Удивительный выбор имени у разных народов. Фамилии у разных народов. Крещение и имя

Слово «фамилия» в переводе с латинского обозначает «семья». В общем понимании оно является родовым именем, которое указывает происхождение человека от определённого рода, который ведёт свою историю от общего предка.

В Древнем Риме слово «фамилия» обозначало коллектив людей, состоящий из семьи хозяев и их рабов. Достаточно долго употребление данного слова имело аналогичный смысл в России и европейских странах. Даже в 19 веке некоторым крепостным крестьянам давали фамилию их господина. Чуть позже слово фамилия приобрела основное значение, которое является официальным на сегодняшний день.

Каждая фамилия состоит из основной части, имеющей лексическое отражение прошлого, и дополняется для благозвучности суффиксами, приставками и окончаниями.

Окончания обычно формируют прилагательные формы, указывая на принадлежность к мужскому или женскому роду.

Часто окончание фамилии воспринимается в качестве стереотипа для определения этнической принадлежности своего обладателя. Стоит отметить, что окончание является неустойчивой частью слова, которая со временем может подвергаться изменениям.

В свою очередь приставки в некоторых фамилиях являются их неотъемлемой частью. Обычно они указывают на аристократическое происхождение своего носителя. Они могут писаться как слитно, так и раздельно с основной частью фамильного слова.

Краткий список употребления приставок в различных государствах:

  • Тер (Армения) – переводится как «господин» или «владелец». Данный титул ставится перед родовым именем и показывает отношение своего владельца к высшей армянской аристократии или семье священнослужителя.
  • Фон и Цу – употребляется в Германии.
  • Ван (употребляется в Нидерландах) – считается признаком дворянского происхождения и показывает географическое отношение к какой-либо местности.
  • Де , Дю и Дез (Франция) – указывают на благородное происхождение.
  • О" , Мак , Ле – употребляется в Ирландии.
  • Ла и Де – употребляется в Италии.
  • Ду , Да , Душ – употребляются в Бразилии и Португалии.

В ряде славянских языков из-за морфологических особенностей мужские и женские фамилии отличаются друг от друга по своей форме. В литовском языке форма фамилии разная для мужчин, незамужних и замужних женщин. В свою очередь в ирландском языке в качестве фамилий используются отчества, которые по-разному образуются для женщин и мужчин.

Современное понимание фамилий появилось достаточно поздно. Оно было связано с возникновением необходимости регулирования наследования. Сначала это было введено в Италии, потом процесс становления распространился на Францию, Англию, Германию и Швецию.

В России возникновение фамилий началось с прозвищ, которые бытовали на новгородских землях с 14 века. Они не находились в общем употреблении и узаконились лишь в 16 веке. Сначала фамилии были лишь у бояр и князей, потом они появились у купцов и дворян. Среди крестьян фамилии закрепились только после отмены крепостного права.

Большинство русских фамилий образовались от имён и прозвищ. Так, например, Фёдор - Фёдоров сын - Фёдоров или Сидор - Сидоров сын - Сидоров. Реже происхождение фамилии было связано с названием местности (Приозерский от Приозерск). Некоторые фамилии брали своё начало от рода занятий человека (например, Рыбаков от рыбак). Так каждая фамилия имеет своё значение и историю.

По русской традиции при замужестве женщина обычно берёт фамилию своего избранника. При необходимости она имеет право сохранить свою девичью фамилию или принять двойную фамилию (свою и мужа), которая будет писаться через дефис. Детям обычно дают фамилию отца. Если женщина не находится в браке, то её ребёнок может быть записан под её фамилией.

В Испании часто используются двойные фамилии, состоящие из фамилии отца и фамилии матери. В Португалии в двойной фамилии первой идёт фамилия матери, а второй - отца.

С появлением советской власти подверглись изменениям азербайджанские фамилии многих людей. Окончания «огле», «заде» или «ли» были изменены на «ов» и «ев» (например, Мамедли - Мамедов). После того, как Азербайджан стал независимым, многие решили обратно вернуть исконный исторический вид своих фамилий.

В Германии фамилии появились в средние века. Одним из компонентов фамилии брался дворянский титул, название поместья или владения.

В Швеции почти до двадцатого века почти все граждане не имели фамилий, которые бы передавались из поколения в поколение. При рождении ребёнок получал отчество отца, к которому прибавлялась соответствующая приставка. Закон о необходимости иметь постоянную фамилию был принят в этой стране только в 1901 году.

