Невидимый человек. Невидимые люди

С невидимыми людьми мы в основном знакомы по художественным произведениям. Там можно надеть волшебную шапку или принять особый препарат - и никто тебя уже не заметит. Вопрос о том, почему так случилось, умело маскируется чередой приключений невидимого героя.

А между тем люди-невидимки на протяжении нескольких веков упоминаются в сводках происшествий и полицейских протоколах. И это уже повод для серьезного разговора с попыткой ответить: как же, вопреки законам физики, такое происходит?

Не всем нравятся длинные волосы

Известно, что многократные встречи с невидимыми людьми произошли в Китае в 1876 году. В городе Нанкине некие незримые злоумышленники отрезали у мужчин традиционные для этой страны косички. Нападения совершались на улице на глазах десятков свидетелей. Через некоторое время такие же случаи были зарегистрированы в Шанхае.

Традиционные китайские мужские косы

Невидимки, стригущие чужие волосы, действовали на улицах китайских городов почти три года, поймать их так и не удалось. Ученые, изучив древние документы, пришли к выводу, что подобное в Поднебесной уже было: невидимые злые духи, остригающие волосы, как реальное явление описаны в древних китайских рукописях.

В конце XIX века похожие случаи наблюдались и в других странах. В 1873 году в городе Меномони (штат Висконсин, США) стоявшая на улице девушка вдруг почувствовала, как кто-то остригает ее волосы - и при этом они бесследно исчезают. Ни ей, ни свидетелям произошедшего воспрепятствовать хулиганству не удалось.

В 1890 году в Японии были зафиксированы нападения невидимки, который наносил людям раны в шею. Вряд ли целью нападавшего являлись убийства -потому что глубина порезов составляла всего несколько миллиметров.

Об этих происшествиях написали газеты нескольких европейских стран. Реакция читателей была однозначной: в Азии и Америке люди просто сходят с ума, и им мерещится разная чертовщина.

Но чуть позже, в 1922 году, подобное произошло в Англии. На улицах какие-то невидимые руки срезали волосы молодым девушкам. Полицейским, кроме составления протоколов, ничего сделать не удавалось.

23 апреля 1922 года газета «Пипл» напечатала репортаж из лондонской больницы Черинг-Кросс. Туда поступил пациент, имевший ножевую рану на шее. По его словам, он прошел один из перекрестков Ковентри-стрит - и внезапно при полном отсутствии людей вокруг получил удар ножом и упал.

Через несколько часов в эту же больницу поступил еще один раненный ножом в шею, а спустя какое-то время - третий, получивший такую же рану на том же перекрестке и при подобных обстоятельствах.

Деревня спрятанных людей

В конце XX века в западной прессе появились сообщения о целой деревне людей-невидимок, живущих в Индонезии. Их называют «оранг буньян», в переводе с малайского «спрятанные люди».

Из того, что удалось узнать репортерам: невидимки живут в глубине леса и обладают сверхъестественной силой. Иногда они похищают детей. Судя по всему, их время течет по-другому: были случаи, когда украденные ранее и уже подросшие дети возвращались в родные места, но никого из их родственников в живых не оставалось, потому что несколько лет жизни похищенных превращались в почти столетие для оставшихся.

Границу с местом, где обитают «оранг буньян», малайцы отметили большими валунами. Сюда приходят те, кто просит у них помощи. Они приносят еду и другие подарки и обращаются к невидимкам, чтобы те решили их проблемы. Иногда это происходит, из-за чего вера в невидимых людей становится сильнее.

Считается, что кто-то из них может поселиться в доме с обычными людьми и устроить там полную неразбериху. Его надо уважать и всячески пытаться задобрить.

Во многих индонезийских гостиницах для такого невидимки оставляют свободный номер. Если селить больше некуда, там могут разместить приезжего, но попросят его соблюдать особые правила.

Войдя в комнату, следует включить все освещение и отдернуть занавески - чтобы «оранг буньян» ознакомился с гостем при максимально возможном свете. Если гость вдруг почувствует холод - он должен покинуть номер, его посещение не устраивает невидимку.

Если этого не происходит, значит, «оранг буньян» согласен на проживание соседа. Но перед сном гостю на всякий случай следует перевернуть один ботинок подошвой вверх: по восточной традиции, такое положение обуви символизирует энергии инь и ян, которые защищают от злых сил.

