Русская культура в период феодальной раздробленности

Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культуре этого пе­риода были достижения и успехи. Ока стала более демократичной: в куль­турную жизнь активно вовлекались новые территории, города, новые слои общества. К примеру, заказчиками культовых сооружений, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий были не только князья и бояре, а и зажиточные представители городского населения, которые имели свои взгляды, вкусы, представления.

Происходили изменения в древнерусской архитектуре. Русские зодчие начали отходить от традиционных византийских архитектурных канонов и форм и под воздействием местных условий стали искать новые решения. В удельных княжествах возникли архитектурные школы, которые отличались своими особенностями. Известны киевская, черниговская и переяславская ар­хитектурные школы, которые были объединены единой стилистикой. На Ру­си стали строить меньшие по размеру храмы упрощенной конструкции. Из­менилось внутреннее и внешнее убранство храмов. Более характерной стала новая декорация фасадов: их стали украшать пилястрами, полуколоннами, аркатурными поясами и так называемым поребриком.

Рост и усиление городов - политических и культурных центров от­дельных княжеств - сопровождалось строительством большого количества культовых и гражданских строений в Киеве, Чернигове, Галиче, Переяславе и многих других городах. Некоторые т них сохранились до наших дней.

Наиболее известными из них являются: церковь Богородицы Пирогощи (1132 год) в Киеве на Подоле, Борисоглебский и Успенский собором Елецкого монастыря в Чернигове и др.

Интерьер древнерусских дворцов и храмов, как и раньше, украшали мозаикой, фресками, мозаичными полами и разнообразными изделиями при­кладного искусства. Последние использовались не только в качестве украше­ний, но часто выполняли и роль амулетов-оберегов и призваны были защи­тить своих владельцев от злых сил природы. Роль оберегов исполняли и ма­гические орнаменты, которыми украшали многие свои изделия мастера-ювелиры и ремесленники, создававшие предметы быта. В период раздроб­ленности продолжалось написание летописей. Появились новые центры ле­тописания в Чернигове, Переяславе, Холме, Владимире-Волынском. При не­которых монастырях имелись целые библиотеки, которые состояли исклю­чительно из летописей. Этими летописями пользовались последующие поко­ления летописцев, которые создавали целые летописные своды, изображая события прошлых лет с разных точек зрения, и стараясь дать этим событиям максимально объективную оценку.


Появились новые оригинальные формы исторических произведений; семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей и др. К со­жалению, большая часть этих произведений не сохранилась.

Шедевром древнерусской, художественной литературы является «Слово о полку Игореве». Это произведение было написано в трудное для Руси время, когда она страдала от набегов половцев, и повествует о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Слово пронизано идеей объединения всех сил Руси для борьбы с врагами. На примере поражения князя Игоря автор «Слова» стремился пока­зать, к чему могут привести споры и враждебность князей.

Центром культурной жизни украинских княжеств периода раздроблен­ности, стала Галицко-Волынская земля. Так, как и везде в то время, важную роль в развитии культуры играла церковь. В монастырях создавались летопи­си. Наиболее известна Галицко-Волынская летопись, в которой освещаются события Галицкой и Волынской земель с 1201 по 1292 год. Особенностью данной летописи является ее светский характер. Автор летописи образно по­вествует о времени княжения Романа и Данилы, о жизни князей и бояр, о во­енных походах русских дружин, об их борьбе с татарами, венграми, поляка­ми и другими завоевателями.

Ярким свидетельством высокого уровня культуры была архитектура края. Там строили преимущественно из дерева, долгое время каменными строениями оставались храмы, в отдельных случаях палаты.

Храмы строили, в основном, из белого камня с использованием резных
орнаментов. Археологи установили, что в Галичи в XII веке было около 30
монументальных каменных строений, однако только небольшая их часть
изучена на сегодняшний день. Интересными архитектурными памятниками
Галицкой земли является княжеский дворец и церковь Пантелеймона в Гали­че.

Галицкое и Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половине XII в. и в XIII в., в пору упадка Киевского княжества, достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половине этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

Галицко-волынская книжность, развивавшаяся на основе киевской литературной традиции, если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел ряд списков евангельского текста, в том числе Галицкое четвероевангелие 1144 г., Добрилово евангелие 1164 г. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII-XIII вв Пандекты Антиоха 1307 г. и другие рукописные книги XII- XIII вв. Князя Владимира Васильковича летописец характеризует как «великого книжника» и философа, какого не было на всей земле». В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также «Соборник великий», принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в том числе в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники так же, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книг. В числе галицко-волынских деятелей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половине XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее - под заглавием «Русский летописец» - Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 г.

Таким образом, Галицко-Волынская земля в XII-XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

Книжная деятельность в Галицко-Волынской земле продолжалась, хотя и не столь интенсивно и после утраты ею политической самостоятельности.

Не может быть сомнения в том, что немало памятников литературы погибло в той беспокойной исторической обстановке, какая выпала на долю Галицко-Волынского княжества.

Летописание в Галиции началось видимо, в ХI в. судя по отдельным рассказам, вошедшим, несомненно, из Галицкой летописи в «Повесть временных лет» и в Киевскую летопись (описание ослепления князя Василька и последовавших событий 1098-1100 гг., изложенное под 1097 г.). Сохранившаяся именно в русских списках, основанная на источниках, вошедших и в русский oбиxoд Галицко- Волынская летопись XIII в. поддерживала в северо-восточной Руси традиции той дружинной поэзии, высшим достижением которой в конце XII в. было Слово о полку Игореве,

Искусство Галицко-Волынской земли XII-XIII вв. нельзя разделить гранью монгольского завоевания на две половины. Более высокая военная подготовка галицких вооруженных сил, крепкие оборонительные стены городских центров затруднили быстроту татарского завоевания, а последующая международная политика Даниила Галицкого смягчила тяготы татарского ига и обеспечила почти нормальное течение общественной жизни, а вместе с ней и развитие искусства. Здесь, как и в Новгороде, избегнувшем непосредственного разгрома земли монгольскими полчищами, роковые 1238-1240 гг. не прервали культурного развития.

Своими истоками искусство Галицко-Волынской Руси связано с общей для всех с древнерусских княжеств сокровищницей художественной культуры - искусством Киевской земли. Судить о галицко-волынском искусстве мы можем лишь по памятникам зодчества, которые к тому же плохо изучены и представлены почти исключительно археологически вскрытыми развалинами храмов.

