Статусы про лицемерие. Признаки лицемерия в человеке

Лицемерие – это стиль поведения, который подразумевает неискренность, сокрытие настоящих эмоций, мыслей и внутреннего состояния. Значение слова лицемерие берёт своё начало в Римской империи, когда актёры, принимая участие в театральных представлениях, использовали разнообразные маски, отображающие эмоциональное состояние персонажа. Не всегда данное явление должно осуждаться и порицаться. У каждого индивида была в жизни ситуация, в которой приходилось скрывать правду от собеседника, привирать и использовать «сладкую ложь» вместо «горькой правды».

Вынуждает человека к лицемерию, в основном, . И в подавляющих ситуациях это страх своего мнения или реальности, который вызван . Потому, когда собеседник лицемерит, а выявить это просто благодаря жестикуляции, интонированию, выражению лица, не стоит сразу обижаться на говорящего. Если этот человек действительно дорог, следует понять его страх, осознав, чем он вызван, и как своими действиями можно изменить ситуацию.

Чтобы миновать такую личностную черту, как лицемерие, необходимо выстроить правила жизни и непоколебимую систему принципов. Если поведение строится исходя из ценностей, такой человек будет больше контролировать свою речь и поступки, избегая лжи и слабости. Личность с адекватной не будет стыдиться своей точки зрения или мировоззрения.

Что такое лицемерие

По сути, в основе этого понятия лежит сокрытие правды. То есть, лицемеры играют на публику, демонстрируя , которые на самом деле не ощущают. Соответственно их восприятие ситуации отлично от того, которое они стремятся показать, а значит, поведение такого человека также будет идти вразрез с его ценностями и установками.

Согласно этическим стандартам, лицемерие – это негативное качество, поскольку человек ведёт себя безнравственно из-за своего , объясняя благими намерениями, высокоморальной и действием из лучших побуждений. То есть объективное значение подобных действий и смысл, приписываемый лицемером, разительно отличаются.

Иногда лицемерие может быть уместно – в случаях, когда необходимо скрыть правду. Например, в отношениях с начальством на работе или преподавателями в ВУЗе – прекратить общение с такими людьми чаще всего невозможно, даже, если они неприятны. В подобных ситуациях некоторая доля фальшивости необходима, чтобы избежать увольнения или исключения из университета.

Однако в большинстве случаев человек надевает на себя личину, которая прячет его мировоззрение, убеждения не только от общества, но зачастую и от себя. Играя социальные роли, личности не предают свои принципы, но примеряя социальную маску лицемерия, индивид скрывает истинные намерения и чувства.

К подобным действиям и лицемерию людей склоняет , в основе которой – страх непринятия и непонимания обществом, публичного осуждения.

Человеку кажется, что он не достоин любви таким, какой он есть, хуже других, потому он пытается скрыть свою дефективность. Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд полагал, что окружающие склоняют к лицемерию, ведь социуму свойственны непостоянство и неуверенность. Окружение требует соответствовать высоким стандартам, не спрашивая, способен ли на это отдельно взятый индивид, а искреннее и высокоморальное поведение не всегда оправдано. То есть, индивид не получает по заслугам за пожертвование чем-то важным и должен сам понять, как оправдать такую жертву, не нарушив душевную . А значит, лицемерие является следствием попытки сохранить баланс.

Леон Фестингер американский психолог выяснил, что лицемеры чувствуют себя неуютно ввиду того, что настоящие эмоции и демонстрируемые не совпадают. Потому психотерапевт предложил концепцию , которая объясняла испытываемый при лицемерии дискомфорт. Следуя учению, когда пара человек одинакового мышления вступают в диссонанс и одна персона пытается его преодолеть, и как следствие – лицемерит.

