Фейхтвангер произведения. Лион фейхтвангер - биография, информация, личная жизнь

Тонкий, ироничный и забавно-пикантный исторический роман об удивительной судьбе образованнейшей и экстравагантнейшей женщины позднего Средневековья - герцогини Маргариты по прозвищу Маульташ (Большеротая) - и о многолетней войне двух женщин - жены и фаворитки, в которой оружием одной были красота и очарование, а оружием другой - блестящий ум и поистине божественный талант плести изощренные интриги.

Роман написан Фейхтвангером в Америке и впервые опубликован в английском переводе в 1943 г. издательством "The Viking Press" под названием "Double, double, toil and trouble" (слова припева песни ведьм из "Макбета" Шекспира). В рукописи роман назывался "Чудотворец", однако уже в первом немецком издании, вышедшем в 1944 г. в Лондоне (издательство Гамильтон), книга носит заглавие "Братья Лаутензак".

Лион Фейхтвангер - мастер немецкоязычной прозы XX века, чей вклад в литературу можно сравнить лишь с творческим наследием Генриха и Томаса Маннов и Стефана Цвейга. Писатель, перу которого в равной степени были подвластны семейная сага, социальная драма и публицистика.

Лион Фейхтвангер (1884-1958) - выдающийся немецкий писатель и драматург. В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социальным проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Лион Фейхтвангер написал свыше десяти исторических романов и несколько пьес, действие которых происходит в разные эпохи и в разных странах. Наряду с этим он создал четыре романа на темы современной ему германской действительности - "Успех", "Семья Опперман" (в первых изданиях - "Семья Оппенгейм"), "Изгнание" и "Братья Лаутензак".

"Испанская баллада" - поэтическая повесть о любви кастильского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели. Сюжет романа, взятый из староиспанских хроник, вдохновлял многих писателей и поэтов, но только Лион Фейхтвангер обозначил тесную связь судьбы влюбленных с судьбой их страны. Рассказывая о прошлом, Фейхтвангер остается актуальным, современным писателем.

Увлекательная и удивительно точная хроника одного из самых сложных и неоднозначных периодов истории Римской империи -изначально обреченной на поражение отчаянной борьбы за независимость народов Иудеи, - войны, в которой мужеству повстанцев противостояла вся сила римского оружия...

В 1998 г. исполнилось 40 лет со дня смерти Лиона Фейхтвангера, выдающегося романиста 20-го века. В своих произведениях Фейхтвангер коснулся множества событий - от глубокой древности до современной ему эпохи, и все эти события найти в его романах блестящее отображение. Его "еврейские" романы составляют значительную часть творчества писателя. Это не случайно.

Лион Фейхтвангер

Фейхтвангер (Feuchtwanger) Лион (1884-1958), немецкий писатель еврейского происхождения. После 1933 г. в эмиграции. Автор ряда исторических романов: «Безобразная герцогиня», 1923; «Еврей Зюсс», 1925; «Иудейская война», 1932; «Лисы в винограднике», 1947; «Гойя», 1952; «Мудрость чудака», 1952 - о Ж. Ж. Руссо. Варварство и бездуховность воплощены в фашизме : романы «Успех», 1930, «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), 1933, «Братья Лаутензак», 1943. Является также автором пьес. В нашей стране более всего известна его книга «Москва 1937» о посещении СССР (вскоре после издания была запрещена). В ней Лион Фейхтвангер оправдывал жесткость сталинской системы.

Фейхтвангер Лион (1884-1958) - немецкий писатель. После 1933 г. в эмиграции. Сочинения: исторический романы «Безобразная герцогиня» (1923), «Еврей Зюсс» (1925), «Мудрость чудака» (1952) и др. В романе Фейхтвангера «Испанская баллада» описана коллизия 1195 года при Аларкосе, когда берберы-альмохады сокрушили рыцарское воинство Кастилии , куда стеклись рыцари со всех стран Европы. В связи с этими событиями [Лев] Гумилёв приводит взгляды Фейхтвангера, который устами арабского историка Мусы дает прогноз того, что христианский мир молод и может позволить себе роскошь потерпеть отдельные поражения, а мусульманский мир стар и только продляет свое существование. Гумилёв приводит эти мысли Фейхтвангера в подтверждение своей теории пассионарности, согласно которой арабы к концу XII века потеряли пыл молодого этноса.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 611-612.

ФЕЙХТВАНГЕР, ЛИОН (Feuchtwanger, Lion) (1884–1958), немецкий романист и драматург. Родился 7 июля 1884 в Мюнхене. Учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал философию, но достаточно рано обратился к литературе. Совершив ряд путешествий, написал в годы Первой мировой войны несколько антивоенных пьес, которые были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с оглядкой на новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud S, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die hlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Shne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942). Возвышение нацизма, описанное в романе Семья Оппенгейм (1933), заставило Фейхтвангера искать убежища во Франции; в 1940 он обосновался в США. В числе позднейших его произведений – Оружие для Америки (Waffen fr Amerika, 1947–1948), Гойя (Goya, 1951), Мудрость чудака (Narrenweisheit, 1952) и Испанская баллада (Spanische Ballade, 1956). Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Знакомый писатель Сталина

Фейхтвангер Лион (1884-1958). Немецкий писатель. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал из Германии и жил во Франции. Участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Б. Брехтом и В. Бределем издававшийся в Москве в 1936-1939 гг. журнал «Слово». Умер в Лос-Анжелесе (США).

