Лев Оборин отвечает на ваши вопросы — TheQuestion. Оборин, лев николаевич

Профессор (1935).
Лауреат Сталинской премии (1943).
Народный артист СССР (1964).
Награжден Государственной премия РСФСР им. М. И. Глинки (1966), орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».
Лауреат I Международного конкурса им. Ф. Шопена (Варшава, 1927, I премия).

Педагогическая деятельность:

Педагогическая деятельность Оборина связана с Московской консерваторией.

С 1928 г. он начал преподавать камерный ансамбль, с 1930 г. - специальное фортепиано (в 1954-1959 гг. и с 1965 г. заведовал кафедрой). С 1962 г. - председатель Совета профессоров фортепианного факультета.

Ученики:

Среди учеников Оборина (всего около 150): пианисты Т. Алиханов, В. Ашкенази, А. Бахчиев, М. Воскресенский, Т. Кравченко, Е. Новицкая, А. Севидов; композиторы, музыковеды, дирижеры В. Дельсон, Г. Рождественский, С. Хентова, Г. Цыпин, Б. Чайковский и др.

Концертная деятельность:

В концертный репертуар Оборина входили произведения Ф. Шопена, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна (он посвятил Оборину свой Концерт для фортепиано с оркестром) и др. Прославился как камерный исполнитель.

В 1930-е гг. постоянными партнерами Оборина были Д. М. Цыганов, затем Д. Ф. Ойстрах и С. Н. Кнушевицкий (выступал с ними в дуэтах и трио свыше 20 лет). Среди сочинений, исполненных в ансамбле - все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано (совместно с Д. Ф. Ойстрахом), Трио Ф. Шуберта (грамзапись удостоена Гран-при Французской академии звукозаписи), Трио № 2 (памяти И. И. Соллертинского) Д. Д. Шостаковича и др.

Сочинения:

Научные труды. Издания. Публикации:

  • О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968
  • Роль педали в процессе исполнения музыкального произведения: Стенограмма открытого урока / МГОДЛК им. П. И. Чайковского. М., 1971
  • Стенограмма открытого урока Л. Н. Оборина 17 ноября 1970 г. Тема: работа над звуком / МГДОЛК им. Чайковского
  • Композитор-исполнитель // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973
  • Воспоминания о К. Н. Игумнове // Пианисты рассказывают. Сост. М. Соколов. М., 1979
  • Горизонты недавнего прошлого (Беседа с С. Хентовой) // Пианисты рассказывают. Сост. М. Соколов. М., 1979

Публикации об этом педагоге:

  • Гайдамович Т. А. Выдающиеся камерные исполнители - профессора Московской консерватории (творческий портрет трио Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий): Научно-метод. работа. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1960
  • Хентова С. М. Лев Оборин. Л., 1964
  • Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1962 (2-е изд. 1970). Рабинович Д. А. Лев Николаевич Оборин
  • «Кто писал о музыке»: Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР / Сост. Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. В 4-х томах. Т. 2. М., 1971
  • Гайдамович Т. А. Трио Оборин, Ойстрах, Кнушевицкий // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972
  • Аджемов К. Х. Лев Николаевич Оборин // Аджемов К. Х. Незабываемое. Воспоминания. М., 1972
  • Алиханов Т. А. Оборин-ансамблист: Научно-метод. работа за 1976 г. МГДОЛК им. П. И. Чайковского
  • Оборин Л. Н. Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. М., 1977
  • Богданов-Березовский В. М. Концерт Льва Оборина // Богданов-Березовский В. Статьи, воспоминания, письма. Л., 1978. С.С. 136-137
  • Дедова Л. С. На уроках Л. Оборина: Научно-метод. работа / МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1978
  • Алиханов Т. А. Традиции русского камерного искусства и ансамблевое искусство Л. Н. Оборина: Научно-метод. работа. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1979
  • Кулова Е. К. Черты современности в исполнительском творчестве Л. Н. Оборина // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей. Вып. 1 / Сост. М. А. Смирнов. М., 1988
  • Л. Н. Оборин - педагог: Сб. статей / Сост. Е. К. Кулова. М., 1989
  • Биглер Л. В. Л. Н. Оборин - педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности (На материале занятий в классе фортепиано): Дисс. канд. пед. наук. М., 2004


Оборин, Лев Николаевич

Лев Оборин
Основная информация
Полное имя

Оборин Лев Николаевич

Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
Страна

СССР

Профессии
Инструменты
Награды

Лев Никола́евич Обо́рин (1907-1974) - русский советский пианист , композитор , педагог. Народный артист СССР () . Лауреат Сталинской премии второй степени ().

