Сочинение на тему Почему забавы и роскоши дитя стал чужим для всех? Почему “забав и роскоши дитя” стал чужим для всех

Почему “забав и роскоши дитя” стал чужим для всех?

Роман “Евгений Онегин” в творчестве А.С. Пушкина занимает центральное место, так как это самое крупное его художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин, показанный Пушкиным, с одной стороны, типичным для своего времени, с другой стороны, обладающим сложным характером. Не так легко догадаться как относится к нему автор, потому что тон рассказа о нем почти до самого конца романа иронический.

Роман начинается без всякого вступления – мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы

Ему подушки поправлять.

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет “лицемерить, казаться, являться”, умеет скучать, томиться… В романе подчеркивается отчужденность героя от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером, говорит светским мешаным языком, где переплетаются французский с английским.

Дни Онегина образуют “бесконечный тупик:.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

Приехав в театр, Онегин опаздывает на спектакль и уезжает, не досмотрев до конца.

…Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

……………………………

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул…

Ирония автора в какой-то степени оправдана. Молодым людям в онегинское время было свойственно напускное пренебрежение к нормам общественного поведения, определенная система поведенческих жестов, своего рода театр в театре.

За сценой пребывания Онегина в театре следует эпизод переодевания героя перед балом. Автор не случайно окружает его изощренным перечнем предметов туалета, модной одежды, а до этого в романе упоминается о санках, бобровом воротнике, шляпе и т.д. Это говорит об избытке внешнего комфорта героя. Излишнее внимание к нему ставит преграду на пути реализации жизни духовной. Пушкин не скрывает недостатков Онегина, но и не оправдывает его, и в то же время уже в первой главе мы узнаем, что поэта привлекают его черты:

Условий света свергнуть бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Противоречивость в характере Онегина делает его более жизненным: он не положительный, но и не отрицательный герой. Онегин, воспитанный французскими гувернерами, учившийся всему “шутя”- наследник всех своих родных, поэтому “труд упорный ему был тошен”. Он не умел и не хотел трудиться. Поэт рассказывает о пустой и бессодержательной жизни этого умного и в основе своей благородного юноши: никаких серьезных интересов, никакой работы не было в жизни у Евгения. Воспитание и образ жизни сделали из него настоящего эгоиста, человека, думающего только о себе, не умеющего обращать внимание на боль других, способного с легкостью обидеть, оскорбить даже близкого человека, не замечая этого.

Онегин не лишен лени, не случайно Пушкин подчеркивает родственность его и байроновского героя:

Как Сhild-Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он…

Онегину рано надоело все в жизни: “ему наскучил света шум”, “измены утомить успели”. Все надоело настолько, что элементарная смена внутренних ощущений, связанная с переездом в деревню, оказывается истинной жизненной радостью.

И очень рад, что прежний путь

Переменил на что-нибудь.

В деревне Онегин круто меняет свой образ жизни: вместо городского шума – “уединенные поля”. Онегин избирает роль нелюдима, не хочет поддерживать отношения с окрестными помещиками. Он попытался облегчить “участь бедного селянина”:

Ярем от барщины старинной

Оброком легким заменил…

Его действия осуждают соседи, его считают “опаснейшим чудаком”, сумасбродом. Но и жизнь в деревне не спасает Евгения Онегина от хандры, которая оказалась связана не только со светскими гостинными:

…увидел ясно он,

В деревне скука та же.

Возможно, от духовного одиночества его могла спасти поэзия, но “не попал он в цех задорный”. Его инстинктивно тянет к поэтам – Автору и Ленскому, с которым он знакомится в деревне. Пушкин говорит, что дружба Онегина с Ленским была от безделья:

Так люди (первым каюсь я)

От делать нечего друзья.

Но тут же поэт указывает, что Онегин был умнее многих и “вчуже чувства уважал”.Он старался не охладить пыл Ленского. Мы знаем, что Онегина не долго удовлетворяла пустая, легкомысленная жизнь света, но у него не хватило ни сил, ни желания порвать с этой жизнью. Именно поэтому, жалея Ленского, он тем не менее убил его на дуэли. Он тяжело переживает это, упрекает себя в том, что побоялся сплетен соседей-помещиков, побоялся насмешек Зарецкого, который мог бы распустить слух о его трусости.

Трагичны и отношения Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Увидев первый раз Татьяну, еще не поговорив с ней, он тем не менее почувствовал в ней поэтическую душу. Девушка влюбляется в Онегина, признается ему в любви, но он не отвечает ей взаимностью, он сам себе не верит. Убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое и оставил только низменное, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть, - он испугался. Испугался волнений любви, потрясений, страданий, и даже слишком больших радостей испугался – предпочел холодный покой… Разумеется, себе он не хочет признаться в этом и объясняет свои поступки для самого себя заботой о юной, неопытной Татьяне, он обращается к ней с проповедью. И в какой-то степени, его проповедь благородна. Будь на его месте обычный светский денди, он не преминул бы именно “обмануть …доверчивость души невинной”, развлечься в деревенской глуши с наивной сельской барышней – и, расставшись с ней, едва она ему надоест, обречь ее на мучения и беду. Когда-то, в ранней юности, Онегин, вероятно, верил в возможность высокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру – даже надежду на ее возвращение:

Мечтам и годам нет возврата,

Не обновлю души моей…

Вот она – главная трагедия Онегина: “не обновлю души моей”! Конечно, с его точки зрения, он прав, он поступает благородно: не веря в возможность любви, отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну.

