Что такое проблема в литературе определение. Проблематика произведения. Примеры словосочетаний с паронимом - проблема

Избегайте предложений с несколькими существительными в роди­тельном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью огра­ниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее со­чинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от ло­гики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочине­ния определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наибо­лее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно за­конченное целое.

Проблема – это ВОПРОС.

Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой.

Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни.

Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем.

Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения.

Вопрос тождества темы и проблемы – спорный.

Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные.

Типология проблем в литературе:

Общественно-политические

Морально-этические

Национально-исторические

Общечеловеческие

Философские

Социальные

Психологические

Вечные проблемы:

Добра и зла

Тела и души

Времени и вечности

Любви и ненависти

Жизни и смерти

Смерти и бессмертия

Смысла жизни

Человека и общества

Человека и истории и т.п.

Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения. Типология идей литературы

Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении.

Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения.

Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме.

Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей.

Идея произведения и его замысел – это разные вещи.

Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении.

Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор.

Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе…

Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора.

У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция.

У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка.

Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни.

Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля.

Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения.

Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» - !!!

Типология идей в литературе.

Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора.

Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме.

Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения…

Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB.

Проблема это качество литературного произведения, его содержания и образного мира, выделение какого-то аспекта, акцент на нем, интерес, во многом определяющий тип читательского восприятия, разрешающийся по мере развертывания произведения. Проблема есть также особенность творческого процесса писателя, решающего в своей работе определенные задачи. А.С.Пушкин в январе 1826 писал А.А.Бестужеву о «Горе от ума» А.С.Грибоедова: «Цель его - характеры и резкая картина нравов». Здесь под словом «цель» имеется в виду то, что сейчас называется проблематикой. Для художника вовсе не обязательно основной интерес должны представлять характеры и нравы. Еще Аристотель утверждал, что «цель <трагедии - изобразить> какое-то действие, а не качество, между тем как характеры придают людям именно качества, а счастливыми и несчастливыми они бывают <только> в результате действия. Итак, <в трагедии> не для того ведется действие, чтобы подражать характерам, а <наоборот>, характеры затрагиваются <лишь> через посредство действий; таким образом, цель трагедии составляют события, сказание, а цель важнее всего» (Поэтика). В Новое время разрешение поставленной перед собой художественной задачи обычно не бывает изначально ясным для писателя. В письме А.С.Суворину 27 октября 1888 А.П.Чехов отмечал: «Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует - одни эти действия предполагают в своем начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопроса, то не о чем догадываться и нечего выбирать».

Так называемую «высокую», «серьезную» (в том числе и смешную, комическую) литературу иногда именуют еще и «проблемной». Бывает и проблемная беллетристика - когда писателю есть что сказать, но он не обладает необходимой для высокого искусства творческой, синтетической способностью. В.Г.Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» противопоставлял И.А.Гончарова, автора «Обыкновенной истории», как истинного «поэта» и Искандера (А.И.Герцена), автора публицистического романа «Кто виноват?», в котором главное достоинство - мысль (Герцен - «философ по преимуществу, а между тем немножко и поэт»). В публицистике второй половины 19 века проблемы обозначались как «вопросы» (безусловно, общественные); в такой постановке к ним скептически относились и Л.Н.Толстой, и Чехов. Беспроблемная же беллетристика может обладать значительным эстетическим качеством, не меньшим, чем высокая литература.

Вследствие исторических причин проблемности не было в архаической словестности, прежде всего в раннем мифологическом и героическом эпосе. Героическое состояние мира - неподвижное и самодостаточное; в нем все навсегда установлено и заранее известно. Проблемность возникает, когда есть возможность выбора, различного толкования одно и того же предмета. М.М.Бахтин, связывавший трансформацию традиционных жанров с влиянием «незавершенного» жанра романа, самым главным в процессе их «романизации» называл то, что «роман вносит в них проблемность, специфическую смысловую незавершенность и живой контакт с неготовой, становящейся современностью (незавершенным настоящим)» (Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики).

Термин «проблема » (от др.- греч. problema - задача, задание) имеет в литературоведении значение, сходное с тем, в котором он используется в различных областях науки. Проблема - это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

В литературоведческих работах встречаются следующие определения: «Проблематика (др. греч. problema - нечто брошенное вперед, т.е. выделенное из других сторон жизни) - это идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными» (Введение в литературоведение. Под. ред. Г.Н. Поспелова - М., 1976, с.77)

Иными словами, под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности . Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные «аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации.

Проблематику можно назвать центральной частью художественног содержания, потому что в ней, как правило, в заключено то, ради чего читатели обращаются к произведению - неповторимый авторский взгляд на мир. Естественно, что проблематика требует повышенной активности от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и переживаниями автора, но не целикомим тождественные. Если опираться на идею М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между автором и читателем, то надо признать, что в наибольшей мере эта идея относится как раз к проблематике произведений.

