«Обучение сочинению по картине Е. Е. Волкова

"Октябрь" картина Е.Е. Волкова.

Ефим Волков на картине «Октябрь» изобразил самый настоящий октябрьский пейзаж. Осень здесь вступила в свою финальную стадию, когда листья с большинства деревьев уже опали, а те, что остались, уже не пожелтеют… на переднем плане изображена тропинка. По ней уже давно никто не ходил. Всюду грязь, смешанная с засохшими желтыми листьями. И тут же в контрасте - яркие березки с голыми, когтистыми ветками. Они будто охраняют вход в эту природную обитель. На заднем плане неширокая речка, на берегу которой стоит человек в черной одежде. На фоне поляны, речки и лесов со всех сторон, он кажется черной мухой, которая ненароком присела на холст. Картина выполнена в светлых тонах, но без ярких оттенков, она источает умиротворение и спокойствие. Кажется, это легкий намек на то, что такая гармония возможна только наедине с самим собой и природой. И лишь красивые березки на переднем плане охраняют взаимопонимание, которого достигла природа со своим главным творением - человеком.

Е.Волков Октябрь

В 1883 году Волковым была создана картина Октябрь, «свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы». Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.
В. Стасов в обзоре выставки писал: «Между... многочисленными картинами наших пейзажистов... самая замечательная Октябрь... Это одна из лучших, если не самая лучшая, вещь Волкова, так хороши и рельефны тощие деревца, оголенные осенью, так хороши тут перспективы сквозь реденький лесок, столько тут везде воздуха и осеннего спадающего света...».

В этой картине очень тонко передано лирическое содержание, прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, великолепно выдержана основная колористическая гамма. Передний план картины, занятый молодой березовой рощей, проработан с особой тщательностью. Художник сумел сделать выразительными и хрупкие стволы берез, и бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.

В разработке темы осеннего листопада кисть художника достигает большой силы и выразительности. В изображении листьев художник почти приближается к пленэрной живописи: Волков тонко чувствует поэзию этой увядающей красоты, любовно наводя на опавшую листву лучи уходящего солнца - в их холодном освещении разноцветные листья создают образ сказочного ковра, раскинутого под деревьями. В извилистой ленте реки отражается холодное осеннее небо. Одинокая фигура старушки с котомкой за плечами, бредущей по тропинке вдоль берега речки, усиливает ощущение увядания природы.

Биография Ефима Волкова

(1844-1920)

Портрет Е.Е.Волкова кисти А.В. Маковского

Ефим Ефимович Волков родился 23 марта 1844 года в Петербурге в семье фельдшера. Будущий художник воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии.

Некоторое время работал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции, а также в Департаменте государственных имуществ и вынужденно вышел в отставку губернским секретарем.

В 1866 году Ефим Волков поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился один год.

В следующем году Волков на правах вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств. За картину «Вид в окрестностях Петербурга» в 1870 году Волков получил звание «не классного художника». В этом же году Волков уходит из академии, чтобы вплотную заниматься любимым делом. Все время художник проводит в постоянной работе над совершенствованием своего таланта, создает многочисленные этюды и рисунки.

В 1871 году Волков создает свою первую картину - «Болото осенью», а в 1872 году представляет ее на выставке Общества поощрения художеств.

Картина произвела неизгладимое впечатление на публику, и ее тут же отправляют в Лондон, где она получает бронзовую медаль на Всемирной Лондонской выставке. В 1873 все та же картина удостоена второй премии на конкурсе Общества поощрения художеств.

В 1875 году художника вновь ждет успех - ему вновь присуждают вторую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «На базаре», а в 1877 году он получает уже первую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «В лесу. По весне».

21 марта 1879 года в жизни Ефима Волкова вновь происходит чудесное событие, на общем собрании художников-передвижников его избирают членом Товарищества и, с тех пор, он стал выставлять свои работы исключительно на выставках Товарищества.

В период с 1870-х по 1890-е годы Волков был весьма известным художником. Репродукции его картин печатаю во многих известных столичных журналах.