В различных религиях также поднимается вопрос этого качества. В христианстве лицемерие является грехом, душевной болезнью, от которой следует излечиться путём исповеди – то есть получить лекарство от Бога, ведь эта характеристика базируется на вранье, а отец вранья – сам дьявол. Однако в Новом завете даётся несколько иная интерпретация лицемерия – это личность, которая делает что-то, дабы другие заметили. Исламисты акцентируют на том, что подобная персона лишь показывает себя верующей, но таковой не является. Интересно то, что в данной религии лицемерие – грех хуже неверия в Бога, и лицемеры, умирая, попадают на самый страшный, нижний ярус ада, потому что, находясь между верованием и неверованием, такие люди плетут интриги и создают беспорядки вокруг себя. В сражениях лжецы сбегают от вражеских войск, но при победе стараются получить большую часть завоёванного. Иудаизм также порицает подобное поведение и лицемерие, согласно Раши у этих людей речь и сердце существуют порознь. В свою очередь верующий человек говорит правду и в душе, и в голос.

Признаки лицемерия в человеке

Лицемерие притворство можно распознать по ряду примет. В первую очередь это невербальные сигналы: неискренняя улыбка, стеклянные глаза, напряженные мышцы лица, его покраснение. Выдают лицемерие и ненатуральный тембр голоса, запинание. Крайне настораживает в общении с обманщиком отсутствие эмоциональной окраски, заинтересованности в том, о чём рассказывает индивид – интуитивно можно почувствовать, что персона не вкладывает энергию в свои слова. Тревожным звоночком лицемерия должно быть резкое изменение отношения к человеку после единичного события.

Таким образом, благодаря перечисленным свойствам, распознать лицемерие не очень сложно, особенно в сравнении с честными людьми. Но что делать, если вы обнаружили подобное поведение у кого-то из своих близких? Так как чаще всего лицемерие возникает из-за боязни быть собой со своими слабостями и недостатками, значит ввиду каких-либо действий человек сейчас не чувствует себя в безопасной обстановке. Потому, во-первых, необходимо осознать, что личность включила защитный механизм, а не пытается одурачить. Затем следует понять, из-за каких поступков активировалась защита в виде лицемерия и, соответственно, изменить поведение.

Как бороться с лицемерием

Возможно ли справиться с такой особенностью характера, как лицемерие? Да, если человек достаточно мотивирован на изменения. Рассмотрим подробнее, в каких направлениях тогда стоит работать.

Когнитивная сфера. Для избавления от лицемерия необходимо признавать свою уникальность и не прогибаться под ожидания общества. Стандарты прочих людей могут менять индивида, потому стоит следовать собственным моральным и духовным ориентирам. Избегайте осуждения общества – лучше просто помочь в силу своих возможностей. Не стоит забывать, что целостность характера лежит в основе физического здоровья.

Ответственность. Лицемерие возникает на базе страха перед мнением других людей. Побороть его возможно лишь научившись быть в ответе за свой ежедневный выбор между добром и злом. Следует помнить, что цели и ценности, приоритеты у каждого индивида разные, потому нет ничего зазорного в том, чтобы оставаться собой со своим пониманием жизни в общественном разговоре.

У любой личности должны быть непоколебимые принципы, которые недопустимо предавать, что происходит при лицемерии. Это достигается внутренним и пониманием своей иерархии ценностей, которая формируется благодаря постоянному развитию.

Адекватная самооценка. Человеку, который уважает себя, легче добиться уважения окружающих. Ему не надо предпринимать для этого особых мер, достаточно быть самим собой. Ведь лицемерие, по сути, мешает показать обществу своё настоящее «Я», заставляя постоянно идти на уступки.

«Трилогия о лицемерии». Анализ комедии Мольера «Тартюф».

Образцом "высокой комедии" может служить "Тартюф". Борьба за постановку " Тартюфа" шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками "Тартюфа" были могущественные люди - члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Доносы тайных агентов этого общества причиняли много зла, так что современники прозвали его "заговором святош". Но иезуиты в этот период безраздельно господствовали в религиозной жизни Франции, из их числа назначались духовники королевской семьи, и королева-мать, Анна Австрийская, лично покровительствовала Обществу Святых Даров. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, "Тартюф" был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.

