Кто автор фрески страшный суд. Страшный суд — фреска Микеланджело. Секреты фрески «Страшный суд» как ее достояние

В самом сосредоточии римского Ватикана, наряду со значимыми достопримечательностями, стоит красивейший музей – Сикстинская капелла (итал. Capella Sistina ) в котором пришлось создавать свои шедевры самому Микеланджело.

Созданная, изначально, как домовая церковь – то есть освященная постройка, находящаяся в каком-либо здании – она была укреплена и превращена в капеллу. Названа она так была в честь папы Сикста.

Адрес капеллы: Viale Vaticano, Cappella Sistina
Время работы: понедельник-суббота с 9,00-18,00
Стоимость билета: от 8 до 16 евро
Официальный сайт: www.mv.vatican.va

История Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла Микеланджело Буонарроти претерпела несколько реставраций и перестроек. Самая первая из них произошла ещё в 1400 году. Именно тогда домовая крепость была перестроена в капеллу. Позже, в результате оседания почвы, была проведена реставрация с возведением и укреплением стен.

Наряду со своим музейным предназначением, именно здесь происходит торжественное, богоугодное, мероприятие – избрание папы Римского. В этом выборе нет ничего удивительного: просторное, украшенное фресками – живопись, выполненная на сырой штукатурке и необычайно долговечная – времён Боттичелли и Микеланджело, помещение дарит каждому ощущение торжественности и постоянного присутствия Христа.

Всего картин насчитывалось около 16, однако до наших дней дошло всего 12. Ими украшены стены, алтарь и потолок капеллы. Что же касается низа капеллы, то он был ранее девственно чистым. Здесь вывешивались гобелены руки Рафаэля. Самым интересным является то, что те фрески, которые находятся по бокам, рассказывают о жизни сразу двух пророков: Христа и Моисея. Между окон, же, находятся портреты всех пап.

Потолок Сикстинской капеллы Микеланджело имеет, также, свои особенности и историю.

Любителям развлечений не сомненно понравятся такие как парк развлечений “Мирабиландия” или аквапарк “Аквафан”.

Конкурентом Сикстинской Капелле по красоте является а интересные подробности не оставят никого равнодушным.

Любителям экзотики обязательно стоит попробовать знаменитый который рискнут попробовать не каждый.

Описание картины Микеланджело “Страшный суд”

Подробно описание картины Микеланджело «Страшный суд» представить невозможно – это настолько хаотичное и многочисленное расположение множества обнажённых тел, что невозможно ни подсчитать его точное количество – примерное же составляет около 400 человек – ни передать всю гамму чувств на их лицах.

Однако, самое большое достижение данной картины, в том, что все эмоции героев отображены в их позах. На этом изображении нет ни одной повторяющейся фигуры! Данный феномен нельзя ни объяснить, ни повторить.

Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Это связано с тем, что, в качестве временного интервала, Микеланджело выбрал не конец, а начало данного действа.

Именно этим и объясняются такие детали, как:

  • Молодой Христос.
  • Ангелы, не имеющие крыльев.
  • Лоскут кожи, собранной с ноги святого и так далее

Создание данной картины заняло у Микеланджело целых 6 лет. Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей.

Фото картины Микеланджело “Страшный суд”

Сикстинская капелла сверху

Фрагмент картины Страшный суд – черти тянут мучеников к Миносу Фрагмент картины Страшный суд – Харон переправляет мучеников

Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508-1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. 1514-1519) . Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников .

Неизвестно, когда художник заключил официальный контракт, но в сентябре 1534 года он прибыл из Флоренции в Рим, чтобы заняться новым произведением (и продолжить работу над гробницей Юлия II). Несколько дней спустя папа умер. Микеланджело, считая, что заказ потерял актуальность, оставил папский двор и занялся другими проектами .

Павел III

Однако новый папа, Павел III, не отказался от идеи украсить алтарную стену новой фреской. Микеланджело же, от которого наследники Юлия II требовали продолжения работ над его гробницей, пытался отодвинуть сроки начала работ над росписью .

По указанию папы фрески, выполненные в XV веке и начале XVI века, должны были быть скрыты новой росписью. Это было первое в истории капеллы «вмешательство» в комплекс изображений, тематически связанных между собой :Нахождение Моисея , Вознесение Девы Марии с коленопреклоненным Сикстом IV и Рождество Христово , а также портреты некоторых пап между окнами и два люнета из цикла фресок потолка капеллы с предками Иисуса, расписанные Микеланджело более двадцати лет назад.

При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого . Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один - в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия .

Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо , до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Дель Пьомбо, нашедший поддержку в этом вопросе у папы, утверждал, что для шестидесятилетнего Микеланджело работа в технике чистой фрески будет физически трудна, и предложил подготовить поверхность для росписи масляной краской. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» . Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года . Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником .

Леса были установлены и Микеланджело начал роспись летом 1536 года. В ноябре того же года папа, чтобы освободить Микеланджело от обязательств перед наследниками Юлия II, главным образом Гвидобальдо делла Ровере , издал motu proprio , который давал художнику время завершить «Суд» , не отвлекаясь на другие заказы. В 1540 году, когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов , для выздоровления ему потребовался перерыв в месяц .

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело . Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос - Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса .

Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых, в ту же ночь 29 лет назад были представлены фрески потолка капеллы .

Критика

Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой - жёсткую критику . Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси . «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского , Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса , судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело .

Цензурные записи. Реставрация фрески

Марчелло Венусти, фрагмент копии Страшного суда . Святой Бьяджо и святая Екатерина (1549), Неаполь, Музей ди Каподимонте

Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид» . Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра , которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник») . Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой , в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской , вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление . Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Бьяджо смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета . Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале . Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её .Во время последней реставрации , законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации .

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы:

Композиция

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части :

  • Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых .
  • Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части .

Люнеты

Ангелы с атрибутами Страстей Христовых, левый люнет

В двух люнетах представлены группы ангелов, которые несут символы Страстей, знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества . Это точка начала чтения фрески, предваряющая чувства, которыми охвачены персонажи «Страшного суда».

Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri , которых Вазари назвал просто Ignudi , они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба . Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине» . В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему . Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов ».

Христос-Судия и Дева Мария со святыми

Христос и Мария

Центр всей композиции - фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых .

В традиционных версиях Страшного суда Христос-Судия изображался на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно у Христа правая рука поднята в благословляющем жесте, левая же - опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы .

Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии - его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон) , в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью . Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом , по Вазари: «…Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».

Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, десять дней . Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, художник, вопреки традиции, изобразил Христа-Судию безбородым. На многочисленных копиях фрески он предстаёт в более привычном облике, с бородой .

Подле Христа - Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии, в отличие от Христа, направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменившись триумфом божественной вечности.

Окружение Христа

Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии

Святой Варфоломей

Микеланджело отказался от традиции, согласно которой художники в Страшном суде окружали Христа восседавшими на тронах апостолами и представителями Колен Израилевых . Он также сократил Деисус , оставив единственной (и пассивной) посредницей между Судиёй и человеческими душами Марию без Иоанна Крестителя .

Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов - всего 53 персонажа. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль . Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать . Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин» .

Некоторые персонажи на дальнем плане, не предусмотренные в подготовительном картоне, были нарисованы а секко , без детализации, свободным рисунком, с подчёркнутым пространственным разделением фигур: в отличие от ближайших к зрителю, они кажутся более тёмными, с размытыми, нечёткими контурами .

У ног Христа художник поместил Лаврентия с решёткой и Варфоломея, возможно, потому, что капелла была также посвящена этим двум святым . Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино , врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом» . Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением .

Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть . Справа от Христа - святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль .

Второе кольцо персонажей. Левая сторона

Эта группа состоит из мучеников, духовных отцов Церкви, девственниц и блаженных .

С левой стороны почти все персонажи - женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.

Примечания

  1. Stefano Zuffi, La pittura rinascimentale, 2005.
  2. , p. 84
  3. , p. 12
  4. , p. 112
  5. , p. 214
  6. De Vecchi-Cerchiari, cit., pag. 151.
  7. Сикстинская капелла была посвящена Деве Марии, в ней папский двор праздновал День Вознесения матери Христа.
  8. , p. 104
  9. , p. 216
  10. Дзуффи, 109
  11. Эти слова приводит Вазари в биографии Себастьяно лель Пьомбо.
  12. Это был самый нижний ярус.
  13. Della notizia dà un resoconto Vasari.
  14. По сообщению Лдовико Доменичи в Historia di detti et fatti notabili di diversi Principi & huommi privati moderni (1556), p. 668
  15. Махов А. Караваджо. - М .: Молодая гвардия, 2009. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 978-5-235-03196-8
  16. , p. 235
  17. Письмо доминиканского теолога Андреа Джилио папе римскому
  18. , p. 266
  19. , p. 227
  20. Блеч Б. Долинер Р. Загадка Микеланджело: Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле? - М.: Эксмо, 2009. с. 261.
  21. , p. 219
  22. , p. 102
  23. , p. 225
  24. Camesasca, cit., pag. 104.
  25. , p. 226
  26. Копия из Каса Буонаротти
  27. Вазари
  28. Camesasca, cit., pag. 102.
  29. Dixon, John W. Jr. The Terror of Salvation: The Last Judgment

Литература

  • Ettore Camesasca. Michelangelo pittore. - Milano: Rizzoli, 1966.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell"arte, volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
  • Pierluigi De Vecchi. La Cappella Sistina. - Milano: Rizzoli, 1999. - ISBN 88-17-25003-1

На фреске Микеланджело «Страшный суд» возмездие настигает не только грешников, но и тех, кто раздражал живописца

Фреска «Страшный суд»
13,7 м х 12,2 м 1536–1541
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

Однако заказчик - это полбеды, следом приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, как посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.