Побывавшие в Индонезии европейцы приводят многочисленные свидетельства существования «оранг буньян»: они слышали звуки барабанов, раздающиеся на пустых полянах, видели появление и исчезновение еды или посуды, наблюдали движение прозрачных силуэтов под дождем и т.п.

Помощь из параллельного мира

Как же можно объяснить существование людей-невидимок? Популярная точка зрения: они живут рядом с нами, в параллельном мире.

Один из тех, кто разделяет и активно пропагандирует эту версию, - исследователь паранормальных явлений Магнус Скарфединссон из Рейкьявика (Исландия). В его коллекции более 700 свидетельств тех, кто так или иначе контактировал с невидимыми людьми.

Любопытно, что невидимок в Исландии тоже называют «спрятанные люди». По большинству свидетельств, они приходят на выручку, когда кто-то попадает в беду (к примеру, готовы вытащить упавшего из ущелья или вывести заблудившегося из леса). При общении с обычными людьми они могут становиться видимыми - и тогда выглядят так же, как мы, правда, их одежда больше напоминает средневековые наряды.

Скарфединссон утверждает, что невидимки приходят из своего параллельного мира только тогда, когда нужна их помощь. Как-то не сходится со случаями отрезания волос в Китае или Англии, не так ли?

Иные формы материи?

Другая точка зрения: существование людей-невидимок обусловлено тем, что жизнь во Вселенной может иметь самые разные формы - и в том числе состоять из настолько разреженной материи, что человеческий глаз не в силах ее увидеть.

Этого мнения придерживался знаменитый «отец космонавтики» Константин Циолковский, который в книге «Грезы о Земле о небе» отмечал, что нельзя отмахиваться от того, что факты указывают на присутствие в нашей жизни каких-то невидимых разумных существ.

В 1960-е годы академик Влаиль Казначеев, занимающийся вопросами биофизики, высказал предположение, что кроме привычной для нас белковонуклеиновой формы жизнь на планете может быть представлена какими-то энергетическими структурами, которые являются невидимыми для человеческого глаза.

И снова непонятно: зачем представителям иной формы жизни напоминать о себе откровенно хулиганскими выходками?

Почему их не видят

А не может ли феномен невидимых людей объединять явления разного порядка? То есть невидимки, которые наносили удары ножом, - это совсем другие невидимки, чем «оранг буньян», а также те, кто приходит на помощь из параллельного мира или состоит из других форм материи?

В 1998 году в американских газетах была опубликована любопытная история. Несколько подростков Миннеаполиса занимались кражами в супермаркетах. Однажды их задержали и передали в руки полиции. В участке их допросили - всех, кроме девушки по имени Дженнис.

На нее никто не обращал внимания, как будто ее не было. Девушка сначала удивилась, а потом беспрепятственно вышла из помещения участка. Позже она разговаривала на эту тему со своими подельниками - и те тоже подтвердили, что Дженнис на какое-то время превратилась в невидимку.

Этот случай стал отправной точкой для исследований психотерапевта Донны Хигби. Она разместила в нескольких популярных журналах объявление с просьбой сообщать о происшествиях, когда обычный человек на время становится невидимым. Отклики не заставили себя ждать.

Женщина из Вентуры (Калифорния) рассказала о ситуации, когда была на почте и пыталась обратить на себя внимание - но ни служащие, ни другие посетители ее не видели и не слышали. Другая женщина, живущая в Роаноке (Техас), сообщила, что с ней случались приступы невидимости в ресторане и аэропорту. Еще один техасец из Форт-Уэрта написал о том, как неожиданно пропал для окружающих в кинотеатре.

Письма с похожими рассказами приходили не только из США, но также из других стран. Донна Хигби отмечает: после личных встреч с этими людьми она полностью уверена в их адекватности.

В 2001-м во время церемонии инаугурации Джорджа Буша - младшего рядом с ним вдруг оказался мужчина небольшого роста. Этот человек не имел приглашения - но работники службы безопасности, по их утверждениям, его не видели до тех пор, пока он не пожал руку президенту.

В российской прессе тоже писали о подобном случае -когда у студента Санкт-Петербургского университета украли все деньги, и он вынужден был в течение месяца ездить на электричке без билета. В течение этого времени контролеры и попутчики словно не замечали его. Но через месяц, когда вопрос с деньгами уладился, «невидимость» исчезла.

