Михаил загоскин. Загоскин михаил николаевич

Загоскин Михаил Николаевич (14 (25) июля 1789, село Рамзай Пензенского уезда, ныне Мокшанского района Пензенской области — 23 июня (5 июля) 1852, Москва) — действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.

Отец Загоскина покупал на ярмарках большое количество книг, и давал их читать своим детям. В 11 лет Михаил Николаевич пишет трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник». Первые труды Загоскина утрачены. Михаил Николаевич получил посредственное домашнее образование, и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.

В возрасте 13 лет (1802 год) Михаил Николаевич приезжает в Санкт-Петербург, и поступает на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова. Через три года Загоскин был произведен в сенатские регистраторы. В 1807 году перешёл на службу в горный департамент; затем два года служил в государственном ассигнационном банке и, в 1811 году был переведен в департамент горных и соляных дел. Помощи от родителей не получал. Жил на получаемое жалование с дядькой-воспитателем Прохором Кондратьевичем, которого он изобразил в романе «Мирошев».

9 августа 1812 года Загоскин записался в Петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. 6 октября 1812 года ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка. Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны IV степени, с надписью «За храбрость». После лечения вернулся в полк, был назначен адъютантом к графу Ф. Ф. Левизу и пробыл в этой должности всю войну. После взятия Данцига (Данциг капитулировал 24 декабря 1813 года) Петербургское ополчение было распущено.

В 1814 году Загоскин вернулся в свое родовое поместье Рамзай, где написал одноактную комедию «Проказник».

В начале 1815 года Михаил Николаевич вернулся в Санкт-Петербург, и поступил на службу в департамент горных и соляных дел на должность помощника столоначальника.

В Петербурге Загоскин отправляет письмом свою пьесу драматургу князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Шаховской пожелал познакомиться с неизвестным автором. Пьеса «Проказник» была поставлена в Петербурге один или два раза. За «Проказником» последовала пьеса «Комедия против комедии», или «Урок волокитам». Пьеса часто шла в театрах и Загоскин стал известным писателем.

В 1816 году Загоскин покидает горный департамент, и в конце 1817 года был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров.

В 1817 году Загоскин пишет и ставит комедии «Богатонов или провинциал в столице» и «Вечеринка ученых», и две интермедии — «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка». В 1817 году Михаил Николаевич издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала Корсакова «Русский Пустынник или Наблюдатель Отечественных нравов». В журнале Загоскин пишет под псевдонимом статьи, ведёт театральный раздел.

В 1818 году Михаил Николаевич перешёл на службу в Императорскую Публичную Библиотеку, в качестве помощника библиотекаря.

В декабре 1819 года Загоскин был избран в действительные члены «Общества любителей Русской словесности». Им были написаны: одноактная пьеса «Роман на большой дороге» и комедия в трех действиях «Добрый малый».

В июле 1820 года Загоскин оставил должность помощника библиотекаря, и переехал в Москву.

В Москве Загоскин начинает писать стихи. В начале 1822 года появилась комедия в стихах «Урок холостым или наследники». В 1823 году была поставлена новая пьеса: «Деревенский философ». Пьесы Загоскина пользовались большим успехом в московских театрах.

18 мая 1822 года Михаил Николаевич поступает на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе с исправлением должности экспедитора по театральному отделению, а с 1823 года занимает место члена по хозяйственной части московских театров.

Несколько лет Загоскин собирает материалы для исторического романа, и в 1828—1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года издаётся исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики, и вскоре стал самым популярным российским романом. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков.

После издания романа Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров.

Загоскин продолжает историческую тему, и в 1831 году издаёт роман «Рославлев или Русские в 1812 году». Первый тираж романа был быстро распродан. Последовало ещё два издания, и перевод на немецкий и французский языки.

В 1833 году Загоскин получил звание действительного члена Российской академии, а после присоединения её к академии наук — звание почетного академика по отделению русского языка и словесности.

В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о временах Владимира I. Роман был плохо встречен публикой. Михаил Николаевич написал из романа либретто для оперы. Музыку написал композитор А. Н. Верстовский. Опера была поставлена в 1835 году, и пользовалась большой популярностью.

В 1837 году Загоскин произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора Императорских Московских театров.

После неудачи романа «Аскольдова могила» загоскин прекратил писать исторические романы. В 1837 году издаётся первая часть «Повестей Михаила Загоскина». Во вторую часть «Повестей» вошли «Три жениха», «Провинциальные очерки» и «Кузьма Рощин». «Кузьма Рощин» впоследствии был переделан в трёхактную драму. Книги Загоскина хорошо раскупались и «Тоска по родине» 1839 года потребовала нового издания.

