Семейные обряды и обычаи. Семейные традиции и ценности в россии. Фотографии на память

Каждого человека на протяжении всей его жизни сопровождают всевозможные русские традиции, обряды и ритуалы. Их очень много и они самые разные - на каждый день, на праздник и на какое-нибудь торжественное событие в семье.

В основу всех семейных обрядов положена вера, трудовая деятельность, быт и отдых людей. И возникновение обрядов никак нельзя назвать случайным. Требуются столетия, прежде чем какой-нибудь обряд признают в обществе.

Во всех современных традициях, дошедших до сегодняшних дней, воплотились три веры-культуры, представленные языческой, христианской и частично атеистической культурой. Все современные народные традиции являются христианскими, хотя в некоторых до сих пор прослеживаются остатки язычества и атеизма.

Семейные обряды белорусов являются живым голосом народа.

Они учат хорошему. Некоторые русские традиции были заложены в норме общественного поведения. Они оказывали немалое влияние на моральный, этико-бытовой или трудовой облик каждого из людей.

В современном мире существует масса различных обычаев и обрядов и каждый из них можно условно разделить на церковно-религиозные и мирские. Церковно-религиозные обряды имеют в народе тесную связь с церковью, а мирские происходят за пределами церкви, и существуют они отдельно, хотя и имеют тесную связь.

В церковных обрядах можно встретить массу элементов в виде хлеба, воды, ладана, свечей, ивовых веток, колец. Мирские, в свою очередь, заимствовали святой образ, икону, крест, библию, молитву из церковных обрядов. А сам комплекс семейных обрядов представлен обычными, воскресно-праздничными, торжественно-семейными, траурно-похоронными, календарными, бытовыми и хозяйственными.

Особенности проведения семейных обрядов

В основу всех семейных обрядов белорусов положена история и быт народа. Их путь развития очень длительный, и они сумели сохранить следы верований, мировоззрений, семейного и общественного уклада. В семейных обрядах можно найти отражение жизненного уклада, бытовых норм и обычаев рода, семьи. Все семейные обряды отличались четкой структурностью, и каждый народ всегда и строго их соблюдал.

Основными семейными традициями всегда были и остаются таинство крещения, свадьба, похороны. Свадебные обряды были представлены предсвадебной, собственно свадебной и послесвадебной частью. Похоронный обряд состоял из предпогребальных обрядовых действий, погребальных обрядов и поминок.

Все народные обряды до сих пор живут, они пронизаны земными потребностями и духовными идеями, символами, они наделены чувствами и богатыми образами.

Благодаря семейным обрядам происходило формирование характера семейных отношений, психологии и поведения людей.

Все семейные обряды носят воспитательную функцию, и для каждого народа обряды - это священное достояние, которым крепко дорожит каждый человек.

Разновидности семейных обрядов

В русских семейных традициях белорусов со времен язычества происходит отражение полного семейного цикла, состоящего их крещения, свадьбы и похорон. В старину каждый семейный обряд был наделен магическими свойствами, которые служили надежной защитой человека от злых сил.

Таинство крещения. Уже в первые месяцы жизни на Руси крещение ребенка было обязательным и неукоснительным правилом.

Сегодня Крещение в Православной Церкви совершается посредством троекратного погружения с головой в купель со святой водой со словами «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

При совершении таинства крещения совершается несколько обрядовых действий, наделенных символическим духовным значением:

  • сначала крещаемый обращается лицом к западу - символу тьмы, это делается для того, чтобы он отрекся от сатаны;
  • затем происходит помазание елеем малыша перед погружением в купель, что символизирует непобедимость в борьбе с сатаной;
  • далее крещаемого погружают в воду и Дух Святой дарует семя Жизни и очищение от грехов;
  • после этого на грудь возлагается крест, так крестившийся будет постоянно помнить о кресте как символе спасения;
  • далее происходит русский обряд наряжения в белые одежды, так крестившийся получает очищение от грехов, и с этого момента его жизнь должна стать благочестивой;
  • после наряжения крещенный человек трижды проходит вокруг купели, что символизирует вечность;
  • далее происходит пострижение волос, так новокрещенный предается воле Господа.

Еще одной немаловажной русской традицией в жизни каждого человека следует назвать систему свадебных обрядов, служащих для закрепления брака. В России эта система появилась в пятнадцатом веке. Юноши на то время женились в возрасте двадцати четырех лет, а девушки выходили замуж, начиная с восемнадцати лет.

Условно русские свадебные обряды представлены досвадебными, непосредственно свадебными и послесвадебными обрядами:

  • началом русских свадебных обрядов служит сватовство, при котором получается предварительное соглашение родственников невесты на совершение свадьбы;
  • затем проходили смотрины, когда жених и родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить ее положительные и отрицательные качества;
  • окончательную договоренность относительно свадьбы достигали посредством обряда рукобитья;
  • после этого следовал русский обряд ритуального плача - вытие, целью которого было показать, что в доме невесты жизнь проходила счастливо и теперь ей приходится с ним прощаться, посредством вытия девушка прощалась с подругами, родителями и своей свободой;
  • за день до свадьбы проводился девичник, когда к невесте приходили подруги и помогали шить подарки жениху, весь вечер сопровождался свадебными песнями;
  • в день свадьбы принято было проводить обряд выкупа, который сохранился и по сей день, жених обязан был забирать невесту из дома;
  • после выкупа происходила самая важная часть свадебных обрядов - венчание, при котором жених и невеста получали христианское благословение и становились мужем и женой на всю оставшуюся жизнь;
  • праздновался обряд венчания свадебным пиром, сопровождаемый едой, питьем и веселыми шутками;
  • завершающим русским обрядом свадьбы стоит назвать «хлеб-соль», с которым родители невесты встречают молодых.

При этом теща или свекровь предлагают молодым откусить от каравая кусок. Этот обряд является символом того, что с этого момента молодые становятся крохами одного хлеба.

