Школьный театр как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности школьника. Проект на тему: Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"

ШКОЛЬНЫЙ театр - театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях - Киево-Могилянской (1670-е гг.), Славяно-греко-латинской (кон. 17 - нач. 18 вв.) и др. Лучшее произведение для школьного театра - "Владимир..." Феофана Прокоповича (1705).

  • - В. с 7 до 16-18 лет, т. е. до момента окончания средней школы...

    Большой медицинский словарь

  • - его функции - помочь учащимся выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ШКОЛЬНЫЙ театр - театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания...

    Большой энциклопедический словарь

  • - шко́льный прил., употр. сравн. часто 1. Школьным называется то, что связано с пребыванием, учёбой в школе. Школьная олимпиада по математике. | Школьные предметы. | Школьное сочинение. 2...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ШКО́ЛА, -ы,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ШКО́ЛЬНЫЙ, школьная, школьное. 1. прил. к школа в 1, 2 и 3 знач. «Развернулось по всей стране грандиозное школьное строительство.» История ВКП. Школьное имущество. Школьная сеть в городах. Школьное здание...

    Толковый словарь Ушакова

  • - шко́льный прил. 1. соотн. с сущ. школа I 1., 2., 3., связанный с ним 2. Свойственный школе, характерный для неё. 3. Принадлежащий школе. отт. Предназначенный для школы. отт. Работающий в школе, обслуживающий школу. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - шк"...

    Русский орфографический словарь

  • - Принадлежащий школе, к ней относящийся...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР" в книгах

Школьный хор

Из книги Мастер-класс автора Исупова Лада Семеновна

Школьный хор Пошла как-то на концерт школьного хора, в котором поют мои дочери. Обычная общеобразовательная государственная школа, никакого музыкального уклона, дети ходят по желанию.Выходит на сцену хор, человек сто тридцать, и среди них четыре мальчика-инвалида –

Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!»

Из книги Оскар Уайльд автора Ливергант Александр Яковлевич

Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!» «Хорошая женщина» (первоначально комедия «Веер леди Уиндермир» так и называлась - «Пьеса о хорошей женщине») Маргарет, леди Уиндермир, производит впечатление счастливой жены, обласканной

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007

Из книги автора

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007 ПРОСЛУШИВАНИЕЕще в предыдущий приезд в Петербург, на Конкурс Образцовой (см. первую часть этой книги), я дал волю своему любопытству и отправился на разведку через Площадь Искусств,

Школьный быт

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Школьный быт Каждый понедельник перед началом уроков японские ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение пятнадцати минут выступает директор школы. В остальные дни это время отводится для общешкольных объявлений и проверки, все ли присутствуют. Правда, как

Глава 4. Театр сказок. Домашний театр

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Глава 4. Театр сказок. Домашний театр «День рождения Андерсена». Литературно-музыкальная композиция Предлагаемый сценарий посвящен празднованию дня рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В него включены викторины и инсценированные отрывки из

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус

Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

Малорусский школьный театр

автора

Малорусский школьный театр „Школьными“ назывались театры духовных учебных заведений. Первый, упоминающийся в литературных источниках, такой спектакль состоялся в Киево-Могилянской академии.В основании школьного театра лежала школьная драма, сочиненная по

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ)

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ) Театр РСФСР Первый - достаточно фантастическое предприятие, рожденное революцией 1917 года. Фантастическое потому, что слава его была весьма обширна, несмотря на то, что всего только один сезон (1920–1921) этот театр

Школьный театр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШК) автора БСЭ

Школьный быт

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

Школьный быт Каждый понедельник перед началом уроков японские ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение пятнадцати минут выступает директор школы. В остальные дни это время отводится для общешкольных объявлений и проверки, все ли присутствуют. Правда,

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный

Из книги Ненавижу школу автора Зинна

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и

Школьный дом

Из книги Шестеро в доме, не считая собаки автора Сталькова Ирина Львовна

Школьный дом День рождения ребенка и день рождения школьника, т. е. 1-е в его и в родительской жизни первосентябрьское утро, определяют наши общие с ним жизни на долгие-долгие годы. С коляской и малышкой-дочкой мы провожали нашего старшего в школу, и я, в предвкушении

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный нарколог, и школьный венеролог и т.д. - у нас ведь школа не хухры-мухры, вон сколько специалистов!)