Хуже критиков только официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели уничтожить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.


1. Христос. Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую - за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красота всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямо на фреске.


2. Святая Екатерина Александрийская . С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное мнение: с тех пор его прозвали Il Braghettone - «рисовальщик штанов».


3. Минос . Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.


4. Святой Варфоломей . По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно внешне похож на философа Пьетро Аретино. Пока художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь навязать собственную трактовку сюжета. Уже после того как «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.


5. Апостол Петр . Он держит ключи от врат неба и ада - символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Некоторые искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.


6. Автопортрет . Считается, что свое искаженное страданиями лицо Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.


7. Юноша . Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил здесь своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.

Художник
Микеланджело Буонарроти

1475 - родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.
1487–1489 - был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первый опыт фресковой живописи.
1490–1492 - изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.
1496 - впервые прибыл в Рим.
1508–1512 - раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».
1513–1515 - создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.
1534 - окончательно переселился из Флоренции в Рим.
1547 - был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.
1564 - умер от лихорадки в Риме. Согласно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA , DIOMEDIA, BRIDGEMAN (X2) / FOTODOM.RU

Ипатьевский монастырь - жемчужина Костромы. Он особым образом связан с русской историей. Ктиторами обители были Годуновы, здесь находилась их родовая усыпальница. Отсюда началась и новая эпоха русской государственности: в монастырь, где с осени 1612 года жил юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой, 13 марта 1613 года прибыло посольство Земского собора, избравшего Михаила царем, и на следующий день, 14 марта, в Троицком соборе монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство, положивший конец Смутному времени. Троицкий собор - главный храм монастыря. Фрески собора - замечательный образец фресковой живописи второй половины XVII века - уникальны по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

О росписях этого храма, особенностях православного искусства и его отличиях от западноевропейского, о том, чему и как это искусство может научить наших современников, особенно молодых, мы беседуем с Людмилой Бурдиной - экскурсоводом Ипатьевской обители.

Трагедия или преображение мира?

Монументальная фреска «Страшный суд» на западной стене Троицкого собора Ипатьевского монастыря обращает на себя внимание сразу, как только входишь в храм. И я заметил, что всем туристам о ней рассказывают особенно подробно. Почему именно к этой фреске такой интерес?

Во-первых, это одна их самых древних фресок собора - 1654 года. А кроме того, всем нам предстоит Суд Божий. Каждого человека это касается самым непосредственным образом.

И фреска интересна не только своими размерами и развернутой композицией, но и важностью и значительностью затронутой темы. Ведь она говорит и о судьбе всего человеческого рода, и о посмертной судьбе отдельного человека до Второго пришествия Спасителя и Страшного суда. Образы фрески позволяют нам явственно представить момент встречи души с Богом, приготовиться к ней.

Страшный суд - тема многих художественных произведений. И первое, что вспоминается, - это знаменитая фреска Микеланджело в Сикстинской капелле. Она написана веком ранее фрески Ипатьевского монастыря, - в середине XVI века. Скажите, уместно ли сравнивать эти две фрески?

Микеланджело воплощает тему Страшного суда как трагедию космического масштаба. Композиция воспринимается как катастрофа, крушение мира.

Да, на фреске Сикстинской капеллы фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии: по ним можно изучать анатомию. Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику. Но при этом фреска выполнена в подчеркнуто натуралистическом стиле, насыщена эмоциями и страстями. В ней Небесное переносится на земной план, невозрожденная материальность - в сферу Неба; земным и чувственным вытесняется духовное и вечное.

И посмотрите, как изображена Божия Матерь на фреске Микеланджело: в Ее позе отторжение, полное неприятие ужаса и страданий грешников, низвергаемых в адские пропасти.

В православном искусстве изображение Страшного суда (как и любая православная икона) - это молитва. Здесь нет надрыва, изломанности поз, ужаса, искаженных страданием лиц.

