Красноярский художественный музей им. Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова

Краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова» основано в 1957 году на основе части коллекций, переданных Красноярским краевым краеведческим музеем. Музей открыт для посещения в мае 1958 года на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного дома (пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 68), первоначальное название «Красноярская краевая художественная галерея».

В 1983 году Красноярская художественная галерея преобразована в Красноярский художественный музей, которому было присвоено имя В.И. Сурикова. Музею передано два новых помещения. Одно из них - бывший особняк В.Н. Гадаловой, построенный в начале ХХ века архитектором В.А.Соколовским, памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения. В 1913 году в этом доме на три дня останавливался известный норвежский полярный исследователь и путешественник Фритьоф Нансен (ул. Парижской коммуны, 20).

Второе помещение - первый этаж жилого здания (пр.Мира, 12). В 2017 году музею передан бывший дом купца И.Г. Гадалова, объект культурного наследия федерального значения. Для эксплуатации здания предусмотрены реставрация и ремонт. В будущем, это здание совместно с особняком В.Н. Гадаловой составит архитектурный ансамбль «Музейный квартал». Таким образом, в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова в настоящее время открыты для посетителей три здания из четырех.

Работы, поступившие из Красноярского краевого краеведческого музея, положили основу коллекции дореволюционного периода художественного музея, в основном, из частных собраний М.Ф. Квадаля, Ф.А. Васильева, К.Х. Рейхеля, Г.И. Гуркина. Значительную часть художественной коллекции составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусства П.И. Кузнецовым, помогавшим материально В.И.Сурикову в годы учебы в Академии художеств в городе Санкт-Петербурге. После революционных событий 1917 года пополнение коллекции осуществлялось через Государственный музейный фонд. Так в 1929 г. от Государственного Русского музея поступили работы М. Башкирцевой, С. Жуковского, В. Маковского, М. Нестерова, И. Репина и других художников. Большое внимание уделялось собиранию произведений сибирских, и, прежде всего, красноярских художников.

С 1982 года значительную помощь в собирательской деятельности музея оказывали Министерство культуры РСФСР, Министерство культуры СССР, ведущие музеи страны. Таким образом, в музей поступили произведения И. Бродского, А. Герасимова, Н. Дубовского, К. Коровина, В. Поленова.

С первых лет своего существования Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова продолжает планомерную работу по пополнению своих фондов.

В настоящее время музей обладает уникальными коллекциями произведений изобразительного искусства.

Коллекция музея состоит из 4-х разделов (русское искусство XVIII-XIX вв., искусство XX-XXI вв., западноевропейское искусство XVIII-XX вв., декоративно-прикладное искусство).

Раздел русского искусства XVIII-XIX вв. представлен:

коллекцией поздней русской иконы, которая включает икону «Благовещение» Василия Иванова (Максимова), икону Богоматери «Казанская», икону «Архистратиг Михаил Грозный Воевода», икону «Параскева Пятница», икону «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни», икону «Богоматерь из Деисуса» и др.

коллекцией русской живописи XVIII - XIX вв., которая включает произведения И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, В.А. Тропинина, И.Ф. Хруцкого, К.А. Коровина, А.П. Боголюбова, К.Е. Маковского, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина и др.

коллекцией произведений В.И. Сурикова, в т.ч. первый вариант картины «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», «Милосердный самарянин», «Анфиса», «Благовещение», «Монахиня». Этюд к картине «Посещение царевной женского монастыря», этюды «Плашкоут на Енисее» и «Гурзуф», «Прибой» и др.

коллекцией оригинальной графики русских мастеров, которая включает произведения Н.К. Рериха, З.Е. Серебряковой, Н.А. Бенуа, А.К. Саврасова и др.

коллекцией русской гравюры и литографии XVIII - начала XX вв., в т.ч. офорты И.И. Шишкина, гравюры В.А. Боброва, Н.И. Уткина, ксилографии В.В. Коренева, работы В.Е. Маковского, Н.С. Мосолова, В.А. Серова и др.