В киевском зодчестве XI-XII вв. было положено начало решению ряда новых задач - городского собора удельной столицы, дворцового княжеского храма и ансамбля княжеской или вообще феодальной резиденции в целом; они были даны в соборе Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове - загородном дворце Мономаха, а затем много раз повторившиеся с различными модификациями, как в строительстве самого Киева, так и других феодальных центров XII в.; Галич и Владимир-Волынский были в их числе.

Весьма существенно отметить черты своеобразия, отличающие архитектуру Волыни и Галичины. Памятники Владимира-Волынского - Мстиславов Успенский собор (1157-1160) и находящиеся в урочище «Старая катедра» развалины храма, относящегося, по-видимому, к тому же времени, представляют исключительную близость к киево-черниговским памятникам.

Волынь в искусстве, как и в литературе, была прямой наследницей Киевской земли и довольно ревностно следовала ее традициям.

Искусство Галича шло несколько иным путем и более критично воспринимало художественное наследие и канонические образцы. Своеобразию галицкого зодчества способствовало само международное положение Галича, облегчавшее непосредственную связь с Западной Европой и прямое воздействие западной художественной культуры. Обилие естественного строительного камня позволило заменить им обычный кирпич и обогатило возможности декоративной обработки зданий - резьбой, игрой различных тонов облицовочного камня и пр.(Еще в середине XII в) в Галиче был создан сложный архитектурный ансамбль княжеского дворца. Рассказ летописи об обстоятельствах смерти князя Владимира Галицкого рисует нам эту постройку в виде совокупности ряда зданий: жилой части дворца, «сеней» и дворцового храма, объединенных между собою системой переходов; в основе этой композиции лежит получившая здесь значительное развитие (система богатого деревянного жилья - «хором», установившаяся еще в условиях быта княжеско-дружинных верхов Киевской Руси. Открытые раскопками фундаменты белокаменной дворцовой церкви Спаса дают типичный пример зданий этого рода. Галицкий дворец обнаруживает много общих черт с композицией Боголюбовского замка XII в.

Построенная на рубеже XII-XIII вв. церковь Пантелеймона в Галиче с ее порталами и резьбой романского характера показывает, как в галицком зодчестве переоформляется киевское наследие, как на общерусскую киево-византийскую основу ложатся романские черты, создающие своеобразный облик зодчества.

Особо пышное развитие оно получает с 40-х годов ХIII в. Этот факт нельзя не связать также и с отмеченным выше обстоятельством, что Галицко-Волынская земля была тем уголком Русской земли, где и в первые годы монгольского владычества продолжалось культурное развитие, где общественная жизнь не оборвалась. Сюда, несомненно, устремлялись все избежавшие плена и гибели культурные силы; Летопись, рассказывая о застройке Холма, рисует красочную картину заселения нового княжеского города; на зов князя «прихожаа Немце и Русь иноязычники и Ляхы идяху день и в день и уноты и мастери всяции бежэху_ис Татар, седелници и лучници и тулници и кузнице железу и меди и сребру, и бе жизнь, и наполниша дворы окрест града, поле и села».

Именно в связи с этим рассказом о многочисленности стекавшихся в Галицкую землю мастеров разнообразных профессий и сообщает Галицко-Волынская летопись о прекрасных постройках, созданных в 40-50-х годах князем Даниилом в Холме, вызвавших неподдельный восторг и удивление современников.

Особенное внимание и восхищение летописца заслужила церковь Ивана: ее своды опирались на резные четырехсторонние капители с изображением человеческих голов. «изваянных от некоего хытреца», «римские стекла», т. е. цветные витражи на окнах храма, создавали причудливое освещение его внутреннего пространства; в алтаре над престолом вздымалась на двух колоннах из целого камня прекрасная сень А киворий украшенный по лазурному фону вызолоченными звездами; пол был слит из меди и олова и блестел подобно зеркалу.

Другая постройка Холма - церковь Марии (1260) не уступала, по словам летописца, своей красотой и размерами другим храмам. Для этой церкви была изготовлена прекрасная водосвятная чаша из красного мрамора, по краям она была украшена змеиными головами. Чаша была поставлена перед главными церковными дверями, как это делалось у храмов того времени на Западе.

Эти характеристики, посвященные летописцем Холмским постройкам, раскрывают перед нами исключительно сложную и своеобразную по составу слагающих ее элементов. Облик Холмских храмов позволяет увидеть своеобразное переплетение черт, рожденных в процессе развития древнерусского зодчества XII в., с явно заимствованными приемами-романского искусства. Этими же чертами характеризуется второй половины XII в. во Владимирском княжестве; более того, отдельные подробности убранства и оформления зданий Боголюбовского замка (1158-1165) настолько поразительно повторяются столетием позже в Холме, что возникает мысль о возможности непосредственной работы у князя Даниила владимирских зодчих и резчиков, бежавших от татарской неволи, и, вместе с другими мастерами, строивших и украшавших Холмские храмы.

Для галицко-волынской культуры характерно отсутствие резко выраженного и непримиримого вероисповедного и национального отвращения от «латинского» мира, и эта ее черта способствовала также и обогащению искусства знакомством с Западом. Обращение к романскому искусству было вполне понятным для Владимира XII в. и для Галицкой Руси XIII в., так как это искусство более полно, нежели византийское, выражало идеи и вкусы феодального мира, передовыми представителями которого на Руси в XII в. были владимирские «самовластцы», а в XIII в. - галицко-волынский «король» Даниил.

С другой стороны, обращение к западной культуре было своеобразной формой утверждения своих собственных путей художественного и вообще культурного развития и отхода от традиций.

Этим объясняется также и тот знаменательный факт, что в галицко-волынском искусстве, в отличие от других княжеств, получило значительное развитие искусство ваяния, отрицавшееся православной византийской церковью в применении к религиозным сюжетам. Оно выразилось здесь не только в декоративной пластике Холмских храмов, но развилось в самостоятельную ветвь искусства, носящую даже светский характер. Летопись рассказывает об интересном изваянии, поставленном князем Даниилом вне города Холма, вероятно, на пути к нему.

То же влияние романского искусства ощущается и в галицко-волынской живописи, о которой можно судить лишь по нескольким миниатюрам.

В них прослеживаются приемы романо-готической живописи, как в отношении красочной гаммы, так и в самом построении живописного образа.

Итак, галицко-волынское искусство XIII в. является одной из наиболее ярких и значительных страниц истории древнерусского искусства. Начав свой путь вместе с литературой от общего для всей древней Руси истока - киево-византийской художественной культуры, оно обогатилось общением с искусством западных соседей. Эти привнесения были органически освоены галицкими мастерами, создавшими вполне своеобразные и высококачественные памятники искусства Галицко-Волынской Руси.

