Как считать c в теории вероятности. Формулы для вычисления вероятности событий

ТЕМА 1 . Классическая формула вычисления вероятности.

Основные определения и формулы:

Эксперимент, исход которого невозможно предсказать, называют случайным экспериментом (СЭ).

Событие, которое в данном СЭ может произойти, а может и не произойти, называют случайным событием .

Элементарными исходами называют события, удовлетворяющие требованиям:

1.при всякой реализации СЭ происходит один и только один элементарный исход;

2.всякое событие есть некоторая комбинация, некоторый набор элементарных исходов.

Множество всех возможных элементарных исходов полностью описывает СЭ. Такое множество принято называть пространством элементарных исходов (ПЭИ). Выбор ПЭИ для описания данного СЭ неоднозначен и зависит от решаемой задачи.

Р(А) = n (A ) / n ,

где n – общее число равновозможных исходов,

n (A ) – число исходов, составляющих событие А, как говорят еще, благоприятствующих событию А.

Слова “наудачу”, “наугад”, “случайным образом” как раз и гарантируют равновозможность элементарных исходов.

Решение типовых примеров

Пример 1. Из урны, содержащей 5 красных, 3 черных и 2 белых шара, наудачу извлекают 3 шара. Найти вероятности событий:

А – “все извлеченные шары красные”;

В – “ все извлеченные шары – одного цвета”;

С – “среди извлеченных ровно 2 черных”.

Решение:

Элементарным исходом данного СЭ является тройка (неупорядоченная!) шаров. Поэтому, общее число исходов есть число сочетаний: n == 120 (10 = 5 + 3 + 2).

Событие А состоит только из тех троек, которые извлекались из пяти красных шаров, т.е. n (A )== 10.

Событию В кроме 10 красных троек благоприятствуют еще и черные тройки, число которых равно= 1. Поэтому: n (B )=10+1=11.

Событию С благоприятствуют те тройки шаров, которые содержат 2 черных и один не черный. Каждый способ выбора двух черных шаров может комбинироваться с выбором одного не черного (из семи). Поэтому: n (C ) = = 3 * 7 = 21.

Итак: Р(А) = 10/120; Р(В) = 11/120; Р(С) = 21/120.

Пример 2. В условиях предыдущей задачи будем считать, что шары каждого цвета имеют свою нумерацию, начиная с 1. Найти вероятности событий:

D – “максимальный извлеченный номер равен 4”;

Е – “ максимальный извлеченный номер равен 3”.

Решение:

Для вычисления n (D ) можно считать, что в урне есть один шар с номером 4, один шар с большим номером и 8 шаров (3к+3ч+2б) с меньшими номерами. Событию D благоприятствуют те тройки шаров, которые обязательно содержат шар с номером 4 и 2 шара с меньшими номерами. Поэтому: n (D ) =

P (D ) = 28/120.

Для вычисления n (Е) считаем: в урне два шара с номером 3, два с большими номерами и шесть шаров с меньшими номерами (2к+2ч+2б). Событие Е состоит из троек двух типов:

1.один шар с номером 3 и два с меньшими номерами;

2.два шара с номером 3 и один с меньшим номером.

Поэтому: n (E )=

Р(Е) = 36/120.

Пример 3. Каждая из М различных частиц бросается наудачу в одну из N ячеек. Найти вероятности событий:

А – все частицы попали во вторую ячейку;

В – все частицы попали в одну ячейку;

С – каждая ячейка содержит не более одной частицы (M £ N );

D – все ячейки заняты (M =N +1);

Е – вторая ячейка содержит ровно к частиц.

Решение:

Для каждой частицы имеется N способов попасть в ту или иную ячейку. По основному принципу комбинаторики для М частиц имеем N *N *N *…*N (М-раз). Итак, общее число исходов в данном СЭ n = N M .

Для каждой частицы имеем одну возможность попасть во вторую ячейку, поэтому n (A ) = 1*1*…*1= 1 М = 1, и Р(А) = 1/ N M .

Попасть в одну ячейку (всем частицам) означает попасть всем в первую, или всем во вторую, или и т.д. всем в N -ю. Но каждый из этих N вариантов может осуществиться одним способом. Поэтому n (B )=1+1+…+1(N -раз)=N и Р(В)=N /N M .

Событие С означает, что у каждой частицы число способов размещения на единицу меньше, чем у предыдущей частицы, а первая может попасть в любую из N ячеек. Поэтому:

n (C ) = N *(N -1)*…*(N +M -1) и Р(С) =

В частном случае при M =N : Р(С)=

Событие D означает, что одна из ячеек содержит две частицы, а каждая из (N -1) оставшихся ячеек содержит по одной частице. Чтобы найти n (D ) рассуждаем так: выберем ячейку в которой будет две частицы, это можно сделать =N способами; затем выберем две частицы для этой ячейки, для этого существует способов. После этого оставшиеся (N -1) частиц распределим по одной в оставшиеся (N -1) ячеек, для этого имеется (N -1)! способов.

Итак, n (D ) =

.

Число n (E ) можно подсчитать так: к частиц для второй ячейки можно способами, оставшиеся (М – К) частиц распределяются произвольным образом по (N -1) ячейке (N -1) М-К способами. Поэтому:

