В индустриальном обществе важнейшими социальными ценностями. Художественная культура. Индустриальное общество в социологии

Результатом промышленной революции (середина 19 века) стало возникновение индустриального общества. Идеалами такого общества являютсятруд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и учёные.Фабрика в это времясменила мануфактуру , приведя к невиданному преждеросту производительности общественного труда.Введение технических новшеств сопровождалосьукрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Массовое производство приводило курбанизации (росту городов). Перспективу ускоренного развития капитализма продемонстрировали США. Процесс стал всеохватывающим и более однородным,шёл процесс превращения истории во всемирную историю . Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные страны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основесенситивность – польза, достаток, комфорт .Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этомпринцип пользы трансформирует понятие истины .Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи.Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

Основной ценностью индустриальной цивилизациистал технический прогресс . По подсчётам Сорокина, что19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западноевропейской культуры.Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательная. Теперь –прикладная . Европа гордится своими достижениями.1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появилисьновые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входяттелефон, телеграф . В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о созданиифотографии . Появляетсякинематограф (Люмьеры). Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик).

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии . Завершился процесс расколдовывания мира.Ушла вера во сверхъестественное . Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксфорде.Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества.Фрейд доказывает, чтоидея Бога – плод слабости человека , мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – религия - вздох угнетённой твари . Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введенообязательное светское образование .Духовенство было лишено прав . В 19 веке – кризис христианской космологии и морали.Ф. Ницше: Бог умер .Это мы его умертвили. В морали нарастаетиндивидуализм . Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появилисьсемейные ячейки .Меньше детей . Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Делали венские стулья.Формируется детский мир. В богатых домах появляютсядетские комнаты , одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режимов. Больше всего соответствовалреализм . Изучение об эволюции видов соответствовалоидее искусства о социальных типах .«Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений.Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека .Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей .Противоположный тип Байроническому герою . Одержимые властью, богатством.Интерес к обывателю . В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора.Филистёры . 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке –обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле .Представители критического реализма , ориентированного наизображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян.Милле поэтизирует труд . Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображаетнепосильный труд и нищету людей (картина «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложеныКамилем Каро .

Система ценностей и культура индустриального общества

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всœеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всœемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В данный процесс включаются и традиционные странны, к примеру, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В корне сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В серединœе 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всœему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всœемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур.
Размещено на реф.рф
Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем всœе предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Вместе с тем, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – ʼʼжелœезных дорогʼʼ. В быт входят телœефон, телœеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинœематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер.
Размещено на реф.рф
Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир.
Размещено на реф.рф
В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всœего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей ʼʼреализмʼʼ. Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. ʼʼЧеловеческая комедияʼʼ Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателœей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку ʼʼЖерминиʼʼ. Предисловии пишут: ʼʼв условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – ʼʼлексикон прописных истинʼʼ (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина ʼʼдробильщики камнейʼʼ, ʼʼпохороны в Орнанеʼʼ). В последней картинœе всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всœей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Система ценностей и культура индустриального общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система ценностей и культура индустриального общества" 2017, 2018.

Эссе по теме:

«Истоки и ценности индустриальной цивилизации»

Индустриальное общество – это господство машинного производства. Его базовая структура – экономика, а основа индустрии – машины. Основным направлением общества является состязание человека с преобразованной природой.

Для индустриального общества характерны:

В экономической сфере:

· Независимость от природно-климатических условий

· Промышленный характер экономики

· Развитая промышленная техника и технология

· Частная собственность на предметы и средства труда

В политической сфере:

· Форма государственного строя – унитарное государство

· Форма правления – монархия или республика

· Демократический или антидемократический режим

В социальной сфере:

· Сословно-классовый характер отношений к средствам производства, к положению человека в социальной группе

· Зависимость положения личности от собственных заслуг, социальная мобильность

В духовной сфере:

· Рационалистичность, прагматизм сознания, вера в безграничные возможности личности

· Идеалами являются свобода, равенство, справедливость

Техника всегда развивалась неравномерно: когда-то открытия следовали друг за другом, а было и так, что многие десятилетия не было никаких открытий. Конец средневековья охарактеризован вступлением человека в новую эру научного и технического развития, это было время великих открытий.

XV век был поворотным в истории человечества: именно тогда стало утверждаться диктатура Европы, а именно португальцы в это время основывают первые колонии в Африке, затем в колониальные войны включились и другие страны Европы – так начинается капиталистическая эра производства.

