Халилов руководитель ансамбля семья. Генерал, музыкант и друг Мирей Матье. Каким был Валерий Халилов. Интервью с Валерием Халиловым на телеканале “Спас”

Sputnik, Бадри Есиава.

Домик в Гагре

То, что жизнь главного дирижера Валерия Халилова была тесно связана с Абхазией, а его супруга родом из курортного города Гагра, мало кому было известно в республике. об этом не писали в СМИ и громко никто не заявлял. По рассказу депутата Парламента Абхазии Анзора Кокоскерия, ему посчастливилось быть не только соседом Халилова, но и стать для него "младшим братом".

"Супруга Валерия Халилова, Наталья, родом из Гагры. Она хотела построить небольшой домик недалеко от отцовского участка. Семья Халиловых обратились к моим друзьям, которые занимаются строительством, а те, в свою очередь, ко мне, так как знали, что я сам живу на этой улице", — вспомнил Кокоскерия.

Кокоскерия рассказал, что Халиловы приезжали не часто, где то раз в полгода на две или три недели. Несмотря на кратковременное пребывание в Абхазии, их семьи очень сдружились, проводили много времени за общим столом и всегда старались помогать друг другу.

Валерий Халилов запомнился Анзору Кокосркерия как человек добродушный, отзывчивый, умеющий уважать традиции и культуру той страны, в которой он находился. Кокоскерия отметил, что по своему мировоззрению, поведению и моральным принципам Валерий был очень близок абхазскому народу.

"У меня даже есть фотографии, где Валерий помогает мне делать вино. Он мог сам прийти и предложить помочь порубить дрова, к примеру. Валерий был физически очень крепким мужчиной, любил работать, его двор всегда был в чистоте. Он для меня был не просто другом, а старшим братом", — с горечью утраты рассказал Анзор Кокоскерия.

© Фото: / из личного архива Анзора Кокоскерия

Человечность и отзывчивость Валерия Халилова были безграничными, отметил Кокоскерия. Он был готов помочь, естественно, не только в Абхазии, но и везде, где у него была такая возможность.

Анзор вспомнил, что несколько лет назад у него были проблемы со здоровьем. Он поехал в Москву. Наталья Халилова, супруга Валерия, договорилась устроить его в один из лучших военных госпиталей российской столицы. Когда ее спросили, кто же этот человек, за которого они так просят, она ответила, что это сын Валерия Халилова.

"У них две дочери, сына не было. Наталья называла меня сыном, который построил им дом", — сказал Кокоскерия.

Валерий Халилов познакомился со своей супругой в Гагре еще в советские годы, он был обычным солдатом и покорил молодую Наталью своим умением красиво играть на музыкальных инструментах.

Анзор Кокоскерия поделился тем, что он до сих пор не может поверить в произошедшее и все еще надеется на то, что у Валерия Халилова был шанс выжить.

Нежный "колдун" с дирижерской палочкой

Бывший первый заместитель генерального прокурора Абхазии Беслан Квициния познакомился с Валерием Халиловым в 2009 году в Москве. Умение найти общий язык, душевная простота и искренность Халилова быстро их сблизили. Квициния даже удалось лично увидеть репетицию военного оркестра, дирижером которго был Халилов.

Квициния был удивлен, как ловко Халилов управлял таким количеством музыкантов одним лишь взмахом дирижерской палочки.

"Я спросил, как такой большой оркестр его слушается, особенно, когда играют на улице или на плацу. Валерий засмеялся и сказал, что на День победы в ВОВ ему предстоит вывести 1200 музыкантов, и он сейчас думает и колдует, как это лучше сделать", — вспомнил Беслан Квициния.

И вправду, Валерию Халилову удалось с честью справиться со столь сложной задачей, добавил Квициния. Он с удивлением наблюдал, как во время военного парада в честь 65-ой юбилейной годовщины победы в ВОВ военный оркестр гордо, красиво и слаженно прошел по Красной площади.

А когда Валерий Халилов приехал в Абхазию на один из Дней Победы в Отечественной войне народа Абхазии, его друг Беслан Квициния спросил его, как ему абхазский оркестр. На что дирижер улыбнулся и отметил хорошую игру музыкантов.