  • Раздел 1. Случайные события (50 часов)
  • Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения
  • Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения
  • 2.3. Структурно-логическая схема дисциплины
  • Математика ч.2. Теория вероятностей и элементы математической статистики Теория
  • Раздел 1 Случайные события
  • Раздел 3 Элементы математической статистики
  • Раздел 2 Случайные величины
  • 2.5. Практический блок
  • 2.6. Балльно-рейтинговая система
  • Информационные ресурсы дисциплины
  • Библиографический список Основной:
  • 3.2. Опорный конспект по курсу “ Математика ч.2. Теория вероятностей и элементы математической статистики” введение
  • Раздел 1. Случайные события
  • 1.1. Понятие случайного события
  • 1.1.1. Сведения из теории множеств
  • 1.1.2. Пространство элементарных событий
  • 1.1.3. Классификация событий
  • 1.1.4. Сумма и произведение событий
  • 1.2. Вероятности случайных событий.
  • 1.2.1. Относительная частота события, аксиомы теории вероятностей. Классическое определение вероятности
  • 1.2.2. Геометрическое определение вероятности
  • Вычисление вероятности события через элементы комбинаторного анализа
  • 1.2.4. Свойства вероятностей событий
  • 1.2.5. Независимые события
  • 1.2.6. Расчет вероятности безотказной работы прибора
  • Формулы для вычисления вероятности событий
  • 1.3.1. Последовательность независимых испытаний (схема Бернулли)
  • 1.3.2. Условная вероятность события
  • 1.3.4. Формула полной вероятности и формула Байеса
  • Раздел 2. Случайные величины
  • 2.1. Описание случайных величин
  • 2.1.1. Определение и способы задания случайной величины Одним из основных понятий теории вероятности является понятие случайной величины. Рассмотрим некоторые примеры случайных величин:
  • Чтобы задать случайную величину, надо указать ее закон распределения. Случайные величины принято обозначать греческими буквами ,,, а их возможные значения – латинскими буквами с индексамиxi,yi,zi.
  • 2.1.2. Дискретные случайные величины
  • Рассмотрим события Ai , содержащие все элементарные события , приводящие к значению XI:
  • Пусть pi обозначает вероятность события Ai:
  • 2.1.3. Непрерывные случайные величины
  • 2.1.4. Функция распределения и ее свойства
  • 2.1.5. Плотность распределения вероятности и ее свойства
  • 2.2. Числовые характеристики случайных величин
  • 2.2.1. Математическое ожидание случайной величины
  • 2.2.2. Дисперсия случайной величины
  • 2.2.3. Нормальное распределение случайной величины
  • 2.2.4. Биномиальное распределение
  • 2.2.5. Распределение Пуассона
  • Раздел 3. Элементы математической статистики
  • 3.1. Основные определения
  • Гистограмма
  • 3.3. Точечные оценки параметров распределения
  • Основные понятия
  • Точечные оценки математического ожидания и дисперсии
  • 3.4. Интервальные оценки
  • Понятие интервальной оценки
  • Построение интервальных оценок
  • Основные статистические распределения
  • Интервальные оценки математического ожидания нормального распределения
  • Интервальная оценка дисперсии нормального распределения
  • Заключение
  • Глоссарий
  • 4. Методические указания к выполнению лабораторных работ
  • Библиографический список
  • Лабораторная работа 1 описание случайных величин. Числовые характеристики
  • Порядок выполнения лабораторной работы
  • Лабораторная работа 2 Основные определения. Систематизация выборки. Точечные оценки параметров распределения. Интервальные оценки.
  • Понятие статистической гипотезы о виде распределения
  • Порядок выполнения лабораторной работы
  • Ячейка Значение Ячейка Значение
  • 5. Методические указания к выполнению контрольной работы Задание на контрольную работу
  • Методические указания к выполнению контрольной работы События и их вероятности
  • Случайные величины
  • Среднее квадратическое отклонение
  • Элементы математической статистики
  • 6. Блок контроля освоения дисциплины
  • Вопросы для экзамена по курсу « Математика ч.2. Теория вероятностей и элементы математической статистики»
  • Продолжение таблицы в
  • Окончание таблицы в
  • Равномерно распределенные случайные числа
  • Содержание
  • Раздел 1. Случайные события………………………………………. 18
  • Раздел 2 . Случайные величины..………………………… ….. 41
  • Раздел 3. Элементы математической статистики............... . 64
  • 4. Методические указания к выполнению лабораторных
  • 5. Методические указания к выполнению контрольной
      1. Формулы для вычисления вероятности событий

    1.3.1. Последовательность независимых испытаний (схема Бернулли)

    Предположим, что некоторый эксперимент можно проводить неоднократно при одних и тех же условиях. Пусть этот опыт производится n раз, т. е. проводится последовательность из n испытаний.

    Определение. Последовательность n испытаний называют взаимно независимой , если любое событие, связанное с данным испытанием, не зависит от любых событий, относящихся к остальным испытаниям.

    Допустим, что некоторое событие A может произойти с вероятностью p в результате одного испытания или не произойти с вероятностью q = 1- p .

    Определение . Последовательность из n испытаний образует схему Бернулли, если выполняются следующие условия:

      последовательность n испытаний взаимно независима,

    2) вероятность события A не изменяется от испытания к испытанию и не зависит от результата в других испытаниях.

    Событие A называют “ успехом” испытания, а противоположное событие - “неудачей”. Рассмотрим событие

    ={ в n испытаниях произошло ровно m “успехов”}.

    Для вычисления вероятности этого события справедлива формула Бернулли

    p () =
    , m = 1, 2, …, n , (1.6)

    где - число сочетаний из n элементов по m :

    =
    =
    .

    Пример 1.16. Три раза подбрасывают кубик. Найти:

    а) вероятность того, что 6 очков выпадет два раза;

    б) вероятность того, что число шестерок не появится более двух раз.

    Решение . “Успехом” испытания будем считать выпадение на кубике грани с изображением 6 очков.

    а) Общее число испытаний – n =3, число “успехов” – m = 2. Вероятность “успеха” - p =, а вероятность “неудачи” - q = 1 - =. Тогда по формуле Бернулли вероятность того, что результате трехразового бросания кубика два раза выпадет сторона с шестью очками, будет равна

    .

    б) Обозначим через А событие, которое заключается в том, что грань с числом очков 6 появится не более двух раз. Тогда событие можно представить в виде суммы трех несовместных событий А=
    ,

    где В 3 0 – событие, когда интересующая грань ни разу не появится,

    В 3 1 - событие, когда интересующая грань появится один раз,

    В 3 2 - событие, когда интересующая грань появится два раза.

    По формуле Бернулли (1.6) найдем

    p (А ) = р (
    ) = p (
    )=
    +
    +
    =

    =
    .