Княжество стало наследницей К. Руси, боролось за воссоединение й консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ре­месла, торговли, культуры; способствовало защите населения юго-запад­ных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в усло­виях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славян­ских землях и стало главным политическим центром будущей Украины.

Слово «украинский» впервые употребляется в «Проповедях» теолога Григория еще середины XI века. Термин «Украина» упомянут в Киевской летописи в 1187 г. как синоним понятия «краша», то есть - край, род­ная земля (для сравнения: Сербия. по сербо-хорватски - Сербска Краша). С 1335 года для Галиции стало употребляться заимствованное у греков понятие «Мала Русь», позднее превратившееся в понятие «Малороссия». Однако в различные периоды оно обозначало различные регионы Украины.

Длительное историческое развитие восточного славянства как оседлого, земледельческого народа, его тесные общения с другими народами и государствами того времени обусловили высокое развитие материальной и духовной культуры древнерусского государства. По своему характеру и направленности культура древней Руси была феодальной, поскольку «господствующей материальной силой общества» был класс феодалов-землевладельцев. Но культура господствующего класса древнерусского» государства не исчерпывала и не могла исчерпать всей полноты богатства культурного наследия древней Руси, так как, помимо господствующего класса, народные массы создавали свою, собственную культуру, питающуюся вековыми традициями народной поэзии, живописи, зодчества, музыки, танца.

Наиболее полно и многогранно народное творчество древней Руси нашло свое выражение в устном поэтическом творчестве - фольклоре. Мудрые пословицы, обрядовые песни, сказы, героические былины из поколения в поколение проносили философию древнерусского человека, воспитывали его, были сто спутниками в семейном быту и на поле брани.

Народная песня всегда сопровождала культовые обряды, недаром христианская литература обрушивается на песни и пляски, которые сопровождали «ногайские» обычаи, празднование «прескверного праздника Коляды», «русалии игры», пение скоморохов, аккомпанировавших себе на гуслях. Нам трудно по отрывочным данным восстановить полную картину календарной обрядовой поэзии, по всей вероятности, она была очень близка к более поздним ее формам, хорошо изученным этнографам.

Каждое празднество в древней Руси сопровождалось песней, переходящей в танец, который драматизирует обряд, приближая его к театрализованному представлению. Таковы свадебные «веселия», похоронные обряды и причитания. Свадебный обряд в древней Руси представлял собой причудливую картину сочетания языческих верований и нравов (умыкания, купли-продажи, заговора и мирских плясок) с христианскими молитвами. При похоронах надгробный плач по умершему иногда достигал очень выразительных поэтических форм (плач Ярославны).

Огромнейшую роль в бытовой жизни древнерусского народа играли пословицы и поговорки, былины, сказки, загадки. Эти формы фольклора вырастали самостоятельно, вне связи с обрядами, но они имели не меньшее значение в формировании политических и этических норм поведения людей. Сказки переплетались с легендами и былинами, преданиями. Эти формы народного творчества предшествовали писаной истории. Впоследствии летописцы широко использовали легендарный материал устного творчества парода, включив его в летописи как бесспорные свидетельства, но народ творил свою, неписаную повесть о своей истории. Так называемые былины «киевского цикла» во многом идеализировали историческое прошлое, восходя своими корнями к тем временам в жизни славян, когда личная доблесть представителя парода позволяет ему выдвинуться в герои. Богатыри древней былины - Микула Селянинович, Илья Муромец - представители трудового народа, это крестьянин или ремесленник-горожанин, прославившийся не только в ратном деле, но и в труде. Герои былинного эпоса — Добрыня, Казарин, Никита Кожемяка и Другие - мужественные богатыри, всегда готовые встать на защиту земли русской, их величине в глубоком патриотизме, Широте взглядов, целостности характеров.

Новый период в развитии культуры древней Руси начинается с распространением письменности и грамотности в русском обществе. Вопрос о появлении письменности у восточных славян решается на основании целого ряда обрывочных данных, свидетельствующих о наличии славянской письменности задолго до создания азбуки Кириллом и Мефодием и принятия христианства древней Русью. Бесспорно, что образование древнерусского государства в IX в. должно было стимулировать потребность в письменности. Но в пашем распоряжении имеются свидетельства иностранных авторов, подтверждающие наличие специальных графических знаков - «черт и рез», при помощи которых восточные славяне писали еще в VIII в. Так, черноризец Храбр говорит: «Прежде убо словяне не имеху книг, но чертами и резами чьтяху и гадаху». Это замечание относится как к южным, так и восточным славянам. И, по всей вероятности, черты и резы являлись более дифференцированной разновидностью знаков письменности, известных у славян с древнейших времен. «Житие Кирилла» передает сказание о том, что Кирилл, будучи в Корсуни, видел у одного русского евангелие и псалтырь, написанные «русскими письмены». Хотя, житийная литература и не может быть отнесена к разряду достаточно достоверных источников, но в данном случае у нас нет оснований сомневаться в правдивости сообщения «Жития Кирилла». Тем более, что археологические находки в Гнездове под Смоленском и в Новгороде являются вещественными доказательствами наличия у восточных славян начала X в. письменности. В 1949 г. археолог Д. Л. Авсудин при раскопках одного из Гнездовских курганов нашел глиняный сосуд, датирующийся первой четвертью X в. На этом сосуде была надпись «гороухща», или «горусина». Надпись эта сделана графикой, близкой к южнославянской (болгарской) письменности X в. Начиная с 1951 г., археологи находят письменные памятники на бересте. Наибольшее их количество найдено в Новгороде, но подобные, хотя и единичные, находки бересты с надписями имеют место при раскопках Смоленска и Чернигова.

Берестяные грамоты интересны тем, что они представляют бытовую переписку городских жителей. Содержание грамот позволяет сделать выводы о том, что среди горожан грамотность имела довольно широкое распространение и являлась не только достоянием феодальной верхушки и кругов духовенства, но и рядового торгово-ремесленного населения. Бесспорно, что прежде чем грамотность, письмо и привычка им пользоваться в повседневной жизни стали потребностью городских жителей, должен был пройти значительный отрезок времени, исчисляемый не одним десятилетием. Значит, создание русской письменности Отнести к IX в. или ранее, а деятельность Кирилла и Мефодия на этом поприще в X в. должна была ограничиться только некоторой реформацией уже существовавшей русской письменности и прежде всего созданием азбуки. Хотя с полной уверенностью мы утверждать этого не будем.