"Тартюф" на одном из диалектов южной Франции значит "мошенник", "обманщик". Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена "кабалы святош". Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа - лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чтобы предотвратить этот брак, мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой давно исподтишка ухаживает Тартюф, берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Но, изгнав его из дома, Оргон ставит под удар собственное благополучие - Тартюф заявляет права на свою собственность, к Оргону является судебный пристав с ордером о выселении, к тому же Тартюф шантажирует Оргона неосторожно доверенной ему чужой тайной, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список "бессовестных деяний", спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.



Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки - образ Дорины; резонер, то есть персонаж, который "проговаривает" для зрителя моральный урок происходящего, - брат Эльмиры, Клеант.

Однако в каждой пьесе Мольера есть роль, которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый жизненный, драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В "Тартюфе" Мольер играл Оргона.

Оргон - в практическом плане взрослый человек, преуспевающий в делах, отец семейства - одновременно воплощает духовную несамодостаточность, как правило, свойственную детям. Это тип личности, нуждающийся в руководителе. Кто бы ни оказался этим руководителем, люди, подобные Оргону, проникаются к нему беспредельной благодарностью и больше доверяют своему идолу, чем самым близким. Оргону не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Оргон в плане духовном несамостоятелен, он не знает самого себя, легко поддается внушению и становится жертвой самоослепления. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов. В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала. Очень справедливо в этой связи замечание А. С. Пушкина: "Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров - и что нередко, она близко подходит к трагедии".



По форме "Тартюф" строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия - линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.

Церковники так и не простили Мольеру "Тартюфа"

Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком. Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей. У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон

В драматическом театре Нижнего Тагила сегодня премьера нового спектакля «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера. Спектакль повествует о том, до чего может довести религиозный фанатизм и доверие к проходимцам, прикрывающимся церковью. Её главный герой – ловкий мошенник Тартюф, выдающий себя за проповедника.

Перед большим событием прошёл предпоказ спектакля – для самых близких друзей. Для режиссера из Казани Рената Фазлеева предпоказ – хорошая возможность посмотреть на реакцию зрителя, чтобы успеть внести коррективы перед премьерой. Да и просто понять, «случился ли спектакль». Как говорит сам режиссер, «реализовал практически всё, что хотел, сейчас хочу видеть удовлетворение самих артистов от спектакля!»

Тагильская интерпретация пьесы Мольера вполне классическая, разве что добавлены музыкальные вставки от композитора Вадима Шосмана. Хореографические номера поставил тагильский балетмейстер Анатолий Дурницын.

Несмотря на то, что предпоказ только для своих, в зале театра нет свободных мест. А пока зрители замерли в ожидании, за кулисами кипит жизнь – актеры готовятся к сдаче.







Итак, три звонка, занавес, поехали…!

Спектакль смотрится легко, во многом благодаря прекрасно отыгранной комедийной составляющей. Светлана Кравченко, отлично вошедшая в образ саркастичной и болтливой служанки Дорины, то и дело заставляла зал взрываться от смеха.

В первом акте также очень порадовал своей игрой Дмитрий Самсонов исполнивший роль хозяина дома — Оргона, его истеричная страсть к Тартюфу очень убедительна.

Дмитрий Кибаров – новое приобретение театра, блестяще сыграл вспыльчивого юношу Дамиса, кстати, это первая большая роль молодого артиста на тагильской сцене.

Зрители оживились, когда на сцене появился Юрий Сысоев, в образе главного антагониста – Тартюфа. Его образ лживого праведника получился очень реалистичным.

Второй акт дал возможность раскрыться и блеснуть персонажу Татьяны Исаевой, ее Эльмира отлично выводит на чистую воду коварного обманщика Тартюфа.


