Охлажденный ум. Сочинение Пушкин А.С

Здравствуйте уважаемые.
Давненько у нас не было "ЕО", соскучились, поди? :-)) В прошлый раз остановились вот тут вот: .
Пожалуй, пора продолжать:-)

Причудницы большого света!
Всех прежде вас оставил он;
И правда то, что в наши лета
Довольно скучен высший тон;
Хоть, может быть, иная дама
Толкует Сея и Бентама,
Но вообще их разговор
Несносный, хоть невинный вздор;
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин.

Сплин, это, естественно тоска, и теперь Вы знаете, что обозначает наименование некогда модной группы из Питера. Очень точное наименование, кстати:-)) А в целом, в очередной раз поражаюсь точности формулировок Пушкина, и знанию его человеческой психологии. лапидарный. но емкий портрет большинства гранд-дам, как той эпохи, так и современного времени:-) Сей - это такой французский экономист, последователь Адама Смита, автор «Курса политической экономии», а Бентам — английский писатель-правовед. То есть дамы вроде как при делах - в курсе экономики, политики и юриспруденции, и вроде знают об этом не по наслышке, а все равно - поразительно, до челюстного хруста скучны:-) Но давайте посмотрим, что там далее...

И вы, красотки молодые,
Которых позднею порой
Уносят дрожки удалые
По петербургской мостовой,
И вас покинул мой Евгений.
Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.


Ну в общем, присытился Евгений. И фамфаталями и молодыми чаровницами.Всеми представительницами женского пола. И решил немного от них отдохнуть. Дрожки - это лёгкий четырехколесный открытый рессорный экипаж на 1-2 человека, особо популярный у молодежи. Писать у него не удалось - как-никак талант нужен. Читать - ему так же скучно. Ибо читал наверное или исключительно новомодное, или же наоборот - только "правильные" произведения. И книги вместо удовольствия и радости стали его своего рода вергигами, сиречь разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения.
Как итог - скука, скука,скука и еще раз скука.

Вериги

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
Все это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Этакие 2 человеконенавистника -эпиграмщика встретились...:-)

Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод веселое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зеленый из тюрьмы
Перенесен колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.
С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая...
Но слаще, средь ночных забав,
Напев Торкватовых октав!


Н.И. Гнедич

Ну в общем все эти темы про лик Дианы, гранит и прочая-прочая, это аллюзии на известную идиллию известного поэта и переводчика (именно он первый перевел Иллиаду!) Николая Ивановича Гнедича, коего Пушкин очень и очень ценил. И было за что - этот несчастный, обезображенный оспой человек имел прекрасный вкус к поэзии и умел, действительно умел писать!

М.Н. Муравьев

Описавший себя Пиит,это еще одна аллюзия. на самое известное стихотворение попечителя Московского университета, сенатора и мецената Михаила Никитича Муравьёва под названием "Богиня Невы". Отрывок се же приведу здесь:
Въявь богиню благосклонну
Зрит восторженный пиит,
Что проводит ночь бессонну,
Опершися на гранит.
В общем, этакий кусок поэтических иллюзий у нас.. Опять гранит, опять Нева. В общем, Александр Сергеевич хорошо знал всех известный поэтов страны того времени, что и не удивляет:-)
Миллионная улица всем Вам известна, она и сейчас так называется. И если наши герои слышали шум проезжающей кареты о этой улице, значит стояли он на Дворцовой набережной.

Торквадовы октавы, это опять ссылка на упоминавшееся мной в предыдущем посте произведение поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Октава здесь- это написанные восьмистишными строфами стихи, которые поют гандольеры в Венеции.

Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Он свят для внуков Аполлона;
По гордой лире Альбиона
Он мне знаком, он мне родной.
Ночей Италии златой
Я негой наслажусь на воле,
С венецианкою младой,
То говорливой, то немой,
Плывя в таинственной гондоле;
С ней обретут уста мои
Язык Петрарки и любви.

Ну в общем, тут опять про Венецию... и гандольеров. Этакие эротические мечты Пушкина, мечтающего заговорить на литературном итальянском:-))
Венеция, как известно, расположена на побережье Адриатического моря, а Брента — река, впадающая в это самое море. Как раз близ ее устья и расположена Венеция.

Про внуков Аполлона - это очень тонко. Аполлон или Феб - в древне-греческой мифологии это не только бог света и любви, но и покровитель искусств. Сыновья Аполлона - это значит люди пишущие прозой, а внуки - поэты.
По поводу Альбиона показатель того, что Пушкин никогда не был в Венеции и судит о ней исключительно по модному роману -уже упоминавшегося мной ранее «Странствований Чайльд-Гарольда» Байрона.
Кто такой Петрарка, думаю, объяснять не надо? :-)
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:

«С ним подружился я в то время» – Под этой строкой в черновой рукописи Пушкин начертил свой собственный несколько обезьяний профиль – с длинной верхней губой, острым носом и круто вывернутой ноздрей.

«черты» - галлицизм.