Письменная литература на Руси сначала была переводной; проникая из Византии, Болгарии и Моравии, она находила на Руси хорошо подготовленную почву и быстро распространялась, особенно в конце X в. и в начале XI в. Летописец сообщает, что князь Владимир основал школы, где обучались дети «нарочитой чади». При Ярославе Мудром, большом любителе и собирателе книг, было создано специальное книгохранилище при Софийском соборе. Книгу на Руси любили, берегли, ее первую спасали при пожарах, как самую большую драгоценность, завещали в монастырь «на помни души», и недаром составитель начальной летописи с восторгом говорит о книгах, как о реках, «напоящих вселенную».

Мало осталось подлинных книг и рукописей XI - XII вв., переживших татаро-монгольские погромы и страшные пожары последующих веков, но даже то немногое, что дошло до наших дней из богатого книжного наследия древнерусского государства, свидетельствует о высоком искусстве и любви к книге людей того времени.

В 1700 г. в Оружейной палате было обнаружено апра-косное евангелие, переписанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира (Иосифа) (1056 - 1057). Ранее книга находилась в новгородском Софийском соборе. По имени Остромира ее принято называть «Остромирово евангелие». В 1806 г. книгу обнаружили в комнатах Екатерины И и передали на хранение в Петербургскую Публичную библиотеку.

«Остромирово евангелие» написано на очень хорошем пергаменте в два столбца, на 294 листах. Текст дан крупным Уставом, в книге имеются изображения первых евангелистов Иоанна, Луки, Марка, а также чистый лист, на котором должен быть изображен Матвей, но лист остался пустым. Книга украшена рукописным старо-византийским орнаментом, есть богато расписанные золотом инициалы. «Остромирово евангелие» написано с Болгарского оригинала с большим количеством русизмов в славянском тексте. Евангелие - в богатом переплете с золотой застежкой.

Другим древнейшим памятником письменности является так называемый «Изборник 1073 г.», или «Изборник Святослава». Это своеобразная богословская энциклопедия. Она была переписана и переведена с греческого языка для князя Святослава Ярославича дьяконом Иоанном. По своему содержанию «Изборник» наряду с богословскими рассуждениями имеет и специальные трактаты о фигурах, метафоpax, аллегориях (Херобоек), р месяцах у различных народов (Евсевия).

Написан «Изборник» на пергаменте на 266 листах, в два столбца. Устав более мелкий, чем в «Остромировом евангелии». Четыре листа заняты красочными иллюстрациями. На одной изображен князь Святослав со своим семейством. В разделе астрономии даются изображения знаков зодиака.

Из памятников письменности XI в. сохранились еще «Изборник 1076 г.» и «Архангельское евангвлие» 1092 г. и три новгородских менеи 90-х годов XII столетия.

XII в. донес до наших дней только восемь подлинных памятников письменности: четыре евангелия, два праздничных стихиря и два основных памятника. Эти документы поражают тщательностью отделки книги, а также богатством оформления.

Древнерусская литература, известная по более поздним копиям XII и XV в., большей части составлялась из догматической литературы, столь необходимой для церковных обрядов.

Среди этой церковной литературы особое место занимает житийная литература. Хотя она по содержанию и близка к мотивам догматических произведений, но в ней уже встречаются всевозможные поучения и наставления чисто светского содержания, описание фактов, действительно имевших место в жизни того или иного канонизированного деятеля православной церкви. Но не только церковными книгами ограничивался круг чтения и просвещения кругов русского общества. Среди переводных книг, помимо церковных переписывались и произведения Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Пифагора и других античных авторов. Круг исторического чтения был представлен историей Александра Македонского - «Александрией», написанной в виде исторической повести, «Хронографами» - обзорами всемирной истории Георгия Амортола и Иоанна Маллы, «Космографией» Козьмы Индикоилова, «Иудей­ской войной» Иосифа Флавия и рядом других исторических сочинений.

Знакомство с греческой исторической литературой во многом способствовало составлению оригинальных исторических произведений в древнерусском государстве. Оригинальные исторические сочинения складывались под впечатлением огромных политических и культурных успехов древней Руси.

Естественно, что главной темой таких произведений становится независимость древнерусского государства, хвалебный гимн его князьям, выявление всемирно-исторической роли славянства среди иных народов мира.

Формой исторических сочинений сделались летописи. Летопись - это произведение литературы, имеющее очень сложный композиционный облик, сюжетные линии, своеобразную архитектонику. Составители летописей ни в коем случае не походили на пушкинского Пимена, они творили не в тиши монастырских келий, а в гуще политических страстей, писали не беспристрастно, а проводили определенную политическую и классовую концепцию. Поздняя форма записей и этическая строгость языка служили только традиционной формой. Древнейшая летопись была составлена в 1034 г. в Киеве. Киевский летописец в сжатой, ясной и Доходчивой форме повествует об истории славянства и превозносит киевских князей Олега, Святослава, Владимира, Ярослава, которые, по его словам, возвеличили древнерусскую державу. Впоследствии центром летописания в Киеве стал Киево-Печерский монастырь. В то же время в другом крупнейшем городе древней Руси - Новгороде также зарождается летописание, характерной особенностью которого является интерес летописи к событиям Новгородской земли.

В конце XI и начале XII в. Киевская и Новгородская летописи были отредактированы сначала в Печерском, а потом в Выдубицком монастырях, дополнены сведениями, почерпнутыми из византийских хроник (особенно широко был использован материал «Хронографа» Георгия Амортола). Эта летопись известна в исторической науке под названием «Начальной летописи», или «Повести временных лет». «Повесть» ставит перед собой задачу рассказать о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве поче первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Причем история Киевской державы рассматривается летописцами как часть всемирной истории, летопись проникнута горячим чувством патриотизма, идеей близости всех славянских народов.

«Повесть временных лет» одновременно играла роль исторического сочинения и произведения, предназначенного для беллетристического чтения. В средневековой исторической литературе «Повесть временных лет» практически не имеет аналогичных произведений, равных по художественной силе воздействия на читателя и ясности историко-политической концепции.

Помимо летописания, отдельные образованные люди древней Руси выступали с поучениями и наставлениями, славя русскую державу, доблесть ее князей, величие ее народа. Таким произведением является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Самым выдающимся - памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Сюжетом этого глубоко патриотического, пронизанного народной поэзией произведения послужил неудачный поход 1185 - 1187 г. новгород-северского князя Игоря и его брата Всеволода (потомков Олега Черниговского) на половцев.