Впечатляют костюмы актёров — на их изготовление ушло немало времени и сил: «250 метров ткани, 333 пуговицы, 600 метров тесьмы, 600 метров ленты, 500 метров кружев», — написано в группе театра в социальных сетях.

Любую нацию, любую страну можно сплотить двумя проверенными способами: общенациональным триумфом или трагедией. К сожалению, 2015 год отчего-то подумал, что в эпоху его правления пролилось мало человеческой крови, и потому, наверное, решил под конец разойтись не на шутку. А люди ведь не могут остаться в стороне, и потому рождаются волны нелепого сочувствия, обличающие всю человеческую убогость. Чувство причастности требует крови, как древние ацтекские боги, человек готов на любые глупости, лишь бы показать свою осведомлённость.

Сейчас во всех социальных сетях все люди пишут соболезнования и ставят под специальной фотографией надпись “prayforparis”, что они хотят этим показать? Их скорбь? Их сожаление? Президент Сирии Башар Асад совершенно правильно подметил, что на протяжении пяти лет это все происходит в Сирии, Ливии, Афганистане и Ираке. Каждый божий день там погибают сотни людей. Их взрывают, казнят и издеваются над ними… Неужто жизнь французов намного дороже жизни сирийцев, ливийцев, иракцев или афганцев? Да нет, просто нам ближе «цивилизованная, Европа», нежели «варварский Восток». Многие отвечают, что там война, мол, народ сам себя до этого довёл. Прошу дичайшего пардона, но Франция себя подводила к этому аж с 1968-го года, а последний гвоздь в крышку гроба они вбили, продолжая запускать к себе толпы беженцев, не забывая при этом бомбить позиции ИГИЛовцев. Причём у приезжающих мусульман никто не спрашивал, желают ли они интегрироваться в мультикультурализм, питать уважения к геям с Монмартра или католикам из Нотр-Дам де Пари. Мультикультурализм был такой же агрессивной идеологией, как расизм, но вместо того, чтобы принуждать пришельца к покорности аборигену, он выставлял и выставляет ещё более абсурдное требование: «Пользуйся полной свободой, но только так, чтобы уважалась свобода другого, даже если она противоречит твоему образу жизни, не мешай другому находиться рядом и творить что хочется». Никто не задумался о том, что свобода – это не только братание и доброта, но и возможность осуществлять самые безжалостные нормы шариата.

Флаги, слезы, причитания… Безусловно, если в твоей душе родилось искреннее чувство сострадания, то это совсем другое дело. Но ведь большинство пишет для галочки. Поэтому как-то больше веришь людям, принёсшим цветы к посольству. Они хотя бы встали, купили эти самые цветы и пришли, а не настрочили показную глупость с нелепым хэштегом. Встречались люди, которые корчили свои гримасы, будто бы плача, приписывая, как им больно на душе. Даже если бы они действительно плакали, то это была бы показуха. Но их лица напоминали гримасу беременной обезьяны, так что сомнений не оставалось.

Одно дело – соболезнование от стран, государств, поддержка на большом уровне. Когда знаменитую статую Иисуса в Рио-де-Жанейро подсветили французским триколором – это здорово. Всё-таки это главная достопримечательность страны, её символ. Когда фанаты английской сборной предложили спеть «марсельезу» вместе с французскими фанатами – это очень круто. Раз уж непримиримые, на дух друг друга не переносящие англичане и французы готовы слиться в унисон на таком священном для обеих стран действии, как футбол, то, наверное, истинное мировое единение возможно. Только жаль, что после трагедии всё закончится. Эти жесты выражают мировое единение, но не бездумные посты с хэштегом. Когда глава государства не выражает соболезнования, это странно. Когда его не выражает человек, которому на всё это плевать, это нормально, никто не обидится. Политика скроена из лицемерия, иначе быть не может, но у тебя есть выбор.

