Рассказы о животных для школьников. Рассказы о весне — Скребицкий Георгий Алексеевич

Биография

Георгий Скребицкий родился в России, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии , и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.

В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает на факультет охотоведения и звероводства в , чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. По окончании обучения (1930) работает в , в лаборатории зоопсихологии . Кандидат биологических наук (1937).

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 году по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря .

Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, - сказал Георгий Алексеевич впоследствии, - как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).

Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималистка Вера Чаплина . В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям - писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка » и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, как зимует белочка или чем живёт майский жук.

В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники » (1951) и «В лесной чаще » (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще » (1949).

В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным - после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.

Произведения

  • «Простофили и хитрецы» (Детгиз, М.-Л., 1944)
  • «На заповедных островах» (Детгиз, М., 1945)
  • «Рассказы охотника» (Детгиз, М.-Л., 1948)
  • «Беловежская пуща» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Петрозаводск, 1949)
  • «В Беловежской пуще» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Детгиз, М.-Л., 1949)
  • «Охотничьи тропы» (Воениздат, М., 1949, 1951)
  • «Про наших птиц» (Детгиз, М., 1951)
  • «В лесу и на речке» (Детгиз, М.-Л., 1952)
  • «Лесное эхо» (Детгиз, М.-Л., 1952)
  • «Под зоркой охраной» (Детгиз, М., 1953)
  • «С ружьем и без ружья» (Детгиз, М., 1953)
  • «На пороге весны» (Детгиз, М., 1953)
  • «В Беловежской пуще» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Ставрополь, 1953)
  • «В Беловежской пуще» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Смоленск, 1954)
  • «Товарищи по охоте» (Детгиз, М., 1956)
  • «Наши заповедники» (Детгиз, М., 1957)
  • «Лесной прадедушка» (Детгиз, М., 1956, 1957)
  • «На новом море» (Детгиз, М., 1957)
  • «Листопадник» (Детгиз, М., 1960)
  • «В шапке-невидимке» (Детгиз, М., 1961)
  • «Прирученные и дикари» (Детгиз, М., 1961)
  • «Что когда бывает» (Детгиз, М., 1961)
  • «За лесной завесой» (Детгиз, М., 1963)
  • «От первых проталин до первой грозы» (Детская литература, М., 1964, 1966, 1968, 1972)
  • «У птенцов подрастают крылья» (Детская литература, М., 1966)
  • «Четыре художника» (Центрально-Черноземное книжное издательство, Воронеж, 1975)
  • «Весёлые ручьи» (Детская литература, М., 1969, 1973)

Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель, который был влюблён в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Удивительно точным, сочным и образным языком этот мастер-натуралист передавал красоту средней полосы России, повадки самых разнообразных жителей леса, обычаи русского народа. В свои произведения он вкладывал необыкновенную человечность, гуманность, опыт, своеобразные художественные приёмы и средства. Его рассказы похожи на сказки.

Детские годы

В 1903 году появился на свет талантливый мастер живописных описаний Георгий Скребицкий. Биография писателя очень непростая. Он был воспитан приёмными родителями. В четырёхлетнем возрасте был усыновлён Н.Н. Скребицкой. Немного позже её мужем становится земской врач Полилов А.М. Всё дальнейшее детство Гриша провёл в маленьком городке Чернь в Тульской губернии, куда переехало всё семейство.

Приёмный отец Георгия очень любил рыбалку, охоту, часто брал с собой мальчика, чем привил ему любовь к родной природе. Ещё в детстве Георгий научился бережно и осознанно относиться ко всему окружающему, любить братьев своих меньших. Это отразилось на его творчестве и Любимыми увлечениями Скребицкого были чтение книг и природоведение. Он не мог определить, что из этих двух направлений выбрать, поэтому соединил две профессии в одну. Он стал писателем-натуралистом.

Добывание знаний

Получив среднее образование в одной из школ городка, Георгий Скребицкий отправляется в столицу, где он поступает на литературный факультет в Институт живого слова. После того, как юноша освоил писательское мастерство, следующей ступенькой обучения стал Высший зоотехнический институт. Здесь Георгий осваивал азы охотнического и звероводческого дела.