Завершающим обрядом в православной традиции следует назвать похороны. Как показано в устоявшихся традициях, умершего человека обмывали, переодевали в чистую одежду, которую он ни разу не надевал, затем клали покойника на лавку головой в сторону красного угла, где находились иконы, укрывали при помощи белого холста, а руки складывали на грудной клетке. Согласно старинным русским традициям, похороны после наступления смерти следовало проводить на третий день.

Особо чтимые умершие проносились на руках до самого кладбища.

Весь похоронный обряд сопровождали плач и причитания. Завершением похорон служили поминки или тризна со специальными поминальными кушаньями. Уже на кладбище покойника необходимо было помянуть кутьей. Практически все русские поминки на Руси сопровождались блинами.

Значение семейных обрядов в жизни человека

Каждый семейный обряд, который соблюдался человеком на протяжении столетий, обладал определенными педагогическими функциями. С помощью них подрастающее поколение знакомилось с хозяйственными обязанностями каждого члена семьи, с правилами поведения в супружеской жизни, с подготовкой к материнству, с нравственными нормами народа и со многим другим.

Эта передача знаний осуществлялась не уроками и наставлениями, а наглядными примерами поведения взрослых людей, где не нужны были никакие объяснения. Таким образом каждый ребенок перенимал образец того или иного поведения, становясь непосредственным участником обрядов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семейно-бытовые традиции и обряды на Руси

Введение

Стремление людей ярко, торжественно и красочно отметить узловые события своей жизни обусловлено преданию этим событиям формы праздников и обрядов.

Обряд - совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни.

Обычай - традиционно установившиеся правила общественного поведения. Это то, что принято («обычно») делать в той или иной ситуации, у того или иного народа.

Ритуал - последовательность действий при проведении обряда.

Церемония - это то же, что и ритуал, но характерна для особо значимых торжественных случаев.

Традиция - общественное явление, передающееся из поколения в поколение, охватывающее сферы быт, семья, мораль, религия.

В настоящее время обряд играет всё большую роль в духовной жизни людей. Они необходимы современному человеку, т.к.

· Создают условия для внутрисемейного и межсемейного общения, знакомства, совместного времяпрепровождения;

· Создают атмосферу веселья, радости, раскованности;

· Придают общественной значимости события личной жизни человека;

· Способствуют формированию личности;

· Воспитывают человека;

· Дают возможность реализовывать себя;

· Формируют мировоззрение;

· Помогают снять психологическое напряжение, организовать досуг;

· Способствуют получению положительных эмоций и т.д.

Обряды можно подразделить на определенные виды. К ним относят:

· Гражданские обряды (посвящение в студенты, проводы в армию…)

· Трудовые (посвящение в профессию, проводы на пенсию, юбилей…)

· Семейно-бытовые (рождение, крещение…)

· Календарные (Пасха, Рождество…)

Семейно-бытовые праздники и обряды связаны с круговоротом человеческой жизни; отражают жизнь человека от рождения до смерти, традиционный быт и семейные традиции.

Многие ученные считают, что некогда земледельческая и семейно-бытовая обрядность составляли единое целое, имея одну общую задачу - достижение благополучия в семье, хорошего урожая. Неслучайно большое сходство наблюдается в календарных и свадебных песнях заклинательного характера.

Вместе с тем приуроченность к наиболее ярким событиям в личной жизни человека, а не постоянно повторяющимся датам, обусловленным сменой времен года, и соответственно иные функции и иное содержание позволяют выделить семейно-бытовые праздники и обряды в отдельную группу.

Среди русского старожильческого населения (особенно среди крестьян, рано получивших землю во владение, а затем и в собственность) обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейной жизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то же время все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети.

После отмены крепостного права и получения земельных наделов появилась тенденция к распаду больших семей. Переселенцы последних десятилетий XIX в. редко решались на переезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителями повсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек были распространенным явлением.

1. Свадебные обряды

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII--XIV века. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

Основные составляющие обряда:

· Сватовство

· Смотрины

· Рукобитие (помолвка)

· Девичник / Мальчишник

· Свадебный поезд

· Свадебный выкуп

· Венчание

· Гуляние

· Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие -- это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню -- омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар -- у нас купец».

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха -- отец, брат и т. д., реже -- мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким: У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?

Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? -- Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.

Смотрины

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста -- сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Оглашение решения о свадьбе. Рукобитие (помолвка)

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» -- от слов «ударить по рукам», «сговор», «запой», «пропой» -- от слова «петь», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становятся «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства в доме невесты. На него обычно собирались родственники и друзья семьи, жители деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне. На «сговоре» предполагалось угощение для гостей.

Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда -- и уголовного наказания.

Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался. После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д. Жених делал невесте свой первый подарок -- часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала свое согласие стать его супругой.

Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному: освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье.

На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу. После этого совершалось ключевое действие всего дня -- «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы). После «завешивания» невеста начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали.

Подготовка к свадебному дню. Вытие

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда -- до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных -- каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Приданое

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») -- расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» -- лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне -- причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

свадебный обряд венчание рукобитие

2. Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Схема обряда: утром первого дня баня и встреча подруг, потом -- приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.

Дружка

Дружка (или дружко) -- один из главнейших участников обряда. Дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями. Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же -- почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

Обычно дружка -- родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут -- вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо. В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.

Приезд жениха

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т.д. Дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду); за такое нарушение виновного могли жестоко избить. С языческих же времен сохранился обычай делать подношение местному колдуну или знахарке (при их наличии), чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун мог нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получит достаточный подарок.

Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях -- непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником).

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» -- сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда -- спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали признаки «чести» (девственности) невесты -- рубашку или простыню со следами крови. В других местах о девственности невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д.

3. Второй день свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов -- «поиски ярочки». Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна -- молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

В некоторых регионах на второй день свадьбы родителям невесты, которая сохранила целомудрие, родители жениха посылали бутылку с вином, к которой привязывали ягоды калины и хлебные колосья. Калиной называли «красоту» невесты (ее целомудрие). Если же невеста была «нечестной», участники свадьбы убирали свадебные украшения в виде калины: сбрасывали ягоды с каравая, снимали ветки со стен дома родителей невесты, а вместо них втыкали ветку сосны.

