Анализ 2 действия грозы урок. Островский "Гроза": анализ произведения


Действие пьесы А. Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинове на высоком берегу Волги. Города с таким названием не существовало. Автор стремился создать типичную картину русской жизни в переломную эпоху перед отменой крепостного права. Рушился патриархальный мир, наступали его «последние времена». И, как всегда, в такой период появляются неясные надежды на что-то новое, прекрасное и светлое, возникают мечты о воле, о счастье.

В центре пьесы судьба русской женщины. Не случайно автор даёт ей имя «Катерина», что в переводе с греческого означает «чистая». Перед нами трагедия чистой души в мире «тёмного царства».

Второе явление второго действия, где происходит разговор Катерины со своей золовкой Варварой перед отъездом Тихона, раскрывает полно и ярко характер главной героини, показывает её отличие от Варвары, подготавливает зрителей и читателей к трагическому финалу.

Только с Варварой может быть Катерина предельно откровенна, только ей может открыть свою душу, хотя весёлая и легкомысленная дочь Кабановой не может понять всей сложности и глубины переживаний своей невестки. Смятение души Катерины Варвара объясняет просто: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё». Именно с этих слов и начинается разговор девушек. Ключевыми в этой беседе можно считать две фразы Катерины о самой себе. Первая из них – «Такая уж я зародилась горячая!» Здесь характер как данность, и ничего с этим не поделаешь.

Эпизод из детства Катерины имеет большое значение, он помогает понять, что с самого детства героиня обладает смелым, решительным характером, горячим и своенравным. Реакция шестилетней девочки на обиду необычна, нестандартна. Она выбегает на Волгу, садится в лодку и отплывает от берега. Находят ребёнка лишь на другое утро «вёрст за десять».

Вторая фраза, очень важная для характеристики героини, подчёркивает её внутреннюю чистоту, глубокую совестливость: «Обманывать – то я не умею; скрывать-то ничего не могу».

Варвара же утверждает, что без обмана прожить нельзя, на нём весь дом держится. Дочь Кабановой быстро приспособилась к жизни в неволе, к запретам, научилась лгать, хотя обманщицей прежде не была. Но Катерина-то не такая. Она не может руководствоваться в своих поступках принципом золовки: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Женщина предпочитает терпеть, пока терпится. Но сможет ли «горячее сердце» терпеть? Уже в этом явлении сама гордая и свободолюбивая героиня предсказывает свою судьбу: «А уж коли опостынет, так и не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», Катерина – это и есть сама гроза. Она так же, как и это природное явление, стихийна, непредсказуема и неуправляема, она свободна в проявлении своих чувств.

В этом эпизоде замужняя женщина впервые признаётся, что любит другого, не мужа. Любовь так же стихийна, как и гроза, она впервые захватила Катерину и не отпускает её ни на минуту. До замужества она никого не любила, смеялась только, когда «парни поглядывали на неё». Теперь не до смеха, теперь пришло настоящее чувство – сильное, страстное, и ничего с ним не поделать. Мужа Катерина не любит, а только жалеет.

Внутренний конфликт драмы связан с борьбой, происходящей в душе Катерины. Она не хочет думать о Борисе, хочет мужа любить. Но разве сердцу прикажешь? Героиня не может переломить себя.

Таким образом, уже из второго явления второго действия становится ясно, что конфликт Катерины и с самой собой, и с «тёмным царством» в лице Кабанихи неизбежен и неразрешим.

Любовь к Борису отвечает потребностям души героини, это её исход из мрачного дома Кабанихи в новую жизнь. Тихона она любить не может, потому что и «на воле-то он словно связанный». Муж Катерины не может противостоять диктату своей матери, и отраду он находит только тогда, когда уезжает из дома и устраивает себе пьяные загулы.

В этом эпизоде раскрывается горячий характер Катерины, её решительность, нравственная чистота, честность, порядочность, способность глубоко и сильно любить. Такая женщина не сможет жить в доме, где всё держится на обмане. Читатель готов к трагической развязке драмы, убеждается в том, что конфликт героини с самой собой и с «тёмным царством неизбежен.