Окончив это заведение, юноша идёт работать в исследовательский институт по звероводству и охоте. Затем он был научным сотрудником в лаборатории при Московском государственном университете, где исследовал психологию различных животных. Эта работа позволила Скребицкому участвовать в различных экспедиционных поездках, исследовать жизнь зверей на свободе.

Такими наблюдениями он занимался на протяжении 5 лет. В 1937 году Георгию Алексеевичу присваивается звание кандидата биологических наук. Некоторое время он руководил кафедрой физиологии животных в МГУ. Всё это время он работал над несколькими научными трудами, связанными с зоологией и зоопсихологией.

Певец русской природы

Чем старше становился учёный, тем чаще ему хотелось записать все свои охотничьи приключения на бумаге, а также запечатлеть детские воспоминания о первых встречах с природой. Так постепенно Георгий Алексеевич стал превращаться в певца родной природы. Многим младшим школьникам знакомо первое произведение Скребицкого "Ушан" о зайчике, рождённом осенью. Это привело автора к идее писать рассказы о животных. Он также является автором двух повестей. Его книги знают не только в России, но и в Польше, Болгарии, Германии, Албании, Словакии, Венгрии, Чехии.

В 40-х годах Георгий Скребицкий тесно сотрудничал с известной писательницей-анималистом Верой Чаплиной. Она помогала ему публиковать работы, а также подсказывала идеи для новых рассказов. Вместе они писали рассказы о животных для самых маленьких читателей и публиковались в детских журналах.

Сценарии для мультфильмов

Особенно пронзительно выразились яркие особенности таланта писателя-натуралиста в создании сценариев к диафильмам и мультфильмам. Во всех этих работах главными персонажами были животные. Самыми запоминающимися работами являются диафильмы "Кто как зимует", "Кто как лето проводит", "Про белочку-хлопотунью", "Медвежонок".

В 1949 году Георгий Скребицкий посетил Западную Белоруссию. После этого он написал много очерков и собрал их в книгу "Беловежская пуща". Свою последнюю повесть писатель так и не закончил, её дооформляла Смерть настигла Георгия Алексеевича неожиданно, летом 1964 года у него случился сердечный приступ и его доставили в больницу. Острый инфаркт не дал шансов Скребицкому, он умер 18 августа того же года.

Основные сведения о рассказах

  • "Белая шубка" - рассказ о похождениях и зимовке белого пушистого зайчишки.
  • В "Длиннохвостых разбойниках" рассматривается поведение пернатых сорок.
  • "Митины друзья" - произведение о мальчике, который привязался к лосёнку и его маме-лосихе.
  • "Домик в лесу" знакомит с похождениями бывалого любителя поохотиться.
  • "Загадочная находка" - интересное приключение, случившееся со школьниками во время изготовления скворечников.
  • "Воришка" рассказывает об умной ручной белочке.
  • "Лесной голосок" - повествование о родном крае, летнем отдыхе, лесных обитателях.

Ласковый юмор, поэтичность, душевная теплота - вот черты, присущие мастерству Георгия Алексеевича Скребицкого. Его произведения развивают характер, учат любить братьев наших меньших, бережно относиться ко всему живому. Самые маленькие ребятишки и школьники всегда с удовольствием проникаются жизнью лесных обитателей. Чаще всего его книги используются для внеклассного и семейного чтения, развития речи детей.

Георгий Алексеевич Скребицкий

Лесной прадедушка

Рассказы о родной природе

Вместо предисловия

Вам, друзья природы

ДРУЗЬЯ МОЕГО ДЕТСТВА

Лесное эхо

Кот Иваныч

День рождения

Чир Чирыч

Барсучонок

Заботливая мамаша

ЗА ЛЕСНОЙ ЗАВЕСОЙ

Редкая гостья

Лесной прадедушка

Смышлёные птицы

Маленький лесовод

Товарищи по охоте

В зимнюю стужу

Следопыты

Срочный пакет

Друг сердечный

Пропавший медведь

Зайчишке повезло

Митины друзья

За селезнями

Неожиданное знакомство

Замечательный сторож

Старый блиндаж

Чудо техники

В зелёной корзиночке

Редкий снимок

Длинноносые рыболовы

Голубой дворец

Трудное задание

Нежданный помощник

"Передышка"

Лесные переселенцы

Джек и Фрина

Смышлёный зверёк

Лесной разбойник

Сластёна

Добро пожаловать!

