Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза

Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.

Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.

Социальный конфликт в драме Гроза

Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.

В чем заключается основной конфликт драмы Гроза

Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества. Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть. Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.

” есть, без сомнения, самое решитель-эе Островского… В “Грозе” есть даже что-то свежающее и ободряющее ». “Гроза” была написана Островским после его путешествия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры. Одна из ведущих линий в драме - отношения и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в . - гордая, волевая, но впечатлительная и мечтательная женщина.

Она воспитывалась в атмосфере любви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хотела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безвольным, находящимся в полном подчинений у матери Тихоном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтическая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка , которая больше никому жизни не дает. Свободолюбивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпеливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее - тюрьма, все здесь делается “из-под неволи”.

Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать. Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, европейской одеждой, образованностью. Не зная его внутреннего мира, Катерина создает в своей душе , непохожий на реального Бориса своими качествами, но способный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.

Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: “Мы с сестрой сиротами и остались”. А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде - самодуру и грубияну, но самому богатому в городе человеку - Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой Дикой, чтобы расстаться со своими деньгами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от ни копейки.

Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о Ом несчастье, которое он может принести замужней жене, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но ободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: с, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ое совсем загубить хотите… А ведь здесь какой народ!

Сами таете. Съедят, в гроб вколотят… Только вы смотрите - личность, способную дать ей поддержку и щиту, все сочинения на a l l soch 2005 освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. " юбовь Катерины - сильная, глубокая, самозабвенная, в ертву этому чувству девушка готова принести даже собтвенные моральные принципы: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради любимого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не наменяет себе. А что Борис? Когда в начале первого свидания Катерина i онит его, в отчаянье восклицая: "Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе", - Борис малодушно оправдывается: "Ваша воля была на то". Тако-i вся его любовь - слабая, нерешительная, вялая, способная брать, но не отдавать. Ведь и терятьто ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, "вольный казак". Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по повелению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: "Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго". Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляют, а сильнее пригибают к земле. Катерина же даже своей смертью выразила протест против темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом простеете раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской общественной жизни.

Соловьёва Алёна, 10 класс

Доклад, в котором представлялась работа по заявленной теме, на районной и городской конференциях НОУ в 2012 году.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Внутрисемейные отношения в «Домострое» Сильвестра и драме А.Н.Островского «Гроза».

Русская литература богата прекрасными образами женщин: Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Анна Каренина, Катерина Островского… Споры о роли женщины в семье, обществе велись в литературе 19 и 20 веков, и сейчас эта тема актуальна и интересна, это одна из вечных тем.

Я очень люблю драму Островского «Гроза». Когда я знакомилась с критической литературой по этой пьесе, я увидела много сравнений с неким Домостроем. «Тёмное царство» города Калинова – это мир, построенный по законам Домостроя. Кабаниха и Дикой – зловещие представители того же Домостроя. И только Катерина – «луч света в тёмном царстве» домостроевского общества. Меня очень заинтересовало, что же такое Домострой, ставший символом угнетения, закабаления русской женщины в семье и обществе.

Цель данной работы: выяснить, как «Домострой» Сильвестра определял внутрисемейные отношения и какую роль отводил в их системе русской женщине; действительно ли спустя три столетия после его создания, в 19 веке, влияние этого произведения определяло положение женщины в российском обществе.

Задачи:

Познакомиться с «Домостроем» как литературным памятником древнерусской литературы.

  1. Познакомиться с традициями изображения образа русской женщины в древнерусской литературе.
  2. Выяснить, как определял «Домострой» роль женщины в семье и обществе.

4.Выяснить, соответствуют ли истине представления авторов 19 века об идеях «Домостроя»: провести сравнительный анализ памятника древнерусской литературы и пьесы А.Н.Островского «Гроза».

В процессе работы были изучены труды российских учёных – историков и литературоведов о «Домострое», древнерусской литературе, в работе дан обзор этих исследований.

