Фестиваль лицемерия. Все на сцену! Они продолжают говорить, что для вас хорошо, даже если…

Бывает так, что мы встречаемся в жизни с людьми, думающими одно, а делающими другое. Такая черта характера называется лицемерием. Именно проблему человеческого лицемерия, двуличия ставит в тексте А. П. Чехов.

Автор знакомит читателей с героем своего рассказа - хозяином городского ломбарда - Поликарпом Семеновичем Иудиным. Стоя у окна и глядя на хмурую улицу, он размышляет о существующей в жизни несправедливости: «в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть».

Кажется, что этот человек искренне готов сострадать бедным и несчастным: «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть». Так происходит, пока мысли Иудина не прерывает работник ломбарда, который затрудняется оценить костюм, принесенный нуждающейся женщиной: «... она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо». На что Поликарп Семенович отвечает: «Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим». Таким образом, наше впечатление о герое меняется: становится ясно, что он обычный лицемер, а все его рассуждения – фарс.

Чехов считает лицемерие низким и достойным презрения качеством.

Не могу не согласиться с писателем. Лицемерие как черта характера вызывает у меня исключительно негативную реакцию, так как под маской порядочности и добросердечия у лицемеров скрывается подлая и низкая душа.

Подтверждением сказанному могут стать примеры из русской классики. Один из отрицательных персонажей русской литературы - Молчалин - герой комедии Грибоедова «Горе от ума», секретарь Фамусова. Он презирает Софью, но «в угодность дочери такого человека» готов сидеть с ней ночи напролет, играя роль возлюбленного. Так он на деле выполняет завет своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». Двуличие Молчалина раскрывается в сцене его признания Лизе. А когда выясняется, что Софья стала невольным свидетелем этой сцены, Молчалин бросается перед нею на колени, ползает у её ног, но прощения не получает. Так наказывает своего героя за подлость и лицемерие автор комедии.

Надзиратель Очумелов из рассказа Чехова «Хамелеон» - ещё один герой-лицемер в русской литературе. Золотых дел мастер Хрюкин обращается к Очумелову с жалобой на укусившего его щенка. Настроение полицейского надзирателя резко меняется в зависимости от того, кто является предполагаемым владельцем щенка, - генерал Жигалов, или некто безвестный, или брат генерала. Очумелов мгновенно переходит от самоуправства к угодничеству, от самодурства к холопству. От угроз: «Я ему покажу Кузькину мать!..» до улыбки умиления: «Да разве братец ихний приехали? Так это ихняя собачка? Очень рад...»

Она просто хочет любви, но не смотря на то, что всем нравиться, у нее никого нет. А все из-за того, что у нее ребенок. Люди, наш эгоизм и лицемерие ломают жизни других, мы способны думать лишь о себе..

Лично во мне живет зло и чувство ненависти помутняет мой рассудок. Но посмотрите на себя сначала, люди. Ведь вы же воплощение страха, подлости и лицемерия. Имейте храбрость отвечать каждый за себя.

О! А мы как раз о проститутках и лицемерках болтали… О тебе, короче.

И все таки этот мир очень сложный: вокруг столько лжи, ненависти, предательства и лицемерия… Я ужасно скучаю по своему детству.

Лучший статус:
Ты открываешь перед ним всю душу и пытаешься стать лучше для него. А он все время лицемерит. Ему на самом деле все равно.

У человека в году есть 364 настоящих счастливых дня, и лишь в день рождения все пытаются слицемерить перед тобой.

Мир настолько привык ко лжи и лицемерию, что обмануть сейчас кого-то очень трудно.

Губки бантиком возле зеркала? В руках I-Phone? Клубы? Розовые платьица? Лицемерие? Стоп! Пора остановиться!

Если уличён в двуличии,значит потерял обличие… (Людмила Морозова / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Крайняя степень лицемерия есть честность.*

Вредная. Зато не лицемерная.

среди карнавала лицемерия грех не лицемерить самой

Ее тошнит от женских пустых разговоров, от этих нескончаемых лицемерных споров…

Продажных не терпел: сбивали цену!

За точкой зрения скрывалось многоточие… (Михаил Мамчич / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Я всего лишь…всего лишь хочу вздохнуть полной грудью, послать ко всем чертям этот театр человеческого лицемерия… и полюбить – ясно, чисто,по-детски глупо, но сильно – сильно… остался один вопрос -А Я ЭТО ЕЩЁ УМЕЮ?

Мастер всяческого лицемерия и притворства.