"Можно будет в следующий раз пригласить и военный оркестр Южного федерального округа, чтоб устроить настоящий праздник", — сказал тогда Халилов.

По воспоминаниям Квициния, Валерий Халилов был влюблен в Абхазию и очень за нее переживал. Он не мог смириться с тем, что республика никак не может до конца отойти от войны, а люди не могут найти покоя.

"Почему все так должно быть? Здесь люди должны спокойно жить, тут нельзя даже громко разговаривать", — сетовал Халилов.

Валерий Халилов очень любил и природу Абхазии. Когда у него была возможность приезжать в Абхазию, он много времени проводил на море, а все остальное время в огороде, рассказал Беслан.

"Часто мы собирались дома у Халиловых в Гагре, где он виртуозно играл нам на пианино. Это был удивительный человек, очень внимательный. Никогда не обделял вниманием, всегда поздравлял с праздниками", — подчеркнул Беслан.

Солистке Москонцерта (меццо-сопрано), которая не раз выступала в Пицундском органном зале с абхазскими артистами, посчастливилось поработать с мэтром российского военного оркестра Валерием Халиловым в начале 2000-х годов на фестивале духовной музыки. Она запомнила Халилова как спокойного, но очень требовательного в работе человека.

"В начале 2000-х годов мы проводили фестивали Духовной музыки вместе с Халиловым и композитором Борисом Феоктистовым. Несмотря на то, что Валерий Михайлович был военным, он не был жестким. Требовательным был, но мягким", — рассказала Сучкова-Гавриилова.

Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что в 5.40 мск пропала с радаров отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера.

По уточненным данным министерства, на борту воздушного судна находились 84 пассажира и восемь членов экипажа — военнослужащие, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазу Хмеймим в Сирии, девять представителей российских СМИ.

В субботу, в светлый праздник старого Нового года в московском Богоявленском храме отпели военного дирижера Валерия Халилова, который возглавлял ансамбль им. Александрова. Попрощаться с музыкантом пришли сотни человек - одноклассники по училищу, ученики и поклонники.

Валерий Халилов был очень талантливым композитором. «Это был высочайшего достоинства человек, - тихо рассказывал доцент академии им. Гнесиных Сергей Решетов. «Ведь по музыке человека всегда видно, что он из себя представляет. И в музыке Валеры были видны его благородство, его честь, его возвышенность. Он был настоящим военным дирижером - всегда подтянутый, стройный, до последних дней занимался спортом». «Говорят, что незаменимых людей нет, - помолчав, добавил Сергей Решетов. - Но в случае с Валерой это слишком большая утрата. До сих пор не верится, что его нет. С каждым днем все горше и горше».

Портал Правмир собрал фрагменты из нескольких интервью Валерия Михайловича - о детстве, профессии и вере в Бога.

О КРЕЩЕНИИ И ВЕРЕ

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры - я и вовсе не понимаю!

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими - пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь - нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения - 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О МУЗЫКЕ ДУХОВНОЙ И ВОЕННОЙ

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер - военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна. Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей - это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки - в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства? Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму - открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам - созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика - никогда. Слушать классику - работа души.

Люди во все времена - одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки. И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют - все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно! Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее - чистое, светлое.

Наверно, именно в этой плоскости музыка - военная ли или просто классическая - и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства». Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах - куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр - это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр - вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать. Вокруг - раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют - толпа собирается вокруг духового оркестра.

О МОЛИТВЕ В ВОЕННОМ МАРШЕ

Скажем, марш «Генерал Милорадович». Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу «Генерал Милорадович», зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые - внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал - я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течение, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича. Вот это марш, это русский марш, я его написал.