Биография

Л. Н. Оборин родился 29 августа (11 сентября) 1907 года в Москве.

Шопеновский конкурс 1927 года стал важным культурным событием европейского масштаба. Но для Советского Союза, учитывая все привходящие политические факторы, значение этого конкурса было просто экстраординарным. Сталин с особым вниманием относился к международным успехам молодых советских музыкантов. Мы знаем, что ему нравилась классическая музыка, в первую очередь - музыкальный театр (опера и балет). Но и инструментальная музыка привлекала внимание вождя, о чем можно узнать из воспоминаний современников. Сталин с удовольствием слушал молодых пианистов и скрипачей: Эмиля Гилельса, Льва Оборина, Якова флиера, Давида Ойстраха, Бориса («Бусю») Гольдштейна.
<...> Для советской делегации в целом выступление на Варшавском конкурсе стало невероятным успехом - против всех ожиданий. Оборину удалось завоевать первую премию. Как писал Илья Эренбург «Дипломатам пришлось стушеваться и полякам признаться, что лучше всех исполняет Шопена «москаль». В правительственной газете «Известия» появилась карикатура любимца Сталина - Бориса Ефимова , изображавшая торжествующего девятнадцатилетнего Оборина и готовых лопнуть от злобы дряхлых врагов Советского Союза, с иронической подписью: «Тут действуют руки Москвы».

Сталину, безусловно, доложили о восторгах великого польского композитора Кароля Шимановского : «Это нельзя назвать успехом, даже не фурором. То было сплошное победное шествие, триумф!»

Вспоминает участник конкурса, профессор Ю. В. Брюшков :

В январе 1927 года состоялся Первый международный конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве, в котором приняли участие советские музыканты (Л. Оборин, Гр. Гинзбург, Д. Шостакович и автор этих строк).

Мне хочется рассказать, как протекала подготовка к этому конкурсу и его проведение. Первое, что следует отметить, - это невероятно короткий срок, который нам был дан для подготовки. Если я не ошибаюсь, официально советское правительство было уведомлено о приглашении участвовать в конкурсе советских пианистов и условиях его проведения не более чем за три-четыре месяца до его начала.<...>

И вот мы четверо сидим в поезде, уносящем нас в Варшаву. Старшему из нас (это мне) было 23 года, самый молодой - это восемнадцатилетний Лёва Оборин.
<...>
Мы ехали впервые за рубеж, в капиталистическую Польшу «пана Пилсудского». Ехали мы туда одни - нас никто не сопровождал. Жюри конкурса состояло только из польских музыкантов, в числе его членов не было и советского представителя. И, кроме того, это был международный конкурс, в котором участвовали советские музыканты. Как велика была возложенная на нас ответственность! Но мы были молоды, полны сил, бодрости и здоровья и, надо признаться, в то время не сознавали всю серьёзность момента. Единственным нашим желанием было не уронить чести нашей страны и чести нашей пианистической школы.

Успех, который выпал на нашу долю, был огромен и неожидан - в первую очередь для нас самих! И публика и пресса восторженно оценили наши выступления, уделив нам особое внимание. И правду сказать, играли все ярко и вдохновенно.

Сотрудники советского посольства помогли нам организовать наш быт и наши занятия. Особенное внимание проявил к нам Пётр Лазаревич Войков , который предоставил для наших занятий свою личную квартиру и следил за тем, чтобы мы отдавали максимум времени подготовке к конкурсу.

В следующем году Оборин был приглашён преподавателем в Московской консерватории имени П. И. Чайковского , с 1935 года профессор . Совмещал преподавание с активной концертной деятельностью.

Оборин прославился как исполнитель русской фортепианной музыки, прежде всего - сочинений П. И. Чайковского , а также как камерный музыкант - его запись всех скрипичных сонат Бетховена с Давидом Ойстрахом до сих пор считается одним из лучших исполнений этого цикла. В репертуар пианиста входили также произведения С. В. Рахманинова , Н. К. Метнера , С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича , а также посвящённый ему Первый фортепианный концерт А. И. Хачатуряна .

За годы преподавания в консерватории Оборин воспитал более 100 учеников, среди которых - Воскресенский Михаил Сергеевич, В. Д. Ашкенази , Г. Н. Рождественский , Осипенко Сергей Иванович, В. В. Селивохин, Б. А. Чайковский , Т. А. Алиханов , И. М. Красильников и многие другие.

