Арам Ильич Хачатурян. Сюита из музыки к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова

- (1903 78), сов. композитор и обществ. деятель. Творчество Л. особенно близко композитору. Отмечая большой интерес композиторов всех эпох и народов к личности поэта, его произведениям, Х. писал: «Лермонтов один из тех великих русских гениев, чье… … Лермонтовская энциклопедия

- [р.24.5(6.6).1903, Тбилиси], советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963). Член КПСС с 1943. Обучаться музыке начал в… … Большая советская энциклопедия

- (1903 78) российский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Хачатуряна тональная система… … Большой Энциклопедический словарь

- (06.06.1903 01.05.1978), композитор. Лауреат Сталинских премий (1950 за участие в фильме «Сталинградская битва»; 1941, 1943, 1946);Народный артист СССР (1954);Лауреат Государственной премии СССР (1971 за музыкальное творчество);Герой Соц. труда… … Энциклопедия кино

Арам Ильич (24 V (6 VI) 1903, Коджори, близ Тбилиси IV 1978, Москва, похоронен в пантеоне Еревана) сов. композитор, дирижёр, педагог, муз. обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Акад. АН Арм. ССР (1963) … Музыкальная энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хачатурян. Арам Хачатурян Արամ Խաչատրյան Основная информация Дата рождения 24 … Википедия

- (6 VI 1903, с. Коджори, близ Тбилиси 1 V 1978, Москва) ...Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас… … Музыкальный словарь

- (1903 1978), композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армянской ССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. Ученик М. Ф. Гнесина, Н. Я. Мясковского. В мелодически щедрых, ритмически импульсивных… … Энциклопедический словарь

Арам Ильич Хачатурян Արամ Եղիայի Խաչատրյան Дата рождения 24 мая (6 июня) 1903 года Место рождения Тифлис Дата смерти 1 мая 1978 года … Википедия

Книги

  • Сюита из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" . Для большого симфонического оркестра. Партитура , Арам Хачатурян. Вашему вниманию предлагается нотное издание Арама Хачатуряна "Сюита из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" . Для большого симфонического оркестра.…
  • Хачатурян. Концертные произведения. Обработки для фортепиано , А. И. Хачатурян. В сборник включены фортепианные обработки известных сочинений Хачатуряна - это "Вальс" из музыки к драме Лермонтова "Маскарад", танцы из балетов "Спартак" и "Гаянэ" (втом числе "Танец с…

Арам Ильич Хачатурян / Aram Khachaturian
Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад"

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Это одно из самых значительных произведений безвременно погибшего поэта. В драме, написанной в 1835 году, сразу после окончания юнкерского училища, но уже далеко не первой, Лермонтов создал образ, в дальнейшем развитый в «Герое нашего времени» (Печорин), а также картину светского Петербурга. Ее герой Арбенин — фигура зловещая и трагическая. Проведший бурно юность, живущий в мире «самолюбивых дум и ледяных страстей», он разочаровался во всем, но нашел счастье в любви молодой, прекрасной и чистой женщины. Однако Нина совершает неосторожный поступок: она приезжает на маскарад, один из тех — в доме Энгельгардта, — в которых бывает весь высший свет, и там теряет браслет, подаренный мужем. Этот браслет случайно находит баронесса Штраль и дарит его как доказательство любви князю Звездичу. Князь хвалится им Арбенину. Тот узнает браслет жены, и, не веря ее объяснениям, охваченный бешеной ревностью, отравляет ее.

Пьеса была запрещена цензурой, и Лермонтов в течение 1835—1836 годов трижды переделывал ее, но на сцене или в печати ему драму так и не удалось увидеть. Цензура считала непозволительным резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардта, на которых бывали члены царской семьи, и недопустимыми «дерзости против дам высшей знати». К тому же было высказано мнение, что пьеса основана на подлинном эпизоде. Уже после смерти поэта, в 1843 году великий русский актер П. Мочалов пытался добиться разрешения на постановку «Маскарада» в свой бенефис, но ему это не удалось. Почти в полном виде (с небольшими цензурными купюрами) драма впервые увидела свет рампы лишь в 1862 году.
Музыка Театром имени Вахтангова была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год, — рассказывал позднее композитор. — К работе над музыкой я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, "заданного", как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...


По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.

В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...»

Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году (по другим источниками — в 1944-м).

