Реставрация панорамы рубо бородинская битва. Панорама Бородинского сражения

: 55°44′19″ с. ш. 37°31′24″ в. д.  /  55.738740° с. ш. 37.523227° в. д.  / 55.738740; 37.523227 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 1962 году

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях , восстановленная после пожара в 1887 году , и сама панорама Бородинской битвы , завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году .

История

Детали полотна панорамы «Бородинская битва»

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Кутузовская изба в Филях

Рядом с Кутузовской избой в 1912 году был выстроен храм-часовня Архистратига Божия Михаила работы архитектора Н. Д. Струкова .

Другие экспонаты музея

  • Поставленная в 1912 году музей-часовня архистратига Михаила , в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова.
  • Памятник героям Отечественной войны 1812 года скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 году .

    Savrasov izba.jpg

    Изба совета в Филях.jpg

    Единственные достоверные изображения избы совета в Филях

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Фрагмент панорамы

Напишите отзыв о статье "Бородинская панорама"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бородинская панорама

– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]

Конюшевская Любовь Леонидовна

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

Почепинец Ольга Александровна

учитель изобразительного искусства,

черчения и МХК

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

“Бородинская битва” в творчестве Ф. А. Рубо

(музей – панорама «Бородинская битва»)

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

учитель изобразительного искусства,

Черчения и МХК

Пос. Искателей

2012

Введение …………………………………………………………...............................2

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва» ….…………………………..........3

  1. История создания музея………………………………………………………………………………….3

Глава 2. Гордость музея – панорама «Бородинская битва»……..………………..…3

2.1. Создание панорамы………………………………………………………………..3

2.2. Фрагменты панорамы……………………………………………………………...4

Заключение……….…………....….................................................................................6

Приложения……………………………………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ.

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

Актуальность : 1) Растущий интерес молодежи к боевым сражениям;

2) Столетие музея – панорамы «Бородинская битва»;

3) 200-летие Бородинского сражения.

Почему я выбрала эту тему: Я выбрала эту тему, так как меня вдохновил поход в музей – панорама «Бородинская битва». Благодаря этой экскурсии во мне возникло желание узнать как можно больше о музее.

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва». (Приложение 1)

  1. История создания музея

18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года, в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама "Бородинская битва", посвященный крупнейшему сражению этой войны. Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 13 сентября 1812 года в избе крестьянина А. Фролова на состоявшемся Военном совете под председательством Михаила Илларионовича Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. К настоящему времени, благодаря многолетней кропотливой работе по выявлению и приобретению памятников эпохи 1812 года нескольких поколений сотрудников Музея, благодаря активной помощи коллекционеров, а также потомков участников Отечественной войны 1812 года, фондовое собрание Музея-панорамы насчитывает около сорока тысяч единиц хранения. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года».

Глава 2. Гордость музея – панорама.

2.1. Создание панорамы.

Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской - 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение,ее автор - выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.)(Приложение 2). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Панорама - особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг.). Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Живописное полотно панорамы "Бородинская битва" имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту - 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Франц Александрович Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в это битве.

2.2. Фрагменты панорамы.

I. .(Приложение3).Бой за деревню Семеновская. У барабана - генерал Дохтуров. Он только что вступил в командование левым флангом русской армии, заменив тяжелораненого П. Багратиона.

II. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А.Рубо. (Приложение4).Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. У леса, по дороге, на рысях мчится дивизия русских кирасир.

III.

(Приложение5).Гренадеры сводно-гренадерской дивизии (в высоких киверах) и павловцы (в остроконечных шлемах) контратакуют французов. Атаку кирасир генерала Нансути отбивают русские гвардейские полки.Русская гвардейская артиллерия ведет огонь по неприятелю.

IV. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение6).Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.

V. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение7).У леса - захваченные французами знаменитые русские укрепления - Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона. Вдоль оврага - артиллерия генерала Сорбье поддерживает огнем наступление французской пехоты.