Основные композиционные линии нашей фрески «Страшный суд», написанной Василием Ильиным Запокровским, - это овал, круг: линии плавные, гармоничные. Композиционные линии основной части фрески устремлены к Небу, к Богу. Да, тут вы увидите и «змея мытарств», и «милостивого блудника», повисшего между раем и адом, и ниспадающую волну грешников, гонимых в геенну огненную. Но главная мысль здесь - в преодолении греха, смерти, ада, в преображении мира, в окончательном торжестве Божией правды и любви.

Господь восседает на Престоле Славы. Ему предстоят в молитве Царица Небесная, Иоанн Предтеча, у ног Спасителя Знамение Сына Человеческого - Крест, на котором Он принес Себя в жертву за мир. Кресту предстоят в молитве Адам и Ева. Они любят нас всех - мы все их дети. Далее - Престол Уготованный с раскрытой Книгой Жизни: в нее вписаны имена праведников. Страшно, если имя твое вычеркнуто из Книги Жизни. Но ведь вычеркиваем свое имя из этой Книги мы сами - своей нелюбовью, неправдой.

У Микеланджело праведники окружают Христа Спасителя. В их позах и выражении лиц крайнее напряжение и надрыв. В нашей фреске - апостолы восседают на престолах, вместе с ними Ангелы Божии, выше - пир праведников в Царстве Божием.

Основная мысль «Страшного суда» Микеланджело - ужас неотвратимости наказания и нескончаемых мук грешников, страх пред грозным Судией. Однако одним страхом наказания сложно изменить человека.

Во фреске Троицкого собора - призыв к покаянию и вера в возможность спасения. Господь сделал все, чтобы это свершилось: Он взял на Себя наши грехи, омыл их Своей кровью. Однако наше спасение невозможно без нашего участия. Мы сотрудники Богу в этом.

Правда о нас самих

- А как воспринимали фреску «Страшный суд» наши предки? Насколько были понятны им ее сюжеты?

Середина XVII века в истории России - время неспокойное. 1654 год, когда писалась фреска, - это начало реформ патриарха Никона. Это время великого смятения, смущения в умах и бунта «ревнителей древлего благочестия». Тогда с особой остротой воспринималось русскими людьми учение о Суде Божием, о конечном торжестве Божией правды и любви.

Но, как это ни странно звучит, фреска «Страшный суд» - удивительно светлый сюжет.

- Поясните, пожалуйста, почему Страшный суд - светлый сюжет.

Это, безусловно, светлый сюжет. Да, грешники испытывают всевозможные муки; да, душам человеческим надо преодолеть мытарства... Идет борьба добра со злом, и эта борьба уже здесь начинается, в нашей земной жизни, а там приходит к завершению.

О чем говорит фреска? О том, что всё устремлено к Богу. «Аз есмь Альфа и Омега, Начало и Конец» (Откр. 1: 8), - говорит Спаситель. И смысл этой фрески - преодоление греха, преодоление смерти, преодоление зла и в конечном счете победа над злом - над смертью.

Уже здесь, в этой жизни, к ее концу, мы определяемся в своем выборе: или ты окончательно выбираешь Бога и входишь в рай, или, не преодолев греха - этого змея, попадаешь в ад.

Фреска говорит о воскресении мертвых, о том, что праведные люди войдут в обитель Отца Небесного, о том, что наступит окончательное торжество Божией правды и любви. Именно так нужно понимать фреску «Страшный суд».

Мы не знаем, сколько еще пройдет времени до Страшного суда, который будет благодатным для праведников и страшным для грешников. Но пока у нас есть возможность оглянуться вокруг себя и разобраться в себе, мы должны решить, по какую сторону каждый из нас встанет. И не нужно обманываться и думать, что кто-то куда-то нас поставит. Мы сами со стыдом убежим от Лика Божия, как это сделал Адам, когда спрятался в кусты, услышав глас Божий, взывающий к нему: «Адам, где ты?»

Нужно ответить себе: исполняю ли я заповеди Господни, люблю ли ближнего, помогаю ли тем, кто нуждается в моей помощи, или гоню от себя, чтобы меня не беспокоили?

В вечности обнажается вся правда о нас самих

Определяющий принцип Страшного суда - это реальное сочувствие, которое мы проявляем к своему ближнему. Во время Второго пришествия нас не спросят, как строго мы постились, сколько бдений совершали, как много поклонов положили. Нас спросят: накормили ли мы голодного? напоили ли жаждущего? пригласили ли странника к себе в дом, одели ли нагого, посетили ли больного и тех, кто в темнице? (ср.: Мф. 25: 34-46). Вот об этом нас спросят. В вечности обнажается вся правда о нас самих. Поэтому последний Суд будет страшен именно тем, что эта правда, которую, может быть, мы часто скрываем от окружающих и больше всего - от самих себя, будет представлена пред нами во всей своей неприглядности.

