Экспрессионизм. Отчужденный человек во враждебном мире. Мир враждебен, враждебный и темный мир

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали дела, которые делаются под солнцем, ибо всё – суета и томление духа.
Экклезиаст

Картина Эдварда Мунка "Крик" - символ экспрессионизма

В 1905 году в Германии возникло движение против академизма в живописи, во главе которого находилось несколько студентов-архитекторов (Э. Хеккель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф), объединившихся в дрезденскую группу «Мост» и изображавших самые отвратительные места большого города, порочного и умирающего (см. стихотворения Г. Гейма «Демоны города», «Молох большого города», «Проклятья большим городам»). Их эксперименты в живописи положили начало новому художественному направлению – экспрессионизму – искусству выражения (от лат. expressio – «выражаю»).

Поэты, драматурги и художники, близкие экспрессионизму, были бунтарями и в искусстве, и в жизни. Они искали новые скандальные формы самовыражения, мир в их произведениях представал в гротескном обличье, а буржуазная действительность – в виде карикатур.
Поэт и теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид утверждал: «Мир существует. Повторять его нет смысла». Тем самым он и его последователи бросили вызов натурализму и реализму. Единственной реальностью экспрессионисты провозгласили субъективный духовный мир человека, находящегося в состоянии аффекта, а целью искусства – выражение этого мира . Задача художника заключается в том, чтобы не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное отношение, чтобы изображать не саму действительность, а её внутреннюю суть.

Художники, музыканты и поэты, объединившиеся вокруг русского живописца Василия Кандинского, издавали в Мюнхене альманах «Синий всадник». Они решили освободиться от предметной и сюжетной зависимости и обращались к духовному миру человека посредством цвета и звука.

В 20 веке мир предстал человеку в беспокойном хаотичном движении непонятных и враждебных сил. Герой экспрессионистов – отчужденный, растерянный человек, захлёстываемый эмоциональными порывами, живущий во враждебном ему мире. Художественный символ экспрессионизма – картина Эдварда Мунка «Крик» : на фоне урбанистического пейзажа изображен человек с открытым в экстазе ужаса ртом. Единственная связь человека с миром – ужас по поводу дисгармонии этого мира . Человеку в отчуждённом мире остаётся только кричать без всякой надежды на помощь. Таким образом, ведущей в эстетике экспрессионизма, искусство которого – это протест против чувства обреченности, становится категория разорванности.

Другой теоретик экспрессионизма, Ф. Марк, выдвинул тезис, что суметь вновь стать чистым перед лицом сегодняшнего смятения умов возможно только с помощью полной изоляции собственной жизни и собственного дела.

Безысходность – одна из концепций данного художественного направления, поэтому в произведениях экспрессионистов читатель не найдёт ответа на вопрос о смысле жизни. «Я хочу быть человеком, но это невозможно во враждебном личности мире», – такова этическая установка экспрессионизма.

Крупнейший представитель экспрессионизма Франц Кафка (1883-1924) одним из первых ощутил незащищенность человека от общественных институтов: человек может внезапно попасть под следствие, им могут заинтересоваться люди, за спиной которых стоят тёмные и непонятные силы (роман «Процесс» ); человек может тщетно до самой смерти добиваться права на проживание в этом мире (роман «Замок» ). В новелле «Охотник Гракх» главный герой «висит» между бытием и небытием: он умер полторы тысячи лет назад, но он ни жив ни мёртв, и всё плавает в своей старой лодке. Когда его просят рассказать, что с ним произошло, Гракх отвечает, что не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей.
Рассказ (по другим источникам - повесть) Кафки "Превращение" ("Die Verwandlung") была написана в 1912 году. Внутренняя сущность "маленького человека", коммивояжера, единственного финансиста своей большой семьи Грегора Замзы в одно не самое прекрасное утро получила телесное воплощение: он превратился в отвратительное насекомое. Муки человека, ставшего насекомым, но сохранившего здравый рассудок, показаны в этом произведении. Показательно, что Грегора больше всего беспокоит не само превращение, а невозможность быть опорой для семьи, неспособность работать. Он оказывается один перед лицом безжалостной и бессмысленной судьбы.

существует такой странный парадокс - мы не можем без мира. С самого начала - если ребенка не обнимает и не гладит мама или папа, если они не разговаривают с ним, не улыбаются ему, или если у ребенка их вообще нет - он не может стать человеком. Не осваивает речь или делает это с большим трудом.
Если у него нет социальной группы - он не может сформировать идентичность и индивидуальность.
Если у него нет близких людей - у него нет близости, доверия и принятия.

