникову и выполняет его предсмертное желание: не оставляет без поддержки осиротевшее семейство.

В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.


Сохранить ссылку:

Нужно ли мстить тем, кто причинил тебе боль, нанёс жестокую обиду? Можно ли простить человека, нанёсшего тебе душевную травму? Именно эти вопросы возникают при чтении предложенного для анализа текста.

Раскрывая проблему прощения, автор опирается житейский случай, жизненный опыт своих героев. Повествование идёт от первого лица. Муж и жена живут по соседству с некой Нюшкой, которая убила домашнего питомца и любимца семьи – котёнка по прозвищу Афанасий. Жена рассказчика требовала от него, чтобы он отомстил соседке – застрелил её пса Рубикона. Герой пытался убедить свою супругу в том, что месть – это не выход, что будет только хуже.

Он предложил жене отнести соседке пачку дефицитных в то время дрожжей, которые он привёз из Москвы. После возмущения и долгих нравственных колебаний жена послушалась мужа и пошла к соседке с мировой. Не ожидая ничего доброго, Нюшка потянулась за ухватом, но, увидев, что соседка принесла ей дрожжи, пришла с миром, а не с войной, расплакалась. Так две женщины и плакали вместе на плече друг у дружки.

Позиция автора выражена прямо и чётко. В.Солоухин убеждён, что главное во взаимоотношениях людей не потерять человечности, не отвечать на зло злом. Сложнее всего переступить через себя, свои обиды и принципы и простить обидчика. Нужно суметь вовремя остановиться, вникнуть в суть проблемы и решить её правильно, по-человечески, с достоинством, а не как первобытный человек, с помощью когтей и дубины.

Попробуем доказать свою позицию, обратившись к литературным аргументам. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир» и его героев. Андрей Болконский не смог простить измены Наташе, он хотел отомстить Анатолю Курагину, который обольстил неопытную девочку. Князь Андрей всюду искал своего врага, чтобы вызвать его на дуэль. Оба героя были ранены в Бородинском сражении и оказались рядом в палатке на операционном столе. С трудом узнал князь Андрей в рыдающем человеке, которому только что ампутировали ногу своего обидчика. Болконский почувствовал жалость и сострадание к своему врагу, заплакал чистыми, детскими, любовными слезами и понял «счастье прощать», о котором говорила ему сестра княжна Марья.

Месть разрушает душу человека, делает его чёрствым, жестоким, эгоистичным.

Проблема прощения раскрывается и в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин пишет в своём журнале, что любит врагов, только не по-христиански, они горячат и волнуют его кровь. Никому не прощает он низости и подлости, вызывает Грушницкого на дуэль и убивает. Правда, потом солнце показалось ему тусклым. С помощью этой детали Лермонтов показывает, что даже у такого эгоиста, как Печорин, после мести на душе неспокойно. Совсем по-другому ведёт себя Вера – единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми его недостатками и достоинствами. Он приносит ей одни только страдания, но она продолжает его любить, прощая снова и снова.

Мне кажется, что умение прощать – самое главное человеческое качество, ведущее к миру и согласию. Обида и месть – низкие чувства, которые разрушают личность. Нужно быть добрее и уметь понимать людей. Прощение – это великодушие.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Готовим аргументы к итоговому сочинению 2018.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский»

В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть»

В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок - бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.


В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.