Из книги Ненавижу школу автора

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный нарколог, и школьный венеролог и т.д. - у нас ведь школа не хухры-мухры, вон сколько специалистов!) А закончился этот вышеописанный случай тем, что ко мне подошла школьный психолог и сделала мне замечание о том,

«Школьный» хор

Из книги Литературная Газета 6276 (№ 21 2010) автора Литературная Газета

«Школьный» хор ТелевЕдение «Школьный» хор А ВЫ СМОТРЕЛИ? Обсуждение сериала «Школа» в программе «Судите сами» началось необычно: ведущий Максим Шевченко сразу дал фильму высокую оценку. Задал тренд. Многочисленные гости программы его с энтузиазмом поддерживали.

ШКОЛЬНЫЙ

Из книги 100 разнообразных оргазмов в течение месяца автора Чулков Леонид Петрович

ШКОЛЬНЫЙ Для этого оргазма вам также необходимо тщательно разработать план действий, то есть сценарий игры. Суть его в том, что между вами разыгрывается сценка из школьной жизни, где вы - строгая молоденькая учительница, только что пришедшая на работу в школу, а ваш

Театр это искусство коммуникации. Он позволяет многое: высказать мнение и чувства, объясниться, развить свои мысли и идеи посредством палитры эмоций разных и порой неоднозначных. Причем все это богатство и все разнообразие чувств и эмоций органично для человека, театральная постановка это же кусочек жизни.

Отрочество - трудный период в жизни человека, это болезненный процесс самопознания, самопринятия и самоосознания как уникальной личности. Это время бунта и смятения чувств, время принятия трудных решений.

Задача каждого, кто работает с подростками знать и уважать взрослеющую личность., что бы внутренние конфликты не превратили милого умного ребенка в инертного, замкнутого, мрачного индивидуума, который, тем не менее, готов взорваться при малейшем давлении. Театр – это способ дать волю своим чувствам, мыслям, своей креативности, своему самолюбию и, что очень важно, также способ завоевать признание и уважение сверстников и взрослых, что так необходимо в этом возрасте.

Дать волю своей эмоциональности, своему гневу и восторгу в процессе спектакля, в пределах заданной роли, не лучший ли это способ решить личностные проблемы подростка?

Задача школьного театра – развить личность. И не только ее творческий потенциал. Придать уверенности в общении, привить навыки коммуникации вне школьного коллектива, показать пути для самореализации.

Группа как живой организм, непостоянный и личностно-окрашенный, в процессе коллективного сотворчества помогает каждому подняться до уровня выше обыденного. И в смысле актерской игры и в осознании себя как яркой индивидуальности.

Театр это средство социализации. Речь идет о своеобразном « братстве» актеров, потому что все и вся в группе нацелено на одно: передать зрителю материализованную мысль и чувство. Лучшее, что есть в нас. То, что выстраивалось на репетициях с терпением и любовью и то, что стоило большого труда.

Мы воссоздаем жизнь в мучительных попытках доказать что мы достойны любви. Каждый наш жест и каждое слово на службе у чувств, Театрализация, сценические упражнения и служат для того определения и называния эмоций и ощущений, которые так трудно произнести в реальной жизни.

Театр придает уверенность в себе, в том, что тебя ценят, любят, понимают. Это стремление дойти до глубины, максимально выложиться и в ответ получить признание и понимание, это стоит того, что бы много и упорно трудиться.

Позволю себе несколько практических советов.

Прежде, чем начать читать сценарий и выбирать актеров, нужна, на мой взгляд, подготовительная работа с группой. Несколько простых тренингов-игр. Сразу оговорюсь, что тренингов и игр существует огромное количество. Приведу только некоторые для примера выстраивания алгоритма.

С чего начать? Конечно самое главное - это создание команды единомышленников. Поэтому первое: подготовка и налаживание дружеской, позитивной, творческой атмосферы

Игра «Дружеское пожатие» Все встают в круг. Все участники один за другим (первым должен быть руководитель) подают друг другу руку ладонью вверх, противоположная сторона отвечает пожатием и так по кругу. Когда все пожали руки, руководитель адресует своему соседу несколько добрых искренних слов (например: какие теплые у тебя руки или как тебе идет этот галстук и т. п), сосед должен тоже сказать добрые слова (комплимент) своему соседу и так по кругу.