Л. Н. Оборин умер 5 января 1974 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Награды и премии

Сочинения

  • Для голоса и симф. оркестра - Фантастическое скерцо (1925);
  • Для фортепиано - Четыре прелюдии (1922-1923), Тетрадь по контрапункту (строгий стиль, 1922-1923), Пьеса (1923), Две пьесы (1924), Прелюдия (1924), Две пьесы (1926), Четыре пьесы (изд. 1927), Три пьесы (Прелюдия, Интермеццо, Танец, изд. 1933);
  • Сонаты: I, II (1926-1927);
  • Для голоса и струн. квартета - романс «Береза» (сл. А. Фета , 1923);
  • Для голоса и фортепиано - романсы «Колыбельная» (сл. А. Ахматовой , 1925), «Проводила друга» (сл. А. Ахматовой, 1925), «Песенка» (сл.

Это распространенное мнение, но ошибочное. «Лесенка», как объяснял сам Маяковский в статье «Как делать стихи?», возникла из необходимости верно интонировать строку и подсказывать это интонирование читателю. Цитата:

«Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берётся по старому шаблону.

Всё-таки все читают стих Алексея Толстого:

Шибанов молчал. Из пронзённой ноги
Кровь алым струилася током… -

Шибанов молчал из пронзённой ноги…

Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться… -

читается как провинциальный разговорчик:

Довольно стыдно мне…

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строку так, как делаю я:

Довольно,
стыдно мне…

При таком деления на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто бо́льшую, чем между строками, то ритм оборвётся.

Вот почему я пишу:

Пустота…
Летите,
в звёзды врезываясь.

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звёзды», и т. д».

Лесенка, таким образом, одновременно гуманистический (забота о читателе) и авторитарный (навязывание читателю) прием. Противоположностью ему будет отсутствие знаков препинания и разделения текста на строки (в экстремальных случаях- и отсутствие пробелов).

Лев Оборин — поэт и литературный критик, чей журнал литературных новостей мы читаем с завидным постоянством и удовольствием, провел смотр новейшей поэзии.

Александр Беляков — Ротация секретных экспедиций


Ярославский поэт занимается сближением, казалось бы, не совместимых в одном контексте концепций и образов и делает это с явным удовольствием. Больше всего это напоминает лабораторию увлеченного физика, в чьем арсенале имеются всевозможные приборы, от амперметра до портативного коллайдера. Стихи Белякова лаконичны, но при этом в них спрессовано много смыслов, что сближает его поэзию с метареалистической традицией, ну, а техника письма, сочетающая «потоковость» речи с отсылками к поп-культурным, научным и религиозным контекстам, заставляет вспомнить об еще одном замечательном поэте — Алексее Цветкове .

***
зомби поют чтобы голод унять
киборги в ратуше держат совет
праведник ставит будильник на пять —
что если завтра последний рассвет?

День усыхает до самых корней
за диаматом грядёт тиамат
эта шумерская ночь мудреней
хмурого утра грядущих утрат

Василий Бородин — Лосиный остров



Собачья песня

Ва в ва
в ва в ва
вы в вы
в вы Ы в вы в
ваАв в ав в, а
вы Ы в вы… в рррррррр

Я слаб я с лап
морду не поднимаю
хотя не сплю
и идут к сараю воры
а я хозяина не люблю
но он прибьёт
если не укушу
и вот поднимаюсь
ноги трясутся
воры глядят
то на меня, то на дверь
— бедный ты, — говорят, —
бедный зверь

Томас Венцлова — Искатель камней



***
Кремнёвая, отсюда в полумиле,
в скрещенье автострад, искрит гряда.
Деревья в роднике стопы омыли,
в рост не вместившись. Вздрагиванье льда.

Горчайшее — в начале. Нелюдимым
забудется земля прозрачным сном,
и даже Бог, прикинувшийся дымом,
развеется совсем. Я не о том.

Верь холодам. Благословенны сводки
зимы. Гордись, что нет пути домой.
Как беженец, на дне свернувшись лодки,
дыши солёной ясностью и тьмой.

Холмы Итаки спят уже, и дети,
обид не помня, спят, и вещество —
небесный пух — летит куда-то к смерти,
и музыка, и больше ничего.

Владимир Гандельсман — Разум слов



Жена (Из цикла «Жизнь моего соседа»)

Не поздний вечер. Восемь пятнадцать.
Жена ушла спать и прикрыла дверь.
Она сумасшедшая. Восемь шестнадцать.
На площади за окном отдыхает сквер.

Я слушаю ветер. Восемь семнадцать.
В него вплетается щебет птиц.
Жена любит каждый день просыпаться
и плыть на работу, где скопище лиц.