«Гроза» (1859) — одно из вершинных произведений русской и мировой драматургии. В этой пьесе Островского, анализ которой мы проведем, представлен широкомасштабный социально-исторический конфликт, столкновение двух эпох, кризис целого миропорядка, распад патриархальных связей и отношений. Как и в великих произведениях драматургов мирового масштаба — Шекспира, Шиллера, Пушкина,— социально-исторический конфликт неразрывно связан у Островского с конфликтом внутренним, нравственным, происходящим в самой личности. И одна коллизия не существует здесь без другой, они взаимообусловлены. В центре народной трагедии — кризисное, катастрофическое состояние мира и трагические борения в человеческой душе. Все это хотел показать Островский.

«Гроза», анализ которой нас интересует, - произведение, в котором, как и во многих других пьесах Островского, дана развернутая замедленная экспозиция. Диалоги действующих лиц становятся важным средством быто- и нравоописания. Калиновский мир представлен в разных проявлениях. Особенное значение приобретает пейзаж: волжский берег, по справедливому замечанию А. И. Журавлевой, уже в начале первого акта вводит мотив простора, полета, который впоследствии «трагически трансформируется».

Художественно одаренный Кулигин взволнован этой всякий раз поражающей и заново открывающейся поразительной красотой: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу!» (д. 1, явл. 1). Кудряш, небрежно бросивший «Нешто!», не испытывает подобного душевного трепета. Он далек от этого высокого упоения чудесами природы, но и он органично существует в этом приволжском природном мире. Волга в пьесах Островского является поэтическим олицетворением стихии русской национальной жизни.

В экспозиции, с одной стороны, представлен широкий (вольный) пейзаж, рождающий у героев чувство полета, с другой — дана удушливая атмосфера города Калинова: произвол, насилие, попрание человеческого достоинства. Калинов рисуется как замкнутый купеческий мир, «темное царство», где властвуют самодуры и льются невидимые миру слезы. «Ругатель» Дикой появляется на сцене в обычном своем качестве — ругает племянника. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!»,— говорит о нем Кудряш.

Произвол Дикого безграничен, обитатели города пасуют и смиряются перед ним. Только приказчик Дикого, Кудряш, похваляясь своей молодеческой удалью и способностью «постращать», рискует говорить с хозяином на его же языке. В Калинове есть еще более страшный самодур, способный, по словам служанки Глаши, «прекратить» даже Дикого. Это Кабаниха, известная всем прежде всего как «лютая свекровь». «Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,— так характеризует ее Кулигин (д. 1, явл. 3).

Главные ценности жизни здесь извращены и перевернуты: Калинов — своеобразный «мир наизнанку». Странница Феклуша лицемерит, когда сравнивает Калинов с «обетованной землей». Борис жалуется Кулигину на то, как ему трудно здесь: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» (д. 1, явл. 3). «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — заключает Кулигин.

В жизненных позициях калиновских самодуров есть вполне определенные различия. Верно замечено, что Дикой, в отличие от Кабанихи, постоянно заботится о деньгах. Как тип Дикой предвосхищает купцов из «Бесприданницы», хотя и отличается от них крайним невежеством. Дикой — олицетворение ничем не сдерживаемого произвола. Он не может удержаться, чтобы не обругать ни в чем не повинного человека, он тиранствует, глумится над жертвой. Но Островский-реалист показывает жизненно правдивые, многомерные характеры. Даже в Диком может пробудиться какое-то человеческое движение, он способен покаяться на миру.

Кабаниха же страшна тем, что считает себя исполнительницей Закона. В ее доме праведность заменяется мнимым благочестием, любовь — страхом, доверие — формальными запретами. Происходит полная подмена и формализация духовных ценностей.

В центре конфликта пьесы — два сильных женских характера, противостоящих друг другу. Катерина и Кабаниха — обе максималистки (А. И. Журавлева). Максимализм Катерины — в безграничной и высочайшей требовательности к себе (правы исследователи, интерпретирующие «Грозу» как трагедию совести). Максимализм Кабанихи — в ревностном отстаивании старых порядков в их худших проявлениях. В этом она вполне искренна.