Эти примеры говорят о явлении совершенно другого порядка - о том, что человек каким-то образом может блокировать свое зрительное восприятие другими людьми. Он не невидим сам по себе, а каким-то образом заставляет не видеть себя. Это что-то сродни гипнозу - но может происходить неожиданно для самого невидимки.

Такую точку зрения подтверждают исследования психотерапевта В. Исакова, под чьим руководством в лабораторных условиях проводились опыты, в результате которых загипнотизированные люди не видели кого-то из присутствующих.

Эта версия вполне объясняет агрессивное поведение некоторых невидимок, которые, пользуясь обретенными сверхъестественными способностями, могли наслаждаться своей властью, пугая других людей.

Виктор СВЕТЛАНИН

В романе «Человек-невидимка» английский писатель Уэллс стремится убедить своих читателей, что возможность стать невидимым вполне осуществима. Его герой (автор романа представляет его нам как «гениальнейшего физика, какого когда-либо видел мир») открыл способ делать человеческое тело невидимым. Вот как излагает он знакомому врачу основания своего открытия:

«Видимость зависит от действия видимых тел на свет. Вы знаете, что тела или поглощают свет, или отражают его, или преломляют. Если тело не поглощает, не отражает и не преломляет света, оно не может быть видимо само по себе. Видишь, например, непрозрачный красный ящик потому, что краска поглощает некоторую долю света и отражает (рассеивает) остальные лучи. Если бы ящик не поглощал никакой доли света, а отражал его весь, он казался бы блестящим белым ящиком, серебряным. Бриллиантовый ящик поглощал бы мало света, общая его поверхность отражала бы его также немного; только местами, на ребрах, свет отражался бы и преломлялся, давая нам блестящую видимость сверкающих отражений – нечто вроде светового скелета. Стеклянный ящик блестел бы меньше, был бы не так отчетливо виден, как бриллиантовый, потому что в нем было бы меньше отражений и меньше преломлений. Если же положить кусок обыкновенного белого стекла в воду и, тем более, если положить его в какую-нибудь жидкость плотнее воды, он исчезнет почти совершенно, потому что свет, попадающий сквозь воду на стекло, преломляется и отражается очень слабо. Стекло становится столь же невидимым, как струя углекислоты или водорода в воздухе, по той же самой причине.

– Да, – сказал Кемп (врач), – все это очень просто и в наше время известно каждому школьнику.

– А вот и еще факт, также известный каждому школьнику, Если кусок стекла растолочь и превратить в порошок, он становится гораздо более заметным в воздухе, – он становится непрозрачным белым порошком. Происходит это потому, что толчение умножает грани стекла, производящие отражение и преломление. У пластинки только две грани, а в порошке свет отражается и преломляется каждой крупинкою, через которую проходит, и сквозь порошок его проникает очень мало. Но если белое толченое стекло положить в воду, – оно сразу исчезает. Толченое стекло и вода имеют приблизительно одинаковый показатель преломления, так что, переходя от одного к другому, свет преломляется и отражается очень мало.

Положив стекло в какую-нибудь жидкость с почти одинаковым показателем преломления, вы делаете его невидимым: всякая прозрачная вещь становится невидимой, если ее поместить в среду с одинаковым с нею показателем преломления. Достаточно подумать самую малость, чтобы убедиться, что стекло можно сделать невидимым и в воздухе: надо устроить так. Чтобы его показатель преломления равнялся показателю преломления воздуха, потому что тогда, переходя от стекла к воздуху, свет не будет ни отражаться, ни преломляться вовсе .

– Да, да, – сказал Кемп. – Но ведь человек – не то, что стекло.

– Нет, он прозрачнее.

– И это говорит естественник! Неужели за десять лет вы успели совсем забыть физику? Бумага, например, состоит из прозрачных волоконец, она бела и непроницаема потому же, почему бел и непроницаем стеклянный порошок. Намаслите белую бумагу, наполните маслом промежутки между волоконцами так, чтобы преломление и отражение происходили только на поверхностях, – и бумага станет прозрачной, как стекло. И не только бумага, но и волокна полотна, волокна шерсти, волокна дерева, наши кости, мускулы, волосы, ногти и нервы! Словом, весь состав человека, кроме красного вещества в его крови и темного пигмента волос, – все состоит из прозрачной, бесцветной ткани; вот как немногое делает нас видимыми друг другу!»