Традиционные представления о «Домострое» - это нечто, давно ставшее нарицательным и обозначающее самодурство, жестокость, ограниченность и ханжество в семейных отношениях. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что известен не столько сам Домострой, сколько его название, Сегодня он вызывает к себе самый пристальный интерес, что выразилось в неоднократных переизданиях.

Что же такое Домострой? Это русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками.

Итак, каковы же были внутрисемейные отношения в древнерусской семье и какую роль отводил Домострой в их системе женщине?

Удивительно то, что авторы Домостроя не знают современного разделения на «права» и «обязанности». У членов семьи, и женщин, и мужчин, по Домострою, нет прав, так что если бы исследователь задался целью изучить права мужчины того времени, он вынужден был бы сделать вывод о закабалении мужчины семьей.

Следовательно, трудно говорить и о правах женщины на Руси 16-17 веков.

Для русских людей того времени семья – это дом. Во главе дома стоит хозяин – мужчина, муж, государь, но рядом с ним – его жена, государыня.

Роль мужчины: Глава дома (государь) занимает господствующее положение, которое трактуется не как его право, а как обязанность-забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.

Роль женщины: Жена(государыня) в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине, жена вместе с мужем принимает гостей.

Но самое главное то, что женщина, жена в Домострое – регулятор эмоциональных отношений в семье. Вся её деятельность в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.

Отношения жены и мужа и наказания: Только лишь совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Если же жена порядка, как такового, не знает, то должен муж ее вразумлять, за вину и ослушание «великое и страшное» и при отсутствии раскаяния наказывать наедине, «с любовью», а наказав, «примолвить» и «пожаловать», главное, чтобы после наказания ни гнева не было, ни обиды, ведь именно так призывает строить отношения Домострой.

Итак, является ли «тёмное царство» пьесы А.Н.Островского отражением «домостроевских порядков»? Или позиция Добролюбова - сильное преувеличение и даже искажение действительного положения дел? Проанализировав содержание Домостроя и пьесы Островского «Гроза» по некоторым показателям, мы обнаружили следующее.

И в том, и в другом произведении звучит тема закрытости, замкнутости дома.

«Домострой»

Пьеса А.Н. Островского «Гроза»

  1. Закрытость дома – необходимое условие жизни семьи для сохранения мира и правильного порядка

А в Калинове закрытость дома – необходимое условие сохранения «семейных секретов .

  1. Глава дома.

Глава дома - мужчина, муж (государь) занимает господствующее положение, которое трактуется не как его право , а как обязанность (социальная и духовная). Все заботы о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов - обязанность главы семьи, мужчины.

Полновластная и единственная хозяйка в доме – Кабаниха. Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи,- безвольный и полностью подчиненный матери. Он не соответствует роли мужа в патриархальной (домостроевской) семье: быть государем, властелином, но также опорой и защитой жены. Слабый человек, он мечется между требованиями матери и состраданием к жене .

  1. Положение жены в семье.

Жена(государыня) в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно.

Катерина – жена Тихона - также совершенно бесправна. Она не имеет права, как и её муж, участвовать в хозяйственных и иных делах семьи.

  1. Роль женщины в семье.

Женщина, жена в Домострое – регулятор эмоциональных отношений в семье.

Вся деятельность женщины в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.

Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царстваСвою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. Может она и защищает домостроевские порядки, но она потеряла главную составляющую, суть этого порядка – любовь к Богу и ближнему.

5.Отношения детей и родителей.

Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Послушание основано не на страхе, а на любви.

Тихон - сын Кабанихи – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей из страха перед ней. О сыновней любви говорить трудно.

6.Отношение к материальному достатку в семье.

По Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность в имущественном и эмоциональном планах, избыток имущественный ликвидируется через благотворительность и нищелюбие, которым следует заниматься «по силе».