Свадебные песни

Свадебные песни сопровождают все этапы свадьбы, начиная от сговора до завершающих обрядов второго дня. Выделяются прощальные песни, оформляющие завершение добрачной жизни; величальные , исполняемые во время ритуальных застолий и служащие для общинного закрепления новой структуры социума; корильные песни; песни, комментирующие ход ритуала.

Обережные обряды

· Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.

· Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всем пути к церкви.

· Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.

· Чтобы домовой принял молодую в новую семью -- необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.

· От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.

· Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.

· Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником.

4. Родильно-крестильные обряды

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком -- будь то рождение, смерть или болезнь -- подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей. Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих. В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры.

Обряды рождения

В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности акушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» -- рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. В некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.

Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право - находится лево, где верх - находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма. Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи - ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения . Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким - жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

Пострижини (обряд первого постригания ребенка) - празднование годовщины со дня рождения ребенка. На этот юбилей обязательно приглашали крестных родителей. Посреди комнаты на полу расстилают шерстью вверх кожух (как оберегов знак - символ благосостояния), сажают на него мальчика, отец на кожуха бросает немного денег, чтобы жизнь ребенока богатая и счастливая была. Приемный отец выстригает своем крестнику немного волос накрест. Сегодня в этот специфический ритуал часто ребенку выстригают крестик символически с четырех сторон, немного выстригают волосы спереди, сзади и с обеих сторон над ушками, что должно уберечь ребенка от злых сил со всех сторон.

Девичий вид пострижения - это обряд заплетания, торжественное плетение накрест первых косичек. Для этого ритуала родители приглашали крестную мать, которую после выполнения обряда одаривали. До сих сохранился обычай: в день рождения ребенка мать печет пироги. Выбрав самый большой из них и поставив его на макушку головы ребенка, влечет символически ребенка за уши вверх, приговаривая, что в следующем году она выросла не менее чем на высоту пирога.

5. День ангела

По церковному уставу имя ребенку нужно было давать на восьмой день после его рождения, однако церковь строго не придерживалась этого правила. Случалось, имя выбиралось и до родов, и в день самих родов.

Наречение именем предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения ребенка или близким к этому дню. Нарекая именем, священник подносил ребенка к иконе Божьей Матери и крестообразно поднимал его перед иконой, как бы вверяя нового христианина ее покровительству. Разрешалось выбирать имя и самим родителям.

Именины -- не только день конкретного человека, но и день святого, в честь которого этот человек назван. Ангел-хранитель есть невидимый дух, приставляемый Богом к каждому человеку с момента крещения. Этот Ангел-хранитель невидимо находится при порученном ему христианине в течение всей его земной жизни.

Православный христианин должен был знать житие святого, в честь которого он назван, ежегодно праздновать день своих именин, следовать праведной жизни своего святого. Долгое время в России бытовал обычай давать, помимо христианского имени, языческое. Считалось, что христианское имя обеспечивает покровительство ангела. Но чтобы нападки вредоносных духов шли как бы на другого, человек зачастую становился более известен под языческим именем, нежели под христианским. Нередко сами родители, особенно в тех семьях, где дети часто умирали, давали ребенку обидные, дразнящие клички, некрасивые имена, чтобы это имя отпугивало злых духов. Чтобы выбрать счастливое имя, гадали: узнавали имя во сне или окликали ребенка -- на какое имя он откликался, такое и давали.

С утра именинник или именинница рассылали гостям именинные пироги; знатность лица, которому посылался пирог, измерялась величиной посылаемого пирога. Пирог служил своеобразным приглашением на именины. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения.

За именинными столами приглашенные гости пели многолетие, а после застолья царь-именинник, со своей стороны, одаривал гостей. После застолья гости танцевали, играли в карты, пели.

6. Новоселье

Переступая порог нового жилища, человек словно вступает в новую жизнь. Будет ли эта жизнь благополучна, зависит от соблюдения новоселами многих примет. Считается, что если совершить необходимые обряды при заселении, то жизнь в новом доме сложиться счастливо. По традиции самый старший в семье не только начинал стройку, но и первым переступал порог нового дома.

Если в семье были старики, то самый старший из них становился этой самой жертвой для богов. Старик входил в дом первее всех остальных. Потому что язычники верили: первый вошедший в дом первым и отправится в царство мертвых.

Потом язычество сменилось христианством и обычаи также поменялись. Первой в дом стала входить кошка. Почему именно она? Считалось, что этот зверь знается со всякой нечистью. А в только что построенном доме могут обитать злые духи, поэтому к ним нужно подпустить того, кто их не боится и кому они ничего не сделают. А раз кошка связана с ними, то и бояться ей нечего. Еще верили, что кошка всегда находит в доме самый лучший уголок. Где улеглась кошка, там потом хозяин и хозяйка устраивали свое спальное место или размещали детскую кроватку.

В новый дом запускали не только кошку. Первую ночь в построенном жилище должен был провести петух. Люди опасались первыми ночевать в доме - боялись нечистой силы. А вот петух как раз изгонял ее своим пением поутру. Но его ждала потом незавидная участь - из петуха готовили холодец, который подавали к праздничному столу.

И все же кошка и петух были не самыми лучшими защитниками от нечисти. Самым важным хранителем дома считали, конечно же, домового. Переезжая из старого дома, люди его звали с собой. Даже приманивали разными угощениями. Например, кашей. Ее готовили вечером в печи того дома, который собирались покинуть. Немного каши накладывали в миску специально для домового, чтобы задобрить его, позвать таким способом в новое жилище. Сами же хозяева приготовленную кашу не ели, а сохраняли до следующего дня. За трапезу садились только в новом доме. Перед тем как сесть за стол, в дом вносили икону и каравай. Икону помещали в так называемом красном углу.