Подтверждением этих соображений может служить тот факт, что не покрытые шерстью животные-альбиносы (ткани которых не содержат красящих веществ) отличаются в значительной мере прозрачностью. Зоолог, нашедший летом 1934 г. в Детском Селе экземпляр белой лягушки-альбиноса, описывает ее так: «Тонкие кожные и мышечные ткани просвечивают: видны внутренности, скелет… Очень хорошо у лягушки-альбиноса видно через брюшную стенку сокращение сердца и кишок».

Горой романа Уэллса изобрел способ делать прозрачными ткани человеческого организма и даже его красящие вещества (пигменты). Он с успехом применил свое открытие к собственному телу. Опыт удался блестяще, – изобретатель стал совершенно невидимым. О дальнейшей судьбе этого невидимого человека мы сейчас узнаем.

Полной невидимости совершенно прозрачного предмета мы можем добиться, если окружим его стенками, рассеивающими свет строго равномерно. Глаз, который смотрит внутрь через небольшое боковое отверстие, получит тогда от всех точек предмета как раз столько света, как если бы предмета вовсе не существовало: никакие блики или тени не обнаружат его присутствия.
Вот как может быть обставлен подобный опыт. Воронку, диаметром в полметра, из белого картона устанавливают, как показано на рисунке, на некотором расстоянии от 25-свечовой электрической лампочки.

Невидимая стеклянная палочка.
Снизу вводят стеклянную палочку, по возможности строго вертикально. Малейшее отклонение от вертикального положения делает то, что палочка кажется темной по оси и светлой по краям либо же, наоборот, светлой по оси и темной по краям. Обе картины освещения переходят одна в, другую при легком изменении положения палочки. После ряда проб можно добиться совершенно равномерного освещения палочки, – и тогда она для глаза, смотрящего сквозь узкое (не шире 1 см) боковое отверстие, исчезает совершенно. При такой обстановке опыта достигается полная невидимость стеклянного предмета, несмотря на то, что его преломляющая способность сильно отличается от преломляющей способности воздуха.
Другой прием, с помощью которого можно сделать невидимым, например, кусок граненого стекла, состоит в том,чтобы поместить его в ящик, покрытый изнутри светящейся краской.

С того времени, когда был написан канонический «Человек-невидимка» Уэллса, и литература, и кинематограф, и даже комиксы к этой теме возвращались не единожды. Хотели бы вы испытать эту возможность - оставаться незамеченным никем? Или когда все смотрят сквозь тебя - это сплошное неудобство? Герои фильмов про невидимок, список лучших из которых мы подготовили для вас, на себе продемонстрируют все прелести и трудности жизни вне поля чьего-либо зрения.

Невидимка (2000)
Профессор Себастьян Кейн ищет формулу невидимости. Он уже научился делать невидимыми животных. Но эксперимент нельзя считать завершенным, пока не будет найдена формула «возврата» - невидимый объект должен снова обрести плоть и кровь. После долгих поисков Кейн находит искомую формулу и успешно возвращает в мир реальных очертаний гориллу. Остается заключительный аккорд - совершить полный цикл на человеке. Как настоящий ученый, Кейн решает проделать это с самим собой...

Невидимка / Hollow Man (2000)

Жанр: фантастика, триллер
Бюджет: $95 000 000
Премьера (мир): 2 августа 2000
Премьера (РФ): 15 октября 2000, «Каскад»
Страна: США, Германия

В главных ролях: Кевин Бейкон, Элизабет Шу, Джош Бролин, Ким Диккенс, Грег Гранберг, Джои Злотник, Мэри Рэндл, Уильям Дивэйн, Рона Митра, Пабло Эспиноса

Невидимка 2 (видео) (2006)
Эксперименты по достижению невидимости человека увенчались успехом: военные, мечтавшие об идеальном шпионе и диверсанте, в полном восторге. Но ученым так и не удалось справиться с побочными эффектами новой технологии - у невидимок резко повышается уровень агрессии и психической нестабильности. В один ужасный день очередной подопытный по имени Майкл Гриффин выходит из-под контроля и вырывается на свободу. Лишь два человека, знающие тайну незримого убийцы - Френк Тернер и биолог Мэгги.

