Художники и натурщицы (20 фото). Как я позировала незнакомцам голой. Не родись красивым

12. Скульптор Хаим Гросс (1904-1991) в студии, 1942 год. Он родился в Австрии, а в 1921 году переехал в США и стал одним из самых известных резчиков по дереву. (Eliot Elisofon-Time Life Pictures/Getty Images)



13. Художники пишут с натуры, Калифорния, 1959 год. (J. R. Eyerman-Time & Life Pictures/Getty Images)




14. Натурщица на фоне кактусов и больной артритом художник, 1948 год. (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)



15. Ученики художественной школы Скоухигена, Мэн, делают эскиз с натуры, 1948 год. (Gjon Mili-Time & Life Pictures/Getty Images)




16. Художник рисует афишу для фильма "Маха обнаженная", 1958 год. (Bill Bridges-Time & Life Pictures/Getty Images)



17. Скульптор Хаим Гросс делает эскиз, 1942 год. (Eliot Elisofon-Time & Life Pictures/Getty Images)




18. Обнаженная женщина позирует для художника Флетчера Мартина, 1940 год. (Peter Stackpole-Time & Life Pictures/Getty Images)




19. Автопортрет итальянского художника Джорджо де Кирико (1888-1978). Критик Роберт Хьюз писал о нем: "Не секрет, что де Кирико был поэтом, и поэтом отличным". О картинах же Хьюз не писал ни слова.




20. Анри Матисс (1869-1954) лепит обнаженную женщину, лежа в кровати в своей квартире, 1951 год. (Dmitri Kessel-Time & Life Pictures/Getty Images)



Алена Жукова – молодая художница, которая знает не только особенности своего труда, но и сложности человека по ту сторону мольберта – натурщика. В бытность студентом Алена сама неоднократно позировала коллегам, о чем рассказывает нашему корреспонденту.

- Алена, сложно ли это – быть натурщицей?

Если ты спокойно можешь находиться в одном положении (порой довольно изощренном), то для тебя это будет просто. Но некоторым людям очень тяжело усидеть на одном месте, а ведь позировать приходится часами.

- Отдают ли художники свои наброски с твоим изображением?

Смотря какой случай. Если подработка в университете – на кафедре рисунка и живописи – то можно со студентами договориться. Работ очень много учебных, хранить бывает негде, а выкидывать жалко. Поэтому художники-студенты могут с радостью подарить после просмотра. Если позируете у профессионального художника – опять же надо договариваться. Но сами художники обычно не очень заняты вопросом «А не подарить ли наброски своему натурщику?»

- Сколько нынче стоит час работы натурщика?

Смотря где, у всех разная оплата, она зависит от места и сложности позирования. Примерно от 50р./час, может у начинающих и выше. У профессионалов счет на тысячи. Обнаженка в любом случае всегда дороже.

- А приходилось ли позировать обнаженной? Было ли стеснение (если да, то как поборола?)

Полуобнаженка была. Основное прикрыто. Но это все-таки был университет, и приходилось позировать своим же одногруппникам при своих же преподавателях. А если серьезно, то при достойной оплате можно было бы и попозировать. Тут стеснение если и бывает, то первые полчаса, потом быстро превращается в обыденность.

- Должен ли натурщик быть красивым? Какие модели сегодня в почете?

Натурщики нужны разные – для разных сюжетов и картин. А если у человека хорошо просматриваются мышцы, связки, кости, то это намного лучше при академическом рисунке и живописи – проще рисовать. Красота не важна. Важен типаж. Каждый художник ищет в натурщике те черты, которые ему нужны: красота или уродство, молодое или старое тело.

- Есть ли у натурщиков профессиональное заболевание?

Профессиональные заболевания - это хроническая сонливость за работой, и да, все тело порой затекает. Болит и шея и разные конечности – смотря на что идет упор при постановке. В любом случае это непросто – не шевелиться так долго.

- Высказывала ли свое недовольство, если не нравился результат работы?

Натурщикам своего мнения относительно работы лучше не высказывать. Положительное можно, если очень хочется, а если отрицательное – то больше позировать не позовут на работу. Не надо обижать художников – относительно своих работ они все холерики, легко могут разозлиться. Может, вы ничего не понимаете на самом деле, а нарисован шедевр! И да, мнения натурщика никто не спрашивает обычно, натурщик нужен для позировании, а не для критики.