VI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение8).На опушке леса - корпуса французских маршалов Нея и Даву, захват их дорого обошелся французам - 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конногвардейская батарея. Готовится мощный обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.

VII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение9).Вдали, слева - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты - Наполеон. На вороном коне - командир кавалерийского корпуса генерал Латур-Мобур. У дороги за вводом в бой конницы наблюдает маршал Мюрат (на белом коне).

VIII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

(Приложение10).Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг. На опушке леса - Итальянская гвардия. За рекой Колочей - командир корпуса Евгений Богарне со свитой.

IX. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение11).“Бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. Здесь грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры. На втором плане - драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан. Вдали горит село Бородино, захваченное французами.

X. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение12).Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.Густым пороховым дымом объята Курганная высота. Славные защитники батареи Раевского ведут огневой бой с противником. На помощь подходят полки 4-й пехотной дивизии.

XI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение13).Грозно движутся в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин - второй. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба Михаил Илларионович Кутузов. На втором плане - выдвигаются из резерва второй и третий кавалерийские корпуса.

XII. Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Ф. А. Рубо. (Приложение 14).У берез – в резерве стоят Семеновский и Преображенский гвардейские полки. По дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, отправляют в тыл тяжелораненого генерала Багратиона.

Заключение.

Цель моей работы было определение для нынешнего поколения значение отечественной войны 1812 в истории нашей страны и народа. Для осуществления цели я постарались рассказать о важности создания великого по объему и значимости монумента памяти, о подвигах русских воинов в эти суровые военные годы. Музей панорама бородинская битва является единственным музеем, экспозиция которого полностью посвящена Отечественной войне 1812 года, а сама панорама блестящий образец военной исторической живописи начала 20 века.Для потомков музей является историческим подлинником, где вместе выступают добро и зло, мужество и слабость, свободолюбие, стойкость, великая любовь к родине и своему народу. Такие исторические памятники никогда не позволят остаться равнодушными к событиям военных лет, более того, напоминая нам о суровом прошлом, они предостерегают нас от ошибок.

Приложение.

Приложение 1.

Музей – панорама «Бородинская битва».

Приложение 2.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.) художник – баталист, академик.

Приложение 3.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 4.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 5.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 6.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 7.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 8.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 9.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 10.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 11.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 12.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 13.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 14

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Пояснительная записка (для педагога).

Почепинец Ольга Александровна

Должность

Учитель черчения, изобразительного искусства и МХК

Образовательное учреждение

МБОУ Заполярного района «СОШ п. Искателей»

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Цели, задачи материала

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин
  3. «Путеводитель по местам боев Бородинского сражения 1812» Воениздат
  4. «Очерки Бородинского сражения » Ф.Н.Глинка
  5. «Подлинные документы о Бородинском сражении 1812» В.А. Афанасьев

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин

    Подписи к слайдам:

    “Бородинская битва ” в творчестве Ф. А. Рубо (музей –панорама «Бородинская битва») Выполнила: ученица 10 “А” класса МБОУ Заполярног района «СОШ п.Искателей Конюшевская Любовь Леонидовна Научный руководитель: Почепинец Ольга Александровна Преподаватель: изобразительного искусства, черчения и МХК Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

    «… Ведь были ж сватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!... Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел …»

    Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года. Задачи: 1) Изучить литературу по теме; 2) Изучить историю создания музея; 3) Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

    Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг). 1)

    1) 2) 4) 3) 8) 7) 6) 5) 12) 11) 10) 9)

    «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»

    Спасибо за внимание!

Создателем русской исторической панорамы по праву считается Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 г.г.). Сын небогатого французского коммерсанта, переселившегося в Одессу в середине XIX века, он большую часть жизни работал в Мюнхене после окончания Баварской академии художеств и никогда не имел русского подданства. «...Я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником...» - так определял баталист основную тематику всего своего творчества.