________________________________________________________________

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Жаркий день. Палящие лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки. В горле совсем пересохло, хочется пить, но воды поблизости нет.

Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

Что там виднеется среди сучьев дерева: причудливо изогнута ветвь или огромный удав свесил вниз своё гибкое тело и греется на солнце?

Впереди поляна. Последние усилия, и заросли пройдены. Можно передохнуть, прилечь на сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Тигр!

Путешественник хватается за ружьё. Стрелять или нет? Убитого тигра уже некуда больше девать: ведь и так в обозе экспедиции двадцать шкур тигров и десять слонов.

Теперь нужно стрелять только ради самозащиты. Секунда томительного ожидания: заметит зверь человека или нет? Не заметил, прошёл мимо, скрылся в кустах.

Усталый путник выбирается на поляну, ложится в траву и внимательно наблюдает за тем, что творится кругом: как разноцветные бабочки и жучки летают и кружатся возле него, как хлопотливые пчёлы забираются в чашечки цветов и пьют душистый нектар, как трудятся муравьи - волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит напряжённая жизнь - жизнь, полная интереснейших приключений и неожиданностей. Кажется, так бы и лежал весь день, затаившись в траве, вглядываясь в эти густые сочные заросли стеблей и листьев...

Юрочка! Юра! Где ты там? Иди завтракать! - раздаётся голос матери.

"Охотник за тиграми" замирает в своём зелёном убежище. Не хочется прерывать игру в путешествие, идти на дачу, пить молоко. Но Юра знает, что мама не перестанет звать, пока он не откликнется. Она не может понять, что он теперь вовсе не маленький мальчик, а отважный путешественник, исследователь непроходимых джунглей.

Всё это было давным-давно, почти полвека назад, когда я, ещё маленький мальчик, едва только начинал читать по складам.

Первые книги, подаренные и прочитанные мне, были книги о диких зверях и птицах, книги о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран.

Я с жадностью слушал чтение матери, часами перелистывал страницы, рассматривал цветные картинки с изображением различных животных, мечтая о том, чтобы и самому сделаться смелым путешественником-натуралистом.

Но до этого было так далеко. Нужно ещё подрасти, кончить школу, университет, а пока что я с увлечением играл в путешествия: лесок возле дачи превратил в мечтах в тропические джунгли, толстого ленивого кота Иваныча - в кровожадного тигра, соседских петухов и кур - в павлинов и фазанов, а Джек, добродушный охотничий пёс отца, должен был изображать целую стаю голодных шакалов, неотступно следующих за экспедицией.

Прошли долгие годы; мечты восьмилетнего мальчика сбылись наяву. Кончена школа, потом институт, и вот я уже не в мечтах, а на самом деле отправляюсь в экспедицию.

Я - научный сотрудник, изучаю жизнь родной природы, жизнь птиц и зверей.

Но именно теперь, когда я стал уже совсем взрослым, всё чаще и чаще вспоминал свои детские годы, игру в путешествия, своих первых четвероногих и крылатых друзей: Джека, кота Иваныча, ёжика Пушка, сороку Сиротку, скворца Чир Чирыча - всех тех, кто научил меня любить животных, внимательно вглядываться в их повадки, в их жизнь.

А почему бы не рассказать обо всём этом и другим ребятам, почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных натуралистов?

С этой целью написана настоящая книга. С этой же целью написаны и все мои книги для ребят.

Пусть они - мои совсем ещё юные читатели - узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу.

ВАМ, ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ

Друзья природы - следопыты!

Для вас писал ваш старый друг,

Для тех, кому пути открыты

На Крайний Север и на Юг,

Для тех, кто под зелёной елью

Встречает солнечный восход,

Кому милы зимы метели

И звонкий говор вешних вод,

Кто по равнинам и оврагам

Под свист пурги и в летний зной

Шагает бодрым, лёгким шагом

С нелёгкой ношей за спиной,

Для тех, кому вся жизнь открыта,

Кто, не боясь её невзгод,

Как подобает следопыту,

К заветной цели вдаль идёт.