Как зарабатывают натурой

Искусство, как известно, требует жертв. Иногда - материальных. За удовольствие видеть в стенах своей мастерской обнаженную музу художникам сегодня приходится платить рублем. Так что для тех, кто не прочь оголиться перед аудиторией и жаждет стабильного заработка, ремесло натурщика - просто находка.

Как стать материалом для гения и где музам в стиле “ню” платят больше, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.

Холст для олимпийца

Двадцатилетний Володя Андреев регулярно встает в позу. Художественную. Такая у него работа: студенты Московского художественного училища отрабатывают на Владимире приемы зарисовки различных частей человеческого тела три раза в неделю. Заработанных денег молодому человеку вполне хватает на карманные расходы. Кроме прочего ему удается совмещать подработку натурщиком с двумя основными занятиями по жизни - боксом и учебой на экономическом факультете в МГУ.

Идею подработать натурщиком мне подкинул друг - бывший боксер, - признается Володя. - Он и сам в прошлом, когда был студентом, позировал для портретистов. Мне рассказал, что спортивные ребята нужны в художественных училищах и университетах. Я попробовал и остался очень доволен: никаких особенных талантов не нужно. Стоишь себе - а деньги идут.

Людей, имеющих прямое отношение к спорту, среди тех, кто торгует обнаженной натурой, немало. Идеальные формы отлично укладываются на академический рисунок. Кроме того, спортсмены хорошо справляются с тяжелой физической нагрузкой - долгим стоянием в одной позе. Они умеют грамотно настроить свое тело на длительную неподвижность, разрабатывают специальные комплексы растяжек, которые делают в перерывах и, соответственно, могут дольше продержаться на подиуме.

В натурщики идут также будущие фотомодели и даже стриптизеры - благо им есть чем гордиться и что продемонстрировать миру. Однако слишком тощих красавиц и субтильных юношей в художественных мастерских не любят: привычные модельные параметры слишком далеки от академических представлений о женской красоте. Натурщица должна быть женщиной не полной, но все же “в теле”.

Седовласым музам посвящается

И все же художников вопреки всеобщим представлениям интересуют не только молодые пышногрудые красотки и статные юноши в расцвете лет. Сегодня в этой профессии востребованы люди самых разных возрастов - от маленьких детей до демонстраторов преклонного возраста.

Одной из натурщиц, с которой мне приходилось работать, было 72 года, - рассказывает художник Андрей. - Эта женщина - профессионал своего дела. Живописцы отводят ей на полотнах роль деревенской старухи. Еще она позирует в образе уличной торговки.

Впрочем, пожилые натурщики привлекаются к работе не столько частниками, сколько многочисленными учебными заведениями.

Вузовская программа включает в себя очень подробное изучение человеческой анатомии, - поясняет специалист отдела натуры художественного училища Наталия Бочкарева. - А морщины - то, что передать наиболее трудно. Вот и привлекаем пенсионеров к работе: для них гонорары натурщика - всегда подспорье.

Откуда приходит нагота

Нагие музы редко попадают в художественные мастерские с улицы. Вакансии для представителей этой редкой профессии не найдешь в газетных объявлениях и на сайтах поиска работы.

Как же угодить в демонстраторы пластических поз новичку? Очень просто. Достаточно найти по телефонному справочнику телефоны всех художественных учебных заведений в вашем городе. Обратиться можно в любое училище или университет. Как правило, в каждом есть отдел натуры, который и занимается отбором кадров на нагую демонстрацию.

С художниками-частниками работают либо их близкие друзья, либо люди, уже не первый год служившие натурой в профессиональных училищах и художественных вузах, - рассказывает Володя Андреев. - Поэтому обывателю, желающему приобщиться к искусству “натурально”, начинать надо именно с учебных заведений и студентов.

Всегда рады видеть демонстраторов пластических поз в знаменитой Строгановке, Институте им. Сурикова.

Работать со студентами иногда бывает трудно, - делится опытом натурщик с 18-летним стажем Игорь Фомин. - Первые курсы хихикают, пальцем на тебя показывают.

Харизма “обнаженке” не помеха

По словам профессионалов, хороший натурщик должен обладать всеми качествами музы. Развлекать творца сладкими речами - основная его задача.

Приходит в гости ко мне натурщица, а с ней и поговорить-то не о чем, - жалуется Сергей Федоров. - А ведь в моей работе мне важно передать не столько внешность, сколько характер. У натурщика должна быть аура, которую художник может почувствовать.

И в то же время, чрезмерная болтливость натурщика может помешать творческому процессу.

