Карел чапек - биография, информация, личная жизнь. Карел Чапек. Биография

Ка́рел Ча́пек (чеш. Karel Čapek; 9 января 1890 года, Мале-Сватонёвице, - 25 декабря 1938 года, Прага) - чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos , 1922), «Мать» (Matka , 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti , 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno , 1922), «Кракатит» (Krakatit , 1922), «Гордубал» (Hordubal , 1933), «Метеор» (Povětroň , 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život , 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky , 1936), «Первая спасательная» (První parta , 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna , 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье врача Антонина Чапека (1855-1929); он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках. Его мать Божена Чапкова (1866-1924) собирала словацкий фольклор. Старший брат Чапек, Йозеф (1887-1945) - художник и писатель. Старшая сестра Чапкова, Гелена (1886-1961) - литератор, мемуаристка.

В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele . В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914 ). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень доктора философии в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству» Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny Народная газета»). В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech ). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Конверт из серии «Деятели мировой культуры» с портретом писателя. Почта России, 2015 г., (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 267)

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. После смерти за писателем приходило Гестапо. Его архив был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны.

Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Брат Карла Чапека Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) является изобретателем слова «робот». Карел же ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - práce , а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике.

Музыка

  • В кинофильме Loupežník (1931, реж. Йозеф Кодичек звучат песни композитора Отакара Еремиаша на стихи Карела Чапека.
  • По пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» чешский композитор Леош Яначек сочинил одноимённую оперу, премьера которой состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре в городе Брно.
  • Композитор Георгий Гаранян сочинил музыку к фильму-мюзиклу «Рецепт её молодости» (реж. Евгений Гинзбург, сценарий Александр Адабашьян) по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»; премьера ленты состоялась 10 октября 1983 года.
  • Композитор Владимир Баскин сочинил музыку к мюзиклу «Секрет её молодости» (либретто и стихи Константина Рубинского), по мотивам одноимённой пьесы, поставленному под руководством режиссёра Сусанны Цирюк на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского; премьера состоялась 6 апреля 2015 года.

В местечке Малые Сватоневице, Чехия.

В 1907 году поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 году получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему "Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству".

Ко времени учебы относятся и его первые литературные опыты — сначала в поэзии, затем в прозе. В 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником-авангардистом) издал первую книгу рассказов — "Сад Крконоша".

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского, затем работал журналистом в газетах Narodni listy и Lidove noviny.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера "Зона" — своеобразного манифеста нового поколения поэтов.

В 1920 году он закончил свою первую пьесу "Грабитель" и предложил ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет. В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы "R. U. R.", персонажами которой Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов. Придуманное им слово "робот" вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека.

В 1921 году Чапек отправился в путешествие по Англии, во время которого познакомился с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершил пьесы "Из жизни насекомых" (1921) и "Средство Макропулоса" (1922). Они были переведены на иностранные языки, к писателю пришла европейская известность.

В 1922-1923 годах Чапек совершил большое путешествие по Европе, посетил Францию и Италию. Вернувшись в Прагу, он выпустил сборники очерков "Итальянские письма" (1923) и "Английские письма" (1924).

В 1924 году вышел роман "Фабрика абсолюта", в котором писатель в форме утопии рассказал о жизни военизированного общества.

Во втором своем романе — "Кракатит" (1925) — Чапек размышлял о последствиях чрезмерной милитаризации.

В начале тридцатых годов Чапек выпустил трилогию , состоявшую из романов "Гордубал" (1933), "Метеор" (1934) и "Обычная жизнь" (1935).

Писатель продолжал путешествовать по Европе, из каждой поездки привозя материал для новых очерков. В жанре шутливых путевых дневников были выпущены "Открытки из Голландии" (1932), "Путешествие на Север" (1936).

После выхода романа "Война с саламандрами" (1935) Карел Чапек стал самым читаемым в мире чешским писателем . Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты. Вслед за "Войной с саламандрами" писатель создал несколько пьес антивоенной тематики — "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938).