Раздел искусства ХХ - ХХI вв. включает живопись, скульптуру, графику

Живопись XX - ХXI вв. представлена:

коллекцией произведений российских мастеров таких, как В.В. Кандинский, К.С. Малевич, А.М. Родченк, Л.С. Попова, П.П. Кончаловский, И.Э. Грабарь, В.В. Лебедев, С.В. Герасимов, В.Ф. Стожаров, Ю.М. Васнецов, Т.Н. Яблонская, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, П.П. Оссовский, Д.Д. Жилинский и др.

коллекцией картин художников Красноярского края, в которую входят произведения Ю.И. Худоногова, А.Г. Поздеева, Б.Я. Ряузова, Т.В. Ряннеля и др.

Скульптура XX - ХXI вв. представлена произведениями Аникушина М.К., Комова О.К., Свинина Б.А., Кербеля Л.Е., Ингала В.И. и др.

Графика XX - ХXI вв. представлена:

коллекцией рисунка, в т.ч. работы Г.С. Верейского, К.И. Рудакова, А.А. Пластова, П.А. Шиллинговского, А.Ф. Пахомова, Е.И. Чарушина, Г.Д. Епифанова и др.

коллекцией печатной графики, в которую входят работы А.П. Остроумовой - Лебедевой, К.И. Рудакова, Ю.А. Васнецова, А.Ф. Пахомова,Г.Д. Епифанова, Е.И. Чарушина и др.

Раздел западноевропейского искусства XVIII-XX вв. представлен:

коллекцией западноевропейской живописи, в которую входят картины Карла фон Блааса, Пьера-Жозефа Дедре-Дорси, Луи Эдуарда Дюбюфа, Людвига Гендлека, Жан-Марк Наттье и др.

коллекцией западноевропейской гравюры и литографии, в т.ч. работы Э. Саделера, Ж. Калло, С. делла Белла, М. Энгельбрехта, Г. де Лересса, Ж. Эделинка, Ж. Одрана, Ф. Пуальи, Н. Дориньи, П.А. Древе, Ж. Шеро, Н.-А. Тардье, Л. Карса, Я. Фолькема, Ж.-Ф. Боварле, Р. Стренджа, И. Х. Рейнхарта и др.

коллекцией оригинальной западноевропейской графики, в которую входят акварели Т.-У. Аткинсона и др.

Раздел декоративно-прикладного искусства представлен:

коллекцией профессионального декоративно-прикладного искусства России, в т.ч. произведения П.Е. Смирнова, Г.А. Антоновой, Д.Н. и Л.Н. Шушкановых, Г.Д. Шуляка, Д.Е. Горлова, В.П. Ореховой, А.Я. Степановой, С.Д. и В.В. Лозинских, С.Г. Аникина, Л.Р. Афанасьевой, В.А. Малолеткова и др.

коллекцией художественных промыслов России, содержащей фарфор Гжели, Дулёво, каслинское литьё, скопинскую керамику, абашевскую, богородскую, дымковскую, романовскую, филимоновскую и др. игрушки, городецкую, хохломскую роспись, художественные лаки (Палех, Холуй, Мстёра, Федоскино) и мн. др.; работы мастеров Г.К. Буреева, А.Д. Бржезицкой, Н.А. Малышевой, А.В. Курбатовой, Е.П. Смирнова, Е.А. Янсон-Манизер и др.

коллекцией профессионального декоративно-прикладного искусства Сибири и Красноярского края, в состав которой входят произведения А.М. Ткачёва, И.Ф. Васильевой, С.А. Хахонина, С.Е. Ануфриева, И.Г. Окрух, С.М. Гинтер, А.С. Москвитина, А.Я. Мигаса и др.

коллекцией народного искусства Сибири и Красноярского края, в т.ч. работы мастеров Хакасии, Тувы, Чукотки, Таймыра, Эвенкии - Р. Рырметагина, Х.К. Дойбухаа, Хувата, Е. Янку и др.

В настоящее время музей не только достойно выполняет функции собирания, хранения, экспонирования и изучения предметов искусства, но и одновременно стремится быть центром просвещения, разрабатывающим всевозможные образовательные программы, уникальные мероприятия культурного досуга: лекции, музейные уроки, музыкально-художественные вечера, презентации, конкурсы, мастер-классы, викторины и многое другое.

Сотрудничая с крупнейшими музеями - организаторами художественных выставок, такими как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Красноярский художественный музей имени В.И.Сурикова открывает нескольким поколениям красноярских зрителей великие достижения мировой художественной культуры в ее лучших образцах.