В 1842 году вышел роман в трёх частях «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским».

В 1842 году Михаил Николаевич получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.

В 1846 году был издан популярный роман «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I, а в 1848 году — роман « Русские в начале восемнадцатого столетия». После этого Загоскин уже не писал крупных произведений. Четыре выпуска этнографически-бытовых очерков были изданы под названием «Москва и Москвичи» (1842—1850); комедии «Недовольные», «Урок матушкам», «Заштатный город», «Поездка за границу», «Женатый жених» и др.

ЗАГОСКИН Михаил Николаевич родился в дворянской семье - писатель.

В каче­стве ополченца участвовал в Отечест­венной войне 1812 и в походе русской армии за границу в 1813. Служил сначала в Публичной библиотеке в Петербурге, а затем в дирекции петербургских и мос­ковских театров. Литературные и теат­ральные интересы 3агоскина определились рано.

В 1815 он выступил с комедией «Проказник ».

В 1817 написал комедию «Богатонов, или Про­винциал в столице» .

В 1820 «Богатонов, или Сюрприз самому себе» , в которых высмеивал от­дельные недостатки крепостной поме­щичьей провинциальной жизни и столич­ного дворянского быта.

К 1835г. относится постановка на московской сцене комедии 3агоскина М.Н. «Недовольные» , представлявшей собой грубый памфлет на М. Ф. Орлова и П. Я. Чаадаева . По своим литературно- театральным позициям он был близок к известному тогда комедиографу А. А. Шаховскому и его кругу. Пьесы Михаила Николаевича, относящиеся к жанру бытовой комедии, имели некоторый успех.

В 1829 появляется первый исторический роман 3агоскина - «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» , имевший необык­новенный успех и принесший его автору славу «русского Вальтера Скотта». В ро­мане показана борьба патриотических сил Руси против польских захватчиков как общенародное дело, но консервативные настроения писателя привели его к идеа­лизации боярства (образ самого Юрия Милославского) и церкви (образ Авраамия Палицына) как руководителей пат­риотического движения народа. Роль Козьмы Минина оказалась принижен­ной, а сам образ его в романе - бледным и риторическим. В освещении истори­ческого прошлого допетровской Руси Михаил Николаевич следует за монархической концепцией Н. М. Карамзина . Он отрицательно оцени­вает проникновение в русскую жизнь за­падноевропейских начал (образ боярина Кручины-Шаланского) и рисует «русских в 1612 году» как всецело преданных исконным русским обычаям и право­славной церкви. В романе правдиво воссозданы некоторые стороны феодально-боярских нравов того времени, изменни­ческая политика части бояр, связанных с польскими панами-захватчиками, не­приязнь к ним народа. В вымышленной истории любви героя романа Юрия Милославского, наделенного всеми положи­тельными качествами, и прекрасной боя­рышни Анастасии мало действительной истории; на их образах сказалось влияние романтизма. Но сами перипетии их любви и приключения Юрия Милославского, казака Кирши рассказаны живо и зани­мательно, что немало способствовало успе­ху романа. Михаилу Николаевичу удалось живо и верно передать старинные обычаи и верования, нарисовать картины народного быта и некоторые типы из народной среды, что с похвалой отметил А. С. Пушкин в своей рецензии на роман. 3агоскин уместно использует народные песни и пословицы. По мнению академика В. В. Виноградова, 3агоскин «решительно преобразовал карамзинскую манеру исто­рического повествования», ослабив рито­рику, усилив бытовые элементы речи, расширив употребление старинных слов, введя исторический пейзаж. Но в романе сохранился карамзинский дидактизм. В композиции романа Михаил Николаевич следует за манерой Вальтера Скотта, ведя повествование во­круг вымышленного героя, связывая его судьбу с историческими событиями. «Юрий Милославский» был в свое время, без всякого сомнения, приятным и замеча­тельным литературным явлением,- писал В. Г. Белинский.- Читатели были рады получить первый русский исторический роман о своем национальном прошлом».