Итак: портрет «молодого повесы», появившегося во второй строфе, написан. Появился симпатичный молодой человек, который – несмотря на равнодушие к поэзии и отсутствие каких-либо творческих способностей – более правят мечты … чем разум; крайне странный – хотя в чем именно его странность заключается автор нигде прямо не объясняет; наделенный холодным и язвительным умом – вероятно более тонким и зрелым, чем тот, что диктует ему резкие, вульгарные слова в разговоре с Ленским (гл. 3, V); мрачный, углубленный в себя, скорее разочарованный, нежели ожесточенный; еще молодой, но весьма изощренный в «страстях»; чувствительный и независимый юноша, от которого отвернулись – или вот-вот отвернуться – и Фортуна, и Человечество.

…описание онегинского характера … все дальнейшие подходы к его раскрытию, представленные в романе … будут либо вариациями на эту тему, либо медленным, как во сне, дроблением ее истинного смысла.

Теперь поэт встречается со своим героем на равных и, перед тем как отмежеваться от него… показывает то, что их роднит.

«Я был озлоблен, он угрюм» - Сиюминутное дурное настроение автора (в беловой рукописи еще более свойское «я был сердит») противопоставляется типической угрюмости его старшего приятеля, Онегина.

ПИСАРЕВ:
Демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике. Как только бумажник опустеет, так Онегин тотчас пойдет в чиновники и превратится в Фамусова.

Итак, Онегин скучает не оттого, что он не находит себе разумной деятельности … а просто оттого, что у него лежат в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить…

Ум его ничем не охлажден, - он только совершенно нетронут и неразвит.
«науку страсти нежной» … О существовании других, более сильных страстей, - страстей, направленных к идее, он даже не имеет никакого понятия.

Жар своего сердца Онегин истратил на будуарные сцены и на маскарадные похождения.

ЛОТМАН:
Условий света свергнув бремя- Тема замены большого света дружеским кругом разрабатывается в поэзии Пушкина этих лет и отражает биографическую реальность.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

В эклектике первой главы это особенно не заметно – но вообще этот способ оживления полудохлого персонажа через «свидетельство очевидца» можно оценить как признание неудачи в его создании.

Этим схождением в зал хозяина заведения для оживления бизнеса, Пушкин, во-первых – косвенно подтверждает это, во-вторых – «понижает ставки». Дескать, никакого особого «героя нашего времени» он и не думал писать, а так, изобразил знакомца-оригинала, - и ничего более.

Пушкин понял, что из-под Байрона ему не выбраться, и – бросает Онегина, каков он в первой главе, такой же и в восьмой – оболочка без сердцевины. Пушкин обращается к созданию других, более «перспективных», оригинальных персонажей, и - находит свою Татьяну.

Она, конечно, тот еще образ («немыслима и невыразительна» В.Розанов), но, по крайней мере, Байрон про таких ничего не писал.

ЕЩЕ МНЕНИЕ О СТРОФЕ:
Пишет petrazmus : Еще одно лирическое отступление, доказывающее интерес Пушкина к самому себе, в положительном значении этот слова. И, одновременно, в строфе описывается нечто нереальное, точнее, несоответствующее времени, несинхронизированное. Все вроде понятно и можно объяснить. Но есть и ньюанс.
Встретились два молодых человека. Оба испытывают определенное разочарование в атмосфере или обстановке их окружающей, Оба принадлежат одному кругу, оба уже испытали игру страстей и у обоих уже «жар угас». И все это происходит на самом утре дней.
Но если посмотреть на ось времени, то выяснится, что период, в который молодые люди могли встретиться, познакомиться, подружиться, совместно разочароваться в окружающем, очень короток. Пушкин выпушен из лицея в 1818, а уже в 1820 был отослан из Петербурга. А ведь в это время он и стихи писал, и «гусарствовал», и в литературных обществах принимал участие, и досаду царя вызывал. И у него есть время для тонкого анализа Онегина и сближения с ним?
Нету времени. Поворот такой – чистый вымысел. Как и кино – не показывают же все 9 месяцев между свадьбой и рождением наследника….
Пушкину в этот его момент жизни нужен персонаж, с помощью которого он обрел бы собственное внутреннее равновесие. Он молод, по-хорошему неопытен, испытывает полярные впечатления от знакомства со светом (общественной жизнью), испытывает полярные же оценки себя обществом. Ему нужно на кого-то опереться, но не в смысле защиты, а в смысле «почувствовать спину или локоть соратников». Среди бывших лицейских друзей он не решается открыто их в романе обрести, ведь у них может и не быть такого желания, они могут не испытывать такой потребности. Да и дружба эта хоть и рождалась годами, но годами иной, детско-юношеской жизни. Не со всеми же будет и далее близость по жизни. Александр Сергеевич тактично их не зовет.
Онегин же не связан никакими прошлыми или настоящими условностями. Ему можно легко приписать симпатичные (себе) и близкие (себе) черты. Придуманному герою можно рассказать о своих сомнениях или колебаниях, не боясь непонимания, равнодушия, злорадства или даже насмешек. Ведь сам-то поэт был весьма резок на язык, как и легкораним. Если же кто-то из реальной жизни разгадает автора и попытается поиронизировать, то всегда можно защититься ссылкой на выдуманность, литературность.
Онегин в этой(!) строфе - фон, но не выявляющий, а маскирующий Пушкина. Онегин – это демонстрация не своей (Пушкина) исключительности, а своей (Пушкина) массовости, неединичности. Демонстрация того, что скепсис и критические (а по сути своей ИНЫЕ) взгляды – существуют. И с этим нельзя не считаться. За это нельзя карать и преследовать. А ведь именно так и произошло с поэтом - выслали то его не за критику или протест, а за другое видение. По молодости своей не может он спокойнее воспринимать это.
Как бы не был талантлив и велик Пушкин, он понимаете, что голос одного всегда тише, чем голос двоих-троих-многих. И эти голоса многих услышать легче. Онегин своеобразный усилитель, и одновременно опора для автора.
В сегодняшних реалиях - Пушкин великолепный политтехнолог и знаток методов СМИ.