В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.
Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна. По определению известного литературоведа, знатока лермонтовского творчества, прекрасно знавшего музыку, И. Андроникова, это «обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенция». Гибкая мелодия вальса покоряет своим грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона (этому способствует восходящий ход с увеличенной секундой, мягкая переменность натуральных и альтерированных ступеней). Она звучит у скрипок, сопровождаемая скупым аккомпанементом, постепенно разрастается, один мотив непосредственно выливается из другого: колена вальса сменяются естественно, в едином движении, сохраняя общее настроение поэтической грусти, хотя порою возникают и блеск, и нарядность, даже эффектность. Средний эпизод словно сменяет объект внимания: если начало было как бы портретом Нины, передавало ее настроение, то теперь в полных аккордах аккомпанемента, размашистой мелодии перед слушателем разворачивается картина бала; и танец меняет не только характер, но даже жанр — в нем появляется ритм полонеза или мазурки (наблюдение исследователя творчества Хачатуряна Э. Барутчевой). Но это ненадолго: через сорок тактов возвращается прежний затаенно-грустный вальс.



Арам Ильич Хачатурян – выдающийся советский композитор, чья музыка не знает границ и находит отклик в любом сердце. Его сочинения необычайно красивы и отличаются глубиной содержания, кроме того, они величественны в своём совершенстве как, например музыка к балету «Спартак ». В богатом творческом наследии композитора есть много произведений, которые восхищают слушателей всего мира, среди них великолепный «Концерт для скрипки с оркестром», знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаянэ » и, несомненно, упоительный «Вальс» из сюиты, составленной композитором на основе сочиненной им музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

История создания

В 1941 году исполнялось ровно сто лет со дня безвременной кончины великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Московский театр им. Евгения Вахтангова к этой трагической годовщине решил возобновить постановку его бессмертной драмы «Маскарад». Занявший не так давно должность главного режиссёра, Рубен Николаевич Симонов захотел поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он хорошо был знаком с творчеством Хачатуряна , то сочинение музыки режиссёр поручил именно ему. Арам Ильич, который в то время уже проявил себя как блистательный театральный композитор, умевший превосходно чувствовать и вживаться в сценические постановки, с удовольствием принял это предложение. Во-первых, он очень любил вахтанговский театр, а во-вторых, восхищался гениальной драмой. Хачатурян видел этот спектакль в 1938 году и был немного удивлён, почему Александр Глазунов , сочинивший музыку к постановке Всеволода Мейерхольда, сам не написал вальс, а ведь о нём так взволнованно говорила главная героиня. В пьесе был использован знаменитый «Вальс-фантазия» М.И. Глинки .

К работе над заказом вахтанговского театра Хачатурян приступил без промедления и трудился увлеченно, хотя небольшие сложности он всё же испытывал, а именно с сочинением вальса. Арам Ильич желал создать что-то новое, достойное. Нужная мелодия пришла на ум композитору неожиданно, во время сеанса, когда он позировал художнице, писавшей его портрет. Это тема в знаменитом вальсе стала второй. В дальнейшем музыка сочинялась очень быстро и 21 июня 1941 года она прозвучала на премьере драмы «Маскарад». А затем началась страшная война, которая предрешила участь спектакля. Однако в 1943 году композитор наиболее интересные номера из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту.

Интересные факты

  • Свой восхитительный вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад» композитор посвятил Алле Александровне Казанской – замечательной актрисе исполнявшей роль Нины Арбениной.
  • К большому сожалению, жизнь спектакля театра им. Е. Вахтангова по драме М. Лермонтова «Маскарад, премьера которого состоялась в самый канун Великой Отечественной войны, была очень недолгой. Во время налёта вражеской авиации, в ночь на 24 июля спасая людей, погиб заслуженный артист России Василий Куза – исполнитель роли князя Звездича. Кроме того, здание театра во время этого обстрела было сильно разрушено.


  • Художницу, писавшую портрет Арама Ильича Хачатуряна, во время сеанса позирования для которой композитор «услышал» одну из тем своего знаменитого вальса, звали Евгения Владимировна Пастернак. Она была первой женой выдающегося поэта и автора знаменитого романа «Доктор Живаго» Пастернак Бориса Леонидовича.
  • Михаил Лермонтов создал такое глубочайшее произведение как драма «Маскарад» будучи очень молодым человеком, в то время ему исполнился всего 21 год. Пьеса тут же попала под цензурный запрет, и хотя драматургу пришлось трижды её переделывать, однако ни в печати, ни на сцене «Маскарад» он так и не увидел. Цензура запрещала драму по той причине, что считала недопустимым критические замечания против энгельгардтовских костюмированных балов, которые посещали члены царской семьи. К тому же высказывалось мнение, что в драме описывался случай в действительности происшедший в Санкт- Петербурге.
  • В 1982 году ученик Арама Хачатуряна, армянский композитор Эдгар Оганесян, создал партитуру к балету «Маскарад». В её основу была положена музыка к драме, а также фрагменты из других произведений выдающегося маэстро. Хореографический спектакль впервые поставили в театре оперы и балета г. Одессы. Премьерный показ состоялся весной того же 1982 года.