В 1831 появляется второй роман писателя, посвященный не менее важной и всем тогда еще памятной исторической эпохе,- «Рославлев, или Русские в 1812 году» . Писатель, верно передает в нем некоторые исторические эпизоды войны с Наполео­ном, в частности оставление Москвы и бесчинства в ней французских войск, осаду Данцига, участником которой был сам 3агоскин, провинциальный помещичий быт. Как и первый роман, «Рославлев» согрет неподдельным патриотическим чувством. Занимательно изложены приключения ге­роев романа, в развитии сюжета которого автор впадает иногда в чисто романтиче­ский вымысел, мало соответствовавший русским нравам. Живо написанный, ро­ман, однако, проникнут консерватив­ными настроениями писателя. Русские в 1812, в том числе и крепостные крестья­не, предстают в романе как защитники православия и крепостных устоев, как преданные царю-батюшке и своим доб­рым барам-помещикам. Все передовое, шедшее с Запада и связанное с идеями эпохи Просвещения и французской рево­люции, трактуется в романе как наносное и чуждое русскому народу и историчес­кому развитию России. Политический смысл романа направлен против дела декабристов. В герои своего произведения писатель выбрал реальную историческую лич­ность - офицера Василия Перовского, ко­торый в молодости был близок в декаб­ристскому движению, но которого он изо­бразил в духе квасного патриотизма. Как изменницу показывает писатель героиню романа Полину, осмелившуюся полюбить фран­цуза.

На фоне бедной еще тогда русской про­зы «Рославлев» Михаила Николаевича был примечательным и во многом интересным произведением.

Последующие романы 3агоскина Михаила Николаевича -

"Аскольдова могила" (1833),

«Кузьма Рощин» (1836),

«Искуситель» (1838),

«Тоска по родине» (1839),

«Кузьма Петрович Мирошев» (опубл. в 1842),

«Брынский лес» (опубл. в 1846, главы- в 1845),

«Русские в начале XVIII столетия» (1848) - освещают рус­ское историческое прошлое в духе идей официальной народности; успеха они не имели. В истории русской литературы 3агоскин М.И. сохранил за собой имя одного из зачина­телей русского исторического романа.

Умер - , Москве.

Загоскин Михаил Николаевич (14.07.1789-23.06.1852), русский исторический романист, прозаик, комедиограф. Из древнего дворянского рода.

Наиболее известным в творчестве Загоскина является роман “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году” (1829), выход которого приветствовали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, С. Т. Аксаков. Роман этот выражал патриотический дух русского народа и стал любимой книгой для многих поколений русских людей. Тему патриотизма и народного единения в годину тяжелых испытаний Загоскин продолжает в романе “Рославлев, или Русские в 1812”. В 1833 писатель опубликовал роман “Аскольдова могила. Повесть из времен Владимира I”. Созданное на его основе либретто к одноименной опере А. Н. Верстовского обеспечило ей долгий и устойчивый успех.

М.Н. Загоскин. Портрет неизвестного художника. 1830-е годы.

Загоскин Михаил Николаевич (14.07.1789-23.06 .1852), писатель, драматург. Родился в с. Рамзай Пензенской губ. Детство Загоскина прошло в дворянской усадьбе. В 1812, вступив в ополчение, участвовал в Отечественной войне , был ранен. Работал в Императорской публичной библиотеке (Петербург), затем в дирекции театров. С 1823 - в Москве в управлении московских театров. В 1831 назначен директором театров Москвы, с 1842 был директором Оружейной палаты. Литературный дебют - комедия «Проказник» (1815). В комедиях «Богатонов, или Провинциал в столице» (1817) и «Богатонов, или Сюрприз самому себе» (1821), пользовавшихся популярностью, Загоскин высмеивал помещика-космополита, разоряющего себя и своих крестьян бессмысленными «реформами». В 1829 вышел роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», рассказывающий о великих подвигах русских патриотов в Смутное время. А. С. Пушкин высоко оценил роман Загоскина («Как живы, как занимательны сцены старинной русской жизни!»), но отметил, что «…неоспоримое дарование г. Загоскина заметно изменяет ему, когда он приближается к лицам историческим». Критика отмечала, что в «Юрии Милославском» действующие лица не только носят русские имена, но и говорят русской речью, и даже чувствуют и мыслят по-русски. Умение Загоскина передать национальный колорит эпохи, показать (не без влияния исторических романов Вальтера Скотта) исторические характеры в их «домашней» жизни, нарисовать быт и нравы старины - все это имело значение как важный шаг на пути создания русского исторического романа. За роман «Юрий Милославский» Загоскин получит от царя благодарность и перстень. Роман выдержал 8 прижизненных изданий и был переведен на 6 европейских языков.

Такие же патриотические чувства содержал и следующий исторический роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831). В условиях совершающейся в то время космополитизации столичного общества роман встретил более прохладный прием. Только Н. И. Надеждин сумел высоко оценить его патриотизм и народность. Новый исторический роман «Аскольдова могила. Повесть из времен Владимира I» (М., 1833) имел серьезные осложнения с духовной цензурой; успехом пользовалась созданная на основе либретто Загоскина одноименная опера А. Н. Верстовского (1835).