Если хозяева хотели, чтобы домовой из старого их жилища перебрался в новое, то просто забирали с собой веник. Считалось, что тогда домовой обязательно придет на новое место. Оставить веник - плохая примета. Ведь этим веником женщина старательно выметала из старого дома весь сор, который потом сжигала и рассеивала по ветру. Делалось это затем, чтобы по оставленному мусору или пеплу никто не навел порчу. Веник позже должен был вновь пригодиться хозяйке. Им она подметала новую избу. Только после этого старый веник сжигали.

Новотельному караваю славяне отводили особое место на столе - в центре. Пышный каравай, украшенный ягодами рябины или калины, лежал на красных и зеленых рушниках. Ведь красный цвет - это символ благополучия, а зеленый - долголетия.

Гости непременно должны принести с собой хлеб. Или небольшой пирожок. Это нужно для того, чтобы в новом доме все были всегда сыты и богаты.

7. Русс кий православный обряд погребения

Смерть - это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть нераскаявшимися, ибо в загробной жизни грехи станут тяжелым, мучительным бременем. От правильного осуществления обряда захоронения зависит упокоение души умершего и потому крайне важно знание и соблюдение мельчайших деталей погребального ритуала.

Причащение

К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования. В таинстве исповеди (от слова исповедоваться, т.е. рассказывать о себе другому) кающемуся подается отпущение грехов через разрешительную молитву священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на небе. Умирающего, который уже не владеет языком и не может исповедаться, священник может разрешить от грехов (отпустить грехи), если болящий сам велел призвать духовника. В таинстве причащения человек под видом хлеба и вина принимает Святые Тайны -- Тело и Кровь Христовы, становясь таким образом причастным ко Христу. Святые Тайны называют Святыми Дарами - потому что Они являются бесценным Божественным Даром Спасителя Христа людям. Больных причащают во всякое время - священник приносит в дом запасные Дары, которые хранятся в церкви.

Соборование

Соборование (первоначально совершалось собранием священников), или елеосвящение, - таинство, в котором при семикратном помазании освященным елеем (растительным маслом) на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Если священник успел помазать умирающего хотя бы один раз, таинство соборования считается совершившимся.

В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя, данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужасный вид которых приводит в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную -- в Молитвослове это собрание песен-молитв называется «Канон молебный при разлучении души от тела». Канон заканчивается молитвой от иерея (священника), читаемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и успокоении в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику.

Погребение

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших - для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще от апостолов - учеников и последователей Иисуса Христа.

Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую - как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть - как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

Поминание усопших

Поминовение осуществляется на третий, девятый и сороковой день, поскольку в указанное время душа умершего предстает перед господом. Первые три дня после смерти душа бродит по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные деяния. С третьего по девятый день душа странствует среди райских кущ. С девятого по сороковой день она пребывает в аду, наблюдая мучения грешников. В сороковой день окончательно решается вопрос определения местопребывания души в загробной жизни.

Поминовение усопшего также осуществляется в годовщину смерти, в дни земного рождения и на именины. Церковью установлены особые дни поминовения - вселенские панихиды:

Суббота перед мясопустной неделей (Мясопустная суббота), за две недели до Великого поста -- отмечается как поминовение всех умерших внезапной смертью - во время потопов, землетрясений, войн;

Троицкая суббота - в сороковой день после Пасхи - за всех христиан;

Димитровская суббота (день Дмитрия Солунского) -- за неделю до 8 ноября, установлена Дмитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле;

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста;

Радоница (вторник Фоминой недели) когда впервые после Пасхи посещаются кладбища, куда посетители несут крашеные яйца и где сообщают умершим весть о воскрешении Христа.

Указом Екатерины II от 1769 года (время войны с турками и поляками) общероссийское поминовение всех погибших воинов осуществляется в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября). Каноническими атрибутами поминальной тризны являются: кутья, блины, кисель, молоко.

Литература

1. http://studopedia.ru

2. http://www.twirpx.com

3. http://area7.ru

4. https://ru.wikipedia.org

5. http://history.ya1.ru

6. http://wm-changer.ru

7. Л.И.Брудная, З.М. Гуревич «Энциклопедия обрядов и обычаев», С-Пб: "Респекс", 1997 г.;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обряды, обычаи, традиции и ритуалы как синтетическая форма культуры. Взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями. Описание старинных свадебных обрядов, распространенных на Руси, их специфика место в современном мире. Праздничные русские обряды.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Традиции празднования Рождества в России, масленичные и купальские обряды. Свадебные традиции: сватовство, помолвка, девичник, венчание, встреча молодых. Особенности национальной русской кухни. Влияние христианства на обычаи и традиции русского народа.

    реферат , добавлен 03.02.2015

    Cемейные обычаи и обряды как неотъемлемая часть культуры и быта этноса. Особенности башкирского свадебного обряда: подготовка калыма, приданого, помолвка, сватовство. Рождение ребенка, праздник колыбели. Погребально-поминальные традиции; влияние ислама.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Истоки возникновения различий в брачной обрядности у различных групп бурят. Сговор и сватовство как основные досвадебные обряды. Особенности проведения девичника в Бурятии. Сущность досвадебных и свадебных обрядов. Проведения обряда поклонения невесты.

    реферат , добавлен 06.09.2009

    Особенности свадебных обрядов на Руси. Исследование роли и образа свахи на основе летописных источников и произведений русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь "Женитьба", Н.В. Лесков "Воительница"). Традиции и приметы, сопровождающие смотрины невесты.

    реферат , добавлен 08.02.2012

    Взгляды и обычаи разных народов на брачные обряды. Этнографическая картина обычаев и обрядов, связанных со свадебными церемониями, поверья, символы и аллегории. Голосовые свадебные причитания, свадебные приметы и предосторожности, одежда новобрачных.