Во время своего первого появления на сцене Катерина разговаривает с Кабанихой почтительно и кротко. Более того, она, по замечанию Я. С. Билинкиса, хочет освятить свои семейные отношения высоким именем матери: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит» (д. 1, явл. 5). Кабаниха неизменно сурова, непреклонна, несправедлива в своих упреках невестке. Она «ест поедом», иезуитствует, обвиняет Катерину в том, что та блюдет форму, не испытывая чувств. Последнее как раз отличает саму Кабаниху: это ей важна форма человеческих отношений, соблюдение ритуала, а не суть, не живая их наполненность. Для Катерины мир патриархальности исполнен глубокого смысла и поэзии. «Это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный»,— совершенно справедливо отмечал Добролюбов.

Уходит Кабаниха — жену начинает упрекать Тихон: «Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки!..» (д. 1, явл. 6). Безвольный и слабый муж не способен защитить Катерину. Примечательно, что и он, и возлюбленный героини соотнесены между собой: Борис столь же уступчив, тих и робок.

Катерина, выделенная из среды калиновских обитателей высокой духовностью, как трагическая героиня изначально несет на себе «полный груз страданий» (выражение Б. Эйхенбаума). В процессе развития действия все глубже открывается нам живая и поэтическая душа героини. Знаменитый монолог Катерины: «Отчего люди не летают?» (д. 1, явл. 7) — свидетельствует о сильнейшем порыве к воле, об одухотворенном и остром ощущении прекрасного, о радостном восприятии Божьего мира. Наконец, здесь угадывается своеобразная символика праведности и духовной чистоты. По наблюдению Ю. В. Лебедева, «в сознании Катерины вскрываются глубокие пласты славянской культуры». Согласно древним поверьям, души праведных людей после смерти обращались в птиц, летевших в рай. Варвара реагирует на поэтические грезы Катерины примерно так же, как Кудряш на слова Кулигина: «Я не понимаю, что ты говоришь».

Катерина росла в родительском доме в атмосфере взаимной любви и свободы. «Что хочу, бывало, то и делаю»,— вспоминает она (д. 1, явл. 7). В рассказе Катерины о девичестве патриархальный мир представлен Островским в его лучших чертах, в первозданной целостности и красоте. Катерина воспринимает красоту через веру. В ее религиозных настроениях преобладает захватывающая радость жизни. В воспоминаниях героини о детстве заключен совершенно особый поэтический свет. Ей снятся золотые храмы, необыкновенные сады, поющие невидимые голоса, горы и деревья «не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся» (д. 1, явл. 7). Красота воплощается в образе рая. Ощущения Катерины дают читателю (зрителю) представление об интенсивной жизни ее расцветающей души. А в доме Кабановых она, по ее собственным словам, «завяла совсем». Странницы, посещающие дом Кабановых, совершенно не похожи на странниц из детства Катерины: они рассказывают о людях «с песьими головами», каких-то неслыханных аномалиях природы, пророчат последние времена.

В этой тяготящей Катерину неволе ярко вспыхивает зарождающаяся любовь — как величайшее благо (голубь — «благая весть») и вместе с тем как чувство, которое осознается героиней, замужней женщиной, как запретное и недоступное. Это и чудо, и грех. И упоение, и погибель. Катерина заранее знает: то новое, необыкновенное, что в ней появилось, будет стоить ей жизни. По мере того как собирается гроза, растет и внутренняя тревога Катерины. В ее цельной по природным задаткам личности зарождается и все явственнее обнаруживается мучительное противоречие. В душе героини идет борьба между долгом и страстью (классическая трагедийная коллизия), усиливается сознание того, что грех овладевает ее душой. Слово «грех» становится одним из наиболее употребляемых драмы Островского. Психологическое состояние Катерины обусловлено трагическим раздвоением: обостренным чувством совести и неудержимым своеволием.