Следуя канону

А есть ли «изюминка» у фрески Ипатьевского монастыря, какая-нибудь уникальная деталь, которой нет на изображениях Страшного суда в других известных русских храмах?

Ипатьевская фреска выполнена в рамках канона. Наше искусство как раз интересно не какими-то новациями, а верностью канону. Основы иконографии складывались в Византии. Это воплощение в зримом образе догматического учения Церкви. И чем более привержен художник канону, тем более его искусство ценно.

Можно ли сказать, что именно этим - следованием канону - православное храмовое искусство отличается от западноевропейского?

Да. Кроме того, разными путями шло развитие искусства на христианском Западе и на христианском Востоке.

Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было сформулировано Пято-Шестым Трулльским Собором 691-692 гг. 82-е правило Собора раскрывает содержание священного образа так, как понимает его Церковь. Это правило касается изображения Господа Иисуса Христа. В нем предписывается представлять Христа в человеческом виде. В первые века часто прибегали к символическим изображениям Господа в виде рыбы, агнца. Так же, как и рыба, агнец означал не только Самого Спасителя, но и христианина вообще. Отцы Собора говорят о древних символах как об этапе, уже пройденном Церковью. Собор предписывает заменять символы Ветхого Завета и первых веков христианства прямым изображением, потому что образ, который заключался в этих символах, стал реальностью в воплощении.

Вслед за утверждением необходимости прямого образа в следующей части 82-го правила дается догматическое обоснование этого образа, и именно в этом основное значение данного правила. Это первое соборное выражение христологической основы иконы было впоследствии широко использовано и уточнено защитниками икон в период иконоборчества. Церковный образ представляет нам человеческий лик воплотившегося Бога, исторический лик Иисуса Христа.

- Но ведь икона Христа должна показывать, что речь о воплотившемся Боге...

Несомненно, изображение должно напоминать не только о земной жизни Спасителя, Его страданиях и смерти, оно должно указывать и на славу Его, «высоту Бога Слова». Сама манера изображения Сына Человеческого должна отражать Его Божественную славу. Учение Церкви выражается не только в сюжете, но также и в том, как этот сюжет передается. В области своего искусства Церковь вырабатывает художественный язык, соответствующий ее опыту и ее ведению Божественного Откровения. Цель церковного искусства - верно передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть реальность духовную и пророческую.

82-е правило Трулльского Собора полагает начало иконописному канону

82-е правило Трулльского Собора полагает начало тому, что мы называем иконописным каноном, то есть известному критерию литургичности образа, подобно тому как в области словесной канон определяет литургичность того или иного текста.

- А в чем суть иконописного канона? Почему так важно следовать ему?

Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается это соответствие, то есть подлинность передачи Божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом.

Трулльским Собором отмечен конец догматической борьбы Церкви за правильное исповедание двух природ - Божественной и человеческой - в Лице Иисуса Христа. Деяния Пято-Шестого Собора были посланы в Рим. Однако папа подписать их отказался. Он объявил постановления Собора недействительными. Таким образом, Римская Церковь осталась в стороне от формулировки учения Церкви о христологической основе священного образа.

Западное священное искусство по сей день остается верным некоторым чисто символическим изображениям (в частности, Спасителя в виде агнца), а также натуралистическим изображениям. В православном искусстве символ и аллегория были отодвинуты на второй план: символические и аллегорические изображения остались в декоративном церковном искусстве, например, в резьбе иконостасов.

Изобразим ли Бог Отец?

Вы сказали, что роспись Троицкого собора канонична. Однако в скуфье центрального купола есть образ Новозаветной Троицы.

Да, это одно из изображений, против которого выступал еще в XVI веке дьяк Иван Висковатый. Он возражал против изображения Господа Саваофа в виде старца. Бога никто никогда не видел. Бог видим и изобразим только в воплощении. В образе Бога Отца Висковатый увидел попытку изобразить неизобразимое существо Божие. Для Висковатого руководящим принципом в суждении об иконописи были основные положения православного вероучения. Висковатый ревновал об истине, то есть об иконографическом реализме.

- Почему возникают подобные изображения?

Правилами соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца

Бог Отец - первая Ипостась Пресвятой Троицы - не изобразим вообще. И правилами православных соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца, также как и Святого Духа в виде голубя (кроме иконы Богоявления). По словам святого Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18), поэтому образом (по-гречески - иконой) Бога Отца является Сын Божий Иисус Христос. В Православии отцы Церкви связывали этот образ с темой воплощения предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия.

Архиепископ Андрей Кесарийский в Толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он, однако, древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ митрополит Афинский Михаил Хониат: «Белые волосы означают вечность, однако Он, принесенный за нас в жертву, - Младенец в воплощении».