Вскоре Загоскин создает цикл «фантастических» рассказов «Вечер на Хопре» (1834), историческую повесть «Кузьма Рощин» (1836); вместе с нравоописательной повестью «Три жениха» эти произведения вошли в сборник «Повести Михаила Загоскина» (Ч. 1-2. М., 1837). Не оставляет Загоскин и драматургию: в Москве, а потом и в Петербурге ставятся его комедии «Недовольные» (в стихах) (пост. 1835; опубл.: М., 1836) и «Урок матушкам» (сценич. переработка повести «Три жениха»).

В 1838 Загоскин пишет роман на современную тему - «искуситель» (Ч. 1-3. М.); создан, как сам Загоскин определяет свою задачу, с целью «показать, что в нынешнем т. н. просвещении участвует сам сатана». Загоскин точно определил главное направление вторжения в Россию западной, иудейско-масонской цивилизации, рассматривал западное просвещение как угрозу всему христианскому миру. В романе «Искуситель» прослеживались автобиографические черты - опыт противостояния писателя-патриота мракобесам-космополитам.

Патриотический характер носил и роман «Тоска по родине» (1839), послуживший основой либретто для одноименной оперы композитора А. Н. Верстовского.

В 1842-50 Загоскин издает 4 выпуска рассказов «Москва и москвичи. Записки Богдана Ильина Бельского», в которых были изображены нравы, быт, речь, одежда разных слоев общества, населявших Москву и провинцию.

Заметным явлением русской литературы были и др. исторические романы Загоскина («Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II». Ч. 1-4. М., 1842; «Брынский лес. Эпизод из первых годов царствования Петра Великого». Ч. 1-2. М., 1846; «Русские в начале осьмнадцатого столетия. Рассказ из времен единодержавия Петра I». Ч. 1-2. М., 1848). В «Мирошеве…» С. Т. Аксаков оценил как удачу попытку Загоскина воплотить образ «смирного» и незаметного до «бесцветности», но истинного русского христианина: он «тверд и постоянен в сопротивлении всему, нарушающему его совесть».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Загоскин Михаил Николаевич (1789 - 1852), прозаик, драматург.

Родился 14 июля (25 н.с.) в селе Рамзай Пензенской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родительской усадьбе, где была большая библиотека. Много читал, предпочитая историческую литературу, и рано проявил интерес к литературному творчеству.

В возрасте 13 лет начинает самостоятельную жизнь, определенный отцом на службу в качестве мелкого чиновника Петербургского казначейства, затем до 1812 несколько раз менял место службы, но карьеры так и не сделал.

В 1812, вступив в ополчение, участвовал в Отечественной войне, служил офицером и в боях под Полоцком был ранен в ногу. После войны жил в своей усадьбе в с. Рамзай, где написал свою первую комедию "Проказник" (1814), о которой доброжелательно отозвался А.Шаховской, член репертуарной части Дирекции Императорских театров. Вскоре пишет новую комедию "Урок волокитам", поставленную в театре и имевшую успех у публики.

В 1816 женится, получает должность почетного библиотекаря Императорской публичной библиотеки. Театральные постановки комедий Загоскина "Провинциал в столице" и "Вечеринка ученых" также имеет успех. С 1817 становится соиздателем журнала "Северный наблюдатель", где печатает свои первые прозаические сочинения.

1818 - 20 - плодотворный период в его творчестве: он пишет несколько комедий, интермедии, сближается с литературным кружком директора публичной библиотеки А.Оленина (художника, историка, просвещенного сановника), посвящая ему комедию "Добрый малый", которую сравнивали в то время с "Горем от ума" Грибоедова. С 1823 живет в Москве, служит в управлении московских театров, в 1831 назначается директором театров Москвы.

В 1827 вновь обращается к прозе и начинает работу над историческим романом "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", который принес ему настоящую славу и известность. А.Пушкин высоко оценил роман. Из последующих исторических романов наиболее известны "Рославлев, или Русские в 1812 году" (1831), "Аскольдова могила" (1833); одноименная опера А.Верстовского в 1835). Творческая активность писателя не ослабевает и в дальнейшем: его перу принадлежат сборники повестей, рассказов, исторические романы. Незадолго до смерти Загоскин вернулся к жанру комедии. Умер 23 июня (5 июля н.с.)1851 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Исторические анекдоты про Загоскина:

Загоскин отличался, как известно, необыкновенным добродушием и наивностью. Хотя талант его всегда очень ценился знатоками и любителями литературы, но все были изумлены, когда он стал знакомить своих друзей с отрывками из рукописи своего «Юрия Милославского». От автора не ожидали, чтобы он мог написать роман, и притом исполненный такими достоинствами. На одном из первых чтений «Юрия Милославского», происходящем в близко знакомом Загоскину семействе, хозяйка, под живым впечатлением чтения, подошла, по окончании его, к автору и сказала:

Признаюсь, Михаил Николаевич, мы от вас этого не ожидали.