В конце 1936 г. приехал в Советский Союз, где пробыл несколько недель. Весь период пребывания в СССР находился под неусыпным надзором сотрудников ВОКСа, докладывавших о каждом шаге немецкого писателя (Эйделъман Н. Гости Сталину //Два взгляда из-за рубежа: Переводы. М., 1991. С. 268-269).

В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, - говорил Фейхтвангер, - значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

В Москве Фейхтвангер побывал на процессе «правотроцкистско-го блока» и заявил, что «вина подсудимых уже сейчас представляется в значительной части доказанной». Через несколько дней он уточнил, что эта вина «доказана исчерпывающе». Едва ли можно упрекнуть Фейхтвангера, что он не понял лживости этого и других московских политических процессов, организованных Сталиным для укрепления своей личной власти. Ведь во всех газетах, которые читал в Москве Фейхтвангер с помощью переводчиков, он встречал выступления видных советских писателей с требованиями расстрела подсудимых.

Фейхтвангер был принят Сталиным, беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам Фейхтвангера, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей», вышедшая летом 1937 г. в Амстердаме. В главе «Сто тысяч портретов человека с усами» писатель рассказывает о своих встречах и беседе со Сталиным. Вскоре по личному указанию Сталина эта книга была переведена и издана в СССР (Знаменитые евреи. М., 1997).

По мнению журналиста М. Лобанова, «Фейхтвангер взял сторону не троцкистов, а Сталина, в котором, как в руководителе страны, видел защитника еврейства в будущей войне с Германией» (Сталин / Сост. М. Лобанов М., 1995. С. 714).

С начала Второй мировой войны Фейхтвангер в своих статьях и выступлениях разоблачал гитлеровские планы мирового господства.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Энциклопедический взгляд на Фейхтвангера

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион . - Л.: Художественная литература, 1935

  • Семья Оппенгейм. - М.: Гослитиздат, 1935
  • Успех. - Л.: Гослитиздат, 1935
  • Успех. Книги 1-2. - Л.: Гослитиздат, 1935
  • Два рассказа. - М.: Жургаз, 1936 (б-ка «Огонёк»)
  • Еврей Зюсс. - М.: Жургаз, 1936
  • Еврей Зюсс. - Л.: Художественная литература, 1936
  • Калькутта 4 мая. - М.: Жургаз, 1936
  • Семья Оппенгейм. - М.: Гослитиздат, 1936, 374 с.
  • Семья Оппенгейм. - М.: Гослитиздат, 1936, 416 с.
  • Иудейская война. Перевод В. Вальдман. - М.: Жургаз, 1937
  • Иудейская война. Пер. В. Станевич. - М.: Художественная литература, 1937
  • Лже-Нерон. Пер. И. Горкиной и Э. Розенталь. - М.: Жургаз, 1937
  • Лже-Нерон. Пер. В. Вальдман. - Л.: Гослитиздат, 1937
  • Москва. 1937. - М.: Гослитиздат, 1937, 120 с.
  • Москва. 1937. - М.: Художественная литература, 1937. - 96 с.
  • Новеллы. - Л.: Гослитиздат, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Архангельск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Иркутск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Киров, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Красноярск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Новосибирск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Хабаровск, 1937
  • Сыновья. - М.: Гослитиздат, 1937
  • Успех. - Л.: Гослитиздат, 1937
  • Васантасена. Пеп. - Л.: Гослитиздат, 1938
  • Еврей Зюсс. - Хабаровск, 1938
  • Новеллы. - Л.: Гослитиздат, 1938
  • Сыновья. - М.: Жургаз, 1938
  • Изгнание. - М.: Гослитиздат, 1939
  • Симона. - М.: ГИХЛ, 1946
  • Гойя или Тяжкий путь познания. - М.: Изд. иностранной литературы, 1955
  • Гойя или Тяжкий путь познания. - Киев, 1956
  • Мудрость чудака. - М.: Изд. иностранной литературы, 1956
  • Братья Лаутензак. - М.: Гослиздат, 1957 (Роман-газета)
  • Лже-Нерон. - Краснодар, 1957
  • Сны Симоны Машар. - М.: Искусство, 1957 (в соавторстве с Б. Брехтом)
  • Гойя или Тяжкий путь познания. - Таллин, 1958
  • Испанская баллада. - М.: Изд. иностранной литературы, 1958
  • Успех. - Л.: Гослитиздат, 1958
  • Собрание сочинений в шести томах - М.: Художественная литература, 1988-1990
  • Собрание сочинений в 12 томах + 1 дополнительный, М.: Художественная литература, 1963-1969

    Фильмография

    • Гойя, или Тяжкий путь познания
    • Семья Оппенгейм
    • Братья Лаутензак


    Лион Фейхтвангер

    (Lion Feuchtwanger, 1884—1958)

    Лион Фейхтвангер вошел в историю немецкой литературы как мастер социального и исторического романа. Он был выходцем из буржуазной интеллигентной среды. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал филологию и философию. Большой интерес проявлял к историческим проблемам, особенно к истории Иудеи, в чем проявилось влияние семейных традиций.