Одной из задач музея, определяющей пути развития, является построение отношений со своим посетителем, создание комфортной атмосферы для получения знаний и впечатлений, которые станут еще одним шагом в эстетическом и духовном развитии. Девиз музея: «Раскрой сердце красоте!».

Красноя́рский госуда́рственный худо́жественный музе́й и́мени В. И. Су́рикова - одно из самых значительных собраний предметов изобразительного искусства за Уралом.

В фондах музея насчитывается 15,5 тысяч единиц хранения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ 🔴ИНСТИТУТ ИМЕНИ СУРИКОВА // РАБОТЫ СТУДЕНТОВ// ЧАСТЬ 1

    ✪ Презентация Радищевского музея

Субтитры

История

Свою историю Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова ведёт от 1921 года, когда на заседании Президиума Енисейского Губисполкома было принято постановление об организации в городе картинной галереи. Постановление не было осуществлено, однако на основе собрания художественных произведений, хранившихся с конца XIX века в Городском музее (ныне Красноярский краеведческий музей) был создан отдел искусства и художественной старины имени В.И. Сурикова.

Многие экспонаты тогда были получены из частных собраний (работы М. Ф. Квадаля, Ф. А. Васильева, К. Х. Рейхеля, Г. И. Гуркина). Дарителями музея становились представители известных красноярских фамилий - Матвеевы, Суриковы, Юдины, Гада́ловы. Значительную часть художественной коллекции краеведческого музея составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусств П. И. Кузнецовым , помогавшим материально В. И. Сурикову в годы учёбы в Академии художеств .

В 1922 году в отделе насчитывалось около двухсот девяти художественных работ.

Пополнение отдела изобразительного искусства музея неоднократно осуществлялось через Государственный музейный фонд; так, в 1929 году от Государственного Русского музея поступили работы М. К. Башкирцевой , С. Ю. Жуковского , В. Е. Маковского , М. В. Нестерова , И. Е. Репина и других художников. Значительную помощь музею оказывали Министерство культуры СССР , Министерство культуры РСФСР, ведущие музеи страны. Таким образом поступили произведения И. И. Бродского , А. М. Герасимова , Н. Н. Дубовского , К. А. Коровина , В. Д. Поленова . Были получены работы и из частных коллекций.

31 мая 1957 года в ответ на постановление крайкома КПСС и исполкома крайсовета от 29 апреля этого же года выходит в свет распоряжение Совета министров РСФСР об открытии на базе художественных коллекций Красноярского краеведческого музея отдельного музея - Красноярской художественной картинной галереи.

Во исполнение данного распоряжения Совета министров СССР краевое управление культуры обязывалось открыть в срок до 1 ноября картинную галерею, а исполкому Красноярского горсовета предписывалось выделить помещение для размещения галереи.

Галерея открыла свои двери для посетителей 1 мая 1958 года. Она занимала в то время нижний этаж жилого дома № 68 по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий». Общая площадь её составляла шестьсот сорок квадратных метров, площадь выставочных залов - четыреста десять квадратных метров. В основу собрания галереи легли триста произведений искусства русского дореволюционного и частично зарубежного искусства, переданных из Красноярского краевого краеведческого музея.

В первые годы своего существования художественная галерея активно развивалась; планировалось скорое получение достойного здания в центральной части города. Чрезвычайную роль сыграл первый директор Александр Давыдович Спеваковский (1907 - 1961). В коллекцию музея передали произведения Государственный исторический музей и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Работы закупались и в частных собраниях. С 1983 года галерея имеет статус музея.

В настоящее время музей располагает тремя помещениями, расположенными в разных частях города. В 1982 году галерея получила помещение в историческом центре Красноярска - здесь в настоящее время располагается отдел искусства XX - начала XXI веков. В 1983 году - особняк Веры Гада́ловой, где была размещена экспозиция искусства XVIII - начала XX века. В историческом помещении музея развёрнута экспозиция декоративно-прикладного искусства.

К сожалению, из-за отсутствия достаточных экспозиционных площадей значительнейшая часть коллекции музея не экспонируется, бо́льшую часть экспонатов можно увидеть лишь на организуемых (зачастую один раз в несколько десятилетий) выставках; многие из работ вообще никогда не выставлялись.