В нем ничего нет такого предосудительного, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога - такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

О ВОЕННЫХ МУЗЫКАНТАХ РОССИИ

Наша страна - единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование - Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

ВИДЕОПЕРЕДАЧИ С ВАЛЕРИЕМ ХАЛИЛОВЫМ

Многих россиян потрясла неожиданная новость о трагической гибели самолета Ту-154, которая произошла 25 декабря 2016 года. На борту было много известных людей, в том числе и Валерий Халилов - руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова. Он вместе со своим коллективом летел в Хмеймим, чтобы принять участие в новогодних мероприятиях. Весь состав трагически (91 человек, в том числе 64 артиста) погиб в небе над Сочи. Памяти Валерия Халилова - бессменного руководителя этого заслуженного ансамбля - и посвящена данная статья. Она расскажет о человеке, который всю свою жизнь служил музыке.

Валерий Халилов: биография

Художественный руководитель известного во всем мире ансамбля имени Александрова родился 30 января 1952 года в небольшом городке Термез в Узбекистане. Его отец тоже был военным дирижером. Музыкой мальчик стал заниматься с четырехлетнего возраста. С одиннадцати лет Валерий Халилов начал учиться в Московской военной музыкальной школе. Вначале он поступил на класс кларнета к педагогу Е. Егорову, а затем - на фортепьяно к Т. Соколовой. Именно это учебное заведение заложило в юношу ту музыкальную основу, которая помогла ему впоследствии стать военным дирижером.

С 1970-го по 1975-й год будущий руководитель целого музыкального коллектива обучался в Московской гос. консерватории на военно-дирижёрском факультете в классе профессора Г. П. Алявдина.

Работа

Первым местом его службы стало Пушкинское высшее командное училище, специализирующееся на радиоэлектронике ПВО. Здесь Валерий Халилов руководил оркестром. В 1980-м коллектив, дирижером которого он являлся, занял первое место на конкурсе Ленинградского военного округа.

Спустя год Валерий Халилов переходит на преподавательскую работу на кафедру военно-дирижерского факультета консерватории им. П. Чайковского. В 1984-м его перевели в распоряжение ВС СССР - в управление военно-оркестровой службы. Здесь он дослужился до заместителя начальника военно-оркестрового подразделения.

С 2002 по 2016 годы Валерий Халилов являлся начальником военно-оркестровой службы страны — Главным военным дирижером России. Будучи на этой должности, он неоднократно выступал в парадах на Красной площади, посвященных Дню Победы в качестве руководителя сводного оркестра. В мае 2015-го года дирижер стал членом попечительского совета общественной региональной организации «Академия праздничной культуры».

В ансамбле

Именно Валерий Халилов является автором таких известных произведений, написанных для духового оркестра, как «Элегия» и «Адажио», а также маршей «Кадет», «Улан», «Молодёжный», «Рында» и т. д. Ему принадлежит множество песен и романсов. Но самое главное событие в жизни Халилова, которое многие сегодня называют судьбоносным, произошло в апреле 2016 года. Именно тогда Валерия Михайловича назначили на должность художественного руководителя и начальника ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. Александрова. С коллективом, с которым он проработал почти полтора года, дирижер и находился на борту злополучного самолета.

Валерий Халилов, фото которого часто можно было видеть на первых полосах газет, выступал организатором праздничных театрализованных мероприятий, в которых участвовали духовые оркестры нашей страны и зарубежные коллективы. В их числе такие международные фестивали, как «Спасская башня» и «Кремлёвская зоря», «Амурские волны», проходящий в Хабаровске, «Марш столетия» и т. д. Он много гастролировал. Его ансамбль выступал в США, Австрии, КНДР, Швеции, Венгрии, Швейцарии, Польше, Германии, Монголии, Франции, Финляндии, Бельгии.

Семья

Со своей супругой познакомился в Гагре, еще когда был самым обычным солдатом. Он покорил молоденькую красавицу Наталью своим невероятным умением играть на нескольких музыкальных инструментах. Именно благодаря тому, что жена Валерия Халилова родом из Абхазии, его жизнь оказалась тесно связана с этим местом. Супруги мечтали построить небольшой дом рядом с отцовским участком Натальи. И им это удалось.

Как вспоминают соседи по Гагре, в частности Анзор Кококсерия - депутат Абхазии, Халиловы очень любили республику. Они при первой же возможности прилетали сюда, чтобы хотя бы несколько дней пожить в своем домике. Так получилось, что Валерий Михайлович по своему мировоззрению оказался очень близок к кавказскому народу. Он глубоко уважал традиции и культуру этой страны.

