Биография и вклад в русскую архитектуру бартоломео карло растрелли. Школьная энциклопедия

Бартоломео Карло Растрелли – выдающийся скульптор, художник, литейщик и архитектор 18 века. Итальянец по происхождению, метр скульптурного дела свое творческое начало смог реализовать в России, после ряда неудач на Родине и во Франции при дворе короля Людовика 14. Б. Растрелли родился в 1675 г. в богатой дворянской семье потомственных флорентинцев.

Социальное положение родителей будущего скульптора позволило мальчику получить отличное образование, изучить основы архитектуры, живописи, художественного литья, ювелирного дела у лучших мастеров того времени. Благодаря такому основательному подходу к образовательному процессу Б. Растрелли получил огромный багаж знаний и навыков, которые позволили ему успешно реализоваться в самых различных направлениях творчества.

Начало карьеры скульптора

Творческий путь скульптора Б. Растрелли начал в родной Италии, а именно в Риме, куда он переехал со своей семьей в 1698 г. Однако, после года изучения памятников античности и работ эпохи барокко, скульптору так и не удалось найти применения своему таланту и знаниям на родине.

Историки связывают эту неудачу со сложным финансовым и политическим кризисом, который в те годы переживала Италия. После ряда неудач и отсутствия заказов Б. Растрелли вместе с женой переезжает во Францию, где удача улыбнулась скульптору немного больше.

Так, в 1703 г. Б. Растрелли спроектировал и создал пышный мавзолей в стиле барокко на могиле французского дипломата маркиза де Помпоне, который покоился в церкви Святой Марии. Скульптурный шедевр очень понравился жене маркиза и многим влиятельным особам, благодаря чему автор получил большую популярность во Франции.

За 15 лет проживания во Франции скульптор создал десятки надгробий и мавзолеев (например, кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и др.). Практически все работы были выполнены в стиле барокко - скульптуры характеризовались массивностью, помпезностью, декорированием большим количеством аллегорических фигур.

Несмотря на то что во Франции Б. Растрелли считали модным скульптором, к его творчеству относились сдержанно, а сам автор так и не смог прочно закрепится в творческой элите страны. Не получая желаемого ни морального удовольствия, ни финансового вознаграждения Б. Растрелли вместе с семьей переезжает в Россию.

Российский этап

Именно российский этап стал периодом активного расцвета творческой карьеры Бартоломео Растрелли. Скульптор переехал в Россию в 1716 г., предварительно заключив договор с доверенным лицом царя - И. Лефортом. В соответствии с договором скульптор был назначен на должность архитектора при царском дворе и обязан был в течение трех лет выполнять различные архитектурные проекты и обучать студентов художественному мастерству.

Первой и одной из самых знаковых работ Бартоломео Растрелли в России стала конная статуя Петра I. Монумент посвящался победе Русской Державы над шведскими воинами в Северной войне. Работа над проектом статуи продолжалась около восьми лет, о чем свидетельствуют рисунки и эскизы разного времени, где монумент обретал все новый и новый образ.

Изначально автор планировал создать помпезную, торжественную статую с вычурными образами, аллегорическими композициями и мифологическими героями, подобную тем монументам, которые уже были воздвигнуты в Берлине и Париже его современниками. Однако, со временем автор начал уходить от массивных барочных форм и в 1724 г. был создан окончательный эскиз конной статуи Петра I.

Скульптор представил Царя в виде римского императора, сильного, самодержавного повелителя огромной страны. Римские мотивы подтверждаются лавровым венком на голове всадника-победителя, римскими сандалиями, горностаевой мантией, покрывающей плечи. В одной руке всадник держит символ государственной власти – маршальский жезл, а другой – натягивает поводья, контролируя поступь коня. Композиция монумента предельно проста, несмотря на множество мелких декоративных элементов и линий, в ней нет скрытого смысла, аллегорий, символических намеков.


Фото:

Еще одной ключевой работой гениального скульптора в России стала двухфигурная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», выполненная из бронзы в технике чеканки. Композиция монумента следующая: араб в чалме подносит символ государственной власти императрице.

Массивная статуя императрицы облачена в пышное, визуально тяжелое платье. Наряд Анны украшен драгоценными камнями, объемными рисунками, живописными эффектами, а использование особой техники выполнения обеспечило великолепное сияние и мерцание обработанного металла. Еще одним сложным элементом общей монументальной композиции стала точная передача оригинальной прически императрицы, украшенной бусинами, лентами, жемчужинами и, конечно же, царской короной.

Помпезная статуя Анны расположена на бархатном коронационном помосте, силуэт императрицы всем своим видом демонстрирует королевское спокойствие и уверенность. Фигура араба более скромная, даже несколько подавленная, он неловко преподносит императрице королевский символ власти.

В некоторой степени, скульптурная группа символизирует деспотичность царской власти и склонность к расточительной жизни. Каждая деталь, декоративный элемент, художественная линия скульптуры имеет единственную трактовку, как и в случае с конной статуей, автор не использует символических знаков и двусмысленных композиций.

Работая при царском дворе, Б. Растрелли принимал участие в процессе декорирования лепными элементами и барельефами монументальных сооружений (Петергоф, дворец Меншикова, Царскосельский дворец).