Демонстратор не должен быть болтуном, это другая крайность, - говорит Игорь Фомин. - Но чтобы самому не заснуть во время работы, ему просто необходимо общаться с аудиторией или художником, который его пишет. Ведь если вы нечаянно заснете и нарушите позу, которую довольно трудно воспроизвести, может быть сорван целый сеанс работы.

Безыскусные извращенцы

В натурщики идут по разным причинам. Кого-то интересуют деньги, кого-то - сам процесс.

Среди желающих позировать в стиле “ню” много тех, кто буквально одержим желанием показать как можно большему количеству народа свои “прелести”.

Эксгибиционистов и желающих завести знакомство с противоположным полом в рядах голых натурщиков сегодня хватает, - рассказывает художник Сергей Федоров. - Для них высшая степень наслаждения - чтобы ими любовались. Они строят глазки, пытаются заигрывать с живописцами. Художник же хочет спокойно работать и, как правило, не настроен вступать ни в какие любовные связи: для него это труд, а не эротическое представление. Поэтому такие люди с явно выраженными сексуальными интересами, как правило, на работе долго не удерживаются.

Стриптиз-терапия и превратности климата

Впрочем, желание поскорее раздеться у многих демонстраторов вовсе не связано с эротическими переживаниями. Просто за демонстрацию поз в обнаженном виде сегодня платят больше, чем за позирование в одежде.

Кстати, позирование обнаженным полезно не только для кошелька, но и для здоровья натурщика.

Одежда сковывает движения и не дает крови в жилах нормально циркулировать, - говорит Игорь Фомин. - Когда сидишь или лежишь неподвижно много часов подряд, кровь и так застаивается. А если на тебе еще хоть одна тряпочка, это усугубляет ситуацию. Особенно вредны для позирующего плавки - толстые резинки пережимают важные артерии, что может негативно сказаться на общем самочувствии демонстратора.

Правда, нагота может стать не только полезной, но и вредной для здоровья. Особенно в холодное время года.

В зимнюю сессию работать в студенческих мастерских раздетым совершенно невозможно, - объясняет Игорь. - Топят отвратительно. Художники сидят в верхней одежде, изо рта у них пар валит, а ты стоишь совершенно раздетый. Разве что греет подсветка, да и то не всегда. Так и заболеть нетрудно. Спасают только обогреватели и витамины.

Точка опоры

Независимо от того, насколько раздет демонстратор, в его работе еще немало сложностей, преодолеть которые достаточно сложно. Простоять несколько часов без дела в одном и том же положении - задача, по словам демонстраторов пластических поз, довольно непростая не столько в моральном, сколько в физическом плане.

Редко когда демонстратор принимает удобную для себя позу, - сетует натурщик Игорь. - Заставили тебя изобразить, например, пахаря или метателя дисков. Вот и стой с какой-нибудь косой или булыжником в руках. Да через 15 минут уже взвоешь.

Позировать одинаково сложно в разных положениях. Сидеть, как правило, приходится не на стуле со спинкой, а на твердом гипсовом кубе. Для позвоночника выдержать ходя бы 30 минут в таком положении - задача не из легких. Что уж и говорить о тех трех-четырех часах, которые вам предстоят. Простое вертикальное положение - тоже настоящее испытание.

Одна нога всегда опорная, - объясняет Игорь. - Соответственно, она все время затекает. У многих профессиональных демонстраторов от таких постоянных нагрузок развивается профессиональное заболевание - варикозное расширение вен.

Рекорд самого Игоря - 8 часов работы с перерывами. Экспериментировать дальше он не решился: после 7-го часа он чуть не упал в обморок.

Лицо с булыжник

Позировать для портрета тоже непросто. Вот уж где точно придется постараться. На лице натурщика в этот момент должна застыть маска - одно и то же выражение лица, менять которое нельзя в течение долгих часов.

Во время мимических демонстраций нельзя говорить, моргать… - делится впечатлениями от собственного опыта Владимир Андреев. - В общем-то, на мой взгляд, это самая сложная задача для натурщика. Кроме того, ты постоянно должен смотреть в одну точку, чтобы настроение портрета не менялось… Пытка адская, а платят за это так же, как и за остальную работу.

Чем сыт герой натурального ремесла

При всей сложности профессии доходы современных натурщиков не так велики, как хотелось бы.

Стеснительным позерам, предпочитающим работать в одежде, приходится особенно туго. В вузах за академический час демонстрации (45 минут) в одежде платят не больше 60-150 рублей. Для раздетых муз ставка выше: им достается от 150 до 300 рублей.