В семейной жизни, Ефим Волков был весьма счастлив, он очень любил свою жену и дочку. Но в 1884 году в их жизни случилась трагедия. Его дочь умерла. Это событие оставило глубокий след в душе мастера и, безусловно, повлияло на его творчество. Его картины отражали все горе, таящееся в его душе. Он изображал монахов и старцев, которые сбежали от реального мира, и нашли свой приют за монастырскими стенами. Картины «Скит», «У Монастыря» пропитаны тем настроением, которое было у художника в те нелегкие для него времена.

Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками предпринял путешествие в Крым. Среди его друзей были Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Художник много работал, часто писал, но его не впечатляла южная природа, его сердце отдавало предпочтение природе средней полосы России, которую он изображал с любовью и особым душевным трепетом.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно ему полюбились места возле города Плеса.

В 1888 году по приглашению Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в качестве художника-пейзажиста совершил путешествие на Ближний Восток.

Из этой поездки Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.

В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств, а в 1899 году «за известность на художественном поприще» ему присуждено звание академика.

15 января 1902 года в залах Императорской академии художеств в Петербурге открылась выставка двух передвижников, членов Академии художеств - Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Волков представил на ней 417 полотен, написанных в период с 1875 по 1901 год.

Ефим Волков создал немало графических работ, таких как «Дорога в деревне», «Вид окрестностей Петербурга», «Набережная на Васильевском острове», «Моя дача на Сиверской», «Пейзаж», «Деревенский пейзаж», «На Валааме» и «Охотник с собакой».

Волков известен также не только как пейзажист, но и как книжный иллюстратор. Он создал ряд иллюстраций к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Отчизна».

Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям - крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает.

Умер Ефим Ефимович в 1920 году в Петрограде.

Холст, масло. 89,4x71,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Маковский Александр Владимирович

Волков Ефим Ефимович (1844-1920)
При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Современники называли Ефима Волкова "поэтом русской осени и русских туманов". Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые "ландшафты", а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя.
Ефим Ефимович Волков родился 23 (4.04) марта 1844 года в Петербурге в семье фельдшера. Воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии. Недолго проработал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции и Департаменте государственных имуществ и вынужденно вышел в отставку губернским секретарем.
Распростившись со службой в Министерстве юстиции, 22-летний Ефим Волков в 1866 году поступает в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств.
В Рисовальной школе великовозрастный ученик всего за один год прошел все четыре класса обучения, и уже в следующем 1867 году Волков вольнослушателем переходит в Императорскую академию художеств.
Получив звание "неклассного художника" за картину "Вид в окрестностях Петербурга" (1869) и доучившись только до "натурного" класса, Волков в 1870 году уходит из академии, чтобы заняться живописью, как он сам говорил – "прямо с природы".