    1.3.2. Условная вероятность события

    Условная вероятность отражает влияние одного события на вероятность другого. Изменение условий, в которых проводится эксперимент, также влияет

    на вероятность появления интересующего события.

    Определение. Пусть A и B – некоторые события, и вероятность p (B )> 0.

    Условной вероятностью события A при условии, что “событие B уже произошло” называется отношение вероятности произведения данных событий к вероятности события, которое произошло раньше, чем событие, вероятность которого требуется найти. Условная вероятность обозначается как p (A B ). Тогда по определению

    p (A B ) =
    . (1.7)

    Пример 1.17. Подбрасывают два кубика. Пространство элементарных событий состоит из упорядоченных пар чисел

    (1,1) (1,2) (1,3) (1,4) (1,5) (1,6)

    (2,1) (2,2) (2,3) (2,4) (2,5) (2,6)

    (3,1) (3,2) (3,3) (3,4) (3,5) (3,6)

    (4,1) (4,2) (4,3) (4,4) (4,5) (4,6)

    (5,1) (5,2) (5,3) (5,4) (5,5) (5,6)

    (6,1) (6,2) (6,3) (6,4) (6,5) (6,6).

    В примере 1.16 было установлено, что событие A ={число очков на первом кубике > 4} и событие C ={сумма очков равна 8} зависимы. Составим отношение

    .

    Это отношение можно интерпретировать следующим образом. Допустим, что о результате первого бросания известно, что число очков на первом кубике > 4. Отсюда следует, что бросание второго кубика может привести к одному из 12 исходов, составляющих событие A :

    (5,1) (5,2) (5,3) (5,4) (5,5) (5,6)

    (6,1) (6,2) (6,3) (6,4) (6,5) (6,6) .

    При этом событию C могут соответствовать только два из них (5,3) (6,2). В этом случае вероятность события C будет равна
    . Таким образом, информация о наступлении событияA оказала влияние на вероятность события C .

          Вероятность произведения событий

    Теорема умножения

    Вероятность произведения событий A 1 A 2 A n определяется формулой

    p (A 1 A 2 A n ) = p (A 1) p (A 2 A 1))p (A n A 1 A 2 A n- 1). (1.8)

    Для произведения двух событий отсюда следует, что

    p (AB ) = p (A B) p {B ) = p (B A ) p {A ). (1.9)

    Пример 1.18. В партии из 25 изделий 5 изделий бракованных. Последовательно наугад выбирают 3 изделия. Определить вероятность того, что все выбранные изделия бракованные.

    Решение. Обозначим события:

    A 1 = {первое изделие бракованное},

    A 2 = {второе изделие бракованное},

    A 3 = {третье изделие бракованное},

    A = {все изделия бракованные}.

    Событие А есть произведение трех событий A = A 1 A 2 A 3 .

    Из теоремы умножения (1.6) получим

    p (A ) = р( A 1 A 2 A 3 ) = p (A 1) p (A 2 A 1))p (A 3 A 1 A 2).

    Классическое определение вероятности позволяет найти p (A 1) – это отношение числа бракованных изделий к общему количеству изделий:

    p (A 1)= ;

    p (A 2)это отношение числа бракованных изделий, оставшихся после изъятия одного, к общему числу оставшихся изделий:

    p (A 2 A 1))= ;

    p (A 3) – это отношение числа бракованных изделий, оставшихся после изъятия двух бракованных, к общему числу оставшихся изделий:

    p (A 3 A 1 A 2)=.

    Тогда вероятность события A будет равна

    p (A ) ==
    .

    Начальный уровень

    Теория вероятностей. Решение задач (2019)

    Что такое вероятность?

    Столкнувшись с этим термином первый раз, я бы не понял, что это такое. Поэтому попытаюсь объяснить доступно.

    Вероятность - это шанс того, что произойдет нужное нам событие.

    Например, ты решил зайти к знакомому, помнишь подъезд и даже этаж на котором он живет. А вот номер и расположение квартиры забыл. И вот стоишь ты на лестничной клетке, а перед тобой двери на выбор.

    Каков шанс (вероятность) того, что если ты позвонишь в первую дверь, тебе откроет твой друг? Всего квартиры, а друг живет только за одной из них. С равным шансом мы можем выбрать любую дверь.

    Но каков этот шанс?

    Дверей, нужная дверь. Вероятность угадать, позвонив в первую дверь: . То есть один раз из трех ты точно угадаешь.

    Мы хотим узнать, позвонив раз, как часто мы будем угадывать дверь? Давай рассмотри все варианты:

    1. Ты позвонил в дверь
    2. Ты позвонил в дверь
    3. Ты позвонил в дверь

    А теперь рассмотрим все варианты, где может находиться друг:

    а. За 1ой дверью
    б. За 2ой дверью
    в. За 3ей дверью

    Сопоставим все варианты в виде таблицы. Галочкой обозначены варианты, когда твой выбор совпадает с местоположением друга, крестиком - когда не совпадает.

    Как видишь всего возможно вариантов местоположения друга и твоего выбора, в какую дверь звонить.

    А благоприятных исходов всего . То есть раза из ты угадаешь, позвонив в дверь раз, т.е. .

    Это и есть вероятность - отношение благоприятного исхода (когда твой выбор совпал с местоположение друга) к количеству возможных событий.

    Определение - это и есть формула. Вероятность принято обозначать p, поэтому:

    Такую формулу писать не очень удобно, поэтому примем за - количество благоприятных исходов, а за - общее количество исходов.

    Вероятность можно записывать в процентах, для этого нужно умножить получившийся результат на:

    Наверное, тебе бросилось в глаза слово «исходы». Поскольку математики называют различные действия (у нас такое действие - это звонок в дверь) экспериментами, то результатом таких экспериментов принято называть исход.

    Ну а исходы бывают благоприятные и неблагоприятные.

    Давай вернемся к нашему примеру. Допустим, мы позвонили в одну из дверей, но нам открыл незнакомый человек. Мы не угадали. Какова вероятность, что если позвоним в одну из оставшихся дверей, нам откроет наш друг?