И при этом же мир содержит в себе много опасностей. Те же родители наносят ребенку множество ран - и психологических, и телесных, а некоторые - и сексуальных (как в психологическом, так и в физическом смысле).
И это не говоря уже о детском саде, школе, работе.

И этот парадокс длится всю нашу жизнь - с одной стороны, если мы ничего не даем в мир, не коммуницируем с ним, не заботимся о нем - нам странно чего-то от него ждать. С другой стороны, если у нас картина мира такая, что мир враждебен, недружественен, просто так ничего не даст, а то и даст по голове - то, что мы в него кладем, начинает тоже деформироваться, и тем меньше мы получаем ответ. А нам-то кажется, что мы кладем много, потому что мы преодолеваем огромное внутреннее сопротивление: картинка искажается.
И все больше агрессии, обиды, ощущения несправедливости: меня используют, я все, а мне ничего, у меня не получается получить то, что я хочу, все люди - сволочи, никто во мне не заинтересован или же - я одинок, меня никто не понимает, я всегда в стороне.
Некоторые из моих клиентов углубляются в расчеты - я в компании три месяца, и мне положено то-то и то-то, а вот Маша - месяц, и ей положено то-то и то-то. Или "я подарил девушке розу, гладиолус и машину, теперь я могу рассчитывать на..."

И так трудно с этим справиться - я это знаю по себе. Потому что все равно хочется близости - даже психопатам - потому что все равно хочется любви, невозможно постоянно жить в стороне - ведь без группы и близости жизнь начинает исчезать, потому что внезапно девочка Маша, которая в компании три дня, оказывается более принятой и близкой, чем я.
Потому что люди делают совершенно иные выводы и воспринимают мою израненность как отстраненность или агрессию.

И я не всегда знаю, как с этим справиться у вот этого конкретного клиента - конечно, мы исследуем прошлое, настоящее, пробуем научиться больше доверять или иначе себя вести. Но чем жестче его концепция враждебного мира, чем раньше она сформировалась - тем сложнее ее подвинуть.

Мне в свое время помогли две вещи: "мир не враждебен, ему просто наплевать, поэтому имеет смысл жить так, как хочется и искать тех, с кем я могу быть собой - и кого я смогу принять" и "не пытайтесь объяснить злым умыслом то, что можно объяснить человеческой глупостью".
Я не боюсь что-то отдавать миру, потому что я знаю, что я могу позаботиться о себе, не дать слишком много и заранее договориться "а что мне за это будет".
И я получила от мира очень много разного - и плохого, и очень плохого, и хорошего, и очень хорошего. И много всякой непонятной фигни, которую непросто было рассортировать. Потому что он очень разный.

"...И еще раньше у меня получалось лечить людей (снимать головную, зубную боль, лечить простуду) а сейчас все куда-то пропало. А жаль, вообще это очень приятно помогать людям. А из-за чего я не знаю. Может это повышает собственную самооценку.

Хотя скорее просто приятно и все, из-за чего не знаю. И вообще больше всего на свете я хочу чтобы у меня появился вкус к жизни. Чтобы мне интересно было жить. В общем не знаю даже как объяснить. Пока у меня этого нет. Живу как амёба. Даже противно...

Это величайшее достоинство человека. Без него все остальное не имеет особой ценности. Именно поэтому вы стремитесь к нему всю свою жизнь. Обычно вы оцениваете свои успехи в каждый момент времени по тому, насколько глубок мир в вашей душе.

Мир в душе - это ваш внутренний гироскоп. Только живя в гармонии с собственными высшими ценностями и внутренними убеждениями, находясь в совершенном балансе с жизнью, вы достигаете мира в душе. Если по какой-то причине вы заключаете компромисс с собственными...

Как правило, невежды думают будто буддисты верят в перевоплощения, даже в метемпсихоз (переселение душ). Но они заблуждаются. На самом буддизм учит только, что энергия, полученная в результате духе и физической деятельности какого-либо существа, порождает после его смерти новые явления духовного и физического порядка.

На эту тему существует множество хитроумных теорий, и, по-видимому, мистики Тибета трактуют вопрос о смерти глубже, чем большинство других буддистов.

Философское...

На протяжении первого года своей жизни ребенок живет в реальности бессознательного и большую часть своих впечатлений получает от матери. Он безошибочно реагирует на ее сознательные и бессознательные импульсы и мало-помалу узнает очень многое уже тогда. Влияние матери гораздо более существенно, чем думают многие, и то, как она ведет себя по отношению к ребенку (зачастую на бессознательном уровне), показывает ребенку, каково его место. Видимо, в мире новорожденного важную роль играет и ряд других...

Наконец-то наступил долгожданный 21 век, к которому все мы так долго готовились. Помните, как в детстве нам постоянно твердили, что мы дети нового века, что именно нам предстоит жить и строить коммунизм 21 века? И что сейчас?