Ненавижу лицемерие…

Маскарад устраивают для того, чтобы каждый мог показать свое лицо.

Это подонки лицемерят, не смущаясь, остальным приходится прятать глаза.

Театр? Зачем? Меня он и так окружает. Маскарад человеческой лжи, равнодушия… Игра чувствами и судьбами. Пафос… Лицемерие… Спектакль… Game over?

Да я чокнутая истеричка! Да порой я могу не контролировать свои эмоции и наорать и потом иногда плакать…Но уж лучше быть такой, живой и с эмоциями, чем нюней которая не может за себя постоять и плачет по поводу и без!..

Если слишком долго носить маску, на ней отпечатаются морщины лица. (Лешек Кумор / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Говорите курение – самая вредная привычка? А как же лицемерие, предательство, эгоцентризм?3

* Лицемерие в любви есть высшая любовь к лицемерию. Leonid S. Sukhorukov

Воспитанность человека определяется способностью достаточно долго выслушивать всякую фигню, не подавая вида, что надоело слушать…

Можно ли оставаться царём зверей, отказываясь от мясной пищи? (Оскар Боэций / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Существует два способа самовосхваления: один – говорить хорошее о себе, второй – поносить других.

Обидно когда человек. которому ты доверял оказался лицемером…

Нет ничего хуже, чем лицемерная похвала глупости.

Вы правы, он не двуличен; но его единственное лицо так отвратительно! (Чарлз Перси Сноу / ЛИЦЕМЕРИЕ)

– Лицемерие это… Говоришь одно, а думаешь другое… – Если я говорю “восемь”, а думаю “ыыы” это лицемерие?

Низкий поклон – что еще нужно, чтобы плюнуть украдкой… (Михаил Мамчич / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Народ! Будете хоть немножечко проще! Поменьше лицемерия, пафоса и самолюбия! Ну бесит, правда…

Все в мире этом лицемеры, во лжи своей не знают меры, и хороши лишь на словах…

Теперь модно жрать суши, курить кальян, пить шампусик из красивых бокальчиков, фотошопить фотки и вообще притворяться тем, кем не являешься…

Лицемерие называть ошибки – опытом, ничтожество – скромностью, а глупость – оптимизмом.

Игра на сцене. Лицемерие в жизни.

Блин, ну наболело уже.) Вот у многих приложение в контакте “лицемер” и когда ты отсылаешь приглашение, на стене приглашённого высвечивается картинка с надписью “Лицемер”. И все те дружно отвечают: – Почему ты так думаешь? Я лицемер? Ах я лицемер? И т.п. Неудачные приглашения.

Лицемеры не чувствуют, лицемеры играют.

Все в Мире этом лицемеры, во лжи своей не знают меры, и хороши лишь на словах…

Снять шкуру с волка гораздо проще, чем с волка в овечьей шкуре.

Так глубоко заглядывал в рот, словно собирался плюнуть в душу. (Михаил Мамчич / ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Пятачок для Винни-Пуха был разменной монетой. (Михаил Мамчич / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ / ШУТКА)

Грубость может скрывать доброе сердце, но она отталкивает и заставляет предпочитать льстивое лицемерие.

* Падая низко, делал вид, что низко кланяется. Leonid S. Sukhorukov

хаха. а вы кто? друзья мои? родные? простите, не узнала. как же предательство и лицемерие меняют лица!

Надень улыбку, детка… и вперёд. Лицемерие теперь наш лучший друг 😉

Многие из тех, кто носит крестик, не видят распятого на нём Христа. (Марат Амир / ХРИСТИАНЕ / РЕЛИГИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

И если бы я сказал, что люблю тебя, ты, наверно, подумала бы, что я не искренен… Я отнюдь не лицемер, и маска у меня на все случаи одна!

Ложь – орудие пыток. (Анжелика Миропольцева / ЛИЦЕМЕРИЕ / ОБМАН / ПРИТВОРСТВО)

Как же меня стали раздражать мои одноклассницы! Лицемерки!

Лицемер – это человек, который… но кто же не лицемер?

Если прощению предшествует показное раскаяние, содеянное непременно повторится, и в худшем варианте. (Кэтрин Прайс / ЛИЦЕМЕРИЕ / ДИАЛОГ)

Похвальна правда, не скрывающая лжи. (Анжелика Миропольцева / ПОХВАЛА / ПРАВДА / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Как же противно смотреть на все это лицемерие… Как люди могут делать друг другу столько гадостей…

Нет во мне никакого притворства и не пытаюсь я изображать перед людьми того, чего нет в моем сердце, ибо считаю это ниже своего достоинства. (Али Апшерони / ЛИЦЕМЕРИЕ)

И ведь охото быть такой как они. Быть сильной и не обращать на них внимания, и ты делаешь вид, что ты такая, но не чем дышать в этой маске и приходиться сбросить её с лица. А может это и лучше?