«Слово о полку Игореве» - героическая иеснь о мужественной борьбе русских с половцами. Эта несравненная жемчужина древнерусской поэзии родилась в сердце неизвестного народного поэта, взволнованного бедствиями своей родины и проникнутого глубокой к ней любовью. Автор «Слова» осуждает княжеские междоусобицы, подрывающие мощь государства, истощающие силы народные. Скорбя о неудаче Игоря, и стараясь пробудить симпатии к печальной участи жителей северских княжеств, певец «Слова» обращается с пламенным призывом сплотить все русские силы ради общенародных интересов защиты родины; неведомый бард зовет отплатить половцам «за обиду сего времени, за землю русскую, за рапы Игоревы».

В этом призыве к защите родины и в горячей любви к земле Русской, выраженных с гениальным художественным мастерством, скрыта тайна неотразимого обаяния, которым доныне пленяет этот памятник древнерусского творчества.

Другим художественным, в полном смысле этого слова, произведений Киевского периода до нас не дошло, хотя они, несомненно, были, о чем свидетельствуют многочисленные намеки автора «Слова» (намеки на творчество Баяна) и общая направленность развития всей письменной литературы древней Руси.

Высокого уровня достигла в древней Руси материальная культура, ремесленное производство, архитектура, живопись. С конца X в. в Киеве и других городах Руси началось широкое строительство каменных и деревянных церквей, соборов, княжеских и боярских дворцов, крепостных сооружений, в которых наиболее полно отразились высокое мастерство и художественный вкус древнерусских строителей. В конце X в. Киев украсился великолепной Десятинной церковью. При Ярославе в древнерусской столице были воздвигнуты знаменитый Софийский храм и церкви Ирины и Георгия. Брат Ярослава Мстислав воздвиг собор Спаса в Чернигове и аналогичный ему собор в Тмутаракани. В середине XI в. свои «Софии» воздвигаются в Новгороде и Полоцке, строится Георгиевская церковь в Новгород-Юрьевском монастыре, Успенский собор - во Владимире, Спасо-преображенский собор - в Чернигове (XII в.) и ряд других церквей и соборов.

Немногое из того, что было создано зодчими древней Руси, сохранилось до нашего времени. Большое количество архитектурных памятников древней Руси погибло уже в XII в., во время татаро-монгольского нашествия. Но и те немногочисленные сооружения, которые дошли до нас, свидетельствует о зрелости и самобытности культуры древней Руси.

Наиболее замечательным памятником древнерусской архитектуры является Софийский храм в Киеве. Ярослав Мудрый, заложивший киевскую Софию, строил ее как соперницу известного Юстиниановского собора в Константинополе. Более чем за 900 лет своего существования Софийский собор Разрушался и вновь восстанавливался, искажался перестройками, так что внешний его облик ныне мало напоминает прежний. Нo внутреннее убранство и сохранившееся древнее устройство Софии позволяют составить представление о величии и великолепии этого храма. 13 своем плане София представляет собой четырехугольник, почти квадрат, все здание увенчано большим куполом на барабане, купол возвышается над средней частью собора, а над западной и восточной его частями высятся двенадцать глав. Внутренние помещения пышно украшены мозаикой и фресками, которые поражают искусной композицией и красочностью. Замечателен огромнейший образ богоматери, выполненный мозаикой на золотом фоне в верхней части полусферического свода главного алтаря. Фигура богоматери стоит на четырехугольном постаменте, который украшен жемчугом и драгоценными камнями. Наряду с религиозной тематикой есть изо­бражения и с бытовыми сюжетами. Одна фреска, например, изображает семью Ярослава Мудрого, которая с зажженными свечами в руках идет в торжественной процессии. Другие фрески изображают княжескую охоту, музыкантов и скоморохов.

Великолепны своими внешними формами и внутренней отделкой новгородская София, Софийский собор в Новгороде, Спасские Черниговский собор, церковь Михайловского златоверхого монастыря, церковь Кирилловского монастыря и особенно церковь Покрова Богородицы на Перли близ Боголюбова.

Из гражданских построек сохранились только остатки дворцовых палат в Боголюбове, Золотые ворота - во Владимире. Каменная крепость - в Ладоге, фундаменты княжеского каменного дворца - в Киеве. В Галицко-Волынском княжестве выдающимся памятником зодчества был храм Иоанна Златоуста в городе Холме, подробное описание которого сохранилось в Галицкой летописи.

Великолепные каменные храмы Киева, Новгорода, Суздаля воздвигались, как правило, в княжеских резиденциях и больших монастырях. Но наряду с этими храмами существовали деревянные церкви в селах и местечках. Таких деревянных церквей древности не дошло до нас ни одной, и мы судим о них по сохранившимся рисункам на иконах и по более поздним образцам. Древние зодчие, строившие из дерева, не были стеснены обязанностями подражания византийским образцам и могли свободно пользоваться приемами и принципами строительства, выработанными народом при построении жилищ, боярских хором, княжеских дворцов- Деревянная церковь - это четырехугольный сруб, ранее шести- или восьмиугольный сруб покрыт двух- или четырехскатной крышей с крестом или небольшой главкой наверху. Иногда на одном, среднем срубе, помещали другой, меньший, придавая величественность строению, пристраивали к церкви крытые крылья (паперть), пищевики и т. д.

Если каменный собор украшали фрески и мозаики, лепные фронтоны и великолепные литые двери, то украшением деревянных церквей служили поделки по дереву, хорошо знакомые русским плотникам-умельцам. Церкви покрывались чешуйчатой крышей, под ней различные подзоры, фронтоны в виде кокошников, фигурных решеток - все это было продуктом народной изобретательности.

Отход зодчего от византийских образцов храмо-строительства неизбежно приводил его к народной строительной традиции из дерева, и не случайно в более поздние времена каменное строительство церквей стало воспроизводить их Деревянные формы-образцы.

Изобразительное искусство древней Руси было представлено фресковой и мозаичной живописью, иконописью и книжной миниатюрой. Древнерусские мастера-живописцы владели в совершенстве техникой фресковой живописи, т. е. росписью стен водяными красками по свежей сырой штукатурке. Не менее совершенна была и техника мозаики. Древнерусские мастера выкладывали из разноцветного стекла (смальты) огромные но размерам и весьма совершенные по исполне­нию изображения.