Безусловно, правы исследователи, связывающие кризис в душе героини с социально-историческим кризисом патриархальных форм отношений. Современные исследователи А. И. Журавлева и Н. Д. Тамарченко, подходя к «Грозе» с разных позиций, справедливо подчеркивают, что чувства и сознание Катерины не совпадают с традиционными формами быта. Любовь Катерины — избирательна, индивидуальна и романтична. А нравственные устои предопределены патриархальной моралью, ее неукоснительно соблюдаемыми нормами и заповедями, не утратившими для героини глубинного значения, не поставленные ею под сомнение. Катерина изо всех сил пытается сопротивляться зарождающемуся в ней чувству и убеждается, что ей никуда не уйти «от этого греха».

Значительную роль в развитии действия играет сцена отъезда Тихона. Катерина умоляет мужа взять ее с собой, но Тихон ей не опора. Мечтающий хотя бы на две недели избавиться от домашней «грозы», Тихон глух к этому голосу отчаяния. Он ведет себя отстраненно, говоря, что ему не до жены. В сцене с ключом (д. 2, явл. 10) Катерина совершает выбор. Ее монолог заканчивается всплеском страсти: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

В Катерине ярко выражено личностное начало. Это самобытная натура с сильным природным темпераментом. Ее самозабвенная любовь к Борису (хоть и полюбила она его, как писал Добролюбов, «на безлюдьи») дана в драме на высочайшем эмоциональном накале. Ночь свиданий на Волге полна у Островского невыразимой поэзии и опьяняющей красоты. К речи Катерины, обращенной к Борису, слышится песенный речитатив: «Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски» (д. 3, явл. 3). Борис отвечает осторожно и робко: «Вы сами велели мне прийти». Перед нами классическая для ряда произведений русской литературы ситуация: сильная женщина и слабый мужчина. Катерину любовь приобщает к вечности. Чувства Бориса не столь масштабны. Обратим внимание на то, что интересует Бориса: «Надолго ль муж-то уехал?»

Сцены свиданий Катерины и Бориса и Варвары и Кудряша не случайно поставлены Островским в параллель. Между Варварой и Кудряшом — самый обыденный разговор. Несколько раз автор, изображая Варвару, повторяет ремарку «зевая». Прозаичность Варвары подчеркивает исключительность поэтических и трагичных переживаний Катерины, силу и одухотворенность ее любви. Самое главное в героине Островского как русской женщине — ее живая совесть, бескомпромиссность, высочайшая нравственная требовательность к себе.

Главное событие IV действия — собирающаяся и затем разразившаяся гроза. Во 2-м явлении Дикой и Кулигин разговаривают о грозе и громоотводах. Даже лучший из обитателей Калинова, Кулигин, далеко отстал от жизни: он весь с его литературными пристрастиями и техническими открытиями в XVIII веке. Попытавшись убедить Дикого в необходимости громоотводов, Кулигин смиренно отступает. «Да гроза-то что такое, по-твоему, а?» — спрашивает Дикой. «Электричество», — отвечает Кулигин. Его ответ возмущает Дикого. Гроза внушает калиновцам мистический страх, она — напоминание о нравственной ответственности. Такое представление о грозе восходит к народной поэтической мифологии. Что же значит гроза для Катерины? Пророчества о геенне огненной полусумасшедшей барыни доводит внутреннее напряжение Катерины до последней черты, до прилюдного публичного покаяния. Как точно писал Я. С. Билинкис, «Катерина убеждена, что за неверность Тихону (вот такому, какой он есть!) на нее двинется сама природа и обрушится небо». Вот почему неизбежно ее публичное покаяние. Оно внутренне необходимо Катерине.

С этого момента ее жизнь в доме Кабанихи становится совершенно невыносимой. Тихон, жалеющий Катерину, рассказывает Кулигину о беспросветно тяжелой атмосфере в доме: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» (д. 5, явл. 1). Кабаниха, у которой даже религиозные ценности подменяются чем-то совершенно противоположным, не ведает милосердия и любви, ее мораль беспощадна и сурова.

Тяжкие испытания, которые выпали на долю Катерины, не убили ее живой души, способности любить и сострадать. Любовь по-прежнему осознается ею как высочайшая ценность жизни. Сцена отъезда Бориса перекликается со сценой отъезда Тихона. Сочувствуя Катерине, Борис признается в своей слабости: «Эх, кабы сила!» А Катерина просит прощения у возлюбленного и прощается с ним — уже навеки. Круг одиночества окончательно замыкается.