Слово «капитал», появившись около XII-XIII века, означало первоначально ценности. Запас товаров массу денег или же деньги приносящие процент. Однако после некоторого времени к владельцем денег приходит осознание того, что одалживание денег в долг или продажа товаров, произведенных кем-то приносит меньше дохода, чем если производить самим эти же товары. Поняв это, владельцы денег поняли и другое, что для проникновения капитала в сферу производства нужны определенные отношения в обществе и в связи этого появляется такое понятие как рабочая сила. В следствии чего отношения между работником и собственником средств производства окончательно приобрели экономический характер, что не могло сказаться на всех других сторонах жизни общества.

Одним из важных моментов истории была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытием античного мира. Особенно заметные изменения происходили в городах, где очень быстро рос капитал городских жителей и что сразу меня социальный статус этих жителей. В городах бурно протекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи о представлении личности человека. В эту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель пороков, а как свободная личность, претендующая на то, что она хочет. Именно благодаря постоянному и органическому взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные ценности. Однако меньше во всякой литературе упоминается, что неотъемлемой частью жизни людей этого времени – была вера в астрологию и какие-либо магические действия. Также в эту эпоху гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей и смертей, такие известные люди как Лоренцо Медичи, цезарь Борджиа или Леонардо Да Винчи не пренебрегали заговорами, а иногда и убийствами. Также эта эпоха ассоциируется у нас с таким словом как инквизиция, подсчитано, что в это время из-за инквизиции было сожжено 30тыс. людей. Но также в эпоху средневековья была несвойственна вера в человека, в его необычайные особенности. В человеке, полагал Альберти Батиста, есть что-то бессмертное от Бога. Активность, для которой рожден человек, потенциально безгранична. Формирование новых ценностей связано и с широким, сложным по составу участников социально-политическим и идеологическим движением против католической церкви, и в ряде реформаций в некоторых странах католическая церковь утратила свое монопольное положение или оказалась в бо льшей зависимости от государства – духовная диктатура была сломлена. Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоизменялись и характеризовались чертами расчетливости, трудолюбия, поклонения богатства и презрения к бедным.

В конце средневековья происходили и изменения в социально-политической структуре и наиболее яркие веяние проявились в парламентаризма.

Парламентаризм – это система правления, для которой характерно наличие представительного органа – парламента, осуществляющего законодательную власть и определяющего основные направления внутренней и внешней политики правительства. Парламентаризм предполагает принцип ответственности правительства перед парламентариями, имеющими право выносить вотум недоверия правительства.

Важным этапом на пути к современной цивилизации стал XVIII век, именно тогда начался процесс разделения экономической и политической власти на основе формирования правового государства. Существенные изменения произошли в характере взаимодействия человека и природы. Быстрый рост промышленности производства и резкое расширение хозяйственной деятельности пагубно сказывались на состоянии природной среды. В развитии общества все ярче проявлялись такие факторы, как смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за экономические права.

Во второй трети века начинается формирование крупного машинного производства. Индустриальная цивилизация наступает и несет с собой ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовывать окружающий мир, произвести поистине революционные сдвиги во всех сферах общественной жизни.

КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
  1. Индустриальное общество: основные характеристики.
  2. Доминирующие черты индустриальной культуры.
  3. Культурная стратификация в индустриальном обществе.
Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.
  1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

    Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

    • Индустриальное общество , что видно даже из его названия, опирается на машинное производство . Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.
    • Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное , что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.
    • Индустриальное общество - общество экономическое . Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.
    • Индустриальное общество надлокально . Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.
    • Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К.Маркс).
    • Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.
    • Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

    Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р.Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

    Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ , в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д.Белл, А.Турен).

    Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

    Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

  2. Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией общества» (К.Маркс), обладает соответствующей культурой. Ее основные черты: рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в экономическую оболочку.

    Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

    Индивидуализм , по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма , во взаимном отчуждении людей друг от друга.

    Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества , побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

    Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

    Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

    Деньги , воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.

    Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.

    Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

    Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.

  3. Упомянув о социокультурных группах в индустриальном обществе, я коснулся проблемы воздействия культуры на социальную стратификацию. Уже говорилось о том, что определяющее значение для стратификации имеют экономические институты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. На первый взгляд, в нем действует тот же механизм, что и в традиционном обществе. Новое поколение заимствует свое социальное положение у собственных родителей. Иное дело, что страты отличны от сословий большей открытостью, отсутствием особых, зафиксированных в законе, но не в обычае, привилегий и т.п. В конце концов, социальная карьера человека определяется его стартовой экономической ситуацией.

    Однако дело обстоит более сложно. Статусные позиции в индустриальном рыночном обществе - это предмет конкурентной борьбы. Для того, чтобы их достичь, сохранить и эффективно использовать, необходимы положительные знания , почерпнутые из разных наук, в том числе экономических и социальных. Постепенно формируется прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и высотой социального положения . Чем лучше образование, тем выше статус.

    Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.

    Культура приобретает уровневое измерение, совпадающее с продолжительностью образования. Тем самым, наряду с экономическими факторами стратификации начинает действовать и собственно культурный фактор. Между ними имеет место системная взаимосвязь. Чем выше доходы семьи. Тем доступней образование, дифференцирующееся также по экономическим принципам: на школы частные (дорогие и высокоэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. Принцип экономизма торжествует и в этой сфере. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономическим позициям в обществе. Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном обществе социокультурных групп, отличающихся по экономическим и культурным характеристикам.

    Таким образом,

    • индустриальное общество является по своей природе экономическим, что находит отражение в его культурной подсистеме.
    • Новое качество индустриальной культуры реализуется в рационализме, индивидуализме и полистилизме, существующих в экономической форме.
    • Главные ценности культуры индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья, - определяют модели поведения его граждан.
    • Уровень культуры, приобретаемый посредством образования, становится фактором коренных социальных отличий между общественными группами.
Что можно прочитать.

Белл Д. Постиндустриальное общество // Американская модель: с будущим в конфликте. - М., 1984.
Бердяев Н. Философия неравенства. - М., 1990.
Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993.
Миллс Ч. Властвующая элита. - М., 1959.

ЛЕКЦИЯ VIII

1. Индустриальное общество: основные характеристики.

2. Доминирующие черты индустриальной культуры.

3. Культурная стратификация в индустриальном обществе.

Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.

1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

o Индустриальное общество , что видно даже из его названия, опирается на машинное производство . Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

o Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное , что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

o Индустриальное общество - общество экономическое . Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

o Индустриальное общество надлокально . Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

o Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К.Маркс).

o Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.



o Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р.Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ , в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д.Белл, А.Турен).

Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

2. Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией общества» (К.Маркс), обладает соответствующей культурой. Ее основные черты: рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в экономическую оболочку.

Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

Индивидуализм , по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма , во взаимном отчуждении людей друг от друга.

Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества , побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

Деньги , воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.

Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.

Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.

3. Упомянув о социокультурных группах в индустриальном обществе, я коснулся проблемы воздействия культуры на социальную стратификацию. Уже говорилось о том, что определяющее значение для стратификации имеют экономические институты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. На первый взгляд, в нем действует тот же механизм, что и в традиционном обществе. Новое поколение заимствует свое социальное положение у собственных родителей. Иное дело, что страты отличны от сословий большей открытостью, отсутствием особых, зафиксированных в законе, но не в обычае, привилегий и т.п. В конце концов, социальная карьера человека определяется его стартовой экономической ситуацией.

Однако дело обстоит более сложно. Статусные позиции в индустриальном рыночном обществе - это предмет конкурентной борьбы. Для того, чтобы их достичь, сохранить и эффективно использовать, необходимы положительные знания , почерпнутые из разных наук, в том числе экономических и социальных. Постепенно формируется прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и высотой социального положения . Чем лучше образование, тем выше статус.

Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.

Культура приобретает уровневое измерение, совпадающее с продолжительностью образования. Тем самым, наряду с экономическими факторами стратификации начинает действовать и собственно культурный фактор. Между ними имеет место системная взаимосвязь. Чем выше доходы семьи. Тем доступней образование, дифференцирующееся также по экономическим принципам: на школы частные (дорогие и высокоэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. Принцип экономизма торжествует и в этой сфере. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономическим позициям в обществе.Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном обществе социокультурных групп, отличающихся по экономическим и культурным характеристикам.

Таким образом,

o индустриальное общество является по своей природе экономическим, что находит отражение в его культурной подсистеме.

o Новое качество индустриальной культуры реализуется в рационализме, индивидуализме и полистилизме, существующих в экономической форме.

o Главные ценности культуры индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья, - определяют модели поведения его граждан.

o Уровень культуры, приобретаемый посредством образования, становится фактором коренных социальных отличий между общественными группами.