Приближался вековой юбилей Бородинского сражения, к подготовке которого были привлечены известные историки, военные и политические деятели, солдаты и офицеры российской армии, художники.

Решение исполнить панораму на эту тему возникло в 1910 году, когда с этим предложением обратились к Рубо полковник В.А.Афанасьев, один из основателей «Кружка ревнителей памяти Отечественной войны» при московском отделе Императорского русского военно-исторического общества, и генерал В.М. Колюбакин - военный историк, руководитель специальной юбилейной комиссии Санкт-Петербургского совета того же Общества.

Первый эскиз панорамы был создан художником в 1910 году, но одобрения не получил. Тогда было решено изобразить «полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы» - в это время основные боевые действия разворачивались в районе деревни Семёновское.

Рубо считал своей главной задачей создание русской панорамы, поэтому было важно, какой момент сражения будет изображен на холсте и предметном плане. Внимательно изучив многочисленные источники, он стремился показать битву, «где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно», так как полагал, что основой активной обороны русских войск в Бородинском сражении было успешное взаимодействие разных родов войск.

Воплощению подобной военно-исторической концепции способствовала панорамная форма, позволявшая изображать события, развивающиеся во времени. Это определяется одной из особенностей человеческого зрения, предполагающего последовательность взглядов, что заключает в себе время в очень сжатом виде. Таким образом, панорама дает возможность совместить разновременные эпизоды сражения, которые наиболее полно выражают главную мысль художника. Именно поэтому Рубо избрал сюжетной основой своего «Бородина» события на Бородинском поле после полудня, когда включались в сражение огромные массы кавалерии, что придавало батальной сцене излишнюю бравурность, так как полки гвардейской пехоты российской армии отодвигались на дальние планы, а других ярких эпизодов содружества разных родов войск в это время не происходило.

Выбирая для Бородинской панорамы те эпизоды битвы, в которых проявилось наивысшее напряжение эмоциональных и физических сил русских солдат и офицеров, благодаря чему, был достигнут военный успех, Рубо, как и Л.Н. Толстой, подчеркивает моральное превосходство российской армии над противником. Изображение всех родов войск давало художнику возможность показать многообразие движений огромных масс, скоординировать и уравновесить динамичные эпизоды со статичными. Через эти разнохарактерные действия виртуозный мастер батальной композиции передает особенности психологического состояния сражающихся войск.

Бытовые детали в пейзаже единичны, но все же их можно заметить. На первом плане, у батареи Раевского, Рубо написал небольшую распаханную полоску ржаного поля. Среди отвалов рыхлой почвы на краю пашни осталась брошенная соха - орудие мирного крестьянского труда. Война прервала занятие пахаря, плоды его усилий безжалостно уничтожаются в ходе сражения, а забытая им соха, усиливающая трагизм войны, стала символом мира и тишины.

Рубо был вынужден усиливать «картинность» в изображении действий пехоты у Семеновских высот, подчеркивать ее «лихость» в отражении дивизии Фриана. «Чтобы иметь чувство сражения, а не парада, должно быть действие французской артиллерии и отражение Фриана», - считал он. Баталист стремился не идти по пути создания зрительных эффектов и хотел выбрать такую точку зрения, которая давала бы возможность показать упорные бои войск Кутузова с противником: «...Я полагаю стать ближе к Лоржу и к кирасирам... потому что и к батарее Раевского и к Бородину и Горкам будет ближе, а это важнее, чем приблизиться к Понятовскому, к Утице, где все скрыто густым лесом».

Для этой цели Рубо вновь посетил Бородинское поле 26 августа 1911 года, когда, очевидно, изменил точку обзора, приблизив ее к оврагу и южной окраине деревни Семеновское. Отсюда хорошо просматривался русский левый фланг до Утицкого леса, а также высоты, куда устремились войска неприятеля. С этой точки баталист смог показать более отчетливо отражение русской гвардейской пехотой кавалерийских атак противника.