Полтора года Волков проводит в неустанных трудах за многочисленными этюдами и рисунками, непрерывно оттачивая свое живописное мастерство.
В 1871 году Волков создает первую картину, полностью созвучную с его душевным настроем "глубинной любви" к природе – это "Болото осенью".
В 1872 году Волков представляет свое "Болото осенью" на выставке Общества поощрения художеств. Этот, на первый взгляд, крайне унылый пейзаж производит на всех столь огромное впечатление, что картину тут же отправляют в Лондон, где она получает именную бронзовую медаль на Всемирной Лондонской выставке.
В 1873 году пейзаж "Болото осенью" получает вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств. Первая премия была присуждена Алексею Саврасову.
Ефим Волков в пейзаже Болото осенью тогда впервые применил эффект едва уловимой дымки, который в дальнейшем часто будет повторяться в его осенних и весенних пейзажах.
В 1875 году Ефима Волкова вновь ожидает немалый успех – опять ему присуждена вторая премия выставки Общества поощрения художеств за жанровую картину "На базаре" (1874).
А в 1877 году Ефим Ефимович получает уже первую премию выставки Общества поощрения художеств за картину "В лесу. По весне" (1876).
21 марта 1879 года на общем собрании художников-передвижников Ефим Волков наконец-то был избран членом Товарищества.
1880-е годы были наиболее плодотворными в творческой деятельности художника. В 1883 году Волковым была создана картина "Октябрь", "свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы". Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.
Наряду с образом болота другой излюбленный образ в пейзаже Ефима Волкова – леса. Но, в отличие от И. Шишкина, Ефима Волкова больше привлекают опушки леса, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места.
Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.
Таков, например, пейзаж "Лунная ночь в лесу", в котором художник мастерской кистью запечатлел теплую летнюю ночь, полную чарующей неги. В картине Волкова "Зимний пейзаж" убедительно передано состояние тишины зимнего леса. По чистому, пушистому снегу медленно крадется волк, высматривая себе добычу и при этом чутко прислушиваясь к звукам лесного царства.
С конца 1870-х по 1890-е годы передвижник Волков был довольно известным художником. Творчеству Ефима Волкова уделяли внимание многие столичные журналы по литературе и искусству, которые часто публиковали репродукции его картин с приложением описания, а нередко и с критическими комментариями; среди них журналы "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественные новости", "Художественный хроникер", "Север", "Нива", "Артист" и другие.
Несмотря на финансовые трудности первых лет семейной жизни, Волков был вполне счастлив – у него любимая жена, подрастает прелестная дочурка, его творчество приобретает известность. Но в 1884 году случилось несчастье – умерла его малолетняя, горячо любимая дочь. Этим горем художник был так потрясен, что сам едва выжил. Перенесенное несчастье оставило отпечаток на творчестве Волкова. В его печальных картинах появляются изображения старцев и монахов, удалившихся от мира и укрывшихся в приюте за монастырскими стенами.
Одной из картин Е. Волкова на тему "приюта" является пейзаж "Скит". В 1889 году журнал Художественные новости писал, что "при взгляде на картину Ефима Волкова "Скит" вспоминаются стихи раскольников, воспевающих пустынь, куда не долетают ни жалобы, ни стоны из здешнего мира, где так величественна и спокойна природа, где страсти не смущают бедное человеческое сердце". Подобные ассоциации вызывает и картина Волкова "У монастыря".
В русской пейзажной живописи Ефим Волков, вслед за И. Шишкиным, был великолепным певцом русского лета. Художники-пейзажисты знают, что лето писать труднее, чем другие времена года, так как зелень деревьев и трав "забивает элементы пейзажа" и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета. Не случайно именно лето представлено в живописи меньше, чем изображение весны, осени или зимы.
Ефим Волков с большим мастерством писал и траву, и листву деревьев, и полевые цветы. Примером тому его картины:" Пейзаж с прудом", "Цветочное поле", "Речка" и другие.
"Пейзаж с прудом" (1887).
Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками ездил на побережье Черного моря. Кроме Ефима Ефимовича, поехали Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Лето прошло весело: они забирались высоко в горные леса, писали этюды в монастыре Козьмы и Дамиана; из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф. Друзья всегда с удовольствием вспоминали эту поездку. Но сердце Ефима Волкова осталось равнодушным к красотам юга. Он не изменил себе: главное место в его пейзажах всегда занимала природа средней полосы России и болотистые окрестности родного Петербурга.
В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно полюбил он места возле города Плеса.
Популярность Волкова росла год от года. Однажды, в 1888 году, на дачу художника приехал адъютант великого князя С.А. Романова и сказал:
– Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович Романов прислал меня к вам для переговоров, не согласитесь ли вы поехать с князем в Палестину в качестве художника-иллюстратора на один-два месяца, и сколько за это вы хотите?
– Поеду, – отвечает Волков, – но не за плату, а так. Если что напишу, то князь потом может купить по ценам выставки.
Адъютант уехал, затем вернулся вновь с ответом, что князь согласен.
Из поездки на Ближний Восток Ефим Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.
В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств. И в 1899 году "за известность на художественном поприще" Волкову было присуждено звание академика, при этом он продолжал экспонировать свои картины на Передвижных выставках.
15 января 1902 года в Петербурге в залах Императорской академии художеств открылась выставка двух передвижников, действительных членов Академии художеств – Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Каждый из них этой выставкой отметил 25-летний юбилей своей художественной деятельности.
Маковский выставил 383 работы. Волков представил 417 полотен, в основном, конечно, пейзажей, и среди них в каталоге выставки значились лишь два этюда. Все эти пейзажи были написаны в период с 1875 по 1901 год.
Очень дорогой иллюстрированный журнал "Художественные сокровища России" в том же 1902 году опубликовал по поводу персональной выставки разгромную статью.
"Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником".
Вот так: у Маковского "мало общего с искусством", а Волков – вообще, получается, не художник? А ведь Волков, наряду с работами последних лет, представил на выставку множество самых лучших своих вещей – "На болоте", "У монастыря", "Осень" (1886), "Над рекой" (1901).
Заметим также, что Ефим Ефимович, как и все воспитанники Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы: офорты – "Дорога в деревне" (1871) и "Вид окрестностей Петербурга"; рисунки (карандаш) – "Моя дача на Сиверской" (1881), "Набережная на Васильевском острове" (1889), "Пейзаж" (1900), "Деревенский пейзаж", "На Валааме" и "Охотник с собакой"; иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова (1891).
Его рисунки и гравюры публиковались в известных столичных журналах: "Нива", "Север" и других.
Увы, мода на искусство передвижников прошла окончательно. Время диктовало новые стили: на пятки передвижникам наступал модерн, из Европы российские вкусы теснил импрессионизм, ну и всеобщий восторг публики вызывали конфетно-красивые мирискусники.
После событий 9 января 1905 года – Кровавого воскресенья – вся русская интеллигенция бурлила. Естественно, не могли остаться равнодушными к произошедшим событиям и передвижники.
Как и большинство передвижников, в политике Ефим Волков придерживался демократических взглядов. Художник на все политические перипетии, которые часто приводили его почти в полное отчаяние, реагировал с большим жаром. Когда Волков говорил о политике, он по обыкновению волновался, дрожал и стучал пальцем по какому-нибудь предмету.
Во многом разочарованный как политическими событиями, так и потерей интереса публики к творчеству художников из Товарищества, Волков стал очень хмурым. Он сильно исхудал. И ему ничего не оставалось, как до самой смерти (последовавшей в 1920 году в голодном и холодном Петрограде) писать неказистую, болотистую природу окрестностей своего родного Петербурга, находя в ней очарование, поэзию, прелестную тишину и покой. Впрочем, ничего иного лично для себя художник никогда и не желал.
По материалам: Васильева Н., Истомин С. "Ефим Волков". Белый город, 2007