    реферат , добавлен 21.07.2010

    Народные обычаи и обряды – существенная часть духовной культуры народа, отражающая его мироощущения в разные периоды исторического развития. Обряды зимнего цикла в современной общественной жизни. Знаменательные моменты сельскохозяйственного календаря.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Свадебная поэзия и обрядность в Олонецкой губернии. Традиционная свадьба Заонежья. Предсвадебные обряды: сватовство, рукобитье, предсвадебная неделя, посещение невестой кладбища. Гощение невесты у родственников и у жениха. Свадебный день и после свадьбы.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Система традиционного семейно-бытового фольклора жителей Кубани. Современные обряды и праздники; историческая и генетическая связь календарного и внеобрядового фольклора. Народная фразеология, значение оберегов, пародий, розыгрышей; жертвоприношения.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    Особенности быта Приазовья. Почитание хлеба, соблюдение правил его употребления и приготовления. Основы украинского женского костюма, значение цвета. Традиционный мужской костюм. Своеобразная одежда греческого населения края. Религиозные обряды и обычаи.

Богатая и разнообразная культура славян сумела сохранить большинство обрядов и обычаев. Русский народ всегда был самобытен и свои традиции чтил испокон веков. С течением времени культурное наследие претерпевало существенные изменения, но все же вековые связи не были утеряны, в современном мире осталось место для древних преданий и суеверий. Попробуем вспомнить самые главные обычаи, обряды и традиции русского народа.

Сквозь время

В основе многовековой культуры славян всегда стояла семья, род, преемственность поколений. Обряды и обычаи русского народа входили в жизнь человека с момента его рождения. Если на свет появлялся мальчик, его по традиции пеленали в рубаху отца. Считалось, что таким образом он перенимает все необходимые мужские качества. Девочку заворачивали в одежду матери, чтобы она выросла хорошей хозяйкой. Дети с малых лет почитали отца и беспрекословно выполняли все его требования и пожелания. Глава семейства был сродни Богу, который дал продолжение своему роду.

Чтобы ребенок получил благословение от высших сил, не болел и хорошо развивался, отец представлял своего наследника божествам. В первую очередь он демонстрировал малыша Яриле, Семарглу и Сварогу. Боги Небес должны быть дать свое покровительство младенцу. Затем наступала очередь Матери-Земли, или, как иначе ее называли, Богини Макоши. Ребенка прикладывали к земле и следом окунали в воду.

Братчина

Если покопаться в истории и поискать, какие обряды и обычаи русского народа были самыми веселыми и многолюдными, то братчина займет одно из главных мест. Это не было стихийным сбором народа и массовым гулянием. К этому обряду готовились месяцами. Специально для братчины откармливали домашний скот и варили в больших объемах пиво. Помимо этого, из напитков было вино, медовуха и квас. Каждый приглашенный должен был принести угощение. Место для проведения праздника выбирали всем честным народом. Случайный человек не мог попасть на братчину - каждый должен был получить приглашение. За столом самые почетные места занимали люди, чьи заслуги оценивались наиболее высоко. Развлекать пирующих приходили скоморохи и песенники. Гуляния могли длиться несколько часов, а порой и несколько недель.

Свадьба

Современная молодежь даже не подозревает, что все свадебные традиции пришли из глубокой древности. Какие-то претерпевали изменения, некоторые остались такими же, как и во времена наших предков. Из всех обрядов и обычаев русского народа свадьба считается самой увлекательной.

По давней традиции она имела несколько этапов. Сватовство, смотрины, сговор, предсвадебная неделя, девичник и мальчишник, вытие, сбор свадебного поезда, венчание, свадебный пир, испытание молодой, отводины - без этих важных составляющих даже представить невозможно вступление в брак на Руси.

Несмотря на то, что сейчас к этому относятся гораздо проще, некоторые свадебные обычаи, обряды, пословицы русского народа продолжают жить. Кто не знаком с выражением: «У вас товар, у нас купец»? Именно с такими словами родители жениха приходят свататься.

А традиция вносить молодую жену в дом на руках связана с желанием обмануть домового. Так муж обводил вокруг пальца хозяина дома, давая понять, что вносит на руках новорожденного члена семьи, а не чужого человека. Вытие сейчас может вызвать ужас, но раньше без этого обряда не обходилась ни одна подготовка к свадьбе. По невесте причитали и плакали, как в наше время по покойнику.

До наших дней дошел обряд с осыпанием молодых зерном - для многодетности и богатства. В давние века для отпугивания нечисти использовали бубенцы на свадебном поезде, а теперь их заменили жестяные банки привязанные к бамперу машины.

Воровство и выкуп невесты - тоже являются старыми русскими обычаями. Состав приданого тоже не претерпел существенных изменений - перина, подушки, одеяла и сейчас родители вручают невесте перед свадьбой. Правда, в давние времена девушка сама должна была сделать их собственными руками.

Святочные обряды

После установления на Руси христианства появились новые церковные праздники. Самый любимый и долгожданный - Рождество. С 7 до 19 января проходили святочные гуляния - излюбленное молодежное веселье. Все предания, суеверия, обряды и обычаи русского народа, связанные с этими днями, дошли до нашего времени.

Молодые девушки собирались небольшими группами, чтобы погадать на суженого-ряженого и узнать, с какого конца деревни ждать сватов. Самым экстремальным способом увидеть своего избранника считался поход в баню с зеркалом и свечой. Опасность заключалась в том, что делать это нужно было в одиночестве и при этом снимать с себя крест.

Колядки

Культура, обычаи и обряды русского народа плотно связаны с миром природы и зверей. Вечерами молодые люди ходили колядовать.Нарядившись в шкуры животных или яркие костюмы, они стучались в дома и песнями-колядками выпрашивали угощение у хозяев. Отказывать таким гостям было чревато - они могли запросто порушить поленницу, приморозить дверь или сотворить другие мелкие проказы. Колядующих угощали сладостями и всегда считалось, что их пожелания (щедривки) на весь год обеспечат в доме достаток и покой, избавят хозяев от хворей и напастей. Обычай наряжаться в зверей уходит корнями в язычество - так можно было отпугнуть злых духов.