    Первые литературные опыты Фейхтвангера относятся к началу века. Первый сборник его рассказов «Одинокие» (Die Einsamen) вышел в 1903 г., но успеха не имел. Затем Фейхтвангер увлекается театром, пишет пьесы, театральные рецензии, статьи о театре и драматургии. В эти годы известное влияние на него "оказала модернистская литература.

    Первая мировая война и сопутствовавшая ей атмосфера шовинистического и милитаристского угара не сразу вызвала отрицательную оценку писателя. В самом начале войны он не свободен от некоторых шовинистических иллюзий, но довольно быстро приходит к пониманию бессмысленности войны и становится пацифистом.

    Фейхтвангер приветствовал революцию 1918 г. в Германии, хотя понимал ее по-своему.

    В драмах, созданных в 10—20-е гг., писатель разоблачает колониальные захваты, капиталистические грабежи. Таковы его пьесы «Калькутта, 4 мая» (Kalkutta, 4. Mai), «Нефтяные острова» (Die Petroleum-Inseln), «Будет ли амнистирован Хилл» (Wird Hill amnestiert). Позиция автора в этих пьесах весьма противоречива: с одной стороны, он разоблачает буржуазных хищников, а с другой — восхищается их деловитостью и энергией.

    Широкую писательскую известность Фейхтвангеру принес исторический роман.

    В 1923 году появляется «Безобразная герцогиня» (Die hapliche Herzogin), а в 1925 г. — «Еврей Зюсс» (Jud Süß), вышедший несколькими годами раньше как драматическое произведение.

    В основу романа «Безобразная герцогиня» положено жизнеописание Маргариты Тирольской, жившей в XIV в. Она изображается автором вначале прогрессивной исторической деятельницей, задумавшей ряд разумных и полезных реформ. Однако все ее добрые начинания терпят неудачу, натолкнувшись на противодействие темных сил феодализма. Будучи некрасивой, она несчастна и в личной жизни.

    В трактовке личности Маргариты писатель исходил из концепции, позднее изложенной им в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа» (1935). Согласно этой концепции история есть арена борьбы двух извечных начал — разума и неразумия. Носителем разума выступают одиночки, меньшинство, и поэтому они терпят поражение в борьбе с превосходящими силами мрака.

    В романе «Еврей Зюсс» Фейхтвангер усиливает разоблачение сил варварства и неразумия. Главный герой его Зюсс Оппенгеимер — министр финансов герцога Вюртембергского в XVIII в. Писатель создает правдивый образ этого временщика, который, потакая герцогским прихотям, нажил огромное состояние и располагает почти неограниченной властью. Отмечая высокое повествовательное искусство первых исторических романов Фейхтвангера, нельзя пройти мимо некоторых их особенностей. Автор намеренно модернизировал, осовременивал историю, перенося в прошлое проблемы, характеры, взятые из современности. Исторические герои нередко наделялись сложной психологией людей XX в. Это можно сказать и о Маргарите, и о ряде других персонажей. Историзм романа в данном случае страдал, но зато они выигрывали в актуальности и злободневности. В упомянутой работе Фейхтвангера об историческом романе он говорит об этом: «Я писал и современные романы и исторические. И могу по совести заявить, что всегда стремился вложить в мои исторические романы такое же содержание, как и в современные. Я и думать не думал писать историю ради истории; костюмы, исторические одеяния всегда были для меня только средством стилизации, средством простейшим образом создать иллюзию».

    Приведенные слова не следует понимать буквально. В них чувствуются отзвуки полемики, которую Фейхтвангер вел против реакционных писателей, стремившихся отгородить литературу от острых проблем современности. Фейхтвангер всегда тщательно изучал исторические материалы изображаемой им эпохи.

    Известно, что Фейхтвангер был одним из первых крупных писателей Европы, который увидел опасность фашизма в Германии и выступил с гневным осуждением его. Это было сделано им в романе «Успех» (Erfolg, 1930), изображавшем современную Германию.

    Сюжетную основу романа составляет история борьбы за освобождение из тюрьмы несправедливо посаженного в нее искусствоведа Мартина Крюгера. Честный интеллигент и свободомыслящий человек, он был упрятан властями в тюрьму, так как его откровенные и довольно смелые взгляды считались опасными.

    Частный случай нарушения права давал писателю возможность показать разложение буржуазно-демократического государства, в котором на смену закону пришли произвол и беззаконие. Так началась постепенная фашизация Германии, связанная с попранием элементарных правовых норм и утверждением культа насилия.

    Писатель обвинял баварское правительство в том, что оно расчищало дорогу фашизму. Фашистское движение в романе именуется движением «истинных патриотов». Оно возглавляется демагогом и авантюристом Куцнером, в котором нетрудно угадать его прототип — Гитлера, также начинавшего свою деятельность в Баварии. Писатель показывал огромную опасность нацистского движения для судеб человечества и его культуры.

    Борьбу за освобождение Крюгера начинает его возлюбленная Иоганна Крайн. В эту борьбу включаются разные люди — коммунист Каспар Прекль, журналист Жак Тюверлен и другие. Прекль — талантливый инженер, честный, принципиальный человек, для которого история с Крюгером представляет удобный повод для борьбы с буржуазным правительством. Однако при всех его положительных качествах Прекль изображается автором человеком узких, догматических взглядов, мешающих ему понять сложную и разнообразную картину современного мира.

