Судьбы молодых людей в евгении онегине. Судьба молодого дворянства на примере образа Евгения Онегина (по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»). Пушкин А. С

Русская литература XIX века - это созвездие ярчайших имен и талантливейших мастеров слова. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем началом всех начал русской классической литера­туры. Мы не перестаем удивляться его беспримерной созидатель­ной мощи, многогранности писательского облика, небывалой стремительности творческого развития и творческой силе. «При "имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, рус­ский характер. Сама его жизнь замечательно русская».

Пушкин не.был революционером в прямом смысле слова. Но гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего Косного, рабского, мешающего расцвету личности, развитию народа - существенная сторона характера Пушкина и его твор­чества. У Онегина - скучающая жизнь, полная тоски и лени. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого Дела укоренилась в его психологии, он не в силах ее побороть: «труд Упорный ему был тошен». Пушкин считает, что только в труде могли проявиться творческие силы личности, поэтому итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел
Ничем заняться не умел.

В лице главного героя романа «Евгений Онегин» поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин -правди­вый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его ничтожного общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком». В своем романе Пушкин раскрыл социальные причины появления в рус­ском обществе подобных характеров и одновременно создал ши­рочайшую художественную картину русской жизни своего време­ни. Основной конфликт романа - глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и окру­жающей ее средой, так называемым обществом, застывшим в кос­ной неподвижности, живущим по мертвым законам.

Увидев Татьяну, Онегин сразу же ее оценил: и ее неброскую внешнюю красоту, и ее богатый внутренний мир. Прочтя ее при­знание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «до­верчивостью души невинной»: «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Не обратив на Татьяну внимания во время получения письма, не способный тогда любить, испытав лишь невольное волнение, позже Онегин, вновь встретивший Татьяну, внезапно обрел способность к большому и сильному чувству. В начале романа Онегин - человек рассудочный и притворный, умеющий обворожить, обольстить и казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...

Поэтому любовь прошла мимо Онегина.

Дуэль с Ленским, происшедшая вопреки желанию Онеги­на, была воспринята Евгением как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему явля­лась каждый день». Переживания и раздумья, вызванные дуэлью, определили еще более серьезное восприятие жизни, чем то, кото­рое было свойственно Онегину до поединка. Но все глубже расхо- дясь с людьми своего круга, превосходя их умом, образованнос­тью, гуманностью, неясным стремлением клучшему, он оставался вместе с тем чуждым народу. Герцен отмечал, что «он никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа». Онегину скучно среди окружающих его лю­дей, тоскливо ему и с самим собой. Ничего не делая, не принося никому пользы он превратился, по словам Герцена, «в умную не­нужность».

Онегин - аристократ по происхождению и воспитанию, ин­дивидуалист и эгоист по сзоему нравственно-психологическому облику. Это «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегда­тай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной». Но, будучи человеком беспокойного, острокритического, ищуще­го ума, он вскоре разочаровался во всем, что ему было близко и мило с детства, пресытился светской жизнью, стал читать, кроме художественной, русской и иностранной литературы, социально-политическую и даже экономическую литературу. Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей действительно­стью, определило его оппозицию к господствовавшему тогда со­циальному правопорядку и быту высшего общества.

Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженно­го индивидуалиста, практической бездеятельности, стал родона­чальником так называемых «лишних людей» в русской литерату­ре. Онегин, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эго­ист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристо­кратической среды, презревший вкусы светской жизни и не на­шедший истинного назначения и потому мучающийся своим оди­ночеством. Герцен сказал: «Онегин... это лишний человек в той сре­де, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов уже представил различные типы молодых людей того времени. С одной стороны — Чацкий, порывающий с фамусовским обществом. Отказавшийся от карьеры, выражающий взгляды передовой молодой России 20-х годов, он, возможно, придет к декабристам. С другой стороны — молодые карьеристы и гражданской, и военной службы (ведь Скалозуб еще далеко не стар). Его мечта — генеральский чин и богат-ство; его путь — активная защита существующего общественного режима. Молчалин, хотя Фамусов и говорит о нем что «безродного пригрел», — тоже из дворянского чиновничьего круга. Его судьба ясна.