    Если ты подумал, что, то это ошибка. Давай разбираться.

    У нас осталось две двери. Таким образом, у нас есть возможные шаги:

    1) Позвонить в 1-ую дверь
    2) Позвонить во 2-ую дверь

    Друг, при всем этом, точно находится за одной из них (ведь за той, в которую мы звонили, его не оказалось):

    а) Друг за 1-ой дверью
    б) Друг за 2-ой дверью

    Давай снова нарисуем таблицу:

    Как видишь, всего есть варианта, из которых - благоприятны. То есть вероятность равна.

    А почему не?

    Рассмотренная нами ситуация - пример зависимых событий. Первое событие - это первый звонок в дверь, второе событие - это второй звонок в дверь.

    А зависимыми они называются потому что влияют на следующие действия. Ведь если бы после первого звонка в дверь нам открыл друг, то какова была бы вероятность того, что он находится за одной из двух других? Правильно, .

    Но если есть зависимые события, то должны быть и независимые ? Верно, бывают.

    Хрестоматийный пример - бросание монетки.

    1. Бросаем монетку раз. Какова вероятность того, что выпадет, например, орел? Правильно - , ведь вариантов всего (либо орел, либо решка, пренебрежем вероятностью монетки встать на ребро), а устраивает нас только.
    2. Но выпала решка. Ладно, бросаем еще раз. Какова сейчас вероятность выпадения орла? Ничего не изменилось, все так же. Сколько вариантов? Два. А сколько нас устраивает? Один.

    И пусть хоть тысячу раз подряд будет выпадать решка. Вероятность выпадения орла на раз будет все также. Вариантов всегда, а благоприятных - .

    Отличить зависимые события от независимых легко:

    1. Если эксперимент проводится раз (раз бросают монетку, 1 раз звонят в дверь и т.д.), то события всегда независимые.
    2. Если эксперимент проводится несколько раз (монетку бросают раз, в дверь звонят несколько раз), то первое событие всегда независимое. А дальше, если количество благоприятных или количество всех исходов меняется, то события зависимые, а если нет - независимые.

    Давай немного потренируемся определять вероятность.

    Пример 1.

    Монетку бросают два раза. Какова вероятность того, что два раза подряд выпадет орел?

    Решение:

    Рассмотрим все возможные варианты:

    1. Орел-орел
    2. Орел-решка
    3. Решка-орел
    4. Решка-решка

    Как видишь, всего варианта. Из них нас устраивает только. То есть вероятность:

    Если в условии просят просто найти вероятность, то ответ нужно давать в виде десятичной дроби. Если было бы указано, что ответ нужно дать в процентах, тогда мы умножили бы на.

    Ответ:

    Пример 2.

    В коробке конфет все конфеты упакованы в одинаковую обертку. Однако из конфет - с орехами, с коньяком, с вишней, с карамелью и с нугой.

    Какова вероятность, взяв одну конфету, достать конфету с орехами. Ответ дайте в процентах.

    Решение:

    Сколько всего возможных исходов? .

    То есть, взяв одну конфету, она будет одной из, имеющихся в коробке.

    А сколько благоприятных исходов?

    Потому что в коробке только конфет с орехами.

    Ответ:

    Пример 3.

    В коробке шаров. из них белые, - черные.

    1. Какова вероятность вытащить белый шар?
    2. Мы добавили в коробку еще черных шаров. Какова теперь вероятность вытащить белый шар?

    Решение:

    а) В коробке всего шаров. Из них белых.

    Вероятность равна:

    б) Теперь шаров в коробке стало. А белых осталось столько же - .

    Ответ:

    Полная вероятность

    Вероятность всех возможных событий равна ().

    Допустим, в ящике красных и зеленых шаров. Какова вероятность вытащить красный шар? Зеленый шар? Красный или зеленый шар?

    Вероятность вытащить красный шар

    Зеленый шар:

    Красный или зеленый шар:

    Как видишь, сумма всех возможных событий равна (). Понимание этого момента поможет тебе решить многие задачи.

    Пример 4.

    В ящике лежит фломастеров: зеленых, красных, синих, желтых, черный.

    Какова вероятность вытащить НЕ красный фломастер?

    Решение:

    Давай посчитаем количество благоприятных исходов.

    НЕ красный фломастер, это значит зеленый, синий, желтый или черный.

    Вероятность всех событий. А вероятность событий, которые мы считаем неблагоприятными (когда вытащим красный фломастер) - .

    Таким образом, вероятность вытащить НЕ красный фломастер - .

    Ответ:

    Вероятность того, что событие не произойдет, равна минус вероятность того, что событие произойдет.

    Правило умножения вероятностей независимых событий

    Что такое независимые события ты уже знаешь.

    А если нужно найти вероятность того, что два (или больше) независимых события произойдут подряд?

    Допустим мы хотим знать, какова вероятность того, что бросая монетку раза, мы два раза увидим орла?

    Мы уже считали - .

    А если бросаем монетку раза? Какова вероятность увидеть орла раза подряд?

    Всего возможных вариантов:

    1. Орел-орел-орел
    2. Орел-орел-решка
    3. Орел-решка-орел
    4. Орел-решка-решка
    5. Решка-орел-орел
    6. Решка-орел-решка
    7. Решка-решка-орел
    8. Решка-решка-решка

    Не знаю как ты, но я раза ошибся, составляя этот список. Ух! А подходит нам только вариант (первый).

    Для 5 бросков можешь составить список возможных исходов сам. Но математики не столь трудолюбивы, как ты.

    Поэтому они сначала заметили, а потом доказали, что вероятность определенной последовательности независимых событий каждый раз уменьшается на вероятность одного события.

    Другими словами,

    Рассмотрим на примере все той же, злосчастной, монетки.

    Вероятность выпадения орла в испытании? . Теперь мы бросаем монетку раз.

    Какова вероятность выпадения раз подряд орла?

    Это правило работает не только, если нас просят найти вероятность того, что произойдет одно и то же событие несколько раз подряд.