- Почему же этот образ стал пониматься как образ Бога Отца?

Причиной превращения «Ветхого денми» (Ветхого днями) в иконографию Бога Отца является неоднозначность текста видения пророка Даниила, который после описания «Ветхого денми» как седовласого старца пишет: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7: 13). Исходя из того, что Сын Человеческий - Иисус Христос - подводится к «Ветхому денми», последний стал пониматься именно как Бог Отец. Образ «Ветхого денми» для изображения Бога Отца стал использоваться с XI века. Изображение Бога Отца в виде старца было запрещено Большим Московским Собором 1666-1667 годов, однако Собор противоречил сам себе, разрешая изображать «Отца в седине» в сценах Апокалипсиса.

Красота земная и красота небесная

На фресках Троицкого храма много и бытовых деталей: вот тушат пожар, вот кто-то пирует, а вот и похороны... Фрески могут рассказать нам о том, как жили наши предки?

Проникновение бытовизма в храмовую роспись - печальный признак

Какие-то бытовые детали в росписи XVII века уже появляются. И по ним можно судить о жизни людей того времени. Но это проникновение бытовизма в храмовую роспись - печальный признак: начинается десакрализация церковного искусства. В древних иконах все внешние детали убирались, на них вообще внимания не обращалось, поскольку икона являет горний мир, мир преображенный. Но, начиная с XVI века, под влиянием западного искусства - обмирщенного, заземленного - и в православное искусство проникает бытовизм. В XVII веке эти тенденции усиливаются, в XVIII веке наблюдается отступление от канона, ну, а в XIX веке уже было принято писать, как на Западе.

Восточнохристианское искусство отошло от канонов, стало зависимым от искусства западноевропейского. Такое искусство, может быть, прекрасно с точки зрения художественной, но... В икону врывается мир неочищенный, падший, мир, отступивший от Бога. И теперь много внимания уделяется орнаменту, архитектурным деталям, пейзажу, бытовым жанровым сценам...

На костромское искусство XVII века сильное влияние оказала голландская культура. Так, например, в это время для разработки иконографических сюжетов часто брали иллюстрированные голландские издания Библии Пискатора. Именно они послужили основой построения композиций фресок Троицкого собора.

- В Троицком храме удивительны не только фрески, но и иконостас.

Да, иконостас собора вызывает восхищение. И с гордостью говорю: над ним трудились костромичи. Рама иконостаса - работа Петра Золотарёва и Макара Быкова, выполнена в 50-е годы XVIII века в стиле нарышкинского барокко.

Василий Ильин Запокровский написал иконы трех верхних ярусов иконостаса в 50-е годы XVII века. Два нижних яруса икон написаны в 50-е годы XVIII века Василием Никитиным Вощиным.

Русское барокко - стиль, родившийся под влиянием западного искусства. Значит, не всегда это влияние было, скажем так, отрицательным?

Русское барокко - замечательное явление. В этом стиле созданы прекрасные произведения искусства и архитектурные сооружения. И все же... Да, западное искусство вызывает восхищение - но это чисто эстетическое удовольствие. Святые отцы учат: человек трехсоставен - дух, душа и тело составляют человеческое естество. Сфера деятельности души - интеллектуальное, эстетическое постижение мира. Восточнохристианское искусство - это сфера более высокая, сфера деятельности духа, а не души. А дух человеческий от Бога исходит. Наше искусство более глубоко, более высокого духа. И речь не идет об эстетическом выражении, об эстетическом восприятии этого искусства.

Западноевропейское искусство прекрасно, но это красота нашего земного, еще не преображенного мира. В красоте орнаментов резных иконостасов восприятие иконы отступает на второй план. Икона «утопает» в причудливом, пышном обрамлении. Те же процессы наблюдаются в иконе. Начиная с XVI века, все более настойчиво вторгается в пространство иконы пейзаж, архитектурные постройки, орнаменты. Я уже говорила об этом. В XVIII веке эти элементы иконографии отодвигают на второй план священные образы. Именно в это время много внимания уделяется бытовым зарисовкам, жанровым сценам. Эти образы могут отличаться изяществом, красотой форм, но они «заземляют» священный образ, переносят его в другую плоскость.

Люди высокого духа

Это были люди высокого духа. К иконописцам и мастерам храмовой росписи предъявлялись такие же требования, как и к ставленнику во священство. Иконописец должен был быть человеком духовной жизни, молитвенником. Ему разрешалось иметь семью, но он должен был воспитывать детей в строгости, строить на христианской основе и свою личную жизнь, и жизнь своей семьи.

