Национальная одежда. В абхазии возрастает интерес к абхазскому национальному костюму

Давно я не писала о Сванети и вот сейчас решила рассказать о сванских шапках.

Сванская шапка это очень нужная вещь в условиях сурового горного климата.
Зимой в ней тепло, а летом прохладно.
Издавна горцы были известны тем, что держали большие стада баранов, поэтому вопрос выбора материала для шапки никогда не стоял.
Сванская шапка еще была хороша тем, что из нее можно было пить воду в дороге. Кроме того, сваны говорят, что ношение шапки помогает снять головную боль и нервное напряжение. Такое универскильное изделие имеет древнее происхождение. Тогда форма шапки отличалась от той, которую мы привыкли видеть сейчас. Шапка была более вытянутая (куполообразная) с длинными полями, которые зимой защищали от ветра и снега, а летом от солнечных лучей.
Шапки в те времена делали не так как сейчас. Со времененм все меняется, усовершенствуется и упрощается, но вместе с этим теряется колорит изделия.
Я расскажу о старинном способе изготовления сванской шапки.
Сванские шапки бывают трех цветов (соответствуют цвету шерсти барана). Черные, белые и серые. Сервый цвет получается путем смешения шерсти черного и белого цвета.
У свана должно быть 3 шапки:
Черные шапки обычно носили, когда в семье было горе.
Серая была для повседневного ношения.
Белая надевалась на праздник.
Сванская шапка стоила не дешево, потому что на ее изготовление уходило много времени и сил.
Сначала с барана состригается шерсть. Затем она стирается и сушится. На сушку шерсти требовалась 1 неделя.
Дальше шерсть чещется. Но для этого в те времена использовали не такие чески http://pics.livejournal.com/svaneti/p ic/0002zrqa/ , приспособление называлось лабдзгына(сванское название). Это деревянное изделие около 60 см в высоту. На верху железные штыри. Объяснить процесс, не показывая его, почти не реально. Скажу только, что это довольно опасное действие и женщины часто ранили руки штырями. На расчесывание шерсти уходило 2-3 дня.
Стираную и чесаную шерсть выкладывали в круги толщиной 10 см. Полотно скручивали в рулон и при помощи тяжелой деревянной палки валяли ногами. Процесс этот занимал 4-5 дней.
Когда материал становился тонким и плотным, его надевали на деревянную балванку и деревянным молотком придавали форму. Стягивали веревками и оставляли сохнуть минимум на 2 недели.
Не снимая с балванки шапку брили и обрезали лишнее снизу. Затем снимали, обшивали низ шапки и делали крест из веревочки.
Раньше еще делали веревочку, которя шла с макушки шапки до плеч, ее использовали для фиксации шапки на голове, чтобы она не слетала. Сейчас уже этот элемент не делают.
Первый раз надевая шапку ее освещали, читали молитвы, для того, чтобы хозяин шапки был здоров и счастлив.
В изготовлением шапок занимались только женщины, самые умелые и уважаемые. Но женщинам строго запрещалось надевать шапку, это могли воспринять как оскорбление.
К шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. А если шапка падала, говорили что это к несчастью.
Сванская шапка была дорогим подарком. Если человеку дарили шапку, это означало, что его очень уважают и доверяют.
Иногда шапки передавались по наследству, особенно шапки махши (властвующие персоны, главы кланов, старейшины).
Когда первый раз надеваешь шапку она кажется колючей, кажется, что в ней жарко. Но когда ее носишь постоянно, это совершенно не чувствуется. Потому-то наверное старики-сваны носят сванские шапки не снимая.
Настоящую сванскую шапку сейчас можно редко купить в Сванети. В 20 веке одной из самых известных мастериц в Сванети была Екатерина Пирцхелани.

Аннотация серии статей

Немного об авторах и самой книге. Роджер Джесси - англичанин, несколько лет назад приехавший в Абхазию как турист, и решивший поселиться в этой стране постоянно. Он преподает в Абхазском Госуниверситете. Перевел на английский язык несколько книг об Абхазии, что дало ему возможность теснее познакомиться с историй страны, ее традициями. Идея создания книги возникла из любви Роджера к составлению всякого рода списков по любому поводу. Республика Абхазия становится объектом все более пристального интереса со стороны мирового сообщества. В этой книге мы хотели показать страну с разных сторон, включив в наше исследование материалы по 10 темам (традиции, достопримечательности, растительность, кулинария и т.д.) и затем 10 наиболее значимых, с нашей точки зрения, разделов в каждой из тем. Хотя такой выбор дает только поверхностные сведения, мы надеемся, что читатель почувствует интерес к удивительной древней стране - Абхазии и у него появится желание к дальнейшему исследованию. Максим Гвинджия - абхаз. С 1999 он работал в МИДе Республики Абхазия, с апреля 2010 года по октябрь 2011 - в качестве министра. Его увлечение историей древних цивилизаций (особенно культурами майя и инков) помогли ему писать об Абхазии. Галина Джесси - белоруска, гражданка России, супруга Роджера Джесси.