Невидимка 2 (видео) / Hollow Man II (2006)

Жанр: ужасы, фантастика, боевик, триллер
Премьера (мир): 23 мая 2006
Страна: США

В главных ролях: Кристиан Слэйтер, Питер Фачинелли, Лаура Риган, Дэвид Макилрайт, Уильям МакДональд, Сара Дикинс, Джессика Хэрмон, Соня Саломяа, Терри Энн Уэлики, Джон Шоу

Лига выдающихся джентльменов (2003)
Прославленный авантюрист Аллан Куотермейн вступает в борьбу с международным террористом по прозвищу Фантом и за собой ведёт целый выводок столь же примечательных джентльменов - капитана Немо, вампиршу Мину Харкер, человека-невидимку Родни Скиннера, тайного агента американского правительства Тома Сойера, бессмертного Дориана Грэя и доктора Джекила, время от времени перерождающегося в мистера Хайда. Дело в том, что Фантом собирается захватить бразды правления миром в свои руки.

Лига выдающихся джентльменов / The League of Extraordinary Gentlemen (2003)

Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
Бюджет: $78 000 000
Премьера (мир): 11 июля 2003
Премьера (РФ): 2 октября 2003, «Гемини Киномир»
Страна: США, Германия, Чехия, Великобритания

В главных ролях: Шон Коннери, Насируддин Шах, Пета Уилсон, Тони Кёрран, Стюарт Таунсенд, Шейн Уэст, Джейсон Флеминг, Ричард Роксбург, Макс Райан, Том Гудман-Хилл

Невидимки (2013)
В канун Нового года удивительное событие навсегда меняет жизнь главного героя: он становится невидимкой! Правда, понимает он это не сразу, так как уже привык к тому, что его никто не замечает и не принимает всерьез. Очень быстро войдя во вкус новой жизни и своих супер способностей, он вдруг обнаруживает, что он такой не один! НИКТО И НИКОГДА ИХ НЕ ВИДЕЛ... Мы не знаем, кто на самом деле забил гол голландцам на чемпионате Европы? Кто махал демонстрантам рукой утомленного Брежнева?

Невидимки (2013)

Жанр: комедия, фантастика
Бюджет: $5 000 000
Премьера (мир): 20 февраля 2015
Премьера (РФ): 5 февраля 2015, «Наше Кино»
Страна: Россия

В главных ролях: Илья Любимов, Екатерина Гусева, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин, Ирина Розанова, Иван Чуваткин, Вера Борисенкова, Зураб Гурцкая, Владимир Дыховичный, Петр Винс

Человек-невидимка (сериал 2000 – 2002) (2000)
Мелкий воришка Дариан так бы и провел свою никчемную жизнь, периодически пребывая за решеткой, если бы не принял участие в необычном научном эксперименте, благодаря которому в его голову был введен ртутный имплатант, позволяющий ему превращаться в невидимку. Операция, к счастью, прошла успешно, однако после все пошло не так, как ожидалось... Убивают брата Дариана, и теперь он вынужден добыть секретное правительственное оружие в обмен на чип, которым управляет продажный контрагент.

Человек-невидимка (сериал 2000 – 2002) / The Invisible Man (2000)

Жанр: фантастика, триллер, комедия
Премьера (мир): 9 июня 2000
Страна: США

В главных ролях: Винсент Вентреска, Пол Бен-Виктор, Шеннон Кенни, Эдди Джонс, Майкл МакКафферти, Брэнди Лэдфорд, Джоэль Биссоннет, Спенсер Гаррет, Айделис ДеЛеон, Джонатан Айли

СуперБобровы (2015)
Краткое содержание фантастического фильма. Вместо десерта на ужин семейство Бобровых получило... метеорит. Настоящий, большой, из космоса. Благодаря ему Бобровы вдруг приобретают немыслимые сверхспособности. Дед становится бессмертным, а отец теперь может телепортироваться. Сын начинает понимать собачий язык, а его сёстры получают суперсилу, возможность летать и быть невидимой. Единственное ограничение - способности действуют только когда вся семейка в сборе.