    Преклю в романе противопоставлен гуманист и скептик Жак Тюверлен, наиболее близкий автору образ. Он не верит в возможность переделки мира с помощью действия, насилия. Силой, могущей изменить мир к лучшему, он склонен считать слово, убеждение, воспитание. В трактовке образа Прекля и Тюверлена проявилась буржуазная ограниченность Фейхтвангера.

    Хотя в этом романе писателю удалось преодолеть некоторые иллюзии относительно буржуазной демократии, которая на его глазах перерождалась в ненавистную нацистскую диктатуру, то, что представлялось ему справедливым государственным устройством будущего, было не чем иным, как все той же, несколько улучшенной, упорядоченной буржуазной демократией.

    Писатель задумал «Успех» как исторический роман. В соответствии с этим замыслом Фейхтвангер стремится быть документально точным. Он дает в книге краткие исторические и социально-экономические справки, описания обстановки.

    Документальность сочетается с яркими психологическими характеристиками персонажей, причем психологизм носит целенаправленный характер. Автор выделяет те черты, которые характеризуют социальную сущность того или иного героя.

    В 1933 г., после прихода к власти нацистов, Фейхтвангер эмигрировал во Францию, где он включился в активную антифашистскую деятельность. В 1937 г. он посетил Советский Союз. Результатом поездки по нашей стране явилась его книга «Москва, 1937» (Moskau, 1937), в которой он с большой симпатией пишет о нашей стране.

    В эмиграции Фейхтвангер создает ряд крупных антифашистских романов, и прежде всего «Семью Оппенгейм» (Die Geschwister Oppenheim, 1933), впоследствии названную им «Семья Опперман». В центре внимания писателя —трагическая судьба буржуазной еврейской семьи, которая всегда стояла в стороне от политики и не видела фашистской опасности, надвигавшейся на Германию.

    Показывая страдания обреченной на гибель семьи Оппенгейм, автор призывал к борьбе против нацистских вандалов. Сила слова, убеждение, которые он недавно рекомендовал в качестве средства улучшения общественной жизни, признаются сейчас явно недостаточными, чтобы противодействовать нацизму. Лишь активная борьба, революционное насилие способно уничтожить фашизм.

    Однако антифашистская тема сужена в романе, она сводится главным образом к разоблачению антисемитизма нацистов.

    Мысль о необходимости активной борьбы с фашизмом становится главной в романе «Изгнание» (Exil, 1940), где на первом плане уже не пассивный созерцатель творящегося зла, не беззащитный страдалец, а человек, убежденный в необходимости борьбы с фашизмом. Таков Зепп Траутвейн, талантливый композитор, антифашист.

    Траутвейн уже сделал выбор между действием и пассивным созерцанием. Для него вопрос стоит иначе — как действовать, с кем идти, ибо борьба в одиночку не может принести успеха.

    После мучительных поисков, колебаний он приходит к выводу, что лишь социализм, освободительная борьба народов открывают перспективу счастливого будущего. Признание этой истины было чрезвычайно важным шагом в идейном развитии Фейхтвангера.

    Проблема выбора пути стоит и перед знаменитым историком древности Иосифом Флавием, главным героем трилогии «Иосиф» (Josephus-Trilogie), в которую вошли романы «Иудейская война» (Der judische Krieg, 1932), «Сыновья» (Die Sohne, 1935) и «Настанет день» (Der Tag wird kommen, 1942).

    Иосиф Флавий вначале выступает одним из руководителей восстания иудейского народа против Рима, покорившего Иудею. Со временем его взгляды меняются. Он приходит к выводу, что Рим является носителем более высокой цивилизации. Рим может помочь Иудее преодолеть ее националистическую ограниченность и замкнутость. Иосифу становятся ненавистными религиозный фанатизм и нетерпимость руководителей еврейской общины. Он сторонник дружбы народов, взаимного духовного обогащения различных наций.

    Иосиф порывает с иудейством и переходит на сторону Рима. За это его проклинают соплеменники, презирают римляне. И судьба его складывается трагически.

    В разработке темы Иосифа Флавия писатель верен своей концепции исторического романа. Как обычно, он стремился к сравнительно точному воспроизведению фактов, подробностей, «исторических костюмов», но трактовка этих фактов давалась исходя из современных задач борьбы с националистической, шовинистической идеологией фашистов. Картина Древнего Рима в романе явно модернизирована.

    С таких же позиций Древний Рим освещен в сатирическом романе «Лже-Нерон» (Der falsche Nero, 1936). На материале древнеримской истории в нем разрабатывается современная проблематика. Это очень острый, злободневный роман, написанный большим мастером-сатириком.

    В романе рассказывается вымышленная история горшечника Теренция, внешне похожего на умершего императора Нерона. Находятся влиятельные люди, заинтересованные в своеобразном воскрешении покойного императора. На короткий срок судьба возносит Теренция—Лже-Нерона на вершину государственной власти. Марионетка становится могущественным человеком. Он приходит к власти с помощью обмана, беспардонной демагогии и авантюризма. Внимательный читатель невольно сравнивал судьбу римского авантюриста с судьбой правителя фашистской Германии. В приближенных Лже-Нерона (Кнопсе, Треббоне) можно было узнать приближенных Гитлера — Геббельса, Геринга.

