Пастернак доктор живаго основные мотивы. Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго. II. Анализ стихотворений

Все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие , это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.


Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки , прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.


Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.


Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.


Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.




Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.


Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.

Педиатрическая практика показывает, что ребенок, который научился быстро ползать, позже начнет ходить. Поэтому переход от ползания к стоянию тоже должен быть своевременным, правильным и плавным.

Подробнее смотрите ниже в небольшом видео доктора Комаровского.

  • Когда начинает ползать
  • Доктор Комаровский

Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Стихи, составляющие отдельную, заключительную часть романа «Доктор Живаго» в качестве стихов главного героя - врача Юрия Живаго, Борис Пастернак считал лучшими своими стихами. Здесь очень многие образы связаны с Евангелием. В открывающем цикл «Гамлете» поэт умоляет Бога пронести мимо чашу страданий, но сознает, что

Продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один,все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить ~ не поле перейти.

В другом стихотворении, «На Страстной», природа скорбит о гибели Христа:

И лес раздет и непокрыт

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся,стоит

Толпой стволов сосновых.

А в городе,на небольшом

Пространстве,как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград.

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

Однако, по убеждению поэта, чудо Воскресения в Пасхальную ночь восстановит мировую гармонию, одолеет смерть:

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

В одном из самых известных пастернаковских стихотворений, в знаменитой «Зимней ночи», зажженная на столе свеча, словно свеча у иконы, уподобляет любовное свидание молитве:

На озаренный потолок Ложились тени,

Скрещенье рук,скрешенье ног,

Судьбы скрещенья.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал,как ангел,два крыла

Крестообразно.

У Пастернака истинная любовь хранима ангелами.

Рождеству посвящена «Рождественская звезда». Здесь Вифлеемская звезда «возвышалась горящей скирдой соломы и сена средь целой Вселенной, встревоженной этою новой звездой». А волхвы:

Стояли в тени,словно в сумраке хлева,

Шептались,едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках,немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья,смотрела звезда Рождества.

И почти все следующие за «Рождественской звездой» стихи цикла уже посвящены непосредственно Иисусу Христу. В «Рассвете» поэт вновь, после долгого перерыва, приходит к вере в Господа:

И через много-много лет

Всю ночь читал я Твой Завет

И как от обморока ожил.

В «Чуде» - последний путь Христа из Вифании в Иерусалим, и эпизод со смоковницей, испепеленной молнией:

Найдись в это время минута свободы

У листьев,ветвей,и корней,и ствола,

Успели б вмешаться законы природы.

Но чудо есть чудо,и чудо есть Бог.

Когда мы в смятенье,тогда средь разброда

Оно настигает мгновенно,врасплох.

Пастернак ставит Божий Промысел выше законов природы, чудо выше знания. В «Земле» он призывает, «чтоб тайная струя страданья согрела холод бытия». В «Дурных днях» Христу во время торжественного входа в Иерусалим

Припомнился скат величавый

В пустыне и та крутизна,

С которой всемирной державой

Его соблазнял сатана.

Также и самому поэту в жизни пришлось пережить немало дьявольских соблазнов от власть имущих, однако он не изменил своей музе, что и доказал «Доктор Живаго». В «Магдалине» Пастернак надеется,

Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту.

И в заключительном «Гефсиманском саду» евангельский пейзаж, где «седые серебристые маслины пытались вдаль по воздуху шагнуть», передает душевное состояние Иисуса, когда

Он отказался без противоборства,

Как от вещей,полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь как смертные,как мы.

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия. Простор

Вселенной был необитаем,

И только сад был местом для житья.

Христос обращается к своим ученикам:

Ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И,как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд,как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Пастернаку евангельские мотивы «стихов из романа» были необходимы для подчеркивания христианской этики, лежащей в основе «Доктора Живаго». Проповедь Иисуса освещает не только все столетия последующей истории, но и образы героев романа. Она светится не только во Вселенной, но и в душах Юрия Живаго и Лары. Живаго, в полном соответствии с фамилией, живой, его в советском обществе фактически хоронят заживо. Не случайно роман начинается с похорон отца Юрия и пророческой фразы: «Живаго хоронят». И в финале доктору Живаго суждена уже «полная гибель всерьез» - он буквально задыхается в переполненном трамвае. Но воскресает - в своих стихах, завершающих роман.

Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнется духовное пробуждение общества: «Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век». Писатель с нетерпением ждал этого времени, с которым у него были связаны все мечты и надежды. И первым шагом к духовному пробуждению стало одно из лучших его произведений — «Доктор Живаго». Роман был начат в декабре1945 года. Пастернак чувствовал некую внутреннюю обязанность перед родной землей, поэтому он стремился создать роман о России, о ее трагедии. Осознание того, что его творение будет своеобразным залогом бессмертия, что пути к отступлению нет, ярче всего выражено в стихотворении «Гамлет», входящем в сборник произведений Юрия Живаго: Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислоняясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На мой взгляд, Пастернак (как Пушкин, Лермонтов и многие другие поэты и писатели) видит основной целью творчества провозглашение истины и правды. Однако путь этот очень сложен и подчас жесток. Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее: «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…». Данный роман стал своеобразным откровением автора. Действительно, в «Докторе Живаго» Пастернак дает свою оценку человеческой жизни. Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: «Атмосфера вещи — мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным». Так каково же понимание Пастернаком христианства? На этот вопрос можно ответить, по-моему, если обратиться к сцене, происходящей у постели умирающей Анны Ивановны Громеко. Юрий Живаго говорит о том, что «слова Христа о живых и мертвых понимал всегда по-другому». По мнению молодого человека, воскрешение уже в нашем рождении. Однако люди этого не замечают и воспринимают жизнь как череду страданий. Самое главное, истинное в том, что «человек в других людях и есть душа человека». На мой взгляд, с этим нельзя не согласиться. Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих: «…вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь». Таким образом, можно говорить о том, что для Пастернака важны поступки человека, ибо только они останутся в памяти. А остальное тленно, имеет мало значения. Хотя отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Такая позиция, по моему мнению, оптимистична и имеет под собой основу, поскольку сам Пастернак также был уверен в невозможности смерти. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман «Смерти нет». Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна. Должно быть, только этот аргумент и заставил автора отказаться от подобного названия. Но данная мысль очень ярко прослеживается в романе. Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел «эликсир вечной жизни». Им становится творчество и поступки, которые остались в памяти людей. Да, конечно, Пастернак верит в некоторую предопределенность и божественную силу, которая в некоторые моменты направляет человека. Однако в эпоху революционных событий гражданской войны у большинства людей вера в Бога ушла на задний план. Писатель понимает это, но все же пытается донести до людей ценность стремления к прекрасному, настоящему как к проявлению Бога. Важно также отметить, что христианство у Пастернака неизбежно связано с природой. Так, Иисус представляется «человеком-пастухом в стаде овец на заходе солнца». В иной мир главного героя провожают цветы, ибо они «царство растений — ближайший сосед царству смерти. В зелени земли сосредоточенье тайны превращения и загадки жизни». Таким образом, в своем восприятии христианства Пастернак, с одной стороны, подтверждает основные законы бытия, а с другой — привносит новые коррективы, которые также могут считаться истинными. Причем свое мировосприятие он переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть вечная жизнь. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы. Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие «Бог». Свою точку зрения и изложил автор в романе «Доктор Живаго»

Какие христианские мотивы присутствуют в романе Пастернака «Доктор Живаго»?

Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнется духовное пробуждение общества: «Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век».

Писатель с нетерпением ждал этого времени, с которым у него были связаны все мечты и надежды. И первым шагом к духовному пробуждению стало одно из лучших его произведений – «Доктор Живаго».

Роман был начат в декабре 1945 года. Пастернак чувствовал некую внутреннюю обязанность перед родной землей, поэтому он стремился создать роман о России, о ее трагедии.

Осознание того, что его творение будет своеобразным залогом бессмертия, что пути к отступлению нет, ярче всего выражено в стихотворении «Гамлет», входящем в сборник произведений Юрия Живаго:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

На мой взгляд, Пастернак (как Пушкин, Лермонтов и многие другие поэты и писатели) видит основной целью творчества провозглашение истины и правды. Однако путь этот очень сложен и подчас жесток.

Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее: «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…». Данный роман стал своеобразным откровением автора. Действительно, в «Докторе Живаго» Пастернак дает свою оценку человеческой жизни. Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: «Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным».

Так каково же понимание Пастернаком христианства? На этот вопрос можно ответить, по-моему, если обратиться к сцене, происходящей у постели умирающей Анны Ивановны Громеко. Юрий Живаго говорит о том, что «слова Христа о живых и мертвых понимал всегда по-другому».

По мнению молодого человека, воскрешение уже в нашем рождении. Однако люди этого не замечают и воспринимают жизнь как череду страданий. Самое главное, истинное в том, что «человек в других людях и есть душа человека». На мой взгляд, с этим нельзя не согласиться. Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих: «… вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь».

Таким образом, можно говорить о том, что для Пастернака важны поступки человека, ибо только они останутся в памяти. А остальное тленно, имеет мало значения.

