Преступление и наказание психологический анализ. Психологический анализ в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание. «Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помо

(III вариант)
Психологизмом в литературоведении называется способ исследования внутреннего мира героя, позволяющий показать и проанализировать его мысли и рассуждения, определить мотивы поступков. Используя открытия своих предшественников - М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени») и И. С. Тургенева («Отцы и дети»), Достоевский создал собственную концепцию психологизма и воплотил ее в своем романе.
Психологический анализ занимает важнейшее место в «Преступлении и наказании». Описание состояния"героя становится всеобщей стихией романа. Для этого Достоевским используется как обыкновенный, так и открытый психологизм, при этом новаторство писателя более всего проявилось при применении последнего вида. Главным достижением здесь считается «принцип маятника», то есть изображение не столько эволюции внутреннего мира, сколько колебаний между силами добра и зла в душе героя, конфликта между сознанием и подсознанием, намерением и его осуществлением. Автор не только показывает борьбу противоположных ощущений, но и последовательный переход из одной крайности в другую; в этом движении и связанных с ним страданиях герои (напр., Раскольников) испытывает своеобразное наслаждение («Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением».). Подобные психологические парадоксы часто встречаются в романе. Более того, персонажи изображаются в экстремальных ситуациях, когда чувства предельно обострены; такое состояние помогает автору проникнуть в душу человека и показать его внутреннюю суть.
Общим приемом, характерным для обеих форм психологизма, является использование монологов и диалогов. Достоевский впервые в литературе ввел рассказ героя о своем состоянии. На характер речи указывают авторские ремарки. Также эстречаются характерные для лермонтовского метода «исповеди» (напр., перед Соней), монологи в кабинете Порфирия Петровича, которые объясняют психологический механизм убийства «по совести». С этой идеей также связаны монологи в третьем лице, или не собственно прямая речь.
Широко использован и диалог. Помимо его классической формы присутствует и допрос (это связано с наличием элементов жанра уголовно-детективного романа). Заостряется внимание на темпе и качестве речи.
В области обыкновенного психологизма достижением писателя стала атмосфера зыбкости и призрачности в романе. Поведение героев характеризуется словами «странно», «неожиданно для себя», «как бы невольно», «вдруг». Сама реальность ставится под сомнение использованием слов «как бы», «казалось», «почти». Создается ощущение призрачности путем нарушения соотношений между внешним и внутренним; реальность становится порождением сознания (образ человека, появляющегося из-под пола). Бредовые видения Раскольникова и обычный мир изображены в романе одинаково достоверно, при помощи одних и тех же приемов; переходы от мнимости к реальности не оформляются. Подобная зыбкость является следствием убеждения автора в том, что оттенки чувств можно изобразить лишь с известной долей приближения и что существуют такие глубины в душе человека, которые не поддаются описанию. Подобные взгляды, которых придерживался и И. С. Тургенев, обусловливают использование приема умолчания.
Что касается атмосферы события, то ее описание обеспечивается подбором эпитетов, рассказом об ощущениях. В результате автором создается чувство страшной тоски и бесконечного отвращения.
Такие же эмоции вызывает и описание жилища - еще один прием психологического анализа. Комната Сони, каморка Раскольникова очень сильно влияют на души героев. Иногда Родион даже боится возвращаться к себе на квартиру, он понимает, что там его вновь начнут преследовать мысли об убийстве. Комната Сони асимметрична, темный угол в ней сопоставляется обычно с темными пятнами в душе человека.
При описании жилища и города широко использована цвето-пись. Стены, лица, обои, мебель - везде есть раздражающая и угнетающая желтизна. Город Достоевского обоняем и слышим: повсюду запах известки, скрип колес и др. Все это создает дискомфорт в душе героев и подталкивает Раскольникова к совершению преступления. Необходимо отметить пейзаж перед первым сном Родиона - живую природу, которая еще больше раздражала героя, и символический пейзаж в эпилоге, фактически библейский, указывающий на будущую благоприятную судьбу персонажа.
Вообще же сны у Достоевского имеют чрезвычайно важное значение для раскрытия внутреннего мира, душевного состояния человека. Например, первый сон Раскольникова говорит о гуманности его души, второй - о торжестве зла в нем, третий - представляет его теорию реализованной. Но сны имеют и композиционное значение. Они появляются в моменты действенного напряжения и завершают один из этапов исканий героя.
В связи с этим нельзя приуменьшить и значение сюжета, внезапные повороты которого ставят героев в экстремальные ситуации, провоцируя неоднозначное поведение. Так, последняя встреча между Дуней и Свидригайловым показывает, что зло можно победить только добром.
Наконец, необходимо отметить роль портрета. Достоевский использует принцип двоекратного портретирования (напр., Раскольников до и после раскаяния), а также психологический портрет, заимствованный у писателей-романтиков. Для автора очень важно описание глаз, мимики, жестов, улыбки. Особое внимание отводится взгляду (голубые глаза Сони и ее кроткий взгляд; сверлящие, гордые глаза Дуни). В красоте глаз для писателя - залог будущего возрождения и воскрешения души.
Теория психологизма Достоевского стала вехой в развитии русской психологической прозы, обеспечив ее создателю и его идеям прочное место в литературе.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ад и рай - в небесах, -

Утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув,

Убедился во лжи:

Ад и рай - не круги

Во дворце мирозданья

Ад и рай - это две половины души.

Омар Хайям

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения.

«Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель -- по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж -- это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя -- портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, -- говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

«Боль о человеке» -- это основное чувство писателя, протестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых находятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб -- частица общей безысходной атмосферы произведения. Теснота, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозрением; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближних.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрицание нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологической -- состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то позорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет проверить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловеческого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоевского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне стройная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать насилие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосновенна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуждает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усомниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа Достоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Сонечка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью -- тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки связана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчайшей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Конфликт романа -- это борьба теории с жизнью. Это и мучительное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфликты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас размышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл человеческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

“Достоевский – художник… бездны человече­ской, человеческой бездонности” (Н. А. Бердяев).

Ма­стерство психологического анализа в романе “Престу­пление и наказание”.

Одной из задач писателя и его художественным до­стижением стало изображение внутренней жизни геро­ев, психологический анализ. Писатель показывает глу­бинные основания души героя. Сознание его направле­но на подготовку “идейного” убийства, но изначально добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны Раскольни­ков не готов к преступлению и только усилием воли за­ставляет себя идти дальше по избранному пути.

Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя дета­ли поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходяще­го, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия – анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение дру­гих героев проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.

Писатель

сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности из­бежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, пи­сал по этому поводу: “Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чув­ства мучат его сердце. Божия правда, земной закон бе­рут свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое”.

Большую роль для раскрытия психологического со­стояния Раскольникова играют сцены со следовате­лем Порфирием Петровичем, умным, профессиональ­но, тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым, как кошка с мышкой.

Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Пи­сателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проник­новение в сокровенный смысл Евангелия, самоотвер­женная помощь Сони возвращают героя к подлинно че­ловеческой жизни.

Глоссарий:

  • анализ человеческой психологии в романе преступление и наказание
  • анализ человеческой психологии достоевский
  • приемы авторского психологического анализа в романе преступление и наказание

Другие работы по этой теме:

  1. “Преступление и наказание” – это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался...
  2. Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и нака­зание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема...
  3. В романе “Преступление и наказание” мастерство в изображении быта героев имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают...
  4. Творчество – это уникальнейшие труды по изучению сущности человеческой, их характеров. Причём, чаще всего писатель исследовал несчастных, доведённых до отчаяния людей, уделяя мало времени успешным,...

1. Эволюция психологического портрета.
2. Достоевский как новатор.
3. «Глубина души человеческой» в «Преступление и наказание».
4. Основные приемы создания психологического портрета.

После того как М. Ю. Ломоносов при создании «Героя нашего времени» впервые применил прием психологического портрета героя, в русской литературе начинается постепенная эволюция изображения психологического состояния человека. Ф. М. Достоевский как никто другой сумел изменить и дополнить этот процесс новыми методами и типажами.

Для этого автора психологический мир персонажа становится ведущим для всего произведения. Он показан в период максимального напряжения, когда все чувства героя обострены до предела. Чаще всего такое напряжение связано с нестандартными жизненными ситуациями, которые позволяют обнажить внутренний мир героя читателю. У Достоевского в произведении нет ни одной авторской фразы или ремарки, прямо или косвенно не указывающей на помыслы и чувства изображаемого человека. Внутренний мир любого человека для него представляет собой постоянное противоборство доброго и злого начал. Это не столько эволюция героя из одного состояния в другое, сколько наглядное изображение его колебаний от темного к светлому и наоборот.

Главный герой романа Писателя «Преступление и наказание» находится именно в этом состоянии эмоционального напряжения. Он разрывается между отрицанием своей мечты и стремлением к ней. Здесь автор демонстрирует не престо переход от одного состояния к другому, а наивысшие точки перехода, две крайности человеческого порыва. В этом переходе и кроется состояние страдания, непрестанно довлеющее над героями: «Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось».