источник http://www.rodon.org/art-071016222403

Картина Ефима Волкова «Октябрь» в 1883 году. Эта работа художника признана едва ли не самой лучшей в его творчестве. Знаменитое полотно создавалось под Петербургом, на станции Сиверская, где у Ефима Волкова была собственная дача. Восхищает мастерство пейзажиста: настолько рельефно им прописаны оголенные по осени тонкие деревца. Картина наполнена особым «осенним» светом, в ней великолепно объединяются ближние планы с дальними. Небольшая березовая рощица на первом плане под лучами уходящего солнца раскинула перед собой разноцветный ковер листьев, как бы приглашая дорогих гостей проследовать во владения Осени. Извилистой лентой уводит к горизонту река, поблескивая отражениями похолодевшего неба. По берегу бредет старушка с котомкой за плечами. Возможно, ее присутствие символизирует увядающую красоту. Осенью, что и на склоне лет, теряется сила жизни…Тем самым художник усиливает ощущение ухода летних дней, добавляет жизненной философии.

Немного грустно, но невероятно красиво!

Купить репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Октябрь художника Ефима Волкова на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ефима Волкова Октябрь: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ефима Волкова на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ефима Волкова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ефима Волкова на натуральном холсте.

Ефим Ефимович Волков родился в 1844 году в Петербурге в семье фельдшера. Живописи учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников, причем, поступив туда в 22-летнем возрасте, за один год освоил программу четырехлетнего обучения. Далее в течение трех лет учился в императорской Академии художеств. В 1870 году получил звание неклассного художника за картину «Вид в окрестностях Петербурга» и решил уйти из Академии, чтобы заняться живописью «прямо с природы» Живописное мастерство оттачивал самостоятельно.

С 1878 года ежегодно выставлял свои работы в Товариществе передвижных художественных выставок. Приобрел прижизненную популярность и в 1895 году был удостоен звания академика.

Ему принадлежат более 500 пейзажей северной и средней полосы России.