В 1985 году было принято решение передать художественному музею великолепное здание дворцового типа бывшей духовной семинарии, где в непригодных условиях длительное время располагался гарнизонный военный госпиталь; был подготовлен проект реконструкции здания. Здание так и не было передано; в настоящее время принято решение передать здание Красноярской митрополии , однако музей не оставляет надежды получить его.

В 1993 году в музее была открыта реставрационная мастерская .

В 2011 году музею было передано здание, где до революции находилось консульство Норвегии , торговая фирма «Братья Ревильон» (проспект Мира, 49), в советские времена размещался факультет университета, позже - научно-исследовательский институт программных средств вычислительной техники, ещё позже - одна из сцен и вспомогательные помещения драматического театра им. А. С. Пушкина , значительно пострадавшее от пожара .

Директора

Отделы

Отдел русского искусства XVIII - начала XX века

Заведующая отделом - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры культурологии СФУ Н. Н. Пименова.

В отделе экспонируются работы:

  • художников XVIII - первой половины XIX века (Василия Тропинина , Александра Иванова , К. Х. Рейхеля - «Китайский чиновник» (1850))
  • второй половины XIX века (А. Мокрицкого, Николая Неврева , Льва Лагорио , Алексея Саврасова , Ивана Айвазовского - «Крымский пейзаж с парусником», «Морской вид», «Пейзаж с Везувием» (1896), Фёдора Васильева , Николая Сверчкова)
  • «передвижников» (Ивана Крамского - «Портрет Сурикова» (1888), Михаила Клодта , Ильи Репина - «Портрет графа В. В. Гудовича» (1913), Алексея Боголюбова , Николая Ге , Ивана Шишкина , Константина Маковского , Василия Сурикова - «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870), «Милосердный самарянин» (1874))
  • художников конца XIX - начала XX века (Исаака Левитана ; Николая Самокиша - «Выезд батареи на позиции» (1888), Николая Пимоненко - «Святочное гадание» (1888), Николая Дубовского , Василия Поленова , И. Ф. Хруцкого, Михаила Нестерова , Витольда Бялыницкого-Бирули , Иллариона Прянишникова , Марии Башкирцевой - «Портрет старушки. Мадам По» (1880-е), Василия Мешкова , А. Н. Парамонова, Станислава Жуковского , Ф. И. Рерберга, Петра Петровичева , Евгения Лансере .
  • участников «мира искусства» (Александра Бенуа , Константина Коровина , Николая Рериха)
  • «голубой розы» (Петра Уткина)
  • сибирских художников (Дмитрия Каратанова , Григория Гуркина - «Озеро горных духов» (1910) и других мастеров)

В составе экспозиции - русская иконопись XVII-XIX веков.

Отдел искусства XX-XXI веков

Заведующая отделом - старший научный сотрудник музея Н. В. Симкина.

Отдел насчитывает около семи тысяч единиц хранения.

В отделе искусства XX-XXI веков - собрание произведений русского авангарда: представителей