Но уж лучше выражать соболезнование, чем язвить по этому поводу. Когда Гарик Харламов и ему подобные пишут посты на тему: «Ну что, « » сделает карикатуру», – это говорит лишь о тупорылости человека. Кто дал право ублюдкам шутить по поводу смерти? Уверены, большинство погибших не смеялось над это карикатурой. Им вообще было плевать.
Кстати, карикатуру они сделали — приведения в беретах и с багетами. И подпись «Французы возвращаются к нормальной жизни». Только это не стёб, а злая ирония над событиями, но не погибшими.

Но гораздо кощунственнее всей вышеописанной ерунды делать пиар на костях. Когда разбился злополучный «Боинг», ещё один человек с камеди клабом головного мозга Павел Воля должен был выступать в Воронеже. Выйдя на сцену, он сказал: «Ребята, я не знаю, как вы, но у меня сегодня рука не поднимается шутить, я сегодня этого не смогу, ведь это очень большая трагедия». И после этих слов он сорвал кучу оваций, аплодисментов, минуту молчания и всеобщею народную любовь. Опустим ситуацию, что люди заплатили деньги, и всё такое, гораздо обиднее, что трагедии превратились в инфоповоды, в пищу для лицемеров и остальных ужасных людей. Если уж на то пошло, то вы должны плакать о каждом невинно убиенном кенийце, о каждой невинной жертве политического цирка в Донбассе, о каждом разбившемся самолёте (не только нашем), о тех 6 людях, которые погибли при очередном взрыве газа в жилом доме. Они ведь тоже невинные жертвы, только погибли не в той стране и не в тех условиях, чтобы вызвать массовую скорбь. Вот несчастная десятимесячная малютка Дарина Громова погибла в тех условиях. Очень мерзко и тошнотворно писать такие вещи, но в честь разбившегося в автокатастрофе малыша не делают майки с принтом «Самый главный пассажир». Если уж говорить о форменном ублюдстве, то вот его явный пример. Даже человеку, предпочитающему исключительный чёрный юмор, становится понятно, что те незримые нормы морали в конкретном примере стёрты в пух и прах. Такие поступки гораздо гнуснее, чем карикатуры «Шарли».

В то время, когда Воля учил воронежцев морали, политики начали с пеной у рта порицать молодёжь, которая пошла отмечать Хэллоуин, зная о трагедии. Но дело в том, что лицемерием погибшим не помочь, а от того, что ты останешься дома, никому лучше не будет. Настроение твоё ухудшится, а сам ты проведёшь бесцельные часы, взывая себя к вселенскому состраданию. Только это сострадание должно быть искренним и прививаться воспитанием с младых ногтей. Жизнь состоит из горестных событий, и постоянно ходить с суровой миной в чёрных одеяниях, запрещая себе смеяться из уважения к погибшим, равносильно суициду. И так удавиться хочется, а тут ещё натужно скорбеть. Да и как это возможно в стране, которая начинает истерично вопить, когда в день траура не показывают запланированный КВН? Ещё одна проверка для «плачущих и сочувствующих».

Прежде чем напялить на себя майку с принтом «Самый главный пассажир», написать пост, пойми, что единственное, о чём мечтают родственники погибших, – поскорее забыть этот кошмар, а не натыкаться на аватары с горящими свечами и скорбными постами, особенно когда, помимо этих соболезнований, десятка два поста с шутками про и прочее.

То, что мы увидели во Франции, не останется рядовым случаем. Надо признать это. Но важно также помнить, что цель любого траура – не только единение народа и призывы к морали, но и урок, предостережение всем нам. Нужно не только ходить в трёхцветных ленточках, но и мысленно приготовиться к борьбе с неуловимым врагом. Поэтому сейчас нужно объединиться не путём лайков, тут необходимо кое-что посерьёзнее.