    Если бы мы хотели найти последовательность РЕШКА-ОРЕЛ-РЕШКА, при бросках подряд, мы поступили бы также.

    Вероятность выпадения решка - , орла - .

    Вероятность выпадения последовательности РЕШКА-ОРЕЛ-РЕШКА-РЕШКА:

    Можешь проверить сам, составив таблицу.

    Правило сложения вероятностей несовместных событий.

    Так стоп! Новое определение.

    Давай разбираться. Возьмем нашу изношенную монетку и бросим её раза.
    Возможные варианты:

    1. Орел-орел-орел
    2. Орел-орел-решка
    3. Орел-решка-орел
    4. Орел-решка-решка
    5. Решка-орел-орел
    6. Решка-орел-решка
    7. Решка-решка-орел
    8. Решка-решка-решка

    Так вот несовместные события, это определенная, заданная последовательность событий. - это несовместные события.

    Если мы хотим определить, какова вероятность двух (или больше) несовместных событий то мы складываем вероятности этих событий.

    Нужно понять, что выпадение орла или решки - это два независимых события.

    Если мы хотим определить, какова вероятность выпадения последовательности) (или любой другой), то мы пользуемся правилом умножения вероятностей.
    Какова вероятность выпадения при первом броске орла, а при втором и третьем решки?

    Но если мы хотим узнать, какова вероятность выпадения одной из нескольких последовательностей, например, когда орел выпадет ровно раз, т.е. варианты и, то мы должны сложить вероятности этих последовательностей.

    Всего вариантов, нам подходит.

    То же самое мы можем получить, сложив вероятности появления каждой последовательности:

    Таким образом, мы складываем вероятности, когда хотим определить вероятность некоторых, несовместных, последовательностей событий.

    Есть отличное правило, помогающее не запутаться, когда умножать, а когда складывать:

    Возвратимся к примеру, когда мы подбросили монетку раза, и хотим узнать вероятность увидеть орла раз.
    Что должно произойти?

    Должны выпасть:
    (орел И решка И решка) ИЛИ (решка И орел И решка) ИЛИ (решка И решка И орел).
    Вот и получается:

    Давай рассмотрим несколько примеров.

    Пример 5.

    В коробке лежит карандашей. красных, зеленых, оранжевых и желтых и черных. Какова вероятность вытащить красный или зеленый карандаши?

    Решение:

    Что должно произойти? Мы должны вытащить (красный ИЛИ зеленый).

    Теперь понятно, складываем вероятности этих событий:

    Ответ:

    Пример 6.

    Игральную кость бросают дважды, какова вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков?

    Решение.

    Как мы можем получить очков?

    (и) или (и) или (и) или (и) или (и).

    Вероятность выпадения одной (любой) грани - .

    Считаем вероятность:

    Ответ:

    Тренировка.

    Думаю, теперь тебе стало понятно, когда нужно как считать вероятности, когда их складывать, а когда умножать. Не так ли? Давай немного потренируемся.

    Задачи:

    Возьмем карточную колоду, в которой карты, из них пик, червей, 13 треф и 13 бубен. От до туза каждой масти.

    1. Какова вероятность вытащить трефы подряд (первую вытащенную карту мы кладем обратно в колоду и перемешиваем)?
    2. Какова вероятность вытащить черную карту (пики или трефы)?
    3. Какова вероятность вытащить картинку (вальта, даму, короля или туза)?
    4. Какова вероятность вытащить две картинки подряд (первую вытащенную карту мы убираем из колоды)?
    5. Какова вероятность, взяв две карты, собрать комбинацию - (валет, дама или король) и туз Последовательность, в которой будут вытащены карты, не имеет значения.

    Ответы:

    1. В колоде карты каждого достоинства, значит:
    2. События зависимы, так как после первой вытащенной карты количество карт в колоде уменьшилось (как и количество «картинок»). Всего вальтов, дам, королей и тузов в колоде изначально, а значит вероятность первой картой вытащить «картинку»:

      Поскольку мы убираем из колоды первую карту, то значит в колоде осталось уже карта, из них картинок. Вероятность второй картой вытащить картинку:

      Поскольку нас интересует ситуация, когда мы достаем из колоды: «картинку» И «картинку», то нужно перемножать вероятности:

      Ответ:

    3. После первой вытащенной карты, количество карт в колоде уменьшится.Таким образом, нам подходит два варианта:
      1) Первой картой вытаскиваем Туза, второй - валета, даму или короля
      2) Первой картой вытаскиваем валета, даму или короля, второй - туза.Т.е. (туз и (валет или дама или король)) или ((валет или дама или король) и туз). Не забываем про уменьшение количества карт в колоде!

    Если ты смог сам решить все задачи, то ты большой молодец! Теперь задачи на теорию вероятностей в ЕГЭ ты будешь щелкать как орешки!

    ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

    Рассмотрим пример. Допустим, мы бросаем игральную кость. Что это за кость такая, знаешь? Так называют кубик с цифрами на гранях. Сколько граней, столько и цифр: от до скольки? До.

    Итак, мы бросаем кость и хотим, чтобы выпало или. И нам выпадает.

    В теории вероятностей говорят, что произошло благоприятное событие (не путай с благополучным).

    Если бы выпало, событие тоже было бы благоприятным. Итого может произойти всего два благоприятных события.

    А сколько неблагоприятных? Раз всего возможных событий, значит, неблагоприятных из них события (это если выпадет или).

    Определение:

    Вероятностью называется отношение количества благоприятных событий к количеству всех возможных событий . То есть вероятность показывает, какая доля из всех возможных событий приходится на благоприятные.

    Обозначают вероятность латинской буквой (видимо, от английского слова probability - вероятность).

    Принято измерять вероятность в процентах (см. тему , ) . Для этого значение вероятности нужно умножать на. В примере с игральной костью вероятность.

    А в процентах: .