  • художественной группы «Бубновый валет» (Василия Кандинского - «Импровизация № 209» (1917), Моисея Фейгина , Петра Кончаловского - «Дубы. Абрамцево» (1920))
  • участников группы «Ослиный хвост» (Казимира Малевича - «Дама, играющая на рояле» (1913), Любови Поповой - «Живописная архитектоника» (1919); Александра Родченко - «Диск и волчок» (1918), Давида Штеренберга ;
  • работы выдающихся мастеров XX века (Игоря Грабаря - «Портрет реставратора Г. О. Чирикова» (1931), Николая Кузнецова - «Портрет жены» (1920), Григория Шегаля - «Работница» (1924), Георгия Ряжского - «Мужской портрет» (1920-е), «Сирень» (1945); Владимира Лебедева - «Портрет актрисы Тамары Макаровой» (1943), Сергея Герасимова - «Вечер. Девушка на веранде» (1944), «Шура. Портрет племянницы» (1949), «Лето. Можайск» (1950-е); Бориса Иогансона , Витольда Бялыницкого-Бирули - «Зимний пейзаж» (1950-е), Василия Мешкова - «Кемь» (1957), Владимира Стожарова - «Ростов Ярославский» (1957), «Галич. Рыбацкая слобода» (1962); Александра Куприна , Зинаиды Серебряковой , Константина Юона , Николая Ромадина - «Молодая рожь на Волге» (1946), «Долина реки Синдеги» (1964), «Зелёный июнь» (1967), «Весенние заморозки» (1973); Аркадия Рылова , Ефрема Зверькова , Юрия Худоногова - «Летят журавли» (1961), «Прошли дожди» (1964), «Хлебы» (1965), «Подсолнухи», «Стулья» (1966); Константина Богаевского , Николая Крымова - «Март» (1920), Константина Зефирова, Юрия Васнецова - «Ваза с фруктами» (1956-61), «Рощино. Пейзаж с бельём» (1963-65), Исаака Бродского , Евсея Моисеенко - «Вестники» (1964), «Натюрморт с крынкой» (1980); Андрея Поздеева - «Перекрёсток» (1957), «Паруса» (1965), «Вечер. Стоянка такси» (1958), «Готовые к рейсу» (1959), «Тёплый день» (1959), «Старый город» (1960-е), «Городской пейзаж» (1962), «Первомай» (1965), «Проспект Мира» (1967), «Пейзаж с красным домом» (1968), Виктора Орешникова - «Портрет доктора М. С Николаевского» (1972), Дмитрия Жилинского - «Отдыхающий гимнаст. Портрет В. Лисицкого» (1981), «Ветка груши» (1980); Татьяны Яблонской - «Пушистая зима» (1975), «В старом Баку» (1979), «Моя дочь Гаяне» (1981); Петра Оссовского, Семёна Чуйкова , Александра Дейнеки , Мартироса Сарьяна , Фёдора Решетникова , Андрея Мыльникова - «Тишина» (1983), Натальи Нестеровой , Аркадия Пластова , Алексея Пахомова , Александра Тышлера , Николая Бута , Олега Филатчева - «Автопортрет с сыном» (1982), «Портрет Саввы Ямщикова»; Ореста Верейского , Эдуарда Браговского - «Мокрый снег в Тарусе» (1982), Петра Белоусова , Марии Бутровой , Павла Шиллинговского , Эвальда Окаса - «Портрет Кай Коппель» (1980), Ираклия Тоидзе , Якова Ромаса , Юрия Тулина - «Радуга над Невой» (1973), Евгения Широкова, Валерия Алфеевского - «На реке Пярну» (1970), «Паланга» (1972), «Против солнца» (1978), Андрея Лекаренко - «Городской пейзаж» (1969), «Последний снег» (1970); Бориса Ряузова - «Зимний проспект» (1980), З. М. Виленского, декоративно-прикладное искусство , современные художественные промыслы .

    Отдел насчитывает более двух с половиной тысяч единиц хранения. Коллекцию художественного фарфора составляют авторские произведения художников ленинградской и московской школ фарфора 1960-80 годов - Э. Криммера, Н. Славиной, О. Матвеевой, Э. Еропкина, В. Орехова, Л. Беспаловой-Михалёвой, Л. Афанасьевой, В. Городничева, П. Смирнова и других мастеров; авторские произведения, выполненные в 1950-80-х годах на Ленинградском , Дулёвском, Дмитровском фарфоровых заводах - чайные сервизы, комплекты, вазы. В коллекции представлены скульптурные композиции и статуэтки О. Артамоновой, А. Бржезицкой, Д. Горлова, А. Сотникова.

    Отечественное художественное стекло советского периода (1960-1980 года) представлено в собрании музея работами московских, ленинградских, красноярских мастеров стеклоделия и художников из Гусь-Хрустального А. Степановой, Г. Антоновой, С. Бескинской, В. Муратова, Л. и Д. Шушкановых, Е. Чумаковой, С. Рязановой, М. Грабарь, И. Мачневой, А. Москвитина, К. Литвина, Ф. Ибрагимова, Л. Юрген, А. Курилова.

    В собрании музея авторские изделия известных художников, работавших в традициях гжельской майолики в 1950-70 годах - Л. Азаровой , З. Окуловой, Н. Квитницкой, Т. Дунашовой, Н. Тихонова, Н. и В. Бидак.