Когда Халиловы приезжали в Абхазию, то основное свое время проводили или на море, или на приусадебном участке. Валерий Михайлович старался как можно чаще отдыхать с женой и детьми. Он всегда говорил, что самое ценное, что имеет в этой жизни, - это его семья.

Валерия Халилова - отца двух дочерей - судьба наградила и внуками, и внучками. В одном из своих интервью рассказывал, что они очень на него похожи. С пеленок внуки ходят строем и даже пытаются дирижировать. Михайловича вспоминают, что их папа обожал их, всегда приглашал на свои концерты, слушал вместе с ними симфоническую музыку.

Воспоминания близких

Валерий Халилов запомнился окружающим как добродушный и отзывчивый человек. Он всегда уважал мнение своих близких и старался к нему прислушиваться. Приезжая в дом в Гаграх, дирижер часами возился на участке. Он даже пытался делать с соседями вино. Валерий Халилов был мужчиной физически достаточно крепким. Для него не было проблемой поколоть дрова, поработать в огороде. Его приусадебный участок содержался всегда в чистоте и порядке. Для многих друзей, по их словам, он был не товарищем, а братом.

Звания и награды

В. Халилов являлся членом российского Союза композиторов. Ему присвоили звание Народного артиста. В списке наград Халилова два ордена и несколько медалей. Он не раз удостаивался премий Минобороны и Минкультуры РФ в области искусства. В июле 2010 года Валерию Халилову было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. В 2016-м, уже после смерти, ему была присуждена премия Минобороны в номинации «Музыкальное искусство».

Трагическая гибель

Светлую память о талантливом музыканте, патриоте Отечества и просто хорошем человеке генерал-лейтенанте Халилове навсегда сохранят не только родные и близкие, но и многие почитатели его таланта. Он погиб, когда летел в Сирию, чтобы вместе с ансамблем поздравить российских военных и местных жителей с Новым годом. Но, к огромному сожалению, до места не добрался…

Валерия Халилова похоронили на родине его предков во Владимирской области. Именно таким было его желание. Рассказывают, что на Архангельском погосте было море народу. Да и Богоявленский собор, в котором проходил чин отпевания, мог с трудом вместить всех тех, кто захотел проститься с военным дирижером.

Его именем названа улица в Киржаче Владимирской области, а военно-музыкальное училище в Москве будет носить имя В. Халилова.

ХАЛИЛОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА.

Родился (30.01.1952)в семье военного дирижёра в городе Термез, Узбекская ССР.
Отец Халилова по национальности - лакец, родом из села Хуты, Дагестан; мать -
крымская татарка. С 11 лет - воспитанник военно-музыкального училища
в Москве (кларнет). В 1970 -1975 годах обучался на военно-дирижёрском
факультете при Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского.

Первое место службы - дирижёр оркестра Пушкинского высшего военного
командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под
управлением Халилова занял 1-е место на конкурсе
военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов
назначен преподавателемна военно-дирижёрский факультет Московской
государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
В 1984 году переведён в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.
С 2002 по 2016 год -начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации -
Главный военный дирижёр.В этой должности неоднократно выступал
в качестве дирижёра сводного военного оркестра,
принимавшего участие в Парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.
С мая 2015 года - член попечительского совета «Академии праздничной культуры».
В апреле 2016 года назначен на должность Начальника ансамбля -
художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски
Российской армии имен А. В. Александрова.

Валерий Халилов выступил организатором многих праздничных театрализованных мероприятий,
участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы
из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные
фестивали, как «Кремлёвская заря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным
руководителем фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» (Хабаровск) и
«Марш столетия» (Тамбов), а также Международного военно-музыкального
фестиваля в Южно-Сахалинске.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации
в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии,
Франции, Швейцарии, Бельгии.
Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио»,
«Элегия», марши - «Кадет», «Молодёжный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

НАГРАДЫ: Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени,
орден Почёта, медали СССР, медали РФ.

УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ – доцент.