    Примеры (реши сам):

    1. С какой вероятностью при бросании монетки выпадет орел? А с какой вероятностью выпадет решка?
    2. С какой вероятностью при бросании игральной кости выпадет четное число? А с какой - нечетное?
    3. В ящике простых, синих и красных карандашей. Наугад тянем один карандаш. Какова вероятность вытащить простой?

    Решения:

    1. Сколько всего вариантов? Орел и решка - всего два. А сколько из них благоприятных? Только один - орел. Значит, вероятность

      С решкой то же самое: .

    2. Всего вариантов: (сколько сторон у кубика, столько и различных вариантов). Благоприятных из них: (это все четные числа:).
      Вероятность. С нечетными, естественно, то же самое.
    3. Всего: . Благоприятных: . Вероятность: .

    Полная вероятность

    Все карандаши в ящике зеленые. Какова вероятность вытащить красный карандаш? Шансов нет: вероятность (ведь благоприятных событий -).

    Такое событие называется невозможным .

    А какова вероятность вытащить зеленый карандаш? Благоприятных событий ровно столько же, сколько событий всего (все события - благоприятные). Значит, вероятность равна или.

    Такое событие называется достоверным .

    Если в ящике зеленых и красных карандашей, какова вероятность вытащить зеленый или красный? Опять же. Заметим такую вещь: вероятность вытащить зеленый равна, а красный - .

    В сумме эти вероятности равны ровно. То есть, сумма вероятностей всех возможных событий равна или.

    Пример:

    В коробке карандашей, среди них синих, красных, зеленых, простых, желтый, а остальные - оранжевые. Какова вероятность не вытащить зеленый?

    Решение:

    Помним, что все вероятности в сумме дают. А вероятность вытащить зеленый равна. Значит, вероятность не вытащить зеленый равна.

    Запомни этот прием: вероятность того, что событие не произойдет равна минус вероятность того, что событие произойдет.

    Независимые события и правило умножения

    Ты кидаешь монетку раза, и хочешь, чтобы оба раза выпал орел. Какова вероятность этого?

    Давай переберем все возможные варианты и определим, сколько их:

    Орел-Орел, Решка-Орел, Орел-Решка, Решка-Решка. Какие еще?

    Всего варианта. Из них нам подходит только один: Орел-Орел. Итого, вероятность равна.

    Хорошо. А теперь кидаем монетку раза. Посчитай сам. Получилось? (ответ).

    Ты мог заметить, что с добавлением каждого следующего броска вероятность уменьшается в раза. Общее правило называется правилом умножения :

    Вероятности независимых событий переменожаются.

    Что такое независимые события? Все логично: это те, которые не зависят друг от друга. Например, когда мы бросаем монетку несколько раз, каждый раз производится новый бросок, результат которого не зависит от всех предыдущих бросков. С таким же успехом мы можем бросать одновременно две разные монетки.

    Еще примеры:

    1. Игральную кость бросают дважды. Какова вероятность, что оба раза выпадет?
    2. Монетку бросают раза. Какова вероятность, что в первый раз выпадет орел, а потом два раза решка?
    3. Игрок бросает две кости. Какова вероятность, что сумма чисел на них будет равна?

    Ответы:

    1. События независимы, значит, работает правило умножения: .
    2. Вероятность орла равна. Вероятность решки - тоже. Перемножаем:
    3. 12 может получиться только, если выпадут две -ки: .

    Несовместные события и правило сложения

    Несовместными называются события, которые дополняют друг друга до полной вероятности. Из названия видно, что они не могут произойти одновременно. Например, если бросаем монетку, может выпасть либо орел, либо решка.

    Пример.

    В коробке карандашей, среди них синих, красных, зеленых, простых, желтый, а остальные - оранжевые. Какова вероятность вытащить зеленый или красный?

    Решение .

    Вероятность вытащить зеленый карандаш равна. Красный - .

    Благоприятных событий всего: зеленых + красных. Значит, вероятность вытащить зеленый или красный равна.

    Эту же вероятность можно представить в таком виде: .

    Это и есть правило сложения: вероятности несовместных событий складываются.

    Задачи смешанного типа

    Пример.

    Монетку бросают два раза. Какова вероятность того, что результат бросков будет разный?

    Решение .

    Имеется в виду, что если первым выпал орел, второй должна быть решка, и наоборот. Получается, что здесь две пары независимых событий, и эти пары друг с другом несовместны. Как бы не запутаться, где умножать, а где складывать.

    Есть простое правило для таких ситуаций. Попробуй описать, что должно произойти, соединяя события союзами «И» или «ИЛИ». Например, в данном случае:

    Должны выпасть (орел и решка) или (решка и орел).

    Там где стоит союз «и», будет умножение, а там где «или» - сложение:

    Попробуй сам:

    1. С какой вероятностью при двух бросаниях монетки оба раза выпадет одно и та же сторона?
    2. Игральную кость бросают дважды. Какова вероятность, что в сумме выпадет очков?

    Решения:

    1. (Выпал орел и выпал орел) или (выпала решка и выпала решка): .
    2. Какие есть варианты? и. Тогда:
      Выпало (и) или (и) или (и): .

    Еще пример:

    Бросаем монетку раза. Какова вероятность, что хотя-бы один раз выпадет орел?

    Решение:

    Ой, как же не хочется перебирать варианты… Орел-решка-решка, Орел-орел-решка, … А и не надо! Вспоминаем про полную вероятность. Вспомнил? Какова вероятность, что орел не выпадет ни разу ? Это же просто: все время летят решки, значит.

    ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. КОРОТКО О ГЛАВНОМ

    Вероятность - это отношение количества благоприятных событий к количеству всех возможных событий.

    Независимые события

    Два события независимы если при наступлении одного вероятность наступления другого не изменяется.

    Полная вероятность

    Вероятность всех возможных событий равна ().

    Вероятность того, что событие не произойдет, равна минус вероятность того, что событие произойдет.

    Правило умножения вероятностей независимых событий

    Вероятность определенной последовательности независимых событий, равна произведению вероятностей каждого из событий

    Несовместные события

    Несовместными называются события, которые никак не могут произойти одновременно в результате эксперимента. Ряд несовместных событий образуют полную группу событий.