Фресковая и мозаичная живопись была неотъемлемой частью храмовой архитектуры. Долгое время эта отрасль искусства имела на Руси почти исключительное назначение служить церкви и оставалась строго подчиненной ее уставам, не смея отступить от греческих канонов. Производимые живописцами изображения угодников, библейских сюжетов были в глазах народа не картинами, а скорее священными предметами, освященными - преданиями и традицией.

Древней Руси известен был и такой вид живописи, как иконопись. Имена наших древнейших иконописцев остались, неизвестными, за исключением одного - Киево-Печерского монаха Алимпия.

С распространением книги на Руси было связано появление книжной миниатюры, которая представляет собой яркие красочные иллюстрации. Древнейшие высокохудожественные миниатюры содержатся в «Остромировом евангелии» и «Изборнике Святослава».

Расцвета достигло в древнерусском государстве ремесленное производство, и в частности, художественное ремесло. Ювелирные изделия русских мастеров, украшенные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом, тончайшей тканью и т. д. славились в государствах Восточной и Западной Европы.

Древнерусское государство в XI - XII вв. по своему культурному уровню ничуть не уступало другим передовым государствам того времени. Древнерусское государство было связано политическими и династическими интересами с крупными европейскими государствами и являлось могучей державой. В Европе со страной, именуемой Русью, считались все государства.

Лишь татаро-монгольское нашествие замедлило ее развитие, в том числе и культурное, и надолго определило в дальнейшем отставание от других стран.

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.

Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. При этом, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны сосœедних государств и племен, в древнерусской культуре этого пе­риода были достижения и успехи. Ока стала более демократичной: в куль­турную жизнь активно вовлекались новые территории, города, новые слои общества. К примеру, заказчиками культовых сооружений, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий были не только князья и бояре, а и зажиточные представители городского населœения, которые имели свои взгляды, вкусы, представления.

Происходили изменения в древнерусской архитектуре. Русские зодчие начали отходить от традиционных византийских архитектурных канонов и форм и под воздействием местных условий стали искать новые решения. В удельных княжествах возникли архитектурные школы, которые отличались своими особенностями. Известны киевская, черниговская и переяславская ар­хитектурные школы, которые были объединœены единой стилистикой. На Ру­си стали строить меньшие по размеру храмы упрощенной конструкции. Из­менилось внутреннее и внешнее убранство храмов. Более характерной стала новая декорация фасадов: их стали украшать пилястрами, полуколоннами, аркатурными поясами и так называемым поребриком.

Рост и усиление городов - политических и культурных центров от­дельных княжеств - сопровождалось строительством большого количества культовых и гражданских строений в Киеве, Чернигове, Галиче, Переяславе и многих других городах. Некоторые т них сохранились до наших дней.

Наиболее известными из них являются: церковь Богородицы Пирогощи (1132 год) в Киеве на Подоле, Борисоглебский и Успенский собором Елецкого монастыря в Чернигове и др.

Интерьер древнерусских дворцов и храмов, как и раньше, украшали мозаикой, фресками, мозаичными полами и разнообразными изделиями при­кладного искусства. Последние использовались не только в качестве украше­ний, но часто выполняли и роль амулетов-оберегов и призваны были защи­тить своих владельцев от злых сил природы. Роль оберегов исполняли и ма­гические орнаменты, которыми украшали многие свои изделия мастера-ювелиры и ремесленники, создававшие предметы быта. В период раздроб­ленности продолжалось написание летописей. Появились новые центры ле­тописания в Чернигове, Переяславе, Холме, Владимире-Волынском. При не­которых монастырях имелись целые библиотеки, которые состояли исклю­чительно из летописей. Этими летописями пользовались последующие поко­ления летописцев, которые создавали целые летописные своды, изображая события прошлых лет с разных точек зрения, и стараясь дать этим событиям максимально объективную оценку.

Появились новые оригинальные формы исторических произведений; семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей и др.
Размещено на реф.рф
К со­жалению, большая часть этих произведений не сохранилась.

Шедевром древнерусской, художественной литературы является ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ. Это произведение было написано в трудное для Руси время, когда она страдала от набегов половцев, и повествует о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Слово пронизано идеей объединœения всœех сил Руси для борьбы с врагами. На примере поражения князя Игоря автор ʼʼСловаʼʼ стремился пока­зать, к чему могут привести споры и враждебность князей.

Центром культурной жизни украинских княжеств периода раздроблен­ности, стала Галицко-Волынская земля. Так, как и везде в то время, важную роль в развитии культуры играла церковь. В монастырях создавались летопи­си. Наиболее известна Галицко-Волынская летопись, в которой освещаются события Галицкой и Волынской земель с 1201 по 1292 год. Особенностью данной летописи является ее светский характер.
Размещено на реф.рф
Автор летописи образно по­вествует о времени княжения Романа и Данилы, о жизни князей и бояр, о во­енных походах русских дружин, об их борьбе с татарами, венграми, поляка­ми и другими завоевателями.

Ярким свидетельством высокого уровня культуры была архитектура края. Там строили преимущественно из дерева, долгое время каменными строениями оставались храмы, в отдельных случаях палаты.

Храмы строили, в основном, из белого камня с использованием резных орнаментов. Археологи установили, что в Галичи в XII веке было около 30 монументальных каменных строений, однако только небольшая их часть изучена на сегодняшний день. Интересными архитектурными памятниками Галицкой земли является княжеский дворец и церковь Пантелœеймона в Гали­че.

Галицкое и Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половинœе XII в. и в XIII в., в пору упадка Киевского княжества, достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половинœе этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

Галицко-волынская книжность, развивавшаяся на базе киевской литературной традиции, в случае если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел ряд списков евангельского текста͵ в т.ч. Галицкое четвероевангелие 1144 ᴦ., Добрилово евангелие 1164 ᴦ. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII-XIII вв Пандекты Антиоха 1307 ᴦ. и другие рукописные книги XII- XIII вв. Князя Владимира Васильковича летописец характеризует как ʼʼвеликого книжникаʼʼ и философа, какого не было на всœей землеʼʼ. В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также ʼʼСоборник великийʼʼ, принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в т.ч. в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники аналогично тому, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книᴦ. В числе галицко-волынских деятелœей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половинœе XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее - под заглавием ʼʼРусский летописецʼʼ - Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 ᴦ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Галицко-Волынская земля в XII-XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

Книжная деятельность в Галицко-Волынской земле продолжалась, хотя и не столь интенсивно и после утраты ею политической самостоятельности.

Не должна быть сомнения в том, что немало памятников литературы погибло в той беспокойной исторической обстановке, какая выпала на долю Галицко-Волынского княжества.