Что касается еврейских фамилий, то они очень разнообразны. Их значительная часть отражает миграционный путь этого народа. Многие евреи после их изгнания в 1492 году из Португалии и Испании сохранили традиционное окончание страны, где они проживали. У некоторых фамилии отражают их жизнь в Германии. У евреев, проживающих на Кавказе или Средней Азии, происхождение фамилий связано с особенностями местного диалекта или ивритскими корнями. Также существует ряд фамилий, связанных с древнееврейским языком.

На армянском языке слово фамилия означает родовое имя. Несмотря на это, наименование рода в существующем восприятии появилось не сразу. Жители данного государства в течение долгого времени времени жили небольшими изолированными группами и официально закрепление фамилии не требовалось. Если в одном поселении было несколько людей с одним именем, то их отличали друг от друга по тому, чьими внуками они являлись. Другим вариантом идентификации были прозвища, которые отражали какую-либо особенность конкретной личности. Большая часть фамилий образовалась с приходом христианства в Армению, которое было принято в 4 веке. Некоторые армянские фамилии унаследовали турецкие, армянские и персидские элементы. Необходимость фамилий появилась с развитием Армении и появлением на её территории городов. Сначала фамилии появились у представителей высшего света, а потом в крестьянской среде.

В Китае существует своя система именования людей, которая характерна для всех стран Восточной Азии. Несмотря на то, что существует около семисот китайских фамилий, большая часть жителей Китая применяет только двадцать из них. Почти все китайские фамилии записываются одним иероглифом и только несколько из них двумя. Самые частые китайские фамилии - это Ван, Джан и Ли. Женщины в этой стране, вступая в брак, чаще всего оставляют свою фамилию, а детям дают фамилию мужа.

При записи китайского имени и фамилии в русском языке между ними обычно ставится пробел. Система китайского именования действует также в Корее и Вьетнаме. Существует достаточно небольшие перечни вариантов фамилий, такие как Байцзясин, что в переводе означает «Сто фамилий».

В некоторых странах фамилия не считается обязательной частью полного имени человека. Например, в Исландии фамилия на самом деле является отчеством. Подобная система раньше была популярна и в других скандинавских государствах.

Стоит отметить, что фамилий традиционно не имеют бирманцы, тибетцы, амхарцы и некоторые другие народности.

Исламский богослов Шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджжид после анализа религиозных текстов составил подробный список имен, которые не подобает давать мусульманским детям.

1. В частности, нежелательно, если имя человека не соответствует его национальности и социальной среде, в которой он живет. Это может создать проблемы самому человеку.

2. Неблагозвучные имена часто вызывают насмешки, что способно негативно отразиться на мировосприятии их носителей.

3. Имена девочек не должны иметь эротического значения, иначе у них могут выработаться ложные стереотипы в поведении. К нежелательным относятся: Мигнадж (игривая, кокетливая), Фатен (очаровывающая, соблазняющая), Гада (привлекательная походка), Висаль (сексуальная) и некоторые другие.

Имя Асия (непокорная, своенравная) тоже не подходит, так как оно может повлиять на поведение девочки: «Раз родители меня так назвали, они хотят, чтобы я была такой».

4. Не одобряют мусульманские богословы и обычай давать детям имена в честь известных актеров, певцов, музыкантов. Поклоняться кому-то подобно идолу, они считают недостойным. Особенно плохо, если кумир ведет «неправедный» образ жизни, ведь ребенок может взять пример с такого человека.

5. Не стоит называть детей и в честь политических деятелей, запятнавших свою репутацию, а также фараонов Древнего Египта и правителей прошлого, повинных в преступлениях против целых народов.

6. Нежелательны и имена, указывающие на какой-либо грех или преступление. Например, Саррак (вор) или Залим (тиран, деспот).

7. Если имя распространено среди представителей народов, основная часть которых не исповедует ислам, то оно тоже не подходит. Как Джон, Иван, Жан, Хуан, Йохан или Джованни.

8. Некоторые люди могут назвать своего ребенка в честь какого-либо животного или птицы. Это допустимо, если речь идет о подчеркивании положительных качеств тех или иных представителей фауны: смелость, сила, мудрость, благородство. Но не стоит использовать названия животных, которые могут быть восприняты как оскорбление. Например, Тейс (козел) или Химар(осел) и т.п.