    Вероятности несовместных событий складываются.

    Описав что должно произойти, используя союзы «И» или «ИЛИ», вместо «И» ставим знак умножения, а вместо «ИЛИ» — сложения.

    Ну вот, тема закончена. Если ты читаешь эти строки, значит ты очень крут.

    Потому что только 5% людей способны освоить что-то самостоятельно. И если ты дочитал до конца, значит ты попал в эти 5%!

    Теперь самое главное.

    Ты разобрался с теорией по этой теме. И, повторюсь, это… это просто супер! Ты уже лучше, чем абсолютное большинство твоих сверстников.

    Проблема в том, что этого может не хватить…

    Для чего?

    Для успешной сдачи ЕГЭ, для поступления в институт на бюджет и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, для жизни.

    Я не буду тебя ни в чем убеждать, просто скажу одну вещь…

    Люди, получившие хорошее образование, зарабатывают намного больше, чем те, кто его не получил. Это статистика.

    Но и это - не главное.

    Главное то, что они БОЛЕЕ СЧАСТЛИВЫ (есть такие исследования). Возможно потому, что перед ними открывается гораздо больше возможностей и жизнь становится ярче? Не знаю...

    Но, думай сам...

    Что нужно, чтобы быть наверняка лучше других на ЕГЭ и быть в конечном итоге… более счастливым?

    НАБИТЬ РУКУ, РЕШАЯ ЗАДАЧИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.

    На экзамене у тебя не будут спрашивать теорию.

    Тебе нужно будет решать задачи на время .

    И, если ты не решал их (МНОГО!), ты обязательно где-нибудь глупо ошибешься или просто не успеешь.

    Это как в спорте - нужно много раз повторить, чтобы выиграть наверняка.

    Найди где хочешь сборник, обязательно с решениями, подробным разбором и решай, решай, решай!

    Можно воспользоваться нашими задачами (не обязательно) и мы их, конечно, рекомендуем.

    Для того, чтобы набить руку с помощью наших задач нужно помочь продлить жизнь учебнику YouClever, который ты сейчас читаешь.

    Как? Есть два варианта:

    1. Открой доступ ко всем скрытым задачам в этой статье - 299 руб.
    2. Открой доступ ко всем скрытым задачам во всех 99-ти статьях учебника - 999 руб.

    Да, у нас в учебнике 99 таких статей и доступ для всех задач и всех скрытых текстов в них можно открыть сразу.

    Во втором случае мы подарим тебе тренажер “6000 задач с решениями и ответами, по каждой теме, по всем уровням сложности”. Его точно хватит, чтобы набить руку на решении задач по любой теме.

    На самом деле это намного больше, чем просто тренажер - целая программа подготовки. Если понадобится, ты сможешь ею так же воспользоваться БЕСПЛАТНО.

    Доступ ко всем текстам и программам предоставляется на ВСЕ время существования сайта.

    И в заключение...

    Если наши задачи тебе не нравятся, найди другие. Только не останавливайся на теории.

    “Понял” и “Умею решать” - это совершенно разные навыки. Тебе нужны оба.

    Найди задачи и решай!

    Существует целый класс опытов, для которых вероятности их возможных исходов легко оценить непосредственно из условий самого опыта. Для этого нужно, чтобы различные исходы опыта обладали симметрией и в силу этого были объективно одинаково возможными.

    Рассмотрим, например, опыт, состоящий в бросании игральной кости, т.е. симметричного кубика, на гранях которого нанесено различное число очков: от 1 до 6.

    В силу симметрии кубика есть основания считать все шесть возможных исходов опыта одинаково возможными. Именно это дает нам право предполагать, что при многократном бросании кости все шесть граней будут выпадать примерно одинаково часто. Это предположение для правильно выполненной кости действительно оправдывается на опыте; при многократном бросании кости каждая её грань появляется примерно в одной шестой доле всех случаев бросания, причем отклонение этой доли от 1/6 тем меньше, чем большее число опытов произведено. Имея в виду, что вероятность достоверного события принята равной единице, естественно приписать выпадению каждой отдельной грани вероятность, равную 1/6. Это число характеризует некоторые объективные свойства данного случайного явления, а именно свойство симметрии шести возможных исходов опыта.

    Для всякого опыта, в котором возможные исходы симметричны и одинаково возможны, можно применить аналогичный прием, который называется непосредственным подсчетом вероятностей.

    Симметричность возможных исходов опыта обычно наблюдается только в искусственно организованных опытах, типа азартных игр. Так как первоначальное развитие теория вероятностей получила именно на схемах азартных игр, то прием непосредственного подсчета вероятностей, исторически возникший вместе с возникновением математической теории случайных явлений, долгое время считался основным и был положен в основу так называемой «классической» теории вероятностей. При этом опыты, не обладающие симметрией возможных исходов, искусственно сводились к «классической» схеме.

    Несмотря на ограниченную сферу практических применений этой схемы, она все же представляет известный интерес, так как именно на опытах, обладающих симметрией возможных исходов, и на событиях, связанных с такими опытами, легче всего познакомиться с основными свойствами вероятностей. Такого рода событиями, допускающими непосредственный подсчет вероятностей, мы и займемся в первую очередь.

    Предварительно введем некоторые вспомогательные понятия.

    1. Полная группа событий.

    Говорят, что несколько событий в данном опыте образуют полную группу событий, если в результате опыта непременно должно появиться хотя бы одно из них.

    Примеры событий, образующих полную группу:

    3) появление 1,2,3,4,5,6 очков при бросании игральной кости;

    4) появление белого шара и появление черного шара при вынимании одного шара из урны, в которой 2 белых и 3 черных шара;

    5) ни одной опечатки, одна, две, три и более трех опечаток при проверке страницы напечатанного текста;

    6) хотя бы одно попадание и хотя бы один промах при двух выстрелах.

    2. Несовместимые события.

    Несколько событий называют несовместимыми в данном опыте, если никакие два из них не могут появиться вместе.