Кроме пьес и романов, Чапеку принадлежат циклы иронических детективов "Рассказы из одного кармана" и "Рассказы из другого кармана" (оба — 1929), сборник юмористически переосмысленных библейских и литературных сюжетов "Апокрифы" (1932), циклы комических миниатюр "Год садовода" (1929), "Дашенька" (1932), "Как это делается" (1938).

Чапек стал биографом первого президента Чехословакии Томаша Масарика, который был его личным другом и многолетним собеседником (книги "Разговоры с ТГМ" и "Молчание с ТГМ").

Писатель был убежденным антифашистом. В 1935 году он принял участие в Международном антифашистском конгрессе писателей в Париже.

Чапек был основателем и первым председателем чехословацкого Пен-клуба (1925-1933), членом комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931 года). В 1935 году он выдвигался на должность президента Международного Пен-клуба Гербертом Уэллсом, его тогдашним президентом, но отказался от поста по причине болезни.

Умер Карел Чапек 25 декабря 1938 года в Праге. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова "робот" - но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма. Но и автор детективно-философских рассказов и серии "Апокрифов", полных метких наблюдений на человеческой природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию "Титаника". Но и переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века. Но и философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Это один и тот же человек - Карел Чапек.

Чапек родился 9 января 1890 года в Малых Сватоновицах в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литертатурные опыты - сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником - авангардистом идал первую книгу рассказов - "Сад Краконоша".

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского (том самом, где сейчас находится кофейня "Славия"). Затем Чапек работал журналистом - в газетах "Narodni listy" и "Lidove noviny", продолжиыв тем самым традицию - ведь многие чешские писатели, в том числе и сам Ян Неруда, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой. Впрочем, эта деятельность не только отнимала у писателей время, но и давала им новые сюжеты, как говорится, из самой гущи жизни. А в случае с Чапеком газетная полоса нередко становилась и трибуной для высказывания тех или иных политических взглядов.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера "Зона" - своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы "R.U.R." - о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово "робот".

Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других - "Из жизни насекомых", "Адам - творец", "Средство Макропулоса", наконец, в конце 30-х годов - произведения, исполненные явного антифашистского пафоса - "Белая болезнь" и "Мать".

Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и "Апокрифы", и 2 книги детективных рассказов - "Из одного" и "Из другого кармана". Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов "Разговоров с Т.Г.М." - в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.

Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы - "Фабрика абсолюта" (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, "Кракатит" (1924), "Гордубал" (1933), "Поветронь", "Обычная жизнь" (1934), а также знаменитая "Война с саламандрами" (1938), которая удивит любого - кого необычностью формы (чем не постмодернистское произведение?), кого - актуальностью содержания (в каждой эпохе есть свои саламандры…)

Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество. По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека - скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале. После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.

О Чапеке написано много, свою лепту в это внесли наши выдающиеся литературоведы - С.В.Никольский, О.М.Малевич, Е.Н.Ковтун. Однако о Чапеке пишут до сих пор - и будут продолжать писать. Этот большой писатель и человек всегда будет близок нам.

Карел Чапек родился 9 января 1890 г. в Мале-Сватоновице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье заводского врача Антонина Чапека. Учился в гимназии в г. Градец-Кралове, затем в Праге, в 1915 году получил учёную степень доктора философии в Карловом университете, также занимался философией в университетах в Берлине и Париже. По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Narodni listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidove noviny («Народная газета»). В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech). Писательница и актриса этого же театра, Олга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. Его архив был спрятан вдовой, Олгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны. Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с ТГМ» и «Молчание с ТГМ») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» человекоподобные механизмы и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать эти механизмы словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - prace, а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

Драматург, фантаст, переводчик

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921- был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech ). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова , с была его знакомой и близким другом (заключили брак в ).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года , основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в -), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с ); в выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом , его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике.