Суеверия и приметы на Рождество

Считалось что потерять вещь в канун праздника - значит весь год терпеть убытки. Уронить или разбить зеркало - к беде. Много звезд на небе - к большому урожаю. Заниматься рукоделием в Сочельник - весь год болеть.

Масленица

Самый веселый и вкусный праздник на Руси на самом деле имеет довольно мрачную трактовку. В старину в эти дни поминали усопших. Собственно, и сожжение чучела Масленицы - это похороны, а блины - угощение.

Интересен этот праздник тем, что длится он целую неделю, и каждый день посвящен отдельному ритуалу. В понедельник делали чучело и катали его на санях по всему селу. Во вторник по всей деревне ходили ряженые и давали представления.

Отличительной особенностью этого дня считались «медвежьи» развлечения. Дрессированные хозяева леса устраивали целые спектакли, изображая женщин за их привычными занятиями.

В среду начиналось основное празднество - в домах пекли блины. На улицах ставили столы и торговали яствами. Можно было под открытым небом отведать горячего чая из самовара и откушать блинов. Также в этот день было принято ходить к теще за угощением.

Четверг был особым днем, когда все молодцы могли помериться силушкой богатырской. Масленичные кулачные бои привлекали парней, каждый хотел показать свою удаль.

В пятницу блины пекли в доме у зятя, приходил его черед угощать всех гостей. В субботу невестки принимали гостей из числа родственников мужа.

А воскресенье получило название «прощенное». Именно в этот день принято просить извинения за обиды и посещать кладбище, чтобы проститься с умершими. Чучело Масленицы сжигали и с этого дня считалось, что весна вступила в свои права.

Иван Купала

Обычаи, предания и обряды русского народа, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней. Конечно, многое претерпевало изменения, но основной смысл остался прежним.

По преданиям, день летнего солнцестояния люди старались задобрить великое небесное существо, дабы оно подарило им хороший урожай и отвело болезни. Но с приходом христианства Купала соединился с праздником Ионна Крестителя и стал носить название Иван Купала.

Наиболее интересен этот праздник тем, что предания гласят о великом чуде, происходящем в эту ночь. Конечно, речь идет о цветении папоротника.

Этот миф заставлял многих людей на протяжении нескольких веков бродить ночью по лесу в надежде увидеть чудо. Считалось, что тот, кто увидит, как цветет папоротник, узнает, где спрятаны все клады мира. Помимо этого, все травы в лесу приобретали особую лекарственную силу в эту ночь.

Девушки плели венки из 12 разных трав и пускали их по реке. Если он утонет - жди беды. Если плывет достаточно долго - готовься к свадьбе и достатку. Чтобы смыть с себя все грехи, нужно было искупаться и прыгнуть через костер.

День Петра и Февронии

Предание гласит, что князь Петр тяжело заболел и увидел вещий сон о том, что поможет излечиться ему девица Феврония. Он разыскал девушку, но она в качестве уплаты потребовала, чтобы он женился на ней. Князь дал слово и не сдержал его. Хворь вернулась, и он был вынужден снова просить о помощи. Но в этот раз выполнил обещание. Семья была крепкой и именно эти Святые стали покровителями брака. Исконно русский праздник отмечают сразу после Ивана Купалы - 8 июля. Его можно сравнить с западным днем святого Валентина. Разница заключается в том, что в России этот день считают не праздником всех влюбленных, а только женатых людей. Заключить брак в этот день мечтают все будущие супруги.

Спас

Это еще один сладкий праздник, корни которого уходят в давние времена. 14 августа Россия отмечает Медовый Спас. В этот день соты заполнены сладким лакомством и наступает пора собирать тягучую жидкость янтарного цвета.

19 августа - Яблочный Спас. Этот день знаменует собой приход осени и начало сбора урожая. Люди спешат в церковь, чтобы освятить яблоки и отведать первых фруктов, так как до этого дня есть их запрещалось. Угощать плодами нужно всех родных и близких. Кроме этого, пекут яблочные пироги и угощают всех прохожих.

Ореховый Спас начинается 29 августа. С этого дня было принято копать картошку, печь пироги из свежей хлебной муки, заготавливать на зиму орехи. По всей стране проходили большие праздники - в селах устраивали гулянья перед сбором урожая, а в городах проходили ярмарки. В этот день птицы начинают улетать в теплые края.

Покрова

14 октября народ прощался с осенью и встречал зиму. Нередко в этот день шел снег, который сравнивали с фатой невесты. Именно в этот день принято заключать браки, потому что Покрова дарит любовь и счастье всем влюбленным людям.

Есть для этого праздника и особенные обряды. Женщины в первый раз разводили огонь в печи, символизирующий тепло и уют в доме. Использовать для этих целей нужно было ветви или поленья плодовых деревьев. Так можно было обеспечить хороший урожай на следующий год.

Хозяйка пекла блины и Покровский каравай. Этим хлебом нужно было угостить соседей, а остатки припрятать до Великого поста.

Также в этот день можно было просить у Богородицы защиты для детей. Женщина вставала с иконой на скамью и читала молитву над своей семьей. Все дети опускались на колени.

Молодые девушки и парни устраивали посиделки. Считалось, что всем, кто заключил брак в этот день, Богородица дарит защиту.

Узнать больше обо всех традициях можно в учебном курсе Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Обычаи и обряды русского народа раскрыты там с максимальной точностью и описаны в соответствии с историческими фактами.

- 151.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ТЕМУ:

«Народные семейно – бытовые обряды в России».

                  Выполнила: студентка 3тт

                  Чазова А.Н.

                  Проверила: Демус О.И.

Ижевск, 2010

Введение………………………………………………………… ...

ГЛАВА 1. Семейно – бытовые обряды: понятие и типологии.

1.1Понятие, возникновение и значение обрядов……………………..

1.2.Типология обрядов……………………………………………………..

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно-бытовые обряды русского народа.