БРАТ ВАЛЕРИЯ - Александр Михайлович Халилов - старший преподаватель
Военного института
(военных дирижёров) Военного университета Минобороны России, заслуженный а
ртист Российской Федерации (1997), полковник. Он является автором музыки
к песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад».

Валерий Михайлович Халилов погиб в Сочи 25 декабря 2016 года в авиационной
катастрофе самолёта Ту-154 Минобороны России, направлявшегося в Сирию.
Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого и
м Ансамбля имени Александрова.

Википедия.


ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО: «КРАСНОЗНАМЁННЫЙ АНСАМБЛЬ ДОЛЖЕН БУДЕТ ЖИТЬ»

Случилась великая трагедия, мимо которой не прошел, думаю, ни один человек.
Постоянные репортажи по телевидению, и миллионы людей не только приникают
к экранам, но искренне плачут, переживая эту тяжелейшую утрату. На лицах россиян
печаль и грусть. Люди, летевшие помочь военнослужащим, все без исключения -
достойные, талантливые, смелые.

Я лично и Кубанский казачий хор хорошо знали Краснознаменный ансамбль
песни и пляски имени Александрова - наш знаменитейший коллектив, гордость страны.
Первые впечатления - из самого раннего детства, когда я впервые услышал
по радио краснознаменцев. Звучали «Вставай, страна огромная»,
«Вечер на рейде» - да любая песня их репертуара поднимала дух.
Сам коллектив воспринимался как знак нашего патриотизма,
безупречного профессионализма и высокой духовности. Мы же знаем и помним,
что его основатель Александр Васильевич Александров -
бывший регент главного храма российского, Храма Христа Спасителя.

У нас немало пересечений с александровцами. Вспомню одно. В 2012 году
отмечалось 200-летие наполеоновского похода. На концерте во Франции ансамбль
Александрова и Кубанский казачий хор выступали как единый коллектив.
Мы сохранили самые добрые чувства об этом партнерстве. Недавно
в Москве я возглавлял жюри конкурса, который проводило возрожденное
Хоровое общество. Слушали российские хоры, и в составе арбитров
был генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов.
Нас связывало знакомство на ходу: при встрече кивали друг другу,
здоровались, но близко не общались. Можно сказать, что конкурс
в Измайловском кремле подарил мне близкого, очень родного человека.
Мы говорили о проблемах развития духовой музыки, с сожалением отмечали,
что сейчас она находится в глубоком упадке. О духовых оркестрах
Валерий Михайлович - первый военный дирижер страны - знал всё.
Я рассказал ему о проводившихся до перестройки марш-парадах
в Краснодаре и во всех казачьих городах. Одной из тем наших бесед был
и Краснознаменный ансамбль. Халилов внимательно слушал меня
и соглашался с тем, что на него возложена большая ответственность
продолжить славный путь коллектива, который не может стоять на месте,
а должен развиваться. Мы оказались единомышленниками.
Разговоры были прекрасные, я в нём почувствовал музыканта, художника,
гражданина, обеспокоенного делом своей жизни.

Валерий Михайлович проявлял какие-то образцовые человеческие качества.
На обсуждения жюри удалялось в небольшую комнатку, где было очень холодно.
Я приехал без теплой одежды и ежился от озноба.
Тогда он принес из раздевалки шубу и накинул мне на плечи.
Я отнекивался, говорил, что не генеральское
это дело - подавать шубу. Военный человек, строгий, немного даже суровый,
Халилов в душе был добрым, теплым и заботливым.

Кубанскому казачьему хору уже 205 лет, и каждый год в день рождения коллектива
мы вспоминаем ушедших и поем «Вечную память». Теперь мы станем поминать
погибших 25 декабря - Валерия Халилова и всех артистов, которых не забудем.
Они - наши братья по искусству, мы скорбим и переживаем горечь утраты.
Царствие небесное. Вечный покой всем безвинно павшим! С нами Бог -
будем об этом помнить…

Очень давно, еще в Новосибирске, откуда я вернулся на свою родину больше
четырех десятилетий назад, я написал песню. Газета «Комсомольская правда»
объявила поэтический конкурс. Геннадий Головатый - молодой, тогда неизвестный
читинский поэт - получил главный приз за стихотворение из двух четверостиший.
Поначалу, по молодости, я испытывал даже возмущение: почему только восемь строк?
Когда же прочитал их, они зазвучали в сердце и душе - и родилась песня.
Она никогда не исполнялась, но я мечтал, что однажды ее споют александровцы.
Видимо, не суждено. Сейчас, в траурные дни, чувствую, что эти удивительные
стихи имеют отношение к судьбе Краснознаменного ансамбля.