Библиография

Сольные издания на русском языке

  1. ВУР. Верстандовы универсальные работари. Л.: Государственное издательство, 1924 г. Серия: Новости иностранной литературы
  2. RUR. Прага: Пламя, 1924
  3. Кракатит. М.-Л.: Госиздат, 1926.
  4. Старая веселая Англия. М.-Л.: ГИЗ, 1927
  5. Рассказы. М.: Жургаз, 1936. Библиотека "Огонёк"
  6. Гордубал. М: Гослитиздат, 1937 г.
  7. Война с саламандрами. М.: Жургаз, 1938
  8. Война с саламандрами (отрывки). М.: Правда, 1939. Библиотека "Огонёк".
  9. Мать. М.: Гослитиздат, 1939.
  10. Дело о попугае. М: Крокодил, 1945 г. Серия: Библиотека "Крокодила".
  11. Избранные произведения. М: Гослитиздат, 1947 г.
  12. Избранное. М.: Гослитиздат, 1950 г.
  13. Как это делается. М.: Гослитиздат, 1952.
  14. Рассказы. Очерки. Пьесы. М.: Государственное издательство художественной литературы СССР, 1954 г.
  15. Как это делается. Киев: Державне видавництво художньоi лiтератури, 1955 г.
  16. Сказки и веселые истории. М.: Детгиз, 1957 г.
  17. Сочинения в пяти томах. Том 1. Рассказы и очерки. М.: Художественная литература, 1958 г.
  18. Сочинения в пяти томах. Том 2. Очерки. Путевые заметки. М.:Художественная литература, 1958 г.
  19. Сочинения в пяти томах. Том 3. Пьесы. М.: Художественная литература, 1958 г.
  20. Сочинения в пяти томах. Том 4. Кракатит. Гордубал. Метеор. М.: Художественная литература, 1959 г.
  21. Сочинения в пяти томах. Том 5. Война с саламандрами. Первая спасательная. М.: Художественная литература, 1959 г.
  22. Пьесы. М.: Искусство, 1959 г. Серия: Библиотека драматурга
  23. Как это делается. Петрозаводск: Государственное издательство Карельской АССР, 1960 г.
  24. Война с саламандрами. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г. Серия: Зарубежный роман XX века
  25. Год садовода. М.: Гослитиздат, 1961 г.
  26. Сказки и веселые истории. М.: Детгиз, 1963 г.
  27. R. U. R. Средство Макропулоса. Война с саламандрами. Фантастические рассказы. М.: Мир, 1966 г.
  28. Фабрика Абсолюта. Белая болезнь. М.: Молодая гвардия, 1967 г. Серия: Библиотека современной фантастики. Том 11.
  29. Как это делается. Год садовода. М.: Художественная литература, 1967 г. Серия: Народная библиотека
  30. Украденный кактус М.: Неделя, 1969 г. 28 июля - 3 августа N31 (491) с. 16
  31. Об искусстве. Л.: Искусство, 1969 г.
  32. Сказки и веселые истории. М.: Детская литература, 1969 г.
  33. Обыкновенная жизнь. Жизнь и творчество композитора Фолтына. М.: Художественная литература, 1970 г.
  34. Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана. Прага: Лидове Накладательстви, 1974 г.
  35. Избранное. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1974 г.
  36. Собрание сочинений в семи томах. Том 1. М.: Художественная литература, 1974 г.
  37. Собрание сочинений в семи томах. Том 2 . М.: Художественная литература, 1975 г.
  38. Собрание сочинений в семи томах. Том 3 . М.: Художественная литература, 1975 г.
  39. Собрание сочинений в семи томах. Том 4 . М.: Художественная литература, 1976 г.
  40. Собрание сочинений в семи томах. Том 5 . М.: Художественная литература, 1976 г.
  41. Война с саламандрами. Мать. Рассказы. Юморески. М.: Художественная литература, 1976 г. Серия: Библиотека всемирной литературы
  42. Собрание сочинений в семи томах. Том 6 . М.: Художественная литература, 1977 г.
  43. Собрание сочинений в семи томах. Том 7 . М.: Художественная литература, 1977 г.
  44. Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана. Прага: Лидове накладателстви, 1977.
  45. Война с саламандрами. Рассказы. М.: Художественная литература, 1980 г. Серия: Классики и современники
  46. Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана. Прага: Лидове накладателстви, 1981.