В конце мая 1912 года панорама «Бородинская битва» созданная в содружестве с баталистом К.Беккером, пейзажистами К. Фрошем, Цено-Димером и Мюллером была закончена.

К столетию Бородинского сражения в здании, сооруженном по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова, на Чистопрудном бульваре в Москве состоялось открытие этого монументального произведения, прославляющего подвиг народов России... Рубо создал «цельный и возвышенный образ героического воинского деяния»... Оно стало итогом творчества баталиста и его важным вкладом в мировое панорамное искусство.

Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши. Зритель может рассмотреть кирасир генерала Нансути, пытающихся обойти деревню Семёновское и выйти в тыл русским войскам. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На командном пункте его уже сменил генерал Дохтуров, который изображен рядом с офицерами Ахтырского полка.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва».

Запечатлены и другие моменты сражения. На неубранном пшеничном поле сошлись в смертельной схватке кирасиры Бороздина и саксонские кавалеристы. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Сквозь дым проглядывает только церковь Рождества, единственная постройка, уцелевшая в селе. Франц Рубо создал свою панораму таким образом, что зритель наблюдает за событиями с возвышения, с которого открывается отличный вид на Семёновское и Бородино.

Художник почти два года изучал документальные источники и знакомился с местностью. В результате он выбрал холм, поднявшись на который и писал свои эскизы. Он находится за деревней Семеновское перед поворотом на Спасо-Бородинский монастырь.

Высота, где были сделаны первые эскизы, со временем стала памятным местом. В 1992 году по проекту архитектора Я. Сиднина здесь был построен небольшой мемориальный комплекс. Площадка, где работал Рубо, была обустроена. На ней установили указатели, направленные на места главных сражений Бородинской битвы.

Высота Рубо. Небольшой павильон, посвящённый панораме «Бородинская битва» к сожалению закрыт.

На смотровой площадке установлены указатели на ключевые точки Бородинской битвы.

К сожалению, разростающаяся растительность не позволяет увидеть Бородинское поле таким, каким видел его Франц Рубо.

О художнике и панораме

Автор панорамы Франц Рубо известен как основоположник российской школы панорамной живописи. Это был выдающийся мастер батальной живописи, член Академии художеств, где он руководил батальной мастерской. Его творческое наследие составляет более двухсот монументальных полотен и три батальные панорамы. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Полотно было окончено летом 1912 года. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.

После революции здание отдали электротехническому училищу, которое использовало его для митингов и собраний. Очень быстро строение пришло в негодность и в 1918 году было демонтировано. Полотно Рубо скатали в рулон и отдали на хранение. Занимались им не специалисты, поэтому картина хранилась в ужасных условиях: в подвале собора, под сценой Нескучного сада, позже на складе. Чудом полотнище сохранилось до 1939 года, когда его реставрацию признали невозможной.

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, в Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва». Парадокс - величайшее полотно о главном сражении Отечественной войны французов с русскими создал родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта! Он же, кстати, руководил и созданием панорамы обороны Севастополя.

Интересно, что панорама «Оборона Севастополя» создавалась под руководством француза в 1902–1904 годах в предместье Мюнхена группой не русских, а немецких художников. Эта панорама была успешно открыта в 1905 году в Севастополе в специально возведенном для нее здании.

А вот в создании панорамы «Бородинская битва» были задействованы и российские художники. Это произведение батального искусства имеет совершенно необычную, в чем-то даже трагическую судьбу. Несмотря на то, что полотну уже 100 лет, оно было доступно для зрителей едва ли половину своей «творческой жизни»…

Гигантское полотно-панорама было заказано автору более 200 монументальных батальных полотен, известному художнику Францу Рубо царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему - понятно. Ранее Рубо руководил созданием масштабных панорамных полотен «Оборона Севастополя» и «Штурм аула Ахульго».

На первоначальном эскизе автор «Бородинской битвы» показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения - Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако вскоре эскиз был отклонен царем.