В отличие от тематики проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир или, как писал Л.Н. Толстой , «самобытное нравственное отношение автора к предмету» (Толстой Л.Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана// Полн. собр. соч. В 90 тт. Т.30 - М., 1951). Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность, поневоле ограничено, поэтому не редкость, когда произведения разных авторов написаны на одну и ту же или сходную тему. Но нет двух крупных писателей, произведения которых полностью совпадали бы по своей проблематике.


Своеобразие проблематики - своего рода визитная карточка автора. Так, практически не было поэта, который в своем творчестве обошел бы тему поэзии. Но проблемы, которые связываются с этой темой, оказываются различными. «Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», поэта - как боговдохновенного пророка, подчеркивал величие поэта и его роль в деле национальной культуры. Лермонтов акцентировал гордое одиночество поэта в толпе, его непонятость и трагическую судьбу.

Некрасов ставил вопрос о гражданственности поэтического творчества и общественной полезности деятельности поэта в «годину горя», резко выступая против теорий «чистого искусства». Для Блока поэзия была прежде всего истолковательницей и выразительницей мистических тайн бытия. Маяковский первым стал рассматривать поэзию каксвоего рода «производство», ставя вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Как видим, при единстве темы проблематика у каждого из поэтов оказывается весьма индивидуальной и субъективной» (Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения - М., 1999, с.45).

Таким образом, проблематика представляет собой важнейшее «звено» содержания литературного произведения. Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях творения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 года).

Литературоведами достаточно давно стали разрабатываться вопросы художественной проблематики (в той или иной мере их касались Г.В.Ф. Гегель , В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и другие эстетики и литературоведы XVIII - XIX столетий). Однако системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX веке. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции действительности.

В типологии Бахтина они различались прежде всего по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека. Г.Н. Поспелов в книге «Проблемы исторического развития литературы» (М., 1972) выделил четыре типа проблематики: «мифологическую», «национально-историческую», «нравоописательную» (иначе - «этологическую») и «романную» (в терминологии исследователя - «романическую»). Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), но она вполне может служить исходной точкой при анализе произведений.

В работе современного исследователя А.Б. Есина классификация Поспелова уточнена и дополнена, в результате чего были выделена следующие типы проблематики: «мифологическая», «национальная», «социокультурная», «романная» (где выделяются в качестве подтипов «авантюрная» и «идейно-нравственная»), «философская».

Очевидно, выделенные типы проблематики не могут исчерпать всего многообразия вопросов, которые ставят перед читателями авторы произведений. Это хорошо понимают сами исследователи. Не случайно в классическом учебнике «Введение в литературоведение» под ред. Г.Н. Поспелова (М., 1976, с. 81) дается уже несколько иной перечень, указывается, что проблематика «может отражать разные стороны общественной жизни. Она может быть нравственной, философской, социальной, идейно-политической, социально-политической и т.д. Это зависит от того, на каких сторонах характеров и на каких противоречиях акцентирует внимание писатель»

Следует отметить, что проблематика многих конкретных произведений часто выступает в своем типологически чистом виде (сказки Салтыкова-Щедрина - социокультурная, «Полтава» А.С. Пушкина - национальная и т.п.). То есть имеется в виду, что другие типы проблематики не играют в содержании этих произведений существенной роли. Но часто встречаются и такие произведения, в которых сочетаются два, реже три или четыре проблемных типа. Так, идейно-нравственная и социокультурная проблематика сочетаются в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, в драмах А.Н. Островского; сочетание национальной и идейно-нравственной проблематики характерно для поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Существуют даже произведения, в которых встречается сочетание трех или четырех типов проблематики («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др.)

Наличие в содержании произведения разных типов проблематики - один из моментов художественного своеобразия этого произведения. Однако при анализе следует иметь в виду, что не всегда разные типы проблематики существуют в произведении «на равных правах». Так, например, в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» наряду с ведущим национальным типом существуют также романные аспекты проблематики, связанные с любовью Андрия к полячке. Они в определенной мере создают содержательное своеобразие повести и влияют на закономерности стилеобразования в ней.

Но в общем художественном строении произведения эти аспекты занимают, бес-спорно, подчиненное положение. С помощью романного конфликта подчеркивается острота конфликта национального, усиливается драматизм этой стороны содержания. Аналогичную вспомогательную роль играет социокультурный фон в идейно-нравственных романах Ф.М. Достоевского, романные аспекты в социокультурной по ведущему типу поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и т.п. Все это показывает, что анализ проблемного состава произведения, взаимодействия типов проблематики в системе одного художественного целого должен быть достаточно тонким и диалектичным.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ПРОБЛЕМА - ПРОБЛЕМАТИКА

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов проблема - проблематика

2.Примеры словосочетаний с паронимом проблема

3.Примеры предложений с паронимом проблема

4.Примеры словосочетаний с паронимом проблематика

5.Примеры предложений с паронимом проблематика

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ПРОБЛЕМА - ПРОБЛЕМАТИКА

ПРОБЛЕМА -

1.Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

2. (перен .) О том, что трудно разрешить, осуществить.

ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность проблем.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМА

1)проблема происхождения человека

2)проблема внеземных цивилизаций

3)проблема происхождения Земли

4)проблема личности в истории

5)проблемы использования отходов

6)проблемы ирригации степей

7)проблемы преподавания иностранных языков

8)проблемы морали

9)проблема воспитания

10)постановка проблемы

11)решение проблемы

12)актуальность проблемы

13)обсуждение проблем

14)решить проблему

15)разрешить проблему

16)обсудить проблему

17)коснуться/касаться какой-либо проблемы

18)высказаться по проблемам межнациональной розни

19)научная проблема

20)методологическая проблема

21)экономическая проблема

22)политическая проблема

23)экологическая проблема

24)житейские проблемы

25)бытовые проблемы

26)актуальная проблема

27)большая проблема

28)важная проблема

29)вечная проблема

30)волнующая проблема

31)главная проблема

32)глобальная проблема

33)жгучая проблема

34)животрепещущая проблема

35)злободневная проблема

36)интересная проблема

37)конкретная проблема

38)мировая проблема

39)назревшая проблема

40)насущная проблема

41)нерешённая проблема

42)новая проблема

43)общая проблема

44)основная проблема

45)острая проблема

46)первостепенная проблема

47)серьезная проблема

48)сложная проблема

49)трудная проблема

50)тяжелая проблема

51)центральная проблема

52)частная проблема

53)военная проблема

54)жилищная проблема

55)педагогическая проблема

56)политическая проблема

57)продовольственная проблема

58)религиозная проблема

59)социальная проблема

60)техническая проблема

61)технологическая проблема

62)философская проблема

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМА

1) Проблема землепользования, проблема Человек и Земля приобрела общегосударственное значение. (Н.Грибачев. Земля, вода, солнце)

2) Вернуться из госпиталя к боевым трудам для военного человека — дело обычное. Только для Алексея Мересьева представляло оно проблему . (Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке)

3) Говоря о научной проблеме , вы подразумеваете вопрос или задачу, требующие проведения определённых исследований или вычислений.

4) Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.

5) Неверно поставленная проблема , или псевдопроблема, уводит в сторону от разрешения подлинных проблем.

6) Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением проблем .

7) Проблема может разрешаться или остаться неразрешенной.

8) Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных проблем (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.).

9) В каждой науке есть проблемы .

10) Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем .

11) XVIII век поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан перед законом.

12) Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению.

13) Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

14) Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы .

15) Словосочетание «социальная проблема » появилось в западноевропейском обществе в начале ХIХ века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

16) Проблема обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте появилась одновременно с самим транспортом.

17) «Проблемы региональной экологии» - общественно-научный журнал, осуществляющий информационное, научное и прикладное освещение работ в области экологии, землеустройства и природопользования на различных уровнях.

18) Широкий спектр вопросов, касающихся проблемы зла, затронут в богословии.

19) В тексте поднимается проблема исторической памяти.

21) Из простого дела устроил целую проблему .

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМАТИКА

1)проблематика научной работы

2)проблематика конфликта

3)проблематика научно-исследовательского учреждения

4)основная проблематика

5)актуальная проблематика

6)социальная проблематика

7)региональная проблематика

8)заняться проблематикой истории средневековья

9)нравственная проблематика отечественной литературы

10)проблематика художественного произведения

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМАТИКА

1) Учащиеся познакомились с проблематикой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2) Философская проблематика пьесы М.Горького «На дне» заинтересовала учащихся.

3) Какова тематика, проблематика , особенности построения цикла рассказов И.С.Тургенева “Записки охотника”?

4) Актуальна ли проблематика этого произведения сегодня?

5) Проблематика этого романа до сих пор актуальна.

6) В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.

7) Английский драматург первой половины ХХ века Б.Шоу хорошо знал творчество Чехова, и проблематика чеховских драм не казалась ему исключительно русской.

8) Проблематика - совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме. (Из литературоведческого словаря)

9) Обучающиеся должны уметь формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.

10) Обострённый интерес к социально-политической стороне проблематики повести в годы революционной ситуации был вполне закономерен.

11) Проблематика конфликта в социальной психологии включает в себя рассмотрение ряда вопросов.

12) Социальная проблематика не характерна для творчества Ф.И.Тютчева, но нельзя сказать, что он уходил совсем от вопросов общественной жизни.

13) Какова проблематика этого художественного произведения?

14) Есть журналисты, специализирующиеся на морально-этической либо искусствоведческой проблематике .

15) Проблематика исследовательской работы определяет ее структурные особенности.

16) Философская антропология - специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека, выделившая в качестве своего предмета разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности.

17) Учащиеся делают вывод по проблематике этого художественного произведения.

18) Рассматривая одни и те же события с разных сторон, дети глубже вникали в проблематику художественного произведения.

19) Судя по высказываниям о прочитанной пьесе, учащихся взволновала проблематика произведения.

20) Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время.