Когда отношения «налажены», можно перейти к этапу тренировки необходимых умений

  1. Тренировка концентрации.

Игра в группе « Лимон»

Простое задание встать на одну ногу, закрыть глаза и с силой « вкручиваться в землю», покачиваться и балансировать имитирую выжимание сока. Задача не потерять равновесие и «выжать лимон»

Игра в паре « Фотоаппарат».

Внимательно посмотреть вокруг, запомнить все предметы. Повернуться спиной и все подробно описать. Затем поменяться ролями.

Следующий этап сложнее, это

  1. тренировка взаимодействия , развивает гибкость и доверие к партнеру.

Игра в паре « Зеркало»

Один из участников делает движение или жест, его партнер должен точно имитировать движение первого в зеркальном отражении. Затем роли меняются. Движения должны усложняться по мере того как доверие и внимание партнеров растет.

Игра в группе « Кривое зеркало» Начинается как « Зеркало» только партнер должен повторить движение первого и добавить свое. Таким образом, задача все время усложняется.

  1. Не обойтись, конечно, без Тренировки дикции и интонации (и правильного дыхания)

Игра в группе. Кто быстрее произнесет скороговорку, кто больше вспомнит скороговорок, кто не сделает ни одной ошибки.

Игра в группе « Снеговик»

Руководитель произносит простую фразу, например: «Какая прекрасная погода») следующий должен произнести эту фразу и добавить слово или два (например: «Какая прекрасная погода была вчера ») .И так далее…Побеждает дружба или тот, кто придумает и произнесет самую длинную фразу-продолжение.

  1. Тренировка коммуникации .

Игра в группе «Крокодил» Игрок должен жестами и мимикой показать какое-то явление или предмет так, что бы участники догадались, о чем идет речь.

Игра в группе « Слепой» Нужно с закрытыми глазами потрогать руками пространство, предмет (не очевидный), человека, так как это делают слепые. Затем на основе собственных ощущений (тактильных и обонятельных) рассказать что это или кто это.

  1. Очень важная Тренировка сотрудничества и доверия

Игра в паре «Есть контакт»

Один из партнеров аккуратно, но внятно прикасается к другому. Задача второго податься от прикосновения строго в соответствии с силой прикосновения (например: если партнер положил руку на плечо, то второй должен, соответственно, опустить это плечо) Через некоторое время партнеры меняются. Разумеется, степень воздействия может меняться в процессе. В идеале, это должно выглядеть как контактная импровизация. И возможно, лучше под музыку

Таков примерный алгоритм работы с театральной группой.


О школьном театре

Как рождается спектакль? Наверное, в муках, потому что работа над каждым спектаклем требует от всех его участников самоотречения, огромного терпения, сил, времени, наконец. И в то же время – это необыкновенно счастливые мгновения, часы, дни, недели, месяцы, ибо наполнены созиданием, творчеством, а что может быть прекраснее творчества? Совместного творчества коллектива талантливых ребят, учеников нашей школы…

Руководитель театрального коллектива, его мозг и душа – Ирина Андреевна Рябцева, человек редкого обаяния и таланта, прекрасная актриса и режиссер, выпускница Театрального училища имени М.Щепкина, актриса Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя.

Школьный театр существует уже почти 10 лет, его основной состав – десятиклассники в этом учебном году. А когда-то очень юные, очень милые и очень робкие мальчишки и девчонки делали свои первые шаги по школьной сцене, создавали под чутким руководством режиссера тетра Ирины Андреевны свои первые, незабываемые образы.

Идут годы…В репертуаре школьного театра – чудесные детские сказки, проникновенные, волнующие спектакли, посвященные великому празднику – Дню Победы, яркие, искрометные, по оценкам строгих критиков «аутентичные» спектакли на английском языке. Спектаклей на английском языке уже 6, а точнее 7, начиная счет с небольшой очаровательной инсценировки по произведениям Самуила Маршака. Но какой же огромный труд это был для второклашек! Завершает ряд классика театральной сцены, знаменитая «Мышеловка» по пьесе «королевы детектива» Агаты Кристи.

Как Ирине Андреевне удается подобрать пьесу, именно одну из тысяч других, персонажи которой гениально «ложатся» на характеры, личности наших актеров?! Причина, вероятно, — в таланте, любви к детям, своему делу.