9. Мужские имена, которые заканчиваются на «аль-ислам» или «ад-дин» (религия), мусульманские богословы считают слишком хвастливыми и нескромными. Они не рекомендуют людям возвеличивать своих сыновей: ведь мужчины должны сами проявить свои лучшие качества, тогда их будут уважать другие.

Нежелательны, к примеру, такие имена: Зияуддин (сияние религии), Нуруддин (свет религии), Захабуддин (золото религии),Нурулислам (свет ислама), Сайфулислам (меч ислама), Насеруддин (помощник религии), Масуддин (алмаз религии) Мухъиддин(оживляющий религию) и т.д.

10. Имена с другими окончаниями тоже могут быть нескромными. Так, Барра (благочестивая), Абид (поклоняющийся) илиТакъи (богобоязненный) порой не соответствуют их носителям, как и Хаким аль-Хуккам (правитель правителей), Ситтунниса(госпожа всех женщин), Шахиншах (шах всех шахов).

11. По мнению отдельных богословов, не стоит называть детей именами ангелов: Джабраил, Исрафил, Микаил и другие. Иранское имя Ферешта (ангел) тоже относится к нежелательным, как и Маляк, которое значит «ангел» по-арабски.

11. Называть детей в честь известных сур Корана (Ясин, Таха, Хамим) тоже не правильно, по мнению богословов.

Вам наверняка знакома фраза из кинофильма «Москва слезам не верит», уже давно ставшая крылатой: «Мне нужен Георгий Иваныч, он же Юрий, он же Гоша, он же Жора, он же Гора…».

Почему у разных имен есть столько вариантов?

Почему одними и теми же именами называют людей в разных странах и даже на разных континентах?

Ответ на эти вопросы дает наука антропонимика , которая изучает происхождение, эволюцию и функциональную составляющую имен.

· По-научному собственные или личные имена (например, Иван, Мария, Светлана) называются антропонимами . К антропонимам, кстати, также относят отчества, фамилии, прозвища и даже клички.

Но остановимся пока на именах. Как так получается, что, проживая в разных странах, имея разную историю, культуру и языки, мы имеем если не одинаковые, то весьма схожие имена?

НАС ОБЪЕДИНЯЕТ ИСТОРИЯ

На самом деле все кроется именно в истории.

Все народности вне зависимости от своего территориального месторасположения проходили похожие вехи эволюции, сходный культурный путь развития, в ходе чего и появлялись первые и последующие имена, а также традиции именования людей.

В древнейшие времена люди отождествляли себя с Вселенной, верили в свое происхождение и зависимость от окружающей их природы - растений, животных, а также природных явлений. Поводом для выбора имени также служили предполагаемые или желаемые качества новорожденного человека, а также его внешние признаки. Еще один существенный «повод» для получения имени - занятие, которым занимается семья новорожденного.

Самым наглядным и, пожалуй, известным примером наименования людей с этих точек зрения можно назвать имена в индейских племенах. Вы наверняка читали и помните увлекательные книги об индейцах, где главных героев звали Зорким Соколом, Кожаным Чулком, Зверобоем, Верной Рукой и т.д.

То же самое можно сказать и о древнерусских именах. Покопавшись в архивах и описаниях генеалогических древ, можно найти такие имена, как Пирог Оладьин, Русин, Кожемяка, Добр, Хитр, Молчан и т.д. Согласитесь, что по приведенным примерам можно легко догадаться, чем занималась та или иная семья, или каким был тот или иной человек.

Многие имена, используемые до сих пор, пришли к нам еще со времен язычества, когда люди хотели дать своему чаду звучное, многообещающее или «счастливое» имя.

Например, как бы вы расшифровали и сравнили между собой два таких имени, как Вальдемар и Владимир? Оказывается, между ними действительно много общего:

Славянское имя Владимир состоит из двух частей и буквально означает «владеть миром »;

В свою очередь, Вальдемар аналогично означает царство и славу (вальтан + мар), так что в Германии вы можете смело называть Вову Вальдемаром.

Аналогичный пример «громких» имен, имеющих одинаковые корни, но разное звучание - широко известный и достаточно популярный Генрих и уже забытый славянский Домажир . Хотя в это трудно поверить, но, по сути, люди с такими именами являются полными тезками, поскольку в буквальном смысле их имена обозначают «богатство («жир» - в славянском примере) в доме».