Как и преподаватели в институтах, натурщики получают зарплату не на руки, а через кассу. С условием, что каждый из них может работать по нескольку часов раза три в неделю, выходит, что месячный оклад штатного натурщика в художественном училище составляет от 6 до 10 тысяч рублей.

Впрочем, вузовские гонорары ни в какое сравнение не идут с оплатой в частных художественных мастерских. За час демонстрации натуры тут могут заплатить от 100 до 200 долларов.

Как-то раз мне пришлось 2 часа позировать в школе искусств для новых русских, - рассказывает Игорь Фомин. - Мой гонорар составил 30 тысяч рублей. Мало того, одна из художниц подарила мне свой браслет, который, как ей показалось, очень мне подошел.

Кстати, гонорары у частных художников, как правило, тоже высокие - от 20 до 50 долларов за час. Но в карман к натурщику они попадают лишь после продажи собственно холста с его изображением.

НАТУРАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ЗВЕЗД

Поработать натурщиками в разное время успели многие известные люди. Среди них голливудские звезды Мадонна, Шон Коннери, а также отечественные именитые персоны - Константин Кинчев, Мария Арбатова и даже когда-то сам классик Андрей Платонов.

СРАМ В НОСКЕ

Некоторые преподаватели в вузах считают демонстрацию обнаженной натуры делом весьма неприличным. Как могут, они стараются оградить своих подопечных от удовольствия срисовывать гениталии с натуры. Именно поэтому модели во время работы надевают на себя накидки и тряпочки, прикрывающие самые пикантные места. Но иногда сами натурщики отказываются от одежды из эстетических соображений.

Однажды меня пригласили рисоваться в один колледж, - рассказывает натурщик Игорь. - “Как, неужели вы будете позировать абсолютно голым?” - спросила меня строгая преподавательница в очках, когда я разделся и приготовился выйти к студентам. Я спросил, разве не это от меня требуется. Она поинтересовалась, нельзя ли чем-нибудь прикрыть гениталии. От трусов я, конечно, отказался: губительные резинки совершенно нарушили бы кровообращение. Тогда изобретательная дама предложила мне в качестве “фигового листочка”… старый носок, который она извлекла из своего рабочего стола. Я долго смеялся, но от прикрытия все-таки отказался. В результате занятие прошло как надо - абсолютно все студенты срисовали с натуры.

СТЕСНИТЕЛЬНАЯ НАТУРА

Несмотря на внешнюю раскрепощенность, натурщики - вовсе не нудисты. Щеголять своим обнаженным телом перед посторонними они не готовы. При работе художники воспринимают обнаженную натуру так же, как гипс, слепок, натюрморт: их интересует прежде всего свет, форма, тени и полутени, строение. Поэтому натурщицы в их присутствии чувствуют себя совершенно нормально. А вот появление в студии чужого человека может смутить любого демонстратора, вставшего в позу.

Однажды я позировала обнаженной в одном из вузов, - рассказывает натурщица Дарья Веллер. - Какие-то ребята, видимо, ошиблись дверью и случайно зашли в мастерскую. Ощущение было такое, как будто меня застукали в душе. С тех пор я всегда держу простыню к себе поближе, чтобы в случае чего быстренько в нее завернуться.

СНОВА ГОЛОДНЫЙ

Терпение - то, на чем горят новички “натурального” дела. По словам бывалых, именно во время демонстрации всегда больше всего хочется почесаться то там, то тут. А делать этого ни в коем случае нельзя - собьешь композицию. И главное, как назло, именно в это время разыгрывается зверский аппетит.

Каждый раз стоишь в аудитории, пока тебя рисуют, и думаешь, что съел бы и кобылу, - рассказывает опытный натурщик Виктор. - Иногда есть хочется так, что напряжение, кажется, доходит до предела: вот-вот упадешь в обморок (что, кстати, нередко случается с натурщиками от перенапряжения). И вот как-то я решил положить мучениям конец и стал плотно кушать перед каждой демонстрацией. Только вот парадокс: чем больше я ел, тем больший голод меня разбирал во время работы. Тогда я решил вопрос по-другому. Через час после начала демонстрации я обязательно делаю перерыв на обед.

Сколько стоит себя показать

Демонстрация пластических поз в одежде (государственные вузы, колледжи) 60-150 руб./ч

Демонстрация пластических поз в обнаженном виде (государственные вузы, колледжи) 150-300 руб./ч

Демонстрация в частных мастерских 100-200 долл./ч

Работа с художником 50-70 долл./ч

В мастерских живописцев или скульпторов, помимо самих творцов и различных принадлежностей для создания произведений искусства, часто находятся натурщицы.