Когда она претворяется – мы думаем что она настоящая, а когда она настоящая мы пугаемся видя это лицемерие!..

Фальшь и лицемерие производят большее впечатление, чем истина.

Коварство не в неверности, а в лицемерных ласках неверного.Неверность простить можно, коварство – никогда. (Нинон де Ланкло / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Это твоя душа, твоё лицемерие и твоё одиночество… А это моя жизнь, мои правила и моё хорошее настроение. Твои лживые смайлики и мои мысли… Мы разные и такие похожие.

Думать одно, а говорить другое – это типичный симптом раздвоения личности.

Лицемерие – костюмерная лжи. (Анжелика Миропольцева / ЛИЦЕМЕРИЕ) {АФОРИЗМ-ОПРЕДЕЛЕНИЕ}

Любят за красивую внешность, большую грудь и большую попу… За душу уже давно никто не любит. Уже никому не важно какой у тебя внутренний мир. Кругом лицемерие.

На моих руках нет крови, - сказал идол. И облизал губы. (Юрий Мезенко / ЛИЦЕМЕРИЕ)

* Двойные стандарты есть беспредел однобокости. (Леонид С. Сухоруков / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Лицемерие – часть человека, которую следует обуздать. Но передержав маску на себе ты уже теряешь себя… А далее фальш…

Верный единомышленник – тот, кто вместе с тобой готов менять свои взгляды. (Михаил Мамчич / ОБЩЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Лицемерие – дар Божий; если бы не интеллектуальные снобы и не их деньги, искусство сдохло бы с голоду вместе со своими служителями.

Мой стиль – это сарказм. А когда я подмешиваю в него немного лжи и лицемерия – я вообще самый добрый и внимательный человек на земле!)

Ссоры, обиды, радость, счастье, улыбка, лицемерие… Это жинь, деткоуу. Снимай очки, они розовые…

Не хочу больше слышать лживое и лицемерное “люблю”.

Почему нельзя просто любить???Без всего этого лицемерия, эгоизма, измен и ругани???

Она мечтает раствориться в звездном небе. Она мечтает стать свободной, как летний вечер. Ее тошнит от женских пустых разговоров. От этих нескончаемых, лицемерных споров.

Мастер всяческого лицемерия и притворства. (Квентин Крисп / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Идите все нафиг… Задолбали со своим лицемерием, обманами… Уже наверное забыли когда правду говорили?

Громче всех взывают к человечности те, кому не дают заниматься свинством. (Михаил Мамчич / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Двуличная, лицемерная, неадекватная, ненормальная, больная, глупая, эгоистичная тварь… Блин, да список бесконечный… Помогите продолжить…

А за высокими словами скрывалась поросль низменных желаний… (Михаил Мамчич / ЛИЦЕМЕРИЕ / ПОЛИТИКИ / ВЛАСТЬ)

Я ему верила, любила… Хотя не люблю. А у него для меня нашлась очередная маска лжи и лицемерия.

Мне настолько противны люди, что я в любом хорошем поступке ищу подвох, лицемерие и п*здеж. И, как правило, нахожу.

– Лицемерие это… Говоришь одно, а думаешь другое…- Если я говорю “восемь”, а думаю “ыыы” это лицемерие?

* Ничто так не заставляет вилять хвостом, как задние мысли. Leonid S. Sukhorukov (Леонид С. Сухоруков / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Почему всегда первое впечатление обо мне что я злая, а потом когда пообщаются, говорят: “Ты такая классная”. Не делайте выводов, пока не пообщаетесь лично с человеком!

Лицемерие – мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других. (Михаил Михайлович Пришвин / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Лицемерие – это котурны карликов. (Александр Конопатский / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Все мужчины лжецы, болтуны, лицемеры, гордецы и трусы, похотливые и достойные презрения! Все женщины хитры, хвастливы, не искренни, любопытны и развратны! Но самое святое и возвышенное в мире – это союз этих отвратительных существ.

Вы можете не говорить того, что вы думаете, но это не значит, что вы должны говорить то, чего вы не думаете: в первом случае-это благоразумие, во втором – лицемерие.

Самый искренний комплимент – это нелепо сказанный, а не высокопарное лицемерие.