    Красноярская коллекция гобеленов представлена работами московских (А. Андреева, Н. Кирсанова, Г. Орлова), грузинских (Г. Кандарели, А. Гогуа), прибалтийских (Д. Версяцкайте-Брогене, М. Гринфелде), красноярских (С. Егоров, И. Алексеева) текстильщиков; работами мастеров Урала и Сибири.

    В музее хранятся произведения ювелирного искусства - петербургских, московских, уральских мастеров Т. Алексеевой, В. Поволоцкой, И. Бешенцевой, Н. Гаттенбергер, Н. Елфимова, Г. Бородулина, Р. Бениславского, Б. Гладкова, В. Комарова, В. Храмцова, других мастеров.

    В музее несколько десятилетий экспонируются современные отливки, выполненные на Каслинском заводе художественного литья по моделям известных скульпторов XIX и XX веков: А. Соловьёвой, Н. Баха, Н. Лаверецкого, Е. Янсон-Манизер , Е. Вучетича .

    Музей располагает великолепным собранием тувинской резьбы по камню 1950-90 годов, произведениями чукотских и якутских резчиков моржового клыка и мамонтовой кости 1960-70 годов.

    В 1997 году состоялась выставка в Третьяковской галерее: «Незабываемая Россия - русские и Россия глазами британцев XII-XIX веков» (совместно с Британским советом).

    В 2000 году красноярский музей вошёл в число двадцати лучших музеев России.

Ведёт от 1921 года, когда на заседании Президиума Енисейского Губисполкома было принято постановление об организации в городе картинной галереи. Постановление не было осуществлено, однако на основе собрания художественных произведений, хранившихся с конца XIX века в Городском музее (ныне Красноярский краеведческий музей) был создан отдел искусства и художественной старины имени В. И. Сурикова.

Многие экспонаты тогда были получены из частных собраний (работы М. Ф. Квадаля, Ф. А. Васильева, К. Х. Рейхеля, Г. И. Гуркина). Дарителями музея становились представители известных красноярских фамилий - Матвеевы, Суриковы, Юдины, Гада́ловы. Значительную часть художественной коллекции краеведческого музея составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусств П. И. Кузнецовым , помогавшим материально В. И. Сурикову в годы учёбы в Академии художеств .

В 1922 году в отделе насчитывалось около двухсот девяти художественных работ.

Пополнение отдела изобразительного искусства музея неоднократно осуществлялось через Государственный музейный фонд; так, в 1929 году от Государственного Русского музея поступили работы М. К. Башкирцевой , С. Ю. Жуковского , В. Е. Маковского , М. В. Нестерова , И. Е. Репина и других художников. Значительную помощь музею оказывали Министерство культуры СССР , Министерство культуры РСФСР, ведущие музеи страны. Таким образом поступили произведения И. И. Бродского , А. М. Герасимова , Н. Н. Дубовского , К. А. Коровина , В. Д. Поленова . Были получены работы и из частных коллекций.

31 мая 1957 года в ответ на постановление крайкома КПСС и исполкома крайсовета от 29 апреля этого же года выходит в свет распоряжение Совета министров РСФСР об открытии на базе художественных коллекций Красноярского краеведческого музея отдельного музея - Красноярской художественной картинной галереи.

Во исполнение данного распоряжения Совета министров СССР краевое управление культуры обязывалось открыть в срок до 1 ноября картинную галерею, а исполкому Красноярского горсовета предписывалось выделить помещение для размещения галереи.

Галерея открыла свои двери для посетителей 1 мая 1958 года. Она занимала в то время нижний этаж жилого дома № 68 по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий». Общая площадь её составляла шестьсот сорок квадратных метров, площадь выставочных залов - четыреста десять квадратных метров. В основу собрания галереи легли триста произведений искусства русского дореволюционного и частично зарубежного искусства, переданных из Красноярского краевого краеведческого музея.

В первые годы своего существования художественная галерея активно развивалась; планировалось скорое получение достойного здания в центральной части города. Чрезвычайную роль сыграл первый директор Александр Давыдович Спеваковский (1907-1961). В коллекцию музея передали произведения Государственный исторический музей и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Работы закупались и в частных собраниях. С 1983 года галерея имеет статус музея.