Мы помним, что после дуэли “окровавленная тень” друга являлась Онегину почти каждый день. Онегин не выдержал этого и предпринял путешествие по России. События, связанные с этим путешествием, Пушкин выносит в отдельную главу. Однако, мы, читатели, узнаем, что главный герой, странствуя по России, узнает,как нелегко живется крепостным крестьянам. По его эгоизму наносятся два удара: он не мог себе простить смерть друга и не мог забыть нищеты русского народа. В.Г. Белинский считает, что теперь пушкинский герой был готов пережить и другие страдания, был готов полюбить.

В восьмой главе описывается встреча Евгения с Татьяной на светском балу. Евгений безумно влюбляется в Татьяну, тяжело заболевает от безнадежной любви, запирается у себя в кабинете, пытаясь отвлечься от тяжелых мыслей чтением, но это ему не удается. Среди его мыслей и печалей на первом месте воспоминания о странной бессмысленной дуэли с Ленским. Он уже не может не замечать страдания других людей. Проболев целую зиму, просидев безвыходно у себя дома, Онегин ранней весной, еще не выздоровевший, едет к Татьяне, чтобы хоть раз увидеть ее. “Идет на мертвеца похожий”, - пишет Пушкин, и застает Татьяну дома, одну, в слезах, читающую его письмо. Татьяна сразу понимает в каком тяжелом состоянии он находится:

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор,-

Все внятно ей.

И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, так как Татьяна решительно отказывается соединить свою судьбу с его судьбой:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Татьяна ответила Онегину таким же непониманием, как и он когда-то ей, восприняв его письмо и признание в охватившей его мучительной любви только как “прихоть” повесы. Татьяна не пошла за Онегиным потому, что не могла и не хотела нарушить нравственные принципы, на которые по сути и покусился Онегин. Гений в науке “страсти нежной” оказывается в финале произведения “в тоске безумных сожалений” у ног Татьяны. Концовка романа даже несколько пародийна:

Но шпор внезапных звон раздался

И муж Татьяны показался.

Для героев наступает “злая минута”, в которую и автор, и мы, читатели, расстаемся.

Мне кажется, Пушкин умышленно не дает возможности герою выйти в живую жизнь. Герой лишен в романе не только художественной, но и идейной перспективы. Почему так поступает автор? Почему “забав и роскоши дитя” стал чужим для всех? Автор подводит нас к мысли, как тяжело мыслящему, благородному человеку жить на Руси в то время. Мы видели, как было трудно Онегину жить в деревне – потому трудно, что он умнее, честнее тех людей, которые его окружают. Конечно, мы не можем сравнить Евгения Онегина с выдающимися людьми его эпохи. Он не таков, как эти люди, ему недоступны их знания, их таланты, их умение понимать жизнь и действовать. Но он много выше среднего человека своего круга. И этого-то не прощает ему его круг. В этом и заключается горестно-щемящий итог жизни героя.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать чужими для всех. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие. Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне.

Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников - влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина. В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был чужой для всех....

В чем причина этого. Ответ - сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил науку страсти нежной, но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова лицемерить, казаться, являться. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле.

Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин - человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и вседневные наслаждения. Им овладевает русская хандра, аналог английского сплина, которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, томясь душевной пустотой, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни. Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей - к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество.

Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат - полное одиночество героя.

Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ. История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь от делать нечего друзья. Мы почитаем всех нулями, а единицами себя, - подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь недоволен сам собой. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат - безвременная смерть юного романтика. Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, - пародия.

Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в нежную страсть.

Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления.

Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни. Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома.

Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное.

Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал чужим для всех потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими.

Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Я думал: вольность и покой замена счастью, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу. Трагедия Онегина - это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь. В своей жизни мы встречаем разных людей.

Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас.

В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества. Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения. Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности.

Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние «света» с его бесплодной, пустой суетой.

Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти: Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: «Когда же черт возьмет тебя!» Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин - образованный, светский человек.

Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. «Мод воспитанник примерный», он становится франтом, опасаясь «судей решительных и строгих»; привык С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре. Я Онегина не осуждаю за это.

Вращаясь в высшем свете, ему необходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он «не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался». Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и показывает его недюжинность: Мне нравились его черты. Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой. Татьяна - «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты - прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение.

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.
Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода – в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников – влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.
В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был “чужой для всех… “. В чем причина этого? Ответ – сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил “науку страсти нежной”, но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова “лицемерить”, “казаться”, “являться”. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин – человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и “вседневные наслаждения”. Им овладевает “русская хандра”, аналог английского “сплина”, которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, “томясь душевной пустотой”, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни.
“Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей” – к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат – полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.
История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь “от делать нечего друзья”. “Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”, – подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь “недоволен сам собой”. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат – безвременная смерть юного романтика.
Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, – “пародия”. Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в “нежную страсть”. Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни.
Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал “чужим для всех” потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, – признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.
Трагедия Онегина – это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Почему “забавы и роскоши дитя” стал чужим для всех? (1)

Коллекция сочинений: Почему “забавы и роскоши дитя” стал чужим для всех?

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода – в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; исследования художников – влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был “чужой для всех…”. В чем причина этого? Ответ – сам роман. С первых его страниц анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил “науку страсти нежной”, но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова “лицемерить”, “казаться”, “являться”. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин – человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и “вседневные наслаждения”. Им овладевает “русская хандра”, аналог английского “сплина”, которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, “томясь душевной пустотой”, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни.

“Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей” – к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат – полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь “от делать нечего друзья”. “Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”, – подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь “недоволен сам собой”. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат – безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, – “пародия”. Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в “нежную страсть”. Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а , к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал “чужим для всех” потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, – признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Трагедия Онегина – это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.