Сколько вокруг радости, приторной лести, лицемерия и все любят друг друга, а за спиной говорят: “Ненавижу эту суку 2

С особым цинизмом и в извращенной форме изнасиловал судьбу – женился из-за денег (Владимир Кафанов / ЛИЦЕМЕРИЕ / СУДЬБА / НАСИЛИЕ)

Уже никто не пытается отрицать, что все люди лицемеры… Может, хватит это доказывать?

В присутствии начальства научитесь смеяться затылком (Павел Шарпп / ЛИЦЕМЕРИЕ / НАЧАЛЬСТВО / АДАПТАЦИЯ)

Я буду смеяться и веселиться, и лишь тогда, когда я останусь наедине с собой тихонько погрущу и поплачу в подушку. Нет, не потому что я лицемерна, я просто не хочу напрягать вас, для вас я всегда с улыбкой…

Показная простота – есть утонченное лицемерие!

В очередной раз осознав, что женская дружба-миф, увидев, на каких хрупких подпорках лжи и лицемерия держится еще семья, поняв, как твоя вторая половинка легко и быстро может исчезнуть…вот тут я обосралась, господа, от страха перед жизнью, да!

Какая разница что говорят у тебя за спиной, если никто не смеет сказать в лицо…

О, привет, а мы как раз о тебе болтали! Ну, не конкретно о тебе, а о шлюхах и лицемерии.

Что бы такое пожелать, чтобы потом в страшном сне не приснилось. (Михаил Мамчич / ПОЖЕЛАНИЕ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Она же неверная? Нет, просто стерва… Она лицемерка? Да, нет… Просто больно… Она скрывает, но всё ж сдали нервы… Её изменили когда-то невольно…

Величайшим достижением двадцать первого века стали малодушие, лицемерие и страх перед общественным мнением.

Не всем лицемерие по душе, кому-то – просто по фигу… (Михаил Мамчич / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Ах, детка… Обсуждай меня, обсуждай… Мне так льстит это внимание…

Как шлюха, лицемерить может лишь любовь.

Главная черта мольеровских персонажей - самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий.

Другая черта мольеровских персонажей - их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Оргон в Тартюфе, Жорж Данден).

Всех отрицательных персонажей объединяет одно - нарушение меры . Мера - главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера она тождественна здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра - через смех гармонизировать мир и человеческие отношения.

«Тартюф»

Краткая историческая справка

Образцом “высокой комедии” может служить “Тартюф”. Борьба за постановку “ Тартюфа” шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками “Тартюфа” были могущественные люди - члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, “Тартюф” был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.

«Тартюф» - первая комедия Мольера, в которой обнаруживаются определенные черты реализма. В целом она, как и ранние его пьесы, подчиняется ключевым правилам и композиционным приемам классического произведения; однако, часто Мольер от них отходит (так в «Тартюфе» не вполне соблюдено правило единства времени - в сюжет включена предыстория о знакомстве Оргона и святоши).

О чем там вообще речь

“Тартюф” на одном из диалектов южной Франции значит “мошенник”, “обманщик”. Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена “кабалы святош”. Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа - лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чтобы предотвратить этот брак, мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой давно исподтишка ухаживает Тартюф, берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Но, изгнав его из дома, Оргон ставит под удар собственное благополучие - Тартюф заявляет права на свою собственность, к Оргону является судебный пристав с ордером о выселении, к тому же Тартюф шантажирует Оргона неосторожно доверенной ему чужой тайной, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список “бессовестных деяний”, спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.

Особенности характеров

Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту.

  • Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия , прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Ношение маски - свойство души Тартюфа. Лицемерие не является его единственным пороком, но оно выводится на первый план, а другие отрицательные черты это свойство усиливают и подчеркивают. Мольеру удалось синтезировать самый настоящий, сильно сгущенный почти до абсолюта концентрат лицемерия. В реальности это было бы невозможно. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Неожиданным оказывается распределение текста по актам : полностью отсутствуя на сцене в I и II актах, Тартюф доминирует только в III акте, его роль заметно сокращается в IV акте и почти исчезает в V акте. Однако образ Тартюфа при этом не теряет своей мощи. Он раскрывается через идеи персонажа, его поступки, восприятие других персонажей, изображение катастрофических последствий лицемерия.
  • Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера , бойкой служанки - образ Дорины ; резонер , то есть персонаж, который “проговаривает” для зрителя моральный урок происходящего, - брат Эльмиры, Клеант .
  • Однако в каждой пьесе Мольера есть роль, которую он исполнял сам , и характер этого персонажа всегда самый жизненный, драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В “Тартюфе” Мольер играл Оргона.