Гурий Никитин, автор большинства наших фресок, был аскетом и подвижником. Чтобы не отвлекаться на мирские проблемы, он жил в безбрачии. Сохранилась писцовая книга XVII века, в которой перечисляются дворы костромичей с подробным указанием, у кого что было, кто чем владел. Назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», - то есть он был очень бедным человеком. Хотя мог бы, как его отец или брат, заняться торговлей, поскольку был из купеческого рода. Но он предпочитал оставаться бедным человеком, почти нищим, и всю жизнь посвятил служению Богу: писал иконы, расписывал храмы. Главные храмы России расписывал, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого - Успенскую и Воскресенскую церковь. Он работал во многих городах: в Суздале, Ярославле, Переславле-Залесском, Тутаеве.

Кто еще потрудился над фресками храма? Ведь собор расписывался в течение довольно продолжительного времени...

Гурий Никитин расписал храм за четыре месяца, но позднее, в последующие века, фрески в каких-то частях храма поновлялись. Роспись галереи, например, - это работа мастеров из Палеха, начало ХХ века. Но там есть и две старинные фрески кисти Василия Ильина Запокровского - это 50-е годы XVII века. В ХХ веке была завершена роспись притвора. И уже в наше время, в XXI веке, был расписан придел преподобного Михаила Малеина, тоже мастерами из Палеха.

Самая главная икона - это человек

- Чему можно научиться, глядя на старинные фрески?

Мы недооцениваем свое призвание

Прежде всего, очень глубокому отношению к жизни. Требовательному отношению к себе. Мы недооцениваем свою роль в этом мире, недооцениваем свое призвание. А ведь человек призван к очень высокой цели: он - гражданин Царства Божия в конечной перспективе. И мы должны в течение своей жизни создать из себя икону - идеальный образ Божий. Самая главная икона - это человек. Мы же созданы по образу и подобию Божию. Церковное искусство, и прежде всего православное искусство, и особенно древнее искусство, напоминает нам о нашем призвании. Воспитывает нас, обязывает нас соответствовать идеалу, хотя нам порой этого соответствия ох как не хочется, потому что это трудно. Легче же ничего не делать, ничего не знать, быть слабенькими, ни за что не отвечать...

Как вы думаете, церковное искусство находит отклик в сердцах современных молодых людей? В Ипатьевский монастырь приезжает много туристов, людей неверующих в том числе. Понятен ли им смысл того, что они видят здесь?

Увы, мы, современные люди, очень далеки от Церкви, от Бога. Мне все время вспоминаются упреки Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, брошенные Спасителю: «Ты зачем пришел? Зачем Ты дал им свободу? Им так спокойно без Тебя! Они маленькие и ничтожные, им непосильно Твое бремя...»

Конечно, к каждому человеку нужно найти свой подход. Не рекомендуется питать младенцев - младенцев по уровню духовного развития - богословием. Нужно говорить об общечеловеческом, о том, что будет понято и воспринято. Ведь православное искусство - очень глубокое и высокое. И на это надо обращать внимание.

Но я заметила, а у меня большой опыт общения с людьми, что русские люди глубоко религиозны. У них лица светлеют, когда они выходят из Троицкого собора. Из нашего мира, где так непросто жить, они вдруг оказываются вброшенными в море света, любви, радости, красоты. И они интуитивно чувствуют, что это их мир, что это Дом Отца.

Стене Сикстинской капеллы в Ватикане . Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка . Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис . «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма .

История создания

Климент VII

В 1533 году Микеланджело работал во Флоренции над различными проектами в Сан Лоренцо для папы Климента VII . 22 сентября этого года художник отправился в Сан-Миниато , чтобы встретить папу. Возможно, именно тогда папа римский высказал желание, чтобы Микеланджело расписал стену за алтарём Сикстинской капеллы на тему «Страшного суда». Таким образом было бы достигнуто тематическое завершение циклов росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, украшавших капеллу .

Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508-1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. 1514-1519) . Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников .

Неизвестно, когда художник заключил официальный контракт, но в сентябре 1534 года он прибыл из Флоренции в Рим, чтобы заняться новым произведением (и продолжить работу над гробницей Юлия II). Несколько дней спустя папа умер. Микеланджело, считая, что заказ потерял актуальность, оставил папский двор и занялся другими проектами .

Павел III

Однако новый папа, Павел III, не отказался от идеи украсить алтарную стену новой фреской. Микеланджело же, от которого наследники Юлия II требовали продолжения работ над его гробницей, пытался отодвинуть сроки начала работ над росписью .