* * *
Слепые не могут смотреть гневно.
Немые не могут кричать яростно.
Безрукие не могут держать оружие.
Безногие не могут шагать вперед.

Но - немые могут смотреть гневно.
Но - слепые могут кричать яростно.
Но - безногие могут держать оружие.
Но - безрукие могут шагать вперед.

26.12.2016
Елена ФЕДОРЕНКО
Газета "Культура"

МОЛИТВА ЗА ДУШУ ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА,
РУКОВОДИТЕЛЯ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА,
ПОГИБШЕГО ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ.

Отец наш Небесный! Да святится имя Твое!
Небесная наша Заступница – Пресвятая Богородица!
Иисус Христос – Спаситель Мира! Земля-матушка!
Пророки, Архангелы, Ангелы, Святые!
Упокойте душу Валерия Михайловича Халилова,
художественного руководителя и дирижёра
Ансамбля имени Александрова,
погибшего при крушении самолёта Ту-154.
Пусть светлая скорбь и молитвы родственников,
друзей, поклонников и всех добрых людей
помогают душе Валерия обрести покой небесный.
Пусть смерть этого талантливого музыканта,
умелого руководителя и отважного генерала
послужит установлению мира на Земле.
Пусть на замену Валерию Халилову
найдётся для Ансамбля достойный руководитель.
Пусть в Ансамбль имени Александрова
придут одарённые люди, особенно молодёжь.
Слава и вечная память Валерию Халилову
и всем погибшим вместе с ним.
Слава Отцу Небесному
и всем Божественным силам!
Аминь.

МОЛИТВА ЗА ДУШИ ПОГИБШИХ АРТИСТОВ
ИЗ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА
ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ

Валерий Халилов – организатор праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали многочисленные военные духовые оркестры из разных стран мира. В эксклюзивном интервью корреспондентам ИА «Экзистенция» Марату Бекмурзаеву и Анне Качеровой Валерий Михайлович поделился воспоминаниями о годах учебы в военно-музыкальном училище, создании маршей и переменах, произошедших в военной музыке.

ИА «Экзистенция»:
Валерий Михайлович, кому принадлежит идея проведения фестиваля «Спасская башня»?

Халилов В.М.: Ставший традиционным фестиваль «Спасская башня» в 2010 году состоялся в третий раз. Первый военно-музыкальный смотр назывался «Кремлевская Зоря». Он прошел в сентябре 2007 года, разрешение на проведение было подписано Президентом РФ В.В. Путиным. Сама идея плац-концерта возникла в связи с удивительной архитектоникой Красной площади. Я считаю, что именно главная площадь столицы с историческими декорациями – стенами, башнями Кремля, Собором Василия Блаженного – является идеальной площадкой для потрясающего патриотического действа, знакомящего россиян с достижениями в области военной музыки. Основу фестиваля будут составлять военные оркестры, включающие в себя 1400 музыкантов из 15 стран. Кроме этого, как и в прошлые годы, в смотре принимали участие подразделения почетного караула – Президентского полка РФ и Республики Казахстан.

ИА «Экзистенция» : Что Вы сами ожидаете от фестиваля?

Халилов В.М.: Очень хотелось бы выстроить переход к финалу логично и «свести» все выступления высокопрофессионально. Например, оркестр Евросоюза, состоящий из 40 волынщиков, выступит по программе пятым номером. После дефиле к нему присоединится российский оркестр и исполнит номер на тему песен военных лет (в прошлом году мы играли попурри из песен легендарных The Beatles). Мы сместили акценты таким образом, чтобы сам финал – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и знаменитый старинный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» – получился цельным, без эклектики. 2010 год – юбилейный, мы празднуем 65-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому особое внимание мы уделяем теме Победы. Днем 5 сентября для москвичей и гостей города ведущие военные оркестры фестиваля сыграют в Измайловском парке, Сокольниках, в парке Горького, в Александровском саду, на Поклонной горе и в Царицыно, а тем же вечером в 20.00 на Красной площади состоится благотворительный Гала-концерт «Рубежи нашей памяти», на котором барды исполнят военные песни.