За годы существования театра сложилась команда единомышленников, увлеченных и преданных делу. И в этом тоже причина успеха каждой без преувеличения премьеры! Невозможно представить спектакль без танцев, которые благодаря хореографу школы Марии Дмитриевне Сорокиной органично становятся неотъемлемой частью театральной постановки.

Не быть спектаклю ярким и красочным без тщательно продуманного интерьера, костюмов актеров, музыки… Огромная заслуга в этом принадлежит Анастасии Владимировне Марсий, одной из мам наших талантливых юных актеров. Она — автор множества великолепных идей, которая провела бесконечное множество часов на репетициях!

Частью театрального коллектива стала учитель английского языка Вероника Николаевна Шарапова, которая, зная ребят с первого класса, вместе с Ириной Андреевной развивает в них умение думать и чувствовать на английском языке, создавать актерские образы, максимально приближаясь к первоисточнику. Эти пьесы погружают зрителей в разные эпохи и разные обстоятельства, но они всегда потрясающе интересны! Это и пьеса по мотивам новеллы Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», пьеса по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик», «Сокровище острова Пеликан» Дж.Б. Пристли, пьеса Рея Куни «Смешные деньги» и, наконец, знаменитая «Мышеловка» Агаты Кристи. И следует отметить – многочасовая работа над текстом дает свои результаты – прекрасные коммуникативные умения ребят – визитная карточка коллектива школьного театра!

А еще так важен командный дух, умение поддержать друг друга, пошутить, когда подступает усталость! Невозможно представить наши репетиции без Надежды Борисовны Кабановой, мамы одной из наших актрис, без ее самых вкусных на свете пирожков!

Говоря об успехе театра, необходимо отметить, что он был бы невозможен без постоянной, многогранной поддержки и помощи со стороны администрации школы – Ирины Петровны Гурьянкиной и Анфисы Лаврентьевны Лесиной. Благодаря им любые самые незначительные и самые сложные проблемы решаются быстро и незаметно!

А теперь о самом главном… Так хотелось бы, чтобы жизнь школьного театра никогда не заканчивалась! Станут выпускниками наши любимые актеры… Придут им на смену новые талантливые ребята, которые так же искренне и самозабвенно будут любить театр и дарить свой талант зрителям!

2018-05-24 12:35:47








Mousetrap (Мышеловка), 2018

Пионер — всем ребятам пример (2017)

2014 год

Кентервильское привидение (на русском языке)

The Canterville Ghost by Oscar Wilde in English

Поющий поросенок (часть 1)

Поющий поросенок (часть 2)

Поющий поросенок (часть 3)

12 декабря 2012 года театральная студия школы «Сосны» показала спектакль «Щелкунчик» («Nutcracker») на английском языке. В спектакле участвовали ученики 5Б класса Шутова Надя, Кабанова Нина, Ракова Арина, Тимошина Катя, Абуаль Исса, Королев Даниил, Макеев Савва, Рамазанов Амин, Фиданян Денис, а также ученик 3Б класса Билокоз Демьян. Режиссер-постановщик спектакля — руководитель театральной студии Рябцева Ирина Андреевна. Консультантами-экспертами по английскому языку выступили учителя школы Шарапова Вероника Николаевна и Дергаева Лариса Магомедовна. Афиша-буклет спектакля, а также фото- и видеоматериалы размещены на нашем сайте www.сайт.

Спектакль «Муми-тролль и Шляпа Волшебника» театральной студии школы «Сосны», состоялся 16 декабря 2011 г. Художественный руководитель Рябцева И.А., артисты — ученики 4б класса.