Фото:

Так, рукам гения принадлежат великолепные барельефы, скульптурные группы и архитектурные композиции – «Триумф Амфитриты», «Похищение Деяниры кентавром Нессом», «Нептун с колесницей», «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», «Тритон, борющийся с морским чудовищем», «Самсон, разрывающий пасть льва» и др. Также скульптор работал в сфере портретного жанра, медальерного искусства, художественного литья.

Бартоломео Растрелли оставил многогранное творческое наследие. Каждая его работа поражает воображение профессионализмом мастера, оригинальностью и цельностью композиции, точностью линий и пышностью декоративного убранства. Великий скульптор подарил свой талант России, где и умер в 1744 г.

Растрелли Бартоломео-Карло
Годы жизни: 1675г. - 1744г.
скульптор

Бартоломео-Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции, в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности па родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.
Не нашлось заказов и при папском дворе в Риме. Растрелли возвращается во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын - будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за изготовление надгробия маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул.
Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко, сложных и динамичных по композиции, с множеством аллегорических фигур. Однако французская критика заявила, что у приезжего итальянца "испорченный" вкус, так как во Франции начала XVIII века господствующим становится классицизм, чуждый барочным формам.
Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к Французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало.
Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр I, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных н добрых" мастеров.
В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет".
В его обязанности входило проектирование дворцов, салоп. каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди. свинца и
железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.
24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.
Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания Соната, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии паук, исполнял эскизы маскарадных костюмов. а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел
соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности.
Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова, выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).
Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя. г, 1719 гиду он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы".
Подлинной удачен Растрелли является бронзовый бюст Петра 1 (1723-1729, ГЭ; вариант ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.-К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).
Портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения, так как в них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но содержание и характер целой эпохи.
Много лет работал Растрелли ли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет. уже после смерти скульптора. ПРИ участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом Т лишь в 1800 году перед Михайловским ЗАМКОМ. Там)н стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". Это - первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого "Медного всадника".
В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников - порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.
Портретные работы-не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось. и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".
Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Tриумфальный столп так и не поставили ни при Петре I. ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.
Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее патриотическая идея этого своеобразного памятника характерна для творчества Растрелли.
Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками.
Умер Растрелли в 1744 году.

Собор Смольного монастыря
Дата создания: 1748г. - 1757г

Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря на месте, где прежде располагался Смольный двор, начато по проекту Ф.Б. Растрелли в 1748 г. В 1764 г. при монастыре было основано учебное, заведение для девушек дворянского происхождения Смольный институт. В центре монастырского ансамбля возвышается великолепный образец барочной церковной постройки пятиглавый собор, возведенный Растрелли в 1748-1764 гг. Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял В. П. Стасов в 1832-1835 гг. Двухъярусный основной объем храма увенчивают пять глав, тесно примыкающих друг к другу. Пластика наружных стен отличается исключительным богатством и живописностью. Выступы углов украшены пучками колонн в первом ярусе и пилястр во втором. Окна обрамлены наличниками с перехватами причудливого рисунка. Интерьер собора, исполненный уже в эпоху классицизма, резко контрастирует своей строгостью и простотой с праздничным и нарядным наружным обликом. Корпуса келий повторяют своей крестообразной конфигурацией план храма. Внутренние углы каре корпусов отмечены четырьмя башнеобразными церквами, силуэты и пластика стен которых созвучны собору. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760х гг.), окружавшая прежде весь ансамбль, вторя его планировке, сохранилась далеко не полностью (часть северной и западная стена были разобраны). Ее изящные башенки по углам корреспондируют угловым церквам корпусов келий. Колокольня, запланированная Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена. Корпуса келий этой стороны построены в 1832-1835гг. В. П. Стасовым, а в 1860х гг. П. И. Таманский придал их фасадам барочный облик. Между западным фасадом собора и западными корпусами келий в 1832-1835 гг. установлена исполненная по проекту В. П. Стасова решетка строгого классицистического рисунка.

Зимний дворец

Дата создания: 1754г. - 1762

Один из наиболее впечатляющих памятников архитектуры русского барокко. Трехэтажное здание расчленено по высоте на два яруса, что подчеркнуто ордером и горизонтальными тягами. В плане дворец представляет замкнутый четырехугольник с большим внутренним двором и сильно изрезанной линией стен. Каждый из фасадов решен по-своему. Невский как протяженная двухъярусная колоннада со слегка выступающими ризалитами. Южный, выходящий на Дворцовую площадь, имеет более выделенный центр, прорезанный на высоту первого яруса трех-арочным проездом во двор. На западном и восточном фасадах, скомпонованных покоем, особенно подчеркнуты боковые ризалиты. Развитую пластику стен дополняют приставные колонны и пилястры, акцентирующие членения здания, сочные капители, пышные наличники окон, крепованный карниз. Парапет кровли и фронтоны ризалитов украшены многочисленными статуями. Богатая красочная гамма зеленый фон стен, белые колонны, тяги и наличники, темно-желтые капители и лепнина, черные статуи усиливает общее живописное впечатление. Грандиозный пожар в 1837 г. уничтожил внутреннюю отделку, лишь отчасти восстановленную в 1838-1839 гг. В.П. Стасовым и А. П. Брюлловым. Более всего отпечаток стиля Растрелли сохранила Большая церковь с нарядным золоченым декором и Главная (Иорданская) лестница, мраморные марши которой, раздваиваясь, ведут на второй этаж к анфиладе парадных залов. Большинство интерьеров решено в стиле классицизма. Таковы Георгиевский (Большой тронный) зал (Дж. Кваренги, В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов), Гербовый зал (В. П. Стасов).Петровский (Малый тронный) зал (О. Монферран, В. П. Стасов) и др. После Октябрьской революции дворец передан Государственному Эрмитажу. В его залах ныне располагается экспозиция различных отделов музея.