СуперБобровы (2015)

Жанр: комедия, семейный, фантастика
Премьера (мир): 1 апреля 2016
Премьера (РФ): 17 марта 2016, «WDSSPR»
Страна: Россия

В главных ролях: Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Роман Мадянов, Ирина Пегова, Владимир Толоконников, Даниил Вахрушев, Софья Мицкевич, Михаил Шамигулов, Елизавета Кононова, Виталий Кищенко

{banner_midrsya}

Монстры на каникулах (2012)
Граф Дракула очень устал от пристального внимания со стороны людей, поэтому немного подумав и проанализировав обстановку он понял, что для подобных ему монстров необходимо построить укромное место. Соорудив отель Дракула пригласил всех своих знакомых, место понравилось многим и стало постоянной точкой отдыха монстров с семьями, где можно спокойно отдохнуть от разных бытовых забот, мирской суеты и конечно же от людей. Однако идиллия продлилась недолго, как всегда на горизонте замаячили американские туристы.

Монстры на каникулах / Hotel Transylvania (2012)

Жанр: мультфильм, фэнтези, комедия, семейный
Бюджет: $85 000 000
Премьера (мир): 8 сентября 2012
Премьера (РФ): 18 октября 2012, «WDSSPR»3D
Страна: США

В главных ролях: Адам Сэндлер, Энди Сэмберг, Селена Гомес, Кевин Джеймс, Фрэн Дрешер, Стив Бушеми, Молли Шеннон, Дэвид Спейд, СиЛо Грин, Джон Ловиц

Исповедь невидимки (1992)
США. 1990-е годы…Ник Хэллоуэй – главный герой фильма, работает биржевым маклером в корпорации. Однажды он пришел на работу с похмелья и решил подремать. Во время сна Ник случайно опрокидывает чашку с кофе, которая проливается на клавиатуру и создает замыкание, которое привело к невидимости некоторых частей здания. Из-за сна он пропустил эвакуации и находился в этот момент в здании, после чего стал человеком-невидимкой. В связи с произошедшим его хотели подвергнуть опытам, но он сбежал.

Исповедь невидимки / Memoirs of an Invisible Man (1992)

Жанр: фантастика, триллер, мелодрама, комедия
Бюджет: $40 000 000
Премьера (мир): 28 февраля 1992
Страна: США, Франция

В главных ролях: Чеви Чейз, Дэрил Ханна, Сэм Нил, Майкл МакКин, Стивен Тоболовски, Джим Нортон, Пэт Скиппер, Пол Перри, Ричард Эпкар, Стив Барр

Невидимый папочка (видео) (1998)
Краткое содержание комедийного фильма "Невидимый папочка". Сюжетная линия семейной киноленты повествует историю о том, как жила была обыкновенная семья, и она была бы совсем обыкновенной, если бы не 15-летний паренек, увлеченный компьютерами. Он сам собирает их, сам придумывает новые игрушки, программы - в общем развлекается как может. И однажды доразвлекался, да так, что его папа стал невидимкой. Какие же увлекательные приключения ждут главных героев впереди...

Невидимый папочка (видео) / Invisible Dad (1998)

Жанр: фэнтези, комедия, семейный
Премьера (мир): 24 марта 1998
Страна: США

В главных ролях: Карен Блэк, Чарльз Диркоп, Даран Норрис, Мэри Элизабет МакГлинн, Уильям Мейерс, Стив Скьонти, Николас Данн, Роберт Донован, Росс Хэйген, Шайна Райан

Ой! Человек-невидимка (2010)
Краткое содержание комедийного фильма "Ой! Человек-невидимка". Сюжетная линия японского фильма рассказывает невероятную историю о том, как главный герой киноленты - Араката Тору, обычный японский школьник, выяснил, что когда он ест рыбью икру, то становится невидимым. Однако для полного эффекта ему нужно быть голым. И вот с тех пор, как парень узнал о своём новом умении, город в опасности, ведь теперь все ванные и женские раздевалки оказались в его полном и неограниченном доступе.

Ой! Человек-невидимка / Oh! Toumei ningen (2010)

В главных ролях: Мицуко Хоси, Kôichi Ikari, Yoshifumi Ikeda, Харуна Ито, Ю Кавана, Aya Mizusaki, Yuri Murakami, Якан Набе, Akitoshi Ohtaki, Такаси Омото

Невидимка: Хроники Бенджамина Найта (1993)
Румыния. Американский ученый Бенджамин Найт в результате несчастного случая во время научного эксперимента становится невидимым. Забинтованный в целях конспирации невидимка Бен пытается найти рецепт спасения от собственной прозрачности вместе со своими коллегами - прикованным к креслу-каталке Уэйдом, миленькой блондинкой Занной и роботом Мандроидом. А в это время Иван Драго со своей бандой похищает одну за другой юных девушек и заточает в темницу. Схватка между двумя командами неизбежна...