Г. Скребицкий

Д Р У З Ь Я М О Е Г О Д Е Т С Т В А

ЛЕСНОЕ ЭХО

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

Как сейчас, помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. День был по-летнему солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Ко мне в комнату вбежали, запыхавшись, деревенские ребятишки.

Дяденька, кого мы нашли! Ой, кого мы нашли! Глазищами так и ворочают!.. - загалдели они все разом, перебивая друг друга.

Из сбивчивых рассказов ребят я только понял, что они нашли в лесу логово с какими-то серыми лохматыми зверями, должно быть с волчатами. Я взял ружье и вместе с ребятишками отправился в лес.

Они привели меня в самую глушь, на старую, заболоченную гарь.

Кругом громоздились наваленные друг на друга темные полусгнившие стволы деревьев. Приходилось то подлезать под них, то перелезать через сплошные заграждения. Вывороченные корни торчали вверх, будто щупальцы гигантских осьминогов. В ямах под ними чернела густая, как деготь, болотная вода.

Между гниющими деревьями густо разросся молодой зеленый березняк и разные болотные травы.

Даже в жару здесь было прохладно и остро пахло душистой болотной сыростью.

Куда же мы идем? - спросил я у своих провожатых.

А вон на ту гриву. Там у самого края… - заговорили они, показывая на небольшой, поросший сосняком холмик.

А что как сама матка с ними? - говорили они. - Уж и задаст она нам - больше не полезешь.

Я плохо представлял, каких именно зверей нашли дети, и потому, сознаюсь, тоже не без робости приближался к таинственному логовищу. Может быть, там не волки, а рысь! С ней разговор похуже будет. Волчица труслива, она в случае опасности убежит от детей, а рысь, пожалуй, и броситься может.

Ребятишки пропустили меня вперед, а сами сбились в кучу за моей спиной.

Вон, вон, видишь, сосна повалена, под корнями будто нора. Там и сидят… все серые, лохматые, глазища так и горят… Стра-а-ашно!..

Я взвел курок ружья и стал осторожно подбираться к логовищу. Подойдя шагов на десять, я свистнул и приготовился стрелять. Но из-под сосны никто не показывался. Я подошел ближе, свистнул еще раз. Опять никого.

Да есть ли там кто-нибудь? Может, давно все убежали?

Я подобрался к самой сосне и заглянул под корни.

Вижу - два каких-то серых пушистых существа жмутся друг к другу. Я пригляделся получше и чуть не вскрикнул от удивления: в норе под корнями сидели два серых мохнатых филиненка. «Ну и птицы! А я-то их чуть за зверей не принял. Да какие забавные, глазастые! Возьму-ка, - думаю, - одного домой, отвезу в город, в школьный живой уголок. Вот уж ребята обрадуются!»

Я обмотал руку носовым платком, чтобы филиненок меня не поранил, и не без труда вытащил из-под корней большого, отчаянно сопротивлявшегося птенца.

Ребята обступили меня.

Ну и страшилище! А глазищи-то, глазищи! И на птицу совсем не похож!

Филиненок был уже почти со взрослого филина, с огромной головой и желтыми кошачьими глазами; весь в коричнево-сером пуху, кое-где у него уже пробивались перья.

Он испуганно озирался, раскрывал рот и злобно шипел.

Мы принесли его домой и посадили в просторный чулан.

Пойманный филиненок очень скоро привык ко мне. Когда я входил в чулан, он больше не жался в угол, а, наоборот, неуклюже бежал ко мне навстречу, раскрывал рот и требовал еды.

Кормил я его мелко нарубленным сырым мясом, которое он глотал с большой жадностью. Назвал я его Филюшей.

Филюша чувствовал себя отлично; он быстро рос и покрывался перьями. Часто, сидя на полу, он начинал размахивать крыльями и подпрыгивать, стараясь взлететь.

Один раз, войдя в чулан, я не нашел филина на обычном месте - в углу за ящиком. Я обшарил весь чулан - Филюши нигде не было. Значит, удрал как-нибудь.

Мне было очень досадно и жаль филиненка. «Ведь летать он еще не умеет, кормиться сам не сможет, забьется куда-нибудь под сарай или под дом и погибнет», думал я.

Вдруг надо мной кто-то завозился. Гляжу, а это Филюша: сидит на полке у самого потолка и поглядывает на меня.