Безграничная власть Дикого и Кабанихи основана на их богатстве. Деньги, нажива – это и цель жизни, и средство материального и морального закабаления ближних.

7.Наказания в семье.

Муж, государь, неся ответственность перед Богом и людьми за нравственное устроение каждого члена своей семьи, может и должен наказывать не только детей, но и жену, если вина её серьёзна, доказана и сама жена признаёт себя виновной. Наказание провинившихся – тоже необходимое средство сохранения нравственного здоровья и мира семьи.

Наказание и виновных, и невинных Кабанихой и Диким - необходимое средство психологического закабаления ближних.

Итак, «тёмное царство» Кабанихи и Дикого не является отражением «домостроевских» порядков, а сами они, особенно Кабаниха, нарушают гендерные роли, определённые Домостроем. И всё же есть в драме «Гроза» героиня, которая действительно является истинным представителем домостроевского мира. Как ни странно, это Катерина. Если Кабаниха требует выполнения обрядов, то Катерина с детства усвоило главные требования Домостроя:

Искреннюю любовь к Богу, к церкви;

Искреннюю любовь к людям.

Она любила заниматься рукоделием, слушая рассказы странниц и богомолок, которых было много в их доме; всегда, по мере своих возможностей, старалась помогать нищим.

Свобода и любовь – главное в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, и власти старших покорялась с полным доверием. Потому и замуж выходит, доверчиво покоряясь воле родителей, с готовностью полюбить и мужа, и всех его родных, ожидая ответную любовь, потому что так должно быть – по законам Домостроя, по законам её родительского дома.

Попав в семью Кабанихи, где отношения, построены не на добре, любви, а на грубости, ханжестве, безоговорочном повиновении, лжи и обмане, Катерина стремиться найти опору, любовь; полюбив Бориса, она согрешила, нарушила законы, которые искренне принимала, поэтому и каялась искренне перед Богом и людьми. Измена недопустима в её «домостроевском» мире. По мнению Кати, единственный способ хоть частично избавиться от этого греха – покаяние. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина, которая, найдя в себе силы, по собственной воле, во всём призналась мужу и Кабанихе. Кабанихой в покаянии Катерины было отказано. А вот Тихон простил жену, только она себя простить не смогла. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

Как ни странно, даже самоубийство Катерины по причине её «домостроевского» воспитания. Самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к любви, свободе оказался у нее сильнее страха загробных мучений; сказалась и её надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, - воплощенная доброта и прощение.

Именно Катерина, а не Кабаниха, - «представитель» Домостроя, так как все ценности её жизни, в борьбе за которые она погибла, и есть «домостроевские устои».

Заключение.

Итак, «Домострой» - русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения

Удивительно, но традиционные представления о Домострое – символе всего отжившего, устаревшего, ханжеского и жестокого, сложившиеся под влиянием революционной идеологии, совершенно не соответствуют его содержанию.

Сравнительный анализ содержания пьесы «Гроза» и «Домостроя» позволяет сделать выводы:

1.Некоторые внешние черты «домостроевской» семьи присущи семьям Кабанихи и Дикого: закрытость дома, строгая иерархия, соблюдение традиций, послушание главе дома.

2.Однако, порядки «темного царства» города Калинова не только не являются «домостроевскими», но и противоречат духу Домостроя.

Отношения в семье по «Домострою» должны быть основаны на любви к Богу, любви и уважении друг к другу. Все правила в нём направлены на сохранение мира и благополучия семьи и каждого члена семьи: мужа, жены, детей, родителей и даже слуг. Это то главное, что Кабаниха не взяла из Домостроя, следуя в обрядах, мелочах его законам.

3. Именно Катерина, а не Кабаниха, - «представитель» Домостроя, так как все ценности её жизни, в борьбе за которые она погибла, и есть «домостроевские устои». Именно она хотела быть женой, хозяйкой, дочерью, уважать и любить мужа, свекровь, получать уважение и любовь от родных, стремилась выполнять гендерную роль, определённую женщине Домостроем.