Эта подборка посвящена процессу работы над произведением искусства: созданию скульптуры, картины, эскиза. Посвящена художнику и человеческому телу, которое испокон веков является источником вдохновения.

(Всего 20 фото)

Спонсор поста: Bodum посуда : В коллекцию нашего Интернет-магазина мы включаем только знаменитые и заслужившие доверие бренды - BODUM, MELIOR, PREMIER HOUSEWARES, RITZENHOFF & BREKER, ZYLISS, COLE & MASON, BEKA, SOLUS.

1. Американский художник Роберт Раушенберг (1925-2008) и его натурщица, 1951 год. Самую большую известность из всех его работ получили те, что сочетали в себе элементы живописи и скульптуры и были созданы в 1950-х. (Wallace Kirkland-Time & Life Pictures/Getty Images)

2. Группа учеников художественной школы Фарнсуорта пишет картину с натуры, 1946 год. (Andreas Feininger-Time & Life Pictures/Getty Images)

3. Американский художник Томас Харт Бентон (1889-1975) работает над картиной "Персефона" (также известной как "Изнасилование Персефоны") в своей студии в Канзас-Сити, Миссури, 1939 год. Натурщица – одна из его учениц, студентка Института искусств Канзас-Сити. Сильное влияние на работы Бентона, приверженца регионализма, оказал Эль Греко. (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

4. Томас Харт Бентон) работает над картиной "Персефона". В конце 1930-х он издал автобиографическую книгу, которую высоко оценил лауреат Нобелевской премии романист Синклер Льюис: "Вот редкое явление – художник, умеющий писать". (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

5. Ученики художественной школы Скоухигена, Мэн, делают эскиз с натуры, 1948 год. Как сказал поэт Уильям Блэйк, "искусство не может существовать без обнаженной красоты". (Eliot Elisofon-Time & Life Pictures/Getty Images)

6. Жан Негулеско (1900-1993) пишет портрет натурщицы в студии в Голливуде. Сегодня его знают как автора сценариев знаменитых фильмов 1940-1960-х годов, но его первой любовью и любовью на всю жизнь была живопись. (Jerry Cooke-Time & Life Pictures/Getty Images)

7. Мозес Сойер (1899-1974) работает в студии в Гринвич-вилледж, 1960 год. Родившийся в России и выросший в Бронксе Сойер всю жизнь придерживался реализма, отвергая новомодные течения. (Time & Life Pictures/Getty Images)

8. Дэвид Фреденталь (1914-1958) рисует эскиз, 1948 год. (Gjon Mili-Time & Life Pictures/Getty Images)

9. Немецкий сюрреалист Фабиус фон Гугель (1910 -2000) в Риме. (Jack Birns-Time & Life Pictures/Getty Images)

10. Натурщица Дорис Фишер на перекуре во время занятий в художественной школе в Окс-Боу, Мичиган, 1946 год. (Loomis Dean-Time & Life Pictures/Getty Images)

11. Студенты из Университета Айовы на занятии, 1961 год. (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

12. Скульптор Хаим Гросс (1904-1991) в студии, 1942 год. Он родился в Австрии, а в 1921 году переехал в США и стал одним из самых известных резчиков по дереву. (Eliot Elisofon-Time Life Pictures/Getty Images)

13. Художники пишут с натуры, Калифорния, 1959 год. (J. R. Eyerman-Time & Life Pictures/Getty Images)

14. Натурщица на фоне кактусов и больной артритом художник, 1948 год. (Alfred Eisenstaedt-Time & Life Pictures/Getty Images)

15. Ученики художественной школы Скоухигена, Мэн, делают эскиз с натуры, 1948 год. (Gjon Mili-Time & Life Pictures/Getty Images)18. Обнаженная женщина позирует для художника Флетчера Мартина, 1940 год. (Peter Stackpole-Time & Life Pictures/Getty Images)

19. Автопортрет итальянского художника Джорджо де Кирико (1888-1978). Критик Роберт Хьюз писал о нем: "Не секрет, что де Кирико был поэтом, и поэтом отличным". О картинах же Хьюз не писал ни слова.

20. Анри Матисс (1869-1954) лепит обнаженную женщину, лежа в кровати в своей квартире, 1951 год. (Dmitri Kessel-Time & Life Pictures/Getty Images)