Так было и в жизни. Трагическая судьба Пестеля и Рылеева, Каховского и Пущина — и благополучная жизнь бесчисленного числа молодых дворян, умеющих, не задаваясь «проклятыми» вопросами, делать блестящую карь-еру или просто совершать свой жизненный путь.

Но этими двумя крайностями не исчерпывается вопрос о судьбе моло-дого человека 20-х годов. Именно тогда, в период назревающего кризиса крепостнического строя, кризиса, приведшего к неудачной революционной попытке, значительная часть молодежи была не способна найти свой путь в жизни. Честность и ум не позволяли идти по проторенной отцами дороге. Критическое отношение к действительности в результате великих событий, связанных с войной 1812 года, возбуждало недовольство окружающим. Но привычки, унаследованные от прежнего, отсутствие осознанной жиз-ненной цели не позволяли вступить на путь борьбы.

В результате — неудовлетворенность, «хандра», тоска и ощущение бес-цельности существования. Этот третий путь для некоторых заканчивался «развилкой», и, в зависимости от конкретных условий, мог повести в сторо-ну служения обществу или в сторону личного преуспевания. А многие так и шли по нему до конца жизни. Так и рождался тот характер, тот тип, ко-торый Герцен обозначил как «лишний человек».

Заслуга Пушкина — глубокая постановка и широкое освещение именно этой важной проблемы в судьбе молодого человека времен декабризма. В силу исторических условий дворянская интеллигенция выступала тогда как представительница нации в целом, и значение этой части общества бы-ло очень велико. Изобразить, осмыслить состояние умов, наметить, в каком направлении надо идти, чтобы верно ответить на вопросы, поставленные ис-торией — такова была задача, решенная Пушкиным в «Евгении Онегине».

Поэтому Белинский и оценил его как историческое произведение, в ко-тором «Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его обра-зования, его развития», поэтому и сказал, что роман «имеет для нас, рус-ских, огромное историческое и общественное значение».

Создавая свой роман, Пушкин находился в трудном положении исто-рика, пишущего о событиях и процессах, ему современных, развитие и результаты которых еще не ясны.

Юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне, И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал...

Поэтому нельзя ждать от романа полного решения проблемы, постав-ленной на примере жизни героев. Проблема решается в общих чертах. Мы не знаем, как сложилась дальше судьба конкретного человека, Онеги-на. И идея закончить роман восьмой главой, оставив героя «в минуту злую для него», продиктована не только цензурными соображениями, но и тем, что сам автор, вероятно, видел несколько возможных вариантов дальней-шей судьбы Онегина. Разумеется, содержание романа не исчерпывается только одной, хотя и очень важной проблемой. Если бы это было так, Белинский не смог бы назвать роман «энциклопедией русской жизни».

В романе затрагиваются различные стороны действительности и целый ряд социальных и морально-этических вопросов. Любовь, дружба, отно-шение к людям, к природе, к жизни в целом — все это входит в проблема-тику романа.

Раздумывая о судьбе своих героев, Пушкин неоднократно соотносил их с передовой молодежью эпохи, с декабристами. Об этом говорят не толь-ко строфы «Путешествия Онегина» и остатки сожженной десятой главы. Например, отброшенная строка о Ленском — «... иль быть повешен, как Рылеев», прощание с героями в восьмой главе:

Прости ж и ты, мой спутник странный, И ты, мой верный идеал, И ты, живой и постоянный, Хоть малый труд... Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал — Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован.

Едва ли случайно, что параллельно с упоминанием Онегина у поэта воз-никают воспоминания о «друзьях, товарищах, братьях» как о той среде, с которой связывалась у него личность героя.

Белинский, раздумывая о судьбе персонажа, пишет: «Что стало с Оне-гиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страданья?.. Не знаем... силы этой богатой на-туры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца».

Хочется предположить, что Онегин нашел цель в жизни, достойную страдания и борьбы, связанную со служением обществу.

В 1835 году, вновь обращаясь к своему герою, Пушкин писал: Материал с сайта

Вы мне советуете, други, рассказ забытый продолжать... ... что должно своего героя Как бы то ни было, женить, По крайней мере уморить, И лица прочие пристроя, Отдав им дружеский поклон, Из лабиринта вывесть вон...

В романе выведен молодой человек, заблудившийся в лабиринте слож-ных социальных отношений эпохи.