«Думай головой», «О чем только твоя голова думала?», «Чем ты вообще думаешь?», «Где была твоя голова?» - часто слышим мы с самого детства. А между тем, женский внутренний мир состоит, в основном, из чувств, эмоций, переживаний.

Конечно, на разум полагаться проще (на первый взгляд), и как бы безопасней (а именно о безопасности пекутся наши родители, когда говорят подобные фразы). Чувства ассоциируются с роковыми ошибками , сделанными в нездоровом порыве страстей.

Да, безусловно, что-то в этом есть. Но вот такое, систематическое низведение чувств до уровня мешающей и непрактичной роли, приводит к девушку к тому, что заглушается и сама женственность , с ее богатейшими ресурсами и энергиями - интуитивностью, чуткостью и безмерной мудростью, которая растет не из ума, а из самых глубин знающего сердца.

Чувства содержат не только балласт ненужных, пустых переживаний, но и ценнейший дар - голос Души (а ведь именно Душа, как божественный навигатор, помогает нам в принятии самых значимых решений, в выборе истинного Возлюбленного, в определении своей миссии, предназначения и т.д.)

Просто слышать голос Души гораздо сложнее, чем ум . Для этого требуется не заглушить чувства, а напротив, быть очень чувствительной и наблюдательной к себе. Развернуться к чувствам и пройти сквозь них, сквозь ту пену, которая, конечно, в изрядной примеси в них содержится…

Незнание своей эмоциональной составляющей, незнание законов, по которым живут чувства, приводит к тому, что женщина не умеет с ними обращаться . Или кидается в них с головой, о чем потом жалеет, или прерывает с ними контакт. И складирует их в самых тайных местах - далеко и надолго. И тогда ей остается жить в уме и слушать свои внутренние диалоги…

Лабиринт внутренних диалогов - так можно охарактеризовать то состояние, в котором мы находимся, как в трансе, 90% нашего бодрствующего времени. Это сон наяву - на самом деле глаза у нас повернуты в бегущую строчку ума и постоянно читают, что там сейчас. Иногда читают, в миллионный раз, одно и то же. Чувства же со временем атрофируются, из них уходит яркость и вкус. А вместе с этим уходит и женский магнетизм, спонтанность, легкость, игра, капризы, текучесть, плавность, внутренний эротизм.

По велению волшебной палочки мысли не остановить, и ум не прекратит вырабатывать их. Что может помочь?

Женские практики, которые помогают нам замедлиться, расслабиться и войти во внутреннее Царство Сакральной Женственности. Там - бесконечный ресурс целительных энергий и состояний, которые возвращают женщину к ее природному состоянию, центрированному не на деятельности ума, а на внутреннем присутствии. Именно из этого состояния. Свободного от суеты и анализа, женщина творит большие и маленькие чудеса своей жизни, как Волшебница и Жрица.

Огромный ресурс для этого - женские практики на основе Арт-терапии , где мы соприкасается со своей силой, узнаем ее вкус и привыкаем к нему, закрепляем его в душе и теле. Пятна, линии, формы, цвета отражают не только наши осознаваемые мысли и чувства, но и подводную часть айсберга — неосознаваемые процессы, которые бывает трудно выразить словами.

Эти практики помогают остановить суету ума и погрузиться в другое измерение - туда, где живет Внутренняя Женщина.

Если вы чувствуете, что живете «в голове», если вам трудно слышать свои истинные желания, если вы устали от зацикленных внутренних диалогов без начала и конца, если вы стали терять женский вкус жизни, если вас поглотило «надо», а «хочу» где-то затеялось, мы приглашаем вас на женский Арт-марафон Пробуждение Шакти . Это мощный внутренний рефреш своего женского состояния, своих возможностей и пути. Специальные арт-терапевтические практики этого курса обеспечивают мягкий и целительный доступ к глубинному слою личности, откуда можно черпать силу и энергию.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба,

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас. А. С. Пушкин, “Евгений Онегин”

Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" - это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности - неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении - романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе; подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие “лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит"", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин - "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ. "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь; балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести. благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью", особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От “душевной пустоты” не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Ско-тининых.

И вот общественное мненье,

Пружина чести, наш кумир.

И вот на чем вертится мир! -

Восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены без дел,

Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", - писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование - это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.