Антон Степанович Аренский. Фортепианное творчество. Биография аренский, антон

Аренский Антон Степанович


А
ренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. консерватории . По окончании курса в гимназии А. занимался в СПб. консерватории у профессоров (контрапункт и фуга) и (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы "Сон на Волге" (на сюжет ). Экзаменационные его работы - баллада "Лесной Царь" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с , высоко ценившим его талант (см. "Жизнь П.И. Чайковского", соч. ). За время профессуры А. опубликовал теоретические труды ("Руководство к практическому изучению гармонии", "1000 задач" к нему и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки"), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. Из учеников А. получили известность композиторы С.В. Рахманинов, и . В течение 7 лет А. состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., "Сон на Волге", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) "Рафаэль" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера "Наль и Дамаянти" (либретто М. Чайковского по ) - в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году. Для оркестра А. написал две симфонии: H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца . В области камерной музыки А. оставил ценные произведения: 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес - для фортепиано в 4 руки; свыше 100 пьес - для одного фортепиано; из последних выделяются по оригинальности замысла "Essais sur des rhytmes oublies". К области вокальной музыки относятся: кантата на 10-летие коронации, две баллады - "Кубок" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и "Волки" для соло и оркестра, хоры ("Анчар"), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. написал ряд духовно-музыкальных сочинений: "Отче наш", "Херувимская", "Хвалите Господа", "Христос Воскресе" для детских голосов и др.; при больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. всецело отдался творчеству, написав еще: балет "Ночь в Египте" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру "Маргарита Готье" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к "Бахчисарайскому фонтану" ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: "Был у Христа младенца сад". Последние годы жизни А. подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - "Буря" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой , издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. - В своих произведениях А. является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова ("Сон на Волге") и . Талант А. - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях А. не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев.

Другие интересные биографии:
;

Антон (Антоний ) Степанович Аренский (30 июня 1861, Новгород - 12 февраля 1906, Перк-ярви, Выборгская губерния) - русский композитор, пианист и дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах - профессор Московской консерватории, в 1895-1901 - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.

Биография

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке. В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где Антон заканчивал среднее образование (начатое в Новгородской гимназии) в 5-й классической гимназии и продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы „Сон на Волге“ был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие создано скульптором М. Л. Диллон в 1908 году. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

Замечательный русский композитор - лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился в 1861 году в Новгороде, в весьма музыкальной семье. Отец, доктор, играл на виолончели, мать была хорошей пианисткой. Выдающиеся музыкальные способности Аренского проявились тогда, когда он начал брать уроки игры на фортепиано. Ему было в это время около семи лет. Вначале руководителем Аренского в занятиях теорией музыки был профессор Зикке, дальнейшее же музыкальное образование он получил в петербургской консерватории, которую с блеском окончил в 1882 году по классу композиции профессора Римского-Корсакова. В том же году Аренский был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Среди его учеников С.В.Рахманинов, Г.Э.Конюс, А.Н.Корещенко, А.Б.Гольденвейзер и многие другие.

В 1895 году он оставил московскую консерваторию и был назначен управляющим Придворной певческой капеллы по рекомендации М.А.Балакирева. Должность управляющего Придворной певческой капеллы Аренский занимал до 1901 года, когда вышел в отставку. Он много концертирует как пианист и дирижер в России и за рубежом. Однако это не мешает ему писать много музыки и в вокальном и в инструментальном жанрах, музыки, для которой характерны элегически - созерцательные настроения. При этом нельзя не отметить значительного влияния на творчество Аренского русских композиторов и, прежде всего, П. И. Чайковского.

Главные сочинения: оперы «Сон на Волге» (поставлена на сцене Большого театра в Москве в 1892 году), «Рафаэль» (поставлена в 1894 году), «Наль и Дамаянти» 1899 год; музыка к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина (соло, хоры и оркестровые номера), кантата на десятилетие коронования Императора Александра III; балет «Египетская ночь» (1900 год); две симфонии, фортепианное трио, фортепианный квинтет, два струнных квартета, концерт для фортепиано и фантазия для фортепиано с оркестром на темы Рябинина, концерт для скрипки, три сюиты для двух фортепиано, множество романсов и пьес для фортепиано в две и четыре руки, для скрипки, виолончели, светских хоров, а также духовно-музыкальных сочинений. Кроме того, Аренским изданы: «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к этому руководству и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки».

Антон Аренский умер в феврале 1906 года, в возрасте 45 лет, в Перкярви. Он занимал выдающееся место среди современных ему русских композиторов. Отличительными качествами его творчества были и остались по сей день - красота, мелодичность и грация.

Виктор Каширников

Я хочу остановиться на личности видного российского композитора и музыкального деятеля Антона Степановича Аренского . Он – автор замечательных произведений русской классической музыки, пианист, дирижёр, педагог. Был профессором Московской консерватории и управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. Антон Аренский прожил относительно небольшую, но яркую и плодотворную жизнь. Погребён в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге .

Скоро, 30 июня 2011 года , исполнится 150 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского . Этот материал посвящён предстоящему юбилею замечательного композитора. К сожалению, его имя немного подзабыто современниками, что совершенно незаслуженно. Убеждён, имя Антона Аренского золотыми буквами вписано в историю отечественного и мирового музыкального искусства, его прекрасные произведения всегда будут радовать своих слушателей.

В статье приводятся биографические данные и сведения о могиле: об исторической могиле и современном положении.