  47. Война с саламандрами. М.: Правда, 1981 г.
  48. Рассказы. М.: Правда, 1982 г.
  49. Избранное. Рассказы. Очерки. Афоризмы. Мн.: Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1982 г.
  50. Война с саламандрами. М.: Правда, 1983 г.
  51. Рассказы. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984 г.
  52. Война с саламандрами. Кракатит. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1984 г.
  53. Война с саламандрами. М.: Книга, 1985 г.
  54. Рассказы. М.: Художественная литература, 1985 г. Серия: Классики и современники
  55. Сказки и веселые истории. М.: Детская литература, 1985.
  56. Гордубал. М.: Правда, 1986 г. Серия: Библиотека зарубежной классики
  57. Война с саламандрами. Рассказы. Мн.: Народная асвета, 1986 г.
  58. Сатирический детектив. Сказки. М.: Правда, 1987 г. Серия: Мир приключений
  59. Война с саламандрами. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1987 г.
  60. Кракатит. Алма-Ата: Наука КазССР, 1987
  61. Путешествия. М.: Художественная литература, 1988 г.
  62. Рассказы. Очерки. Юморески. М.: Правда, 1988 г.
  63. Война с саламандрами. Кишинев: Лит. артистикэ, 1988
  64. Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана. Прага: Лидове Накладательстви, 1989 г.
  65. Похождения брачного афериста. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1992 г. ISBN 5-85510-147-9
  66. Маленькие рассказы. Новосибирск: Новосибирская областная научная библиотека, 1998 г.
  67. Рассказы из одного кармана. Новосибирск: Новосибирская областная научная библиотека, 1998 г.
  68. Рассказы из другого кармана. Новосибирск: Новосибирская областная научная библиотека, 1998 г.
  69. Пьесы. М.: Гудьял-Пресс, 1999 г. Серия: Театр. ISBN 5-8026-0028-4
  70. Война с саламандрами. Рассказы, апокрифы. Сказки и побасенки. М.: Гудьял-Пресс, 1999 г. Серия: Гранд Либрис. ISBN 5-8026-0025-X
  71. Беседы с Т. Г. Масариком. М.: МИК, 2000 г. ISBN 5-7745-0898-6
  72. Похищенный кактус. М.: Олма-Пресс, 2001 г. Серия: Имена. Классика. ISBN 5-224-01622-3
  73. 208 избранных страниц. М.: Вагриус, 2001 г. Серия: Золотая серия юмора. ISBN 5-264-00385-8
  74. Война с саламандрами. М.: Эксмо-Пресс, 2001 г. Серия: Зарубежная классика. XX век. ISBN 5-04-008698-9
  75. Избранное. М.: Терра-Книжный клуб, 2003 г. Серия: Сокровища мировой литературы. ISBN 5-275-00876-7
  76. Война с саламандрами. М.: АСТ, 2003 г. Серия: Библиотека приключений. ISBN 5-17-014405-9
  77. Рассказы северных ветров, или По пабам и паркам. М.: Флюид / FreeFly, 2004 г. Серия: Очарованные странники. ISBN 5-98358-028-0
  78. Собрание сочинений в 3 томах. Том 1. Фабрика Абсолюта. Война с саламандрами. М.: Терра - Книжный клуб, 2004 г. ISBN 5-275-01020-6 , ISBN 5-275-01021-4
  79. Собрание сочинений в 3 томах. Том 2. Пьесы. М.: Терра - Книжный клуб, 2004 г. ISBN 5-275-01022-2 , ISBN 5-275-01021-4
  80. Собрание сочинений в 3 томах. Том 3. Очерки, мемуары и публицистика. М.: Терра - Книжный клуб, 2004 г. ISBN 5-275-01023-0 , ISBN 5-275-01021-4
  81. Письма из будущего. М.: Глобус, 2005 г. ISBN 5-98255-003-5
  82. О падении нравов. М.: Эксмо, 2007 г. Серия: Зарубежная классика. ISBN 978-5-699-20659-9
  83. Собачья сказка. М.: АСТ, Астрель, АСТ Москва, 2008 г. Серия: Любимое чтение. ISBN 978-5-17-054871-2 , ISBN 978-5-271-20615-3 , ISBN 978-5-9713-9340-5
  84. Собачья сказка. М.: АСТ, АСТ Москва, 2008 г. Серия: Внеклассное чтение. ISBN 978-5-17-054834-7 , ISBN 978-5-271-20614-6 , ISBN 978-5-9713-9339-9
  85. Война с саламандрами. М.: Эксмо, 2008 г. Серия: Зарубежная классика. ISBN 978-5-699-32199-5
  86. Сказки. М.: ОГИ, 2009 г. Серия: Дети ОГИ. Книжки на вырост. ISBN 978-5-94282-553-9
  87. Романы. Рассказы. М.: Эксмо, 2009 г. Серия: Библиотека Всемирной Литературы. ISBN 978-5-699-32925-0