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие.

АБХАЗСКИЙ ЭТНОС

Находясь на границе Европы и Азии, Абхазия представляет собой перекресток, где в разные времена сталкивались интересы могущественных государств и проходили пути цивилизации, что наложило свой отпечаток на формирование этноса. Был ли Шабан Абаш, житель села Адзюбжа, потомком чернокожих рабов, завезенных в Абхазию морем, или его предки сами добрались сюда с африканского континента - это до сих пор загадка для этнографов.

Hарод Абхазии представляет собой уникальное многонациональное образование (русские, армяне, менгрелы, сваны, грузины, евреи, греки и т.д.), ядро которого формируют абхазы со своей философией “апсура”, включающей в себя понятие “аламыс” как национальную житейскую систему взглядов и норм морали.

НАРОДНЫЕ СХОДЫ

Богатые традиции устной речи дали обширный материал для развития ораторского мастерства. Искусство владения речью, убеждения, в чем абхазы традиционно преуспевали, играло важную роль на многочисленных собраниях, которые являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторические сходки и собрания, на которых обуждались судьбы страны, обычно проводились на знаменитой поляне “Лыхнашта”. Сегодня там регулярно проводятся празднества с конными соревнованиями. Так что “поло” - развлечение не только британского высшего общества.

Аналогичная ему игра была популярна в Абхазии с незапамятных времен.

ПОСЕЛЕНИЯ

Старинные абхазские поселения обычно располагались в глубине страны вдали от моря. Они состояли из отдельных семейных усадеб - хуторов, разбросанных на значительном удалении друг от друга. Там до сих пор во многом сохранился неторопливый традиционный уклад жизни. С другой стороны, первые греческие города (Диоскурия, Питиунт, Гиенос и др.) возникли на побережье около 2500 лет тому назад и их основатели постепенно ассимилировались в местную среду. Диоскурия (Сухум) занималa лидирующее положение в списке исторических поселений городского типа.

В Яштухе, пригороде Сухума, первые обитатели появились полмиллиона лет тому назад (согласно Л. Соловьеву и др.).

Типичный абхазский дом представляет собой двухэтажное строение с галереей по фасаду. Традиционная усадьба включает жилые и хозяйственные постройки, двор, огород, пашню, пасеку. Двор в усадьбе должен быть просторным: в больших семьях жизнь не замирает - свадьбы, поминки, рождение. Под сенью старых деревьев, оплетенных виноградными лозами, в летний период проходит жизнь семьи, там же справляются семейные торжества и обряды, которые требуют присутствия всех родственников, близких и далеких, а это порой около тысячи человек.

Около одной из стен в земляном полу устраивался открытый очаг, над которым подвешивали сплетенную из прутьев и обмазанную глиной трубу.

Этические нормы семейной жизни, базирующиеся на обычаях, подразумевают подчинение младших старшим и женщин мужчинам на основе принципа взаимного уважения и неразрывной связи поколений. Мужья в Абхазии никогда не опускались до побоев или проклятия жен, рассматривая такое поведение, как противоречащее обычаям. Веками выработанные традиции устанавливают взаимоотношения в семье, регламентируют поминки, свадьбы, рождение, крещение, сопровождающиеся обычно пиршествами, на которых присутствуют все члены рода и множество гостей.

Самый важный момент свадебной церемонии - “Приход невесты в новую семью”. По современной традиции - либо в экипаже, либо в лимузине. Традиционная колыбель передается от поколения к поколению.

ПРАЗДНЕСТВА

В течение столетий население находилось под постоянной угрозой нападения, угона скота, похищения людей, и нужно было отстаивать это в кровавых стычках. В традиционных фестивалях поэтому доминируют конноспортивные соревнования, дающие возможность показать мастерство владением лошадью и оружием. Это нашло отражение и в фольклоре (сказания о богатырях-нартах), в песнях и танцах. Скачки в Абхазии очень популярны, накал страстей на абхазских конных состязаниях “Лыхнашта” не меньше, чем на английских “Royal Ascot” (королевских скачках).

Интересно: танцевальное движение "проход на носочках" по преданию, появилось потому, что возле старинных печей для выплавки железа земля так раскалялась, что вытащить изделие можно было, только подбежав на носочках.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие. Оно издревле ценилось у абхазов превыше всего и являлось предметом особой гордости.

В женском комплекте преобладали приталенные платье с клинообразным вырезом и металлическими застёжками на груди и кафтаны-бешметы.

Особенности быта, одежды, жилища, утвари, орудий труда и т.д. определяют этническую принадлежность народа. Производство меди, бронзы и позже железа было неотъемлемой частью местной промышленности. Гончарное производство даже предшествовало этому периоду. Большая часть одежды в старину изготовлялась дома из местных материалов. Трудовому воспитанию девочек придавалось большое значение, в частности, они осваивали шитье, кройку, вышивание, ткачество и т.д.

Страна души – Абхазия – именно так отзываются туристы о курортах этого государства, с богатой культурой и традициями. Свежий воздух, горы, потрясающего вида пейзажи, гроты, горные озера, пещеры – природа этой страны поистине удивительна, почему и привлекает путешественников. Теплый климат, Черное море, атак же возможность безвизового въезда делают Абхазию заманчивым курортом.

Транспорт

Городской общественный транспорт в Абхазии развит только в столице государства, городе Сухуми. Здесь курсируют автобусы, троллейбусы и маршрутки. Несколько автобусных маршрутов функционируют в курортных местечках Пицунде и Гаграх.

В других городах и поселках общественный транспорт в широком его понимании отсутствуют. Здесь можно найти маршрутные такси, курсирующие между городами.

Стоимость проезда в Абхазии довольно дешевая, по сравнению с ценами на проезд в городах России. Проезд в автобусе будет составлять 5 рублей, проезд в маршрутном такси – 10 рублей. Троллейбусы курсируют по Сухуми с тарифом в 3 рубля.

Электричество на территории страны

Напряжение в электрической сети в Абхазии идентично Российскому, и составляет 220 вольт с переменным током в 50 Герц. В поездку в Абхазию желательно брать с собой необходимые бытовые приборы, такие, как фен, мини утюг, электрическая бритва. Так как они могут понадобиться, если турист будет отдыхать в недорогой гостинице или на съемной квартире.

Как правило, в крупных и дорогих гостиницах, все необходимые для комфортного отдыха бытовые приборы, имеются в номерах, либо их можно взять на ресепшене.

Праздники в Абхазии


28 Августа – Нанхуа. Этот религиозный праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы, а по-абхазски праздник называется Нанхуа. В этот день абхазы – христиане устраивают в своих домах поминальную трапезу. Христианство в Абхазии тесно переплелось с язычеством, поэтому христианскими святынями, посвященными Богородице и Христу часто связаны с предметами язычества, в особенности с священными камнями, пещерами, где проводились языческие обряды.

25 Октября – Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения. Мусульманский праздник жертвоприношения отмечается ежегодно и в Абхазии. Абхазы называют этот праздник на свой манер – Курбанныхуа. Этот день во всей Абхазии является не рабочим днем. Христиане этот день не отмечают, зато абхазы – мусульмане начинают отмечать День жертвоприношения с самого утра. Надев чистую или новую одежду, мусульмане отправляются в мечеть, где проводят несколько часов в молитвах, после чего отправляются на жертвенный обряд. После обряда готовят пышный обед и разделяют трапезу со всеми верующими мусульманами.

11 Декабря - Международный день гор. Абхазия благодаря своему географическому положению неотрывно связана с горами, поэтому здесь международный день гор, несомненно, прижился. Этот день не является пышным праздником или выходным днем, но все любители гор 11 декабря совершают путешествие по окрестностям. Зачастую этот день с размахом отмечают скалолазы, спелеологи, устраивая соревнования по завоеванию горных вершин.

Национальная одежда в Абхазии

Национальная одежда Абхазии является частью культуры этой страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска – плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка – накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.

Национальная кухня в Абхазии

В рацион каждого абхазца входят злаковые, овощи, фрукты, большое количество молочных продуктов, а так же мясо. Абхазы делают ставку на блюда, содержащие много витаминов, микроэлементов. Благодаря здоровому питанию многие абхазы носят титул долгожителей.

Традиционно, вместо хлеба в Абхазии употребляют мамалыгу. Своего рода, мамалыга это кашица из кукурузной крупы, которую готовят на молоке, ореховом масле или с сыром.

Кукурузная мука играет большую роль в национальной кухне Абхазии. Из нее готовят лепешки, чебуреки с сыром, хлебцы. Из кукурузной муки так же готовят и халву по особому рецепту.

Пшеничную муку, как правило, используют для приготовления пирожков, сырных пирогов, а так же для приготовления сладостей.

Из мясных деликатесов можно выделить мясо молодого ягненка или козленка, жаренное на вертеле или сваренное в молоке.

Традиционными повседневными мясными блюдами являются жареные куры на вертеле, на печи, с аджикой, мятой, орехами. Абхазы любят не только жареное мясо, но вареное, обильно сдабривая его различными соусами, преимущественно аджикой, и ореховым соусом. В качестве пикантной добавки добавляют мяту.

Самая популярная приправа национальной абхазской кухни – аджика. Это густой, похожий на пасту соус. Отличается аджика особой остротой. Готовится из красного перца, чеснока, сушеных и свежих пряностей.

Очень популярны в Абхазии сыры. Бурдючный сыр, сыр с мятой, кисломолочный сыр и многие другие сорта, которые употребляются в большом количестве.

Излюбленным напитком Абхазии является кислое молоко – ахарцвы. Как правило, его едят с медом. Абхазы утверждают, что этот напиток – лучшее средство утолить жажду, в особенности в жаркий период.

Абхазы не особо жалуют спиртное, в особенности мусульмане. Но из алкогольных напитков абхазы предпочитают водку под названием «ча-ча», на основе винограда.

Религия и обычии страны

В Абхазии из года в год меняется национальный состав, еще в период СССР в этой стране проживало большое количество русских, сейчас этнический состав изменился. Русских в Абхазии на данный момент всего 10% всего населения.

Абхазы проповедуют две основные религии, в стране около 60% христиан, и 16% мусульман. Остальные приверженцы язычества, иудаизма и прочих религий.

Абхазы с трепетом относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Здесь почитают святыни, национальные праздники. Большая часть построек представляет собой архитектурные памятники, а горные пещеры изобилуют реликвиями.

Даже находясь за праздничным столом, абхазы стараются не разговаривать громко, чтобы всем было комфортно общаться. Если произносят тост, то все присутствующие приподнимаются со своих стульев.

Абхазы мужчины – любвеобильны, но проявляют уважение к местным женщинам, которые по традиции, обычно, всегда состоят при своем муже.

В Абхазии не принято проявлять эмоции на людях, целоваться или обниматься – здесь это считается аморальным поведением. Нежности по отношению друг к другу можно проявлять только в собственном доме.

Правила поведения в Абхазии

Посещая курортную Абазию, туристам следует быть аккуратными, так как здесь часто случаются кражи. Не следует оставлять кошельки и сумки даже в ресторанах на столе и отлучаться. По вечерам крайне не рекомендуется употреблять алкогольные напитки в компании малознакомых людей, и тем более соглашаться идти в гости – это самый распространенный способ краж.

Отдыхающим не стоит проявлять свои эмоции на людях, обниматься и целоваться, так как подобные действия перечат традициям данной страны и окружающие будут неодобрительно комментировать происходящее.

Женщинам, находящимся вне курортной зоны не следует носить открытые наряды, так как это будет привлекать нежелательное внимание со стороны абхазских мужчин. Знаки внимания могут доходить до навязчивости и даже преследования.

К персоналу отелей и гостиниц следует относиться доброжелательно, не проявлять высокомерия и необоснованного недовольства, так как в конечном итоге постоялец может обнаружить, что его номер и вовсе не убирали.

К туристам абхазы в целом относятся крайне дружелюбно и уважительно, зачастую это обусловлено тем, что финансовая составляющая страны зависит от того, сколько тратят на отдыхе туристы. Хотя в большинстве районов Абхазии весьма радушно принимают туристов из России.

Развлечения в Абхазии

Развлечений в Абхазии хватает. Не смотря на то, что в первую очередь, в Абхазию приезжают ради живописных местечек, гор, свежего воздуха, туристы приезжают отдохнуть на побережье. Пляжный отдых – самое распространенное развлечение. Самые известные курорты черноморского побережья – Гагра, Пицунда, Сухуми. На пляжах можно придаваться как неспешному и «ленивому» отдыху, так и заниматься активными видами водного отдыха.

В Абхазию так де приезжают и благодаря бальнеологическим курортам. Минеральные воды, лечебные источники – отличный способ совместить приятное с полезным. Минеральные источники Гагры привлекают тех, кто желает улучшить свои сердечнососудистые заболевания, болезни суставов, заболевания кожи и проч.

Курорт Гудаута ждет туристов, кто желает улучшить свое самочувствие. На этом курорте оптимальней всего проходить профилактику легочных заболеваний, заболеваний нервной системы.

В курортном Сухуме можно пройти оздоровительные курсы в грязелечебницах. Местная лечебная грязь изобилует витаминами и микроэлементами, столь полезных для здоровья.

В качестве развлечения туристы могут заняться активными видами отдыха, к примеру, горным туризмом. Можно отправиться в горы, организовав пеших поход, или верхом на лошадях. При желании можно освоить дельтаплан, спрыгнуть с парашютом и полюбоваться красотами природы с высоты птичьего полета.

Разница во времени

Если вы являетесь жителем Москвы, то отправляясь в курортную Абхазию, вам не придется испытывать на себе процесс адаптации смены часовых поясов. Разница во времени между Абхазией и Москвой равна 0. Часовые пояса абсолютно идентичны, поэтому туристы не будет испытывать ни малейшего дискомфорта. Для тех туристов, кто не помнит, какова разница между Москвой их родным городом, напоминаем:

Москва – Санкт – Петербург 0 часов
Москва - Новосибирск +3 часа
Москва – Екатеринбург +2 часа
Москва – Владивосток +7 часов
Москва – Краснодар 0 часов
Москва – Сочи 0 часов

Время перелета до Абхазии

Выяснить, сколько лететь до Абхазии оказалось довольно сложно. В Абхазии есть два аэропорта, в городе Сухуми и Гудауте. Аэропорт столицы Абхазии практически не функционирует. Здесь не производятся международные рейсы с 1992 года. Можно сказать, что аэропорт закрыт для посетителей. А аэропорт в городе Гудауте функционирует лишь в масштабах страны, производит перелеты на вертолетах в близлежащие деревни.

Максимально комфортным видом транспорта, на котором можно добраться до курортной Абхазии остается железнодорожный транспорт. По прибытию в Москву – столицу России, можно купить билет на поезд Москва – Сухум, ехать придется около 40 часов.

Национальная одежда Абхазии является частью культуры нашей страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска - плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка - накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.

Сегодня, в эпоху глобализации, когда происходит постепенное стирание границ, вопрос сохранения национальной культуры становится все более актуальным. Одежда - это неотъемлемая часть культуры народа. Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение. Она связывает народ с прошлым его предков, является частью духовной и материальной культуры. Сегодня наблюдается большой интерес к традиционной абхазской одежде, особенно, среди молодежи, родители покупают национальные костюмы даже маленьким ребятишкам. В последнее время не редки случаи, когда молодожены на свадьбах вместо современных свадебных нарядов одевают национальные костюмы. Вот уже два года подряд празднование Дня Флага - 23 июля - становится еще и торжественным шествием в национальных костюмах. Ученики выпускных классов приобретают эти костюмы на выпускные вечера. Необходимо отметить, что спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная повседневная одежда. Спрос рождает предложение и наоборот. Выбор мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды также увеличивается.

Среди женщин особым спросом пользуются платья, сорочки. Если платье повседневное, то его, как правило, шьют из сукна, летом - льна. Если праздничное, то используют, к примеру, бархат. Важно понимать, чем больше ручной работы - тем выше цена костюма. К примеру, пуговицы плетут сами мастера, узоры может нашить мастер или использовать готовые аппликации.

Член Союза художников Абхазии и Союза дизайнеров России, директор Центрального выставочного зала СХ РА, художественный руководитель студии по созданию национальной одежды Эльвира Арсалия считает, что ручная работа делает костюм убедительней. «Люди, приобретшие национальный костюм, часто потом обращаются к нам в студию за разными дополнениями к нему. Нам заказывают также свадебные костюмы, костюмы для детей. В студии никогда не создают два одинаковых платья. При создании костюмов используют бархат, тафту, домотканые материалы, натуральные ткани», - рассказала Эльвира Арсалия корр. АПСНЫПРЕСС. При этом она отметила, «должна быть грань между стилизацией костюма и собственно национальным костюмом».

Модельеры, с которыми удалось пообщаться, отмечали большое количество заказов в прошлом году на День Флага, на выпускные вечера. По их словам, уже есть заказы на День Флага и выпускные балы этого года.

Директор салона по пошиву национальной одежды Амра Шакая также отмечает большой спрос на традиционные национальные костюмы, особенно в последние несколько лет. «С одной стороны, это связано с тем, что растет число различных творческих коллективов, а с другой, молодежь стала проявлять интерес к такой одежде. Люди стали одевать ее на различные торжества», - сказала Амра Шакая.

В ее салоне работают пять человек, здесь же можно выбрать ткань для костюма. «Мы принимаем, как индивидуальные заказы, так и коллективные. Естественно, больше всего заказов от различных хореографических ансамблей», - уточнила А. Шакая. Мужской костюм, в который входят: азиатские сапоги, бурка, бешмет, черкеска, башлык, папаха, брюки-галифе, ремень, кинжал, посох, стоит до 50 тысяч рублей. В салоне, что немаловажно, можно взять одежду напрокат. «К нам нередко приходят и за национальными свадебными нарядами. Цена женского платья напрокат - от 15 тысяч рублей», - отметила она. Много заказов на пошив башлыков, папах, галифе». Башлык из сукна, к примеру, стоит три тысячи рублей. Обувь также можно заказать отдельно или приобрести вместе с костюмом. Спросом также пользуется и стилизованная повседневная одежда: рубашки, платья, полу-черкески. Родители часто заказывают одежду для детей разного возраста, даже для грудных младенцев. Детский костюм для малыша до пяти лет может обойтись примерно в шесть тысяч рублей.

По словам модельера Дианы Джинджолия, у нее много заказов на мужскую одежду. У мужчин пользуется спросом башлык, зимний вариант которого шьют из натурального сукна. Также мужчины заказывают черкески, галифе, рубашки.

Художник-модельер Марина Авидзба отмечает, что девушки часто заказывают стилизованную повседневную одежду. Среди девушек стало модно шить башлыки из кружева или с кружевной отделкой, особенно в подарок. Что касается свадебных платьев, то они обходятся от 20 тысяч рублей и выше. Платье можно шить из плотного атласа, тафты, парчи, к нему необходим пояс. Важный элемент - ручная вышивка или аппликации.

Кто-то может сказать, что приобретение национального костюма - удовольствие не из дешевых. В этом, бесспорно, есть своя доля правды. Но, с другой стороны, такой костюм - «не на один день», а облачившись в него, вы сможете почувствовать себя совершенно иначе. Словно приобретя машину времени, вы сможете окунуться в далекое прошлое.

Справка АП:

Этнограф Елена Малиа пишет, что женская одежда XVIII - начала XX веков состоя-ла из: платья - «ацкы», длинного каф-танчика - «акьач», «албаада ду», либо короткого - «албаада кьач», рубахи - «ахарпштанов - «аикуа»; различного рода головных уборов: косынки (платок) -«акасы», шали - «ащал», шапки - «ахылпа». На ноги надевали чулки - «акалпад», постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», либо сафьяна - «ацвышеимаа», сапожки - «амагу», позже, туфли на каблуке - «ащаца». Цветовая гамма одежды была не яркой.

В мужской гардероб середины XIX -начала XX веков входили: рубаха - «ахарп», штаны - «адзикуа», беш-мет - «акаба», черкеска - «акумжвы», войлочная куртка - «агубанакь», бурка (ауапа), шубы - «ахамы»; головные уборы: башлык - «ахтарпа», либо вой-лочной шапки - «ауапцва хылпа» или меховой шапки - «ахылапарч». На ногах носили постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», которые надевали на босую ногу. Зимой постолы носили поверх суконных носков - «амест», либо вязанных шерстяных носков - «акалпад». Поверх шта-нов на икры ног натягивались ноговицы - «аимсы», либо войлочные чулки - «ашватлеи». На колени одевались спе-циальные наколенники - «ашамхтырпа».

Выходной обу-вью считались чувяки из сафьяна домашней выделки - «ацвыш еимаа» или кожи - «ачабыр еимаа», надеваемые поверх са-фьяновых, либо суконных носков - «амест».