Летописание в Галиции началось видимо, в ХI в. судя по отдельным рассказам, вошедшим, несомненно, из Галицкой летописи в ʼʼПовесть временных летʼʼ и в Киевскую летопись (описание ослепления князя Василька и последовавших событий 1098-1100 гᴦ., изложенное под 1097 ᴦ.). Сохранившаяся именно в русских списках, основанная на источниках, вошедших и в русский oбиxoд Галицко- Волынская летопись XIII в. поддерживала в северо-восточной Руси традиции той дружинной поэзии, высшим достижением которой в конце XII в. было Слово о полку Игореве,

Искусство Галицко-Волынской земли XII-XIII вв. нельзя разделить гранью монгольского завоевания на две половины. Более высокая военная подготовка галицких вооруженных сил, крепкие оборонительные стены городских центров затруднили быстроту татарского завоевания, а последующая международная политика Даниила Галицкого смягчила тяготы татарского ига и обеспечила почти нормальное течение общественной жизни, а вместе с ней и развитие искусства. Здесь, как и в Новгороде, избегнувшем непосредственного разгрома земли монгольскими полчищами, роковые 1238-1240 гᴦ. не прервали культурного развития.

Своими истоками искусство Галицко-Волынской Руси связано с общей для всœех с древнерусских княжеств сокровищницей художественной культуры - искусством Киевской земли. Судить о галицко-волынском искусстве мы можем лишь по памятникам зодчества, которые к тому же плохо изучены и представлены почти исключительно археологически вскрытыми развалинами храмов.

В киевском зодчестве XI-XII вв. было положено начало решению ряда новых задач - городского собора удельной столицы, дворцового княжеского храма и ансамбля княжеской или вообще феодальной резиденции в целом; они были даны в соборе Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове - загородном дворце Мономаха, а затем много раз повторившиеся с различными модификациями, как в строительстве самого Киева, так и других феодальных центров XII в.; Галич и Владимир-Волынский были в их числе.

Весьма существенно отметить черты своеобразия, отличающие архитектуру Волыни и Галичины. Памятники Владимира-Волынского - Мстиславов Успенский собор (1157-1160) и находящиеся в урочище ʼʼСтарая катедраʼʼ развалины храма, относящегося, по-видимому, к тому же времени, представляют исключительную близость к киево-черниговским памятникам.

Волынь в искусстве, как и в литературе, была прямой наследницей Киевской земли и довольно ревностно следовала ее традициям.

Искусство Галича шло несколько иным путем и более критично воспринимало художественное наследие и канонические образцы. Своеобразию галицкого зодчества способствовало само международное положение Галича, облегчавшее непосредственную связь с Западной Европой и прямое воздействие западной художественной культуры. Обилие естественного строительного камня позволило заменить им обычный кирпич и обогатило возможности декоративной обработки зданий - резьбой, игрой различных тонов облицовочного камня и пр.(Еще в серединœе XII в) в Галиче был создан сложный архитектурный ансамбль княжеского дворца. Рассказ летописи об обстоятельствах смерти князя Владимира Галицкого рисует нам эту постройку в виде совокупности ряда зданий: жилой части дворца, ʼʼсенейʼʼ и дворцового храма, объединœенных между собою системой переходов; в базе этой композиции лежит получившая здесь значительное развитие (система богатого деревянного жилья - ʼʼхоромʼʼ, установившаяся еще в условиях быта княжеско-дружинных верхов Киевской Руси. Открытые раскопками фундаменты белокаменной дворцовой церкви Спаса дают типичный пример зданий этого рода. Галицкий дворец обнаруживает много общих черт с композицией Боголюбовского замка XII в.

Построенная на рубеже XII-XIII вв. церковь Пантелœеймона в Галиче с ее порталами и резьбой романского характера показывает, как в галицком зодчестве переоформляется киевское наследие, как на общерусскую киево-византийскую основу ложатся романские черты, создающие своеобразный облик зодчества.

Особо пышное развитие оно получает с 40-х годов ХIII в. Этот факт нельзя не связать также и с отмеченным выше обстоятельством, что Галицко-Волынская земля была тем уголком Русской земли, где и в первые годы монгольского владычества продолжалось культурное развитие, где общественная жизнь не оборвалась. Сюда, несомненно, устремлялись всœе избежавшие плена и гибели культурные силы; Летопись, рассказывая о застройке Холма, рисует красочную картину заселœения нового княжеского города; на зов князя ʼʼприхожаа Немце и Русь иноязычники и Ляхы идяху день и в день и уноты и мастери всяции бежэху_ис Татар, седелници и лучници и тулници и кузнице желœезу и меди и сребру, и бе жизнь, и наполниша дворы окрест града, поле и селаʼʼ.

Именно в связи с этим рассказом о многочисленности стекавшихся в Галицкую землю мастеров разнообразных профессий и сообщает Галицко-Волынская летопись о прекрасных постройках, созданных в 40-50-х годах князем Даниилом в Холме, вызвавших неподдельный восторг и удивление современников.

Особенное внимание и восхищение летописца заслужила церковь Ивана: ее своды опирались на резные четырехсторонние капители с изображением человеческих голов. ʼʼизваянных от некоего хытрецаʼʼ, ʼʼримские стеклаʼʼ, т. е. цветные витражи на окнах храма, создавали причудливое освещение его внутреннего пространства; в алтаре над престолом вздымалась на двух колоннах из целого камня прекрасная сень А киворий украшенный по лазурному фону вызолоченными звездами; пол был слит из меди и олова и блестел подобно зеркалу.

Другая постройка Холма - церковь Марии (1260) не уступала, по словам летописца, своей красотой и размерами другим храмам. Для этой церкви была изготовлена прекрасная водосвятная чаша из красного мрамора, по краям она была украшена змеиными головами. Чаша была поставлена перед главными церковными дверями, как это делалось у храмов того времени на Западе.

Эти характеристики, посвященные летописцем Холмским постройкам, раскрывают перед нами исключительно сложную и своеобразную по составу слагающих ее элементов. Облик Холмских храмов позволяет увидеть своеобразное переплетение черт, рожденных в процессе развития древнерусского зодчества XII в., с явно заимствованными приемами-романского искусства. Этими же чертами характеризуется второй половины XII в. во Владимирском княжестве; более того, отдельные подробности убранства и оформления зданий Боголюбовского замка (1158-1165) настолько поразительно повторяются столетием позже в Холме, что возникает мысль о возможности непосредственной работы у князя Даниила владимирских зодчих и резчиков, бежавших от татарской неволи, и, вместе с другими мастерами, строивших и украшавших Холмские храмы.