Обрадовался я, говорю ему:

Вот ты куда, разбойник, забрался! Значит, крылья покрепче стали; скоро и совсем летать начнешь.

После этого прохожу я как-то раз мимо чулана. Вдруг слышу - там шум, возня какая-то. Открыл дверь, гляжу - сидит Филюша посреди пола; весь распушился, шипит на меня, клювом щелкает.

Понять не могу, что с ним такое случилось. Пригляделся я: вижу - а у филина из-под лапы огромная крыса торчит.

Эге, брат, да ты здесь уже за крысами охотиться начинаешь?

«Вот ведь как интересно! - подумал я. - Взял филиненка из гнезда совсем маленьким, никто его не учил, а пришло время, он и сам за охоту принялся».

Съел Филюша крысу всю до последней косточки и шкурку тоже съел, потом взлетел к себе на полку, уселся там и задремал. А наутро гляжу - на полу под полкой лежит твердый серый комочек: это Филюша остатки выплюнул.

Хищные птицы всегда так делают: глотают добычу целыми кусками, вместе с костями, с шерстью, с перьями. Мясо у них в желудке переварится, а все несъедобное в твердый комочек склеится. Они его и выплюнут. Такие комочки называются погадками.

С тех пор как Филюша поймал крысу, я перестал кормить его рубленым мясом, а стал ему стрелять воробьев, галок, ворон. Принесу и брошу на пол убитую птицу. Филюша сразу весь распушится, нацелится на добычу, будто она живая, потом бросится с полки, схватит когтями и начнет ее рвать своим крючковатым клювом. Наестся - и назад на полку.

Однажды дворовые собаки задушили ежа. Я давно уже слышал, что филины любят ежиное мясо. Взял ежа, несу Филюше и думаю: «Как же он будет у ежа мясо от кожи с иголками отдирать? Ведь исколется, пожалуй, да еще иголку как бы случайно не проглотил».

Филюша только увидел ежа, бросился на него, вцепился в добычу когтями и начал отрывать большие куски мяса. Рвет и глотает, прямо вместе со шкурой, с колючками.

Я так и замер - иглы-то острые, как же он себе ими весь рот и желудок не исколет? А Филюша хоть бы что! Всего ежа съел.

Целый день я был неспокоен - боялся, как бы филин от такого «колючего обеда» не заболел. Несколько раз я заходил его проведывать, но Филюша преспокойно дремал у себя на полке.

Наутро я нашел на полу две погадки с ежиными иголками.

Прошло около месяца с тех пор, как я принес филина из леса. Теперь он уже совсем хорошо летал по чулану.

Как-то сидел я на дворе около дома. Вдруг вижу - из раскрытых сеней вылетает Филюша. Верно, нечаянно дверь в чулане оставили открытой.

Не успел я ахнуть, как филин уже сидел на крыше. Яркий солнечный свет ослепил его, он удивленно вертел своей огромной головой и не решался лететь дальше.

Я бросился к чердачной лестнице, но в это время Филюша взмахнул своими огромными мягкими крыльями и тихо полетел через двор к березовой роще.

Я побежал за ним, не зная, что же мне делать. «Улетел мой подарок ребятам!»

Вдруг с берез сорвалась целая стая грачей. С громким карканьем набросились они на Филюшу. В воздухе замелькали крылья, перья. Все смешалось и полетело вниз.

Обезумевший от страха Филюша упал на землю и, широко раскинув крылья, отбивался от грачей.

Я подбежал, прогнал драчливых птиц и принес филина обратно в чулан.

С тех пор он больше не пытался днем удирать из чулана.

Георгий Алексеевич Скребицкий (20 июля 1903 – 18 августа 1964) – известный писатель-натуралист.
Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.
В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает в Московский Высший лесотехнический институт, по окончании которого (1930) работает во Всесоюзном институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук (1937).
Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).
Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).
В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.
Произведения
«Простофиля и хитрецы» (1944)
«Рассказы охотника» (1948)
«Охотничьи тропы» (Воениздат, М., 1949)
«В лесу и на речке» (1952)
«Наши заповедники» (1957)
«Листопадник» (Детгиз, 1960)
«От первых проталин до первой грозы» (1964)
«У птенцов подрастают крылья» (1966)