    Цикл антифашистских романов замыкает роман «Симона» (Simone, 1944), посвященный борьбе французских патриотов против немецких оккупантов. Олицетворением борющейся Франции выступает юная девушка, сирота Симона Мошар, образ которой сравнивается с национальной героиней французского народа Жанной д"Арк. Симона мужественно вступает в неравную борьбу с поработителями ее родины. Она возмущена действиями буржуа, которые, желая сохранить свои капиталы, предают национальные интересы и сотрудничают с оккупантами.

    В 40-е гг. Фейхтвангер был свидетелем огромных исторических событий — разгрома фашизма, победы Советского Союза в Отечественной войне, приведшей к усилению притягательной силы идей социализма, возникновения социалистического лагеря. Все эти коренные социальные перемены нашли своеобразное отражение в идейной эволюции писателя, который проявляет все больший интерес к проблемам революции, народа, его роли в истории. Он создает такие значительные произведения, как «Лисы в винограднике» (Die Füchse im Weinberg, 1947), «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952), посвященные изображению французской буржуазной революции 1789—1794 гг.

    В «Лисах в винограднике» изображается Франция накануне революции 1789 г., ее одряхлевший режим феодального абсолютизма. Королевскому двору, знати, являющимся выразителями отжившего мира, автор противопоставил тех, кто идейно подготовил французскую революцию — просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше.

    Наиболее полно и многосторонне раскрыт в романе образ Бомарше. Он представлен во всей сложности и противоречивости своего характера. Это и просветитель, воодушевленный идеалами свободы, комедиограф, создавший остроумную сатирическую трилогию о Фигаро, и ловкий человек и делец, не забывающий о своих личных интересах. Он искренне хочет помочь освободительной войне американцев и снабжает их оружием, одновременно питая надежды нажить на этом изрядный капитал. Образ Бомарше исторически правдив и убедителен.

    Но с наибольшей симпатией автором изображен Б. Франклин— мудрый политик, писатель, ученый и дипломат, представляющий американских повстанцев при дворе французского короля. Он понимает неизбежность революционного насилия в деле завоевания свободы. По его словам, свободу и лучший порядок нигде нельзя установить без насилия.

    Еще более четкое понимание революции и роли народа появляется в романе «Мудрость чудака».

    В этом произведении писатель создает яркий образ Руссо и показывает влияние его идей на подготовку французской революции. Вокруг его имени велась ожесточенная борьба. Силы старого мира подвергли просветителя гонениям и преследованиям. Он остается в одиночестве, даже близкие ему люди, в том числе жена Тереза Левассер, плохо понимают его. Но это временное одиночество человека, который опередил свое время, и люди лишь до поры до времени не понимают его. Скоро этому одиночеству придет конец. Идеи Руссо о равенстве и народовластии будут подхвачены его учениками, а затем и широкими слоями французского народа и станут большой силой.

    Если в ранних романах Фейхтвангера гуманист-одиночка страдал, до конца оставаясь непонятым неразумным большинством, то сейчас писатель по-другому рассматривает проблему взаимоотношения выдающейся личности и народа: прогрессивные идеи великих людей рано или поздно дойдут до народа. Так, крестьянский юноша Мартин Катру вначале не понимал Руссо и смотрел на него как на чудака: «Я считал Жан-Жака юродивым. Я смеялся над ним», — признается он. С годами Катру начинает постигать мудрость идей великого просветителя, становится страстным поборником его «Общественного договора» и деятельным участником революции. Он превратится в известного революционного деятеля, человека смелого, решительного, принципиального, верного защитника народных интересов.

    Катру — сторонник решительных мер в отношении врагов революции. Но он достаточно осмотрителен и понимает, что не было смысла подвергать аресту Фернанда, который, вопреки своему дворянскому происхождению, стал искренним сторонником революции.

    Своеобразным руссоистом предстает и один из вождей революции—Робеспьер. В молодости он посетил Руссо, высказав ему свое восхищение демократизмом его идей. Он дал клятву служить делу свободы, претворить эти идеи в жизнь.

    Роман завершается торжеством революционного народ триумфом идей Руссо. Недаром в последней главе рома изображено перенесение праха философа в Пантеон, усыпальницу великих людей Франции.

    В «Мудрости чудака» Фейхтвангер во многом преодолел свою ошибочную историческую концепцию. Общий характер деятельности Руссо, значение его идей для французской революции изображаются в основном в соответствии с исторической правдой. Впервые Фейхтвангер с такой силой подчеркнул значение народа в свершении исторических событий. Великие перемены, по мысли автора, могут совершаться только снизу, народными массами. Однако в процессе коренной переоценки проблемы взаимоотношения личности и народа Фейхтвангер впал в известную крайность и намеренно принизил своего героя, выпятив мелкие черты его характера. Он изобразил Руссо не только мудрым, добрым, искренним человеком, любящим людей, но и чудаком, «блаженным», которого обманывает собственная жена.