Для галицко-волынской культуры характерно отсутствие резко выраженного и непримиримого вероисповедного и национального отвращения от ʼʼлатинскогоʼʼ мира, и эта ее черта способствовала также и обогащению искусства знакомством с Западом. Обращение к романскому искусству было вполне понятным для Владимира XII в. и для Галицкой Руси XIII в., так как это искусство более полно, нежели византийское, выражало идеи и вкусы феодального мира, передовыми представителями которого на Руси в XII в. были владимирские ʼʼсамовластцыʼʼ, а в XIII в. - галицко-волынский ʼʼкорольʼʼ Даниил.

С другой стороны, обращение к западной культуре было своеобразной формой утверждения своих собственных путей художественного и вообще культурного развития и отхода от традиций.

Этим объясняется также и тот знаменательный факт, что в галицко-волынском искусстве, в отличие от других княжеств, получило значительное развитие искусство ваяния, отрицавшееся православной византийской церковью в применении к религиозным сюжетам. Оно выразилось здесь не только в декоративной пластике Холмских храмов, но развилось в самостоятельную ветвь искусства, носящую даже светский характер.
Размещено на реф.рф
Летопись рассказывает об интересном изваянии, поставленном князем Даниилом вне города Холма, вероятно, на пути к нему.

То же влияние романского искусства ощущается и в галицко-волынской живописи, о которой можно судить лишь по нескольким миниатюрам.

В них прослеживаются приемы романо-готической живописи, как в отношении красочной гаммы, так и в самом построении живописного образа.

Итак, галицко-волынское искусство XIII в. является одной из наиболее ярких и значительных страниц истории древнерусского искусства. Начав свой путь вместе с литературой от общего для всœей древней Руси истока - киево-византийской художественной культуры, оно обогатилось общением с искусством западных сосœедей. Эти привнесения были органически освоены галицкими мастерами, создавшими вполне своеобразные и высококачественные памятники искусства Галицко-Волынской Руси.

Княжество стало наследницей К. Руси, боролось за воссоединœение й консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ре­месла, торговли, культуры; способствовало защите населœения юго-запад­ных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в усло­виях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славян­ских землях и стало главным политическим центром будущей Украины.

Слово ʼʼукраинскийʼʼ впервые употребляется в ʼʼПроповедяхʼʼ теолога Григория еще середины XI века. Термин ʼʼУкраинаʼʼ упомянут в Киевской летописи в 1187 ᴦ. как синоним понятия ʼʼкрашаʼʼ, то есть - край, род­ная земля (для сравнения: Сербия. по сербо-хорватски - Сербска Краша). С 1335 года для Галиции стало употребляться заимствованное у греков понятие ʼʼМала Русьʼʼ, позднее превратившееся в понятие ʼʼМалороссияʼʼ. При этом в различные периоды оно обозначало различные регионы Украины.

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества." 2017, 2018.

Подготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав

Слайд 2

С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: - во-первых, прекратить княжеские усобицы, - во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою".

Слайд 3

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Слайд 4

Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.

Слайд 5

Причины феодальной раздробленности

Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическаяобстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).

Слайд 6

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.

Слайд 7

Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуре

Однако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Слайд 8

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Слайд 9

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Слайд 10

Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.

Слайд 11

Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

Слайд 12

Список литературы

1. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.

Посмотреть все слайды

Культура переживала даль­нейший подъём. Возникли местные очаги куль­туры (владимир­ский, новгородский и т.д.).

Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, об­работка серебра, золота. С XII в. применяются во­дяные мельницы.

Летописание. Общерусское летописание сменилось ме­стным. Уве­личилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), склады­ваются его местные особенности. Новгородские лето­писи ха­рактеризо­вались деловитостью и простотой изложения событий, отсутст­вием церков­ной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской вла­сти, при­тязание влади­миро-суздальских князей на главенство.

Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Иго­реве» , повествующее о неудачном походе новгород-север­ского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185 г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот па­мятник поддел­кой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность.

Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Кли мента Смол я́ тича († 1164). «Киево-Печерский патер и́ к » содержит поучения, жития свя­тых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила За­точника» и «Моление Даниила Заточника» кри­ти­куют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.

Архитектура. Типичной по­стройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).

Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе , Параскéвы Пятницы . В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониев­ском и Юрьев­ском монастырях, церковь Ни­колы на Ярославовом дворище .

Влади­миро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитек­туры Новгорода, вы­деля­лось изящест­вом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влия­ние европейского ро­манского стиля выра­зилось в аркатурно-колончатых поясах и пил я страх . При Андрее Боголюбском во Владимире по­строены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые во­рота ), в 1158–1161 гг. построен Успен­ский собор , в 1165 г. – церковь По­крова на Нерли́ , а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор , отличаю­щийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.

Живопись . Икона «Владимирская богоматерь » («Бого­ма­терь Бо­голюб­ская»), замечатель­ное произ­ведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский » из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живо­писцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы », «Спас Нерукотворный », фре­ски церкви Спаса на Не­рéдице .

Скульп­тура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревян­ных храмов.

Быт – уклад повседневной жизни народа (пи­тание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развле­че­ния). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географиче­ских условий и оказывает влияние на формиро­вание личности, менталитета.

Брачные обычаи . На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.

Жилище . Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна , вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провин­циальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.

Сельское население жило в деревнях-вéсях . Центром нескольких весей яв­лялся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузы­рём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.

Существовали два типа жилых построек:

-северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь);

-южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка).

Питание . Основу пищевого рациона составляли растительные и жи­вот­ные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки.

Одежда . Основным видом одежды была ру­баха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Муж­чины но­сили длинные штаны – «порты, или ноговицы ». Верхней одеждой про­стых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан , головной платок – убрус. Князья носили застёги­вающиеся на плече плащи – «кóрзно » и шубы («кожухи »), кожаные сапоги. Лапти-лыченицы с онýчами были крестьянской обу­вью. Знать, следуя византийским традициям, но­сила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек.

З доровье . Антропологи полагают, что на Руси средняя продол­жи­тельность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболева­ниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с не­достатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы.

Широкое распространение имела баня . В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не муче­нье». Русь в разви­тии гигие­ниче­ских навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела.

Развлечения . Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы» ) и дружин­ные пиры. Простой народ пел песни, водил хороводы, играл на гуслях и свире­лях, устраивал скоморошьи забавы и игрища.

Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоева­ния испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.