Она на чулочной фабрике двумя руками
девять часов шьет целый день,
им выдают зарплату иногда коврами,
мы отдаленно не знаем, куда их деть.

Она садится на пристани в белую лодку,
в пять десять отчаливает, пока я сплю.
Я поздно лег, я жалел жену-идиотку.
Я сам не знаю, как эту жизнь дотерплю.

Наталья Горбаневская — Избранные стихотворения



***
Анкор-анкор наперекор
тому, что чает рок,
наперерез и рек и гор
судьбе, трубящей в рог,

Куда сияющий чертог
огнями круглый год
обвалят в бешеный поток
и галл, и франк, и гот,

И славянин, и славное,
но без оружья воинство,
а это значит: главное —
не потерять достоинство.

Виктор Iванiв — Дом грузчика



***
Гляди сквозь синь на солнечный восход
Прикрыт снежком убор саней летящих
И достигает вечный небосвод
Своей последней темной чащи

Висят огарки в воздухе шевелит хвою
Окошко темный свет и в нем поет январь
Он дует на поверхность над водою
Колеблет невеселый как трамвай

Ведущая в овражек твой барашек
Твой чучело мяучило рассвет
В котором день рожденный и вчерашний
В котором быстро нет

Юрий Казарин — Стихотворения



***
Смерть пахнет голодом и глиной,
и осенью, когда нежны
и дым воды, как выдох длинный,
и тёмный пламень глубины.
Когда беды недетский лепет
уста разлепит и сомкнёт.
И серебрится чёрный лебедь,
когда вода водой зевнёт.
Когда в воде видны проходы
огнеопасные — туда,
где, как в аду, пылают воды
и, как в раю, растёт вода.

Неведомой сути забытые грани… Из современной венгерской поэзии



Дело в

Все дело в шляпе, мой отец
носил ее с азартом
и перед стартом

Полутерновый свой венец
чуть поправлял с улыбкой,
нетвердой, зыбкой —

Прицельно бьющей не в меня, —
и шел к себе в контору.
Нет шляпы, нет и спору.
Все в рамках трудодня,

Обычно и несложно.
Полуулыбка. Сильный ход.
Он доживет, переживет —
И выживет, возможно.

Федор Сваровский — Слава героям



Сорок лет на Луне
сорок лет на Луне
в тишине

На поросшем деревьями
берегу

Если на озере ветер
то волны
достигают середины стволов

Неоправданно
толстые птицы на ветках

Запах пыли ледяной ветер
ночью из пустыни

Одна шестая тяжести
одна шестая жизни
одна шестая испепеляющей любви

На сердце как-то легко
да и легкие легче обычного

Внучка говорит перед сном:
там синяя круглая вещь
в окне

Собака во дворе лает
но
никогда не воет

Один из мастеров «золотого века» советского пианистического искусства Лев Оборин родился в Москве в 1907 году. Его родители, хоть и не имели профессионального музыкального образования, часто музицировали дома, в кругу семьи. Лев увлекался литературой, языками, театром, с детства проявлял интерес к живописи и скульптуре. В детстве он слышал -пианиста, Скрябина. Это отложило отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.

С юности он начал брать уроки у Елены Гнесиной по классу фортепиано, и по окончании Гнесинского училища в возрасте 14 лет был принят в Московскую консерваторию (в класс фортепиано и класс композиции ).

Одарённому пианисту очень повезло с учителями. Игумнов рекомендовал и старался раскрыть «его» репертуар, который был бы близок пианисту, а Мясковский в конечном итоге повлиял на то, что Оборин перестал заниматься активной композиторской деятельностью в пользу фортепианной карьеры. Как говорил сам Лев Николаевич, в классе Мясковского, во время работы над своими сочинениями, он осознавал, что работа с «чужими» произведениями даётся ему легче и проще, чётче виден «замысел» композитора.

Но до настоящего времени некоторые сочинения Оборина всё же сохранились, например, цикл пьес для фортепиано, трио для скрипки, альта и фортепиано, романсы на слова А.А.Ахматовой, В.В.Казина и А.А.Фета, «Фантастическое скерцо» для симфонического оркестра.

Из класса Игумнова вышли многие в будущем знаменитые пианисты – , Мария Гринберг, Роза Тамаркина, Наум Штаркман и другие. На их фоне Лев Оборин нисколько не затерялся, и вскоре стало ясно, что в ученики к Игумнову он попал по праву.

С первого курса консерватории Оборин (кстати, отличник) активно даёт концерты и совершенствует свой репертуар. Большое влияние на него оказывает учитель. Сам пианист отмечал, что Игумнов буквально заставил его обратить внимание на произведения , Рахманинова.