Оргон - в практическом плане взрослый человек, преуспевающий в делах, отец семейства - одновременно воплощает духовную несамодостаточность , как правило, свойственную детям. Это тип личности, нуждающийся в руководителе. Кто бы ни оказался этим руководителем, люди, подобные Оргону, проникаются к нему беспредельной благодарностью и больше доверяют своему идолу, чем самым близким. Оргону не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Оргон в плане духовном несамостоятелен, он не знает самого себя, легко поддается внушению и становится жертвой самоослепления. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов . В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала.

Форма и композиция

По форме “Тартюф” строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия - линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.

Композиция комедии очень своеобразна и неожиданна: главный герой Тартюф появляется только в III акте . Два первых акта - это спор о Тартюфе. Глава семейства, куда втерся Тартюф, Оргон и его мать госпожа Пернель считают Тартюфа святым человеком, их доверие к лицемеру безгранично. Религиозным энтузиазм, который в них вызвал Тартюф, делает их слепыми и смешными. На другом полюсе - сын Оргона Дамис, дочь Мари со своим возлюбленным Валером, жена Оргона Эльмира, другие герои. Среди всех этих персонажей, ненавидящих Тартюфа, особенно выделяется служанка Дорина. У Мольера во многих комедиях люди из народа умнее, талантливее, находчивее, энергии нее своих господ. Для Оргона Тартюф - верх всяких совершенств, для Дорины - это «нищий, что сюда явился худ и бос» , а теперь «мнит себя владыкой».

III и IV акты построены очень сходно: наконец появившийся Тартюф дважды попадается в «мышеловку», его сущность становится очевидной. Этот святоша решил соблазнить жену Оргона Эльмиру и действует совершенно беззастенчиво.

В первый раз его откровенные признания Эльмире слышит сын Оргона Дамис. Но его разоблачениям Оргон не верит, он не только не выгоняет Тартюфа, но, напротив, дарит ему свой дом. Потребовалось по вторить всю эту сцену специально для Оргона, чтобы он прозрел. Для разоблачения лицемера Мольер прибегает к традиционной фарсовой сцене “муж под столом”, когда Оргон своими глазами видит ухаживания Тартюфа за Эльмирой и своими ушами слышит его слова. Теперь Оргон понял истину. Но неожиданно ему возражаем госпожа Пернель, которая не может поверить в преступность Тартюфа. Как ни гневается на нее Оргон, ее ничто не может убедить, пока Тартюф не изгоняет всю семью из принадлежащего теперь ему дома и не приводит офицера, чтобы арестовать Оргона как изменника королю (Оргон доверил Тартюфу секретные документы участников Фронды). Так Мольер подчеркивает особую опасность лицемерия: трудно поверить в низость и безнравственность лицемера, пока непосредственно не столкнешься с его преступной деятельностью, не увидишь его лица без благочестивой маски.

V акт, в котором Тартюф, сбросил маску, угрожает Оргону и его семье самыми большими бедами, приобретает трагические черты, комедия перерастает в трагикомедию. Основа трагикомического в «Тартюфе» - прозрение Оргона. До тех пор пока он слепо верил Тартюфу, он вызывал только смех и осуждение. Но вот наконец Оргон понял свою ошибку, раскаялся в ней. И теперь он начинает вызывать жалость и сострадание как человек, ставший жертвой негодяя. Драматичность ситуации усиливается тем, что вместе с Оргоном на улице оказалась вся семья. И особенно драматично то, что спасения ждать неоткуда: никто из героев произведения не может побороть Тартюфа.

Но Мольер, повинуясь законам жанра, заканчивает комедию счастливой развязкой: оказывается, офицер, которого привел Тартюф, чтобы арестовать Оргона, имеет королевский приказ арестовать самого Тартюфа. Король давно следил за этим мошенником, и, как только деятельность Тартюфа стала опасной, был немедленно послан указ о его аресте. Однако завершение «Тартюфа» представляет собой мнимо счастливую развязку. Тартюф - не конкретный человек, а обобщенный образ, литературный тип, за ним стоят тысячи лицемеров. Король же, напротив, не тип, а единственный человек в государстве. Невозможно представить, чтобы Он мог знать обо всех Тартюфах. Таким образом, трагикомический оттенок произведения не снимается его благополучной концовкой.