1675–1744) Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее, когда обнаружились его художественные наклонности, был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных мастерских. Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы. Бартоломео разносторонне подготовили к работе в различных материалах, а также обучили искусству художественного литья. Он хорошо рисовал, не был чужд ювелирного дела, мог выступать как театральный живописец-декоратор. Кроме того, он приобрел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику. Немалую роль в формировании будущего скульптора сыграли и художественные впечатления, полученные во Флоренции. Однако молодой одаренный мастер не смог найти применения своим силам в Италии и был вынужден покинуть родину. Вступив в брак с испанской дворянкой, Растрелли вместе с ней отправился в Париж. Здесь в 1700 году у него родился сын - будущий архитектор, названный в честь деда - Бартоломео Франческо. В 1702 году Растрелли получил заказ на проектирование и исполнение пышного надгробного памятника министру Симону Арно маркизу де Помпонну. Сооружение памятника было закончено в 1707 году. Первое крупное произведение скульптора в Париже встретило суровую критику в художественных кругах. Для французского искусства начала XVIII века с его строгими классическими основами в архитектуре и сдержанным использованием барочных приемов в скульптуре произведение Растрелли уже казалось проявлением недостаточно взыскательного вкуса. За пятнадцать лет, прожитых во Франции, скульптору так и не удалось ни достигнуть прочного положения, ни исполнить что-либо выдающееся. Привлеченный широкими перспективами творческой деятельности в новой столице русского государства, Растрелли оставляет Париж. Именно в России он обретет вторую родину и создаст произведения, обессмертившие его имя. Сначала в России Растрелли выступал прежде всего как архитектор. Однако на пути Растрелли-архитектора вскоре появился серьезный и даровитый соперник - французский архитектор Александр Леблон. С первых же дней встречи между ними возникли неприязненные отношения. В «мемории», отправленной Петру 19 сентября 1716 года, Леблон представил все проделанное Растрелли в Стрельне в самом невыгодном свете: «Имея в своем распоряжении 200 человек и располагая таким сроком [три месяца], Растрелли надлежало бы распланировать весь сад. Аллеи не подготовлены под посадку деревьев… Каналы центральный и один боковой выкопаны на глубину меньшую, чем им надлежит…» Растрелли пытался защищаться, но по настоянию француза его таки отстранили от работ в Стрельне. Лишь вмешательство Меншикова удержало мастера от отъезда из России. Но отныне Растрелли уже не выступал в качестве архитектора. С осени 1716 года он полностью обратился к занятиям скульптурой. Однако еще до этого по его рисункам и модели выполнили декоративное обрамление потолка Парадного зала дворца Монплезир в Петергофе. Здесь мастер сумел добиться сочетания строгой архитектоничности и динамики. Последнее достигнуто им разнообразием ракурсов фигур и сочной моделировкой, создающей впечатление живописности. Первая портретная работа Растрелли в России - бюст А. Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I, - датирована концом 1716 года. Бюст генерал-губернатора - типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. И композицией бюста, и его деталями скульптор показывает образ мудрого государственного мужа, полководца, победителя во многих сражениях. Но доминирующего впечатления скульптор добивается не раскрытием психологии портретируемого, а общей импозантностью и обилием декоративных деталей. В 1719 году Растрелли по окончании очередного годового срока обратился с «доношением» о прибавке жалованья. Но прошение имело обратный результат, царь, когда ему доложили о просьбе Растрелли, велел предложить скульптору «дабы он работы подряжался делать с торгу» - исполнять заказы по отдельным договорам. Переход с гарантированного «государевого жалованья» на подрядную работу ухудшал положение Растрелли. Растрелли заверили, что его обеспечат подрядными работами, и 5 июля 1719 года он «учинил договор, чтобы ему брать поштучно, а не годовое жалованье». 1721 год в творческой биографии Растрелли отмечен работой над значительными декоративными произведениями. Петр I предложил скульптору исполнить модель Триумфального столпа в честь побед в Северной войне, «чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержанные». Растрелли довольно быстро создал модель. С тех пор в его творчество прочно вошла и утвердилась патриотическая тема победоносной борьбы России с грозным врагом. Триумфальный столп, выполненный в задуманном масштабе, мог бы стать впечатляющим монументальным памятником Санкт-Петербурга. Той же теме были посвящены девять аллегорических барельефов для Большого каскада в Петергофе, отлитых в марте 1721 года из свинца. В ноябре 1721 года Растрелли исполнил «голову», которую «делал он по своему чертежу и по модели», то была гипсовая голова царя. «Голова Петра» - не простой слепок, а документальный портрет, сочетающий точность маски и живое ощущение художника. Растрелли сумел проработать маску с такой художественной чуткостью, что она как бы ожила, одухотворенная искусством. 1722 год мастер начал с исполнения другого царского заказа - статуи Петра во весь рост, предназначенной для украшения одной из площадей новой столицы. Из описания модели можно понять, что художник готов был исполнить монумент со сложным композиционным построением, рассчитанным на разнообразные зрительные впечатления. В последние два года жизни Петра I Растрелли работает особо интенсивно, исполняя самые различные работы: фонтанные группы, портреты, декоративные скульптуры и даже иногда выступает как архитектор. Весной 1723 года он закончил одну из парных фигур «Гладиаторов» для Большого каскада в Петергофе. Затем вылепил «великую барелиефу восковую» с изображением Полтавской баталии, которую Петр приказал поставить в своем кабинете. В 1723–1724 годах Растрелли выполнил два бюста Петра: первый «новым римским манером» был вылеплен в августе 1723 года и второй - «старинным римским манером» - в марте 1724 года. Отлили бюсты одновременно - в июне 1724 года. Бронзовые бюсты Петра - одно из высших достижений творчества Растрелли. Эти скульптуры, образной основой которых послужила «гипсовая голова» Петра 1721 года, дают наиболее проникновенную и разностороннюю характеристику личности Петра, и вместе с тем это художественные образы колоссальной обобщающей силы. Тридцатые годы XVIII века в творчестве Растрелли отмечены созданием большого числа крупных произведений монументального характера. Он выполнил сложные по композиции многофигурные декоративные группы для фонтанов, статую Анны Иоанновны, скульптурные портреты. Растрелли довелось открыть новую страницу в развитии русской скульптуры, выполнив в натуре статую, предназначенную для установки на площади столицы. Именно с этой статуи начинается расцвет монументальной скульптуры в России, хотя по политическим причинам памятник на улицу так и не попал. Работу над ним Растрелли начал сразу после возвращения из Москвы в Петербург в сентябре 1732 года. Всего за четыре месяца колоссальная по массе статуя императрицы была вылеплена и подготовлена к формовке. Но только в начале 1741 года Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит» и велел выгравировать на лицевой стороне плинта свой титул, фамилию и дату завершения работы. Н. И. Архипов и А. Г. Раскин в книге о Растрелли пишут: «„Анна Иоанновна с арапчонком“ - коронационный портрет императрицы. Она стоит на тронном помосте, покрытом бархатом, отороченным бахромой с кистями. Поза ее заученно торжественна: надменная осанка, голова чуть повернута вправо. Величественным жестом правой руки она выставила вперед и повелительно наклонила скипетр, а левой рукой указывает на „державу“, которую подает арапчонок. Лицо ее непроницаемо, ничто не выдает мысли и чувства - это маска царственного спокойствия и уверенности… …Несмотря на общую импозантность облика, скульптор добился того, что за окаменевшими чертами лица чувствуется жестокая и властолюбивая натура. За сверкающим парадным убором видишь женщину недальнего ума с настороженными мыслями, замкнутую и подозрительную. Всматриваясь в фигуру Анны, в ее тяжелое лицо с грозно остановившимся взглядом, соглашаешься с описанием, которое дала Н. Б. Шереметева: „Престрашного была взору; отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идет, всех головою выше и чрезвычайно толста“». Последние четыре года жизни (1741–1744) Растрелли отмечены мощным творческим подъемом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений - конного монумента Петра I. Еще в конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В начале 1719 года он показал царю модель конного монумента, отлитую из свинца осенью 1717 года. Петр одобрил модель. Затем Растрелли снимает маску с лица Петра для достижения абсолютного портретного сходства. По снятой маске Растрелли исполнил в том же 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах. Хотя к 1724 году Растрелли так и не получил повеления приступить к работе, он был твердо уверен, что ему скоро предстоит осуществление грандиозного проекта. К сожалению, его ожиданиям не суждено было сбыться: модели надолго остались у скульптора. Они вновь были «опробованы» только 22 июля 1743 года. Однако мастер, которому уже исполнилось шестьдесят восемь лет, нашел в себе творческие силы, чтобы создать совершенно новый монумент. Он перерабатывает первоначальную модель, утвержденную Петром. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщения пластической формы. Увы, скульптор так и не увидел свое самое капитальное произведение отлитым в металле. Растрелли умер 18 (29) ноября 1744 года. Его сын - великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли добился продолжения работы. 14 декабря 1744 года царским указом ему было поручено «зачатое отцом его дело исправлять». Но конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок только в конце лета 1800 года! С этого времени конный монумент органически вошел в пейзаж города на Неве. «Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, высится исполинская фигура Петра на могучем коне, - пишут Архипов и Раскин. - Растрелли представил его не на поле битвы, а как бы обозревающим новую столицу - флот, полки, крепостные бастионы… Голова Петра повернута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей „всевидящим“ взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчеркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца. Фигура Петра поражает гигантским сложением - мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нем одет воинский доспех, тяжелый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Петр неколебимо сидит на послушном ему коне. Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику - богатырского коня. „Гордясь могучим седоком“, конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка… …В истории мирового искусства растреллиевский памятник Петру - один из блестящих образцов решения темы, начатой ваятелями античности, развитой мастерами ренессанса и барокко. И особая его ценность состоит именно в том, что Растрелли, отказавшись от перегруженности и театрализованности монументов барокко, возродил на новой основе лучшие ренессансные традиции и создал великолепный образец русского монументального стиля… …Огромная пластическая культура ренессанса и барокко, освоенная Растрелли и воплощенная в его творениях, безупречное мастерство владения материалом - все это оказало большое влияние на творчество русских скульпторов последующих поколений. Трудно переоценить роль Растрелли как скульптора-портретиста. Созданные им бюсты во многом предопределили дальнейшую реалистическую направленность развития этого жанра в отечественном ваянии».

Самым значительным мастером русской скульптуры первой половины XVIII века был итальянец по происхождению граф Бартоломео Карло Растрелли. Не сделав ничего существенного в Италии и Франции, он в 1716 году прибыл в Петербург, где стал выполнять крупные государственные заказы вначале для Петра I, затем для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Работая в России до своей смерти, скульптор создал целый ряд выдающихся произведений монументальной, декоративной и станковой пластики.

Растрелли родился в 1675 году в состоятельной дворянской семье потомственных горожан Флоренции. В своем городе, где еще сохранялись традиции эпохи Возрождения, он имел возможность изучать произведения великих Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Челлини.

Когда проявились его наклонности к искусству, мальчик был отдан на обучение в скульптурную мастерскую Д.Б. Фоджини. Пройдя там выучку, характерную для флорентийской скульптурной школы, Растрелли неплохо рисовал, умел работать в различных материалах, обучился художественному литью, ювелирному делу, принципам театральной декорации, архитектурному планированию и строительству. Такая основательная подготовка в дальнейшем дала мастеру неограниченные возможности проявить себя в самых различных видах творчества.

В 1698 году молодой скульптор отправился в Рим и в течение года изучал там памятники античности и в первую очередь конную статую Марка Аврелия - классический образец для подобных монументов и произведения яркого представителя итальянского барокко Л. Бернини.

Не найдя в Италии применения своему мастерству, Растрелли вместе со своей женой - испанской дворянкой переехал в Париж, где у них в 1700 году родился сын Франческо Бартоломео - впоследствии знаменитый российский архитектор. Там на его творчество оказало сильное влияние официально-парадное искусство известного французского скульптора А. Каузевокса.

В начале творческого пути Растрелли сопутствовала удача. В 1703 году он создает в стиле пышного итальянского барокко проект мавзолея над прахом дипломата Симона Арно маркиза де Помпоне в парижской церкви Святой Марии (воплощен в материале в 1707, разрушен в 1792). В 1704 году при содействии папского нунция Ф.А. Гуатерио он получает от Ватиканского двора графский титул и звание папского кавалера ордена Святого Иоанна Латеранского.

После громкого успеха Растрелли становится модным скульптором и выполняет многочисленные заказы на надгробные памятники. В результате появляется целый ряд проектов надгробий – кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и другим, о которых можно судить по сохранившимся рисункам автора. Для этих надгробий характерна тяжеловесная, помпезная форма с многочисленными аллегорическими фигурами, что не находило одобрения в местных художественных кругах, где придерживались классических основ в скульптуре и сдержанного использования в ней барочных приемов.

Не получая морального удовлетворения от исполнения заказных мемориальных работ и не достигнув за пятнадцать лет проживания во Франции прочного положения в своей художественной деятельности, Растрелли решает уехать в Россию. В 1715 году он заключает в Париже договор с И. Лефортом - сподвижником Петра I, по которому в его обязанности входило в течение трех лет «работать в службе Царского Величества в кумироделии всяких фигур в мраморе... для фонтанов и бросовых вод, в делании портретов из воску и в гипсе, которые подобно живым людям, в литие, архитектуре, в делании декораций или прикрас и машин к театрам оперским и комедианским». Ему также вменялось в обязательном порядке обучать русских людей различным художествам. Именно в России он станет крупнейшим скульптором, создав произведения, обессмертившие его имя.

Переехав в мае 1716 года из Парижа в Петербург, Растрелли был вначале назначен здесь на должность архитектора, а с осени этого же года начал заниматься скульптурой, получив заказ на исполнение проекта конной статуи Петра I в память российских побед над шведами в Северной войне. В 1721 году, после заключения мира со Швецией, по указанию государя он начинает работать, вместе с К. Оснером , Н. Пино и Н. Микетти, над проектом Триумфального столпа (модель была сделана в 1723), прославляющего доблесть русской армии. В 1722 году Растрелли также исполнил модель колоссальной статуи Петра (не воплощена), которая должна была украсить Васильевский остров.

Конная статуя Петра I мыслилась автором и заказчиком торжественной и представительной, наподобие тех, что воздвигались в честь победоносных полководцев в Древнем Риме. Вместе с тем на Растрелли оказали влияние монументы современных ему мастеров, среди которых были памятник Людовику XIV Ф. Жирардона в Париже и памятник великому курфюрсту А. Шлютера в Берлине.

Проекты разного времени, выполненные в рисунках, свинцовых и бронзовых моделях, свидетельствуют о длительной творческой работе мастера. В них он постепенно уходил от сложных вычурных композиций, перенасыщенных фигурами аллегорий и мифологических персонажей (Славы, Мира, Марса, Меркурия, пленников и так далее), к простому, но единственно верному решению, найденному им в 1724 году.

С модели конной статуи Петра I были сняты гипсовые формы, но после смерти Петра началась драматическая история, связанная с нежеланием его преемников выделять деньги на отливку памятника в бронзе. Лишь при Елизавете Петровне, возрождающей традиции петровского царствования, в 1744 году была сделана колоссальная восковая модель, подготовленная к отливке, но 18 ноября 1744 года Растрелли умер, не дождавшись осуществления своего замысла. Работа в материале была осуществлена позднее А. Мартелли при непосредственном участии сына скульптора Франческо Бартоломео Растрелли.

При Екатерине II барочный монумент был отвергнут, как устаревший, и для создания нового конного памятника Петру I, но уже в модном тогда стиле классицизма, был приглашен из Франции скульптор Э.М. Фальконе. Лишь в 1800 году при Павле I растреллиевскую конную статую установили на новом пьедестале (архитектор В.Ф. Бренна, скульпторы М.И. Козловский, В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев) перед Михайловским (Инженерным) замком.


Растрелли, как свидетель Петровских реформ и триумфального завершения Северной войны, представил Петра I в виде римского цезаря, самодержавного повелителя огромной империи. Он облачен в тунику, поверх которой накинута горностаевая мантия, на ногах - римские сандалии. Несомненным портретным сходством отмечена гордо поднятая голова Петра - с огромными застывшими глазами и большим чистым лбом, - увенчанная лав­ровым венком победителя. В правой руке он держит маршальский жезл - символ власти, левой слегка на­тягивает узду, сдерживая поступь мощного коня.

Гладкие скульптурные поверхности органично совмещаются с прочеканенными и отделанными с ювелирной тонкостью множественными декоративными частями (двуглавые орлы на мантии, венок, жезл, попона, конская сбруя и так далее). Монумент развернут в пространстве, но так мастерски, что с любой точки зрения открывается его цельный и законченный силуэт. При этом композиция памятника очень проста. Автор отказывается от всяких «символических намеков», характерных для Медного всадника Фальконе. Как писал искусствовед Всеволод Петров, «не аллегория, а сама пластика становится главным средством характеристики образа».

Еще в процессе работы над памятником Петру Растрелли обращался к портрету, в котором он достигает вершины своего творчества. В петровское время, с установкой на документальную точность, именно портрет становится в изобразительном искусстве ведущим жанром. Чтобы добиться «живоподобия», скульптор нередко использовал гипсовые слепки с лица. В 1719 году Растрелли снял маску с Петра I, которой будет пользоваться при работе над портретами императора. Впадая в натурализм, он создал восковые бюст и сидящую фигуру Петра с инкрустированными глазами, натуральными волосами и одеждой.

В лучших своих произведениях Растрелли умело сочетал парадную пышность с реализмом и глубоким, проницательным обобщением. В 1723-1724 годах он исполнил два изображения Петра I. В знаменитом бюсте 1723-1724 годов, по меткому высказыванию М.В. Алпатова, «Растрелли поднялся здесь до создания подлинно исторического портрета», отразив в нем противоречия и драматизм не только самой личности Петра, но и всей его эпохи.

Скульптор создает образ человека неукротимой жизненной энергии. При внешнем спокойствии царя ощутимо его сильное внутреннее напряжение, которое проявляется в высоко поднятой голове, сдвинутых бровях, плотно сомкнутых губах и подчеркивается движением складок мантии за его спиной. Известно, что именно этот бюст Петра I серьезно изучала Мари-Анн Колло, исполнившая модель головы Петра I для Медного всадника Фальконе в Санкт-Петербурге. Удивляет необыкновенное мастерство в передаче различных материалов: меха горностаевой мантии, кружев жабо, шелка орденской ленты, металла лат с рельефным изображением сцен битвы.

В портрете А.Д. Меншикова (1716-1717, бронза, литье, чеканка; 1848, мрамор, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) много парадности и помпезности, но и здесь Растрелли умело сочетает характерные для барокко качества с глубокой реалистической трактовкой образа, показывая надменное, умное и несколько хитроватое лицо светлейшего князя, в глубокой задумчивости смотрящего вдаль.

По композиционно-пластическому решению к этому произведению близок «Портрет неизвестного» (С.Л. Владиславич-Рагушнский?, 1732, бронза, чеканка), где также с удивительной достоверностью переданы проницательный взгляд, полное, лоснящееся лицо, обрамленное длинными локонами парика, плотное сукно камзола с рельефными пуговицами и мягкое кружевное жабо.

Высшим достижением портретного искусства Растрелли является двухфигурная бронзовая группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза, чеканка). Именно здесь наиболее сильно раскрылись потенциальные возможности мастера и лучшие стороны его дарования. В этой скульптурной композиции Растрелли использует чисто живописные эффекты в обработке материала, в передаче мерцающих драгоценностей, обильно украшающих туалет Анны, шелкового, с объемным рисунком платья, гладкой кожи на обнаженных участках тела. Как и в конном памятнике Петру I, каждая незначительная деталь одежды и украшений, каждый локон волос трактуется мастером с одинаковым вниманием и любовью. Ювелирная отделка нисколько не нарушает общей выразительности этого произведения и его монументальности.

По глубине идейно-образного замысла, по остроте проникновения в дух и характер эпохи скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» не уступает конной статуе Петра I. В монументе Петр представлен прежде всего как государственный деятель и преобразователь огромной империи. Здесь же статуя олицетворяет деспотичность власти, непомерное расточительство и равнодушие ко всему русскому. Массивная, подавляющая фигура императрицы, как говорили о ней современники, «престрашного взору», облачена в тяжелое парадное платье, а с левой стороны к ней устремляется маленькая фигурка арапа в чалме, подносящего ей державу - символ власти. Возможность видеть и наблюдать императрицу была у Растрелли с ноября 1730 по август 1732 года, когда он находился в Москве, принимая непосредственное участие в оформлении коронационных торжеств Анны Иоанновны. В 1732 году он создает медальон с барельефным портретом Анны Иоанновны (бронза), изображая ее в профиль и со спины. Сложную прическу государыни, с вплетенными жемчужными бусами и лентами, венчает российская корона. Спадающее с плеч платье обнажает полное плечо и шею и также убрано многочисленными драгоценными камнями.



Весьма весомо Растрелли проявил себя также в монументально-декоративном искусстве, участвуя, еще при Петре I, в создании лепного декора для сооружений Петергофа, дворца Меншикова и декоративной скульптуры для петергофских фонтанов. Кроме сохранившихся барельефов «Триумф Амфитриты» и «Похищение Деяниры кентавром Нессом», выполненных им для водопадного уступа Большого каскада в Петергофе (1721-1723, свинец, совместно с К. Оснером и Ф. Вассу), он исполнил две львиные маски (маскароны), служащие фонтанами на верхней террасе этого же каскада. Для Верхнего сада в Петергофе Растрелли создал большую свинцовую фонтанную группу «Нептун с колесницей», в 1799 году замененную из-за ветхости бронзовой группой «Нептун», привезенной из Нюрнберга (скульпторы X. Риттер, И. Эйслер и Г. Швейгер). В 1737 году квадратный пруд Верхнего сада он оформил фонтанной композицией «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», которая также из-за плохого состояния в 1773 году была снята.

Кроме того, Растрелли создал замечательную бронзовую композицию «Тритон, борющийся с морским чудовищем» (1726, бронза) для фонтана, расположенного перед южным фасадом Большой оранжереи. Она послужила впоследствии прототипом для его скульптурной группы « Похищенный фашистами Тритон был воссоздан скульптором А.Ф. Гуржием в 1956 году.

В 1735 году в ознаменование 25-летия Полтавской битвы Большой каскад был украшен исполненной Растрелли композицией «Самсон, разрывающий пасть льва». Сильный, с мощной мускулатурой, Самсон, олицетворяющий собой Россию, разрывает пасть льву, который являлся геральдическим изображением Швеции. Обветшавшая к концу XVIII столетия, эта свинцовая скульптурная группа была заменена в 1802 году бронзовой золоченой композицией, отлитой по модели М.И. Козловского. Украденная фашистами, она была воссоздана скульптором В. Симоновым в 1947 году.

Растрелли много сделал в области медальерного искусства, которому особое внимание уделял Петр I. В токарной мастерской государя (при участии А.К. Нартова) он исполнил медные и бронзовые рельефы для триумфального столпа (не осуществлен) на темы событий Северной войны. Мастерски, с большим владением композиционными приемами батального жанра скульптор запечатлел «Полтавский бой», «Взятие Дербента», «Аллегорию Ништадтского мира» (начало 1720-х).

Привлекает внимание медаль «Основание Санкт- Петербурга» (1723?, бронза, литье, чеканка), исполненная Растрелли в пейзажно-жанровом ключе. В ней дается реалистическое изображение берега Невы с накатывающимися волнами, фигурами моряков и работных людей - первых строителей новой российской столицы.

В 1741-1743 годах Растрелли создал медальон с профильным портретом Петра I (отлив в бронзе в середине XIX века), обрамленный пышно декорированной рамой. По всему периметру она украшена рельефными изображениями двуглавого орла и ордена Андрея Первозванного и увенчана короной Российской империи.

Многогранность творчества Растрелли поражает всякое воображение. Каждому его произведению присуще высочайшее профессиональное мастерство, которое до конца своей жизни он беззаветно отдавал на благо России. Умер Бартоломео Карло Растрелли в 68 лет, 18 (29) ноября 1744 года в Санкт-Петербурге.

Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group .

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

С творчеством Растрелли-старшего связано становление и развитие светской скульптуры в России. Растрелли-младший оставил богатое архитектурное наследие.

Благодаря ску́льптору Карло Растрелли появились новые для русского искусства виды скульптуры: конный памятник, скульптурные группы. У Карло Бартоломео Растрелли не было учеников-скульпторов, с ним работали и перенимали опыт только русские подмастерья. Но один ученик у него всё-таки был – это его сын, Франческо Бартоломео Растрелли.

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)

Итальянский скульптор Карло Растрелли работал в стиле барокко . Он был также литейщиком из металла и архитектором со специальным образованием. Жил и работал в Риме, но по приглашению Петра I в 1716 г. прибыл в Россию для литья пушек, а также для художественных работ по украшению новой русской столицы. И остался в России навсегда. Вскоре после приезда в Петербург Растрелли начал работу над первым в России памятником – конной скульптурой Петра I. Но создавался этот памятник очень долго, несколько десятилетий, а тем временем Карло Растрелли занялся скульптурой. И первой работой был бюст А. Д. Меншикова в бронзе.

Карло Растрелли. Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
А.Д. Меншиков – сподвижник Петра I. Этот портрет, хранившийся у потомков Меншикова, видел художник В. И. Суриков. В своей картине «Меншиков в Березове» он многие характерные черты Меншикова позаимствовал с этого портрета Растрелли.

Бюст Петра I работы Б. К. Растрелли – одно из наиболее значительных произведений русской скульптуры XVIII в. В нём ярко виден характер Петра I: ум, энергия, воля. Произведение считается вполне достоверным, т.к. Растрелли использовал восковой слепок с лица Петра, снятый в 1719 г. Бюст был отлит в 1723 г., но только через 6 лет гравёр Семанж завершил работу над чеканкой деталей одежды.

Карло Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

К 1747 г. бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге был, наконец, завершён, хотя скульптор Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I. Ещё около 50 лет рассматривались разные места для установки памятника. А сам он всё это время оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.
Окончательно возведён на пьедестал памятник был только в 1800 г. Пьедестал был изготовлен по рисунку российского архитектора Фёдора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду – правнук».

Карло Растрелли. Памятник Петру Великому возле Михайловского замка в Санкт-Петербурге
Ещё одна замечательная работа Карло Растрелли – групповая скульптура.

Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
В 1741-3174 гг. Растрелли выполнил парадные медальоны с погрудными портретами императора Петра I и его дочери – императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально их отлили в олове, но в дальнейшем часто тиражировали в бронзе, чугуне и раскрашенном папье-маше.

Карло Растрелли. Императрица Елизавета Петровна (1740-е годы). Олово. Музеи Московского Кремля
Но, как мы помним, Растрелли-старший был по образованию архитектором. Он участвовал в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Уже начали рыть каналы и высаживать деревья под его руководством на территории парка, но в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон со своим проектом, и его проект больше понравился царю, поэтому дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли. Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон с 1716 г. и до самой своей смерти в 1719 г. был главным архитектором Санкт-Петербурга.

Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли (1700-1771)

Лукас Конрад Пфандцельт. Портрет Бартоломео Франческо Растрелли
Франческо Растрелли – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Он является автором самых известных памятников Петербурга и его окрестностей. Искусствоведы считают, что именно отцу Растрелли-младший обязан своей успешной карьерой. Франческо Растрелли построил Зимний дворец, Смольный собор, Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе. Сын Франческо Бартоломео Растрелли (Иосиф Яков) умер от холеры совсем маленьким, и творческая династия Растрелли прервалась.
Итак, первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, затем несколько раз выезжал на обучение в Европу. Первые ранние его работы не отличались оригинальностью и были в русле петровского барокко. В начале 1740-х годов Франческо Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем её преемницы Елизаветы. Он ищет свой стиль: дважды ездит в Москву, знакомится с традиционным русским зодчеством.
Период творческого расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (не сохранился). С 1747 по 1752 г. он работает над Большим дворцом в Петергофе.

Большой дворец (Петергоф)

Центральная часть южного фасада дворца. Архитектор Франческо Растрелли

Здание былопрактически полностью разрушено во время Второй мировой войны и восстановлено в 1952 г. Дворец насчитывает примерно 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны
Танцевальный зал создавался в 1751-1752 гг. и полностью сохранил замысел Растрелли. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Танцевальный зал

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Картинный зал
В 1747 г. Растрелли создал эскиз Андреевского собора в Киеве. Строил собор русский архитектор И.Ф. Мичурин.

Андреевский собор в в Киеве
В 1752-1757 гг. Франческо Растрелли перестраивал Екатерининский дворец в Царском Селе.

Франческо Бартоломео Растрелли. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине)

Зимний дворец

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец
Данное здание дворца (пятое) спроектировано и построено в 1754-1762 гг. Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
В здании около 1500 комнат. Общая площадь дворца около 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, которое принял Пётр III в 1762 г. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 г. Петра III свергли с престола, окончено было строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Она отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И.И. Бецкого, личного секретаря Екатерины.

Смольный монастырь

Смольный монастырь строился под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Проект создан Франческо Растрелли.
В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и высокой колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.
В 1764 г. Екатерина II при монастыре учредила институт благородных девиц.
Начавшаяся война с Пруссией помешала строительству – не хватало средств. Строительство продвигалось медленно. В 1797 г. монастырь был упразднён. Собор бывшего монастыря был достроен архитектором Василием Стасовым лишь в 1835 г.
24 октября 1763 г. по высочайшему указу Франческо Растрелли был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья». В начале августа 1764 г. он с семьёй покинул Петербург.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны. Есть предположение, что он умер в Курляндии, в Митаве (ныне Елгава), и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Его могила во время Второй мировой войны была уничтожена.
По проекту Франческо Растрелли в Митаве построен Митавский (или Елгавский) дворец, крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики. Строился как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве.

Митавский (Елгавский) дворец
Митавский дворец не относят к художественным удачам Растрелли из-за однообразия фасадного решения, отсутствия дворцового парка и др.
С 1961 г. в здании располагается Латвийский сельскохозяйственный университет.

Архитектор Франческо Растрелли был также выдающимся инженером-строителем. Он прекрасно понимал, как нужно было возводить здания на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б.Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями.
Всего сохранилось 12 построек Растрелли: Рундальский дворец (нынешняя Латвия), Митавский дворец, Большой Петергофский дворец и церковь Большого Петергофского дворца, Андреевская церковь (Киев), Смольный собор (Петербург), Воронцовский дворец (Петербург), Большой Екатерининский дворец, павильон «Грот» (Царское Село), павильон «Эрмитаж» (Царское Село), Царский дворец (Киев), Строгановский дворец (Петербург), Зимний дворец.

Воронцовский дворец. Архитектор Франческо Растрелли (стиль барокко)
К сожалению, по разным причинам не все работы Карло Растрелли сохранились: 6 построек утрачены.