ИА «Экзистенция» : Чем «Спасская башня-2010» отличается от предыдущих фестивалей?

Халилов В.М. : Несмотря на традиционность фестиваля, на нем представлено много новшеств. Впервые на Красной площади выступил Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Известный со времен императрицы Елизаветы Петровны, необычный состав духовых инструментов возрожден и сыграет специально созданную фанфару: 14 музыкантов протрубили о начале праздника с гульбища Спасской башни. Новой и разнообразной стала и программа фестиваля. Оркестр Бундесвера (Германия) предложил вниманию зрителей произведения Рихарда Вагнера, коллектив из США исполнил музыку Майкла Джексона, курсанты московского военно-музыкального суворовского училища сыграли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и эстрадную музыку.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, Вы сделали блестящую карьеру военного дирижера, возглавили Военно-оркестровую службу Российской Армии, в этом году после парада Победы Вам присвоено звание генерал-лейтенанта. Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша музыкальная карьера? Когда Вы впервые взяли в руки дирижерскую палочку?

Халилов В.М .: Это произошло в 1970-м году. Я окончил военно-музыкальное училище, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитанниками которого были выдающиеся дирижеры, в том числе и Валерий Абисалович Гергиев.

ИА «Экзистенция» : На каком музыкальном инструменте Вы начинали играть?

Халилов В.М. : Я занимаюсь музыкой с четырех лет. Играл на пианино.

ИА «Экзистенция» : То есть, у Вас не было сомнений в выборе профессии?

Халилов В.М. : У папы не было. У меня же были колоссальные сомнения. Поступив в суворовское музыкальное училище, я подумал: «Куда я вообще попал?» Мне было одиннадцать лет, и меня обрили наголо. Да, я любил поиграть в футбол, похулиганить, как все мальчишки во дворе, но при этом я был домашним ребенком, занимался музыкой. В училище мне случалось даже плакать от обиды…Оценивая свой выбор через много лет, я считаю, что он был верным, ведь я продолжил семейную династию. Военно-музыкальное училище – уникальное учебное заведение: у нас был огромный конкурс – пятьдесят человек на место, на курс поступило тридцать человек со всего СССР. Поразительный факт: за семь лет учебы было отчислено всего четыре курсанта, и то по состоянию здоровья. А коллектив педагогов и студентов у нас был замечательный.

ИА «Экзистенция» : Вы поддерживаете с ними отношения?

Халилов В.М .: Конечно! Мы собираемся ежегодно в конце мая в Серебряном Бору, где располагалось училище.

ИА «Экзистенция» : Что вдохновляет Вас на создание собственных произведений?

Халилов В.М. : Вдохновением служит армия, ведь основная тематика моего творчества – армейская. Я пишу марши, мне это нравится и легко дается, я не стремлюсь к другим жанрам. Однажды я был в гостях у великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и поинтересовался: «Георгий Васильевич, а Вы бы смогли марш написать?». Он ответил: «Я же написал военный марш, в «Метели». А потом улыбнулся и говорит: «Конечно, это не военный марш. Просто тема такая. Я не смог бы написать». Я вообще не уверен, что, к примеру, известный композитор, но не армейский человек, может сочинить марш. Думаю, чтобы создать военную музыку, нужно находиться в недрах армии, впитать ее ритм. Для марша характерна определенная музыкальная форма: есть мотив, который должен быть развернут «сверху» и «снизу», есть «трио», во второй части должен быть обязательно контраст. Важно учитывать эти нюансы при создании марша. К примеру, симфонические или увертюрные музыкальные жанры – это развернутые произведения, создание которых требует большого количества времени, сосредоточения. Чтобы написать подобные произведения, необходимо учиться. А у меня нет специального образования, но есть умения, навыки и желание. Для меня творчество стало скорее хобби, во время учебы я входил в военно-научное общество по композиции, где и освоил основы композиторского письма. Это и есть мое «обучение». Меня принимала в Союз композиторов комиссия достаточно известных музыкантов. Я сыграл два своих произведения, и мне сказали: «Хватит!» Значит, этого было достаточно, чтобы признать меня композитором.