Оказывается, что давно уже не надо строить никакого коммунизма, все мы выросли и перестали быть детьми, с улыбкой мы смотрим старые «советские» фильмы и удивляемся, если вдруг на ВДНХ видим памятник вождю мирового пролетариата дедушке Ленину. Мы просто живем в новом веке...

Принято считать, что обоняние в жизни современного человека играет намного меньшую роль, чем, например, зрение или слух. Мол, этим мы отличаемся от животных, для которых запах является основным регулятором как полового поведения, так и поведения вообще.

Но все мы - дети природы. Поэтому тот факт, что мир запахов с точки зрения управления нашим поведением часто недооценивается, можно считать странным. Например, давно установлено, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем...

"Нет насилия в духовном", - говорят каббалисты. Зато в нашем материальном мире насилия предостаточно. Разве есть хоть один уголок, где ты могла бы быть уверена, что тебя не обидят, не унизят, не заставят делать то, чего ты не хочешь?

Нет такого места на земле! Нет места, где ты могла бы чувствовать себя в безопасности. Почему так, ведь эти же самые каббалисты уверяют нас в том, что нет ничего на свете, чему не было причины бы в духовном мире?

"Да, я бы хотела жить в таком мире...

Я давно заметил одну странность, человек не хочет решать проблему он ищет, кого бы в ней обвинить. И виновные находятся, социальные люди находят виновников в правительстве, в работодателях, в бандитах, в мафии, в США и т. д. Люди духовные отличаются.

Но лишь окраской: христиане винят дьявола и бесов, а многочисленные эзотерики кого только не винят: астральные сущности, энергетические вампиры, эгрегоры, порчи, сглазы, карма, деструктивное влияние аур окружающих людей и прочее, и прочее и...


Субъективно переживание начала родов несет в себе сильную тревогу и ощущение нависшей угрозы. Кажется, что вся наша Вселенная находится в опасности, но источник этой угрозы остается тайной, ускользающей от наших попыток постичь ее. Поскольку первоначальные изменения по своей природе являются химическими, они могут ощущаться как болезнь или интоксикация. В крайних случаях человек может ощущать паранойю или чувствовать себя во враждебном окружении. В попытках найти объяснение, он может приписать ощущения угрозы ядам, электромагнитному излучению, злым силам, тайным организациям, или даже влияниям внеземных цивилизаций. Спонтанные появления воспоминаний, включающих в себя внутриутробные беспокойства или начало выхода из матки, являются, как оказывается, важными причинами параноидальных состояний.
По мере развития и углубления переживаний угрозы у человека может возникнуть видение гигантского водоворота, ощущение нахождения в нем и безжалостного затягивания в самый его центр. Также может показаться, что земля разверзлась и поглощает невольного путешественника в темные лабиринты жуткого подземного мира. Еще одна разновидность тех же самых переживаний - это ощущение того, что тебя пожирает архетипическое чудовище, ловит ужасающий спрут или огромный тарантул. Это переживание может достигать фантастических масштабов, словно туда затягивает не только тебя одного, но весь мир. Вся атмосфера в целом напоминает апокалипсис, разрушающий спокойный внутриутробный мир и сменяющий океаническую и космическую свободу эмбриона агонией при попадании в ловушку и ощущением поглощения неизвестными внешними силами.
Человек, переживающий полное развитие БПМ-И, ощущает себя помещенным в клетку вызывающего клаустрофобию мира кошмаров. Визуальное поле становится темным и зловещим, и общая атмосфера напоминает невыносимые душевные и физические муки. В то же самое время полностью теряется связь с линейным временем, и все происходящее кажется вечным и словно не имеющим конца. Под влиянием БПМ-И человек выборочно настраивается на самые худшие и безнадежные аспекты существования; он начинает осознавать населяющее его психику мрачные, чудовищные и злые аспекты Вселенной. Вся наша планета кажется апокалиптическим местом, наполненным ужасом, страданиями, войнами, эпидемиями, катастрофами и стихийными бедствиями. В то же самое время в человеческой жизни невозможно найти никаких положительных аспектов, таких, например, как любовь и дружба, достижения в области науки и искусства или красота природы. В этом состоянии человек видит красивых детей, играющих друг с другом, и думает о том, как они состарятся и умрут, а увидев восхитительную розу, представляет себе, как через несколько дней она завянет.
БПМ-И в самом мистическом смысле соединяет людей со страданиями мира и помогает им отождествиться со все-
ми принесенными в жертву, попранными и угнетенными. В глубоких необычных состояниях, управляемых этой матрицей, мы действительно можем переживать себя тысячами молодых людей, погибших во всех войнах человеческой истории. Мы можем отождествиться со всеми заключенными, страдающими и умирающими в тюрьмах, камерах пыток, концентрационных лагерях или психиатрических больницах мира. Среди тем, чаще всего связанных с этой матрицей встречаются сцены голода, а также дискомфорта и опасности, исходящих от мороза, льда и снега. Это, как кажется, связано с тем фактом, что при сокращениях матки прерывается снабжение ребенка кровью - той кровью, которая для него означает питание и тепло. Еще один типичный аспект БПМ-lf - это атмосфера Нечеловеческого, гротескного и причудливого мира автоматов, роботов и механических устройств. Образы человеческих безобразий, уродств и бессмысленного карточного мира притонов также принадлежат характерному символизму этой матрицы.
БЛМ-1! сопровождается самыми разными физическими проявлениями. Сюда относятся напряжение всего тела и поза, выражающая ощущение того, что тебя надули и/или ввергли в бессмысленную борьбу. Человек может ощущать чрезвычайное давление на голову и тело, тяжесть в груди и разнообразные комбинации физических болей. Голова при этом наклонена вперед, челюсти сомкнуты, подбородок прижат к груди, руки чаще всего сложены на груди, а пальцы крепко сжаты в кулаки. Колени часто бывают согнуты, а ноги прижаты к животу, что завершает картину позы эмбриона. В кожных капиллярах могут появиться кровоподтеки, образующие на различных участках красные пятна.