Перчатки (2010)


ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР [В России]

Расстановка ударений: ШКО`ЛЬНЫЙ ТЕА`ТР [В России]

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (В России) - театр при духовных учебных заведениях. Первый (упоминающийся в лит. источниках) спектакль состоялся в Киево-Могилянской академии. В 1672 пост. мистерия "Об Алексее человеке божием", прославлявшая царя Алексея Михайловича. В 1679 Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней Ш. т.; он написал для Ш. т. две пьесы - "Комедия- притча о блудном сыне" и о "Новуходоносоре царе". Дальнейшее развитие Ш. т. связано со Славяно-греко-латинской академией в Москве (организована в 1687). Здесь давались представления: "Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным"(1701); мистерия "Страшное изображение второго пришествия господня на землю" (1702; в мистерии действовал т. н. Марс Роксоланский, олицетворявший Петра I и Россию), "Торжество мира православного" (о взятии рус. войсками шведской крепости Нотебурга-Орешка); "Божие уничижителей гордых уничижение" (1710; о разгроме шведской армии под Полтавой). В спектакли Ш. т. широко входили интермедии (бытовые сатирич. сценки), иногда косвенно связанные с осн. действием, в них использовались сюжеты и приёмы скоморошьих представлений и нар. игр. Часто в интермедиях в комич. виде изображались представители привилегированных классов.

Самое значит. произв., написанное для Ш. т., - "трагедокомедия" "Владимир..." Феофана Прокоповича (1705, пост. в Славяно-греко-латинской академии). В ней автор обращается к историч. сюжету (крещение Руси), вместо аллегорич. масок в пьесе действуют бытовые персонажи. Ш. т. существовали также в семинарии Ростова Великого (пост. пьесы Дмитрия Ростовского "Комедия на рождество Христово" и др.), в духовной семинарии в Сибири и др. В 1720 - 40 существовал Ш. т. в хирургич. школе при госпитале, руководимом доктором Бидлоо (Москва); здесь были пост. "История Александра Македонского и Дария", "Слава Российская" Журавского и др. Игра актёров в Ш. т. подчинялась правилам классицизма. Оформление и костюмы в представлениях Ш. т. носили символич. характер (добродетельные персонажи появлялись в белых одеждах, злодеи - в чёрных, Мир выходил с оливковой ветвью, Изобилие - с рогом, Обман - в волчьей шкуре, Добродетель - в львиной и т. п.). Во 2-й пол 18 в. в результате гонений духовенства, протестовавшего против Ш. т. из-за развития в нём светских элементов, а также конкуренции со стороны нарождавшегося проф. драм, т-ра, Ш. т. прекратил существование.

Лит.: Асеев Б. Н ., Русский драматический театр XVII - XVIII веков, М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н ., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.

Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 1680, Москва) - общественный и церковный деятель. В 1637 - 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную "службу", которая была принята. С 1663 после переезда в Москву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царских детей.

К наставлениям Симеона прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети - вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал "Букварь". В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт, драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся против раскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения.

Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в русской литературе писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.

В XVII веке Симеон Полоцкий пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной. Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник “Вертоград многоцветный”; “Рифмологион”, включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы -- “Комедия притчи о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”; “Псалтырь рифмотворная” -- полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей “Обед душевный”, “Вечеря душевная”.

К 70 -- 80-м годам XVII в. относится возникновение школьного театра в России. Сложился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Русский школьный театр отличался злободневностью, стремлением отвечать на насущные потребности времени. В начале XVIII в. школьный театр прославлял военные победы Петра I, выражал идеи об укреплении Русского государства, развитии просвещения.

В XVIII в. большую роль в жизни школьного театра сыграл известный общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681 -- 1736). Он написал пьесу «Владимир», ставшую вершиной драматургии школьного театра. В образах языческих жрецов, боровшихся с киевским князем Владимиром, современники легко угадывали врагов петровских реформ. Приближая пьесу к современности, Прокопович использовал в ней некоторые приемы народного театра, особенно в комических сценах.

В духовных академиях на кафедрах пиитики и риторики к декламациям, диалогам и постановкам спектаклей обращались с тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий, облекая их в образную форму. Вместе с тем участие в театральных представлениях считалось разумным и полезным занятием в часы досуга.

Вошли в историю русского театра школьные спектакли студентов Хирургической школы. Особенностью размещения школьных сцен было отсутствие центра служившего образцом для театров, рассеянных по другим городам, определявшего их репертуар. Школьные театры были в Ярославле, Твери, Пскове, Новгороде. Такое размещение школьных сцен позволяло посещать спектакли большому числу людей. Постоянное увеличение числа зрителей входило в задачи школы. Она стремилась к массовости театрального искусства, хотела сделать театр доступным для населения города и близлежащих деревень.