2.1. Родильный обряд……………………………………… ……………

2.2. Свадебный обычай в истории Руси.

2.2.1. Знакомство…………………………………………………… ……..

2.2.2. Сватовство…………………………………………………… ………..

2.2.3. Смотрины………………………………………………………… …

2.2.4. Сговор……………………………………………………………… ….

2.2.5. Девичник………………………………………………………… ………

2.2.6. Свадебный день…………………………………………………….

2.2.7. Венчание……… ………………………………………………… …..

2.3. Рекрутский обряд…………………………………… ………………

2.4. Похоронный обряд…………………………………… ………………..

Заключение…………………………………………………… ……………..

Список литературы………………………………… ………………………
Введение.

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции, обряды, обычаи России.

Семейно – бытовые обряды являются частью этой народной культуры. Они также подвергнуты исчезновению. Уже сейчас молодое поколение не знает многих обрядов, не знают их суть, значение. А ведь эти обряды играли важную роль в жизни общества.

Целью курсовой работы является углубить знания по предмету «Социально-культурная деятельность». Также, выбрав данную тему, мной была поставлена цель: изучить подробнее и углубить свои знания семейно – бытовых обрядов, которые существуют в России.

Объектом исследования курсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России.

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ: ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ.

1.1. Понятие, возникновение и значение обрядов.

Обряды и праздники это многогранное общественное явление, отражающее как жизнь каждого человека, так и общество в целом. Это особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и общества или стремление к ней.

Обряд – это совокупность установленных действий, в которых воплощаются религиозные представления или бытовые традиции. Это способ передачи определенных идей и представлений в символической форме.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. В связи с этим возникли семейно – бытовые обряды. Их появление было связано с потребностью у населения оберегающих действий от злых духов. Также обряды были направлены на выздоровление,

    1.2.Типология обрядов.

Появление семейно-бытовых обрядов предопределено циклом человеческой жизни. Они подразделяются на родильные, свадебные, рекрутские и похоронные.

Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами.

Свадьба – сложный ритуал, состоящий из обрядовых действий и обрядовой поэзии, выражающий хозяйственные, религиозно-магические и поэтические воззрения крестьян.

Рекрутские обряды возникли в связи с тем, что крестьяне уходили на военную службу на 25 лет. Они были направлены на то, чтобы рекруты прощались с родителями, которых могли больше не увидеть, с невестами, с друзьями, с привычным укладом жизни.

Похоронные обряды направлены на то, чтобы душа усопшего предстала пред Богом в чистоте и непорочности, а также, чтобы покойный не «беспокоил» живых.

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно – бытовые обряды русского народа.

2.1 Родильный обряд.

«Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает. Все старались притворяться незнающими, никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в данную минуту» 1 .

Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Еще задолго от разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца.

Основной смысл родильных обрядов заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденного и роженицы, подвергнуть их магическому «очищению», повлиять благоприятным образом на будущую судьбу, наконец, совершить символический акт приобщения его к семейному коллективу.

В России покровительницами рожениц считались святая Анастасия Узоразрешательница и святая Анна, в день памяти которой(22 декабря) беременным полагалось поститься и запрещалось заниматься какой-либо работой.

По внешнему виду беременной старались определить пол младенца. Такие бытовали приметы- наблюдения: если первые три месяца беременности легки – родится мальчик, тяжелы – девочка; плод – на правой стороне, если мать, сидя, протягивает ногу; коли хорошо ест всякую пищу – родится мальчик; если же охотно слушает песни, выставляет левую ногу, плод в левом боку и причуд много – девочка. Мать левой ногой выступает – мальчик родится, правой – девочка.

Если беременная полнеет или на вопрос, кого она ждет, конфузится, и ее живот во время беременности не изменяет свой округлой формы, то родится девочка. Наоборот, если она не смущается, когда ее спрашивают, и живот ее принимает острую форму «тычком», то родится мальчик.

В старину считали также, что беременной следует избегать всего неприятного и безобразного. Не рекомендовалось глядеть на животных или уродов, которых она часто видела или пугалась.

В гельветических хрониках Семпта рассказывается, как одна римлянка, находившаяся в связи с папой Мартином 4, родила сына «мохнатого, как волчонок, с длинными, как у хищного зверя, когтями». Объясняла она это тем, что у папы было много картин, изображавших различных животных. Во Франции существовала своя версия воздействия на плод: беременным женщинам рекомендовалось посещать Французский институт и смотреть на того ученого, чье поприще она желает избрать будущему дитя. У русских рекомендовалось смотреть на месяц, а не на звезды, и уж как-нибудь постараться, чтобы ребенок не родился в день архангела Гавриила(8 апреля), иначе будет уродлив. А уж зачатие в Пост…Можно смеяться над всеми суевериями, но смотреть на цветы, произведения искусства, слушать классику и читать книги, создающие хорошее настроение, будущим мамам явно не помешает.

Женщинам в положении также не рекомендовалось глядеть на огонь – у ребенка будет родимое пятно; находиться на кладбище и перекрестке; выходить из дома после захода солнца; подходить к строящемуся дому, расчесывать волосы по пятницам; сидеть на пороге дома, на полене и переступать через него. Нельзя есть тайком – ребенок будет вором, есть на ходу – вырастет плаксивым, угощаться заячьим мясом – быть чаду пугливым. А чтобы не родилась двойня – нельзя вкушать сдвоенные плоды.

Для защиты от нечистой силы носили обереги – красные шерстные нитки, лоскутки и пучки разноцветной пряжи, которые завязывали вокруг пальца, руки, шеи, пояса.

По наступлении родов женщина прощалась с домочадцами и оставалась только с бабкой- повитухой. Для облегчения страданий развязывали все узлы на одежде и расплетали косу, отпирали в доме все замки и ящики. Если женщина сильно и долго мучалась, зажигали венчальные свечи перед образами, трижды водили вокруг стола, а мужа заставляли песок боронить. Иногда, чтобы ускорить разрешение от бремени, домашние неожиданно пугали роженицу, крича под окном «Горим! Пожар!». Если женщина мучалась родами двое - трое суток, просили священника отслужить молебен 2 . После благополучного окончания родов повивальная бабка обрезала и завязывала пуповину у ребенка и обмывала его. Когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем.

При рождении девочки воду после первого купания часто выливали в малинник, т.к. малина у славян символизировала красоту. После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье. Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как прилюдно признавал своим детищем. В зажиточных семьях устраивались родильные столы, а крестьяне приготовляли особое пиво. Родильнице преподносили гости подарки, обычно деньгами, при этом приговаривали: «Калач на сосок, да мыла кусок». Почетное место на празднестве по праву принадлежало бабке - повитухе. За услуги роженица делала повитухе какой-либо подарок: фартук, платок, мыло и т.п.


2.3. Рекрутский обряд……………………………………………………

2.4. Похоронный обряд……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

Обряды и обычаи, которые практикуются в масштабах каждой отдельной семьи – удивительный, уникальный и очень мощный, в плане воспитания подрастающего поколения, инструмент.

Семья, в которой нет своих обычаев, к счастью, большая редкость.

Возможно, не каждый сразу сможет перечислить все существующие в его роду традиции, но если немного подумает, то наверняка назовет несколько совершенно особенных моментов быта, присущих именно его семье.

Даже манера здороваться по утрам или приглашать родных к столу в разных семьях разная. Кто-то говорит: «Привет», кто-то – «Доброе утро!», а у кого-то принято просыпаться и молча чмокать в щечку своих домочадцев.

Обычаи и обряды пришли к нам из глубины веков, но и по сегодняшний день играют огромную роль в жизни людей, влияют на характеры, временами даже меняют судьбы.

Есть семья – есть обычай

Семейные обычаи, обряды и традиции – это тот ментальный запас, который вчерашние дети чаще всего берут с собой в свою взрослую жизнь.

Обычаи объединяют людей, делают их терпимее друг к другу, дарят «чувство плеча», то есть – поддержки, учат взаимоуважению.

Также совместные мероприятия способствуют формированию доверия, сплачивают людей, закладывают в детях фундамент семейности, воспитывают нормы поведения.

Основа всех существующих обрядовых процессов – это трудовая деятельность людей, религия, бытовой уклад, способы отдыхать.

Обычаи призваны учить людей хорошему. Они оказывают огромное влияние на моральный, социальный, трудовой и бытовой облик человека, выполняют воспитательную функцию, также знакомят с устоями родного народа, развивают патриотичность.

Все семейные обряды и обычаи условно можно разделить на несколько групп:

повседневные или обычные – к ним относятся принятые в семье приветствия, культура приема пищи, манера общения и т.д.;

– включают в себя традиции планировать, организовывать и проводить праздничные дни;

воскресно-выходные – это обычаи, которые приняты в семье по выходным дням (совместная уборка, воскресный пирог, поход к родным, прием гостей у себя, чаепитие, просмотр фильмов, театр – все, что угодно);

траурные – погребальные, поминальные обряды;

торжественные семейные – традиции празднования больших семейных юбилеев;

хозяйственные – к ним можно отнести, походы за покупками, сбор урожая, уход за питомцами и т.п.;

бытовые – работа по дому, разделение домашних обязанностей;

календарные – создание и соблюдение свода правил проведения различных календарных мероприятий.

Многим молодым парам в день бракосочетания гости желают, чтобы вместе с их новой семьей родились не только детки, но и семейные традиции.

И это очень правильное пожелание – та семья, где есть свои традиции, всегда крепче, в ней люди больше привязаны друг к другу и к дому.

Поэтому если в вашей семье пока нет четких, узнаваемых и уникальных традиций, постарайтесь поскорее исправить ситуацию и непременно придумать несколько обычаев, которые будут неукоснительно соблюдаться и смогут быть переданными из поколения в поколение.

Самые распространенные семейные традиции

В рамках семьи обычаи и обряды могут быть как общепринятыми, так и уникальными, которых больше не встретишь ни в одном доме.

Вот небольшой перечень самых разных традиций, любую из которых взять себе на заметку может каждый желающий. Главное в обычае, это то, чтобы ему с удовольствием следовали все участники процесса.

1. Совместное приготовление любимого в семье блюда – раз в неделю или в месяц, например. Особенно приятной и хорошей традиций считается совместно делать выпечку. Она объединяет поколения, дарит радость, вдохновение.

2. Уборка, перестановка мебели, наведение порядка на придомовой территории и другие бытовые и хозяйственные мероприятия, участие в которых могли бы принимать все члены семьи.

3. Ежегодное создание коллажей из семейного фотоархива.

4. Культурное проведение досуга – воскресные кинотеатры, спектакли, концерты, выставки, ярмарки и т.п.

5. Обычай неординарно проводить праздники, например: встречать их в поезде/автобусе, уезжать в путешествие, выходить на природу, готовить необыкновенное меню.

6. Незаметно подбрасывать маленькие подарки своим родным и близким.

7. Устраивать тематические вечера – настольных игр, чтения юмористических рассказов, разгадывания кроссвордов, песен и плясок.

8. Семейные квесты – очень сближает, расслабляет и дарит позитивные эмоции.

9. Ночные пикники, сон в палатке, рыбалка…

10. Традиции встречать Новый год каждый раз в новом месте.

11. Обязательный рождественский обед с кутей.

12. Выпекание Пасхальных куличей.

13. Соблюдение поминальных дней.

14. Введение особых приветствий и прощаний.

15. Праздник сбора урожая (после непосредственно самого сбора, конечно).

16. Семейные обеды – классика и поэтому являются проверенным обычаем, способным наладить в семье доверительные и теплые отношения.

Список можно долго продолжать. Все традиции, как видно, делятся на общепринятые и сознательно скультивированные в семье.

Она как маленький секрет – объединяет вокруг себя людей, заставляет их крепко держаться друг за дружку, ценить и уважать ближнего. А у вас есть такая?