Н. Д. Тамарченко справедливо подчеркивает, что в «Грозе» нет благополучных семей, состояние кризиса характеризует калиновский мир в целом. За этим у Островского стоит обобщение всероссийского масштаба. В русской трагедии Островского, написанной в предреформенный период, жизнь показана в состоянии крайнего напряжения, социального и нравственного перелома, эпохального сдвига. На этом завершим анализ произведения "Гроза" Островского.

/ / / Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы Островского «Гроза»)

Написанная в далеком 1869 году пьеса Островского « », не утратила своей актуальности и в наше время. Театральные постановки данного литературного произведения имеют не поддельный интерес со стороны современного зрителя.

Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове, где царит патриархат. Добролюбов очень точно дал название этому городу, назвав его «темным царством». Отношения в «темном царстве» складывались на обмане, лжи, угодничестве и страхе. Жизнь в этом городе была невыносимой и удушливой. Старое поколение давно привыкло к таким порядкам и просто доживало свой век, а молодое – требовало перемен и новой жизни.

Так, в , Островский показал нам старое поколение с его жизненными ценностями и ориентирами. А в образе Тихона, Варвары и Катерины – молодое поколение, которое стремилось жить по веление своей души. Все вышеперечисленные молодые люди решали проблему собственной «свободы» по-разному, опираясь на свое мировоззрение и силу характера.

Была «чужой» в доме Кабановых. Ее муж Тихон был слабовольным человеком, он полностью зависел от мнения своей матери. Поэтому Катерина вынуждена была терпеть ежедневные упреки и унижения со стороны своей свекрови. Воспитание девушки не позволяло перечить Кабанихи, она воспринимала это как должное.

В доме Кабановых чуткая натура Катерины не нашла ни любви, ни ласки, ни уважения. Возможно поэтому, она искала других отношений, другой жизни. Жизни наполненной любовью и лаской. Катерина влюбилась в племянника Дикого Бориса.

Будучи верующим человеком, девушка не могла согрешить, изменив своему мужу. Она гонит прочь греховные мысли. Но чувства одерживают верх. Катерина признается Варваре о своей любви к Борису.

Недолго думая, советует девушке следовать за велением своего сердца, не задумываясь о последствиях. Живя по принципу «чтобы шито да крыто было», Варвара рекомендует тайно встречаться с Борисом. Но Катерина не готова на обман, ее моральные принципы выше всего этого. На что Варвара ей отвечает, что в доме Кабановых все построено на обмане. Здесь врут все, включая ее мужа Тихона, который, уезжая из дома, ведет разгульный образ жизни.

На протяжении всего разговора с Варварой Катерина старается остаться верной своему мужу. Она готова даже забыть Бориса и всю оставшуюся жизнь любить Тихона. Но понимая, что ее душа стремится к другой жизни, поддается на уговоры Варвары. В конце разговора Катерина сознается, что теперь готова на любой безрассудный поступок, что терпеть упреки и унижения больше не станет и, если нужно, отдаст жизнь за свою мечту.

В этом разговоре Островский показал нам две человеческие сущности. Одну эгоистичную, преследующую только собственные убеждения и живущую только ради собственного удовольствия. И натуру готовую на самопожертвование ради любимого человека.

В конечном итоге, высокая моральность и целостность Катерины не позволила ей скрыть измену, она признается в этом публично. Она разрывает оковы «темного царства», отдав за это свою жизнь.

Островский «Гроза», действие 2, явление 1 – кратко

В доме Кабановых служанка Глаша укладывает вещи собирающегося в поездку Тихона. Входит старая странница Феклуша. «Хозяин уезжает? А жена его выть станет или нет? Больно я люблю послушать, коли кто хорошо воет!»

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Феклуша рассказывает Глаше про свои странствия. В чужие земли она не ходила, но слыхала от других, что там правят иноверные султаны – по закону неправедному, всё против праведного наоборот. Ни одного дела по правде рассудить не могут. В просьбах судьям жители тех стран так и пишут: «Суди меня, судья неправедный!». А ещё есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша слушает с интересом.