И РЕЛИГИЯ

Громаднейшее значение при возникновении имен сыграли религиозные верования, обряды, поверья и традиции. Это в значительной мере объясняет тот факт, почему у нас всех есть «тезки» в других странах, о чем мы, кстати, можем даже не догадываться.

Многие народы объединила христианская вера, которая, в свою очередь, собрала и освятила или, правильнее сказать, канонизировала множество имен из разных языков. В свое время при крещении детей новорожденным следовало давать только те имена, которые разрешала или «приветствовала» церковь. Это сейчас родители могут дать своему чаду любое взбредшее им в голову имя.

· Например, напомним, что в первые годы советской власти появились такие «имена-перлы», как Октябрина, Ноябрина или Эльмира, означающая «электрификацию мира». Вместе с тем в это же время появились имена - аналоги традиционных иностранных, но имеющих совсем иной смысл. Например, советская Гертруда - это совсем не немецкая аналогия, а сокращенное от «Герой Труда». Или мужской вариант - Ренат: это привычное для татар и мусульман имя также является аббревиатурой громкого советского лозунга «Революция, наука, труд». Вот вам и «тезки»!

· Сегодня «продвинутые» мамы и папы также поражают богатой фантазией, называя своих детей невообразимыми именами. Например, в отечественных ЗАГСах в последнее время регистрировали малышей с именами Услада, Дельфин, Луналика и даже имя в виде набора цифр...

Но вернемся к традиционным именам, имеющим сходство в разных народностях и означающих одно и то же на разных языках.

Наибольшее распространение христианские имена получили в Xстолетии. Православный мир активно заимствовал или, точнее, собирал лучшие имена по всему миру. Как правило, они имеют греческое, латинское и древнееврейское происхождение - вот почему имена, обозначающие по сути одно и то же, могут заметно отличаться по произношению. Особую роль в распространении христианства сыграла Византия, расположенная между Европой и Азией, поэтому и имена, узаконенные Византийской империей, несколько различны.

Примеров таких «интернациональных» имен достаточно много.

Одно из самых известных и распространенных - имя Иван, к которому по аналогии с упомянутой в начале статьи фразой из кинофильма «Москва слезам не верит» можно добавить:

Он же Джон и Иоганн, Джанни, Жан и Юхан, Джованни и Жоао, Хуан и Йенс, а также Янош и Ян. Большинство наших соотечественников Иванов даже не догадываются, сколько у них есть тезок по всему миру!

Среди других имен, распространенных повсеместно, необходимо отметить такие, как Анна и Мария, Андрей и Алексей, Ольга и Екатерина, Михаил и Юрий и многие другие. Если проследить историю их возникновения, то сразу обнаружатся религиозные истоки.

Приведем в таблице несколько примеров, что означает имя и как оно звучит в разноязычных интерпретациях:

Русский вариант

Значение, происхождение

Английский вариант

Немецкий вариант

Французский вариант

Александр

С греч. «защитник»

С евр. «благодать»

С греч. «мужественный»

С греч. «противник»

С греч. «царский»

Георгий, Юрий

С греч. «земледелец»

С греч. «благородная»

Екатерина

С греч. «чистая»

С греч. «факел»

С евр. «милостивый»

Иоганн, Ганс

С евр. «госпожа»

С греч. «победитель»»

С лат. «малый»

С греч. «камень»

Это далеко не все примеры, причем список можно дополнить аналогами этих и других имен и в других языках (например, по-итальянски Георгий - Джорджио, Александр - Алессандро, а известная шекспировская героиня Джульетта является тезкой русской Юлии). Как можно увидеть из таблицы, имена более чем похожи между собой - отличия объясняются лингвистическими особенностями каждого языка.