Биография:

АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович [30 VI (12 VII) 1861 , Новгород - 12 (25) II 1906 , Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.] - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московскую консерватории (общие музыкально-теоретические предметы, в 1889-1894 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-1895 руководил концертами Русского хорового общества. В 1895-1901 был управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр). Творчество Аренского сформировалось под влиянием русский композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. Аренский по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие произведения Аренского принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А. Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (сл. Д. М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фортепианным миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей частью они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них - фп. трио d-moll (1894), посвящённые памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова. Операм Аренского недостаёт драматизма и целостности. В опере «Сон на Волге» (по А. Н. Островскому, 1888; Аренский дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода») более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера Аренского «Рафаэль» (1894). Склонность Аренского к лирической камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симфоническому циклу черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений Аренского чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886).

Соч.: оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 [ст. стиль], Большой театр, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой театр, Москва); балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, «Русские сезоны» С. П. Дягилева; 1909, Мариинский театр, Петербург); кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета «Египетские ночи» (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки - ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, «Силуэты», 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры - светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. - к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина (ор. 46, 1899), к драме «Буря» Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый театр, Москва); перелож. собств. произведений. Лит. соч.: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка [замечания к напевам И. Т. Рябинина], «Этнографическое обозрение», 1894, М 4. Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, «СМ», 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, «РМГ», 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу «Бури» Шекспира, «ЕИТ», 1909, вып. IV.

Публикуется по:

  • Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М., 1973-1982. Том I. [электронная версия ].

    МОГИЛА

    Антон Степанович Аренский скончался 12 февраля 1906 в Перкярви, близ Териоки, Великое княжество Финляндское.
    Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург .
    Могила Антона Аренского имеет свою судьбу, к сожалению, с некоторыми трагическими нотами.
    После смерти композитор был погребён на Тихвинском кладбище. В том же году на могиле была сооружена ажурная металлическая застеклённая часовня. В ее интерьере в мае 1908 года был установлен гипсовый горельеф работы М. Л. Диллон. Памятник был заказан скульптору вдовой композитора Е. В. Аренской в 1907 году за 1000 руб. Надгробие экспонировалось в 1908 году на Весенней выставке в Академии художеств, также как созданный в процессе работы бюст композитора под названием «Вдохновение» (ныне - в собрании Государственной Третьяковской галереи). В 1936 году в процессе реконструкции Некрополя мастеров искусств горельеф был помещен в нише на стене здания бывшей Тихвинской церкви (ныне - Выставочный зал Государственного музея городской скульптуры). Часовня не сохранилась. В 1952 году гипсовый оригинал заменен копией, выполненной из искусственного камня (цементе мраморной крошкой), изготовленной в мастерских ЛО Худфонда РСФСР.
    Описание надгробия. Пристенный горельеф. Скульптор М.Л. Диллон, 1908 (отлив 1952). Искусственный камень, 247x166x31. Внизу слева: М.Диллонъ. 1908. Горельеф трапециевидной формы, помещенный в пристенную нишу. В центре портрет композитора, сидящего за роялем. В верхней части композиции аллегорическое изображение мелодий в виде полуфигур юных дев с распущенными волосами, играющих на музыкальных инструментах. Внизу справа -лавровый венок и пальмовая ветвь. Внизу слева высечены нотные строки с текстом начальных фраз романса Аренского на стихи Н.П. Огарева («Звуки», 1841): «Какъ дорожу я прекраснымъ мгновеньемъ, / Музыкой вдругъ наполняется слухъ». В нижней части горельефа справа надпись: АРЕНСКIЙ/1861-1906.

    Изяслав Тверецкий ,
    май 2011.

  • Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!
    П. Чайковский

    Из новейших - лучший Аренский, он прост, мелодичен...
    Л. Толстой

    Деятельность Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе учились Рахманинов и Скрябин, А. Корещенко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний вспоминал: «...замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер». Впрочем, неровный характер Аренского - он был человеком увлекающимся и вспыльчивым - приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах молодого Русского хорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обременительной и не соотвегетвоаала склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и, лишь, освободившись от службы в 1901 г., вновь начал и выступать в концертах и интенсивно сочинять. Но его уже подстерегала болезнь - туберкулез легких, которая через несколько лет свела в могилу...

    Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин: пел он и романтическую балладу «Волки», ему посвященную, и «Детские песни», и - с наибольшим успехом - «Менестреля». В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке «Как хороши, как свежи были розы...» Оценку одного из лучших произведений - Трио ре минор можно встретить в «Диалогах» Стравинского: «Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио». (Имена обоих композиторов встретятся позже - на парижской афише С. Дягилева, в которую войдет музыка балета Аренского «Египетские ночи».)

    Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским. (Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом 1896 г. и вместе с А. Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя, сообщается: «Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли... на двух фортепиано „Силуэты“ (Сюита Э 2. - Л. К.) Антона Степановича, которые имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно ему понравилась „Испанская танцовщица“ (последний номер), и он долго об ней вспоминал». Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской деятельности - до 1940 - 50-х гг. - сохраняли в репертуаре советские пианисты старшего поколения, ученики Аренского - Гольденвейзер и К. Игумнов. И до сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве от замечательного сказителя - олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин; и две из них - о боярине Скопине-Шуйском и «Вольга и Микула» - положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в. прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.

    Л. Корабельникова