Островский «Гроза», действие 2, явление 2 – кратко

«Отдали тебя замуж слишком молодой, – говорит Варвара Катерине – Не погуляла ты в девках, вот у тебя сердце ещё и не уходилось». «Нет, не поэтому, – отвечает Катерина. – Я просто такая уж родилась горячая». Рассказывает Варваре, как она раз в детстве, лет шести, когда её дома обидели чем-то, убежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега. Нашли её только назавтра, уже вёрстах в десяти по реке.

«Я заметила, что ты любишь Бориса Григорьича, а не Тихона», – говорит Варвара. Катерина со стыдом сознаётся: да, это так. «Я недавно говорила с ним, – замечает Варвара. – Кланяться тебе приказал». Катерина «Разве я хочу об нем думать? Да что делать, коли из головы нейдет. Это дьявол меня смущает». Варвара: «Я устрою так, что тебе видеться с ним можно будет. Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке». Катерина отказывается, но Варвара: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Островский «Гроза», действие 2, явление 3 – кратко

Входят Тихон с матерью. Кабаниха требует, чтобы сын дал жене суровые наставления: как вести себя во время его отлучки. Тихон вначале отказывается: «Да она и сама всё знает», но по настоянию матери начинает покорно повторять за ней: «Слушайся маменьки! Не груби ей. Почитай её! Не пяль глаза в окна, не заглядывайся на парней!»

Островский «Гроза», действие 2, явление 4 – кратко

Варвара и Кабаниха уходят, оставляя Тихона с Катериной попрощаться наедине. Катерина бросается мужу на шею: «Тиша, не уезжай! Прошу тебя!» – «Нельзя, Катя. Маменька посылает, как же я не поеду! Да мне и самому погулять хочется. Дома совсем мать меня заездила». – «Так возьми меня с собой». – «Нет, я поеду разгуляться. Недели две материных кандалов на ногах не будет – так сама посуди: до жены ли мне?» – «Значит, ты меня разлюбил? Погибаю я совсем! Быть беде без тебя, Тиша! Возьми ты с меня клятву страшную».

Упав перед мужем на колени, Катерина клянётся во время его отлучки не говорить и не видеться ни с кем чужим: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…»

Островский «Гроза», действие 2, явление 5 – кратко

Перед отъездом Кабаниха заставляет Тихона поклониться себе в ноги. Катерина кидается Тихону на шею. Кабаниха: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж!»

Островский «Гроза», действие 2, явление 6 – кратко

Тихон уезжает, а Кабаниха рассуждает сама с собой: «Молодёжь нынешняя порядка не знает. Проститься путем не умеют. Смех, да и только! Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Островский «Гроза», действие 2, явление 7 – кратко

Кабаниха отчитывает Катерину за то, что она не «воет» после мужниного отъезда. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».

Островский «Гроза», действие 2, явление 8 – кратко

Катерина, оставшись одна, сетует, что нет у неё детей: она бы в отлучке мужа проводила бы с ними всё время. Катерина очень не хочет изменять Тихону.

Островский «Гроза», действие 2, явление 9 – кратко

Входит Варвара и подаёт Катерине ключ от калитки в дальнем углу сада, который она тайком своровала у матери. «Я, если Бориса увижу, скажу ему, чтобы он ночью приходил к калитке». Катерина с испугом отталкивает ключ, но Варвара вновь суёт ей его и уходит.

Островский «Гроза», действие 2, явление 10 – кратко

Катерина хочет бросить ключ, говоря, что он «жжёт ей руки, как уголь». У неё – вновь предчувствие страшной беды. Но задумывается (см. её монолог): «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел». Вспоминает и о том, как холодно прощался с нею Тихон, как не захотел взять с собой… Решает всё же: «Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на Бориса раз, хоть издали-то!.. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет… Мне хоть умереть, да увидеть его!»

Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия «Грозы» пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели уроки:

  1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
  2. Развивающая
  3. : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
  4. Воспитывающая:
  5. воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. (Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. (Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5-6 явления) В пятомявлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза” Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Идея пьесы. Обличение социальных порядков . Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.
Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.
  3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник.10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.