    К лучшим страницам романа относится описание французской революции, показанной событием огромного исторического значения. С большой симпатией нарисованы ее вожди Робеспьер, Сен-Жюст. Они не походят на фанатиков, какими раньше выглядели революционеры у Фейхтвангера.

    Широкой известностью пользуется исторический роман писателя «Гойя, или Тяжкий путь познания» (Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis, 1952), посвященный жизни великого испанского художника конца XVIII — начала XIX в. Из задуманных двух романов Фейхтвангер успел написать лишь один. В нем изображена жизнь Гойи в период с 1793 по 1806 г.

    В подзаголовке романа заключено указание на идейный замысел произведения. В книге показан не только путь Гойи к достижению вершин изобразительного искусства, но и трудные искания смысла жизни и места в ней художника.

    Гойя был талантливым выходцем из народа, личностью самобытной, сильной. Став знаменитым художником, президентом королевской Академии художеств, он не утратил плебейской гордости и независимости. Но путь его к познанию роли художника поистине мучителен. Лишь после долгих поисков, ошибок и заблуждений приходит он к пониманию подлинного призвания художника, обязанного своим искусством служить народу.

    Вначале он поглощен искусством, которому страстно предан. Ничего другого, кроме искусства, он знать не хочет. Он ослеплен придворной жизнью и далек от понимания своих обязанностей по отношению к народу.

    Тяжелые испытания, выпавшие на его долю — несчастная любовь, болезнь, гибель жены и ребенка, — сделали его более восприимчивым к народному страданию. Решающую роль в его превращении в художника-гражданина сыграла революционная эпоха, идеи французской революции, современником которой он был. Гойя находит единомышленников в среде испанских вольнодумцев, добивавшихся изменения прогнившего королевского строя. Он создает свои знаменитые «Капричос», явившиеся беспощадной сатирой на королевский двор, придворную знать, духовенство.

    Характерной особенностью романа является органическое сочетание в нем художественного произведения и искусствоведческого исследования. Многие страницы книги посвящены тонкому, проникновенному анализу картин Гойи. Это дает автору возможность глубже раскрыть характер художника, его взгляды на окружающий мир, на искусство и его задачи.

    Фейхтвангер издавна проявлял глубокий интерес к творчеству испанского художника-реалиста. Он посвятил ему немало страниц еще в «Успехе».

    Если в ранних исторических романах писателя в сильной мере ощущалась модернизация прошлого, то в «Гойе» проявляется стремление к сохранению исторического и национального колорита. Много места в романе уделено описанию национальных обычаев, одежды, танцев, песен. Ко всему этому внимательно присматривается Гойя. Здесь он находит материал для своего искусства.

    Запоминается яркий образ матери Гойи, простой, умной и чуткой женщины, которая напоминает ему о принадлежности к народу.

    В последние годы жизни Фейхтвангер писал теоретические статьи и эссе. Неоконченную критическую работу «Дом Дездемоны» (Das Haus der Desdemona, 1961) он посвятил своему любимому жанру — историческому роману. Она написана на весьма обширном материале литературных произведений на исторические темы.

    В этой работе писатель подводит итоги своим раздумьям над историческим романом, пересматривает некоторые свои идеи, высказанные им в свое время в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа».

    Фейхтвангер прослеживает основные вехи в развитии исторического романа начиная с античности. Подлинным творцом этого жанра он вполне обоснованно считает В. Скотта. Его романам присущ подлинный историзм, который, по мысли автора, должен иметь место при изображении прошлого. Тем самым Фейхтвангер отходил от своей ошибочной точки зрения, провозглашавшей право писателя на модернизацию прошлого. Благотворные изменения во взглядах писателя в сторону более реалистического изображения прошлого стали возможными под влиянием участия Фейхтвангера в антифашистском движении народов Европы.

    ФЕЙХТВАНГЕР ЛИОН

    (род. в 1884 г. – ум. в 1958 г.)

    Немецкий писатель. Романы «Еврей Зюсс», «Безобразная герцогиня», «Лже-Нерон», «Лисы в винограднике», «Гойя, или Тяжкий путь познания »; «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», «Иеффай и его дочь», «Братья Лаутензак», «Симона»; роман-трилогия: «Иудейская война», «Сыновья», «Настанет день»; роман-трилогия «Зал ожидания»: «Успех», «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), «Изгнание» и др.; пьесы «Сны Симоны Машар», «Вдова Капет» и др.; литературоведческие статьи и эссе.

    Немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру на своем веку пришлось многое повидать и через многое пройти. Он побывал во многих странах, встречался с разными людьми, радовался успеху и переживал неудачи, перенес арест и эмиграцию, у него бывало и тяжелое, и благополучное материальное положение. Тем не менее, писатель не считал, что внешние обстоятельства оставили глубокий след в его творчестве. И хотя он пробовал свои силы в разных литературных жанрах – поэзии, драме, эпическом романе, комедии, политической сатире, все же настаивал на том, что всегда писал одну книгу – книгу о человеке, вынужденном выбирать между действием и бездействием, между добром и злом, властью и духовностью.

    Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, в семье богатого еврейского промышленника, человека религиозного и политически консервативного. Лион всегда любил Мюнхен горькой и страстной любовью и не случайно сделал его местом действия своих романов «Успех» и «Семья Опперман» (первоначальное название «Семья Оппенгейм»). Этому же городу, богатому культурными событиями, суждено было стать колыбелью германского фашизма, и это превращение Фейхтвангеру довелось увидеть и пережить лично.

    После окончания гимназии Лион учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал немецкую филологию и историю литературы, овладел латынью и санскритом, древнегреческим и древнееврейским языками, а также английским и французским. Знание древних и современных языков, творчества античных классиков помогло ему позднее находить материал для исторических романов и пьес. В студенческие годы Фейхтвангер занимался и журналистикой, которую не оставлял в течение всей жизни.

    В 1908 году Фейхтвангер основал литературный журнал «Шпигель», а в немецкой периодике тех лет все чаще стали появляться его литературно-критические заметки и рецензии на театральные постановки. Особенно плодотворно было его сотрудничество с журналом «Шаубюне».

    Будучи большим приверженцем театра, Фейхтвангер переводил и обрабатывал трагедии Эсхила и комедии Аристофана, переносил на современную сцену произведения древнеиндийских поэтов Шудраки и Калидасы. Пробовал он свои силы и в качестве постановщика. Его друг, крупнейший немецкий драматург XX в. Бертольт Брехт, считал Фейхтвангера одним из своих «немногих учителей». И конечно же, Лион сам сочинял пьесы. Публика ими восхищалась, а властей они пугали. В годы Первой мировой войны цензура запрещала его пьесы «Уоррен Гастингс» и «Военнопленные» за пацифистские мотивы, звучащие в них, – Фейхтвангер был убежденный пацифист и противник всякого военного насилия. Правда, сам писатель не придавал своим драматическим произведениям большого художественного значения, считая их лишь ступенькой к созданию многоплановых эпических произведений.

    Летом 1914 года Фейхтвангер отправился в Тунис для сбора материалов к историческим пьесам, но с началом Первой мировой войны был интернирован как германский подданный. С помощью друзей ему удалось вернуться на родину, где его ожидал призыв в кайзеровскую армию. Но воевать Фейхтвангеру не пришлось, по состоянию здоровья он был вскоре демобилизован. Этот период жизни стал переломным моментом в творчестве писателя. Он оставил на время драматургию и приступил к написанию первых романов.

    Фейхтвангеру-прозаику повезло гораздо больше, чем драматургу. Его романы «Еврей Зюсс» – о событиях начала XVIII в., и «Безобразная герцогиня», действие которого происходит в XIV в., принесли писателю широкую известность, и хотя их героев (герцогиню Маргариту и Иосифа Зюсса Оппенгеймера) отделяют четыре столетия, у них удивительно много общего. И прежде всего это чувство бесконечного одиночества. Потерпев поражение в попытках устранить зло и жестокость, оба приходят к выводу, что силы добра, разума и силы подлости, мрака и невежества существуют в жизни на всех этапах ее истории в трагическом равновесии. И единственный достойный выход – отказаться от активных действий, уйти в себя, быть «над схваткой», а это означает одиночество.

    В 1930 году был опубликован роман «Успех» – первое антифашистское произведение писателя. Прототипом одного из главных героев Руперта Кунцера, ловкого демагога и политикана, начисто лишенного моральных устоев, послужил Гитлер. Роман «Успех» явился первой частью трилогии, объединенной антифашистской темой. В нее вошли также романы «Семья Оппенгейм» и «Изгнание».

    Волновала Фейхтвангера и проблема расизма, который проявился в фашистской Германии в обличье антисемитизма, преследования и физического истребления евреев. Герой трилогии Фейхтвангера «Иудейская война», «Сыновья» и «Настанет день» Иосиф Флавий, принявший на себя миссию мирного посредничества между Иудеей и Римом, противопоставлен шовинизму и национальному эгоизму.

    После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фейхтвангер эмигрировал из Германии и жил во Франции. Он активно участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Брехтом издававшийся в Москве в 1936–1939 годах журнал «Слово». А летом 1936 года в Амстердаме был опубликован его «Лже-Нерон». В нем автор, пользуясь историческими реалиями Древнего Рима, сатирически изобразил приход к власти гитлеровской верхушки, ее кровавый террор и неизбежность бесславного краха.

    В конце 1936 года писатель приехал в СССР, где пробыл несколько недель. В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в нем единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, – говорил Фейхтвангер, – значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

    Фейхтвангер встречался и со Сталиным, их беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам писателя, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937», изданная летом 1937 года в Амстердаме и вскоре по личному указанию Сталина переведенная и изданная в СССР.

    Но популярным Фейхтвангер был не только в СССР, его любили и в Англии, и в США. По свидетельству Т. Манна, в этих странах «если хотели особо похвалить какую-то книгу, о ней говорили “почти как у Фейхтвангера”». А между тем, в отличие от творческого, жизненный путь писателя никак нельзя было назвать безоблачным. В незавершенной книге «Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического сочинительства», над которой писатель работал в последние годы и которая была издана после его смерти, в 1961 году, он так говорил о себе: «Я познал… много горя и радости, большие успехи и тяжелые поражения, пережил преследования гитлеровских лет, изгнание, сожжение в Германии и бойкот моих книг в некоторых странах, каверзы бюрократии…»

    В июле 1940 года войска гитлеровской Германии вторглись во Францию и оккупировали Париж. Фейхтвангер вместе с другими немецкими антифашистами был арестован, ему грозила отправка в Германию и гибель в концлагере. В сентябре 1940 года писатель с женой Мартой пешком перешли через Пиренеи границу с Испанией. Оттуда по фальшивым паспортам они перебрались в Португалию и сумели сесть в Лиссабоне на греческий пароход, на котором в октябре прибыли в Нью-Йорк.

    Да, Фейхтвангеру через многое пришлось пройти. Но все же ему было легче, чем, скажем, Зегерс, Цвейгу, Брехту и другим известным немецким писателям, которые испытали в эмиграции горечь унизительных материальных лишений. В отличие от них Фейхтвангер был богат, он имел счета в иностранных банках, его книги продолжали выходить и раскупаться даже тогда, когда немецкие издательства от него отказались. Американского подданства он так и не дождался, но свой американский быт наладил отменно: выстроил настоящий замок в живописном уголке Калифорнии, на самом берегу океана, имел прекрасную библиотеку и роскошный кабинет.

    В Америке писатель продолжал упорно и плодотворно работать. В 1942 году он завершил свою трилогию об Иосифе Флавии романом «Настанет день». Через год вышла в свет сатирическая повесть «Братья Лаутензак» – о жизни в Германии перед приходом Гитлера к власти. Событиям Великой французской революции XVIII в. посвящены романы «Лисы в винограднике» и «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо». В 1952 году был написан знаменитый роман «Гойя, или Тяжкий путь познания», а через три года издана «Испанская баллада» – поэтическая повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к еврейской девушке, красавице Ракели.

    Как у всякого писателя, у Фейхтвангера встречались разные по силе художественного изображения романы. Но вместе взятые они выше отдельных произведений и создают общую картину примерно такую же, как в «Человеческой комедии» Бальзака. И по аналогии с ней фейхтвангеровскую прозу можно назвать «Исторической комедией». Уровни обеих эпопей, естественно, разные, но слово «комедия» применительно к Фейхтвангеру имеет тот же смысл, какой в него вкладывал и великий французский романист.

    Лион Фейхтвангер скончался 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе в 74-летнем возрасте. С тех пор прошло около полувека, но писатель по-прежнему популярен, его исторические романы читаются и будут читаться во все времена. Лучшее объяснение популярности Фейхтвангера дал его соотечественник Томас Манн, назвавший его произведения «серьезными и развлекательными, глубокими и доступными, занимательными и изящными при всей чистоте их исторического фундамента».

    Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

    Л. ФЕЙХТВАНГЕР ИЗ СТАТЬИ «ЛЕНИН И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ» Гуманизм - это совокупность всех благ, возвышающих человека до уровня Человека. Понятие гуманизма неотделимо от таких понятий, как образование, справедливость, мир, демократия, свобода. Но гуманизм также тесно

    Из книги Эра Лобановского автора Аркадьев Дэви Аркадьевич

    Глава 11. Лион. Май. Победа! Речь пойдет о второй в истории киевского «Динамо» замечательной победе в Кубке кубков. В воспоминания об этом событии всегда наряду с радостью невольно вторгаются и горькие раздумья. Ведь финал Кубка был сыгран в самом начале мая 1986 года, когда

    Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

    Из книги Воспоминания автора

    Из книги Фанера над Парижем. Эпизоды автора Анненский Александр

    2000-е годы. Бавария (Германия), Лион (Франция), Москва (Россия) Однажды он мне реально пригодился. Я разослал несколько своих резюме и как-то, спустя месяцев пять после одного из них, мне позвонили. Мужской голос говорил по-русски и представился Петром Федоровым, руководителем

    Из книги Фурье автора Василькова Юлия Валерьевна

    БОРДО, ЛИОН, ПАРИЖ, МАРСЕЛЬ… Очередная командировка в Бордо нарушала все его планы: закупка новой партии товаров заставила отложить надежды на поездку в Париж.Бордо испокон был Меккой крупных купцов и мошенников. Сюда стекались колониальные товары, казалось, со всего

    Из книги Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем автора Пирожкова Антонина Николаевна

    СНОВА ЛИОН Почта от Мюирона продолжала регулярно приходить и после переезда Фурье в Париж. В начале 1824 года он получил сообщение, что его последователь окончил работу над книжечкой «Краткое обозрение индустриальных методов». Это был своеобразный конспект теории

    Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

    Лион Фейхтвангер и другие Лион Фейхтвангер приехал в Москву и пришел к Бабелю в гости. Это был светло-рыжий человек небольшого роста, очень аккуратный, в костюме, который казался чуть маловатым для него.Разговор шел на немецком языке, которым Бабель владел свободно. Я же,

    Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

    Путешествие в Лион По дороге в Лион была сделана остановка в Экс-ан-Провансе. 6 ноября 1600 года Марии Медичи представили почти неизвестного поэта Франсуа Малерба. Он подарил государыне Оду на счастливое прибытие королевы во Францию: Народы, наденьте на головы Венки из всех

    Из книги автора

    Лион Измайлов Лион Моисеевич – человек душевный, открытый, верящий в своё писательское предназначение, и ему хорошо удаётся всегда быть на плаву. Выражу субъективное мнение: недостаток писательского таланта он компенсирует талантом административным. Мне это близко,