Матренин двор сравнение матрены и фаддея. То, что произошло после события на железной дороге

Матрена — одинокая обездоленная кресть-янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му-жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…».

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способ-ности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: ис-кренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.

Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсут-ствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, тру-долюбие.

Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно бы-ло только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добыва-ла траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодо-сти, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фад-дей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия не-ожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить.

Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Так, автор относится к своей героине с большой симпатией, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Однако золовке она ка-жется нечистоплотной и небережливой. Материал с сайта

Образ избы Матрены является одним из главных образов в рас-сказе, и он тесно связан с образом самой героини. Эта слитность за-явлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены напол-нена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу Фаддея. Жестокий и алчный Фаддей стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • матренин двор система образов
  • система образов в рассказе матренин двор
  • воспитанница матрёны

Система образов. Матрена – одинокая обездоленная кресть­янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му­жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни – дом: “… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…”;.

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способ­ности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: ис­кренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно­белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.

Матрена – сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает “образованность”; рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсут­ствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, тру­долюбие.

Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, – не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно бы­ло только за мужа, то

есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добыва­ла траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодо­сти, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фад­дей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия не­ожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить.

Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Так, автор относится к своей героине с большой симпатией, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Однако золовке она ка­жется нечистоплотной и небережливой.

Образ избы Матрены является одним из главных образов в рас­сказе, и он тесно связан с образом самой героини. Эта слитность за­явлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены напол­нена особым духом и светом, жизнь женщины связана с “жизнью”; дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу Фаддея. Жестокий и алчный Фаддей стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.

Глоссарий:

  • матрёнин двор образ матрёны
  • образ фаддея в рассказе матренин двор
  • образ матрены матренин двор
  • матрёнин двор система образов
  • матренин двор образ фаддея

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Главной героиней рассказа Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” является шестидесятилетняя женщина Матрёна Васильевна, жительница села Тальново. Описываемый писателем персонаж можно охарактеризовать как очень хорошего, доброго...
  2. Смысл названия. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”;. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в...
  3. Художественные особенности. Художественный мир в рас­сказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матре­не дается через...

Матрёна и Фаддей Миронович. Матрёна. Фаддей. «Глагольная» характеристика. «Глагольная» характеристика. Добро. Добро. Всё положительное, хорошее, полезное. Имущество, вещи. Выступала (т. Е. Выходила) прошептала уронила (т. Е. Произнесла) затаилась открылась. Забеспокоился загорелся захватить зачастил требовал наседал с горячностью.

Слайд 8 из презентации «Рассказ Солженицына «Матрёнин двор»» . Размер архива с презентацией 153 КБ.

Литература 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Создание комедии «Ревизор»» - Царь на представлении комедии. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя. Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Артемий Филиппович Земляника. События, повлиявшие на создание комедии. Иван Алексеевич Хлестаков. Сценическая история комедии. Эпиграф к комедии. Роль городничего. Драма. Николай Васильевич Гоголь. История создания пьесы. Афиша.

«Цикл Петербургских повестей Гоголя» - Личность с обществом. Обсуждение плана работы. Творческие задания. Продолжатель традиций. Методические цели. Сочинение. Результаты исследовательской работы учащихся. Последний день Помпеи. Явление Христа народу. Результаты представления исследователей. Пиковая дама. Результаты диагностики. Сюжетный план и композиция. Петербург и Москва. Антитеза. Пушкинский Петербург. Арап Петра Великого. Формирование компетентности.

«Гамзатов» - Искусство танца. Мир без Расула Гамзатова. Расул Гамзатов. Книги Расула Гамзатова переведены на многие языки мира. Искусство художественного перевода – искусство общения. Берегите друзей. Красота Дагестана. Дети дома одного. Памятник белым журавлям. Журавли. Народное признание. Конкурсы, концерты, выставки. Искусство, понятное без слов. Родной язык - это великое наше наследие. «Берегите детей». Искусство - проводник духовной энергии.

«Твардовский «За далью - даль»» - Томский кадетский корпус. Словарная работа. Старый друг. Собственное восприятие. Вопросы. До новой дали. Поэзия Твардовского. Песня. Александр Трифонович Твардовский. Жанровое своеобразие поэмы.

«Хокку» - Сад камней. Обобщение изученного на уроке. Танка. Оригами. Анализ формы хокку. Япония. Смысл. Иссё . Композиция хокку. Хокку как основной жанр японской поэзии. Как же это, друзья. Демонстрационный материал к уроку. Растение. Японские танка. Икебана. Редкостный свиток. Бонсай. Анализ содержания хокку. Ханами. Образованный японец. Басё. Лошадь. Бусон. Сакура. Хокку. Литература Японии. Культура Японии.

«Годы жизни Салтыкова-Щедрина» - Салтыков-Щедрин резко осуждал убийство Александра II. В 1889 г. резкое ухудшилось здоровья писателя. Достижения Салтыкова-Щедрина. Родители писателя. Повесть «Противоречия» была названа Белинским «идиотской глупостью». Высказывания о М. Е. Салтыкове - Щедрине. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889. Н. Г. Чернышевский У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог... Л. Н. Толстой. Роман «Пошехонская старина» считается отчасти биографическим.

Павел Спиваковский

Матрёнин двор

(Энциклопедия мировой литературы / под ред. С.В. Стахорского. СПб.: Невская кн., 2000. С. 284)

«МАТРЁНИН ДВОР» - рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани. Первоначальное авторское название - «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским. По требованию редакции, время действия было перенесено из 1956 в 1953, из-за чего начало повествования стало иным. При последующих изданиях автор вернулся к первому варианту текста, сохранив, однако, новое название. После публикации («Новый мир», 1963, № 1) рассказ подвергся нападкам в советской прессе. В частности, А.И. Солженицына упрекали за то, что он не показал жизнь соседнего зажиточного колхоза, председатель которого - Герой Социалистического Труда. Критики не заметили, что этот председатель упоминается - как организатор уничтожения леса и спекулянт.

Это произведение построено на автобиографическом материале. Солженицын в описываемое время снимал угол в доме Матрены Васильевны Захаровой (в рассказе Григорьевой) в деревне Мильцево (в рассказе Тальново) Курловского района Владимирской области и точно воссоздал подробности жизни и смерти своей героини, а также особенности местного диалекта. Благодаря многообразному и объективному отражению жизни деревни рассказ стал одним из истоков «деревенской прозы».

«Матрёнин двор» сочетает черты художественного очерка, рассказа романного типа и даже элементы жития.

Рассказ окрашен в мистические тона. Злое, демоническое начало в наибольшей степени проявляется здесь в образе Фаддея Григорьева, бывшего жениха Матрены, одержимого жаждой мести и корыстью. Смерть ее детей, по мнению всех в деревне, вызвана «порчей», а давняя угроза Фаддея убить Матрену за то, что она не стала его женой, вдруг, через 40 лет, по словам рассказчика, «ударила-таки». Матрена гибнет, после того, как у нее украли котелок со святой водой и она, не имея возможности причащаться в слишком далеком от ее деревни храме, оказывается беззащитной перед силами зла. Предвестием катастрофы оказывается разрушение замкнутого пространства ее дома: Фаддей добивается, чтобы она отдала еще при жизни бревна от горницы, завещанные ею дочери Фаддея Кире (на эту горницу, по словам рассказчика, «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать»).

После гибели Матрены ее тело превращается в кровавое месиво, однако лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мертвое», а также чудом уцелевшая правая рука свидетельствуют об особой отмеченности героини Богом («Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…», - говорит одна из женщин). Для художественного метода Солженицына принципиально важно то, что все мотивы, связанные с «вертикальным», метафизическим восприятием бытия, взяты автором из жизненной реальности, благодаря чему они обретают особую онтологическую весомость.

В центре проблематики рассказа - мотивы неузнанного и непонятого праведника, а также нравственного разложения и умирания русской деревни. Физически немощная и нищая Матрена оказалась тем столпом, который удерживает окружающий ее мир от окончательного саморазрушения из-за алчности и взаимного недоброжелательства. В свете этого остродраматическая гибель праведницы осмысливается не только в рамках изображения ее личной судьбы, но и как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для города, и для села, и для всей России (ср. библейское предание о том, как Бог соглашался пощадить Содом и Гоморру, если там найдутся хотя бы десять праведников [Быт. 18, 32], однако их не нашлось).

Лит.: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3; Лалакин Н. Солженицын в Мильцеве // Отечество: краеведческий альманах. М., 1991; Шнеерсон М. Души праведные // Шнеерсон М. Александр Солженицын. Frankfurt/a.-M., 1984.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.