И я сам тоже,- отвечал Загоскин.

Из жизни русских писателей. СПб., 1882, с. 45.

Славу писателя доставил ему (М. Н. Загоскину) «Юрий Милославский». В первый раз читал он его у Вельяминовых. Все удивлялись этому роману. После чтения стали подходить к нему с похвалами, совершенно справедливыми, но между которых у иных слушателей выражалось такое приветствие: «Ну, Мих<аил> Николаевич), мы этого от вас не ожидали!» - «Правда? - отвечал добродушный Ми (хайл) Ник(олаевич).- Я этого и сам не ожидал!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 551.

При его всегдашней веселости иногда приходили на него и грустные минуты задумчивости, которыми, признаюсь, он всегда смешил меня. Однажды приезжает ко мне Михаил Николаевич: «Грустно, братец! Все думаю: что такое в нас душа?» - «Что тебе это вздумалось?» - «Да вот что: разные ли в нас души, или во всех одинакие? Ежели разные, то за что же человек будет отвечать, что в нем душа или глупая, или злая! А ежели у всех одинакие, то хорошо, как душа попадет в голову умному человеку: вот, например, как мы с тобой, а посадят ее в голову к дураку, она, чай, и думает: чем же я виновата, что сижу в потемках? Право, так. Грустно, братец!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 553.

У меня обедало несколько приятелей. Это было в 1824 году, когда я жил у Николы в Плотниках, в доме Грязновой. В это время в Москве был Грибоедов, которого я знал и иногда с ним встречался в обществе, но не был с ним знаком. Перед обедом Загоскин отвел меня в сторону и говорит мне: «Послушай, друг Мишель! Я знаю, что ты говорил всегда правду, однако побожись!» Я не любил божиться, но уверил его, что скажу ему всю правду. «Ну, так скажи мне - дурак я или умен?» Я очень удивился, но, натурально, отвечал, что умен. «Ну, душенька, как ты меня обрадовал! - отвечал восхищенный Загоскин и бросился обнимать меня.- Я тебе верю и теперь спокоен! Вообрази же: Грибоедов уверяет, что я дурак».

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 553-554.

Загоскин был довольно рассеян, иногда забывчив. Вскоре после моей женитьбы на Вельяминовой раз он приехал к нам вечером и нашел, что жена моя разливает чай. Эта семейная картина очень его растрогала. «Вот, право, посмотрю я на тебя,- сказал он мне, - как ты счастлив! У тебя и жена есть!..» - «А Анна-то Дмитриевна?» - «Ах, батюшка! Что я говорю? Я и забыл!!!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 554.

В другой раз стал он что-то рассказывать и начал так: «Покойная моя матушка...» - потом вдруг остановился и перекрестился: «Что это я говорю! Ведь она еще здравствует!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 555.

Он был довольно бережлив, но, получая довольно много денег за свои сочинения, любил иногда себя потешить разными безделками, совсем ненужными, и которые стоили дорого. Например, беспрестанно заказывал Лукутину бумажные табакерки с разными картинами, выписывал восьмиствольные пистолеты, карманные барометры, складные удочки и проч. Наконец, кто не знает историю о его шкатулке?

Он вздумал сделать себе дорожную шкатулку, которая бы заключала в себе все: и принадлежности туалета, и библиотеку, и зрительную трубку, и прибор для уженья рыбы, и часы, и принадлежности для письма, и табакерки, и сигары, которых он не курил,- словом, все, что и нужно и не нужно, да может понадобиться! Он накупил вещей, собрал свои, обрезал по самые строки прекрасное маленькое издание французской библии, потому что оно не входило в местечко, и шкатулка вышла огромная и подлинно редкая. Ее делал футлярщик Торнеус. Загоскин показывал ее всегда с удовольствием, и первое слово его всегда было громкое и повелительное: «Отопри!» Замок был с секретом, и всякий, натурально, отказывался отпереть. Загоскин говорил с благородной гордостью: «А я отопру». И отпирал.

Я застал его однажды у Торнеуса и говорю ему: «Я нахожу, Мих(аил) Ник(олаевич), что тут многого недостает!» - «А что бы такое, например?» - «Недостает складного ружья, складного вертела и утюга».- «На что же это?» - «Да случится дорогой застрелить птицу, захочешь ее изжарить. А замараешь манишку, вздумаешь сам вымыть, надобно и выгладить».

Загоскин, натурально, принял это за шутку, однако по зрелом размышлении оказалось, что эта шкатулка действительно не содержит в себе самого нужнейшего для дороги, именно столового прибора и других принадлежностей для стола. Загоскин заказал для этого другую шкатулку.