Как свидетельствуют исторические первоисточники, одна из газет тогда писала:

«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».

Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией и ссориться с бывшим смертельным противником не хотелось из «политических» соображений, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов» , — по свидетельству современников, жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года.

Панорама была открыта 29 августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах. Правда, экспонировалась «Бородинская битва» очень недолго. Сами понимаете - началась Первая Мировая война, доступ к реликвии был прекращен, а в здании панорамы разместили госпиталь.

К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах - под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и в других совершенно неприспособленных местах.

СТАЛИН И РЕСТАВРАЦИЯ ПОЛОТНА

В 1934 году Народный комиссариат обороны поставил вопрос о реставрации панорамы «Бородино». В 1939 году художники-реставраторы впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно ее обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.

Однако на реставрации полотна настоял сам вождь народов Иосиф Сталин: во время Великой Отечественной войны он привык вспоминать героев войны просто Отечественной. К примеру, в армии во время войны 1941-1945 годов были восстановлены погоны (потомки эполет), учрежден орден Кутузова. Знаменательно, что учрежден он был указом от 29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого приказа Сталина номер 227 от 28 июля 1942 года, известного в войсках, как приказ «Ни шагу назад!»…

Добрым словом поминались в тогдашней прессе герои Отечественной, причем даже завзятые представители дворянского класса Багратион, Раевский, Барклай-де-Толли. Надо сказать, боевой дух советских войск от этого только креп.

В общем, с легкой руки вождя народов в 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины - и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 году Совет министров СССР даже выпустил специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским.

И что вы думаете - несмотря на пророчества скептиков о невозможности реставрации панорамы, она была восстановлена уже к концу 1950 года. Начали думать, куда его поместить - при громадных размерах место найти было непросто.

Пока искали, где экспонировать панораму, умер инициатор реставрации Иосиф Сталин. И полотно еще несколько лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Увы, опять историческое полотно «подпортилось» - в музее тогда не смогли создать подобающие условия его хранения.

НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ ХРУЩЕВА

И тут опять великому панорамному полотну повезло. Какая-то «муха» укусила тогдашнего импульсивного генсека Никиту Хрущева, и он, как его предшественник Сталин, с подачи чиновников министерства культуры вспомнил о панораме «Бородинская битва». И, наконец, уже в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 году, на самом верху пирамиды могучего советского государства было принято решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания.

Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. Помещение для панорамы «Бородинская битва» начали строить в 1961 году на Кутузовском проспекте, где уже складывался целый историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Там же полотно и начало экспонироваться.

Однако это еще не все злоключения знаменитого батального полотна. 27 июня 1967 года произошла трагедия - пожар в панорамном зале. И снова потребовалась реставрация полотна. На сей раз работы были проведены мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

В 1990 - 1995 годах помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано. В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном - более 8 тысяч предметов.

Гигантское великое полотно хранится там, на Кутузовском, и сейчас. И нет сомнений, что в эти дни, когда Россия отмечает 200-летие Отечественной войны, экспозиция панорамы «Бородинская битва» является одним из самых посещаемых.

Адрес: Кутузовский пр., 38, Москва

Время работы музея: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, четверг - с 10:00 до 21:00, выходной день - пятница.

Франц Алексеевич Рубо

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье. Его отец — Oноре Фортуна Алексис Рубо был уроженцем Марселя, откуда он как купец переселился на юг России.

После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но по причинам начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.

Франц Рубо скончался от старости 11 марта 1928 года в Мюнхене на одной из квартир в районе Швабинг, а местом упокоения стала могила его дочери Анны на кладбище монастырского острова Фрауэнинзель. Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. В том же году памяти известного художника была посвящена ретроспективная выставка, организованная в Мюнхенской галерее Резиденции на улице Residenzstraße, 15.

По признанию Сильвии Рубо, ее дед, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной. А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».