Достоевскому одному из первых удалось изобразить на страницах своих произведений бездонную глубину души человеческой, неспособность самому человеку до конца осмыслить и понять тайны собственного сердца. Часто встречается изображение автором не действительного, а возможного или желаемого состояния у героя. Это делает описание зыбким и показывает сложность внутреннего мира, которую практически невозможно точно передать словами и терминами. Автор неоднократно повторяет, что есть в душе человеческой такие сокровенные пласты, которые вообще не поддаются словесному описанию. Для Достоевского нехарактерен полный, ясный и сухой анализ. Наоборот, он всегда оставляет за читателем возможность самостоятельно додумать или представить моменты, недосказанные самим автором.

Классический психологический анализ включает описание интерьера или пейзажа, памятного или важного герою. Обычно они наполнены определенными предметами — ключами, символизирующими определенные чувства и ощущения. Времена года также помогают понять точнее героя, потому Достоевский изображает жаркое и душное лето не случайно. Жара и духота буквально убивают Раскольникова. Кроме того, автор изображает ту часть Петербурга, у жителей которой нет возможности и денег выбраться куда-либо, и которым приходится дышать спертым смрадным воздухом. Следователь Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым бросает следующую фразу: «Вам давно уже воздух переменить пора». Именно духота и гнилая атмосфера города толкают героя на преступление. При этом писатель изображает внешние детали, которые могли повлиять на поведение Раскольникова. Это и город, и улица, и коморка, в которой он живет и которая «высасывает жизнь из человека». Герой романа выходит на улицу чаще всего вечером, поэтому для понимания его характера большое значение имеют описания закатов. Что символично, весеннее, яркое и сияющее солнце светит только в эпилоге романа, когда читатель уже понимает, какие перемены ожидают героя. В прочих же случаях картина заката описывается с величественной, но мрачной точки зрения.

Важна цветопись в романе. Не случайно для описания Петербурга Раскольникова Достоевский выбирает грязно-желтый, «гнойный» цвет. Желтого цвета стены домов, обои в квартире самого Раскольникова, старушки — процентщицы и мебель в доме Порфирия Петровича. Соня Мармеладова живет и работает по «желтому билету». Этот оттенок желтого символизирует грязь, власть, человеческие страдания. Оттенок создает особую атмосферу действий героя и его внутренней жизни, болезненной и напряженной.

Важно значение и другого цвета — зеленого. Он символизирует чистоту и обновление как природы (зелень свободной от пыли и гноя города листвы и травы), так и самого героя. Не случайно во время преступления свободные от дурных помыслов идеи Раскольникова окрашены изумрудно-зеленым, зеленый также встречается в эпилоге — это цвет платка Сони Мармеладовой, в котором она приходит на каторгу. Символичны также в основном контексте романа голубой и коричневый. Первый — цвет бога и небес, цвет глаз Сони и добрых устремлений и помыслов. Второй — символ трагедии и надлома. Так, в багровый и коричневый у Достоевского постоянно окрашена вода — словно замутнена кровью.

Особая заслуга Достоевского перед читателем — создание особого мира. Где рамки реального и нереального, внутреннего и внешнего оказываются разрушенными, границы — нечеткими, а сама картина мира становится зыбкой и размытой. Реальность приобретает особенный оттенок бредовых образов, видимых словно сквозь тонкую мерцающую дымку.

Так, мысли главного героя и события, происходящие в действительности изображаются автором с помощью одних и тех же приемов. Читатель погружается полностью в ставшие явью бред и кошмары Раскольникова.

Особая категория сознания героя в произведении — сны. В них эмоции и переживания сновидца становятся реалистичнее, ярче, четче. Тем самым писателю удается добиться ощущения нарастающей тревоги и ужаса, становящейся еще более очевидной во время высвобождения подсознания персонажа. Глаза как зеркало души человека играют здесь свою роль. У каждого героя описание глаз индивидуализировано. Присуще описание взгляда только главным героям и также важно для понимания основного замысла произведения, как и сны. Так, у Сони глаза голубые, у Раскольникова — потрясающие, прекрасные темные глаза, у Дуни они «сверкающие и гордые». В красоте взгляда кроется возможность воскреснуть для героя, очиститься и стать собой. Огромное значение как психологической характеристики имеют монологи и диалоги. Впервые в русской литературе герой сам рассказывает собеседнику и читателю о своих душевных переживаниях. Речь героев становится чрезвычайно выразительной, а авторские ремарки в процессе разговора позволяют точнее передать характер собеседника. Важен и ритм, и строй разговора, и мысли, которые приходят в голову в течение его. Так двойные мысли выделяются автором скобками, используются также паузы и курсив для передачи интонаций и движений голосов персонажей.

Благодаря подобным приемам Достоевский совершил революцию в рамках русской литературы и стал создателем, по сути, нового жанра психологического философского романа.