Когда и другая великолепная шкатулка была готова, оказалось, что они не устанавливаются в коляску. Загоскин заказал для шкатулок коляску. Когда готова была и коляска, оказалось, что Мих(аилу) Ник(олаевичу) некуда ехать...

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 555-556.

Далее читайте:

Отечественная война 1812 года (хронологическая таблица).

Участники наполеоновских войн (биографический справочник).

Литература по наполеоновским войнам (список литературы)

Россия в XIX веке (хронологическая таблица).

Франция в XIX веке (хронологическая таблица).

Имя которого, сегодня, к сожалению известно лишь узкому кругу читателей. Михаила по праву следует считать отцом русского исторического романа. Именно он впервые начал писать в этом столь популярном сегодня жанре. Из романов Загоскина мы узнаем веяние эпохи, нравы наших предков, их мысли. Мы узнаем, что двигало русскими людьми в лихую, сложную годину.

У отца Михаила Загоскина была весьма бурная молодость. Однажды, молодой человек решил остепениться и уехал из подальше от веселья и других столичных пороков. Очутился Николай в Саровской пустыни, прожил там некоторое время, и даже хотел принять постриг, но монахи не дали на то согласия. В итоге Николай женился на девушке, и было у четы две дочери и семеро сыновей. Одни из них Михаил. Михаил появился на свет 14 июля 1789 года. Знаете чем примечательная эта дата? Это день взятия Бастилии, революционный Париж брал последний оплот старой власти. Примечательно, что всякие вольнодумства, которые возвышали сие события, никогда не прельщали Михаила. Он был равнодушен как к взятию Бастилии, так и к различным вольнодумствам.

Большую часть детства Михаил провел далеко от столичной суеты. Он жил в поместье отца, жизнь его была спокойной и размеренной. Много времени Миша уделял чтению, блага у отца его была обширная библиотека. Взахлеб он читал он «готические» романы Анны Радклиф, полные ужасов и чудес. Нравилось мальчишке творчество Вальтера Скотта, которые в те годы был очень популярен. Что-то близкое Загоскин находил и в сентиментальных драмах Августа Коцебу.

Творчеством Михаил впервые занялся в возрасте одиннадцати лет. Он буквально ошарашил домашних своей трагедией в стихах и повестью «Пустынник». Родственники до сего даже и не могли представить, что Миша может писать так интересно и занимательно.

В 1802 году у Михаила началась взрослая жизнь. Отец отправил его в столицу на государственную службу. Десять лет Загоскин работал в канцелярии государственного казначея Голубцова. Служба забирала все свободное время. Бросить её было нельзя, судьба распорядилась так, что семейство обеднело, и Михаилу нужно было помогать содержать братьев и систёр.

Начало 19 века, было лихим. В с Наполеоном. На защиту русского государства поднялись все, кто только мог. Не остался в стороне и Загоскин. В звании подпоручика он пополнил состав Петербургского ополчения. Под Полоцком получил серьезное ранение. За храбрость был награжден орденом святой Анны 4-ой степени. После лечения Михаил до самого окончания войны служил адъютантом у генерала Левиса. Загоскин видел из нутрии, видел все переживания и волнения, которые наполняли сердца всех представителей разных сословий русского общества. Народная душа открылась Михаилу во всей своей красе, во всех падения и взлетах.

После окончания войны обратно на службу в кабинеты, уже не хотелось. Загоскин решает серьезно заняться сочинительством, и написав комедию «Проказник» показывает её князю Шаховскому. Шаховской - знаменитый комедиограф. Впоследствии между ним и нашим героем завяжется дружба.

Михаил Николаевич писал много и быстро. Вскоре он обрел большую известность не только в литературной среде, но и во всем русском обществе. Славу Загоскину принес исторический роман « ». Такой роман был новым словом в русской литературе. Революционная зараза продолжала отравлять светлые русские умы. Загоскину не нравилось преклонение перед западом, он не мог понять, как некоторые члены высшего общества говорят на французском языке лучше, чем на родном русском. В своей прозе Михаил Николаевич решил бороться с «новаторскими» идеями, разрушающими самые главные устои русского общества. Роман получился на загляденье, он был наполнен неземным содержанием и одухотворен идеями автора. Книга написанная в 1829 году нашла своего читателя, при жизни автора она выдержала восемь изданий, огромный тираж для того времени! Она была переведена на шесть европейских языков, её читали и в деревенских избах и в императорском дворе.