Арам Хачатурян составил свою сюиту из пяти наиболее ярких номеров звучащих в музыкальном оформлении спектакля.

Цикл начинается вальсом . Это произведение по праву считается одним из наиболее эффектных творений композитора. Его музыка не столько танцевальна, сколько изобразительна: она очень колоритно отражает весь драматизм лермонтовской пьесы. Музыка вальса загадочно-прекрасна, но в то же время в ней чувствуется что-то демоническое. Неистово страстная, стремительно взлетающая мелодическая линия первых фраз произведения наполнена тревожными предчувствиями трагического исхода. Следующая затем тема весьма контрастна по сравнению с первой: она очень трогательна и вдохновенна, так как характеризует романтический образ главной героини. Средняя часть вальса, включающая всего сорок тактов, своей торжественно-напыщенной мелодией и полнозвучным аккордовым аккомпанементом рисует нам картину бала. В ней даже проскальзывают ритмические рисунки характерные для мазурки и полонеза. А далее реприза: вновь возвращается мятежный вальс.

Вальс (слушать)

Второй номер сюиты – Ноктюрн . Это красивая лирическая пьеса с выразительной мелодией в исполнении скрипки . Мечтательное сурдинное звучание струнного инструмента, украшенное подголосками кларнета, исполняется на фоне нежнейшего аккомпанемента. Всё это придаёт произведению особую проникновенность и задушевность. В спектакле эта музыка связана с образом главной героини: она сопровождает Нину Арбенину во всех лирических сценах.

Ноктюрн (слушать)

Третья пьеса сюиты – эффектная и изящная Мазурка . Темпераментный бальный танец с острым, причудливым ритмическим рисунком, создающим задорный характер. Насыщенное звучание оркестра придаёт радостный настрой, при котором музыка гармонично вписывается жизнерадостную атмосферу весёлого праздника. Лишь в среднем эпизоде мазурки оркестровка становится более прозрачной и приобретает лирический оттенок.

Мазурка (слушать)

Романс – четвертая, самая небольшая пьеса цикла: всего 54 такта. По своему характеру она очень близка первым двум номерам, так как также олицетворяет главную героиню драмы Нину Арбенину. Изящная выразительная мелодическая линия насыщенно и свободно пропевается скрипичной группой оркестра и затем достигает лирической кульминации, причём не только этого номера, но и всей сюиты.

Романс (слушать)

Галоп – финальная, последняя часть сюиты снова возвращает слушателя в атмосферу красочного праздника. Этот бойкий и прыткий танец рисует напыщенное сборище равнодушных ко всему происходящему людей. Постоянно подскакивающие интонации деревянных духовых инструментов в обрамлении пульсирующего ритма аккомпанемента отображают ветреность и беспечность праздной толпы. Вдруг всё замолкает и полнейшую тишину своей небольшой каденцией нарушает Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать сюиту «Маскарад»

Арам Ильич Хачатурян был истинно народным композитором.
Он был им в балете Гаяне, наполненном энергией восточного танца и подарившем миру Танец с саблями, который стал визитной карточкой композитора. Но он был народным и в музыке к лермонтовскому Маскараду, где нет ничего восточного. Ведь сановный Петербург - это тоже часть нашей истории, вне зависимости от того, что мы пишем в графе "Национальность".