Аудиокниги

  1. Война с саламандрами. М.: Abooks, 2004 г.
  2. Как это делается. Газета. Фильм. Пьеса. М.: Студия АРДИС, 2005 г. Серия: Антология юмора и сатиры
  3. Война с саламандрами. М.: 1С-Паблишинг, 2005 г.
  4. Как ставится пьеса. Дашенька, или История щенячьей жизни. М.: 1С-Паблишинг, Мелодия, 2006 г.
  5. Рассказы из карманов. М.: Союз, 2008 г. Серия: Союз классика
  6. Полицейские байки. М.: Гостелерадиофонд, Бизнессофт, ИДДК, 2008 г. Серия: Audiobook. ISBN DISC-457
  7. Большая докторская и другие сказки. М.: Гостелерадиофонд, Бизнессофт, ИДДК, 2008 г. Серия: Audiobook. ISBN DISC-2447
  8. Философская трилогия. Книга 1. Гордубал. М.: Клуб любителей аудиокниг, 2010 г. Серия: Клуб любителей аудиокниг. ISBN 978-5-91929-013-1
  9. Сказки Карела Чапека. М.: Студия АРДИС, 2010 г. Серия: Детская аудиокнига
  10. Про Пёсика и Кошечку. М.: ИДДК, 2010 г. Серия: Audiobook
  11. Год садовода. М.: Клуб любителей аудиокниг, ДВД Классика, 2010 г. Серия: Клуб любителей аудиокниг. ISBN 978-5-91929-009-4
  12. Философская трилогия. Книга 2. Метеор. М.: Клуб любителей аудиокниг, 2011 г. Серия: Клуб любителей аудиокниг. ISBN 978-5-91929-014-8
  13. Философская трилогия. Книга 3. Обыкновенная жизнь. М.: Клуб любителей аудиокниг, 2011 г. Серия: Клуб любителей аудиокниг. ISBN 978-5-91929-015-5

Проза (романы, сборники эссе, фельетонов и рассказов - прижизненные издания)

  1. Zářivé hlubiny (1916)
  2. Boží muka (1917)
  3. Krakonošova zahrada (1918)
  4. Kritika slov (1920)
  5. Trapné povídky (1921)
  6. Továrna na absolutno (1922) / Фабрика Абсолюта
  7. Krakatit (1922) / Кракатит
  8. O nejbližších věcech (1925)
  9. Skandální aféra Josefa Holouška (1927)
  10. Povídky z jedné kapsy, Povídky z druhé kapsy (1929) / Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана
  11. Zahradníkův rok (1929) / Год садовода
  12. Marsyas čili na okraj literatury (1931)
  13. Kniha apokryfů (1932)
  14. O věcech obecných čili
  15. Zoon politikon (1932)
  16. Hordubal (1933) / Гордубал
  17. Povětroň (1934)
  18. Obyčejný život (1934)/ Обыкновенная жизнь
  19. Válka s mloky (1936) / Война с саламандрами
  20. První parta (1937)
  21. Život a dílo skladatele Foltýna (1939) / Жизнь и творчество композитора Фолтына

Драматургия

  1. Lásky hra osudná (1910)
  2. Loupežník (1920) / Разбойник
  3. R.U.R. (1920) / Р.У.Р.
  4. Ze života hmyzu (1921) / Из жизни насекомых
  5. Věc Makropulos (1922) / Средство Макропулоса
  6. Adam stvořitel (1927)
  7. Bílá nemoc (1937) / Белая болезнь
  8. Matka (1938) / Мать

Заметки о путешествиях

  1. Italské listy (1923)
  2. Anglické listy (1924)
  3. Výlet do Španěl (1930)
  4. Obrázky z Holandska (1932)
  5. Cesta na sever (1936)