«Трилогия о лицемерии». Анализ комедии Мольера «Тартюф».

Образцом "высокой комедии" может служить "Тартюф". Борьба за постановку " Тартюфа" шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками "Тартюфа" были могущественные люди - члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Доносы тайных агентов этого общества причиняли много зла, так что современники прозвали его "заговором святош". Но иезуиты в этот период безраздельно господствовали в религиозной жизни Франции, из их числа назначались духовники королевской семьи, и королева-мать, Анна Австрийская, лично покровительствовала Обществу Святых Даров. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, "Тартюф" был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.

"Тартюф" на одном из диалектов южной Франции значит "мошенник", "обманщик". Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена "кабалы святош". Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа - лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чтобы предотвратить этот брак, мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой давно исподтишка ухаживает Тартюф, берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Но, изгнав его из дома, Оргон ставит под удар собственное благополучие - Тартюф заявляет права на свою собственность, к Оргону является судебный пристав с ордером о выселении, к тому же Тартюф шантажирует Оргона неосторожно доверенной ему чужой тайной, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список "бессовестных деяний", спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.



Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки - образ Дорины; резонер, то есть персонаж, который "проговаривает" для зрителя моральный урок происходящего, - брат Эльмиры, Клеант.

Однако в каждой пьесе Мольера есть роль, которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый жизненный, драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В "Тартюфе" Мольер играл Оргона.

Оргон - в практическом плане взрослый человек, преуспевающий в делах, отец семейства - одновременно воплощает духовную несамодостаточность, как правило, свойственную детям. Это тип личности, нуждающийся в руководителе. Кто бы ни оказался этим руководителем, люди, подобные Оргону, проникаются к нему беспредельной благодарностью и больше доверяют своему идолу, чем самым близким. Оргону не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Оргон в плане духовном несамостоятелен, он не знает самого себя, легко поддается внушению и становится жертвой самоослепления. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов. В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала. Очень справедливо в этой связи замечание А. С. Пушкина: "Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров - и что нередко, она близко подходит к трагедии".



По форме "Тартюф" строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия - линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.

Церковники так и не простили Мольеру "Тартюфа"

Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком. Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей. У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон

В драматическом театре Нижнего Тагила сегодня премьера нового спектакля «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера. Спектакль повествует о том, до чего может довести религиозный фанатизм и доверие к проходимцам, прикрывающимся церковью. Её главный герой – ловкий мошенник Тартюф, выдающий себя за проповедника.

Перед большим событием прошёл предпоказ спектакля – для самых близких друзей. Для режиссера из Казани Рената Фазлеева предпоказ – хорошая возможность посмотреть на реакцию зрителя, чтобы успеть внести коррективы перед премьерой. Да и просто понять, «случился ли спектакль». Как говорит сам режиссер, «реализовал практически всё, что хотел, сейчас хочу видеть удовлетворение самих артистов от спектакля!»

Тагильская интерпретация пьесы Мольера вполне классическая, разве что добавлены музыкальные вставки от композитора Вадима Шосмана. Хореографические номера поставил тагильский балетмейстер Анатолий Дурницын.

Несмотря на то, что предпоказ только для своих, в зале театра нет свободных мест. А пока зрители замерли в ожидании, за кулисами кипит жизнь – актеры готовятся к сдаче.







Итак, три звонка, занавес, поехали…!

Спектакль смотрится легко, во многом благодаря прекрасно отыгранной комедийной составляющей. Светлана Кравченко, отлично вошедшая в образ саркастичной и болтливой служанки Дорины, то и дело заставляла зал взрываться от смеха.

В первом акте также очень порадовал своей игрой Дмитрий Самсонов исполнивший роль хозяина дома — Оргона, его истеричная страсть к Тартюфу очень убедительна.

Дмитрий Кибаров – новое приобретение театра, блестяще сыграл вспыльчивого юношу Дамиса, кстати, это первая большая роль молодого артиста на тагильской сцене.

Зрители оживились, когда на сцене появился Юрий Сысоев, в образе главного антагониста – Тартюфа. Его образ лживого праведника получился очень реалистичным.

Второй акт дал возможность раскрыться и блеснуть персонажу Татьяны Исаевой, ее Эльмира отлично выводит на чистую воду коварного обманщика Тартюфа.


Впечатляют костюмы актёров — на их изготовление ушло немало времени и сил: «250 метров ткани, 333 пуговицы, 600 метров тесьмы, 600 метров ленты, 500 метров кружев», — написано в группе театра в социальных сетях.