ВСЕ НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Есть еще несколько причин международного «взаимопроникновения» имен, в частности, это глобализация и расширение связей между разными странами. Но даже в таких случаях впоследствии нередко оказывается, что чужеземное имя - это хорошо забытый антропоним, которому уже не одно столетие. Например, современные Анжелики и Анджелины - это тезки девушек, давным-давно носивших имя Ангелина.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 6

г. Новороссийска Краснодарского края

Секция языкознания

Сравнительная характеристика

имен собственных,

встречающихся в разных европейских языках

Выполнила

Мжачих Анна Сергеевна,

Ученица 4 класса «А»

АУ Гимназии № 6

г. Новороссийска

Научный руководитель:

Цветкова Галина Ивановна,

учитель начальных классов

Новороссийск - 2010

1. Введение. Цель и задачи исследования

2. Разные по происхождению группы имен в русском языке

3. Общее происхождение рассматриваемой группы имен

4. Таблицы созвучных имен

5. Небольшие различия в именах в связи с особенностями языка

6. Интересные примеры аналогичных имен

7. Имена сказочных героев разных народов

8. Заключение

1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучая английский язык, общаясь с учителем на уроках, где ученики часто называют себя своим именем в английском варианте, читая книги разных писателей и сказки народов мира, в которых главные герои носят имена, напоминающее имена героев произведений русского фольклора и русских писателей, можно заметить созвучие мужских и женских имен.

Гипотеза. Мы предполагаем, что большая часть современных мужских и женских русских имен имеет своих братьев и сестер в других языках. Видимо, у многих русских имен существуют аналоги в других языках. Поскольку количество и происхождение имен очень велики и разнообразны, попробуем рассмотреть самые часто употребляемые имена в русском и европейских языках: английском, французском, немецком, итальянском.

Цель исследования – найти родство и общее происхождение часто употребляемых имен в русском и европейских языках, доказать это историческими справками, грамматикой, примерами из литературы, примерами из жизни.

Задачи исследования :

  1. изучить литературу по данному вопросу,
  2. составить таблицу соответствия имен,
  3. привести примеры,
  4. сделать выводы об общем происхождении имен.

2. РАЗНЫЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ГРУППЫ ИМЕН В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В древние времена на Руси людям давали имена понятные всем русским, такие, например, как Волк, Медведь, или Людмила - милая людям, Владимир – владеющий миром.

Россия – огромная страна, с разных сторон окруженная абсолютно разными народами и культурами. Среди употребляющихся у нас имен есть много пришедших из Азии восточных имен (Тимур, Руслан, Земфира).

С севера из холодной и пасмурной Скандинавии были заимствованы имена Ольга (в Скандинавии – Хельга), Игорь (Ингвар).

Но есть еще большая группа имен, значение которых не понятно. Они для нас очень привычные и кажутся полностью своими, но на самом деле имеют иностранное происхождение и пришли к нам в большинстве своем вместе с христианской религией, победившей языческие верования. Эту группу рассмотрим .

Это христианские имена, и они пришли к нам в X веке из Византии вместе с православием. Византийская империя находилась между Европой и Азией. Новорожденных детей называли по церковным месяцесловам (святцам), в которых каждому дню каждого месяца соответствовали имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью.

3. ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕН

Почти все наши часто встречающиеся имена, которые мы давно привыкли считать русскими, принесены христианством на Русь через Византию. Могучая Византийская империя оказала огромное влияние на всю мировую культуру и религию. Для нашего случая кратко можно сказать, что там были узаконены многие имена, когда они были признаны именами церковными, именами святых.

В конце 10-го века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на Русь. Такого союзника он увидел в лице византийского императора. Чтобы получить помощь и скрепить союз, князь Владимир согласился на крещение Руси. В ходе крещения необходимо было заменить языческое имя на христианское. С этого времени на Руси появились Иваны и Марьи, Петры и Анны.

Откуда пришли к нам христианские святые? Из Рима и Греции, и поэтому имена имеют греческое, латинское, древнееврейское происхождение. Именно поэтому прослеживается соответствие имен в разных языках разных народов, к которым тоже через Византийскую империю пришло христианство. (Например: русское Иван – польское Ян – французское Жан - английское Джон, немецкое Иоганн, Ганс). Подробно это можно увидеть в таблице.

На языках тех народов, где эти имена появились впервые (чаще это греческие, латинские, древнееврейские языки), почти все они имели точное значение. При переходе имен из одного языка в другой утратилось их первоначальное значение (каждое слово-имя раньше что-то конкретно обозначало, например Анна – божья благодать, Мария – любимая, желанная, Андрей – мужчина, Алексей - защитник) . И эти имена становились уже только именами собственными, то есть именами святых, именами людей.