Школьный театр в игровой, наглядной форме знакомил семинаристов с сюжетами священной истории и прививал будущим проповедникам навыки общения с аудиторией

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

В середине XVIII века организуются школьные театры в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе (1749 г.); в Московском университете (1757 г.) и в некоторых крупных провинциальных учебных заведениях.

На сцене театра Шляхетного корпуса были исполнены первые трагедии и комедии Сумарокова. В конце 40-х годов в корпусе были организованы представления трагедий, в которых участвовали любители театра из числа кадетов.

Историческое значение имел театр Воспитательного дома. Воспитательный дом был учрежден в Москве в 1764 г. в качестве прибежища для подкинутых внебрачных детей и должен был стать, по мысли Екатерины II, одним из очагов создания русского «третьего сословия», необходимого государству. Аналогично Шляхетному корпусу, Московскому университету, Духовным коллегиям и семинариям, сценическое искусство преподавалось и ученикам Императорской Академии Художеств.

Большой интерес представляют театральные начинания А.Т. Болотова, Игнатия Тейльса и других деятелей детского театра. В театре Болотова ставились нравоучительные комедии, которые должны были осмеять лгунов и хвастунов и показывать для образца добронравных и прилежных детей и «добродетельные деяния», а также пьесы эффектно-постановочного характера и балеты.

Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Театр Смольного института - особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».

Школьный театр не был театром, который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека.

Школьный театр органически входил в систему культуры своего времени, выражал многие ее основные черты, служил важнейшим звеном связи культуры и образования.

Школьный театр в системе культуры XVII-XVIII вв. занимал двойственное положение. Он был не только явлением искусства, но и средством воспитания, развернутым педагогическим приемом, который применялся в преподавании двух из семи свободных художеств - поэтики и риторики.

Театр значительно облегчал процесс обучения, делал его более доступным и интересным, вносил в него элемент игры.

Будучи частью дидактической программы, выполняя функции религиозного и общественного воспитания, театр в то же время вырывался из учебного плана и превращался в явление искусства.

Такая двойственность школьного театра в глазах его зрителей и создателей была не недостатком, а естественной чертой. В этом сложном взаимодействии театра и жизни состоит одна из основных особенностей эпохи барокко.

Школьные представления были закрытыми и открытыми. Первые преследовали чисто учебные цели. Вторые предназначались и для развлечения и для поучения публики. На этих представлениях собирались учителя и ученики школы, гости. Часто это были граждане, поддерживавшие учебное заведение в финансовом отношении, родители учеников.

Все произведения, ставившиеся на школьной сцене, подчинялись правилам риторики. Риторикой определялся выбор темы. Специально выделялся такой этап работы над произведением, как создание и осознание замысла. Школьные руководства посвящались описанию тем, перечислению способов их реализации и сочетания.

Пьесы школьного театра ставились в одном из помещений школы, которое могло иметь сцену, оборудованную по последнему слову театральной техники, которая должна была быть покатой, расширяющейся по направлению к зрителю. Это была сцена с рисованными декорациями, писавшимися на заднике и кулисах. Школьные спектакли не всегда шли на специальных сценах или в специальных помещениях. Постановщики могли выходить за пределы школы, продолжая традиции народного средневекового театра. Они выносили свои спектакли под открытое небо, на рыночные и церковные площади, собирая толпы зрителей.

Школьный театр, имея обширный репертуар, привлекая многочисленную публику, в то же время не был профессиональным театром. На протяжении всей своей истории он был театром любительским, где обязанности авторов, постановщиков, актеров выполняли непрофессионалы. Все деятели театра целиком зависели от школы. Театр исходил из нее.

Актерами школьного театра были ученики старших классов, поэтики и риторики, а так же младших. Обычно младшие ученики получали второстепенные роли или играли в массовых сценах. Кроме того, они участвовали в декламациях, диалогах, моралите, т.е. более простых драматических формах. Статистами могли быть не только ученики коллегий, но и жители города, где находилась коллегия.

Слово и музыка, изображение, жест, танец входили в театральную структуру на равных правах и были полноценными средствами эстетического воздействия на зрителя. Синтезируя, сплавляя живопись и слово, танец и музыку, школьный театр предельно выражал основные особенности этих искусств, выявляя то общее, что в них существовало.

Начиная с истоков, на пути своего развития до наших дней школьный театр переживал годы признания и подъема, периоды забвения и спада.