Благодаря его умению подметить поэзию и очарование скромных уголков природы, современники называли Волкова «поэтом русской осени и русских туманов».

Одухотворенные пейзажи Ефима Волкова никого не оставят равнодушным.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ефима Волкова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.


Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.

Таков, например, пейзаж "Лунная ночь в лесу", в котором художник мастерской кистью запечатлел теплую летнюю ночь, полную чарующей неги. В картине Волкова "Зимний пейзаж" убедительно передано состояние тишины зимнего леса. По чистому, пушистому снегу медленно крадется волк, высматривая себе добычу и при этом чутко прислушиваясь к звукам лесного царства.

С конца 1870-х по 1890-е годы передвижник Волков был довольно известным художником. Творчеству Ефима Волкова уделяли внимание многие столичные журналы по литературе и искусству, которые часто публиковали репродукции его картин с приложением описания, а нередко и с критическими комментариями; среди них журналы "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественные новости", "Художественный хроникер", "Север", "Нива", "Артист" и другие.

Несмотря на финансовые трудности первых лет семейной жизни, Волков был вполне счастлив – у него любимая жена, подрастает прелестная дочурка, его творчество приобретает известность. Но в 1884 году случилось несчастье – умерла его малолетняя, горячо любимая дочь. Этим горем художник был так потрясен, что сам едва выжил. Перенесенное несчастье оставило отпечаток на творчестве Волкова. В его печальных картинах появляются изображения старцев и монахов, удалившихся от мира и укрывшихся в приюте за монастырскими стенами.

Одной из картин Е. Волкова на тему "приюта" является пейзаж "Скит".Скит В 1889 году журнал Художественные новости писал, что "при взгляде на картину Ефима Волкова "Скит" вспоминаются стихи раскольников, воспевающих пустынь, куда не долетают ни жалобы, ни стоны из здешнего мира, где так величественна и спокойна природа, где страсти не смущают бедное человеческое сердце". Подобные ассоциации вызывает и картина Волкова "У монастыря".У стен монастыря

В русской пейзажной живописи Ефим Волков, вслед за И. Шишкиным, был великолепным певцом русского лета. Художники-пейзажисты знают, что лето писать труднее, чем другие времена года, так как зелень деревьев и трав "забивает элементы пейзажа" и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета. Не случайно именно лето представлено в живописи меньше, чем изображение весны, осени или зимы.

Ефим Волков с большим мастерством писал и траву, и листву деревьев, и полевые цветы. Примером тому его картины:" Пейзаж с прудом", "Цветочное поле", "Речка" и другие.
"Пейзаж с прудом" (1887).

Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками ездил на побережье Черного моря. Кроме Ефима Ефимовича, поехали Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Лето прошло весело: они забирались высоко в горные леса, писали этюды в монастыре Козьмы и Дамиана; из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф. Друзья всегда с удовольствием вспоминали эту поездку. Но сердце Ефима Волкова осталось равнодушным к красотам юга. Он не изменил себе: главное место в его пейзажах всегда занимала природа средней полосы России и болотистые окрестности родного Петербурга.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно полюбил он места возле города Плеса.

Популярность Волкова росла год от года. Однажды, в 1888 году, на дачу художника приехал адъютант великого князя С.А. Романова и сказал:

– Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович Романов прислал меня к вам для переговоров, не согласитесь ли вы поехать с князем в Палестину в качестве художника-иллюстратора на один-два месяца, и сколько за это вы хотите?

– Поеду, – отвечает Волков, – но не за плату, а так. Если что напишу, то князь потом может купить по ценам выставки.

Адъютант уехал, затем вернулся вновь с ответом, что князь согласен.

Из поездки на Ближний Восток Ефим Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.

В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств. И в 1899 году "за известность на художественном поприще" Волкову было присуждено звание академика, при этом он продолжал экспонировать свои картины на Передвижных выставках.

15 января 1902 года в Петербурге в залах Императорской академии художеств открылась выставка двух передвижников, действительных членов Академии художеств – Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Каждый из них этой выставкой отметил 25-летний юбилей своей художественной деятельности.

Маковский выставил 383 работы. Волков представил 417 полотен, в основном, конечно, пейзажей, и среди них в каталоге выставки значились лишь два этюда. Все эти пейзажи были написаны в период с 1875 по 1901 год.