Рисунок 6

Вальс к драме Лермонтова «Маскарад

Этот вальс знают все. Он нравится музыкантам, и просто людям со слухом, и людям даже не музыкальным; и старым, и молодым, и восторженным, и скептикам, не признающим "серьезной" музыки. Звучит ли он с концертной эстрады, по радио или на патефонной пластинке, вальс этот отвечает каждому сердцу, каждой аудитории, в каждом доме и городе и даже в каждой стране, ибо, возникший в 1940 году как музыка к постановке драмы Лермонтова "Маскарад" в московском театре имени Евгения Вахтангова, он давно уже перешагнул пределы драматической сцены и звучит теперь в концертных залах едва ли не всего мира. Уже первые такты этой удивительной музыки, еще до появления темы, когда, словно на качании высокой волны, вздымается суровое, бурное звучание оркестра, - уже начало этого вальса мгновенно захватывает вас. И вот оно уже увлекло вашу мысль, сообщило ритм дыханию, отразилось у вас на лице. Оно уже полюбилось вам. Внезапно. Без подступов. С первого такта.
С первого раза. И навсегда. Дважды, словно чтоб лучше взлететь, тема взбегает, и вот уже плавно скользит на волне, опускаясь и поднимаясь на ней, обретая все более страсти, покуда, бурно взметнувшись на торжествующе скорбном повороте мелодии, не рушится, чтобы снова начать восходящее это движение - дать возможность еще раз постигнуть это могучее и скорбное торжество. Безграничный, сияющий покой сменяет в "Ноктюрне" эту мрачную бурю чувств, когда, выпевая под оркестр задумчивую тему, скользит певучий смычок засурдиненной скрипки… Разлетелся мотив стремительной, изящной мазурки… Бережно, без слов пересказала труба романс Нины.
И резвый, игривый, задорный галоп, обнажающий деланное веселье и нескромные страсти великосветского бала, - галоп, построенный на плавной мелодии, украшенной жесткими гармоническими узорами, - завершает эту сюиту, составленную из музыки к "Маскараду".
Все хорошо в ней! Все отмечено той новизной, которая никогда не состарится. Но вальс… Что-то демоническое есть в этом вальсе. Что-то загадочно-прекрасное заключено в этой музыке - властная сила, так отвечающая энергии лермонтовской поэзии, взметенность, взволнованность, ощущение трагедии, которая вызвала его к жизни. Трудно представить себе музыку, более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Если б сказать вам, что это музыка к одному из творений Пушкина, вы не поверите. Это Лермонтов! Это его победительная и прекрасная скорбь, торжество его стиха, его мысли. И в то же время хачатуряновский вальс - музыка глубоко современная и по фактуре и по ощущению поэзии Лермонтова, совершенно свободная от какой-либо стилизации, от попытки подделаться так, чтобы трудно было отличить эту музыку от подлинного произведения эпохи. В 1917 году Маскарад был поставлен на сцене в Петербурге, в Александринском театре.
Он шел тогда с прелестной музыкой Глазунова. Но вальса Глазунов не написал, он использовал "Вальс-фантазию" Глинки - одно из лучших созданий русской и мировой музыки, - с лермонтовским "Маскарадом" никак, однако, не связанный. "Вальс-фантазия" написан Глинкой в 1839 году, четыре года спустя после того, как был создан "Маскарад" Лермонтова. Первоначально он носил название "Меланхолический вальс".
Он полон грустных и нежных воспоминаний, изящества, грации и соответствовал бы скорее элегической поэзии Баратынского, нежели бурным страстям романтической драмы Лермонтова. Напротив, вальс из музыки к "Маскараду" Хачатуряна отвечает мятежному духу Арбенина и как бы содержит в себе предсказание трагической развязки событий. Казалось бы, ничего общего между двумя этими вальсами нет.
А между тем эта связь несомненно.



Сколько написано - в прошлом веке и в нашем - вальсов, быстрых и медленных, увлекательных, мечтательно-томных, под которые кружатся пары, которые созданы для того только, чтобы под них танцевать! Никто, однако, не станет играть их в серьезном концерте: это бальная музыка
Есть вальсы другие, - скажем, Иоганна Штрауса. Вот уже больше ста лет они звучат в бальных залах, на танцевальных площадках и просто на площадях. Но звучат и в концертных залах, - так щедра эта звукопись, так изобретательна, разнообразна и мелодична музыка, вдохновленная сценами народной жизни, картинами австрийской природы. Есть вальсы, под которые танцуют только на сцене. Таковы вальсы в балетах Чайковского - в "Лебедином озере", "Спящей красавице", "Щелкунчике", в глазуновской "Раймонде", в балетах Прокофьева, - сложные музыкальные пьесы, бесконечно раздвинувшие выразительные возможности самого танца. И есть, наконец, вальсы такие, под которые никто не танцует, - музыкальные пьесы в форме вальса: "Вальс-фантазия" Глинки, вальс из Третьей сюиты или из Пятой симфонии Чайковского, концертные вальсы Глазунова, вальсы из сюит Шостаковича, вальс из "Фантастической симфонии" Берлиоза, фортепьянные вальсы Шопена, Листа, Брамса, форму вальса композиторы используют в этих произведениях для того, чтобы передать глубокие чувства, связанные с воспоминаниями о молодости души, о счастье, о радостном и о грустном. Или с тем, чтобы показать эту музыку в драматическом несоответствии с иными - враждебными силами, с иным - дисгармонирующим началом. В музыке симфонической и фортепианной становится важной уже не самая танцевальность вальса, а возможность передать через нее богатый душевный мир, богатый душевный опыт, обратившись к известной и доступной форме, способной вместить огромное лирическое содержание. Слушаешь эти музыкальные пьесы и слышишь в них и самый вальс, и как бы поэму о вальсе, воспоминание о нем; словно вальс является здесь сквозь дымку времени, словно он уже когда-то звучал и продолжает звучать, не теряя ничего в своей неповторимой свежести и новизне. И первый в этом ряду в русской музыке "Вальс-фантазия" Глинки - не танец, а скорее опоэтизированный образ русского вальса, обобщение вальсовой музыки, показ безграничного числа тончайших оттенков чувств, которые можно в нем воплотить. Продолжая традиции Глинки, Чайковского, Глазунова, Хачатурян тоже создал не просто вальс,
а как бы его портрет, обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенцию, схватил здесь самую суть романтической музыки, изобразил ее, не боясь ни густоты красок, ни преувеличения страстей. Он словно сказал этим: Вот какой вальс должен был написать современник, если бы в русской музыке того времени был композитор одного направления с Лермонтовым! Вот каким представляю я себе подлинный романтический вальс, какими видятся мне поэзия Лермонтова и характер его Арбенина! Я пишу их красками XX века!