Книги для детей

  1. Devatero pohádek a ještě jedna od Josefa Čapka jako přívažek (1932)
  2. Dášeňka čili život štěněte (1933)
  3. Měl jsem psa a kočku (1939)
  4. Pudlenka (издано в 1970)

Полититика

  1. Hovory s T. G. Masarykem (1928–1935) / Беседы с Т.Г.Масариком

Посмертные издания (письма, сборники, проза)

  1. Měl jsem psa a kočku – 1939
  2. Kalendář – 1940
  3. O lidech – 1940
  4. Vzrušené tance – 1946
  5. Bajky a podpovídky – 1946
  6. Sedm rozhlásků K. Č. – 1946
  7. Ratolest a vavřín – 1947
  8. Obrázky z domova – 1953
  9. Věci kolem nás – 1954
  10. Sloupkový ambit – 1957
  11. Poznámky o tvorbě – 1959
  12. Na břehu dnů – 1966
  13. Čtení o T.G.Masarykovi-1969
  14. Místo pro Jonathana! – 1970
  15. Listy Olze – 1971
  16. Drobty pod stolem doby – 1975
  17. Skandální aféra Josefa Holouška, Podivuhodné sny redaktora Koubka – 1977
  18. Listy Anielce – 1978
  19. Dopisy ze zásuvky – 1980
  20. Filmová libreta – 1988
  21. Pseudonymní a anonymní tvorba Karla Čapka v týdeníku Nebojsa /1918–1920/ – 2000
  22. Vojáku Vladimíre... – 2009

Экранизации

По сценариям, рассказам, сказкам, пьесам и романам Карела Чапека сняты фильмы:

  • Золотой ключик (Zlatý klíček), 1922, Чехословакия, реж. Ярослав Квапил; фильм считается потерянным.
  • Разбойник (Loupežník).1931, Чехословакия, реж. Йозеф Кодичек.
  • Гордубалово (или «Семья Гордубалов») (Hordubalové),1937, Чехословакия, реж. Мартин Фрич ; по роману «Гордубал».
  • Белая болезнь (Bílá nemoc), 1937, Чехословакия, реж. Карел Достал.
  • R.U.R. , 1938, Великобритания, реж. Ян Бусселл; телевизионная короткометражка.
  • Робот-девушка № 1 (Robot-Girl Nr. 1), 1938, Австрия, реж. Йозеф Медеотти-Богач; по пьесе «R.U.R.».
  • Из жизни насекомых (The Insect Play), 1939, Великая Британия, реж. Стивен Томас; телефильм.
  • Рассказы Чапека (Čapkovy povídky), 1947, Чехословакия, реж. Мартин Фрич ; по «Рассказам из одного кармана» и «Рассказам из другого кармана».
  • R.U.R. , 1948, Великобритания, реж. Ян Бусселл; телефильм.
  • Кракатит (Krakatit), 1948, Чехословакия, реж. Отакар Вавра .
  • R.U.R. , 1953, США; 22-я серия из телевизионного 73-серийного сериала "Broadway Television Theatre" (Бродвейский Телевизионный театр).
  • История одного письма (Historia pewnego listu), 1957, Польша, реж. Леонард Пулхни
  • Тайна почерка (Tajemství písma), 1958, Чехословакия, реж. Богуслав Мусил; студенческая короткометражка.
  • О вещах сверхъестественных (O věcech nadpřirozených), 1958, Чехословакия, реж-ры: Йиржи Крейчик , Ярослав Мах, Милош Маковец; по рассказам «Глория» (или «Ореол»), «Тайна почерка» и «Судебный случай».
  • Собачья сказка (Psí pohádka), 1959, Чехословакия, реж. Эдуард Гофман; анимационная короткометражка.
  • Первая спасательная (První parta), 1959, Чехословакия, реж. Отакар Вавра .
  • Из жизни насекомых (The Insect Play), 1960, Великобритания, реж. Хал Бьортен; 25 серия из 181-серийного телепроекта "BBC Sunday-Night Play".
  • Поэт (Runoilija), 1962, Финляндия, реж. Саккары Юркка; телевизионная короткометражка - серия из 16-серийного телесериала "Pakinateatteri" ("Театральные разговоры»).
  • Докторская сказка (Doktorská pohádka), 1963, Чехословакия, реж. Эдуард Гофман; анимационная короткометражка.
  • Поэт (De dichter), 1964, Голландия; телевизионная короткометражка.
  • Чинтамани и аферист (Čintamani & podvodník), 1964, Чехословакия, реж. Йиржи Крейчик; по рассказам «Чинтамани и птицы» (или «Редкий ковёр») и «Похождения брачного афериста».
  • Разбойничья сказка (Loupeznická pohádka), 1964, Чехословакия, реж. Эдуард Гофман; анимационная короткометражка.
  • Почтарская сказка (Postácká pohádka), 1964, Чехословакия, реж. Эдуард Гофман; анимационная короткометражка.
  • Большая кошачья сказка , 1965, СССР / Россия, реж. Давид Карасик ; телефильм.
  • Это нас не касается (Det angår ikke oss). 1965, Норвегия, реж. Роннауг Альтен; телефильм.
  • Справедливость для Сельвина (Spravedlnost pro Selvina), 1968, Чехословакия, реж. Йиржи Вайс ; телефильм по рассказу «Дело Сельвина».
  • Человек, который умел летать (Людина, що вміла літати), 1968, СССР / Украина, реж. Евгений Сивоконь ; анимационная короткометражка.
  • Покушение на убийство (Ein Mordanschlag), 1971, ФРГ, реж. Карл Петер Вильц; телефильм.
  • История грабителя (Eine Räubergeschichte), 1971, ФРГ, реж. Валдемар Кюри; телефильм.
  • Бродяжья сказка (Tulácká pohádka), 1972, Чехословакия, реж. Эдуард Гофман; анимационная короткометражка.
  • Из жизни насекомых (Ze zivota hmyzu), 1973, Чехословакия, реж. Ян Матейовски; телефильм.
  • Покушение на убийство (Pokus o vrazdu), 1973, Чехословакия, реж. Иржи Сиквенс.
  • Сказка водяного (Vodnická pohádka), 1973, Чехословакия, реж. Эдуард Гофман; анимационная короткометражка.
  • Рекорд (რეკორდი), 1973, СССР / Грузия, реж. Гурам Патарая .
  • Как кошечка и собачка мыли пол *(Як песик і кошеня мили підлогу), 1977, СССР / Украина, реж. Алла Грачёва ; анимационная короткометражка.
  • Всё та же старая история (La misma vieja historia), 1977, Мексика, реж. Марибель Варгас; документальная короткометражка.
  • Почтарская сказка , 1978, СССР / Россия, реж-ры Майя Бузинова и Иосиф Доукша; анимационная короткометражка.
  • Средство Макропулоса , 1978, СССР / Россия, реж. Майя Маркова; телефильм.
  • Гордубал (Hordubal), 1979, Чехословакия, реж. Ярослав Балик .
  • Большая полицейская сказка (Velká policejní pohádka), 1979, Чехословакия, реж. Сватава Симонова; телевизионная короткометражка.