ИА «Экзистенция» : Как Вы считаете, что происходит сейчас с военной музыкой?

Халилов В.М .: В последние пять-семь лет я начал чувствовать, что действительно началось реальное возрождение военной музыки в России. Во-первых, в последние годы мы получили достаточно средств, чтобы начать обновление оркестров музыкальными инструментами. Москву и Санкт-Петербург мы уже полностью «одели» в новые комплекты отличных инструментов мирового уровня. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент – это оружие каждого музыканта. Во-вторых, за последние годы мы провели Всеармейский конкурс военных оркестров. Впервые за всю историю Вооруженных сил СССР и РФ все военные дирижеры собрались для обмена опытом и знакомства с достижениями в военной музыке. А до этого на протяжении 15 лет у нас был silentium (молчание): инструменты не закупались, конкурсы и смотры не проводились, потому что средства на это не выделялись. Шли девяностые, время было непростое.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, есть ли разница между оркестрами Советского Союза и РФ?

Халилов В.М .: Мы отказались от репертуара, который много лет нам насаждали: не играем сейчас, например, песню «Широка страна моя родная». Думаю, в выборе исполняемых произведений необходимо избегать идеологической архаики, важно выбирать произведения, представляющие культурную ценность и соответствующие духу времени. В то же время, нельзя отказываться от шедевров музыкальной культуры, таких как «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Посмотрите, что произошло: музыка гимна Советского Союза осталась основой гимна Российской Федерации. Слова изменились, но музыка-то осталась. Потому что это шедевр.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, а Вам не кажется, что народ устал от современной музыки, от «попсы»?

Халилов В.М .: Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал. Я прихожу домой и слышу по радио или телевидению современную музыку, и она меня удручает. Я категорически против фонограммы в любом ее виде. Я еще могу понять исполнение под аккомпанемент, ведь артист иногда не может везти с собой из Москвы в регион оркестр. Но он может петь своим голосом. Пусть это будет «минусовка», но когда и артист, и аккомпанемент «не живой» – я не могу этого понять! Приходит зритель на концерт в зал, а его, извините, дурачат. Меня, музыканта-профессионала, это коробит. Исполнитель обязан показать свое мастерство.

ИА «Экзистенция» : Какие исполнители Вам нравится?

Халилов В.М. : Меня привлекают настоящие профессиональные «откровения», за которыми стоят труд и любовь к музыке, переданная по-настоящему. Недавно Игорь Бутман сказал мне такую фразу о бардах: «Поэтом можешь ты не быть, но музыкантом быть не можешь!» Да, барды не являются музыкальными профессионалами, и в то же время, я обожаю их: это музыка достаточно серьезная, глубокая, интересная, где чувства доносятся по-настоящему, через сокровенность. И мне барды, честное слово, дороже, чем профессионал, который исполняет свою музыку вымученно.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, какую роль играет военный оркестр в жизни общества?

Халилов В.М. : Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры – проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и выступление перед зрителями как филармонии, игра на балах, в садах и парках. У каждого полка был свой гимн в виде марша или какой-нибудь «цитаты» из классического оперного произведения. Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.

ИА «Экзистенция» : Какую цитату Вы произносите чаще всего?

Халилов В.М .: Слова Александра Суворова: «Музыка ведет к победе – победа ведет к славе!» Вообще-то я не строю свою жизнь по цитатам или постулатам. Я верующий человек. Конечно, в жизни есть внутренние эстетические нормы, правила, которым я следую. Знаю, что где-то пролегает грань, дальше которой идти нельзя, потому что там находится «черная дыра», к которой я просто боюсь приближаться. А если вспомнить еще цитаты, то я часто обращаюсь к строчкам Владимира Маяковского.