Список использованной литературы:

1) Арам Хачатурян // 100 композиторов XX века (перевод с немецкого). - Урал LTD, 1999. - С. 168. - ISBN 5-8029-0084-9.

2) Хачатурян, Арам Ильич // Театральная энциклопедия (под. редакцией П. А. Маркова). - Советская энциклопедия, 1967. - Т. 6.

Предметный указатель


армянский балет, 5

вальсовости, 17

игривый, 14

молниеносно, 9

романтический вальс, 17

Основные театральные работы Арама Ильича Хачатуряна приходятся на 40 – 50-е годы. Для спектакля театра имени Ленинского комсомола «Валенсианская вдова» (1940 г., режиссеры И. Берсенев и С. Гиацинтова) композитор сочинил шесть музыкальных номеров. Демократизм комедии великого испанца, бьющая через край веселость, огненный темперамент – все это оказалось близко творчеству Хачатуряна.

Леонарду – вдову, давшую обет безбрачия, который ей суждено было, впрочем, нарушить, играла С. Гиацинтова, в ролях ее женихов Отона и Валерьо соревновались Р. Плятт и А. Вовси, соревновались за право назвать своею Леонарду, за первенство в блистательной комедии «чехарде» реплик, ситуаций и положений, которыми щедро снабдил их Лопе де Вега. И если в первой, главной части своего «турнира» оба они потерпели поражение (Леонарда предпочла сделать своим женихом кавалера Камило), то во второй – главной для зрителей спектакля – оба были победителями. Премьера «Валенсианской вдовы» состоялась 14 ноября 1940 года. Большую популярность приобрела часто исполнявшаяся в концертах симфоническая сюита из музыки к спектаклю (1940 г.).

Лучшей театральной работой Хачатуряна по праву считается музыка к драме Лермонтова «Маскарад», сочиненная для спектакля Театра имени Вахтангова (1941 г., руководитель постановки Р. Симонов).

«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему было 21 год, – рассказывал Арам Ильич. – К работе над музыкой к спектаклю я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке «Маскарада», которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, «заданного», как мне представляется, самим Лермонтовым… В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса… Найденная тема оказалась «волшебным» звеном, которое позволило мне вытянуть всю цепь. Дальше Вальс сочинялся уже быстро, как-то сам собою…».

Вальс сделался, в свою очередь, «волшебным» звеном всей музыки Хачатуряна к спектаклю «Маскарад». Это была редкая творческая удача. В партитуре немало превосходных страниц: Романс Нины и Ноктюрн – тонкие лирические зарисовки, Мазурка и Галоп – как бы «общие планы» бала и маскарада. Основной причиной успеха музыки стал, несомненно, пронизывающий ее симфонизм. В специально выделенной, словно курсивом, набранной теме потерянного браслета содержатся «зерна» основных тем всей партитуры. Что же касается Вальса, то он, по совету Р. Симонова, многократно звучал в спектакле, сделавшись как бы его лейтмотивом.

Предгрозовая атмосфера, ощущавшаяся в хачатуряновском «Маскараде», соответствовала настроениям, поглощавшим и участников спектакля и его зрителей. Генеральная репетиция «Маскарада» состоялась 16 июня 1941 года, премьера – 21 июня, а сообщения о премьере соседствовали на следующий день с опубликованными газетными сообщениями о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Музыка «Маскарада» часто звучала в виде отдельных фрагментов, а с 1944 года – симфонической сюиты.
- В. Юзефович .