  • Дашенька (Dášeňka), 1979, Чехословакия, реж. Бржетислав Пояр; 7-серийная анимационная короткометражка.
  • Разбойничья сказка (Loupežnická pohádka), 1980, Чехословакия, реж. Либуше Коутна; телевизионная короткометражка.
  • Тёмное солнце (Temné slunce), 1980, Чехословакия, реж. Отакар Вавра ; по роману «Кракатит».
  • Почтарская сказка (Postácká pohádka), 1981, Чехословакия, реж. Либуше Коутна; телевизионная короткометражка.
  • Застенчивые рассказы (Plaché příběhy), 1982, Чехословакия, реж-ры: Доброслав Зборник, Зденек Флидр, Томас Тинтера; по рассказам «Рекорд», «Покушение на убийство» и «Голубая хризантема».
  • Докторская сказка (Doktorská pohádka), 1982, Чехословакия, реж. Либуше Коутна; телевизионная короткометражка.
  • Большая кошачья сказка (Velká kočičí pohádka), 1983, Чехословакия, реж. Либуше Коутна; телевизионная короткометражка.
  • Рецепт её молодости , 1983, СССР / Россия, реж. Евгений Гинзбург ; фильм-мюзикл по пьесе «Средство Макропулоса».
  • О принцессе Сулейманской (O princezne Solimánské), 1984, Чехословакия, реж. Либуше Коутна; телевизионная короткометражка.
  • Поэт (Básník), 1987, Чехословакия, реж. Ладислав Рихман; телевизионная короткометражка.
  • Смерть барона Гандары (Smrt barona Gandary), 1990, Чехословакия, реж. Павел Хаса; телевизионная короткометражка.
  • Исповедь дон Хуана (Zpověď Dona Juana), 1991, Чехословакия, реж. Ярослав Дудек; телевизионная короткометражка.
  • Большая полицейская сказка , 1991, СССР / Россия, реж. Лидия Сурикова; телевизионная анимационная короткометражка.
  • Головокружение (Závrať), 1991, Чехословакия, реж. Павел Хаса; телевизионная короткометражка.
  • Украденный кактус (Ukradený kaktus), 1991, Чехословакия, реж. Павел Хаса; телевизионная короткометражка.
  • Ромео и Джульетта (Romeo a Julie), 1991, Чехословакия, реж. Ярослав Дудек; телевизионная короткометражка.
  • Происшествия с паном Яником (Případy pana Janíka), 1991, Чехословакия, реж. Иржи Ванисек; телевизионная короткометражка.
  • Любви игра роковая (A szerelem végzetes játéka), 1993, Венгрия, Словакия; телефильм.
  • Тюрьма (В"язниця), 1994, Украина, реж. О Абдуллаева; по рассказам К. Чапека и К. Вернелеса.
  • Лотрандо и Зобеида (или «Разбойник и принцесса») (Lotrando a Zubejda), 1997, Болгария, Чешская республика, Франция, реж. Карел Смычек; по «Второй разбойничьей сказке» и «Большой докторской сказке».
  • Алилот Давид (Alilot David), 1998, Израиль, реж-ры Йосси Мадмони и Давид Офек; телесериал по библейским рассказам из книги «Апокрифы».
  • В замке (Na zámku), 2000, Чешская республика, реж. Иржи Страх; телефильм.
  • Святая ночь (Svatá noc), 2001, Чешская республика, реж. Йиржи Крейчик; телевизионная короткометражка.
  • Роковые деньги (Osudové peníze), 2010, Чешская республика, реж. Йиржи Крейчик; телефильм.
  • Карманы Чапека (Čapkovy kapsy), 2010, 2011, Чешская республика, реж-ры: Войтичек Моравец, Марин Копп, Зденек Дурдил, Яна Боршкова, Даниэль Марак, Ян Мика мл., Йозеф Тука, Розалия Когоутова, Ян Вейнар, Слободанка Радун, Ян Тешитель, Ян Храмоста; телесериал из 12 короткометражек по «Рассказам из одного кармана» и «Рассказам из другого кармана».
  • R.U.R.: Genesis , 2013, США, реж. Джеймс Кервин; телефильм по пьесе «R.U.R.». _______________________________________________________

* В титрах украинского анимационного фильма «Как кошечка и собачка мыли пол» ошибочно указано: «По сказке Карела Чапека». В действительности автором этой сказки является Йозеф Чапек , брат Карела Чапека. По этому произведению снят также чешский анимационный короткометражный фильм, где имя автора сказки указано правильно.

Музыка

  • По пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» чешский композитор Леош Яначек сочинил одноимённую оперу, премьера которой состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре в городе по сценарию А Карел Чапек. Карел Чапек - фантаст и сатирик (С. Никольский) // Библиотека современной фантастики. Том 11. Карел Чапек . - М. : Молодая гвардия , 1967. - С. 251-271. - 272 с.
  • Карел Чапек. О. Малевич. Послесловие // Сатирический детектив. Сказки. - М. : Правда , 1987. - С. 421-424. - 432 с.
  • О. Малевич. Реальность утопии. Научная фантастика в чешской литературе 20-30-х годов (предисловие) // Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей. - М. : Радуга, 1986. - С. 5-16. - 368 с.