Невидимка: Хроники Бенджамина Найта / Invisible: The Chronicles of Benjamin Knight (1993)

Жанр: ужасы, фантастика, боевик
Премьера (мир): 31 марта 1994
Страна: США

В главных ролях: Брайан Казинс, Дженнифер Нэш, Майкл Делла Фемино, Курт Лоуэнс, Дэвид Кауфман, Алан Оппенхаймер, Аарон Ипале, Джэйк МакКиннон, Dana Magdici, Даниэла Нанэ

Человек-Невидимка из одноименного романа Герберта Уэллса по праву может претендовать на звание одного из первых суперзлодеев современной медиакультуры – он обладает уникальными способностями, жесток и мечтает о захвате мира. Лишь иногда сценаристы и писатели рассматривали Невидимку в ином свете…


Человек-Невидимка (The Invisible Man) – один из классических "монстров Universal", популярный персонаж, активно использовавшийся как в качестве злодея в разного уровня фильмах ужасов, так и в качестве положительного персонажа.

Персонажи-невидимки в разного рода мифах и сказаниях присутствовали нередко, однако настоящую популярность образу Человека-Невидимки принес роман Герберта Уэллса (Herbert George Wells). Уэллсовский Невидимка – талантливый ученый по имени Гриффин (Griffin), сумевший после серии экспериментов оптического и биологического толка отыскать способ изменять человеческое тело, делая его абсолютно невидимым. Опасаясь конкуренции со стороны научного руководителя, Гриффин продолжает эксперименты самостоятельно; оплачивает опыты он на деньги, украденные у собственного отца (вскоре после кражи совершившего самоубийство). В конечном итоге Гриффину удается получить вожделенную технику; вторжение домовладельца чуть было не срывает опыт, однако Гриффину удается довести опыт до конца – и замести следы, устроив в доме пожар.

Привыкнуть к тонкостям существования в невидимом теле удается не сразу, однако в конечном итоге Гриффин свыкается со своим положением. Закрытая одежда помогает ему изображать из себя обычного человека; увы, проблем в целом это не решает – так, Гриффин нуждается в месте для опытов и средствах, что в итоге толкает его на новый грабеж. Попытки вернуть себе видимость также ни к чему не приводят; помощник Гриффина, бродяга Томас Марвел (Thomas Marvel) крадет у него деньги и лабораторные записи. Последним шансом для Человека-Невидимки становится его старый знакомый, доктор Кемп (Kemp). Безумные замыслы Гриффина – всерьез подумывающего стать властелином мира – вынуждают Кемпа обратиться за помощью к полиции; в конечном итоге Невидимку удается смертельно ранить. После смерти Гриффина делавшие его невидимым химические процессы останавливаются, и тело вновь обретает видимость.

Роман Уэллса принадлежит к классике научно-фантастического жанра, хотя собственно научную составляющую его критиковали довольно активно. Наиболее популярный аргумент против истории Человека-Невидимки строился на том, что зрение работает через преломление света в глазах; невидимый глаз свет преломлять не смог бы и, как следствие, был бы слеп.

Из многочисленных экранизаций истории Человека-Невидимки самым известным является фильм 1933-го; в нем Невидимку сыграл Клод Рейнс (Claude Rains). Для сценария сюжет романа был несколько пересмотрен – так, если в книге Гриффин с самого начала проявляет себя как классический психопат, персонаж фильма изначально является обычным ученым. В ходе своих экспериментов Гриффин находит формулу невидимости и пробует её на себе, не озаботившись продумать обратное преобразование. Осознав свою ошибку, Гриффин сбегает из лаборатории. Увы, один из элементов использованного ученым состава является сильнейшим наркотиком; вкупе с постоянными стрессами он сводит Гриффина с ума, приближая его к книжному прообразу. Дальнейший сюжет разворачивается почти в полном соответствии с романом – Гриффин погибает от пули полицейского и обретает потерянную видимость.