    Примеры несовместимых событий:

    1) выпадение герба и выпадение цифры при бросании монеты;

    2) попадание и промах при выстреле;

    3) появление 1,3, 4 очков при одном бросании игральной кости;

    4) ровно один отказ, ровно два отказа, ровно три отказа технического устройства за десять часов работы.

    3. Равновозможные события.

    Несколько событий в данном опыте называются равновозможными, если по условиям симметрии есть основание считать, что ни одно из этих событий не является объективно более возможным, чем другое.

    Примеры равновозможных событий:

    1) выпадение герба и выпадение цифры при бросании монеты;

    2) появление 1,3, 4, 5 очков при бросании игральной кости;

    3) появление карты бубновой, червонной, трефовой масти при вынимании карты из колоды;

    4) появление шара с №1, 2, 3 при вынимании одного шара из урны, содержащей 10 перенумерованных шаров.

    Существуют группы событий, обладающие всеми тремя свойствами: они образуют полную группу, несовместимы и равновозможны; например: появление герба и цифры при бросании монеты; появление 1, 2, 3, 4, 5, 6 очков при бросании игральной кости. События, образующие такую группу, называются случаями (иначе «шансами»).

    Если какой-либо опыт по своей структуре обладает симметрией возможных исходов, то случаи представляют собой исчерпывающую систему равновозможных и исключающих друг друга исходов опыта. Про такой опыт говорят, что он «сводится к схеме случаев» (иначе – к «схеме урн»).

    Схема случаев по преимуществу имеет место в искусственно организованных опытах, в которых заранее и сознательно обеспечена одинаковая возможность исходов опыта (как, например, в азартных играх). Для таких опытов возможен непосредственный подсчет вероятностей, основанный на оценке доли так называемых «благоприятных» случаев в общем числе случаев.

    Случай называется благоприятным (или «благоприятствующим») некоторому событию, если появление этого случая влечет за собой появление данного события.

    Например, при бросании игральной кости возможны шесть случаев: появление 1, 2, 3, 4, 5, 6 очков. Из них событию – появлению четного числа очков – благоприятны три случая: 2, 4, 6 и не благоприятны остальные три.

    Если опыт сводится к схеме случаев, то вероятность события в данном опыте можно оценить по относительной доле благоприятных случаев. Вероятность события вычисляется как отношение числа благоприятных случаев к общему числу случаев:

    где Р(А) – вероятность события ; – общее число случаев; – число случаев, благоприятных событию .

    Так как число благоприятных случаев всегда заключено между 0 и (0 – для невозможного и – для достоверного события), то вероятность события, вычисленная по формуле (2.2.1), всегда есть рациональная правильная дробь:

    Формула (2.2.1), так называемая «классическая формула» для вычисления вероятностей, долгое время фигурировала в литературе как определение вероятности. В настоящее время при определении (пояснении) вероятности обычно исходят из других принципов, непосредственно связывая понятие вероятности с эмпирическим понятием частоты; формула же (2.2.1) сохраняется лишь как формула для непосредственного подсчета вероятностей, пригодная тогда и только тогда, когда опыт сводится к схеме случаев, т.е. обладает симметрией возможных исходов.

    Чтобы увеличить свои шансы на выигрыш, игрок должен понимать принцип работы букмекерской конторы.

    Коэффициенты БК представляют собой вероятность события с определенным процентом наценки (маржей), которая в разных конторах колеблется в пределах 1.5-10%. Если бы маржи не существовало, все букмекеры бы разорились за считанные часы.

    Игрок должен понимать, что собой представляют коэффициенты и ставить только на выгодные для себя цены. Поэтому ему необходимо уметь преобразовывать коэффициенты в вероятности и наоборот.

    Формула перевода коэффициента в процент вероятности события:

    V=1/кэф*100%

    Конвертация вероятности в коэффициенты высчитывается по формуле:

    К=100%/вероятность

    Пример

    Котировки букмекерской конторы на матч между Реалом и Ливерпулем составляют:

    2.25 (П1) – 3.7 (ничья) – 3.09 (П2)

    Конвертируем коэффициенты у вероятности

    V(П1) = 1/2.25*100%= 44.4%

    V(ничья) = 1/3.7*100%= 27%

    V(П2) = 1/3.09*100%= 32.4%

    Складываем вероятности этого матча и получаем суммарную вероятность

    V = 44.4%+27%+32.4%= 103.8%

    Многие зададутся вопросом, почему вероятность составляет больше ста процентов. Ответ банально прост, все что свыше 100% является маржей БК. В нашем случае она составляет 3.8%.

    Коэффициенты на равновероятные события в идеале должны составлять К(П1) = К(П2) = 2.0 (50%), однако из-за букмекерской маржи они будут занижены. Например, если наценка БК будет составлять 7%, тогда коэффициенты будут равны 1.86, если 2%, то коэффициенты будут по 1.96.

    Залог успеха успешного игрока — ставить всегда по лучшим коэффициентам. У букмекерских контор работают трейдеры, которые тоже могут ошибаться в своих расчетах. Умелые игроки такими просчетами неплохо зарабатывают себе на жизнь.

    Например, победу Ювентуса над Ромой букмекер оценивает вероятностью 60% (1.66), а Вы, тщательно проанализировав матч, высчитали вероятность 67% (1.49). Если Ваши расчеты верны, то букмекерская контора даёт завышенный (ценный) коэффициент на данный исход этого события. Игрок должен непременно воспользоваться этой возможностью, сделав ставку на победу Ювентуса. Такие коэффициенты называют валуйными и при долгосрочной игре они непременно принесут игроку прибыль.

    Если бы Ваша вероятность составила меньше 60%, это означало бы, что букмекерская контора занизила коэффициент на этот исход. Делать ставки по явно заниженным кэфам категорически запрещается!

    Чтобы находить валуйные ставки, игроку необходимо уметь правильно анализировать вероятность исхода, хотя существует множество авторитетных сервисов, предоставляющих такие услуги за определённую плату.