Вторым самым известным произведением Загоскина являет исторический роман « у». Задача у автора такая же, разбудить в обществе патриотические настроения, достучатся до всех уголков загадочной русской души, и наполнить и теплым чувством любви к Родине, к своему ближнему, к своей семье. И автору это, безусловно, удалось. Со второй книгой Загоскину было тяжелее, чем с первой, ведь герои Отечественной Войны 1812 года, еще были живы, читателю могут не понравиться то или иное видение, происходящего в глазах автора. Но Загоскин справился с этой задачей. Он беспристрастно описал эту страницу , подвиг и трагедия, слава и горе, грусть и веселье все гармонирует в этой потрясающей книге.

В 1830 году Загоскин был назначен управляющим конторы театров . Спустя 12 лет Михаил Николаевич Загоскин стал директором Оружейной палаты. Умер самый русский писатель в 1852 году.

Биографический словарь, т. 1-4

(25.07.1789, с. Рамзай Пензенской губ. - 5.07.1852, Москва), писатель, драматург, издатель, акад., в ПБ 1818-20.


Из старинной дворянской фамилии. В отцовском доме научился только читать и писать. С детства проявил страсть к чтению. Первое произв. написал в 11 лет - рассказ "Пустынник". В 1802 отправлен отцом в Петербург, где начал службу канцеляристом в канц. Гос. казначея. Перемещался по службе: в 1806 - в экспедицию о Гос. доходах, в 1807 - в Горный деп., в 1809 - в Гос. ассигнац. (заемный) банк, в 1811-в Деп. горных и соляных дел пом. столоначальника.

9 авг. 1812 записался в Петерб. ополчение подпоручиком 4-й дружины. Был ранен под Полоцком, за храбрость награжден орденом Анны 3-го кл. Сражался под Смолянами, в 1813 - под Данцигом. В 1815 вернулся на прежнее место в Деп. горных и соляных дел, из к-рого 31 дек. 1815 уволен по личной просьбе.

В 1817 вместе с П. А. Корсаковым изд. журн. "Сев. наблюдатель". В Петербурге познакомился с драматургом кн. А. А. Шаховским, к-рый открыл ему путь к театру. В 1817 поступил на службу пом. по репертуарной части в дирекцию имп. театров. Примкнул к партии лит. староверов, стоявших под знаменем А. С. Шишкова. В лит. баталиях арзамасцев с шишковистами принял сторону последних. Его "Комедия против комедии или урок волокитам" (1815) была написана в защиту "Липецких вод" А. А. Шаховского. Кроме этой комедии в петерб. период написал еще ряд комедий: "Проказник" (1815), "Богатонов, или провинциал в столице" (1817), "Вечеринка ученых" (1817), "Роман на большой дороге" (1819), "Добрый малый" (1820) и интермедии "Макарьевская ярмарка" (1817) и "Лебедянская ярмарка" (1817).

"Во уважении известных занятий... в российской словесности" А. Н. Оленин в 1817 принял его в почет, б-ри. 6 авг. 1818 взят в штат на вакансию пом. б-ря по Отд-нию рус. кн., освободившуюся после смерти В. С. Со пиков а. Работал вместе с И. А. Крыловым. Кроме выполнения обычных дежурств по обслуживанию читателей, принимал активное участие в обсуждении правил написания каталогов, представил Оленину письм. соображения - ответы на его 11 вопросов. Совместно с Крыловым составил сист.-алф. каталог рус. кн., к-рый "своеручно" переписал, внимательно следил за поступлением ОЭ.

Был вхож в салон Оленина, участвовал во всех его начинаниях. Комедию "Добрый малый" посвятил Оленину. Сослуживцы - Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, М. Е. Лобанов - принимали участие в любительских спектаклях в доме отца 3. в Петербурге. До 1817 не писал стихов, когда "на спор" в течение двух месяцев написал стихотв. послание Гнедичу, после этого нек-рые свои пьесы написал стихами.

5 июля 1820 уволился из Б-ки по собств. прошению "по семейным обстоятельствам" и переехал в Москву.

После переезда в Москву связи с Б-кой не терял. Переписывался с Гнедичем, Олениным, Лобановым, интересовался библ. событиями. В альм. "Атеней" (1828. Ч. 1) появилась его ст. "Одно утро в имп. С.-Петербургской Публичной библиотеке", пропагандирующая кн. сокровища. По-прежнему ценил "прекрасное здание", "драгоценное книгохранилище, богатству которого позавидует всякий иностранец", ибо оно "едва ли не первое по примерному порядку и внутреннему устройству". "За полезные для Библиотеки труды" был оставлен в звании почет, б-ря.