Главная причина сходства имен разных народов - их общий источникхристианская религия. Вся Европа (а за ней и Америка) тоже называла детей по церковным календарям. Но православный мир заимствовал имена христианских святых через посредство греческого языка, а католики и протестанты - через посредство латинского. Поэтому одно и то же имя, некогда принадлежавшее кому-либо из первых христианских святых, по-русски звучит, немного отличаясь от английского или французского вариантов.

4. ТАБЛИЦЫ СОЗВУЧНЫХ ИМЕН

Поиск имен и созвучных с ними вариантов отражен в двух таблицах. Когда мы видим эти имена рядом друг с другом – хорошо заметно их сходство.

Таблица № 1. Мужские имена.

Россия

Англия

Франция

Германия

Италия

Иван (Бог милостив, евр.)

Джон

Жан

Иоганн Ганс

Джованни Джанни

Михаил (подобен Богу, евр. )

Майкл

Мишель

Михаэль

Николай (победитель народов, гр.)

Ник

Николя

Клаус

Николо

Василий (царский, гр .)

Базиль

Базилио

Петр (камень, гр.)

Питер

Пьер

Петер

Пьетро

Павел (малый, лат .)

Пол

Поль

Пауль

Паоло

Андрей (мужественный, гр .)

Эндрю

Андрэ

Андреас

Андреа

Яков (второй по рождению, евр .)

Джек

Жак

Сергей (высокочтимый,л ат. )

Серж

Серджио

Роман (римлянин, лат. )

Роми

Ромео

Александр Алексей (защитник, гр. )

Алекс

Алекс

Алессандро Сандро

Георгий (гр) Юрий (слав) (земледелец)

Джордж

Жорж

Георг

Джорджио

Степан (венок, гр. )

Стивен

Стефан

Стефан

Стефанио

Антон (противник, гр. )

Энтони

Антуан

Тони

Антонио

Таблица № 2. Женские имена

Россия

Англия

Франция

Германия

Италия

Анна (благодать, евр .)

Энн

Анет

Анна

Анна

Мария (госпожа, евр .)

Мэри

Мари

Мари

Мария

Екатерина (чистая, гр. )

Кэт

Катрин

Кэтрин

Катарина

Елена (факел, гр. )

Элен

Элен

Хелен

Елизавета (почитающая Бога, евр .)

Элизабет

Лиз

Эльза

Юлия (кудрявая, лат .)

Джулия

Жюли

Джульетта

София (мудрая, гр .)

Софи

Софи

Софи

Софи

Евгения (благородная, гр .)

Джейн

Эжени

5. НЕБОЛЬШИЕ РАЗЛИЧИЯ В ИМЕНАХ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЯЗЫКА

Во французских именах, как и вообще в этом языке, ударение ставится на последний слог. Немецкий язык считается жестким, твердым – это заметно и в именах. Итальянские имена, на мой взгляд, более радостные, музыкальные, как и их язык, как сам итальянский народ. В о многих случаях имена только кажутся разными, а на самом деле являются одним именем, произносимым на разных языках, с учетом свойственных этим языкам лингвистических особенностей.

МАРФА MAR TH A (Марта)

АГАФЬЯ – AGA TH A (Агата)

Но, изучая английский язык и произношение буквосочетаний, мы можем сказать, что сочетание букв TH читается как что-то среднее между русскими звуками Т и Ф. Получаются как раз Марфа и Агафья. Интересно, что одно и тоже имя носили английская аристократка - писательница детективов Агата Кристи и российская жительница - отшельница, потомок староверов, проживающая в глухой Сибири – Агафья Лыкова.

6. ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ АНАЛОГИЧНЫХ ИМЕН

Чтобы легче представить себе общее происхождение имен у очень разных людей, рассмотрим интересные примеры:

1.Очень разные люди, жили в разные времена - русский царь Иван Грозный, немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, английский рок-музыкант из группы «Битлз» Джон Леннон, французский актер Жан-Поль Бельмондо – но всех их объединяет общее имя – в русском варианте это ИВАНЫ.

2. В России перед Новым Годом всюду мы видим Деда Мороза, а на западе – это Санта Клаус. Но если дословно перевести на русский язык эти слова, то получится Святой Николай, а мы вспомним Николая Чудотворца. Это подтверждается легендой об одинаковых по поступкам и доброте людях – Санта Клаусе и Николае Чудотворце.