Проект выполнила: Субботина Ольга

Руководитель проекта: Попова Ольга Александровна

" Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в " тройке " , ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз " . (В. Г. Маранцман).

,

Все детство и часть юности Островского прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях.


Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров.

Очень часто в пьесах Н.А. Островского возникает тема власти денег. Жажда наживы определяет поступки многих его персонажей, изменяет их психологию. Причем деньги приносят много горя и тем, кто не стремится к ним любой ценой: состоятельные люди у драматурга осознают силу положения, которое богатство дает им, и всегда готовы унизить слабого. Капитал позволяет получить реальную власть над людьми, влиять на их судьбы.


Островский ввел в литературу слово «самодур», так объяснив его в одной из пьес: « Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он своё» На чем же основано самодурство персонажей Островского?



«Самодурство их не знает никаких границ, пока чувствуют они под собой твердую почву – богатство.»



Самсон Силыч Большов – деспот, не знавший «никакого удержу». Вся семья трепетала перед ним. Деньги дают власть, и силу, и почет – этому учит всех окружающих пример Большова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку – волк». Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.



«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … »


На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности основано и самодурство Дикого, он сознает свою силу – это сила денежного мешка. Поэтому так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы.


«Власть денег ломает судьбы людей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как мне кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны.


«Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь...».




В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги или их отсутствие определяют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Жажда денег, солидного капитала заставляет Паратова «продать свою свободу», отказавшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Кнуров-«миллионщик», решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Для него она товар.




Товар Лариса и для своей матери. Харита Игнатьевна – приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом свей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова торговать дочерьми. Как говорит о ней Вожеватов: «Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай». Впрочем, он не в обиде, ведь «за удовольствия платить надо, они даром не достаются...».



«Я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду»



Один из исследователей творчества А. Островского так определил это сочетание: «Бешеные деньги - значит, деньги случайные, непоседливые, которые в кармане надолго не задерживаются. Всегда их не хватает, все за ними охотятся, да только не каждому они достаются. А значит, пьеса Островского - и о наших сегодняшних проблемах».

Брак для героев пьесы «Бешеные деньги»- торговая сделка, а любовь - предмет купли-продажи. Все человеческие чувства оцениваются на вес золота. Для них денежный интерес - единственный движущий мотив поведения.



Драматург увидел, как губительна власть денег, как все становится предметом купли-продажи. Начало явления - во второй половине 1870-х годов. Расцвет его мы наблюдаем в наши дни. К сожалению, деньги по-прежнему остаются величайшей ценностью, становясь мерилом красоты, любви, счастья. Я считаю, что пьесы Островского не утратили своей актуальности: если осовременить его произведения: изменить имена, детали быта, социальные условия и т.д., то любая из его пьес будет как "слепок" с нашей жизни.



Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи.

В основе «Грозы» лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, «темного царства» самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера.

Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи.

Эти персонажи - влиятельные купцы - олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка. В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению. И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается «слезами видимыми и невидимыми», которые обильно льются «за замками да запорами». Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть «самодуров» приобрела столь ужасающие формы. Да и дикие р кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.

Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и «огненном змее»; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.

Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. «Сами самодуры... добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие», - писал Н.А. Добролюбов.

Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего «темного царства», Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж - Катерина, которую Добролюбов назвал «новым типом, создаваемым русской жизнью». И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы «темного царства». Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы XIX века.

Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка. Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.

Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности. Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: «Почему люди не летают, как птицы?» Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть «темного царства». Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова - Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.

Самодуры чувствуют, что приходит конец их «царству», что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом смысл названия драмы «Гроза» и сущность социального конфликта пьесы.

Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, она представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений. На примере Катерины Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия. Поэтому можно сказать, что сущность конфликта «Грозы» заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.

Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов - это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени - «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных».