Какие народы относятся к малочисленным. Коренные малочисленные народы Севера: описание, культура и интересные факты. Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Одним из Семи античных чудес света является огромная бронзовая статуя Колосса Родосского . К сожалению, этот замечательный памятник древнегреческой культуры не сохранился до наших дней. Дошедшая до нас информация весьма противоречива, существует несколько версий по поводу истинной формы статуи и места, где она была установлена. Наиболее подробные сведения о статуе были обнаружены в античных произведениях Плиния Старшего и Филония Византийского, а также кратких надписях и посвящениях других авторов. История создания этой величественной скульптуры уводит нас в третий век до нашей эры, когда на греческий остров Родос напали враги во главе с полководцем Деметрием Полиоркетом. Долгие дни и ночи продолжалась осада жителей Родоса. Наконец враг не выдержал и вынужден был отступить, бросив у стен города гелиополиду — осадную башню, оснащенную таранами, катапультами, перекидным мостом и площадкой для нападающих. Гигантская башня была обита железом, чтобы привести ее в движение понадобилось бы 3400 воинов.

Покровителем острова Родос был бог Солнца — Гелиос, который, согласно легенде, и спас остров. Благодарные жители решили воздвигнуть в честь своего покровителя величественную статую, которая будет напоминать потомкам о великой победе. Побывавшие на острове купцы выкупили у родосцев гелиополиду за большие деньги — 300 талантов. На эти деньги и пожертвования жителей и было принято решение возвести статую. Согласно некоторым источникам, строительство статуи было начато в 302 году до н. э., по другим — в 292 году. Точно известно, что автором скульптуры был известный скульптор Хадес из Линдоса. Сооружение статуи продолжалось 12 лет и закончилось, предположительно, в 280 году до н. э. Роль опоры в ногах статуи и покрывале выполняли три огромных каменных столба. Столбы были скреплены на уровне плеч и пояса статуи железными балками. Весь железный каркас обшивался бронзовыми листами. Внутри статуя была полая и для устойчивости ее заливали глиной и забрасывали камнями.
Сооружение статуи велось снизу от ступеней и вверх до головы. Чтобы облегчить строительство этой гигантской скульптуры, Харес использовал земляные насыпи. С возвышением скульптуры увеличивался и уровень насыпи. Детали закреплялись и земляной холм поднимался выше. Из-за этой земляной насыпи вокруг статуи жителям Родоса не удалось увидеть статую до самого окончания строительства.

Наконец статуя была построена, земляной холм вокруг нее был срыт и перед жителями Родоса во всей красе предстал величественный 33-метровый памятник на мраморном постаменте. Харес представил Гелиоса в виде обнаженного юного атлета с венцом на голове. Слегка расставив ноги и чуть отклонившись назад, юноша смотрел вдаль, приложив ладонь правой руки к глазам. В левой руке у него было спадающее до земли покрывало. На создание Колосса понадобилось 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Этим величественным памятником любовались жители ближайших островов и восхищались все, кто проплывал мимо.
К сожалению, Колосс Родосский оказался недолговечным. Спустя 60 лет в 220 году до н. э. статуя была разрушена в результате сильного землетрясения. Колени у статуи оказались самым уязвимым местом. В районе колен статуя обломилась и упала. Говорят, отсюда возникло выражение «колосс на глиняных ногах». Переломленная у коленей и поверженная статуя и тогда вызывала удивление и восхищение своими размерами. По свидетельству Плиния лишь немногим удавалось обхватить обеими руками большой палец Колосса. После строительства статуи Колоссом стали называть лишь исключительно большие сооружения. Около 1000 лет пролежала статуя на берегу, после чего была отправлена на переплавку из-за потребностей в деньгах.

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял своё место среди остальных архитектурных памятников. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот Средиземноморский остров - Родес. находился этот памятник истории при входе в гавань Средиземноморья в Греции.

Древняя Греция состояла из городов - государств, власть которых не распространялась за их пределы. На маленьком острове Родес было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один - Родос. Город процветал коммерчески и имел сильные экономические связи с их главным союзником, Птоломеем Сотэром из Египта.

Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. 36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии. Это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи…


Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден

В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе. Скульптор Харес решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль. 12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте

Но вот еще одна версия:

Шел 305 год. До нашей эры естественно. Таланты золота, изнывающие от безделья в городской казне Родоса, просились в дело, и повод истратить их в скором времени представился. В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азией и Сирией Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Македонский (не тот, что Александр) взял было город в осаду, но проторчав под стенами годик и так и не побывав в Родосе, ушел с миром.


Благодарные родосцы переписали свою победу на счет бога Гелиоса и на радостях решили построить для него чего-то оригинального. Бог этот был не просто такой себе абстрактный - считалось, что Гелиос собственноручно воздвиг остров в свою честь, так что выбор можно считать вполне обоснованным. Баш за баш - родосцам остров, Гелиосу - статуя.

Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадный орудий, брошенных при отступлении неприятелем. Среди них находилась и принесшая немалую выручку гелеополида - чудо военной техники, огромная осадная башня, снабженная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостиками.

К строительству Колосса подрядили Хареса, знатного скульптора, который уже и так натыкал немало “божественных” фигурок всяческих размеров по городу. Утвердив проект, Харес в очередной раз принялся за трату бюджетных денег. Как чудо строилось, выглядело и где стояло, летописцы и вся пишущая в те времена братия в записях старательно обходят стороной, дабы дать наследникам пищу для фантазий. Одно только ясно - высота его была где-то между 30 и 36 метрами.

На искусственном холме Харес установил три каменных столба - на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. “Сборка” статуи велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т.д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм был скрыт.

База была сделана из белого мрамора, сперва были установлены ноги статуи, а затем и сама статуя. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.


Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.

Гелиос — бог солнца

Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.

По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды — Родоссом

Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение: расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.


Народ Родоса с вожделением поглядывал на рукотворную земляную гору, на которой копошились подручные Хареса, тягая железяки. Гора все росла, с ней расходы, а толку все не было видно. И только когда убрали насыпь через 12 лет строительства, стало понятно, что 20 тонн металла (на изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн)). в землю не ушли и зря не пропали - красота открылась неописуемая. Про красоту знаем понаслышке, ведь те же историки, не утруждающие себя детальным описанием внешнего вида, с восторгом переносили охи-ахи на бумагу.

Наверное, стародавние Родосцы были хитрее и прозаичнее, чем мы считаем - после постройки каждый мало-мальски при деньгах человек стремился своими двумя взглянуть на Колосса и попутно пополнить местную казну драгметаллом, так что доход от туризма быстро отбил затраты на строительство, а далее пошла чистая прибыль.

И этому не помешал даже тот факт, что после 56 лет стояния Колосс плюхнулся на землю - и в таком виде он продолжал привлекать зевак со всего мира, волочившихся за тридевять земель только для того, чтоб обнять большой палец гиганта. Местный оракул, пошушукавшись с потусторонними обитателями, восстановлять статую запретил.

Части бронзового тела бога Солнца в течение столетий покоились на земле, рождая различные легенды. Так, в одной из них рассказывалось, что судна, направляющиеся в гавань, проплывали между ног гиганта.

В 977 г. н. э. арабский наместник, правивший на острове, продал сохранившиеся части статуи. Для их перевозки потребовалось 900 верблюдов. Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.

На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии. А может даже не построили бы нашу Родину-Мать в Волгограде:)

Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "Колосс на глиняных ногах"

Плиний Старший

Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах

В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала — примерно 60-100 метров.

Видео
http://youtu.be/ZIvVS_A5ewc

В 305 году до н.э. потомок великого Александра Македонского Деметрий I с сорокатысячным войском высадился на остров Родос в Эгейском море (у берегов современной Турции). Он продержал в осаде главный город этого острова целый год, но был вынужден отступить, бросив все осадные орудия. В честь этой победы жители Родоса решили воздвигнуть статую бога солнца Гелиоса в знак благодарности за спасение.

Гелиос считался создателем острова и был особо почитаем. Легенда гласила, что Гелиос вынес остров из морских глубин прямо на своих руках, т.к. до сих пор не имел места, ему посвященного.

Cкульптор Харес, ученик Лисиппа трудился над созданием статуи двенадцать лет. Он изготовил огромную статую высотой 36 метров из глины на металлическом каркасе, сверху покрыл ее листами бронзы и частично использовал для ее создания металл, брошенный армией Деметрия. На статуе была надпись: «Колосс, на который ты смотришь, высотою 80 локтей (ок. 32 м) создал Харес, в Линде рожденный».

И примерно в 292 году до н.э. гигантская статуя бога солнца высотой 36 метров была установлена у входа в Родосский порт и получила название (греч. kolossos – большая статуя). Родосцы были поражены великолепием представшего перед из взором высокого стройного юноши-бога с позолоченным лицом и венцом с семью лучами на голове.

К сожалению не сохранилось изображений статуи, поэтому сложно описать точно, как она выглядела. Но существуют два наиболее достоверных описания колоса Родосского .

По первому описанию статуя стояла в центре города на высоком мраморном постаменте, правая рука Гелиоса была поднята ко лбу, и сам он вглядывался вдаль.

Во втором варианте колосс стоял в гавани, Гелиос стоял в полный рост с факелом в руке, ноги его были широко расставлены, а между ними проплывали корабли. Этот вариант более распространен, но кажется менее вероятным.

По свидетельству Плиния на изготовление этого грандиозного монумента было потрачено 500 талантов бронзы (?13 тонн) и 300 талантов железа (?8 тонн). Колосс собирали по частям, для этого Харес использовал очень необычный прием: работа велась с земляных насыпей, окружавших статую, которые росли вместе с постепенным возвышением скульптуры. После окончания работ насыпи были убраны и изумленным жителям Родоса предстала великолепная фигура бога солнца Гелиоса.

Колосс Родосский стал первой гигантской статуей, после него на Родосе уже во II до н.э. появилась своеобразная мода на такие огромные скульптуры. Но именно колосс Родосский был признан один из чудес света.

Он простоял около 65 лет, пока мощное землетрясение его не разрушило. Колосс сломался в коленях и рухнул на землю. Впоследствии его неоднократно пытали восстановить, но безуспешно. Но и лежащий на земле колосс удивлял и изумлял своими размерами. Плиний Старший писал, что немногим удавалось обхватить большой палец статуи обеими руками.

Сломанный колосс пролежал на земле более тысячи лет. В 977 году остров захватили арабы и продали бронзовые обломки на переплавку.

Так все следы знаменитого колосса Родосского сбыли уничтожены. Он был самым недолговечным из семи чудес света Древнего Мира.

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ (малочисленные народы), в Российской Федерации особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В России одним из первых законодательных актов, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов, был Устав об управлении инородцев 1822. В 1920-х годах в постановлениях и декретах советского правительства (например, в декрете ВЦИК и СНК от 25.10.1926 «Об утверждении Временного положения об управлении туземными народностями и племенами северных окраин») сформирован закрытый перечень, первоначально включавший 24 этнические общности. Конституция Российской Федерации 1993 (ст. 69) ввела понятие «коренных малочисленных народов». В Российской Федерации действует Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000), а также Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2006). Единый перечень ныне включает 40 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры), а также абазин, бесермян, водь, ижорцев, нагайбаков, шапсугов и 14 народов Дагестана.

Согласно российскому законодательству, для признания народа коренным малочисленным он должен: осознавать себя самостоятельной этнической общностью (самоидентифицироваться), сохранять исконную среду обитания (территорию), национальные промыслы, то есть особое экономическое пространство, самобытную культуру, общий родной язык и иметь численность на территории России менее 50 тысяч человек. Отечественное законодательство о статусе и защите прав национальных меньшинств базируется на международных нормах, межгосударственных договорах России о правах человека и защите прав национальных меньшинств. Коренные малочисленные народы выделяются в отдельную группу народов в целях особой защиты со стороны государства, они наделены особым статусом, имеют ряд законодательно закреплённых льгот (преимущественное пользование биоресурсами, более ранний выход на пенсию, замена военной службы альтернативной, в перечень профессий которой включена пастьба оленей; освобождение от платы за землю и т. п.). Комплексно вопросы в сфере защиты прав национальных меньшинств урегулированы Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999). На федеральном уровне действуют также федеральные законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001); утверждена Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» (2007). Кроме того, субъекты Федерации самостоятельно решают проблемы национальных меньшинств, проживающих на их территориях.

Лит.: Харючи С. Н. Коренные малочисленные народы: проблемы законодательства. Томск, 2004; Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005; Кряжков В. А. Статус коренных малочисленных народов России. Правовые акты. М., 2005. Кн. 3.

Подробности Опубликовано 13.08.2014 16:32 В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).

Найти интересующие меня данные о национальном составе удалось. Но они были в виде рисунка, да такого маленького, что пришлось повозиться с переводом их в удобочитаемый, а затем и в цифровой вид. (Правда в интернет-Российской газете была ссылка на Федеральную службу государственной статистики. Но на сайте ФСГС попытка вызвать любой из «Информационных материалов об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года» оканчивалась ответом The page cannot be found. На следующей неделе доступ все-таки появился. –http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - и его данными я тоже воспользовался).

Прежде, чем обратиться к вопросу изменения численности народов Севера, нужно сделать два принципиальных замечания.

Первое – о конкретной переписи 2010 г. В ней около 4% населения (5,6 млн. человек) не указали свой национальности. Это огромный рост – почти в 4 раза – по сравнению с переписью 2002 (тогда 1,5 млн. или около 1%) и совсем уж лавина в сравнении с поздними советскими переписями –тогда не было и двух десятков тысяч.

Было высказано мнение, что это, мол, все иностранцы. Но, по нашему мнению, это совсем не так. Часть этих людей, действительно не захотели отвечать на этот вопрос, но таких, видимо, очень мало. Подавляющее большинство из «не указавших» – это те, к кому счетчики и не приходили. Их записали на основе каких-либо списков, баз данных и т.п., просто выписали пол и возраст и ничего более. Такое практиковалось и в 2002, а к 2010 было даже законодательно разрешено. Но есть еще и те, кого просто нарисовали/приписали. И таких, судя по некоторым искажениям возрастной структуры населения ряда регионов, в 2010 г. тоже немало.

Все рассуждения о национальном составе по данным переписи надо делать с оглядкой на массу «не указавших».

Второе – об учете национальности в переписях. В сознании россиян национальная/этническая принадлежность есть нечто обязательное: неотъемлемый признак, полученный при рождении и несменяемый всю жизнь. Официальная запись о национальности в документах отражала это мнение, усиливала и закрепляла его. И даже с исчезновением такой записи это убеждение остается широко распространенным. В действительности все много сложнее.

От переписи к переписи многие люди изменяют то, что в переписном листе 2010 г. называлось «Ваша национальная принадлежность». Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации». Среди народов Севера такие процессы довольно заметны. Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения. Например, дети из смешанных семей, где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные в одной переписи по национальности матери, в следующей, выросши, указывают национальность отца. А в третьей переписи, снова говорят о принадлежности к национальности матери.

Кроме того, вступают в дело и методические факторы: одна перепись выделяет данный народ, другая – «прячет» его в большем, родственном. К примеру, Перепись 1926 г. учла около 700 чуванцев, в 1939 их тоже учли как отдельный народ («этели»), но не выделили, а отнесли к «прочим северным народностям». А в переписях 1959, 1970 и 1979 гг. всех назвавших себя чуванцами, в разработке относили к чукчам. И этнографы назвали это «этнической консолидацией». А бывает и наоборот. Применительно к народам севера: тех же чуванцев в 1979 относили к чукчам, а в 1989 сочли отдельным народом (около 1,4 тыс. чел.). Или, например, энцев, которых в итогах всех российских/советских переписей переписывали как ненцев и только с 1989 начали выделять как отдельный народ (200 чел.).

Наконец, кроме методики существует и практика проведения переписи, когда нередко применяется, как и на выборах, административный ресурс. Известны башкиро-татарские разногласия в Башкортостане, когда в 2002 руководство республики агитировало за, то чтобы некие пограничные группы населения, прежде переписанные как татары, записывались башкирами. Менее известны подобные случаи в Дагестане, где, к примеру, малочисленным арчинцам переписчики просто говорили, что такого народа нет, и записывали их аварцами, или на Камчатке, где переписчики требовали у назвавших себя камчадалами доказательств этого. Все это явно противоречит положению о переписи и ее инструкциям, но, скорее всего, такое счетчикам было указано на местном уровне.

Я так подробно останавливаюсь на этом, чтобы было понятно, что не только, а часто, и не столько рождаемость и смертность, влияют на изменение численности народов между переписями. А подчас эти процессы очень далекие от «размножения» и «вымирания».

Наконец, о народах Севера. Я сверился со списком народов Севера по постановлению правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (в редакции от 18.05.2010 N 352). Судя по нему к КМНС относятся 40 этносов (интересно, что сайт Комитета Севера Госдумы http://www.severcom.ru/nations/ , где дан перечень 38 народов, отстает от жизни по меньшей мере на 5 лет – проверено 25.12.2011).

Итак, что же рассказала нам перепись 2010 о народах севера, «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) в официальной терминологии, или просто «коренных», как говорят жители Севера.

Ниже приведена таблица изменения численности этих сорока народов Севера России за последние три переписи. Кстати, при анализе переписи можно говорить не о 40, а 38 народах: перепись 2010 вообще не нашла алюторцев (в 2002 – 12 человек, приписаны к корякам), а кереков насчитала всего четырех, причем в месте их обитания – Чукотском округе – переписан всего один.

Сразу надо отметить, что многие из народов, упомянутых в этой таблице, государственная статистика стала учитывать только с 1990-х, на подъеме демократизации, а вместе с ней и национальных движений. Поэтому невозможно проследить динамику их численности за весь более чем 20-летний период. А сравнивать численность двадцати восьми народов в 1989 с численностью тридцати восьми в 2002 и 2010, как это нередко делали, совсем неправильно. Поэтому отдельно мы дали динамику за весь период группы из неизменных 28 народов, чтобы лучше была ясна общая ситуация. Да еще и промежутки между переписями разные: почти 14 и 8 лет. Поэтому кроме прироста за весь межпереписной период мы приводим среднегодовой прирост, что позволит сделать более точные сравнения.

Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост (%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12142 8240 5936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6571 7261 7885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2429 3180 3193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2293 1927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1084 1494 1219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8942 8743 7953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3114 2892 -7,1 -0,9
Манси 8266 11432 12269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11883 12160 12003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34190 41302 44640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4631 5162 4652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1835 1991 1771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3564 4249 3649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2769 3608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2399 3712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2650 2643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1565 1965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4442 1858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1902 1657 1496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3173 2913 2765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22283 28678 30943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1181 38,1 4,1
Чуванцы 1384 1087 1002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15107 15767 15908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15745 13975 12888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29901 35527 38396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17055 19071 21830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1704 1750 1738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1112 1509 1603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209378 252222 257895 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209378 231195 237476 110,4 102,7 0,7 0,3

Некоторые из КМНС во всероссийском масштабе переписи отнесены к этнографическим группам в составе других, больших народов. В таблице они отмечены (*). Тувинцы-тоджинцы считались этнической группой тувинцев и в 2002, а вот теленгиты, тубалары и челканцы в 2002 были отдельными народами, а ныне стали этническими группами в составе алтайцев. Что повлияло на такое изменение мнения этнографов, а именно на их рекомендации опираются статистики при учете национального состава, за 8 лет неясно? Ведь еще раньше, до переписи 2002, они настояли на том, чтобы эти КМНС вместе с кумандинцами и телеутами считать самостоятельными народами и выделить их из состава алтайцев. Зато алюторцев, считавшихся в 2002 частью коряков, сделали отдельным народам, но никто из переписанных так себя не назвал.

В целом численность всех КМНС выросла, хотя много меньше, чем в 1989-2002. Однако в целом по стране население сокращается, и небольшой численный прирост КМНС на этом фоне выглядит более внушительно. Возможно, опять раздадутся голоса об «умеренно оптимистической демографической ситуации» у коренных северян.

Но, взглянув на таблицу попристальней, мы увидим, что прирост отмечен далеко не у всех народов, а только у четырнадцати; у 24 – наблюдалось сокращение численности. В прошлый межпереписной период выросли 18 народов, а уменьшилась численность только у 10. Налицо явное ухудшение ситуации.

Если говорить о приросте численности тех или иных народов, отметим сразу, что в современной ситуации числа свыше 12-15% (что соответствует, среднегодовому приросту в 1,4-1,8%) невозможны с демографической точки зрения. Среднегодовой прирост у самых быстро растущих только за счет естественного прироста народов России – чеченцев и ингушей – составил около 1%. Мы полагаем, что это максимум, возможный за период 2002-2010. Поэтому, когда мы видим числа порядка 20-50%, ясно, что прирост этот достигнут за счет недемографических факторов. Скорее всего, это свидетельствует о каких-то этнических процессах, так как о миграции КМНС в Россию извне говорить не приходится. Это относится как к приросту у теленгитов, челканцев, тубаларов и сойотов, так и к убыли тувинцев-тоджинцев, чулымцев и вепсов.

Конечно, смена этнической идентификации как источник роста численности народа вполне нормален, но для небольших и недавно конституированных общностей он и не слишком постоянен и надежен. Примером тому может быть сильное уменьшение числа тех, кто в 2010 назвал себя тувинцем-тоджинцем или камчадалом. И, если выйти за пределы официального списка КМНС, резко сократилась также численность коми-ижемцев (с 15607 в 2002 до 6420 в 2010).

Если оценивать естественный прирост у трех необыкновенно выросших народов из Республики Алтай, надо бы сравнивать с близкими им телеутами, кумандинцами и живущими рядом собственно алтайцами. У всех указанных отмечены небольшой прирост или небольшая убыль: практически неизменившаяся численность.

Это значит, что остаются только семь народов с устойчивой положительной динамикой: ненцы, долганы, эвенки с эвенами, юкагиры, ханты и манси. Из них, пожалуй, только ненцы растут в численности за счет высокой рождаемости у оленеводов Ямала и Таймыра (но не европейских тундр Ненецкого округа). Во всех остальных случаях находятся и другие объяснения. Например, смена этнической идентификации как источник роста численности хантов и манси, что отмечалась и в 1990-х. Долганы растут исключительно за счет якутских соплеменников (из Анабарского улуса), где их число увеличилось в 1,5 раз (а в 1989-2002 так и вовсе втрое); в Красноярском крае численность долган осталась без изменений. Мы не можем объяснить только роста численности юкагиров. Демографические параметры этого народа не слишком отличаются от соседних эвенов и чукчей, да и якутов – значит, здесь тоже имеют место недемографические факторы. Но эти факторы устойчивы и обеспечивают быстрый рост юкагиров уже полвека. 440, 593, 801, 1112, 1509, 1603 – вот динамика их численности в России по послевоенным переписям. Маленькие юкагиры «ассимилируют» соседей – иначе не объяснишь годовые темпы роста в 2-3% с 1959 до 2002, да и 0,8% в последнее восьмилетие совсем не мало.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то и здесь нет единственного фактора ответственного за этот процесс. Здесь и снижение рождаемости, и этнические процессы – ассимиляция русскими. Более быстро уменьшаются самые культурно русифицированные и/или метисированые. Это вепсы и шорцы, саами, народы Приамурья, алеуты и чуванцы. Ранее мы полагали, что численность саами продолжит расти, как в 1989-2002, благодаря той самой «смене этнической идентификации», что наблюдается у манси. Но национальное возрождение саами в 2000-х затихло и все вернулось к прежней ассимиляции, зафиксированной чуть ли не с конца 19-го века.

Говоря о расселении КМНС в стране, надо сказать, что уже второе десятилетие они концентрируются в районах основного расселения: в 1989 – вне «своих» регионах жило 6,7% КМНС, в 2002 – 4,3, в 2010 – 3,4%. Растет урбанизированность коренных северян, хотя она остается намного ниже чем в среднем по стране: в 2002 в городских поселениях жили 30,3% КМНС, а в 2010 – 32,5%. Причем народы, присоединившиеся к КМНС в 1990-х, урбанизированы больше, чем народы списка 1989 («старые НС») – 41% против 31%.

Если же брать отдельные регионы, то из 26 территорий, где есть данные о КМНС, прирост их численности зафиксирован в 7 (Республика Алтай, Бурятии, Саха-Якутии, Хакассии, Тюменская и Магаданской областях и в Чукотском ао), в остальных 19-ти население КМНС сократилось, особенно сильно в Республиках Тыве, Коми и Карели, Томской и Ленинградской областях.

Территория Народы, которые учтены на этой территории Их численность в … при-рост (%)
2002 2010
Мурманская область саами 1769 1599 -9,6
Республика Карелия вепсы 4870 3423 -29,7
Ленинградская область вепсы 2019 1380 -31,6
Вологодская область вепсы 426 412 -3,3
Архангельская область ненцы 8326 8020 -3,7
Республика Коми ненцы, ханты, манси 807 559 -30,7
Свердловская область манси 259 251 -3,1
Тюменская область ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки 67186 74664 11,1
Томская область селькупы, ханты, чулымцы, эвенки 3247 2198 -32,3
Кемеровская область шорцы, телеуты, кумандинцы 14382 13417 -6,7
Алтайский край кумандинцы 1663 1401 -15,8
Республика Алтай теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы 5803 7801 34,4
Республика Хакасия шорцы 1078 1150 6,7
Республика Тыва тувинцы-тоджинцы 4435 1856 -58,2
Красноярский край долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы 16409 16226 -1,1
Иркутская область эвенки, тофалары 2154 1950 -9,5
Республика Бурятия сойоты, эвенки 5073 6553 29,2
Забайкальский край эвенки 1492 1387 -7,0
Амурская область эвенки 1501 1481 -1,3
Хабаровский край нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи 23512 22549 -4,1
Приморский край удэгейцы, нанайцы, тазы 1591 1429 -10,2
Сахалинская область нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи 3192 2934 -8,1
Камчатский край коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы 15236 14368 -5,7
Магаданская область эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры 4738 4841 2,2
Республика Саха (Якутия) эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи 32860 39936 21,5
Чукотский автономный округ чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки 16757 16858 0,6

Народы перечислены в порядке убывания численности на данной территории.

Зеленым отмечены регионы с ростом численности КМНС.

Перепись 2010 г. отметила уменьшение численности у большей части КМНС во всей стране и в большинстве районов их расселения. Однако в целом общая число КМНС несколько увеличилось. Но все население России продолжало уменьшаться и это станет основным итогом переписи. Поэтому есть основания предположить, что ухудшение ситуации у КМНС снова, как и восемь лет назад, будет заретушировано учеными и не замечено обществом.

Дмитрий Богоявленский

Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.

© Центр содействия КМНС