Давным-давно в праздник Рождества бедняки находили у дверей своих домов сладости, яблоки и детские игрушки. Они не знали, кто оставлял их. Однажды в канун Рождества им удалось поймать человека с большим мешком, полным яблок. Это был святой Николай, или, по-английски, Санта Клаус.

Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся житель из-за крайней бедности собирается продать дочерей, святой Николай помог семье. Он ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и спас всех от голода и гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками.

А у нас таким добрым и творящим чудеса является Николай Чудотворец - христианский святой . Николай Чудотворец стал известен своей добротой, особенно к детям.

А дата поминовения святого Николая Чудотворца – 19 декабря – это как раз перед самым Рождеством и Новым Годом.

3. В русском варианте влюбленных юношу и девушку из трагедии английского писателя Шекспира Ромео и Джульетта могли бы звать Роман и Юлия.

4. Вспомним из сказки про Буратино хитрого и умного Кота Базилио. А на Руси многих котов назвали Васьками.

5. Если рассмотреть фантастический вариант рождения Майкла Джексона в России, то его бы звали Михаил Яковлев. И еще здесь можно рассмотреть его фамилию Джексон.

В английском языке часто встречаются фамилии, очень похожие на имена, например, Джексон, Джонсон, Николсон. А слово SON переводится Сын. У меня возникло предположение, что фамилия Джексон – это как бы старинное отчество, со времен, когда фамилий не было. На Руси было – Иван Петрович, т. есть Иван, Петров сын. А Джексон – сын Джека.

7. ИМЕНА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Для этого исследования можно вспомнить широко известные сказки с главными героинями – девочками по имени Марья (русские народные сказки про Марью-искусницу, Марью-красу-длинную косу), Мари (сказка Гофмана «Щелкунчик» ), Мэри Поппинс (сказка английской писательницы Памелы Треверс «Мэри Поппинс, до свидания!» ). Все трех героинь объединяет одно имя. Но народ и авторы из разных стран наделяли их красотой и похожими чертами характера – ум, доброта, трудолюбие, красивая внешность.

Одним из любимых во все времена и во всех странах мужских имен стало имя ИВАН. Сколько про него сказок, где сначала Иванушке не очень везет, он не очень удачливый, не очень богатый. Но природный ум, доброта, смекалка, золотые руки в конце сказок помогают стать ему настоящим героем, победить врагов, помочь друзьям и беднякам, найти свою любовь.

Ганс Христиан Андерсен «Дурень Ганс»

Английская народная сказка «Сон коробейника» (герой Джон)

Французская народная сказка «Замок дьявола» (герой Жан)

Братья Гримм «Смышленый Ганс»

Множество русских народных сказок про Иванушку

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему же имена, возникшие в разных странах, получились такими похожими? Ответить на этот вопрос помогает знание истории.

Историки давно заметили, что разные культуры проходят в своем развитии похожий путь. Поэтому у разных народов существуют одинаковые обряды, поверья, сказочные сюжеты. Это относится и к именам.

Общности имен способствовало общение между людьми из разных стран – давно приглашали иностранных гувернанток, детей отдавали и отдают в заграничные школы. Часто молодежь хочет быть похожим на кумира и называет себя его именем, аналогичным русскому варианту. Хорошо, когда в любой стране ты можешь представиться понятным для иностранцев и красивым именем, но при этом точно знать, что это имя твое.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. www.imena.ru
  2. www.kurufin.narod.ru
  3. ru.wikipedia.org
  4. www.nikola-ygodnik.narod.ru
  5. Владимир Танич «История наших имен: удивительные приключения иностранцев в России» (Журнал «9 месяцев» № 11-2001 год)
  6. Владимир Танич «Влияет ли имя на судьбу?»

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, развитие имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и "очередность" появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое. Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии очень распространены.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав . Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют греческие корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Почти все личные имена, которые мы давно привыкли считать русскими, были принесены христианством на Русь через Византию, которая собрала лучшие имена из своего языка, а также иноязычные имена и канонизировала их, то есть официально узаконила, сделав именами церковными. Поэтому они имеют греческое, латинское, древнееврейское происхождение, изредка можно встретить имена, принадлежащие некоторым другим восточным языкам, например, сирийские, египетские. Это же можно сказать и о многих других народах. Именно поэтому прослеживается соответствие имен в разных языках: русское – Иван, польское – Ян, французское – Жан, английское – Джон, немецкое – Иоганн; русское – Михаил, французское – Мишель, польское – Михал; русское – Ольга, немецкое – Хельга; русское – Павел, французское – Поль, немецкое – Пауль и т. д. При переходе имен из других языков утратилось их первоначальное значение (ведь все они произошли от нарицательных существительных), и они становились уже только именами собственными.