В настоящее время музей располагает тремя помещениями, расположенными в разных частях города. В 1982 году галерея получила помещение в историческом центре Красноярска - здесь в настоящее время располагается отдел искусства XX - начала XXI веков. В 1983 году - особняк Веры Гада́ловой, где была размещена экспозиция искусства XVIII - начала XX века. В историческом помещении музея развёрнута экспозиция декоративно-прикладного искусства.

К сожалению, из-за отсутствия достаточных экспозиционных площадей значительнейшая часть коллекции музея не экспонируется, бо́льшую часть экспонатов можно увидеть лишь на организуемых (зачастую один раз в несколько десятилетий) выставках; многие из работ вообще никогда не выставлялись.

В 1985 году было принято решение передать художественному музею великолепное здание дворцового типа бывшей Красноярской духовной семинарии , где в непригодных условиях длительное время располагался гарнизонный военный госпиталь; был подготовлен проект реконструкции здания. Здание так и не было передано; в настоящее время принято решение передать здание Красноярской митрополии .

В 1993 году в музее была открыта реставрационная мастерская .

М узей был открыт 1 мая 1958 года как Красноярская художественная галерея. В 1983 году переименован в Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова.
Это здание было построено в 1909 году на земельном участке, принадлежавшем крупному красноярскому купцу и меценату Петру Ивановичу Гадалову, по проекту архитектора В.А.Соколовского и при участии скульптора А. Попова. Особняк строился для В.Н. Гадаловой – жены П.И. Гадалова, который использовался ею для торжественных приемов.

Здание музея является памятником архитектуры г. Красноярска и имеет характерные черты стиля модерн. Многие творения этого архитектора стали настоящим украшением улиц нашего города.
Соколовский, Владимир Александрович - родился в мае 1874 года в Витебской губернии в польской семье. Получил назначение в Красноярск на должность младшего архитектора города. Был губернским архитектором с 1906 года по 1916 год. В Красноярске Владимир Александрович построил или реконструировал более 50 зданий, многие из них занесены в список памятников архитектуры.

В этом особняке В.Н. Гадалова принимала среди прочих гостей всемирно известного путешественника норвежца Фритьофа Нансена , в период с 12-16 сентября 1913 года о чём свидетельствует памятная доска установленная на здании.

Он, по приглашению норвежского Сибирского акционерного общества промышленности и торговли совершил путешествие в Сибирь Северным морским путем. Одновременно он получил предложение управляющего казенными железными дорогами Е.Д. Вруцеля проехать по железной дороге в Восточную Сибирь и Приамурье. ПО своим впечатлениям Ф.Нансен написал книгу "Путешествие в Страну будущего". Вот что писал путешественник о том, как его встретил Красноярск: "...Четверг, 25 сентября 1913 года. Итак, мы достигли Красноярска как раз в срок...Город, освещенный электричеством, представлял эффектное зрелище с вершины холма, на который мы въехали (Караульная гора)..." (Разница в датах возникла из-за того, что Россия еще жила по "старому времени", отставая на 13 дней)


Первоначально Художественная галерея находилась на правом берегу реки Енисей. Память об этом до сих пор сохранилась в названии остановки городского транспорта. Сейчас в помещении бывшей Художественной галереи (пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 68) находится Отдел декоративно-прикладного искусства Художественного музея им. В.И. Сурикова.
А в этом здании, что на ул. Парижской коммуны, 20 расположен центральный корпус музея.

Основу собрания составили произведения, переданные при организации галереи из Красноярского краеведческого музея. Многие произведения изобразительного искусства поступили в краеведческий музей из частных собраний (работы М.Ф.Квадаля, Ф.А.Васильева, К.Х.Рейхеля, Г.И.Гуркина). Значительную часть художественной коллекции краеведческого музея составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусств П.И.Кузнецовым, помогавшим материально В.И.Сурикову в годы учёбы в Академии художеств.

После революции пополнение отдела изобразительного искусства краеведческого музея осуществлялось через государственный музейный фонд. Так в 1929 году от Государственного Русского музея поступили работы М.К.Башкирцевой, С.Ю.Жуковского, В.Е.Маковского, М.В.Нестерова, И.Е.Репина и других художников. Приобретались музеем произведения и из частных собраний, причём особое внимание уделялось произведениям сибирских, и, прежде всего красноярских художников.