По словам представителя Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции, делегация приехала в Женеву не участвовать в переговорах, а посмотреть на реакцию на их требования. Что же, конструктивный вполне себе подход. В чем же суть требований? Пресс-секретарь названного Высшего комитета Салим аль-Муслат заявил, что освобождение заключенных, женщин и детей, снятие блокады и прекращение российских авиаударов остаются основными требованиями делегации сирийской оппозиции. По сути, в заявлении только одно конкретное, адресное требование - к России. Остальные два, как говорится, для массовки. У кого они требуют освободить детей и женщин, только у Асада или у боевиков тоже, у которых работорговля процветает, уже не скрыть? Какую блокаду они требуют снять, с блокированных в разных точках боевиков, в ходе военной операции, или с заблокированного многотысячного населения Дейр-эз-Зора, приведенного в состояние гуманитарной катастрофы? Есть ощущение, что главное каким-то образом оттеснить Россию, которая не дает осуществить их планы, дальше сами разберутся, как это делали в последние годы. Это данность, не замечать которую нельзя ни под каким предлогом, иначе ни на шаг не приблизиться к развязке этого узла, какие бы дипломатические усилия ни предпринимались, или ни делался вид, что предпринимаются. Все очень просто, достаточно еще раз посмотреть на списки группировок, входящих в Высший комитет по переговорам, иначе называя - саудовскую группу оппозиционеров. Представители «Джейш аль-Ислам» - коалиции из четырех десятков салафитских и исламистских групп, созданной в 2013 году при финансовой поддержке Саудовской Аравии. «Ахрар аш-Шам» - один из самых яростных противников Асада, в рамках коалиции «Джейш аль-Фатх» (Армия завоевания) сотрудничающий с филиалом «Аль-Каиды» в регионе «Джабхат ан-Нусра». Усилиями этих оппозиционеров США и их союзники думают воссоздать Сирию как целостное, светское государство? На Капитолийском холме кто-то всерьез размышляет, что вооруженные до зубов исламисты-радикалы создадут им светское государство? Ведь афишируют именно такую цель. Монархи, эмиры и квази-султаны Саудовской Аравии, Катара, Турции финансируют своих подручных боевиков с целью у себя боком сконструировать сильную демократическую светскую Сирию? Так это им представляется?

Не видят и не понимают реальную картину, надо полагать. Ничего подобного, прекрасно все понимают и видят настолько отчетливо, что умело еще и видимость создают, манипулируя фактами и подтасовывая понятия. Американо-британскому союзу теория управляемого хаоса, видимо, сильно легла на душу. Они же ничем не рискуют по большому счету, только рассчитывают на дивиденды. Ведь здесь и сейчас страдают только сирийцы и материковая Европа, а с точки зрения распространения и укрепления своего влияния - это только на руку. Как еще можно комментировать заявление главы МИД Великобритании Филиппа Хаммонда о том, что действия России в Сирии разжигают гражданскую войну в стране. А до действий России четыре с половиной года там было что, или разжигал кто? А выступить с таким заявлением в унисон с ультиматумом сирийской (читай саудовской) оппозиции - разжигательство или миссионерство?

Можно, разумеется, пытаться управлять, на мой взгляд, уже далеко не управляемым хаосом и при этом бесконечно верить в успех Женевских переговоров. Что же еще остается делать в по крайней мере публичной сфере. Только вот реальная опасность, которая может взорвать планету, это даже не столько вышедший из-под контроля терроризм, а стремительная девальвация понятий и ценностей, на которых и держится баланс. Со страшной силой обесцениваются идеи, любые - западные, восточные, какие угодно, доселе сплачивающие людей. До безобразия размазываются ориентиры. А без них цивилизация Homo sapiens вернется к истокам, к вечному поиску еды, воды и крова на инстинктивном уровне. А как изящно выглядела Европа, оплот цивилизации, каких-то 300-400 лет назад, не пожелать и врагу.