Но надо различать вопрос о возможной судьбе героя в случае, если бы роман был продолжен, и вопрос о содержании образа Онегина в романе, как он есть.

Ведь и отсутствие конца в истории жизни Онегина, прощание с героем «в минуту злую для него», на распутье — и есть своеобразный и значи-тельный конец романа.

«Поэт, благодаря своему творческому инстинкту, мог написать полное и оконченное сочинение... и умел остановиться именно там, где роман сам собою чудесно заканчивается и развязывается — на картине потерявшего-ся, после объяснения с Татьяной, Онегина», — говорит Белинский, кото-рый в то же время утверждает, что роман остался-таки без конца. В этом нет противоречия, и наше дело — раскрыть образ Онегина таким, какой он есть в вышедшем в свет романе. И не надо делать Онегина декабристом, но не надо игнорировать и черты, сближающие его с кругом дворянской молодежи, из которого выходили и декабристы, и «лишние люди».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как сложилась дальнейшая судьба чацкого
  • судьба человека 20-х годов 19 века
  • трагическая судьба отечественной интеллигенции в 20 веке кратко

В своем романе “Евгений Онегин” Пушкин дает широкую, полную и верную картину жизни русского общества его времени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного. Но полнее всего он раскрывает образы представителей молодого поколения.

Главное действующее лицо романа, молодой дворянин Евгений Онегин, показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже из первой главы мы узнаем, что автор подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты” и что он любил проводить с ним время. Автор по-разному относится к своему приятелю на протяжении всего романа. Он хоть и ценит дружбу Онегина, но иногда относится к нему иронически, а иногда строго осуждает его поведение. Противоречивость в характере Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизма. Онегин не “положительный”, но и не “отрицательный” герой.

Пушкин, рассматривая жизнь Онегина, обращает большое внимание на его воспитание. Оно оказало на героя губительное действие. Вследствие этого из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Таким бы Онегин и остался для нас, если бы мы не узнали о нескольких событиях, о которых с необычайной точностью повествует Пушкин и которые произвели сильнейшее действие на героя романа. И под их влиянием Онегин обнаруживает такие свойства своего характера, о которых даже не подозревал. Прежде всего это было убийство Онегиным на дуэли его молодого друга, Ленского. От этого бессмысленного преступления Онегин приходит в ужас. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь героя. Он не в состоянии больше жить в тех местах, где все напоминало ему о содеянном, почему и отправляется странствовать.

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест...

Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и думать только о себе. Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной.

Татьяна, “милый идеал” Пушкина, является главной героиней романа. Татьяна - это олицетворение добра, высокой души, верности и целостности натуры. Пушкин называет свою героиню “русской душою”. Но если прежний Онегин прежде не увидел всей внутренней красоты Татьяны, зато новый Онегин уже может оценить Татьяну по-настоящему, и пылко, искренне влюбляется в нее. В этом чувстве теперь для него весь смысл его жизни, и если Татьяна не примет его любовь, то и жизни ему нет. Но его ждет отказ, потому что понятие чести Татьяны не позволит ей нарушить слово, данное Богу и себе: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна”. Главное свойство Татьяны - высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому ею человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Это подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью привлекает к героине наше внимание. Недаром для Пушкина она - “милый идеал”, хотя он и не наделяет ее ни красотой, ни знатностью, а создает образ русской женщины с превосходными душевными качествами. На это обращает внимание даже прежний Онегин и говорит Ленскому: “Я выбрал бы другую, когда бы я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет...” В Татьяне с первого взгляда чувствуется поэтическая душа.

Кроме главных действующих лиц, наиболее близких автору, Онегина и Татьяны, в романе присутствует еще один замечательный образ - образ романтичного юноши Ленского. Пушкин поведал нам о его кратковременной жизни и довольно грустной судьбе. В лице Ленского Пушкин дал художественное изображение очень распространенного тогда типа юного романтика. Ленский - восторженный поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые: мечты о свободе народа, “вольнолюбивые мечты”, как называет их автор. Но герой совсем не знает и не понимает жизни. “Сердцем милый невежда”, он воспринимает людей и жизнь романтически, верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. И, как ему кажется, он обрел все это: дружбу Онегина, любовь Ольги. Но он погибает от первого же удара судьбы. Возможно, это и к лучшему, так как в памяти остальных героев и читателей романа Ленский навсегда остается пылким, страстным юношей, романтиком-мечтателем.