Экспрессионизм (термин expressionism введен французским художественным критиком Луи Воселем после серии картин Ж.А. Эрве "Экспрессионизм" 1901; по другой версии, название дано не художниками, а критикой по доминантному признаку - повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности) трудноуловим для обобщающей характеристики из-за многообразия его групп, оттенков, ответвлений. Термин "экспрессионизм" впервые употребил Курт Хиллер1 в 1911 г. по отношению к литературе. Он говорил о новом искусстве: "...экспрессионизм как способ переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение".

Австрийский писатель Герман Бар в книге об экспрессионизме (1914) причисляет к этому художественному направлению А. Матисса, Ж. Брака, П. Пикассо, футуристов, фовистов, членов немецких объединений "Мост" и "Синий всадник", венцев Оскара Кокошку и Эгона Шиле. Этот список не точный (футуристы и фовисты здесь ни при чем; это самостоятельные художественные направления).

Главный редактор журнала "Штурм" Герхарт Вальден считает, что экспрессионизм - это искусство, придающее форму глубинному внутреннему опыту. Оттенки стиля не так важны, главное - отказ художника от подражания природе. Немецкий поэт-экспрессионист Готфрид Бенн отмечает, что экспрессионизм - это "восстание, в котором есть прорыв, экстаз, ярость, жажда нового человечества; это язык, который, взрываясь, взрывает весь мир". Экспрессионистское произведение разрушает реальность ради построения новой, более гуманной реальности и подразумевает эстетическое, этическое преобразование общества.

Экспрессионизм - это направление, и следует найти его концептуальный инвариант.

Художественная концепция

Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Искусство экспрессионизма отражает смятенную хаосом мира индивидуальность. Эта особенность экспрессионизма проявилась в живописи и графике Э. Кирхнера ("Американские танцовщики"), О. Кокошки ("Этюд пером", "Портрет Вальдена").

Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Экспрессионизм - выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира. Концепция личности экспрессионизма: человек - существо эмоциональное, "природное", чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором вынужден жить.

Основные черты экспрессионистской концепции человека явственно видны в новелле "Охотник Гракх". Гракх изображен "повисшим" между бытием и небытием: он ни жив, ни мертв, он не находится ни в посюстороннем, ни в потустороннем мире. Полторы тысячи лет после своей смерти Гракх в старой лодке "носится без руля по воле ветра, который дует в низших областях смерти" (Кафка. 1965. С. 534).

Однажды в порту охотника посещает гость и просит рассказать коротко, но связно, что с ним произошло. На это Гракх отвечает, что он не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей, хотя они упорно кричат о связанности всего и вся. Шекспировский Гамлет трагически ощущал порвавшуюся связь времен. Герой Кафки восстает против всякой связи, даже против связности в изложении мысли: мир принципиально хаотичен, время и пространство разорваны.

Одинокий Гракх настолько отрешен от мира, что отпадают противоречия между Я и действительностью, между жизнью и смертью.

Немецкий искусствовед С. Эйнштейн перечислял особенности художественной концепции экспрессионизма: отказ от всего индивидуального, личностного; стремление к унифицированным, "стандартизованным" социальным структурам (Einstein. 1926. S. 116).