Тогда же, уже к окончанию консерватории, складывается личный стиль Оборина-исполнителя. Склонный к глубокому анализу сочинения, пианист привносит в игру цельность, ясность замысла, интеллектуальность. И при этом с техническими трудностями справляется легко, даже играючи. Как отмечали современники, это была не «напускная простота».

Третья грань Оборина-пианиста – тонкий лиризм. Как ученику Игумнова, Оборину был интересен романтический репертуар, в котором Лев Николаевич смог раскрыть своё дарование пианиста-лирика с быстрыми и лёгкими руками. Но «…Он был артистом подлинно русской складки – по своему характеру, облику, мироощущению, художественным вкусам и привязанностям. Не почувствовать всего этого в его искусстве было просто нельзя», как отметил музыковед Геннадий Цыпин.

Репертуар Льва Оборина условно можно разделить на две части. Первая – классика русской композиторской школы: Чайковский, Лядов, Рахманинов, « » . А вторая – произведения . Оборин чаще других обращался к музыке Шопена и всегда отмечал для себя ценность этого композитора.

Именно с именем «великого поляка» связан главный триумф в карьере Оборина-пианиста. В 1927 году Лев Николаевич выигрывает первую для СССР премию и первый приз на международном музыкальном конкурсе в Варшаве. Для пианиста это стало началом блестящей международной карьеры. Но этого могло бы и не произойти. Конкурсный репертуар пианист узнал за три недели до начала смотра, но сумел сконцентрироваться и подготовил программу вместе с Игумновым. Что интересно – вместе с Обориным в делегации как пианист на конкурс был отправлен и , уже достаточно известный композитор (на конкурсе он получит только диплом).

В Варшаве Льва Оборина ждала громкая победа. Эта победа стала знаковой не только для него, но и для всех советских пианистов. Оборин был первым – он открыл для пианистов «дорогу» на международные конкурсы и своим примером доказал, что советские музыканты могут составлять конкуренцию Западу.

В феврале 1927 года, когда в Москву пришла новость о победе Льва Оборина, в Большом зале консерватории шёл авторский концерт . Концерт прервали для того, чтобы объявить о том, что золотой медалист Московской консерватории Лев Оборин выиграл Первую премию. Прокофьев был настолько впечатлён этим фактом, что даже оставил о нем запись в своём дневнике.

Впоследствии Прокофьев посвятит пианисту свою . Оборин вместе с станут её первыми исполнителями.
Лев Оборин после победы на конкурсе (в возрасте 21 года) был приглашён преподавать в своей альма-матер, став одним из самых молодых преподавателей за всю историю вуза, и оставался преподавателем до конца жизни. Оборин-преподаватель воспитал немало достойных учеников – Тиграна Алиханова, Михаила Воскресенского, и многих других. Ученики отмечали его интеллигентность, требовательность к питомцам и очень тщательную проработку изучаемого материала.

Во время Великой Отечественной войны Лев Николаевич, как и многие артисты, в составе фронтовых бригад ездит с выступлениями по фронтам и частям, где выступает перед защитниками Родины. Именно во время этих поездок происходит ещё одно знаковое событие в жизни пианиста: складывается камерный ансамбль Оборин–Ойстрах–Кнушевицкий.
Первый же совместный выход на сцену был окружен большим успехом, и этот успех не покидал ансамбль до конца их выступлений (после смерти Кнушевицкого в 1963 году ансамбль распался).

В ансамбле Оборин получил новый вектор развития. Он смог отойти от виртуозных сольных пьес и начал играть ансамблевые сонаты Шостаковича, Бетховена и многих других авторов. Запись десяти сонат Бетховена для скрипки и фортепиано, где с Обориным играл Давид Ойстрах, считается эталонной.

Огромная эрудиция и интерес к различным видам искусства (Оборин брал уроки у самого , дружил со многими выдающимися людьми своего времени – Мейерхольдом, Гариным, художниками, физиками, скульпторами) помогали пианисту быть убедительным в любом репертуаре, а глубочайшее знание предмета и воспитание стали основой его преподавательского стиля.

Лев Николаевич Оборин был отмечен многими наградами, в том числе, зарубежными.

Пианист скончался в 1974 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, вместе с супругой, О.Н.Обориной.

Архив пианиста находится в РГАЛИ.

В 2007 году про него был снят документальный фильм «Первый из страны Советов». Также о творчестве Льва Оборина написана монография, ему посвящена глава в справочнике «Портреты пианистов».

В 2017 году отмечается 110-летие со дня рождения Л.Н.Оборина.

Все права защищены. Копирование запрещено