В 1822 поступил чиновником особых поручений при моек. ген.-губернаторе, исправлял должность экспедитора по театр, отд-нию. Затем последовательно - чл. конторы Моск. театров по хоз. части, с 1830 - управляющий Театр, конторой, с 1831 - "определен в должность" дир. моек, театров, в 1837 - утвержден в этой должности. С 1842 - дир. Оружейoной палаты. С 1832 избран д. чл. Рос. Акад. С 1822 - д. чл. ОЛРС, а в 1833-36 -его пред. Особенно сблизился с С. Т. Аксаковым. В разные годы печатался в "Цветнике", "Драм, вест.", "Вест. Европы", "Рус. беседе", "Пантеоне рус. поэзии", "Сыне отечества" и др. Первый ист. роман "Юрий Милославский или Русские в 1612 году" (1829) имел необыкновенный успех и принес авт. огромную известность. Роман много переиздавался и издается до сих пор. Последующие романы - "Рославлев" (1831), "Аскольдова могила" (1833), "Кузьма Рощин" (1836), "Искуситель" (1838), "Тоска по родине" (1839), "Кузьма Петрович Мирошев" (1842), "Брынский лес" (1846) и "Русские в начале XVIII столетия" (1848) -ничего не прибавили к его славе. Его роман "Аскольдова могила" положен в основу оперы А. Н. Верстовского того же названия (1835). В последние годы своей жизни издавал сб. "Москва и москвичи", поев, прошлому и настоящему столицы.

Имел авт. кресла в театрах Москвы и Петербурга - награда, к-рою, кроме него, не был почтен ни один рус. драматург. Очень плодовитый писатель и в свое время весьма популярный. Написал и напечатал 29 тт. романов, повестей и рассказов, 17 комедий и водевилей.

Награжден орденами: Владимира 3-й и 4-й степени, Анны 1-й, 2-й и 3-й степени, Станислава 1-й степени. Имел чин д. ст. сов.

Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.

Соч.: Поли. собр. соч.: В 10 т. (СПб.; М., 1898; В 2 т. СПб., 1902; 2-е изд. 1914); Поли. собр. исторических и бытовых романов, повестей и рассказов: В 2 т. (СПб., 1903); Собр. соч. (М., 1902; В 3 т. 1902; Пг.; М., 1915); Соч.: В 7 т. (СПб., 1889; В 2 т. М., 1988); Избр. (М., 1988; 1991); Юрий Милославский или Русские в 1612 году: В 3 ч. (М., 1829; Париж, 1954; М., 1982; 1983; 1991); Москва и москвичи (М., 1988); Письма к Гнедичу //Совр. обозр. 1868. № 2; ИВ. 1880. Т. 2, № 8; Отчет ПБ за 1895. СПб., 1898. Прил.; Письма И. А. Крылову //Сб. ОРЯС. 1869. Т. 6, отд. 2; Письма М. Е. Лобанову //ИВ. 1880. Т. 2, № 8; Из переписки //PC. 1902. Т. 111, № 7; [Просьба М. Н. Загоскина от 17 июня 1820 об увольнении от службы в Библиотеке] //Там же. 1903. Т. 115, № 7.

Справ.: БСЭ; КЛЭ; Брокгауз; Венгеров. Источники; Владиславлев; Геннади; Геннади. Словарь; Гранат; Муратова (1); РБС; Рус. писатели.

Лит.: Биография М. Н. Загоскина //Москвитянин. 1853. Т. 1, № 1; Аксаков С. Т. Биография Михаила Николаевича Загоскина. М., 1853; Круглый А. О. М. Н. Загоскин: Биогр. очерк. СПб., 1889; Майков В. Критические опыты. СПб., 1891; Загоскин С. М. Воспоминания //ИВ. 1900. Янв.; Васин Н. А. Михаил Николаевич Загоскин: Биогр. очерк. М., 1902; Штейн С. В. М. Н. Загоскин, 1789-1852: Биогр. этюд. СПб., 1902; Языков Д. М. Н. Загоскин: Биогр. очерк. М., 1902; Доброхотов Б. В. А. Н. Верстовский: Жизнь, лит. деятельность, опер, творчество. М.; Л., 1949; Каталог фонда М. Н. Загоскина /ГПБ; Сост. И. А. Коноплева. Л., 1960; Ефимова (1); Хотяков (1); Григорьев А. А. Воспоминания. М., 1988; Венок Михаилу Загоскину: [Сб. ст.] Пенза, 1990.

100-летие. С. 144, 156; Отчет ПБ за 1912.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1818, № 16; ОР РНБ. Ф. 291; ЦГАЛИ. Ф. 1768; ОР ИРЛИ. Ф. 105.

Иконогр.: Сто русских литераторов. СПб., 1841; Мюнстер; Рус. писатели.

О. Д. Голубева