По указанию папы фрески, выполненные в XV веке и начале XVI века, должны были быть скрыты новой росписью. Это было первое в истории капеллы «вмешательство» в комплекс изображений, тематически связанных между собой :Нахождение Моисея , Вознесение Девы Марии с коленопреклоненным Сикстом IV и Рождество Христово , а также портреты некоторых пап между окнами и два люнета из цикла фресок потолка капеллы с предками Иисуса, расписанные Микеланджело более двадцати лет назад.

При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого . Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один - в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия .

Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо , до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Дель Пьомбо, нашедший поддержку в этом вопросе у папы, утверждал, что для шестидесятилетнего Микеланджело работа в технике чистой фрески будет физически трудна, и предложил подготовить поверхность для росписи масляной краской. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года . Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником .

Леса были установлены и Микеланджело начал роспись летом 1536 года. В ноябре того же года папа, чтобы освободить Микеланджело от обязательств перед наследниками Юлия II, главным образом Гвидобальдо делла Ровере , издал motu proprio , который давал художнику время завершить «Суд» , не отвлекаясь на другие заказы. В 1540 году, когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов , для выздоровления ему потребовался перерыв в месяц .

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело . Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос - Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса .

Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых, в ту же ночь 29 лет назад были представлены фрески потолка капеллы .

Критика

Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой - жёсткую критику . Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси . «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского , Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса , судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело .

Цензурные записи. Реставрация фрески

Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид» . Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра , которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник») . Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой , в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской , вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление . Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета . Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале . Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её . Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935-1936 годах. Во время последней реставрации , законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации .

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы:

Композиция

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части :

  • Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых .
  • Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части .

Люнеты

Ангелы с атрибутами Страстей Христовых, левый люнет

В двух люнетах представлены группы ангелов, которые несут символы Страстей, знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества . Это точка начала чтения фрески, предваряющая чувства, которыми охвачены персонажи «Страшного суда».

Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri , которых Вазари назвал просто Ignudi , они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба . Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине » . В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему . Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов ».

Христос-Судия и Дева Мария со святыми

Христос и Мария

Центр всей композиции - фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых .

В традиционных версиях Страшного суда Христос-Судия изображался на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно у Христа правая рука поднята в благословляющем жесте, левая же - опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы .

Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии - его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон) , в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью . Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом , по Вазари: «…Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».

Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, десять дней . Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, художник, вопреки традиции, изобразил Христа-Судию безбородым. На многочисленных копиях фрески он предстаёт в более привычном облике, с бородой .

Подле Христа - Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии, в отличие от Христа, направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменившись триумфом божественной вечности.

Окружение Христа

Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии

Святой Варфоломей

Микеланджело отказался от традиции, согласно которой художники в Страшном суде окружали Христа восседавшими на тронах апостолами и представителями Колен Израилевых . Он также сократил Деисус , оставив единственной (и пассивной) посредницей между Судиёй и человеческими душами Марию без Иоанна Крестителя .

Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов - всего 53 персонажа. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль . Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать . Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин» .

Некоторые персонажи на дальнем плане, не предусмотренные в подготовительном картоне, были нарисованы а секко , без детализации, свободным рисунком, с подчёркнутым пространственным разделением фигур: в отличие от ближайших к зрителю, они кажутся более тёмными, с размытыми, нечёткими контурами .

У ног Христа художник поместил Лаврентия с решёткой и Варфоломея , возможно, потому, что капелла была также посвящена этим двум святым . Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино , врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом» . Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением .

Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть . Слева от Христа - святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль .

Второе кольцо персонажей. Левая сторона

Левая сторона

Эта группа состоит из мучеников, духовных отцов Церкви, девственниц и блаженных (около пятидесяти фигур) .

С левой стороны почти все персонажи - женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Некоторые блаженные из числа воскресших устремляются наверх, вовлечённые в общее мощное вращательное движение. Жесты, выражение лиц персонажей, показывают возбуждение намного большее, чем у тех, кто находится рядом с Христом .

Второе кольцо персонажей. Правая сторона

Правая группа - мученики, исповедники и другие блаженные, преобладают мужские фигуры (приблизительно восемьдесят персонажей). Крайний справа - атлетически сложённый мужчина, держащий крест. Предполагается, что это - Симон Киринеянин , помогавший нести Иисусу крест по пути на Голгофу. Другой вариант идентификации - Дисмас , благоразумный разбойник .

Под ним поднимается на облако святой Себастьян , сжимающий в левой руке стрелы, знак своего мученичества. Фигура Себастьяна рассматривается как дань уважения художника античному эротизму .

Немного левее изображены Власий Севастийский и святая Екатерина Александрийская, эта часть фрески была переписана Даниэле да Вольтеррой . За ними следуют святой Филипп с крестом, Симон Кананит с пилой, и Лонгин .