Интересно, что разные народы выбирали для наименования разные по значению корни. Так, у славян преобладают компоненты: "добр", "свят", "свет", "слав", "расти", "мир", "мил", "рад", "люб", у греков и римлян – слова, подчеркивающие в человеке нравственные качества. Евреи же и арабы предпочитали подчеркивать в именах отрешенность от земных благ и обращение к богу.

Многие имена, звучащие по-разному, имеют одинаковое значение. Например:

Никита, Никон (греч.), Виктор, Виктория (лат.) – победитель.

Федор, Дорофей (греч.) – дар божий.

Георгий, Юрий, Егор (греч.) – земледелец.

Олег, Ольга (сканд.) – святой.

Кирилл (греч.) – господин, Мария (арам.) – госпожа.

Альбина, Клара (лат.) – белая.

Иван, Жанна, Янина (др.евр.), Элиза (др.герм.) – милость божья.

Марина (лат.), Пелагея (греч.) – морская.

Зоя (греч.), Виталия, Ева, Виталий (лат.) – жизнь.

Феликс, Беатрис, Беата (лат.) – счастливый.

Однако наблюдается и обратная ситуация: большое количество имен в русском именослове имеют похожее звучание, но совершенно разное значение. Такие имена не следует путать, поскольку они несут в себе разную информацию.

Например:

Еразм (греч.) – возлюбленный; Ераст (греч.) – любящий; Филипп (греч.) – любящий коней.

Валентин (лат.) – сильный; Валерий (лат.) – бодрый, крепкий.

Вит (лат.) – побежденный; Виталий (лат.) – жизненный; Витольд (др.-герм.) – лесной властитель.

Вероника (греч.) – несущая победу, (лат.) – истинное, подлинное изображение; Ника (греч.) – победа.

Традиции наречения

Упорядочение славянских имен началось с составления церковных списков – Святцев и Миней. По решению Папы Григория называть разрешалось лишь именами, узаконенными религией, или каноническими, записанными в этих книгах. Все остальные имена были названы языческими. Канонические имена включались в гражданские и церковные календари. Одни и те же имена приходились в календарях на одни и те же числа, связанные с почитанием того или иного святого. Христианские имена были именами подвижников и мучеников, погибших за утверждение этой религии. Кроме того, эти же имена принадлежали и представителям тех народов, из языка которых они были заимствованы. Поэтому сейчас данные имена не воспринимаются нами как церковные. Ребенка нарекали именем святого, чье имя значилось в Святцах на день крестин ребенка. Нередко это были и очень неблагозвучные имена, но родители не могли идти против воли церкви. Правда, родители младенца из обеспеченных семей или принадлежащих к высшему сословию обладали некоторой привилегией – они могли выбирать имя, не согласовывая его с церковным календарем, но, тем не менее, это имя должно было содержаться в Святцах.

В истории имени существовали и другие системы именования. Например, имена папуасов, данные им при рождении, принято было менять на другие, когда ребенок вырастал и превращался в девушку или юношу. Представители северных народов считали, что ребенка надо обязательно назвать в первые три дня после его рождения, поскольку три дня спустя имя будет подсказано ему нечистой силой, что, конечно же, не может принести ему счастья. У других народов Севера позволялось называть ребенка только после того, как будет изготовлена колыбель для него. Делать ее до рождения считалось плохой приметой – ребенок мог родиться мертвым или недолго прожить, но без имени ребенок не допускался в свое первое жилище. У африканских племен система именования еще интереснее. Считалось, что в новорожденного переселяется душа умершего родственника, поэтому важно было определить, чья именно душа пожелала родиться второй раз, чтобы дать ее имя ребенку. Этим занимались шаманы.

Нельзя не заметить, что все это присуще и славянским именам. То же изменение имени – от уменьшительного к имени-отчеству, тот же обычай называть ребенка в честь ушедших родственников и предостережение от наречения именами живущих родителей.