Значительную помощь в собирательской деятельности музея оказывали Министерство культуры СССР, Министерство культуры РСФСР, ведущие музеи страны. Так поступили произведения И.И.Бродского, А.М.Герасимова, Н.Н.Дубовского, К.А.Коровина, В.Д.Поленова.

Коллекция музея

В коллекции музея выделяют следующие разделы:
Древнерусское искусство. Включает произведения иконописи, медное литьё, церковную утварь.
Русское искусство XVIII-нач. XX вв. Уникальная часть коллекции – произведения В.И.Сурикова.
Искусство XX века. Включает произведения советских, российских и красноярских художников.
Декоративно-прикладное искусство. Керамика, гобелен, ювелирные изделия, стекло, фарфор, народный костюм, текстиль.
Также в музее хранится небольшая коллекция зарубежного искусства XVII-сер. XX вв.

К сожалению, показать все экспонаты музея в рамках этого поста не просто, познакомимся лишь с некоторыми из них. Но даже по этим работам можно судить о том, какую большую историческую и художественную ценность представляет эта коллекция.

1. Апостол Филипп.

2. Богоматерь Казанская. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера.

3. Вход Господень в Иерусалим. 2-я пол. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера.

4. Воскресение Христово с праздниками. 2-я пол. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера, лак

5. Богоматерь Казанская. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера.

6. Зал Древнерусского искусства.

7. Портрет Екатерины II - Неизвестный художник XVIII в. (Копия с работы А.Рослина) Х.м.

8. Портрет Екатерины II - фрагмент

9. Портрет Павла I. Неизвестный художник I пол. XIX в. (копия с работы А.Рослина) Х.м.

10. Мокрицкий А.Н. - Римский карнавал 1852 г. Х.м.

11. Маковский К.Е. (1839 - 1915) - Женская головка Х.м.

12. Тропинин В.А. (1776 - 1857) - Портрет Е.И. Васильчиковой Х.м.

13. Крамской И.Н. (1837 - 1887) - Портрет В.И. Сурикова 1887г. Х.м.

14. Нестеров М.В. (1861 - 1942) - Христос на пути в Эммаус. Эскиз мозаики для храма Воскресения Христова.

15. Айвазовский И.К. (1817 - 1900) - Крымский пейзаж с парусником. 1874г. Х.м.

16. Васильковский С.И. (1854 - 1917) - Приготовление камней в постройку. Испания. 1888г. Х.м.

17. Клевер Ю.Ю. (1850 - 1924) - Зимний пейзаж. 1881г. Х.м.

18. Общий вид одного из залов

19. Маковский В.С. (1846 - 1926) - Рыбачки. 1886г. Х.м.
Мне очень нравится это произведение. Ещё учась в школе я время от времени приходил в музей и подолгу рассматривал эту картину. Сама работа очень маленького размера и поражает как мастерски она написана.

20. Зал посвящённый В.И. Сурикову

21. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Милосердный самаритянин. 1874г. Х.м.

22. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Вид памятника Петру I в Петербурге. 1870г. Х.м.
Эта картина является первым законченным произведением Василия Сурикова, написанной в 1870 году вне рамок учебных заданий в Акакдемии художеств. Точнее, под одним названием подразумеваются две версии одной картины. Первая – писалась весной и летом 1870 года (этюды писались в ноябре-декабре 1869 года и в январе-февраль 1870 года) и была выставлена на годичной академической выставке 29 сентября 1870 года. Ее приобрел покровитель Василия Сурикова купец первой гильдии Петр Иванович Кузнецов. В настоящее время картина находится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова.

23. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Анфиса. 1900 г.Х.м.

24. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Голова монашенки. Этюд к картине,Посещение царевной женского монастыря""

25. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Крестьяне на телеге. 1871 г. Бронза

26. Лансере Е.А.

27. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Крестьяне на телеге. Фрагмент

28. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Прощание казака с казачкой. 1878г. Бронза

29. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Прощание казака с казачкой. Фрагмент

30. Под сводами музея.

Подробнее познакомиться с музеем, можно посетив его