Над образом невидимого человека киноделы экспериментировали и далее; русскому зрителю памятен фильм 1992-го "Исповедь невидимки" ("Memoirs of an Invisible Man") и триллер 2000-го "Невидимка" ("Hollow Man"). Если второй по духу близок оригинальному произведению, то в первом невидимость настигает героя случайно и никаких помыслов к мировому господству у него не вызывает. Снятый в 1984-м фильм Александра Захарова также рассматривает историю Невидимки под несколько необычным углом – здесь в корыстных целях секрет невидимости планирует использовать не сам Гриффин, но его друг Кемп.

Многим иностранным читателям Человек-Невидимка знаком не столько по роману Уэллса, сколько по серии комиксов "Лига выдающихся джентльменов" ("The League of Extraordinary Gentlemen") – в России известной разве что довольно посредственной экранизацией. Сюжет комикса объединяет ряд персонажей классических приключенческих романов – вроде Аллана Квотермейна (Allan Quatermain), Тома Сойера (Tom Sawyer), Мины Харкер (Mina Harker), Дориана Грея (Dorian Gray) и мистера Хайда (Mister Hyde). Человек-Невидимка в комиксе зовет себя Хоули Гриффин (Hawley Griffin); по его словам, убитый в ходе романа Уэллса невидимка был лишь его подопытным. Уэллсовскому Гриффину персонаж комикса ничуть не уступает ни в жестокости, ни в коварстве; в конечном итоге герои разоблачают его как пособника пришельцев с Марса (отсылка к другому легендарному творению Уэллса). Интересно, что в экранизации фильма образ Невидимки был серьезно изменен – в сценарии вместо Гриффина фигурировал некто Родни Скиннер (Rodney Skinner) – воришка, сумевший украсть у ученого его формулу. В отличие от своего комиксового персонажа, Скиннер злодеем не является и ни в чем большем, чем разного рода мелкие пакости, не замечен.

В этом романе описывается судьба английского учёного-медика, а впоследствии физика Гриффина , который изобрёл аппарат, делающий человека невидимым (и, одновременно с этим, препарат, обесцвечивающий кровь). Правда, для полной невидимости человек должен был быть альбиносом , каковым Гриффин и был. Гриффин не хотел раньше времени обнародовать своё открытие, чтобы позже создать тем бо́льшую сенсацию. Однако обстоятельства сложились так, что из-за материальных затруднений он не мог продолжать свою работу. У него появилась идея «исчезнуть» и начать совершенно новую жизнь в качестве невидимки.

Опасаясь преследования полиции по жалобе хозяина дома, в котором он жил, недовольного его непонятной и подозрительной деятельностью, и вероятного последующего расследования Гриффин отправил записи о своих экспериментах по почте до востребования, перешёл в невидимое состояние, разрушил аппарат и поджёг дом, где он жил, чтобы окончательно замести следы. Поначалу он чувствовал себя «зрячим в городе слепых». Однако вскоре оказалось, что его положение не столь уж завидное. Не имея аппарата, он не мог сделать невидимыми свою пищу и одежду, так что ему приходилось ходить голым и страдать от холода, а пищу принимать очень редко и тайно от других людей. Он не мог также и объявить о себе, так как опасался, что потеряет свободу и его станут показывать в клетке.

Всё это вынудило его оказаться в положении изгоя, избегающего человеческого общества. Гриффин поселился в деревне Айпинг и стал работать над возвращением себе обычного «видимого» вида (именно с этого начинается повествование; то есть, всё вышеизложенное читателю становится известным только ближе к финалу). Однако через некоторое время у него закончились деньги и ему опять пришлось скрыться.

Гриффин обратился за поддержкой к учёному по имени Кемп, с которым он когда-то вместе учился. Гриффин предложил начать кампанию террора и устрашения людей, конечной целью которой был бы захват власти. Но Кемп отказался сотрудничать с невидимкой и вызвал полицию. Тогда невидимка приговорил Кемпа к смерти и начал охоту за ним, но в конечном итоге это привело к гибели Гриффина. Он был схвачен и убит разъярённой толпой. После наступления смерти его тело снова стало видимым. Секрет невидимости так и не был восстановлен, так как свою машину Гриффин уничтожил, а его записи были похищены бродягой Томасом Марвелом, которого Гриффин использовал как помощника (Марвел наивно надеялся самостоятельно разгадать секрет и стать невидимкой).

Гриффин стал одним из наиболее известных образов «злого гения» в мировой литературе.