Пушкин, дабы полнее показать все стороны жизни дворянского общества 10-20-х годов XIX века, дает в своем романе еще и образ Ольги, младшей сестры Татьяны. Ольга - полная противоположность своей сестре. Она жизнерадостна, привлекательна, но это не может скрыть бедности ее душевного мира. “Всегда скромна, всегда послушна”, Ольга является одной из тех, кто, не задумываясь, следует принятым в дворянской среде правилам.

Недолго она плакала о Ленском и вскоре вышла замуж, по словам В. Г. Белинского, “повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”.

Итак, Пушкин показал на примере своих любимых героев жизнь молодежи его времени. Конечно, судьба каждого из них могла бы сложиться более удачно. Но это зависело не только от самих героев, но и от правил, установленных в дворянском обществе в то время. Тем не менее Пушкин не только определяет главного врага молодежи - бесцельную и праздную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян, но и указывает пути, по которым могли идти лучшие представители дворянства в 10-20-е годы XIX столетия.

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-05-18

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век”. Болезнью века, болезнью “лишних людей” была “русская хандра”. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина - молодого дворянина 10-х - начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.
В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его кабинет, даже его обед. Мы видим молодого дворянина, “забав и роскоши дитя”. Жизнь петербургского света “однообразна и пестра”, пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком достаточно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела “русская хандра”. Такое критическое отношение к действительности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и “угрюмости”. Стремление к свободе (личной и общественной), творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.
Внешние обстоятельства - смерть дяди, необходимость вступать в права наследства - дают возможность Онегину сменить привычную обстановку.
Два дня ему казались новы.
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле...
Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны:
...Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об “общественном договоре” Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение “старого” и “нового” в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался “не мужем с честью и умом”, он испугался “мненья света”, которое так презирал.
Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла “охота к перемене мест”.
Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это возможность “пробуждения души”. После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.
Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь судьба человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя - возродится ли его душа или погаснет окончательно - остается за пределами романа.


А.С.Пушкин создал ярчайшее произведение. Роман «Евгений Онегин» стал отображением русской жизни, и одновременно, повествованием о судьбе уникального персонажа, для русской литературы не совсем обычного.

Дворянин Евгений Онегин проживал в Москве. Он стал наследником солидного состояния умершего дяди. Со стороны Пушкина звучит нотка расположения в адрес героя, так как он его называет «добрым приятелем».

Автора привлекает тяжелая судьба Евгения и нравится сложный характер. Пушкиным описывается жизнь Онегина в Москве, постоянное посещение светских мероприятий. Но по ходу действия, читатель становится свидетелем того, как Евгению наскучивает подобный образ жизни, и «света шум». У молодого человека возникает ощущение, что оно попал не в свою среду, потому что столичные развлечения не приносят ему удовольствия.

Драматизм судьбы Онегина заключается в бессмысленности, по мнению героя, его собственного существования в этом мире. Его надоела скука и обыденность. Онегин не верит в то, что можно достигнуть высоких целей. Он не имеет каких-либо ценностей, поэтому его ожидает несчастная жизнь.

После встречи с Татьяной, может показаться, что герой должен воспрянуть, ощутив любовь.

Но томительная тоска его не покинула, ведь Онегин не верит в существование настоящей любви, и в то, что Татьяна обладает способностью к искреннему чувству. Да и сам он пока не способен полюбить.

Правда, Пушкин не желает всё оставлять именно так, поэтому пользуется кольцевым сюжетом, согласно которому, между Онегиным и Татьяной спустя время происходит встреча. Во время неё они меняются ролями. Герой ощущает трагизм неразделенной любви. Хотя несчастен персонаж этот

не только в любовных отношениях. Ему не дано познать и настоящей дружбы. Пушкин признаётся, что Ленский с Онегиным «от делать нечего друзья», поэтому, когда перед ними возникла ситуация, подразумевающая неизбежность дуэли, они не стали идти против общественного мнения с целью сохранения дружбы. Онегин несчастен, потому что все шансы быть счастливым упустил в своей жизни.

Обновлено: 2017-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.