Хотя отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Такая позиция, по моему мнению, оптимистична и имеет под собой основу, поскольку сам Пастернак также был уверен в невозможности смерти. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман «Смерти нет». Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна. Должно быть, только этот аргумент и заставил автора отказаться от подобного названия. Но данная мысль очень ярко прослеживается в романе.

Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел «эликсир вечной жизни». Им становится творчество и поступки, которые остались в памяти людей.

Да, конечно, Пастернак верит в некоторую предопределенность и божественную силу, которая в некоторые моменты направляет человека. Однако в эпоху революционных событий гражданской войны у большинства людей вера в Бога ушла на задний план. Писатель понимает это, но все же пытается донести до людей ценность стремления к прекрасному, настоящему как к проявлению Бога.

Важно также отметить, что христианство у Пастернака неизбежно связано с природой. Так, Иисус представляется «человеком-пастухом в стаде овец на заходе солнца». В иной мир главного героя провожают цветы, ибо они «царство растений – ближайший сосед царству смерти. В зелени земли сосредоточенье тайны превращения и загадки жизни».

Таким образом, в своем восприятии христианства Пастернак, с одной стороны, подтверждает основные законы бытия, а с другой – привносит новые коррективы, которые также могут считаться истинными. Причем свое мировосприятие он переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть вечная жизнь. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.

Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие «Бог». Свою точку зрения и изложил автор в романе "Доктор Живаго"

Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнется духовное пробуждение общества: «Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век».

Писатель с нетерпением ждал этого времени, с которым у него были связаны все мечты и надежды. И первым шагом к духовному пробуждению стало одно из лучших его произведений — «Доктор Живаго».

Роман был начат в декабре 1945 года. Пастернак чувствовал некую внутреннюю обязанность перед родной землей, поэтому он стремился создать роман о России, о ее трагедии.

Осознание того, что его творение будет своеобразным залогом бессмертия, что пути к отступлению нет, ярче всего выражено в стихотворении «Гамлет», входящем в сборник произведений Юрия Живаго:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

На мой взгляд, Пастернак (как Пушкин, Лермонтов и многие другие поэты и писатели) видит основной целью творчества провозглашение истины и правды. Однако путь этот очень сложен и подчас жесток.

Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее: «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…». Данный роман стал своеобразным откровением автора. Действительно, в «Докторе Живаго» Пастернак дает свою оценку человеческой жизни. Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: «Атмосфера вещи — мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным».

Так каково же понимание Пастернаком христианства? На этот вопрос можно ответить, по-моему, если обратиться к сцене, происходящей у постели умирающей Анны Ивановны Громеко. Юрий Живаго говорит о том, что «слова Христа о живых и мертвых понимал всегда по-другому».

По мнению молодого человека, воскрешение уже в нашем рождении. Однако люди этого не замечают и воспринимают жизнь как череду страданий. Самое главное, истинное в том, что «человек в других людях и есть душа человека». На мой взгляд, с этим нельзя не согласиться. Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих: «…вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь».

Таким образом, можно говорить о том, что для Пастернака важны поступки человека, ибо только они останутся в памяти. А остальное тленно, имеет мало значения.

Хотя отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Такая позиция, по моему мнению, оптимистична и имеет под собой основу, поскольку сам Пастернак также был уверен в невозможности смерти. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман «Смерти нет». Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна. Должно быть, только этот аргумент и заставил автора отказаться от подобного названия. Но данная мысль очень ярко прослеживается в романе.

Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел «эликсир вечной жизни». Им становится творчество и поступки, которые остались в памяти людей.

Да, конечно, Пастернак верит в некоторую предопределенность и божественную силу, которая в некоторые моменты направляет человека. Однако в эпоху революционных событий гражданской войны у большинства людей вера в Бога ушла на задний план. Писатель понимает это, но все же пытается донести до людей ценность стремления к прекрасному, настоящему как к проявлению Бога.

Важно также отметить, что христианство у Пастернака неизбежно связано с природой. Так, Иисус представляется «человеком-пастухом в стаде овец на заходе солнца». В иной мир главного героя провожают цветы, ибо они «царство растений — ближайший сосед царству смерти. В зелени земли сосредоточенье тайны превращения и загадки жизни».

Таким образом, в своем восприятии христианства Пастернак, с одной стороны, подтверждает основные законы бытия, а с другой — привносит новые коррективы, которые также могут считаться истинными. Причем свое мировосприятие он переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть вечная жизнь. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.

Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие «Бог». Свою точку зрения и изложил автор в романе «Доктор Живаго»