Очень дорогой иллюстрированный журнал "Художественные сокровища России" в том же 1902 году опубликовал по поводу персональной выставки разгромную статью.

"Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником".

Вот так: у Маковского "мало общего с искусством", а Волков – вообще, получается, не художник? А ведь Волков, наряду с работами последних лет, представил на выставку множество самых лучших своих вещей – "На болоте", "У монастыря", "Осень" (1886), "Над рекой" (1901).

Заметим также, что Ефим Ефимович, как и все воспитанники Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы: офорты – "Дорога в деревне" (1871) и "Вид окрестностей Петербурга"; рисунки (карандаш) – "Моя дача на Сиверской" (1881), "Набережная на Васильевском острове" (1889), "Пейзаж" (1900), "Деревенский пейзаж", "На Валааме" и "Охотник с собакой"; иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова (1891).

Его рисунки и гравюры публиковались в известных столичных журналах: "Нива", "Север" и других.
Увы, мода на искусство передвижников прошла окончательно. Время диктовало новые стили: на пятки передвижникам наступал модерн, из Европы российские вкусы теснил импрессионизм, ну и всеобщий восторг публики вызывали конфетно-красивые мирискусники.

После событий 9 января 1905 года – Кровавого воскресенья – вся русская интеллигенция бурлила. Естественно, не могли остаться равнодушными к произошедшим событиям и передвижники.

Как и большинство передвижников, в политике Ефим Волков придерживался демократических взглядов. Художник на все политические перипетии, которые часто приводили его почти в полное отчаяние, реагировал с большим жаром. Когда Волков говорил о политике, он по обыкновению волновался, дрожал и стучал пальцем по какому-нибудь предмету.

Во многом разочарованный как политическими событиями, так и потерей интереса публики к творчеству художников из Товарищества, Волков стал очень хмурым. Он сильно исхудал. И ему ничего не оставалось, как до самой смерти (последовавшей в 1920 году в голодном и холодном Петрограде) писать неказистую, болотистую природу окрестностей своего родного Петербурга, находя в ней очарование, поэзию, прелестную тишину и покой. Впрочем, ничего иного лично для себя художник никогда и не желал.
Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает.
Умер Ефим Ефимович Волков в 1920 году

История создания

Как и многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, стихотворение «Осень» было написано с осенние месяцы пребывания художника в Болдино. Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича. Тогда же появились знаменитейшие «Повести Белкина», ряд стихотворений, завоевавших наибольшую любовь читателей впоследствии. Написано стихотворение было в 1833 году

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

Согласны ли вы с тем, что Пушкину нравится осень?

Перечитайте стихотворение и найдите слова, которые подтверждают эту мысль. (Ответ: мне она мила, к себе меня влечёт, я рад лишь ей одной.)

Объясните, почему Пушкин любит осень.

Какие слова помогают представить осень (краса тихая, блистающая смиренно, в ней много доброго)?

Объясните, что значит краса тихая. Можно ли словосочетание краса тихая заменить на другое - краса незаметная, краса торжественная, краса унылая?

Каким средством выразительности является это словосочетание? Какой вы представили осень? Выберите из своего списка те слова, которые близки словосочетанию краса тихая. Есть ли такие словосочетания? Кто об осени сказал более точно: мы или А. С. Пушкин?

Объясните выражение «Так нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечёт». Как сказать по-другому?

Найдите строки, в которых А. С. Пушкин использует метафору. Почему Пушкин называет осень нелюбимым дитём? Какие метафоры использовали вы? Совпали ли ваши чувства, настроения?

Сравним стихотворение А. С. Пушкина с репродукцией картины Е. Волкова. Можно ли словами стихотворения описать пейзаж Е. Волкова? Совпадают ли чувства, настроение поэта и художника? Какими словами описали бы картину вы?

Сделайте вывод. (Ориентировочный ответ: тема произведений искусства общая, а выражена тема по-разному.)

А какое это стихотворение лирическое, эпическое или драматическое? (лирическое) Почему? (автор выражает своё настроение, своё отношение к осени, свои переживания)

Дополнительно: Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы- персонажи. Всё это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части составление плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте.