Рапацкая л а. Рапацкая. Тема докторской диссертации

Русская художественная культура. Рапацкая Л.A.

М.: 1998 - 608 с.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. В рамках достаточно ограниченного объёма читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, композиторов, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания. Пособие соответствует содержанию курса "Мировая художественная культура" как в старших классах школы, так и в вузах.

Формат: pdf

Размер: 35,6 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Русская художественная культура
как общечеловеческая ценность 3
Часть I ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава 1. Христианские основы древнерусского искусства 10
Вопросы и задания 25
Глава 2. Художественные открытия Киевской Руси 26
Вопросы и задания 54
Глава 3. Шедевры культуры древнерусских княжеств 57
Вопросы и задания 79
Глава 4. Светрусского Прёдвозрождения 82
Вопросы и задания 110
Глава5.Искусство "бунташного века 112
Вопросы и задания 132
Библиография 134
Хрестоматия 138
Часть II ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава 1. Феномен "русской евроцейскости" 168
Вопросы и задания 193
Глава 2. Образы архитектуры: от барокко к классицизму 196
Вопросы и задания 212
Глава 3. Образы живописи: от парсуны к портрету 214
Вопросы и задания 237
Глава 4. Открытия русской словесности 240
Вопросы и задания 267
Глава 5. Рождение композиторской школы 269
Вопросы и задания 311
Библиография 314
Хрестоматия 317
Часть III ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА
Глава 1. Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи 330
Вопросы и задания 364
Глава 2. Вершины искусства пореформенной эпохи 368
Вопросы и задания 427
Библиография 431
Хрестоматия 434
Часть IV ХУДОЖЕСТВЕННАЯЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX - XX ВЕКА
Глава 1. "Серебряный век" российских муз 452
Вопросы и задания 509
Глава 2. Отечественная художественная культура 20-х - 80-х годов XX века 512
Вопросы и задания 540
Библиография 542
Хрестоматия 545
Краткий терминологический словарь 564
Именной указатель 572

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.

Учебник создан в соответствии с программой курса «Русская художественная культура» и знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства во всем многообразии его видов и жанров от древности до XVIII в. Включает справочные и хрестоматийные материалы.


Скачать и читать Мировая художественная культура, 10 класс, Часть 2, Рапацкая Л.А., 2016

Задача курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.


Скачать и читать Мировая художественная культура, 11 класс, Часть 1, Рапацкая Л.А., 2016


Скачать и читать Мировая художественная культура, 11 класс, Часть 2, Рапацкая Л.А., 2015

Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. В рамках достаточно ограниченного объёма читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, композиторов, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания. Пособие соответствует содержанию курса “Мировая художественная культура” как в старших классах школы, так и в вузах.


Скачать и читать Русская художественная культура, Рапацкая Л.А., 1998

Учебник создан в соответствии с программой курса «Русская художественная культура» и знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства во всем многообразии его видов и жанров с XIX в. до 70-х годов XX в. Включает справочные и хрестоматийные материалы.


Скачать и читать Мировая художественная культура, 11 класс, Часть 2, Рапацкая Л.А., 2008

Задачи курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Автор отобрал из мировой художественной культуры то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
В учебнике для 11 класса освещаются основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре XIX-XX веков.

Мировая художественная культура. 10 класс. В 2 ч. Рапацкая Л.А.

М.: 2016; Ч. - 375с., Ч.2 - 315с.

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.

Часть 1. В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.

Часть 2. Учебник создан в соответствии с программой курса «Русская художественная культура» и знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства во всем многообразии его видов и жанров от древности до XVIII в. Включает справочные и хрестоматийные материалы.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 51 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 32 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

ЧАСТЬ 1.
Введение 5
Тема1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности. .11
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции 31
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 47
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 67
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 79
Тема б. Античность: колыбель европейской художественной культуры 95
Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия 121
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности 135
Тема 9. Худо ж ест венная культур а итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма 163
Тема 10, Северное Возрождение: в поисках правды о человеке 195
Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей 217
Тема 12. Художест венная культур а европейского Просвещения: утверждение культа разума 257
Тема 13. Художественная культур а Киевекой Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства 287
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 299
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Русш утверждении^ общерусского
Тема 16. Худо ж ест венная культур а XVII в.: смена духовных ориентиров 333
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 349
Литература 375

ЧАСТЬ 2
От автора 5
Глава 1. «НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ»: ОТ ЯЗЫЧЕСКОЙ К ПРАВОСЛАВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 14
Тема 1. Народное творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты 14
Тема 2. Свет Евангелия: рождение храмового синтеза искусств 33
Тема 3. Умозрение в формах, красках,. 48
Глава, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЙ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЖЕСТВ 65
Тема 4. «Град, величьством сияющ»: художественная культура Древнего Киева 65
Тема 5. Господин Великий Новгород: становление национального художественного стиля 84
Тема 6. Расцвет художественных школ Владимиро-Суздальской и Псковской земель 106
Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ 116
Тема 7. Сердце Святой Руси 116
Тема 8. Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый: жизнь как житие 126
Тема 9. «Небесное умом неизмеримо»: творчество Андрея Рублева и Дионисия 135
Тема 10. Державный венец России 150
Тема 11. Москва - Третий Рим: от идеи до художественных образов 158
Глава 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА «БУНТАШНОГО ВЕКА» 174
Тема 12. Диалог «старины и новизны» в русской словесности 174
Тема 13. От иконы к парсуне 186
Тема 14. Барокко в зодчестве и музыке 195
Глава 5. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII в 206
Тема 15. Идеалы «осьмнадцатого столетия»: «русской европейскости» . 206
Тема 16. «Россия молодая мужала гением Петра...» 214
Тема 17. Середина века: от «высокого барокко» к классицизму 231
Тема 18. В начале было слово 253
Тема 19. «Строгий стройный (логика нового зодчества) 266
Тема 20. Рождение Санкт-Петербургской композиторской школы 276
Тема 21. «Пристанище художникам всякого рода...»: кружок Н.А. Львова 286
Тема 22. Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства 299
КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 315

Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования, декан факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Под ее научным руководством подготовлено:
40 кандидатов педагогических наук
5 докторов педагогических наук

Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, расширив возможности музыкально-педагогических исследований, создав новое культурологическое направление в педагогике искусства. Она имеет около 200 публикаций в России и за рубежом - в Испании, Франции, Польше, Беларуси, Китае, Южной Корее. Содержание трудов Л.А.Рапацкой простирается от истории русской музыки и методики ее преподавания до проблем становления и развития мировой художественной культуры. Среди публикаций - книги, изданные в центральных издательствах России большими тиражами, монографии, учебники и учебные пособия, а также научные статьи, методические материалы, программы, рецензии, статьи для словарей и энциклопедий.

Л.А. Рапацкая одна из первых в России стала писать о духовных православных истоках русского искусства , поставив во главу угла своих исследований поиск взаимодействия «духовного» и «художественного». Этой проблеме посвящены ее первые книги: «Художественная культура Древней Руси»(1995), «Русское искусство ХVIII века («Рассвет на Неве»)» (1995), «Искусство «серебряного века» (1996), «Четвертая мудрость»: о музыке в культуре Древней Руси», (1997), «Русская художественная культура» (1998), «Художественная культура России: от Древней Руси к «золотому веку» (2000).

Русская музыка в контексте художественной культуры - другая важная тема научных исследований Л.А. Рапацкой. В 2001 г. вышел в свет первый в российской музыкальной педагогике учебник «История русской музыки», охватывающий все этапы ее развития и полностью отразивший культурологический подход автора - Л.А. Рапацкой к излагаемому материалу.

Важная страница научной биографии Рапацкой Л.А. связана с проблемами мировой художественной культуры как учебного предмета в школе и вузе, с задачами развития художественной культуры личности. Ее монография «Формирование художественной культуры учителя» (1991) отражает содержание докторской диссертации. Далее последовала серия научно-методических экспериментов в общеобразовательных школах и педагогических вузах, которые вылились в разработку новой концепции курса «Мировая художественная культура». Изданная программа этого предмета была предназначена для Х и ХI классов общеобразовательной школы и называлась «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»(2001). Удачно найденная методологическая основа позволила очистить учебную дисциплину от мелкотемья и фактологической перегруженности. Созданные на основе программы два учебника «Мировая художественная культура» (Х и ХI классы) являются одними из наиболее востребованных в общеобразовательных учреждениях России.

Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в развитие отечественного культурологического образования , создав для вузов и школ России новый учебный предмет «Русская художественная культура», цель которого - сформировать у учащейся молодежи представления о великом национальном достоянии России, воплотившем в художественных образах вневременные духовные и нравственные ценности. Этим проблемам посвящены учебники для школ «Русская художественная культура» (Х и ХI классы) и высших учебных заведений: «Русская художественная культура» (2002), «История художественной культуры России от древних времен до конца ХХ века»(2008). Все учебники и учебные пособия Рапацкой Л.А. имеют гриф Министерства образования и науки России, используются на федеральном уровне и внедрены в практику работы гуманитарных и педагогических университетов, консерваторий, музыкальных колледжей и общеобразовательных школ.

В настоящее время Л.А. Рапацкая осуществляет научное руководство 25 аспирантами и соискателями, является научным консультантом 2-х докторантов, участвует в работе четырех диссертационных советов (три совета в МГГУ им. М.А.Шолохова, один совет в МГУ им. М.В.Ломоносова). Она продолжает работать в сфере педагогики высшей школы, обогатив ее исследованиями в области музыкотерапии, музыкально-компьютерных технологий и инновационных методик, отражающих развитие новых направлений в музыкальной культуре ХХI века.